Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 35»
РАССМОТРЕНА
на заседании школьного МО учителей
гуманитарного цикла
Протокол
от «28» июня2013г.
№ 6
| СОГЛАСОВАНА
заместитель директора по УВР Шмакова А.В.
«28» июня 2013 г.
| ПРИНЯТА
на заседании педагогического совета школы
Протокол от
«29» августа 2013 г.
№ 1
| УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МБВСОУ «ОСОШ №35
от «30 » августа 2013 г.
№ 150
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Искусство устной и письменной речи»
12 класс
Составитель:
Игнатьева Ольга Олеговна, учитель русского языка и литературы
Старый Оскол – 2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Искусство устной и письменной речи» 12 класса составлена на основе авторской программы С.И.Львовой (Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11 классы. Основной курс. Элективные курсы. / С. И. Львова.-М: «Мнемозина», 2009 г.)
Цель - совершенствование и развитие навыков, способствующих делать устную и письменную речь содержательной, правильной, выразительной, воздействующей на окружающих.
Задачи:
создавать тексты различных стилей и жанров;
соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного литературного языка; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному.
осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать и редактировать свой текст.
Согласно Типовому положению о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 г., №1237, с изменениями от 09.09.1996 г., 20.07.2007 г.) срок освоения образовательных программ на старшей ступени обучения составляет 3 года. В соответствии с этим документом, авторская программа элективного курса 10-11 класса (базовый уровень) реализуется в 10, 11 и 12 классах. Продолжительность учебного года, согласно Типовому положению школы, составляет 36 недель. По учебному плану школы на освоение учебного курса «Искусство устной и письменной речи» отводится в 10 классе - 1 час в неделю, в 11, 12-х классах – 0,5 часа. Всего за 3 года - 72 часа, по авторской - 68 часов.
Учителем были внесены изменения:
1) добавлено 3 часа на тему «Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств»
2) уменьшены часы на публичную защиту реферата
Распределение часов авторской программы реализуется следующим образом:
№ п/п
| Разделы, темы
| Кол-во часов по авторской программе
| Кол-во часов по рабочей программе 10 кл
| Кол-во часов по рабочей программе 11 кл
| Кол-во часов по рабочей программе 12 кл
| 1
| Функциональные разновидности русского языка
| 16
| 17
|
|
|
| Научный стиль
|
|
|
|
|
| Официально-деловой стиль
|
|
|
|
|
| Публицистический стиль
|
|
|
|
|
| Разговорная речь
|
|
|
|
|
| Язык художественной литературы
|
|
|
|
| 2
| Виды речевой деятельности
| 6
| 6
|
|
| 3
| Особенности устной и письменной речи
| 12
| 13
|
|
| 4
| Особенности устной речи
|
|
|
|
| 5
| Особенности письменной речи
|
|
|
|
| 6
| Сбор материала для устного и письменного высказывания.
| 5
|
|
8
|
| 7
| Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании.
| 6
|
|
10
|
| 8
| Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств.
| 6
|
|
|
9
| 9
| Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя
| 6
|
|
|
6
| 10
| Публичная защита реферата
| 10
|
|
| 3
|
| Итого:
| 68
| 36
| 18
| 18
|
Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения элективного курса ученик должен:
освоить основные способы оптимизации речевого общения: создать тексты различных стилей и жанров;
осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога и диалога;
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; научится соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка.
речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты
Календарно - тематическое планирование учебного курса
«Искусство устной и письменной речи», 12 класс.
-
№
|
Наименование раздела и темы
| Часы учебн.
времени
| Плановые сроки прохожде-ния
| Примеча-ние
| Точность и правильность письменного и устного высказывания,
уместность используемых средств (9 ч)
| 1.
| Работа над точностью и правильностью речевого высказывания.
| 1
|
|
| 2.
| Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли.
| 1
|
|
| 3-4
| Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).
| 2
|
|
| 5
| Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфографический, орфоэпический, толковый, словарь грамматических трудностей, словарь и справочники по русскому правописанию.
| 1
|
|
| 6
| Уместное использование языковых средств с учетом особенностей речевой ситуации. Уместное использование жестов, мимики, телодвижений и позы в разных ситуациях устного общения.
| 1
|
|
| 7-8
| Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, ясности и стилистической уместности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов, языковых средств, наиболее подходящий в данной речевой ситуации.
| 2
|
|
| 9
| Оценка точности, чистоты, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.
| 1
|
|
| Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя (6 ч)
| 10
| Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи: звуковой строй языка.
| 1
|
|
| 11
| Использование в письменном высказывании средств эмоционального воздействия на читателя.
| 1
|
|
| 12
| Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи. Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя.
| 1
|
|
| 13
| Использование в публичном выступлении средств эмоционального воздействия на слушателя. Интонационные особенности предложений, содержащих стилистические фигуры. Употребление их в устной речи.
| 1
|
|
| 14
| Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоционального воздействия на слушателя.
| 1
|
|
| 15
| Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
| 1
|
|
| Публичная защита реферата (3 ч)
| 16
| Психолого-физиологическая подготовка к выступлению. Репетиция речи. Выработка уверенности в себе. Продумывание внешнего вида.
| 1
|
|
| 17
| Психологическая готовность к трудностям публичного выступления.
| 1
|
|
| 18
| Основные критерии оценки выступления на защите реферата: содержательность; соответствие языковым нормам; выразительность речи; успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения реферата.
| 1
|
|
|
Содержание курса
Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств (6 ч)
Работа над точностью и правильностью речевого высказывания
Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли.
Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные). Вариативность норм.
Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфографический, орфоэпический, толковый, словарь грамматических трудностей, словарь и справочники по русскому правописанию.
Уместное использование языковых средств с учетом особенностей речевой ситуации. Уместное использование жестов, мимики, телодвижений и позы в разных ситуациях устного общения.
Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, ясности и стилистической уместности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов, языковых средств, наиболее подходящий в данной речевой ситуации.
Оценка точности, чистоты, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.
Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя (6 ч)
Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи: звуковой строй языка; лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слова, антонимия и др.
Использование в письменном высказывании средств эмоционального воздействия на читателя.
Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи: риторическое обращение, инверсия, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, оксюморон, градация, эллипсис, умолчание и т. д. Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя.
Использование в публичном выступлении средств эмоционального воздействия на слушателя. Интонационные особенности предложений, содержащих стилистические фигуры. Употребление их в устной речи.
Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоционального воздействия на слушателя.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Публичная защита реферата (10 ч)
Психолого-физиологическая подготовка к выступлению. Репетиция речи. Выработка уверенности в себе. Продумывание внешнего вида.
Психологическая готовность к трудностям публичного выступления.
Основные критерии оценки выступления на защите реферата: содержательность; соответствие языковым нормам; выразительность речи; успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения реферата. Учебно – методическая литература
Язык в речевом общении: Книга для учащихся./ Львова С. И. — М., 1992.
Культура речи и русская грамматика./ Милославский И. Г. —М., 2002
Риторика./ Вагаков Д. — М., 2001.
Занимательная стилистика./ Голуб И. Б., Розенталь Д. Э — М., 1989.
|