Общеучебные умения и навыки выпускника 5 класса.
Учебно-организационные умения и навыки
| Учебно-информационные умения и навыки
| Учебно-коммуникативные умения и навыки
| владеет элементами индивидуального планирования:
умеет составит план учебной работы с учетом трудоемкости предметов;
определяет задачи учебной работы;
планирует основные этапы ее выполнения, используя рациональные способы ее выполнения (показанные учителем);
владеет разными способами контроля;
оценивает качество работы в соответствии с принятыми требованиями;
умеет работать в группе;
может выполнять работу консультанта по предмету.
| При работе с текстами:
использует технику скорочтения;
выразительно читает художественные произведения;
различает чтение орфоэпическое и орфографическое, логическое и пунктуационное. Темп чтения – 130 слов в минуту.
В работе с учебниками умеет:
работать с понятиями, используя словари и прием сравнения на однотипном материале различных учебников;
владеет отдельными приемами систематизации учебного материала, используя различные учебники;
при освоении содержания составляет простой и сложный планы, схемы, таблицы, диаграммы, опорные конспекты.
В работе с текстом, воспринимаемым на слух, умеет:
выделить основные мысли и воспроизвести их;
определить взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
назвать языковое оформление и воспроизвести особенности стиля высказывания;
анализировать и рецензировать ответы учащихся по определенному плану;
слушать и исправлять свою речь;
дать фрагмент урока самостоятельно с использованием в раскрытии темы аудио- и видеотехники;
Библиотечно-библиографические умения и навыки:
подбирает самостоятельно книги по теме;
пользуется библиотечным каталогом, тематическими картотеками и использует эти материалы для урока.
| В технике устной речи умет:
отвечать на вопросы различного характера;
владеет техникой постановки различных по характеру вопросов к тексту, к рассказу, к ответу, к слову;
ведет диалог на материале несложных тем с использованием наглядности;
по плану пересказывает подробно, сжато, выборочно содержание фильма, художественного произведения;
умеет создавать связные высказывания, различные по типу речи: повествование, описание, рассуждение.
Устная монологическая речь в течение 1-1,5 минуты.
В технике письменной речи овладел новым видом письменных работ – отзыв на прочитанную книгу.
Темп письма – ориентировочно – 60 знаков в минуту.
| Общеучебные умения и навыки выпускника 6 класса.
Учебно-организационные умения и навыки
| Учебно-информационные умения и навыки
| Учебно-коммуникативные умения и навыки
| Владеет индивидуальным планированием:
самостоятельно определяет отдельные учебные задачи;
планирует свою деятельность при выполнении конкретных учебных задач;
применяет рациональные способы выполнения;
контролирует и оценивает выполнение заданий по образцу, по ходу выполнения, по результатам;
Умеет сохранять темп работы в паре и в группе;
Умеет выполнять функции ассистента учителя на уроке, может дать самостоятельно фрагмент урока с применением различных аудио-, видео- средств, владеет приемами консультирования.
| 1. Владеет основными видами чтения;
2. Умеет применять аналитическое и объяснительное чтение, темп чтения – 140 сл/мин;
3. При работе с текстом умеет:
выделять главное;
разобраться в содержании и структуре определения понятия с применением словарей;
сравнивает содержание нескольких источников и проводит их анализ;
знания систематизирует в определенных сигналах, логических схемах, планах, таблицах.
4. При прослушивании текста (рассказа, объяснения, ответа) умеет:
выделить главные мысли, фиксируя их в виде плана, с использованием элементов стенографии;
определять стиль текста (разговорный, художественный, научный);
анализировать по определенному плану;
определять погрешности речи и устранять их;
сопоставить услышанный текст с содержанием изучаемого материала.
Библиотечные умения и навыки:
подбирает самостоятельно дополнительную литературу к занятиям;
владеет техникой работы со словарями и детской энциклопедией;
может делать обзор новой литературы по теме.
| В технике устной речи умеет:
применять пересказ (выборочно, логично, сжато) радио-, видеопередачи, к/ф, художественного произведения;
создает связные высказывания, различные по типу, стилю речи, композиции на основе сравнения фактов и явлений;
Устная монологическая речь в течение 2 минут
В технике письменной речи:
владеет основными видами письменных работ и освоены новые – заметка в газете, объявление.
Темп письма – 70 знаков в минуту. .
|
Общеучебные умения и навыки выпускника 7 класса.
Учебно-организационные умения и навыки
| Учебно-информационные умения и навыки
| Учебно-коммуникативные умения и навыки
| Владеет техникой индивидуального планирования и осуществляет частичный переход на индивидуальный план обучения;
Владеет отдельными методиками коллективного и индивидуального обучения;
Владеет техникой консультирования, умеет провести урок для младших школьников.
| применяет различные виды чтения в зависимости от поставленной цели (умеет перестраиваться при чтении текстов различной направленности), соблюдает меру выразительности при чтении любых текстов, темп чтения – 150 слов/мин;
при работе с текстом:
выделяет главное при освоении содержания учебной темы;
умеет построить логическую структуру учебной темы;
систематизирует знания по теме в виде плана;
осуществляет сравнение, выявляет общее и особенное в содержании темы на основе нескольких источников;
умеет делать выводы по теме;
умеет использовать план для передачи содержания прослушанного текста (план составлялся во время звучащего текста), умеет анализировать звучащий текст в соответствии с установленной схемой, умеет делать выводы в сопоставлении звучащего текста и содержания изучаемого материала.
Библиотечно-библиографические умения и навыки:
владеет техникой работы с различными словарями, энциклопедиями универсального порядка (БСЭ, МСЭ, ДЭ), справочной литературой различного типа;
умеет пользоваться каталогами: систематическим, газетных и журнальных статей;
умеет делать выписки из газет и журналов, систематизировать их, правильно оформлять и использовать в учебной работе.
| самостоятельно формулирует вопросы для уточнения содержания усваиваемой темы;
ведет диалог с целью закрепления изучаемой темы;
составляет связные тексты типа индивидуальной и сравнительной характеристики;
строит ответ с использованием дополнительных материалов (литературы, аудио- и видеоисточников);
д) устная монологическая речь в течение 3 минут.
в технике письменной речи
владеет основными видами письменных работ и освоил новые: рецензия на ответ ученика, интервью по теме.
Темп письма – 80 знаков в минуту.
| Общеучебные умения и навыки выпускника 8 класса.
Учебно-организационные умения и навыки
| Учебно-информационные умения и навыки
| Учебно-коммуникативные умения и навыки
| умеет использовать в работе этапы индивидуального плана;
владеет продуктивными способами и методами учебы;
анализирует и оценивает собственную учебно-познавательную деятельность;
владеет техникой консультирования, умеет объяснить материал темы (дать систему уроков для младших школьников с получением результатов усвоения содержания темы).
| Владеет сформированной техникой чтения, темп чтения – 160 слов/мин;
при работе с текстом:
умеет работать с основными понятиями темы (выделить их, найти толкование в различных словарях, дать объяснение своими словами, применить их в практической деятельности);
в работе над темой умеет устанавливать межпредметные связи;
на основе отдельных параграфов построить логическую схему, простой и сложный планы;
использовать графики, таблицы для систематизации знаний по теме из различных источников
делать обобщающие выводы по теме;
при прослушивании текстов умеет:
вести запись (используя сокращения);
воспроизвести прослушанный текст в форме простого и сложного планов;
проанализировать текст со стороны содержания и формы.
Библиотечные умения и навыки:
использует комментарии (авторские, переводчика, редактора, в конце книги);
применяет справочный материал;
владеет приемами работы с указателем произведений к собранию сочинений и справочным томом в собрании сочинений;
имеет навыки работы с публицистической и общественно-политической литературой;
самостоятельно составляет список литературы для индивидуального плана обучения.
| В технике устной речи умеет:
самостоятельно формулировать задания на применение знаний (может составить образцы контрольных работ или карточки для учащихся младших классов);
вести диалог в целях получения новой информации (урок журналистики: взять интервью у людей различной специальности в соответствии с темой);
связно изучать материал из различных источников;
составлять характеристики: групповые, индивидуальные, сравнительные.
Устная монологическая речь в течение 3-4 минут.
В технике письменной речи:
владеет основными видами письменных работ;
новые виды: план на основе различных источников, тезисы, конспект лекций, протокол, заявление.
Темп письма – 90 знаков в минуту.
|
Общеучебные умения и навыки выпускника 9 класса.
Учебно-организационные умения и навыки
| Учебно-информационные умения и навыки
| Учебно-коммуникативные умения и навыки
| умеет составить индивидуальный план обучения с учетом рекомендаций педагогов и работать по нему;
определяет и анализирует средства выполнения индивидуального плана;
осуществляет самоконтроль и дает самооценку своей учебной деятельности по индивидуальному плану;
принимает участие в работе научного общества;
умеет сконструировать и дать урок по теме для учеников младших классов.
| владеет техникой выразительного чтения;
при работе с текстом умеет самостоятельно изучить тему, при этом умеет:
устанавливать межпредметные связи;
пользоваться сформированным приемом выделения главного;
передавать содержание учебного материала в графической форме и в других формах свертывания информации;
самостоятельно составлять логические схемы типовых ответов;
использовать знания в нестандартных ситуациях;
обобщать, систематизировать материал в пределах учебной темы.
при прослушивании текста умеет:
соединять восприятие содержания текста с записями основных положений в виде плана, тезисов или конспекта;
воспроизводить основные мысли прослушанного в виде рецензии;
аналитически воспроизводить содержание радио-, телепередач, видеозаписи.
Библиотечные умения и навыки:
в работе с критической литературой умеет находить её в каталогах, использовать списки литературы внутри книги;
владеет техникой работы с периодическими изданиями;
владеет навыками работы с электронным каталогом;
владеет методами и формами рекламы литературного произведения.
| В технике устной речи:
ведет диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации (уроки журналистики, пресс-конференции и т.д.);
самостоятельно конструирует и проводит урок, излагая материал из нескольких источников с привлечением экранно-звуковых средств;
различает и обоснованно выбирает тип ответа (уроки-ситуации, уроки-интервью и т.д.)
Устная монологическая речь в течение 4-5 минут.
В технике письменной речи
умеет использовать основные виды практических работ: выписывание цитат, запись под диктовку, изложение, сочинение, тезисы, конспект, отзыв, рецензия на ответ, заметка, автобиография, характеристика;
в рабочих тетрадях использует необходимые сокращения, элементы стенографии.
Темп письма – 105 слов в минуту.
|
Общеучебные умения и навыки выпускника 10 класса.
Учебно-организационные умения и навыки
| Учебно-информационные умения и навыки
| Учебно-коммуникативные умения и навыки
| самостоятельно составляет индивидуальный план обучения и предлагает его на утверждение педсовету школы;
составляет расписание, программу обучения и определяет формы контроля совместно с преподавателями и консультантами школы, а также при участии преподавателей различных учебных заведений: вузов, колледжей, лицеев, техникумов;
является участником научного общества, принимает участие в республиканских и школьных научно-практических конференциях;
самостоятельно конструирует блок уроков и может дать серию уроков в начальных классах;
может организовывать и выполнять научную работу с младшими школьниками (кружок, творческая группа по изучению проблемы, проведение предметной недели и т.д.)
| В процессе чтения:
владеет техникой скорочтения;
свободно пользуется всеми видами учебного чтения;
использует технику извлечения информации при динамическом и замедленном чтении;
владеет приемами перечитывания текстов.
При работе с текстом:
самостоятельно изучает первоисточники, учебные темы;
пользуется различными параметрами мышления: синтезом, анализом, обобщением, систематизацией и применяет их к материалу межпредметного характера.
При прослушивании различных текстов умеет:
определить структуру звучащего текста;
определять способ организации смысловых единиц;
определять соответствие звучащего текста содержанию изучаемой темы и дать анализ;
использовать различные формы записи звучащего текста (план, тезисы, конспект, опорные сигналы, значки стенографии, таблицы, графики и т.д.)
критически воспринимать свою и чужую звучащую речь и определять способы ее совершенствования.
Библиотечно-библиографические умения и навыки:
самостоятельно подбирает литературу в соответствии со своим индивидуальным планом;
пользуется межбиблиотечным абонементом;
умеет рекомендовать литературу для изучения учащимися младшего возраста и помочь им составить индивидуальный план чтения.
| В технике устной речи умеет:
развить мысль в логике поставленного вопроса;
включиться в коллективное обсуждение и определить свое место в этой деятельности (владеет техникой спора, конфликта, обсуждения и т.д.);
сделать доклад или сообщение на основе различных источников знаний с использованием форм рассуждений и доказательств;
связно изложить тему, цель, гипотезу, ход и результаты своей частично-поисковой работы.
Сформированы основные формы устной монологической речи в течение 6-7 минут.
В технике письменной речи:
умеет пользоваться всеми видами письменных работ и освоил новую – написание научной работы (курсовая, тематическая).
Темп письма – ориентировочно 110 слов в минуту.
|
Общеучебные умения и навыки выпускника 11 класса.
Учебно-организационные умения и навыки
| Учебно-информационные умения и навыки
| Учебно-коммуникативные умения и навыки
| умеет самокритично оценить результаты по индивидуальному плану обучения и представить их педагогам школы;
умеет организовать научно-практическую конференцию, олимпиаду, панораму научных идей с учащимися младших классов и т.п.
| В процессе чтения владеет системой сформированных навыков чтения; определяет цель чтения, выбирает вид чтения и его темп, формы извлечения и систематизации информации в зависимости от поставленной цели, характера учебной ситуации.
При работе с текстами школьной программы
1. владеет умениями и навыками самостоятельной работы:
определяет основное содержание при выполнении индивидуального плана обучения;
анализирует материал;
выявляет аналогии;
фиксирует основное содержание в записях;
владеет приемами систематизации учебного материала внутри предмета;
творчески применяет знания в измененных условиях.
владеет навыком аналитического подхода к текстам, воспринимаемым на слух;
использует различные формы записи в процессе прослушивания текстов.
При систематической работе с различной литературой в библиотеке над индивидуальным планом обучения применяет библиотечно-библиографические знания и навыки:
в короткий срок подбирает необходимую литературу;
использует рациональные способы ознакомления с нею;
систематизирует информацию;
свободно работает с любым видом каталогов, включая и электронный;
конструирует и проводит библиотечные уроки, выставки, литературные вечера.
| В технике устной речи умеет:
аргументировать свои высказывания;
свободно владеет основными типами ответов;
резецировать учебный материал, ответ ученика, придавая анализу целостную, законченную форму;
Сформированы основные формы устной монологической речи в течение 8-10 минут.
В технике письменной речи владеет научным изложением текстового материала по какой-либо проблеме.
Темп письма – ориентировочно 120 слов в минуту.
| |