Скачать 307.02 Kb.
|
Программа элективных курсов «Профессиональная ориентация» МОУ «СОШ №11 им. И.А.Кабалина» на 2009-2010 учебный год паспорт программы Наименование Программы Программа элективных курсов «Профессиональная ориентация» МОУ «СОШ №11 им. И.А.Кабалина» на 2009-2010 учебный год Основания для разработки Послание Президента Чувашской РеспубликиН.В.Федорова Государственному СоветуЧувашской Республики от 14 декабря 2009г.Указ Президента Чувашской Республики №18 от29 октября 2004 г. «О дополнительных мерах поинновационному развитию Чувашской Республики»(с изменениями, внесенными Указом ПрезидентаЧувашской Республики от 10 марта 2005 года. №25)Постановление Кабинета министров Чувашской Республики №39 от 21 февраля 2005 года. «О концепции инновационного развития Чувашской Республики» Закон Российской Федерации «Об образовании» Закон Чувашской Республики «Об образовании» Основные разработчики учитель Долгова Е.Н Цель Программы: - Подготовка учащихся к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной творческой личности, процессу её самоопределения и самореализации в будущей профессиональной карьере. Задачи Программы: -формирование актуального для подростков «информационного поля»; - расширить знания учащихся о мире профессий; - дать представления об основах выбора профессии; - помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности; - обучить учащихся объективно оценивать свои способности и возможности, соответствие их требованиям выбранной профессии; - подготовить учащихся к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии; - обучить планированию профессиональной карьеры; - формировать стремление к самопознанию, самосовершенствованию, саморазвитию; - создать предпосылки для формирования ценностно-смысловой, нравственной основы развития будущего профессионала. Сроки и этапы реализации - 2009-2012 годы Программы Перечень основных - Сотрудничество с учебным заведением мероприятий Профессиональная ориентации учащихся. Развитие инновационного потенциала личности. Исполнители -Учитель курсов Школьный психолог Инженерно-педагогические кадры АУ Чувашской Республики НПО «ПУ-2» Минобразования Чувашии. Объем и источники - Общий объем финансирования Программы – финансирования Ожидаемые конечные результаты - Создание условий для развития реализации Программы инновационного потенциала личности и успешной адаптации в социуме, удовлетворение потребностей населения в качественных образовательных услугах, внедрение новых образовательных технологий. Система организации и контроля за исполнением Программы Аннотация Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Как правило, не только низкая культура психологических знаний, но и слабое знакомство с миром современных профессий затрудняет для юношей и девушек выбор жизненного пути. По данным статистических исследований, старшеклассники могут назвать на память лишь 20-30 профессий. Но ведь в мире их гораздо больше! Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимосвязь своего физического развития, своих возможностей, интересов, склонностей, характера и темперамента с выбранной специальностью и теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка как нельзя лучше совпадают с требованием профессии. Помочь ученику решить эту проблему призваны профориентационные курсы. Строя работу по профориентации, педагоги должны не только ориентировать учащегося на определенную профессию и ряд родственных ей специальностей, но и показывать, как высококвалифицированный специалист должен быть психологически готовым к смене специальности, к постоянному повышению квалификации. Сегодня во многих случаях специалист одного профиля заменяет специалиста другого профиля, выполняющего свои обязанности в том же коллективе. Педагог проводит не просто диагностико-коррекционную работу, главной целью которой является подготовка учащихся к своему профессиональному будущему путем направленного формирования необходимых качеств и свойств личности. Решение о выборе профессии должно рождаться в ходе совместной работы. Ведь выбор подростка может меняться, и надо сделать так, чтобы он не растерялся в мире профессий. Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14—15 лет. Согласно ежегодно проводимым исследованиям лишь 10—15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это действительно серьезная проблема, которую, так или иначе, необходимо решать. Было бы неверным оценивать позицию учащихся, опираясь на критерии «хорошо - плохо». Это в корне не правильно! Учащийся, совершая первый профессиональный выбор, приобретает ценный личный опыт. Препятствия вынуждают молодого человека собрать все силы и волю. Формируются необходимые навыки и умения, связанные с преодолением трудностей. Это непременно отразится на благополучии и комфорте подростка как в эмоциональном, так и в личностном планах. Многие выпускники школ и их родители, после окончания школы выбирают для дальнейшего обучения поступление в высшие учебные заведения и оставляют без внимания средние и начальные профессиональные учебные заведения. Выбирают профессии с красивыми названиями, не задумываясь о поиске работы после окончания учебы. По статистике половина выпускников в нашей стране работают не по специальности. Часто это происходит потому, что при выборе будущей профессии для ребенка родители не учитывают, нравится она ему или нет. С поиском работы так же возникают трудности. На сегодняшний день: самые массовые профессии- парикмахер, портной; самая престижная –государственный чиновник; самая опасная – военный. В молодежной среде на первом месте по популярности стоят профессии менеджера и юриста. В качестве наиболее предпочтительных их называют соответственно 96 и 80% учащихся старших классов общеобразовательных школ. На втором месте- профессии: экономист, программист, радиотехник, врач, психолог, торговый работник, бармен. Самые непопулярные у молодежи, несмотря на их достаточную востребовательность на рынке труда: педагоги, строители, токари, милиционеры. Прослеживается огромный спад интереса к рабочей специальности по всей стране. Проведя сравнительный анализ школьных выпусков учащихся 9-11класов за период с 2001 по 2009 годы, выявился серьезный спад интереса к рабочим специальностям. Если в 2001 году 30% выпускников школы после 11класса поступали в профессиональное училище, то в2009 году выпускники выбрали ВУЗы и ССУЗы. Учащиеся после 9 класса имеют пониженный интерес по сравнению с 2001 годом на 20 %. Диаграмма выпуска учащихся 11 классов Диаграмма выпуска учащихся 9 классов Школьный коллектив детей очень разнообразный. Многие из них, начиная уже с восьмого класса, представляют свой профессиональный путь. Как правило, они уверенны в своих знаниях, у них стабильные «четверки» и «пятерки». Родители поддерживают выбор своих детей и нацелены они на получение высшего образования сразу после школы. Но есть и другая категория учащихся, у которых занижена самооценка, они ощущают себя в тени- их потолок- «тройка» и «слабая четверка»- и они затрудняются в выборе будущей профессии. Именно такие дети нуждаются в конкретной помощи в выборе профессионального будущего. Каждый год в школы приходят представители разных учебных заведений. Этот этап еще называют профессиональной агитацией. Повсеместно в этой работе часто наблюдается такой недостаток: выступающие много говорят о достижениях учебного заведения (спортивных, художественных, научных) и мало о том, какие требования предъявляются к личности, какие трудности ожидают студентов, учащихся, в каких условиях им придется работать после окончания учебного заведения. Это приводит к тому, что, поступив в институт, колледж, студенты быстро разочаровываются или не справляются с учебной нагрузкой. Более того, многие поступают "случайно" или "за компанию", уходят, не закончив учебу. Наша школа расположена в районе завода ЗАО «ПРОМТРАКТОР-ВАГОН» главного предприятия нашего города. ЗАО «ПРОМТРАКТОР-ВАГОН» осваивает все новые виды продукции, в частности, новые полувагоны, крытые вагоны для перевозки автомобилей, платформы для перевозки крупнотоннажных контейнеров. Все это требует привлечение людей такой массовой профессии как электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах. Заводу требуются рабочие разных специальностей, требуются молодые энергичные люди, способные быстро и качественно выполнять работу, так всем нам необходимую сегодня. Специальности, востребованные на ЗАО «ПРОМТРАКТОР-ВАГОН» в связи с освоением новых вагонов: -электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах; -фрезеровщики; -слесари по ремонту подвижного состава; -машинисты кранов. Основным поставщиком кадров на завод является АУ Чувашской Республики НПО «ПУ-2» Минобразования Чувашии. Школа тесно сотрудничает с училищем. Педагоги рады принять наших детей, не отрывая от школьной парты, помочь сделать свой первый шаг в выборе профессии и обучить ее азам. Понимая важность проблемы профессиональной подготовки, исходя из интересов учащихся, директор школы совместно с администрацией училища приняло решение расширить сотрудничество введением в учебный процесс элективных курсов по профориентационной работе в 9 классах. Это дало возможность расширить кругозор наших ребят в области профессиональной направленности через встречи с опытным коллективом мастеров производственного обучения. В рамках действующего оглашения учащиеся школы получают основные навыки таких профессий как:
Школьникам предоставляется современная база и соответствующий штат преподавателей, Мы совместно решаем важные задачи профессиональной подготовки учащихся как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору Сотрудничество с заводом ЗАО «ПРОМТРАКТОР-ВАГОН», дает возможность сразу после окончания училища найти свое место на данном предприятии. Сотрудничество с учебным заведением так же гарантирует для выпускников поступление в средние и высшие учебные заведения на льготных условиях, с сокращением сроков обучения. Заключены договора с такими учебными заведениями как Чебоксарский электромеханический техникум, Чебоксарский колледж торговли и коммерции, Чебоксарский Государственный Университет, Московский Автодорожный Инстинут, Чувашский Государственный Педагогический Университет и других учебных заведений. Элективные курсы способствуют выработке практических умений и навыков в тех или иных областях труда, позволяют учащимся проявить свои творческие способности, познать большую радость, которую доставляет человеку работа, ее материальные и духовные результаты. Профессиональное воспитание обеспечивает широкую общеобразовательную, политехническую, профессиональную подготовку, формирование трудолюбия, умение творчески мыслить, формирование личности труженика, отвечающего требованиям современного общества. На уроках ребята узнают о тех профессиях, в которых нуждается город, район, знакомяться с профессиограммами. Во время уроков проводятся индивидуальные, групповые беседы и диагностика по определенной программе. Она рассчитана на 34 занятия (по 1 уроку в неделю) и призвана подготовить 9-классников к переходу на профильное обучение, помочь им в выборе будущей профессии. Цель программы - заложить основы подготовки учащихся к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной творческой личности, процессу её самоопределения и самореализации в будущей профессиональной карьере. Основные задачи программы: -формирование актуального для подростков «информационного поля»; - расширить знания учащихся о мире профессий; - дать представления об основах выбора профессии; - помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности; - обучить учащихся объективно оценивать свои способности и возможности, соответствие их требованиям выбранной профессии; - подготовить учащихся к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии; - обучить планированию профессиональной карьеры; - формировать стремление к самопознанию, самосовершенствованию, саморазвитию; - создать предпосылки для формирования ценностно-смысловой, нравственной основы развития будущего профессионала. Предлагаем вашему вниманию структуру этой программы: Тематика уроков:
Методы и формы занятий: Занятия проходят в виде тестирования, тренингов, диагностики, групповых и индивидуальные консультации, игр. Знакомство учащихся с Канашскими образовательными учреждениями и предполагают разные формы работы ( экскурсии, дни открытых дверей, недели профессий и т.д.) Посещая училище, ребятам рассказывают и показывают тайны профессий, формируют интерес и познание мира. Проводятся совместные уроки производственного обучения, на которых учащиеся школы сами пробуют работать, происходит общение школьников с учащимися училища. Организуются встречи с представителями различных профессий, экскурсии на местные предприятия, обзор учебных заведений Чувашии. Учащиеся трудятся над построением личной профессиональной карьеры. Проводятся циклы занятий, на которых школьники в тетрадях по профориентации заполняют таблицы ответов по разным психодиагностическим методикам. В итоге по каждому ученику накапливается информация, на основе которой можно выводить профконсультатицонную рекомендацию. К проведению консультаций подключается школьный психолог. В конце обучения учащиеся должны будут: - иметь представление о смысле и значении профессиональной деятельности в жизни человека и общества; необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования; - знать сущность и содержание основных терминов и понятий (самоопределение, профессия, специальность, классификация, типы профессий, профессиональные интересы, склонности, способности, профессиограмма, карьера, профессиональная пригодность, личный профессиональный план, самооценка, рынок труда и т.д.); - уметь анализировать информацию о профессиях, раскрывать психологические особенности своей личности; выявлять свои склонности и способности; соотносить свои возможности с требованиями выбранной профессии; - уметь составлять личный профессиональный план, делать самостоятельный, независимый профессиональный выбор с учетом факторов, влияющих на выбор профессии в современных условиях. Предполагаемые результаты: -повышение уровня самоопределения и самореализации учащихся; -сформированность у выпускников значимых личностных качеств, наличие которых предусматривается в каждом виде профессиональной деятельности; -высокий уровень социальной адаптивности выпускников как результат соответствия их индивидуально-психологических особенностей и полученных ЗУН профилю выбираемой специальности. -готовность к профессиональному и социальному самоопределению. По результатам тестирования и опроса в этом году планируется повышение интереса к рабочей специальности. Диаграмма результатов опроса учащихся 9 классов МОУ «СОШ №11 им. И.А.Кабалина»
ПРОГРАММА элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональная ориентация» учитель Долгова Е.Н. на 2009-2010 учебный год Канаш 2009г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа элективных курсов по профориентации призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающая специфику возраста. Правильно сделанный старшим подростком выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Цель курсов - заложить основы подготовки учащихся к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной творческой личности, процессу её самоопределения и самореализации в будущей профессиональной карьере. Основные задачи: -формирование актуального для подростков «информационного поля»; - расширить знания учащихся о мире профессий; - дать представления об основах выбора профессии; - помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности; - обучить учащихся объективно оценивать свои способности и возможности, соответствие их требованиям выбранной профессии; - подготовить учащихся к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии; - обучить планированию профессиональной карьеры; - формировать стремление к самопознанию, самосовершенствованию, саморазвитию; - создать предпосылки для формирования ценностно-смысловой, нравственной основы развития будущего профессионала. Актуальность Во-первых, развитие рыночных отношений в нашей стране предполагает жесткую конкуренцию на рынке рабочей силы. Выигрывает самый знающий и способный (умеющий), одним словом, лучший! Чем быстрее молодой человек разрешит проблемную ситуацию с выбором профессии, тем больше у него будет времени и возможностей для целенаправленного саморазвития, подготовки. Во-вторых, специфика сегодняшнего полного среднего образования заключается в том, что практически повсеместно в 10—11-х классах введено профильное обучение, то есть обучение старшеклассников ориентировано на конкретную профессиональную сферу. В-третьих, на рынке труда появляется все больше новых профессий со своей системой требований к личности кандидата. Информацию об этих профессиях учащиеся либо не имеют вообще, либо имеют в ограниченном, чаще искаженном виде. Данные уроки, безусловно, являются частью той большой работы, которая организуется и проводится в школе в целях профориентации. Характерной особенностью программы является перенос акцента с акта выбора профессии на подготовку к профессиональной карьере путем: - правильной оценки своих природных и приобретенных особенностей; - свойств личности; - формирования реальных представлений о профессиональном мире и социальной обстановке; - отработки и усвоения будущих социальных и профессиональных ролей в учебно-игровых ситуациях. Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и направлена на раскрытие личностного своеобразия каждого подростка и признание его права на самостоятельный поиск профессионального пути. Программа построена как активный диалог с молодыми людьми об их внутреннем мире, стремлениях и возможностях, талантах и способностях, жизненных ценностях. Все это обсуждается в контексте профессионального будущего девятиклассников и созвучно их внутренним переживаниям. В программу включена теоретическая и практическая часть, в виде тестов, игр, экскурсий на предприятия города и уроков производственного обучения на базе профессионального училища. Контроль осуществляется через интерактивные формы: деловая игра, общая дискуссия, построение личного профессионального маршрута. В конечном итоге учащиеся осознают, что выбор карьеры может быть успешным, когда он продуман, самостоятелен и ему предшествует серьезная внутренняя работа. Создание Программы связано с идеей психологической поддержки подростков при решении ими одной из возрастных задач – профессионального самоопределения. Курс построен с учетом возрастных особенностей и потребностей личности в период взросления. Центральным психическим процессом переходного возраста является развитие самосознания. Именно в это время у подростков возникает настоятельная потребность в изучении своих особенностей, в получении достоверной информации о своей личности, обладающей качествами, присущими только ей. Эту потребность вряд ли возможно удовлетворить в рамках преподавания школьных дисциплин, ориентированных, прежде всего, на изучение внешнего, а не внутреннего мира. Поэтому психологические занятия, дающие пищу для размышлений и переживаний, позволяющие узнать о себе что-то новое, иначе увидеть себя в контексте выбора профессии, воспринимаются старшеклассниками с большой заинтересованностью. Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся 9 класса Учащийся должен знать: - Значение профессионального самоопределения; - Требования к составлению личного профессионального плана; - Правила выбора профессии; - Понятие о профессиях и профессиональной деятельности; - Понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; - Понятие об основных свойствах личности (темперамент, свойства нервной системы, внимание, память, мышление и т.д.) Учащийся должен уметь: - Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; - Составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; - Анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности; - Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. Учебный план программы элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение»
|
О безотметочном оценивании элективных курсов в гбоу сош №687 Минобразования России от 13. 11. 03г. №14-51-277/13-03 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего... | О ведении элективных курсов 2013 год Общие положения Настоящее положение регулирует образовательную деятельность в системе предпрофильной подготовки и определяет порядок получения дополнительного... | ||
Положение об обучении учащихся профессионального цикла Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации «О методических рекомендациях... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Порядок разработки, утверждения и структуры рабочих программ учебных курсов, курсов по выбору, элективных курсов (Положение об утверждении... | ||
Программа учебного курса «Искусство устной и письменной речи» Программа учебного курса «Искусство устной и письменной речи» составлена на основе Программы факультативных и элективных курсов С.... | Пояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных... | ||
Положение об элективных курсах предпрофильной подготовки обучающихся моау сош№28 Настоящее положение определяет цели и задачи элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки | Г. Сочи «Профессиональная ориентация младших школьников в учебно-воспитательном процессе» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Расписание учебных курсов, курсов по выбору, элективных занятий, занятий исследовательской и проектной деятельностью на 2013-2014... | Расписание элективных курсов, индивидуальных и групповых занятий | ||
Расписание элективных курсов на 2 четверть 2012-2013 уч год | Рабочая программа по предмету «Классический танец» образовательной... Автор-составитель: преподаватель хореографических дисциплин Ромочкина Анна Владимировна | ||
Поступления в библиотеку в первом квартале 2013 г Место в образовательном процессе: согласно существующей типологии элективных курсов данный курс принадлежит к группе предметно-ориентированных... | Расписание элективных курсов для учащихся 9-х классов мбоу «Копьевская сош» | ||
Материально- техническое обеспечение моу сош с. Клинцовка Место в образовательном процессе: согласно существующей типологии элективных курсов данный курс принадлежит к группе предметно-ориентированных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кирхгофа; воспитательная – профессиональная ориентация учащихся; развивающая – формирование представлений о прикладной направленности... |