Употребление причастий в устной и письменной речи





Скачать 59.27 Kb.
НазваниеУпотребление причастий в устной и письменной речи
Дата публикации19.09.2014
Размер59.27 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Употребление причастий в устной и письменной речи

Подготовка к сочинению - описанию романса А.П. Бородина «Спящая княжна»

Тип урока: интегрированный: русский язык, музыка, ИЗО, МХК

Цель урока: Формирование эстетического сопереживания произведениям искусства, развитие устной и письменной речи. Использование причастий для передачи пафоса, торжественности, краткости речи.

Оборудование урока: музыкальный центр, портрет А.П. Бородина, мультимедийный проектор для демонстрации фотографий, текста, репродукций.

Раздаточный материал: Текст А. Бородина к романсу «Спящая княжна»

Ход урока:

Слово учителя (или специально подготовленного ученика) об использовании причастий и причастных оборотов в разных стилях речи:

Мы знаем, что причастие – это особая форма глагола, обладающая свойствами глагола и прилагательного.

Соединяя в себе черты прилагательного и глагола, причастие является важнейшим средством выразительности. Оно не только образно характеризует предмет (свойство прилагательного), но представляет его признак в динамике (свойство глагола).

Причастия являются принадлежностью литературного языка, они отсутствуют в диалектах, почти не встречаются в обычной разговорной речи, т.к. слишком резки и труднопроизносимы (в разговорном стиле мы можем встретить лишь краткие причастия прошедшего времени страдательного залога). Об этом писал еще А.С.Пушкин: «Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр. – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом»[1].

Использование причастий свидетельствует о принадлежности текста к книжному стилю речи. Для разных стилей книжной речи (художественного, публицистического, научного) полные причастия представляют собой одно из необходимейших средств, которое используется исключительно широко. Это связано с тем, что причастия способствуют сжатости речи, давая возможность заменять придаточные предложения причастными оборотами.

В газетной речи, в научных работах почти всегда предпочитаются обороты с причастиями.

«Книжность» причастий объясняется их историей: они восходят к старославянскому языку и поэтому издавна были принадлежностью письменной речи. В поэзии XVIII в. обилие причастий было отличительной чертой «высокого штиля».

В художественном стиле причастия часто получают метафорическое значение, что связано с утратой глагольных признаков. Они передают авторское отношение, создают настроение текста, придают художественному тексту особую выразительность. Причастия помогают сделать речь яркой, краткой, как говорил М.В. Ломоносов, «служат к сокращению человеческого слова»(2).

Причастия требуют не только теоретического рассмотрения, но и выработки практических навыков по их использованию.

Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению-описанию романса А.П. Бородина «Спящая княжна». Композитор сам написал текст к этому романсу, основываясь на сказочных мотивах о прекрасной царевне, усыпленной по воле злых сил, чары которых может расколдовать только могучий богатырь.


Подготовленный ученик читает текст:


Спит, спит в лесу глухом,

Спит княжна волшебным сном,

Спит под кровом темной ночи,

Сон сковал ей крепко очи,

Спит, спит.
Вот и лес глухой очнулся,

С диким смехом вдруг проснулся

Ведьм и леших шумный рой

И промчался над княжной.
Лишь княжна в лесу глухом

Спит все тем же мертвым сном.

Спит, спит.
Слух прошел, что в лес дремучий

Богатырь придет могучий,

Чары силой сокрушит,

Сон волшебный победит

И княжну освободит,

Освободит.
Но проходят дни за днями,

Годы идут за годами…

Ни души живой кругом,

Все объято мертвым сном.
Так княжна в лесу глухом

Тихо спит глубоким сном;

Сон сковал ей крепко очи,

Спит она и дни и ночи,

Спит, спит.
И никто не знает,

Скоро ль час ударит

Пробужденья.

А теперь послушаем сам романс. Включаю запись.

После прослушивания беседа по вопросам:

  • Каков характер музыки, что она вам напоминает?
    (Народную колыбельную песню. Музыка спокойная, убаюкивающая).

  • Всегда ли мелодия звучит так спокойно и тихо? (Нет, иногда она вдруг как будто взрывается: звучит быстрее и громче)

  • Сколько же музыкальных тем в романсе? (Две: первая тема – спящей княжны, вторая – темного леса, где летает шумный рой ведьм и обсуждается приход богатыря).

  • Сколько раз звучит тема спящей княжны? (Трижды).

Эта тема, ребята, является рефреном произведения. А музыкальная форма, построенная на повторности, называется формой рондо.

  • Составьте простой план развития музыкальных тем.

  1. Спящая княжна

  2. Лес проснулся

  3. Княжна спит

  4. Слух о богатыре

  5. Мертвый сон княжны




    • Сейчас я включу романс еще раз, запишите рабочий материал по ходу слушания. Внимание! Используем причастия!

Вот что у нас получилось после проверки (в процессе чтения на доске или проекторе появляется запись):

Успокаивающая мелодия, волнующая музыка, ускоряющийся темп, настораживающий характер, замедляющийся темп, стихающий ветер, увлекающий сюжет, покачивающаяся колыбельная, связанная с темой, спящая княжна, сочетающаяся с характером, угрожающая княжне, пропадающая вдалеке, несбывшиеся надежды, отличающийся характер, нарастающий темп, сопровождающая текст, чарующие звуки, перетекающие друг в друга, переходящий в сказку, сопровождающий романс, умиротворяющие, завораживающие звуки, захватывающий сюжет, не отпускающий ни на минуту.

  • А теперь включите причастия в предложения.

В романсе очень интересно меняется настроение. Поначалу идет сонная, мерно покачивающаяся мелодия, связанная с темой княжны, спящей непробудным сном в лесу . (Пример учителя )

Затем звучит следующая тема, рассказывающая нам о лесной нечисти, о ведьмах и леших, проносящихся над княжной. (Гуляева Е.)

Я услышала плавную, покачивающуюся мелодию и сразу погрузилась в мир снов и сказок. (Осминина Д.)

  • Как можно начать сочинение?

Так случилось, что это один из немногих романсов, которые мне довелось слушать, и он произвел на меня очень сильное впечатление (Ясинская Э).

  • А закончить?

Мне очень понравился этот романс, и я надеюсь, что наш класс услышит ещё много разных произведений на уроках русского языка. (Долгих В.)

Если прислушаться, то можно услышать крики проносящихся мимо ведьм. Но хаос проходит, и снова наступает тишина. Все вокруг засыпает… А княжна, не проснувшаяся даже от страшного шума нечистой силы, продолжает спать, словно бездыханная. Эта мелодия говорит не только о княжне. Возможно, за этим образом скрывается вся Русь, спящая долгим сном. (Литвинчук Е.)

Мне представляется, что княжна – это Русь, которую разбудит сильный, смелый богатырь, не боящийся болотной нечисти. (Градус А.) Дома дети писали сочинение по прослушанному произведению.

Использованная литература:

[1] Пушкин А.С. Письмо к издателю. – В кн.: Русские писатели о языке. Л.,

1954

[2] Ломоносов М.В. Российская грамматика. – Полное собрание сочинений:

Труды по философии. Т. 7. М.; Л., 1952, с. 407

Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка., М., 1976

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Употребление причастий в устной и письменной речи iconРабочая программа Рыжковой Ларисы Алексеевны 2 квалификационная категория...
Рабочая программа элективного курса «Искусство устной и письменной речи» для 10 класса основана на Программе элективного курса «Искусство...
Употребление причастий в устной и письменной речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Признаки устной и письменной речи. Сравнительная характеристика устной и письменной речи. Знаки препинания при диалоге
Употребление причастий в устной и письменной речи iconУрок по немецкому языку. Тема: Страноведческая информация
Цели: активизировать употребление изученного материала в устной и письменной речи
Употребление причастий в устной и письменной речи icon«Я заменяю имена…» Употребление местоимений в речи
Цель урока: проверить усвоение специфики местоимений как средства связи предложений в тексте; отработка навыков употребления местоимений...
Употребление причастий в устной и письменной речи iconТема: Обращение. Употребление обращений в устной и письменной речи
...
Употребление причастий в устной и письменной речи iconКонспект урока русского языка в 9 классе по теме: «наблюдение за...
Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея
Употребление причастий в устной и письменной речи iconПрограмма учебного курса «Искусство устной и письменной речи»
Программа учебного курса «Искусство устной и письменной речи» составлена на основе Программы факультативных и элективных курсов С....
Употребление причастий в устной и письменной речи iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 1 «Практика устной...
ДС. Ф. 1 «Практика устной и письменной речи по второму иностранному языку (французский язык)»
Употребление причастий в устной и письменной речи iconУрок русского языка по теме «Употребление причастий в речи»
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерная презентация, карточки с заданиями, распечатки с дополнительным материалом, доска,...
Употребление причастий в устной и письменной речи iconУрок в 5-м классе по развитию речи «Что изучает стилистика»
Цель урока: развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи
Употребление причастий в устной и письменной речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работать над повышением грамотности устной и письменной речи учащихся в ходе проговаривания алгоритма нахождения процентов от числа...
Употребление причастий в устной и письменной речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная – познакомить с разнообразным употреблением местоимений в устной и письменной речи; научить правильно использовать...
Употребление причастий в устной и письменной речи iconУтверждаю: Директор школы Г. Н. Климова требования к устной и письменной...
Цель: научить различать стили литературного языка, развивать устную и письменную речь учащихся, воспитать любовь и уважение к русскому...
Употребление причастий в устной и письменной речи iconВ технике устной речи умет: отвечать на вопросы различного характера; владеет
В технике письменной речи овладел новым видом письменных работ – отзыв на прочитанную книгу
Употребление причастий в устной и письменной речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: углубление знаний о способах передачи чужой речи. Отработка навыка правильной устной и письменной диалогической речи
Употребление причастий в устной и письменной речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающие: Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить умению распознавать местоимения в речи (устной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск