Скачать 59.27 Kb.
|
Употребление причастий в устной и письменной речи Подготовка к сочинению - описанию романса А.П. Бородина «Спящая княжна» Тип урока: интегрированный: русский язык, музыка, ИЗО, МХК Цель урока: Формирование эстетического сопереживания произведениям искусства, развитие устной и письменной речи. Использование причастий для передачи пафоса, торжественности, краткости речи. Оборудование урока: музыкальный центр, портрет А.П. Бородина, мультимедийный проектор для демонстрации фотографий, текста, репродукций. Раздаточный материал: Текст А. Бородина к романсу «Спящая княжна» Ход урока: Слово учителя (или специально подготовленного ученика) об использовании причастий и причастных оборотов в разных стилях речи: Мы знаем, что причастие – это особая форма глагола, обладающая свойствами глагола и прилагательного. Соединяя в себе черты прилагательного и глагола, причастие является важнейшим средством выразительности. Оно не только образно характеризует предмет (свойство прилагательного), но представляет его признак в динамике (свойство глагола). Причастия являются принадлежностью литературного языка, они отсутствуют в диалектах, почти не встречаются в обычной разговорной речи, т.к. слишком резки и труднопроизносимы (в разговорном стиле мы можем встретить лишь краткие причастия прошедшего времени страдательного залога). Об этом писал еще А.С.Пушкин: «Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр. – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом»[1]. Использование причастий свидетельствует о принадлежности текста к книжному стилю речи. Для разных стилей книжной речи (художественного, публицистического, научного) полные причастия представляют собой одно из необходимейших средств, которое используется исключительно широко. Это связано с тем, что причастия способствуют сжатости речи, давая возможность заменять придаточные предложения причастными оборотами. В газетной речи, в научных работах почти всегда предпочитаются обороты с причастиями. «Книжность» причастий объясняется их историей: они восходят к старославянскому языку и поэтому издавна были принадлежностью письменной речи. В поэзии XVIII в. обилие причастий было отличительной чертой «высокого штиля». В художественном стиле причастия часто получают метафорическое значение, что связано с утратой глагольных признаков. Они передают авторское отношение, создают настроение текста, придают художественному тексту особую выразительность. Причастия помогают сделать речь яркой, краткой, как говорил М.В. Ломоносов, «служат к сокращению человеческого слова»(2). Причастия требуют не только теоретического рассмотрения, но и выработки практических навыков по их использованию. Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению-описанию романса А.П. Бородина «Спящая княжна». Композитор сам написал текст к этому романсу, основываясь на сказочных мотивах о прекрасной царевне, усыпленной по воле злых сил, чары которых может расколдовать только могучий богатырь. Подготовленный ученик читает текст: Спит, спит в лесу глухом, Спит княжна волшебным сном, Спит под кровом темной ночи, Сон сковал ей крепко очи, Спит, спит. Вот и лес глухой очнулся, С диким смехом вдруг проснулся Ведьм и леших шумный рой И промчался над княжной. Лишь княжна в лесу глухом Спит все тем же мертвым сном. Спит, спит. Слух прошел, что в лес дремучий Богатырь придет могучий, Чары силой сокрушит, Сон волшебный победит И княжну освободит, Освободит. Но проходят дни за днями, Годы идут за годами… Ни души живой кругом, Все объято мертвым сном. Так княжна в лесу глухом Тихо спит глубоким сном; Сон сковал ей крепко очи, Спит она и дни и ночи, Спит, спит. И никто не знает, Скоро ль час ударит Пробужденья. А теперь послушаем сам романс. Включаю запись. После прослушивания беседа по вопросам:
Эта тема, ребята, является рефреном произведения. А музыкальная форма, построенная на повторности, называется формой рондо.
Вот что у нас получилось после проверки (в процессе чтения на доске или проекторе появляется запись): Успокаивающая мелодия, волнующая музыка, ускоряющийся темп, настораживающий характер, замедляющийся темп, стихающий ветер, увлекающий сюжет, покачивающаяся колыбельная, связанная с темой, спящая княжна, сочетающаяся с характером, угрожающая княжне, пропадающая вдалеке, несбывшиеся надежды, отличающийся характер, нарастающий темп, сопровождающая текст, чарующие звуки, перетекающие друг в друга, переходящий в сказку, сопровождающий романс, умиротворяющие, завораживающие звуки, захватывающий сюжет, не отпускающий ни на минуту.
В романсе очень интересно меняется настроение. Поначалу идет сонная, мерно покачивающаяся мелодия, связанная с темой княжны, спящей непробудным сном в лесу . (Пример учителя ) Затем звучит следующая тема, рассказывающая нам о лесной нечисти, о ведьмах и леших, проносящихся над княжной. (Гуляева Е.) Я услышала плавную, покачивающуюся мелодию и сразу погрузилась в мир снов и сказок. (Осминина Д.)
Так случилось, что это один из немногих романсов, которые мне довелось слушать, и он произвел на меня очень сильное впечатление (Ясинская Э).
Мне очень понравился этот романс, и я надеюсь, что наш класс услышит ещё много разных произведений на уроках русского языка. (Долгих В.) Если прислушаться, то можно услышать крики проносящихся мимо ведьм. Но хаос проходит, и снова наступает тишина. Все вокруг засыпает… А княжна, не проснувшаяся даже от страшного шума нечистой силы, продолжает спать, словно бездыханная. Эта мелодия говорит не только о княжне. Возможно, за этим образом скрывается вся Русь, спящая долгим сном. (Литвинчук Е.) Мне представляется, что княжна – это Русь, которую разбудит сильный, смелый богатырь, не боящийся болотной нечисти. (Градус А.) Дома дети писали сочинение по прослушанному произведению. Использованная литература: [1] Пушкин А.С. Письмо к издателю. – В кн.: Русские писатели о языке. Л., 1954 [2] Ломоносов М.В. Российская грамматика. – Полное собрание сочинений: Труды по философии. Т. 7. М.; Л., 1952, с. 407 Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка., М., 1976 |
Рабочая программа Рыжковой Ларисы Алексеевны 2 квалификационная категория... Рабочая программа элективного курса «Искусство устной и письменной речи» для 10 класса основана на Программе элективного курса «Искусство... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Признаки устной и письменной речи. Сравнительная характеристика устной и письменной речи. Знаки препинания при диалоге | ||
Урок по немецкому языку. Тема: Страноведческая информация Цели: активизировать употребление изученного материала в устной и письменной речи | «Я заменяю имена…» Употребление местоимений в речи Цель урока: проверить усвоение специфики местоимений как средства связи предложений в тексте; отработка навыков употребления местоимений... | ||
Тема: Обращение. Употребление обращений в устной и письменной речи ... | Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «наблюдение за... Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея | ||
Программа учебного курса «Искусство устной и письменной речи» Программа учебного курса «Искусство устной и письменной речи» составлена на основе Программы факультативных и элективных курсов С.... | Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 1 «Практика устной... ДС. Ф. 1 «Практика устной и письменной речи по второму иностранному языку (французский язык)» | ||
Урок русского языка по теме «Употребление причастий в речи» Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерная презентация, карточки с заданиями, распечатки с дополнительным материалом, доска,... | Урок в 5-м классе по развитию речи «Что изучает стилистика» Цель урока: развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Работать над повышением грамотности устной и письменной речи учащихся в ходе проговаривания алгоритма нахождения процентов от числа... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная – познакомить с разнообразным употреблением местоимений в устной и письменной речи; научить правильно использовать... | ||
Утверждаю: Директор школы Г. Н. Климова требования к устной и письменной... Цель: научить различать стили литературного языка, развивать устную и письменную речь учащихся, воспитать любовь и уважение к русскому... | В технике устной речи умет: отвечать на вопросы различного характера; владеет В технике письменной речи овладел новым видом письменных работ – отзыв на прочитанную книгу | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: углубление знаний о способах передачи чужой речи. Отработка навыка правильной устной и письменной диалогической речи | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучающие: Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить умению распознавать местоимения в речи (устной... |