Методическая разработка «народно-характерный танец с элементами художественной гимнастики»





Скачать 268.67 Kb.
НазваниеМетодическая разработка «народно-характерный танец с элементами художественной гимнастики»
страница1/3
Дата публикации29.06.2014
Размер268.67 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Спорт > Методическая разработка
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ»

Муниципального образования город КРАСНОДАР


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«НАРОДНО-ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ С ЭЛЕМЕНТАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ»
Отришко Оксаны Павловны

2013
Содержание

    1. Особенности современной художественной гимнастики стр. 3

    2. Хореографическая подготовка в художественной гимнастике стр. 5

    3. Народно-характерный танец: стр. 7

    1. Общая характеристика. стр. 7

    2. Структура народно-характерного урока. стр. 11

    3. Позиции рук. стр. 13

    4. Позиции ног. стр. 16

    5. Основные движения народно-характерного танца. стр. 16

    6. Рекомендации к применению народно-характерного танца. стр. 24

Список основной литературы стр. 27

  1. Особенности современной художественной гимнастики.

Художественная гимнастика – это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыку.

Наиболее типичными упражнениями для художественной гимнастики являются упражнения с различными по фактуре предметами (скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой), в сочетании с движениями без предмета, акробатическими упражнениями, элементами танца и хореографии. Эти упражнения наиболее ярко отражают специфику художественной гимнастики и являются ее основным содержанием.

Художественная гимнастика развивается в соответствии с общими закономерностями, присущими спорту в целом. Спортивное мастерство гимнасток слагается из следующих компонентов: трудности программ, композиции и качества исполнения.

Трудность – это суммарная техническая ценность комбинации, определяемая сложностью элементов, соединений и их количеством.

Композиция – порядок размещения элементов в комбинации во времени и пространстве.

Исполнение – реализация первого и второго компонентов в оригинальной гимнастической форме.

В процессе развития спортивного мастерства гимнасток требования к отдельным компонентам были не равнозначны. Однако, в художественной гимнастике должна присутствовать гармония между трудностью, композицией и исполнением.

Важное требование, предъявляемое гимнастке при исполнении композиции – это создание эмоционально-двигательного образа на основе личного восприятия музыки, экспрессии и выразительности при исполнении технически сложных композиций.

Большую роль в творческих поисках композиционных форм соревновательных программ играет музыка. Характер и эмоциональное содержание музыкального произведения должны отвечать индивидуальным особенностям гимнастки (физическим, техническим, психологическим, выразительным, возрастным и т.д.). Чем выше мастерство, музыкальность, культура движений гимнастки, тем больше ее возможности.

Еще одним аспектом исполнительского мастерства гимнасток является хореографическая подготовка. Именно в процессе занятий хореографией у занимающихся воспитывается правильное ощущение красоты движений, способность передавать в них определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства. Хореография позволяет обогатить двигательную культуру гимнасток и расширить арсенал их выразительных средств, повысить артистичность исполнения.

Возрастающая конкуренция на мировом гимнастическом помосте предполагает, что первенство будет сохранятся за теми спортсменками, которые смогут сочетать разноструктурную сложность с виртуозным исполнением и особой выразительностью, эмоциональностью, артистизмом. Поэтому требуется еще более качественный подход к специальной хореографической подготовке, основывающейся на принципах индивидуализации и опережающего развития в постоянно изменяющихся условиях, в которых функционирует гимнастика.
II. Хореографическая подготовка в художественной гимнастике.

Хореография в спорте давно утвердилась как средство специализированной подготовки спортсменов высокого класса, помогающее сделать композиции более яркими, оригинальными, выразительными, зрелищными. Термин «хореография» обобщает как искусство создания танца, так и все разновидности танцевального и мимического искусства. Именно в процессе занятий хореографией гимнастки ближе всего соприкасаются с искусством. Искусство вообще – это отражение действительности в образах; искусство танца – это передача образа посредством движений телом и мимики. Поэтому у занимающихся хореографией гимнасток формируется способность передавать движениями тела определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства, а так же способность создать яркий и выразительный образ.

Кроме того, при занятиях хореографией развиваются выворотность, гибкость, координация, устойчивость, легкий высокий прыжок; вырабатывается правильная осанка; укрепляется опорно-двигательный аппарат и, наконец (что очень важно), - формируется культура движений и умение творчески мыслить. Помимо вышеперечисленного, занятия хореографией способствуют решению ряда общеобразовательных задач. Так применение народно-характерных, историко-бытовых и современных бальных танцев приобщает спортсменок к достояниям культуры различных народов. Использование музыки в уроках знакомит с основами музыкальной грамоты, с произведениями различных композиторов, воспитывает музыкальность и, в конечном итоге, развивает интеллектуальные способности занимающихся художественной гимнастикой.

Хореографическая подготовка в художественной гимнастике включает в себя обучение элементам четырех танцевальных систем:

  • классической;

  • народно-характерной;

  • историко-бытовой;

  • современной.

Осуществляется хореографическая подготовка в форме разминок (уроков) классического, народно-характерного и современного содержания, а также при разучивании танцевальных и спортивно-танцевальных комбинаций.

Хореографическая подготовка в художественной гимнастике – одна из сторон подготовки гимнасток на пути к высшим спортивным достижениям. Отсюда следуют два вывода, которые необходимо учитывать при занятиях хореографией с гимнастками:

1. Хореографическая подготовка в гимнастике является лишь частью учебно-тренировочного процесса и должна быть взаимосвязана с другими видами подготовки гимнасток;

2. Хореографу, работающему с гимнастками необходимо считаться с постоянным дефицитом времени, наличие которого объясняется не только тем, что хореография не является основным видом деятельности спортсменок, но который также связан с различными возрастными рамками (если учащиеся хореографических училищ в 18 лет лишь приступают к работе в театре, то у гимнасток этот возраст является пиком их спортивной карьеры).
III. Народно-характерный танец.

1. Общая характеристика.

Танец появился очень давно. Люди начали двигаться, ритмично ходить, выбивать ритм, водить хороводы даже раньше, чем появилась развитая устная речь. Танец был досугом, который сближал людей. И, как все в нашем мире, танец с течением времени продолжал развиваться и видоизменяться.

Народно-характерный танец недаром так называется. У людей разных континентов, разных частей света и разных стран соответственно формировались разные танцы. «Северный русс не так пляшет как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финны, - писал Н.В. Гоголь, - у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый, у другого, легкий, воздушный». На формирование особенностей танцевальных движений каждого конкретного народа влияло множество факторов. В частности среди них можно назвать: особенности климата и ландшафта местности, где проживает народ, а также особенности его обычаев, костюма, темперамента.

Все эти особенности в комплексе формируют характерные черты народа, которые находят свое отражение в его творчестве, в том числе – в его танцевальном искусстве. Поэтому, в той или иной мере зная характерные особенности отдельных народов, можно достаточно достоверно определить к какому именно народу принадлежит тот или иной танец.

Действительно, можно легко узнать, например, танцы восточных народов. На Востоке главное украшение женщин – скромность, поэтому танцуют восточные женщины с опущенными глазами, носят либо длинные платья (народы Кавказа), либо узкие юбки и шаровары (народы Средней Азии). В первом случае движения их ног не видны, во втором – возможны лишь мелкие шажки, поэтому женский восточный танец строится в основном на движениях рук, плеч, головы, даже глаз. Для украшения нередко используется платок.

Ярким примером влияния на танец климатических особенностей местности являются танцы народов Латинской Америки. Солнце и жара порождают зажигательные ритмы, позволяют людям довольствоваться минимальным количеством одежды и во многом объясняют их беззаботный нрав, результатом чего являются активные, раскрепощенные движения всего тела: плеч, бедер, рук, ног, даже отдельно – кистей и стоп.

Ландшафт местности, как уже говорилось выше, тоже формирует характерные черты народных танцев. В качестве примера можно привести украинские и белорусские танцы. Украина – это широкие степи и поля. Простора много, он фактически неограничен, поэтому, как правило, украинские танцы многолюдны, они отличаются разнообразием рисунков и перестроений. Отсюда и свойственная украинским танцам широта движений, отсюда и их основные движения: бигунец, широкие и мелкие шаги, подскоки, перепрыжки, присядки. Белоруссия – неровная, болотистая местность. Это особенность ее территории породила и основное движение белорусских танцев – подскоки, когда исполнитель как бы перескакивает с кочки на кочку.

Нельзя не упомянуть и влияние на народные танцы обычаев и традиций страны. Например, на Руси издавна главной ценностью считалась земля. Любовь к ней, благодарность породила известные русские дроби. Русские люди верили, что через соприкосновение с землей им передается ее сила. Им в целом было свойственно одушевление природы, и, в частности, одушевление ими лесов привело к поэтичным сравнениям русских девушек с деревьями, такими, например, как ива, осина, береза, рябина, а также с птицами, такими как лебедь, горлица и т.д. Отсюда и свойственные русским лирическим танцам плавность движений, перегибы и наклоны.

Испания издавна отличалась строгостью и воинственностью, результатом чего явились характерная гордая посадка головы и подтянутость корпуса. Длинные строгие одежды женщин породили большое количество танцевальных движений рук и пальцев (примером может послужить знаменитое фламенко). Музыкальность испанского народа и любовь к разнообразным ритмам привела к использованию в танце кастаньет, цимбал и тамбуринов; солнце и жара к использованию веера. Наличие в испанских танцах этих предметов породило характерные движения рук и корпуса.

Можно привести еще не мало примеров влияния образа жизни народа и его характера на его танцевальное искусство. Однако даже перечисленные примеры достаточно убедительны: любой народ узнаваем в своем танце. Происходит это по вполне объективным причинам: народное творчество – это, прежде всего, отражение культурных традиций, носителем которых является народ.

Не смотря на то, что народно-характерный танец возник очень давно, его путь на сцену оказался долгим и трудным. Длительное время истинным искусством считался классический танец, а о народном танце говорили как о «низшем виде искусства». Только в 90-х годах XIX века А. Ширяев по собственное инициативе сделал первую попытку создания характерного экзерсиса. Официально же народно-характерный танец включили в программы хореографических училищ лишь в 20-е годы XX века.

Начало нового этапа в развитии педагогики народно-характерного танца знаменует преподавательская деятельность А. Лопухова. В 1939 году он совместно с А. Ширяемым и А. Бочаровым написал учебник «Основы характерного танца», ставшим первым в мире методическим руководством по данному предмету. Авторы изложили здесь стройную и проверенную на опыте систему характерного тренажа, отличающуюся логической последовательностью упражнений и целесообразным подбором движений.

В последнее время народно-характерный танец широко применяется во многих видах спорта. Для современных спортсменок очень привлекательными являются его эмоциональная насыщенность, яркость, выразительность, а также – его музыкальное сопровождение. Очень часто народная музыка используется при постановке вольных упражнений и женщин в спортивной гимнастике, при постановке упражнений в художественной гимнастике, спортивной аэробике, спортивной акробатике и, кроме того, в фигурном катании и синхронном плавании. В частности, в художественной гимнастике народно-характерный танец применяется с 1934 года, когда при Институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения, в программу которой среди прочих входили такие дисциплины, как историко-бытовой, народно-характерный и пластический танцы. То есть в художественной гимнастике народно-характерный танец стали использовать даже раньше чем классический.

Современные упражнения гимнасток отличаются большой плотностью и насыщенностью. Перед тренером (хореографом) всегда стоит проблема в ограниченное количество времени уместить максимальное количество необходимых элементов наивысшей трудности. Поэтому часто просто не до хореографических изысков, хотя эмоционально насытить упражнение, конечно, нужно. В народно-характерном танце музыка и движение конкретного народа неразрывно связаны, и именно эта связь является залогом эмоциональной яркости и выразительности. Безусловно, гимнастка никогда не будет танцевать на спортивной площадке, как танцуют исполнители народных танцев на сцене (у них разные цели и задачи), однако правильно подсказанные ей нюансы, такие как наклон головы, положение рук, поза, помогли бы решить проблему соответствия музыки и хореографии и достичь максимальной выразительности и эмоциональности исполнения при максимальной технической насыщенности. Кроме того, использование народно-характерного танца в учебно-тренировочных занятиях с гимнастками благотворно влияет на формирование у них координационных, музыкальных и выразительных способностей, а также – на развитие танцевальности и артистичности. Помимо этого народно-характерные танцы можно широко применять и в показательных выступлениях спортсменок.
2. Структура народно-характерного урока.

Народно—характерный урок делится на три достаточно самостоятельные части:

1) Ехегсiсе (экзерсис) у станка. Народно-характерный экзерсис базируется на движениях классического. Но если экзерсис в классике — это движения у станка, которые вырабатывают силу ног, выворотность, устойчивость, развивают эластичность мышц, то цель народно-характерного экзерсиса, помимо вышеперечисленного, изучить и отработать основные элементы на родных танцев, основные положения рук, корпуса, головы, а также в первом приближении познакомиться с народной музыкой. Поэтому в народно-характерном экзерсисе каждое движение исполняется под музыку какой-либо определенной национальности, включает в себя элементы танца данной национальности, и, кроме того, уже у станка начинается работа над умением передать характер народа, его темперамент, особенности его внутреннего мира и душевного состояния.

Упражнения характерного экзерсиса включают в себя повороты стопы и бедер; удары стопой, каблуком, полупальцами; движения на присогнутых ногах; движения свободной стопой; резкие приседания, прыжки, скачки, подскоки; большое значение придается перегибам корпуса и различным рогt dе bгаs (пор дэ бра). Упражнения у палки должны быть построены по принципу чередования движений (расслабление — напряжение, резкие — мягкие и т.д.). Существует определенная последовательность движений народно-характерного экзерсиса:

1. Demi и grand plie (дэми и гран плие).

2. Battement tendu и Battement tendu jete (батман тандю и батман тандю жэтэ).

3. Rond de jambe par terre и rond de pied (рон дэ жамб пар тэр и рон дэ пье).

4. Подготовка к “веревочке” и “веревочка”.

5. Battement fondu (батман фондю).

6. Упражнения со свободной стопой и flic-flac (флик-фляк).

7. Выстукивание в русском характере.

8. Battement developpe (батман дэвлёппэ).

9. Выстукивание в испанском характере.

10. Grand battement jete (гран батман жэтэ).

11. Рогt dе bгаs (пор дэ бра).

2) Народно-характерные этюды на середине. Многие движения, изученные ранее у станка, переносятся на середину зала, где они усложняются, и где к ним добавляются новые движения. На этой основе строятся небольшие танцевальные комбинации, которые занимают от 32-х до 64-х тактов музыки. Исполняются эти комбинации в характерах различных народностей и называются этюдами. Основной задачей этюда является стремление передать в танце характер народа, его темперамент, особенности мироощущения. Большое внимание следует уделять правильной работе рук, так как именно руки придают многим движениям национальную окраску.

3) Народно—характерные танцы на середине. В данном случае танец — это большое, развернутое, законченное танцевальное произведение, в котором могут быть задействованы как один исполнитель, так и несколько. В последнем случае танец включает в себя разнообразные рисунки и перестроения. Кроме того, он может исполняться в парах. Танец может быть как бессодержательным (народный танец в чистом виде), так и содержательным (иметь фабулу). Разумеется, все перечисленные виды танцев исполняются под национальную музыку различных народов с использованием соответствующих характеру музыки движений и положений рук, ног, корпуса, головы.

Все эти три части народно-характерного урока являются достаточно самостоятельными, и нередко при подготовке спортсменов специалисты применяют только одну из них. Однако начинать знакомить учеников с элементами народно-характерных танцев следует, соблюдая определенный порядок: изучение народно-характерных этюдов и танцев на середине начинается после того, как проведена предварительная работа у станка. Движения у станка в данном случае являются своего рода подводящими упражнения ми. По мере освоения всех трех частей народно-характерного урока можно оставить для регулярного использования только одну из них.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка «народно-характерный танец с элементами художественной гимнастики» iconМетодическая разработка недели математики с элементами историзма
В. А. Александрова, Г. Г. Никифорова, учителя математики Ямашевской средней школы Канашского района
Методическая разработка «народно-характерный танец с элементами художественной гимнастики» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности по физической...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с элементами ритмической гимнастики в подготовительной...
Методическая разработка «народно-характерный танец с элементами художественной гимнастики» iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка «народно-характерный танец с элементами художественной гимнастики» iconМетодическая разработка по дисциплине «Управление корпоративными финансами»
Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента, протокол №1 от 29 августа 2009 года
Методическая разработка «народно-характерный танец с элементами художественной гимнастики» iconМетодическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Задачи на совместную работу»
Тип урока: закрепление ранее изученного материала с элементами открытия новых знаний
Методическая разработка «народно-характерный танец с элементами художественной гимнастики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-тренировочные сборы (утс) по художественной гимнастике проводятся с целью пропаганды и популяризации физической культуры,...
Методическая разработка «народно-характерный танец с элементами художественной гимнастики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-тренировочные сборы (утс) по художественной гимнастике проводятся с целью пропаганды и популяризации физической культуры,...
Методическая разработка «народно-характерный танец с элементами художественной гимнастики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-тренировочные сборы (утс) по художественной гимнастике проводятся с целью пропаганды и популяризации физической культуры,...
Методическая разработка «народно-характерный танец с элементами художественной гимнастики» iconХудожественная гимнастика
Соревнования по художественной гимнастике – это большой праздник для спортсменов и вместе с тем интересное зрелище, привлекающее...
Методическая разработка «народно-характерный танец с элементами художественной гимнастики» iconПрограмма по учебному предмету «ПО. 01. Уп. 04. По. 01. Уп. 05. Народно-сценический...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Методическая разработка «народно-характерный танец с элементами художественной гимнастики» iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка «народно-характерный танец с элементами художественной гимнастики» iconРазработка комплекса утренней гимнастики для активизации умственной...
Данное учебно-методическое пособие представляет собой разработку комплексов утренней гигиенической гимнастики. Разработанные комплексы...
Методическая разработка «народно-характерный танец с элементами художественной гимнастики» iconМетодическая разработка по теме
Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета
Методическая разработка «народно-характерный танец с элементами художественной гимнастики» iconЧрезвычайные ситуации военного времени Методическая разработка Н. Новгород 2003
Методическая разработка предназначена для студентов вузов, а также может быть полезной для преподавателей и руководителей объектов,...
Методическая разработка «народно-характерный танец с элементами художественной гимнастики» iconОбразовательная программа хореографического объединения «сююмбика»
Народно-сценический танец с одной стороны искусство профессиональное, но с другой – имеет и народные корни, то есть истоки фольклорные....
Методическая разработка «народно-характерный танец с элементами художественной гимнастики» iconМетодическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования»
Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск