Программа учебного курса «Искусство устной и письменной речи»





Скачать 264.6 Kb.
НазваниеПрограмма учебного курса «Искусство устной и письменной речи»
страница1/2
Дата публикации11.08.2015
Размер264.6 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2






Пояснительная записка
Программа учебного курса «Искусство устной и письменной речи» составлена на основе Программы факультативных и элективных курсов С. И. Львовой (Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов / С.И. Львова). — М.: Мнемозина, 2009.

Цель курса заключается в совершенствовании и развитии навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме. В связи с этим ученики должны освоить основные способы оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад); осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному. Кроме того, старшеклассники должны научиться соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка (произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные); уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения. И наконец, учащиеся должны осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. Теоретической основой формирования коммуникативных умений является описание особенностей каждой функциональной разновидности языка, видов речевой деятельности.

Для создания естественных условий для совершенствования речевых навыков предлагается чаще обращаться к такой форме обучения, как семинар. Он может быть организован как заслушивание и последующее обсуждение подготовленных старшеклассниками сообщений, выступлений, докладов по определённой теме (лингвистической, литературоведческой). Работая над таким выступлением, ученик самостоятельно (но, разумеется, под руководством учителя) и последовательно проходит все этапы подготовки речевого высказывания: выбор темы и обдумывание основной мысли; сбор литературы по теме и её анализ; систематизация собранного материала и составление плана; отбор наиболее точных уместных и выразительных средств для точной передач»! мысли в письменной речи (реферат) и устной речи (выступление, доклад).

Программа нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей (ознакомительное, просмотровое, изучающее, реферативное, поисковое и др.), что вооружит старшеклассников способностью свободно ориентироваться в текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах. Предполагается активное использование в обучении Интернет-ресурсов, особенно на этапе сбора и классификации материала по выбранной учеником теме реферата и готовящегося на его основе устного выступления. В связи с этим целесообразно познакомить учеников с основными признаками гипертекста, который широко представлен в информационную эпоху прежде всего в новых информационных и коммуникационных технологиях. Именно гипертекст является объектом Интернет-чтения, а это означает, что школьник должен овладеть специфическими навыками информационно-смысловой переработки Интернет-публикаций, научиться пользоваться разнообразными гипертекстовыми контекстными ссылками, понимать смысл графических выделений, что формирует способность не только получать разнообразную информацию, но и общаться в виртуальном пространстве. Нужно иметь в виду, что успешное овладение чтением как видом речевой деятельности обеспечивает и результативное использование элементарных форм дистанционного обучения с использованием гипертекстовых электронных справочников, электронных учебников, Интернет-ресурсов.

Таким образом, учебный курс должен помочь в достижении общекультурного уровня современного человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы и свободно владеющего информационными коммуникационными технологиями. В связи с этим большое внимание на занятиях должно быть уделено формированию коммуникативных общеучебных умений, обеспечивающих результативность интерактивного общения. Старшеклассник должен по возможности овладеть разными формами такого общения: электронная почта, электронная конференция, виртуальный класс (чат), обмен файлами и др. Кроме того, целесообразно привлекать в работе гипертекстовые электронные учебники, которые содержат задания на самопроверку и интерактивные тексты, разнообразные задания коммуникативного характера и справочный материал.

Прослушивание на занятии доклада одноклассника, осмысление услышанного, фиксация на письме основных положений выступления в виде таблицы, плана, схемы, конспекта, необходимость дать аргументированный анализ (рецензию) услышанного доклада, поиски уместных цитат из разных источников, подтверждающих или опровергающих определённые положения докладчика, способствует комплексному совершенствованию всех видов речевой деятельности в естественной среде.

В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений, навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание её достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т. п.

Программа курса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю в 10 классе, 1 час в неделю, 34 часа в год в 11 классе.

Формы контроля:

тестирование, проектирование, письменный ответ на проблемный вопрос, различные виды анализа текста, выразительное чтение наизусть и др.

Содержание курса 10 класса
Функциональные разновидности русского языка (16ч)

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как функциональные разновидности современного русского языка.

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлечённость и обобщённость, объективность изложения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Учебно-научный стиль. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Культура учебно-научного общения (устная и письменная формы).

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально- делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписываюншй характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма делового документа. Культура официально-делового общения (устная и письменная формы).

Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочное. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.

Понятие публичной речи. Основные качества публичной речи: правильность (владение нормами литературного языка), точность, ясность, выразительность (воздействие речи на эмоции и чувства слушающих), богатство речи, содержательность, логичность, уместность (соответствие слов и выражений целям и условиям произнесения речи).

Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

Виды речевой деятельности (6 ч)

Речь как деятельность.

Фазы речевой деятельности: мотивационно - ориентировочная, планирующая, исполнительная, контрольная.

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

Чтение как вид речевой деятельности. Использование разных видов чтения (ознакомительного, изучающего, просмотрового и др. ) в зависимости от коммуникативной задачи. Приёмы работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; адекватное восприятие информации, выраженной как явно, так и в скрытой форме; овладение приемами, повышающими эффективность слушания устной монологической речи; применение правил эффективного слушания в ситуации диалога.

Говорение как вид речевой деятельности. Монологические и диалогические высказывания. Диалог различных видов. Способы адекватного реагирования на обращенную речь, вступления в речевое общение, привлечения внимания собеседника, поддержания или завершения разговора и т. п. Соблюдение этики речевого взаимодействия в спорах и диспутах.

Письмо как вид речевой деятельности. Содержание письменного высказывания и его языковое оформление. Культура письма.

Особенности устной и письменной речи (12ч)

Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя. Повторы, прерывистость речи — типичные свойства устного высказывания. Диалог и монолог как разновидности устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. д.

Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению устного высказывания.

Риторика как искусство мыслить и говорить. Из истории русского ораторского искусства.

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (буквы, знаки препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. п. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статье, репортажи, сочинения (разные типы), конспект, план, реферат и т п.

Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению письменного высказывания. Образцы русской письменной речи.

Речевая культура использования технических средств коммуникации (телефон, мобильный телефон, компьютер, телефакс, электронная почта и др.).

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.


№ п/п

Разделы курса

Количество часов

1

Функциональные разновидности русского языка

16

2

Виды речевой деятельности

6

3

Особенности устной и письменной речи

12




Итого

34


Содержание курса 11 класса
Сбор материала для письменного и устного высказывания (5 ч)

Выбор темы реферата (доклада) и обдумывание основной мысли.

Выбор коммуникативной стратегии: анализ речевой ситуации, оценка будущих слушателей/читателей, предстоящей речевой обстановки, осознание цели будущего высказывания (письменного или устного).

Работа над содержанием речи: сбор и систематизация материала для будущего высказывания. Анализ литературы по теме: составление библиографии, отбор книг, статей, Интернет-публикаций по теме; их чтение и составление конспектов (полных или сжатых), тезисов, аннотаций и т. п. Конспектирование лекций учителя на заданную тему, особенности письменной передачи текста, воспринимаемого на слух.

Организация самостоятельной поисковой деятельности с использованием ресурсов Интернета в процессе подбора материала по теме реферата (выступления).

Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отраженными в прочитанных текстах, в прослушанных выступлениях, докладах, лекциях по теме. Выделение главной и второстепенной информации.

Отбор наиболее удачных и ярких доказательств основной мысли в соответствии с целью и ситуацией речевого общения. Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы.

Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации.

Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании 6 ч.

Систематизация и структурирование собранного по теме материала, составление предварительного плана.

Продумывание композиции высказывания: вступления, главной части, заключения.

Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления. Особенности вступления и заключения публичного выступления.

Основная часть речевого высказывания. Подчинённость доказательств главной идее текста. Обдумывание последовательности в изложении доказательств как условие развития главной мысли высказывания. Логические формы и приёмы изложения (дедукция, индукция, аналогия). Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов.

Заключение и основная мысль текста (устного и письменного). Функция заключения, варианты заключений.

Смысловые части письменного текста и абзац. Разные способы связи частей текста и предложений.

Смысловые части устного высказывания и интонационные средства их связи.

Логичность и упорядоченность мысли как требование к письменному и устному речевому высказыванию. Риторические вопросы, вопросно-ответный ход как способ развития мысли текста.

Причинно-следственные отношения и способы их выражения в речи (лексические, синтаксические). Языковые средства, подчеркивающие движение мысли в письменном тексте.

Использование специфических средств письма для точной передачи мысли; абзац, знаки препинания, заглавные буквы и др.

Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли. Стили произношения (нейтральный, высокий и разговорный) и их особенности и уместность использования в разных ситуациях общения.

Уместное использование интонации, мимики и жестов как условие точности, правильности и выразительности устной речи.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебного курса «Искусство устной и письменной речи» iconРабочая программа Рыжковой Ларисы Алексеевны 2 квалификационная категория...
Рабочая программа элективного курса «Искусство устной и письменной речи» для 10 класса основана на Программе элективного курса «Искусство...
Программа учебного курса «Искусство устной и письменной речи» iconУпотребление причастий в устной и письменной речи
Цель урока: Формирование эстетического сопереживания произведениям искусства, развитие устной и письменной речи. Использование причастий...
Программа учебного курса «Искусство устной и письменной речи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Признаки устной и письменной речи. Сравнительная характеристика устной и письменной речи. Знаки препинания при диалоге
Программа учебного курса «Искусство устной и письменной речи» iconРабочая программа по учебному курсу «Искусство устной и письменной речи» 12 класс
Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа №35»
Программа учебного курса «Искусство устной и письменной речи» iconПрограмма курса Цель курса
Курс “Русский язык и культура речи нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в разных...
Программа учебного курса «Искусство устной и письменной речи» iconРабочая программа элективного курса «Искусство устной и письменной речи»
И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева. Русский язык. Типовые тестовые задания. Москва, «Экзамен» 2015, Г. Т. Егораева. Подготовка к выполнению...
Программа учебного курса «Искусство устной и письменной речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 1 «Практика устной...
ДС. Ф. 1 «Практика устной и письменной речи по второму иностранному языку (французский язык)»
Программа учебного курса «Искусство устной и письменной речи» iconУчебная программа по риторике для 2-го курса Московской Духовной Семинарии введение
Обучение приемам самостоятельного построения основных видов публичной устной и письменной речи
Программа учебного курса «Искусство устной и письменной речи» iconРабочая программа дополнительного учебного курса «Культура речи....
Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с фгос в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла
Программа учебного курса «Искусство устной и письменной речи» iconПрограмма дисциплины «Немецкий язык» (второй иностранный язык)
Цель курса – развитие навыков чтения, аудирования, устной и письменной речи, необходимых для общения на непрофессиональные темы
Программа учебного курса «Искусство устной и письменной речи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работать над повышением грамотности устной и письменной речи учащихся в ходе проговаривания алгоритма нахождения процентов от числа...
Программа учебного курса «Искусство устной и письменной речи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная – познакомить с разнообразным употреблением местоимений в устной и письменной речи; научить правильно использовать...
Программа учебного курса «Искусство устной и письменной речи» iconУрок в 5-м классе по развитию речи «Что изучает стилистика»
Цель урока: развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи
Программа учебного курса «Искусство устной и письменной речи» iconПояснительная записка Основные цели и задачи курса. Программа курса...
О на профилактику и преодоление указанных речевых недостатков, которые, в противном случае, могут привести к серьезным затруднениям...
Программа учебного курса «Искусство устной и письменной речи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: углубление знаний о способах передачи чужой речи. Отработка навыка правильной устной и письменной диалогической речи
Программа учебного курса «Искусство устной и письменной речи» iconУтверждаю: Директор школы Г. Н. Климова требования к устной и письменной...
Цель: научить различать стили литературного языка, развивать устную и письменную речь учащихся, воспитать любовь и уважение к русскому...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск