Конспект урока с обоснованием.
Учебник: Русский язык 6 класс, М.М Разумовская
Тема: Какие слова называются местоимениями.
Место урока: 1 урок по теме «Местоимение»
Тип урока: Урок-исследование.
Цели:
Обучающие: Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить умению распознавать местоимения в речи (устной и письменной), правильно употреблять; познакомить с синтаксической ролью местоимений.
Обратить особое внимание на употребление местоимений в речи.
Развивающие: Развивать наблюдательность, внимание, культуру речи, логическое мышление, воображение, фантазию.
Воспитывающие:
Повышать интерес к урокам русского языка.
Планируемые результаты:
Предметные:
-формирование представлений о местоимении, как части речи;
-знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
-овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Метапредметные
-Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь сравнивать, устанавливать аналогии;
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.
Коммуникативные :учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
-развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
-развитие самостоятельности;
-развитие интереса к изучению русского языка.
Оборудование: интерактивная доска, желтые и красные карточки с материалом, учебник для 6 класса под редакцией М.М.Разумовская.
План урока:
1.Самоопределение к деятельности.(1 мин)
2.Актуализация знаний.( 5 мин)
3.Постановка целей и задач урока.(3 мин)
4.Открытие нового знания. Исследование .(10 мин)
5.Первичное закрепление.( 7 мин)
6. Физминутка.(1 мин)
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.(8 мин)
8.Включение в систему знаний и повторение.(5 мин)
9.Рефлексия.Итог деятельности.(4 мин)
10.Домашнее задание.(1 мин)
№п\п
| Содержание урока
| время
| обоснование
| 1
| Самоопределение
к деятельности.
-Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга.
-Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим друзьям!
К уроку готовы! Тогда за работу!
Удачи желаю я вам!
| 1
| Этот прием создает эмоциональный настрой, включает в деятельность учащихся.(Личностные УУД).
| 2
| Актуализация знаний .
Индивидуальная работа по карточкам.
Лес,лесник, лесной
(разбери слова по составу)
Разбери слово лес как часть речи.
Взаимопроверка.
Подведение итогов:
-поднимите руку, кто сделал одну ошибку, две.
Фронтальная беседа:
- Что можете сказать об этих словах?
На какие 2 группы можно разделить эти слова?
Какие еще знаете части речи?
| 5
|
Учитель организует работу: 1 ученик работает у доски, остальные обмениваются тетрадями.
В ходе фронтальной работы воспроизводят полученные знания. (Лингвистическая компетенция)
| 3
| Постановка целей и задач урока.
- Устно составьте предложение со словом лес.
Я предлагаю вам прочесть маленький рассказ.
Я люблю бывать в лесу. Лес красив в разное время года .Мои друзья каждую осень бывают в лесу. Столько загадок таит осенний лес!
- Вам понравился рассказ? (Есть недостаток?)
-Как можно исправить?
-Прочитаем отредактированный текст.
-Вместо какой части речи мы употребили эти слова?
- Эти слова заняли место имени существительного. МЕСТО ИМЕНИе
-Какое название можно дать этим словам?
-Итак, о какой части речи мы сегодня будем говорить на уроке?
-Кто сформулирует тему нашего урока?
Учитель :Итак, тема нашего урока « Какие слова называются местоимениями» Мы сегодня на уроке начнем постигать тайны местоимения.
| 3
| Проблемная ситуация создается на основе затруднения при выполнении практического задания.
Учащиеся записывают полученный текст и сопоставляют.
С помощью диалога педагог учит детей формулировать цель урока.
| 4
| Открытие нового знания.
На листочках выполните задание.
Прочитай предложения. Какие слова ты поставишь вместо точек?
… люблю русскую берёзу.
Недавно … были в берёзовом лесу.
А … , ребята сколько нашли?
Вот выглянуло солнце из-за тучи. … осветило землю.
Вот на ветку дерева села ворона. …. громко закаркала.
На другой ветке сидел воробей. …. чистил свои пёрышки.
Мы любим наблюдать за птицами, … помогают нам узнавать новое.
Проведите исследования и выясните:
Вместо каких слов употребляются местоимения?
Зачем они употребляются?
Продолжим наше исследование, попробуем выяснить. Что может означать следующее предложение…
- Местоимение- часть речи, которая указывает на… (Высказывания детей.)
Рассмотрите три символа. (Мнения учеников.)
-Почему лиц три? Причем указано – 1е, 2е, 3е.. Может местоимения делятся на три группы? Попытаемся это выяснить.
- С помощью какого местоимения человек указывает на себя или несколько человек ?
Определим эти местоимения, указывающие на себя в первую группу, запишем и запомним.
-С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся?
Определим их во вторую группу.
-С помощью каких местоимений на того или тех о ком говорят?
Определим их в третью группу.
Итак, местоимения бывают:
1 лицо – я, мы
2 лицо – ты, вы
3 лицо – он, она, оно, они
-Итак, что обозначают местоимения?
- На что они указывают?
См правило стр 144
| 10
|
Учащиеся самостоятельно исследуют новую часть речи
Учащиеся должны осознать, что местоимения подобно существительным, прилагательным и числительным указывают на предмет, признаки, но не называют их.
Учащиеся сравнивают свои предположения с учебником.
| 5
|
Первичное закрепление
Работа по учебнику упр 358(замена местоимениями)
| 7
| Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия выполняют типовые задания на новый способ действия с проговариванием вслух, учатся ориентироваться в учебнике.(Регулятивные УУД)
| 6
| Физминутка
Если я называю местоимение-хлопок, если другая часть речи -отрицательно качайте головой
| 1
| Проводит один ученик
| 7
|
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
-Готовы ли самостоятельно применить эти знания? Предлагаю вам задания разной сложности. Те, кто не очень уверен в своих силах, могут выбрать задания на зеленых карточках:
Выпиши из предложения местоимения.
| Что ты ржешь, мой конь ретивый?
Мы ходили на пруд.
К нам приехали гости.
| Тем, кто более уверен в себе, предлагаю задание на красных карточках:
Вставь вместо пропусков местоимения .
| Жил-был старик, и было у…. три сына. Мои дорогие дети, я оставляю ….. наследство. Тяжело… было растить и кормить детей, но …. всех…. и вырастил, и выкормил.
| У: Сравните свою работу с эталоном. На экране:
1-ты, мы, к нам.
2-него,вам,им,он, их.
| 8
|
На данном этапе используется индивидуальная форма деятельности: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют самопроверку, сравнивая ответы с эталоном. Учащимся предлагается свобода выбора задания
| 8
|
Включение в систему знаний и повторение.
Задание. Прочитайте текст, определите границы предложений. Выпишите предложения с местоимениями.
Ночью выпал снег он покрыл землю пушистым ковром налетела вьюга она подняла в воздух легкие снежинки они закружились в хороводе.
| 5
| Учащимся предлагаются задания на тренировку изученного о местоимении .Работа проводится в парах. Она позволяет учится слушать и понимать друг друга, договариваться, согласовываться.
| 9
|
Рефлексия. Итог деятельности.
- Что нового вы узнали?
- С какой частью речи вы сегодня познакомились?
На что указывает местоимение?
Давайте оценим свою работу на уроке.
«!»-мне все понятно, все выполнил верно.
«+»-еще сомневаюсь, допускаю ошибки.
«-«-я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь.
| 4
| Самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели, намечаются цели последующего урока.
Учитель благодарит класс за активную работу, за старательность и внимательность.
| 10
| Д/з 1 Для всех- П 36 упр 360
2-на выбор; сочинить стихотворение или сказку о местоимениях
| 1
| Задание состоит из двух частей: теоретической и практической.
| |