Скачать 87.09 Kb.
|
РАЗРАБОТКА урока: «Правила Кирхгофа» Разработчик: Нестеров О.В. Учитель физики МОУ лицея г.Сусумана 2010-2011 учебный год ПЛАН занятия: Тема урока: «Правила Кирхгофа». Класс: 10 Направление: профильный уровень Цели урока: 1.обучающая – сформировать умение расчета сложных электрических цепей с помощью правил Кирхгофа; 2.воспитательная – профессиональная ориентация учащихся; 3.развивающая – формирование представлений о прикладной направленности физики Задачи урока: знакомство с расчетом сложных электрических цепей с помощью правил Кирхгофа Время: 40 минут (1 урок) Оборудование: 1.Интерактивная доска «SMART» и программное обеспечение Техническая поддержка:
Ход урока:
Конспект урока:
Учитель записывает на интерактивной доске «SMART» тему занятия. Учащиеся фиксируют ее в тетради. Далее формулируются задачи урока. СТРАНИЦА 1
После проводится устный фронтальный опрос (все вопросы для повторения на экране скрыты интерактивной шторкой от глаз наблюдателя, открываются последовательно ) Учитель: Перед тем как приступить к изучению новой, достаточно сложной темы повторим важные понятия, законы, которые нам впоследствии понадобятся. 1) Сформулируйте закон Ома для участка цепи. 2) Сформулируйте закон Ома для полной цепи. 3) Что такое электродвижущая сила? 4) Что такое внутреннее сопротивление, внешнее сопротивление? 5) Что такое узел электрической цепи? После проверки знаний учитель переходит к новому материалу. СТРАНИЦА 2
1.Постановка проблемы «Схема №1» Учитель: Перед вами электросхема, состоящая, как мы видим, из нескольких источников тока и резисторов. Предполагается, что ЭДС и внутренние сопротивления источников известны. Также известны значения внешних сопротивлений - резисторов. Необходимо рассчитать токи, протекающие через каждый источник. В чем трудность такого расчета, можно ли применить известные формулы закона Ома для участка цепи, для полной цепи? Почему? Учащиеся: Поскольку цепь состоит из нескольких источников, соединение смешанное напрямую законом Ома воспользоваться нельзя. СТРАНИЦА 3 2.Теоретические сведения «Формулировка правил Кирхгофа» (рассказывает учитель) Учитель: В этом случае для расчета сложной электрической цепи пользуются соотношениями, вытекающими из ПРАВИЛ КИРХГОФА. Давайте с ними познакомимся. Формулировка первого правила Кирхгофа: алгебраическая сумма сил токов для каждого узла равна нулю. I1 + I2 + … + In= 0 СТРАНИЦА 4 Формулировка 2 правила Кирхгофа: алгебраическая сумма ЭДС в замкнутом контуре равна алгебраической сумме произведений сил токов и сопротивлений каждого из участков этого контура. ∑E=∑I•R СТРАНИЦА 5 Учащиеся фиксируют новые сведения в тетрадь. 3.Применение новых ЗУН (правильные ответы на экране скрыты интерактивной шторкой от глаз наблюдателя, открываются последовательно ) Учитель: Применим новые правила для расчета на практике. Рассмотрим первое правило для расчета уже рассмотренной выше схемы №1. Учащиеся: СТРАНИЦА 6 СТРАНИЦА 7 Учитель: Выразим из первого соотношения I3 = I1+ I4, Из второго соотношения I2+ I4 = I3. Как, по-другому, можно сформулировать первое правило? Учащиеся: Сумма токов, входящих в узел, равна сумме токов, выходящих из узла. СТРАНИЦА 8 Учитель: Далее разберемся со вторым правилом. Для того, чтобы показать справедливость правил во всех случаях, сменим схему. Рассмотрим схему №2. Учитель: Сначала нам нужно выбрать замкнутый контур- простейшую последовательную цепь. Чтобы учесть знаки ЭДС и сил токов, выберем произвольно направление обхода контура. Например, для контура абвга выберем направление по часовой стрелке и имеем следующее: E1=I2•R2+ I1•R1 СТРАНИЦА 9 Попробуйте составить соотношение для контура абеда при направлении обхода против часовой стрелки. Учащиеся: E2+ E1= I2•R2- I3•R3 Учитель: Если все понятно, продолжим далее. СТРАНИЦА 10 4.Теоретические сведения «Законы сохранения» (сообщение ученика - ИДЗ) Учитель: А теперь попробуем выяснить, каким образом немецкому физику Густаву Кирхгофу удалось получить эти правила, какими законами он руководствовался? Послушаем индивидуальное задание ученика 1. Он напомнит нам законы сохранения в физике. Учащийся 1: Для многих физических величин действуют законы сохранения:
Учитель: Как вы думаете, какие законы лежат в основе правил, сформулированных Кирхгофом? Учащиеся: Первое правило вытекает из закона сохранения заряда, а второе правило вытекает из закона сохранения энергии с учетом закона Ома для полной цепи. СТРАНИЦА 11 5. Применение новых ЗУН на практике «Расчет схемы» (сообщение ученика - ИДЗ) Учитель: Посмотрим на конкретном примере, как можно решать задачи с помощью правил Кирхгофа. Схема №3. Послушаем индивидуальное задание ученика 2 (это идз готовил учащийся, знакомый с данной методикой, так как занимался по индивидуальному плану при подготовке к выступлению на физической олимпиаде). Учащийся 2: СТРАНИЦА 12 6.Теоретические сведения «Методы решения систем уравнений» (сообщение ученика - ИДЗ) Учитель: Можно ли было решить данную систему уравнений другим способом? Послушаем индивидуальное задание ученика 3. Он напомнит нам основные методы решений систем уравнений. Учащийся 3: К основным методам решений систем уравнений относятся: Метод подстановки Метод деления Метод сложения Матричный метод и т.д.
Учитель: Для закрепления предлагается решить задачу. Рассчитаем схему №4 Обратимся к задаче из учебника 51.2 Учащиеся пробуют решить задачу самостоятельно в рабочих тетрадях, потом сверяются с правильным решением. СТРАНИЦА 13 СТРАНИЦА 14 СТРАНИЦА 15 Если будут ученики, которые справятся быстрее других, можно им будет предложить дополнительное задание. Схема №5. СТРАНИЦА 16
Учитель сообщает учащимся о выполнении (невыполнении) намеченного плана работы. Далее сообщаются оценки.
§ 51 «Физика-10» под ред. Пинского; задачи после § 51 для самостоятельного решения Индивидуальные домашние (классные) задания на уроке
|