С. В. Погорелова моу меняйловская сош





Скачать 309.29 Kb.
НазваниеС. В. Погорелова моу меняйловская сош
страница1/3
Дата публикации23.09.2014
Размер309.29 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3
С.В.Погорелова

МОУ Меняйловская СОШ

учитель начальных классов
Формирование культуры чтения младших школьников

на уроках и во внеурочное время
Великий Сократ сказал однажды своему ученику: « Заговори, чтобы я тебя увидел».

Я считаю, что овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения является развитие речи.

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для достижения этого – культура речи и культура общения.

Без сомнения, основной базой для достижения этой задачи служат уроки чтения. По словам К.Д. Ушинского, «чтение – это упражнение в нравственном чувстве», поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребенка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства.

Литературное образование и развитие предполагает подготовку полноценного читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу. К критериям литературного образования и развития ребенка относят: необходимый объем теоретических сведений литературоведческого характера; владение специальными читательскими умениями, помогающими понять идейно – художественный смысл произведения; саму начитанность ребенка, т.е. что он читает и по какому признаку отбирает книги для чтения; и, конечно же, собственное литературное творчество ученика.

Я работаю уже пятый год по программе УМК «Начальная школа 21 века» под рук. Н.Ф.Виноградовой. Характерной чертой этой программы является нерасчлененность и переплетенность классного и внеклассного чтения, т.е. единый курс литературного чтения, который решает задачу формирования читательских умений ( умения читать, умения работать с текстом произведения, умения работать с книгой). Формирование умения работать с книгой входит в единый блок формирования читательских умений. Работе с детской книгой уделяется большое внимание в каждом классе, что позволяет сформировать основные читательские умения ( различение книг по жанрам, определение темы книги по обложке и иллюстрации, умение пользоваться оглавлением, знание элементов книги, умение работать с энциклопедиями и справочниками). Чтение рассматривается авторами программы с двух позиций: чтение – предмет обучения и чтение – средство познания и развития. Поэтому, с первых дней обучения первоклассников стараюсь не только поддерживать интерес к чтению, но и развивать его от урока к уроку. Именно на основе чтения, при умелом и тактичном руководстве учителя формируются взгляды, нравственные убеждения, художественные вкусы. На основе чтения и изучения художественных произведений развивается эстетическое чувство, обогащается духовный мир школьника, укрепляется потребность в постоянном притоке художественных впечатлений, в общении с книгой. Такая потребность – одна из главных и благородных в системе духовных ценностей личности. Зачем учить детей обращаться к художественной книге?

Ни для кого не секрет, что сегодня все большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается рассказами из Букваря и хрестоматий, комиксами, журналами для наклеек, а впоследствии – вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном изображении.

Таковы факты, а факты, как известно, упрямая вещь, и магическое создание напрямую действует на них в исключительно редких случаях. Так что, сколько бы мы ни говорили, что « так не должно быть!», ситуация от этого, увы, не изменится.

Как же следует относиться к этой ситуации? Что предпринимать при наличии желания ее исправить? Заставлять? Уговаривать? Или опустить руки и смириться с тем, что телевизор и компьютер заменили книгу многим детям, вступившим в жизнь в третьем тысячелетии?

С одной стороны, имеет место тот факт, что большая часть накопленного человечеством культурного наследия существует сегодня именно в виде книг, а не в виде кинофильмов, компьютерных программ или каких – нибудь информационных кристаллов. А с другой стороны, многие ли из сегодня живущих людей регулярно, по собственной воле обращаются к этому самому наследию?

Мне кажется, что только вступив в диалог с писателем, одобряя его или споря с ним, обогащая свой духовный и душевный мир, читатель незаметно для себя формирует свой взгляд на мир, на действительность, на человека, свою жизненную позицию, чтобы в горькую или радостную минуту пообщаться с мудрым собеседником, знатоком человеческой души – писателем, поэтом, найти в художественном слове отзвук своим мыслям и переживаниям, почувствовать, воспринять сердцем и разумом, узнать о прошлом своей Родины и человечества, осмыслить настоящее. Ведь писатели, «художники слова», - это великие мудрецы, которые учат нас жить. Создавая произведение, даже самое маленькое по объему, они закладывают в него нравственную, научно – познавательную или эстетическую ценность; делясь своими ошибками, предупреждая наши; учат нас разбираться в жизненных коллизиях, искать выход из, казалось бы, тупиковых ситуаций.

Развитию образного мышления, эстетического вкуса учащихся, активизация художественного творчества способствует использование на уроках метода творческого чтения. Метод творческого чтения осуществляется посредством таких приемов, как выразительное чтение учителя, обучение выразительному чтению учащихся, комментированное чтение, беседа, направленная на выяснение впечатлений от прочитанного произведения, и др.

В связи с тем, что целью художественного чтения является не только знакомство учащихся с тем или иным произведением, но развитие их творческого воображения, раскрытие идеи произведения, при чтении необходимо использовать все элементы выразительности и умело применять их для достижения поставленной задачи.

Перед восприятием художественного текста стремлюсь создать эмоциональный настрой, чтобы заинтересовать детей произведением. Ведь на уроках чтения приходится не только формировать и совершенствовать навыки чтения, работать с текстом, развивать речь, расширять знания учащихся об окружающем мире, но и достигать воспитательных целей. Пожалуй, воспитательная направленность является первоначальным звеном в уроке, откуда исходят все остальные задачи, которые ставит перед собой учитель. Воспитание всегда идет не только через знания о том, как есть и как надо, а больше всего через чувства, переживания читателей за героев и их жизнь. Часто на уроках использую различные инсценировки, заранее подготовив для этого детей. Они с большой артистичностью справляются с предложенными ролями, что доставляет им удовольствие и удовлетворение от достигнутого. (Приложение 1)

С горечью замечаю, что в семьях моих учеников мало читают или вообще не читают. Сейчас ни одного детского журнала в семьях не выписывают, книги не покупают – дорого! Вышли из положения, организовав в классе библиотеку, стали брать книги из школьной. Каждый день по пять минут в начале урока уделяем чтению отрывков из какого – нибудь рассказа, сказки, стихотворения.

Цель уроков чтения в начальной школе – это формирование основ грамотного читателя. Грамотный читатель – это такой читатель, у которого сформирован тип правильной читательской деятельности. Это понятие включает в себя владение как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного. Последнее характеризуется умением понимать идею произведения, видеть авторскую позицию, определять собственное отношение, т.е. уметь поставить себя, произведение и время на одну ступеньку. Так же понятие «читательская деятельность» включает в себя умение видеть и осознавать на только то, что написано, но и как это написано. Еще один момент, который определяет грамотного читателя, - это знание книг и умение их самостоятельно выбрать. Многие учителя на последнем этапе работы с произведением используют такие приемы, как: создание иллюстрации к одному из главных моментов или героев книги, отзыв о книге, сочинение с элементами рассуждения, уроки внеклассного чтения, посвященные либо теме, либо творчеству автора, над произведением которого работали на уроках чтения в классе, уроки – викторины, где проявляется знание детьми книг, а также оформление дневников читателя. Последний прием я использую в своей работе (ведем дневники летнего чтения). Именно он позволяет ребенку не просто удержать в памяти сведения о прочитанной книге, а систематизировать знания об авторах и их творениях как в рамках школьной программы, так и посредством внеклассного самостоятельного чтения. Обучение и приучение к работе с дневником читателя начинается уже с первого класса. Так как первоклассники еще не владеют скорым письмом и этот процесс их быстро утомляет, то оформление производится с помощью рисунков. Постепенно работа в дневниках усложняется: под записью о названии книги появляются записи жанра произведения и названия героев или их имена, помещается запись главной мысли произведения.

Если подобная работа будет продолжена в среднем звене, то мы сможем говорить о читательском опыте наших учеников, тем более о формировании грамотного читателя. Ведь и они, ученики, будут теперь ощущать приобретенные знания. Имея собственную картотеку, намного легче будут делать анализ творчества любого писателя или целой литературной эпохи.

Наряду с проверкой техники чтения, дневники читателя будут являться показателями формирования и развития учащихся как читателей. (Приложение 2)

Но можно ли поставить знак равенства между понятиями «уметь читать» и «быть читателем»? Должна ли детская библиотека брать на себя функцию воспитания читателя? Я думаю – должна. Работа эта бывает продуктивной, если учитель и библиотекарь работают дружно вместе. Очевидно, что пробудить интерес ребенка к чтению – творчеству способны люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести с автором диалог, общаться. Именно такие увлеченные, неравнодушные люди работают в наших библиотеках (школьной и сельской). Каждое посещение библиотеки для ребят – это открытие, радость общения с внимательными, доброжелательными людьми и новыми книгами. «Уроками» эти встречи можно назвать только условно. Общение детей организуется в ходе викторин, литературных игр или путешествий, проводятся литературные праздники, когда дети являются самыми главными и активными участниками.

Задача приобщения детей к ценностям культуры, к искусству слова – это задача, которую должны решать сообща и учитель, и библиотекарь. Все, кто работает с младшими школьниками знает, как нелегко обучить ребенка технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М.Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Только такое чтение способствует развитию личности ребенка. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающая личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития. Это возможно, если чтение детей дает пищу самовыражению, самораскрытию ребенка и пробуждает его творческое «я».

Мы попытались восполнить работу по пропаганде книг. Стало доброй традицией в последнюю неделю перед весенними каникулами проводить праздник « Книжкина неделя». (Приложение 3)

Очень нравятся детям внеклассные мероприятия, посвященные знакомству с новыми книгами и авторами. (Приложение 4 )
Поддерживать постоянный интерес к чтению помогает мне наш классный уголок «Мы читаем». Там мы поместили «гусениц» (каждая показывает количество прочитанных книг отдельным учеником). Итоги подводим в конце учебного года и выявляем «Лучшего читателя класса». Дети с большим желанием работают в этом уголке, каждый стремиться стать лучшим. (Приложение 5)

В заключение хотелось бы привести высказывания моих учеников (Приложение 6)
Библиографический список

  1. Самостоятельное чтение младших школьников: Теоретико – экспериментальное исследование.- М: Педагогика, 1980.

  2. Основы науки о читателе. – М.: « Магистр», 1993.

  3. Введение в науку о читателе. – М., 1997.

  4. Из истории обучения читателя в России. – М., 2000.

  5. Методика внеклассного чтения / Серия « Библиотека учителя начальной школы». Изд.1-е. – М.: Просвещение, 1997.

  6. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение. – М.: Изд. Центр «Академия», 1999.

  7. Обучение детей чтению: Практическая методика. - М.: Изд. Центр «Академия», 1999.

  8. Статьи в журналах :Начальная школа. – 2000. - №1; 1998. - № 9; 1995. - № 4; 2003. - №2; 2000. - № 6.


(Приложение1)

Урок – утренник

« В мире сказок»
Задачи: закрепить понятия о народных и литературных сказках; развивать речь учащихся, умение правильно высказывать свое мнение, характеризовать книги, тренировать память, воспитывать бережное отношение к книгам, нетерпимость к порокам людей.

Оборудование: портреты сказочников, выставка книг, рисунки уч-ся, жетоны, памятные медали, модели обложек, костюмы сказочных героев, грибы, вода, стаканы, ложки


  1. Орг. этап.

  2. Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня мы совершим с вами интересное, увлекательное путешествие в мир сказок.

У сказки чистая душа,

Как ручеек лесной.

Она приходит не спеша

В прохладный час ночной.

Родной народ ее творец,

Народ- хитрец, народ- мудрец,

В нее мечту свою вложил,

Как золото в ларец.

- Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше, и шагала она по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая.

3. Экскурсия по выставке книг.

4. Игра « Назови сказку»

- народную о животных;

- народную бытовую;

- народную волшебную;

- литературную о животных;

- литературную бытовую;

- литературную волшебную

5. Конкурс « Защити свою книгу»

А) представление книг (аннотация);

Б) парад сказочных костюмов;

В) инсценирование эпизодов из сказок
6. Конкурс « Хорошо ли вы знаете сказки?»

( класс делится на команды, выбирает сказочное название своей команде)

А) Кто больше напишет названий сказок на планшете (3 мин)

Б) Назвать сказку по иллюстрации (по 3 илл.)

В) Из какой сказки эти строки?

Для 1 команды:
« Ого, сколько рыбы привалило – и не вытащишь!»

« Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, погляди, кто сироте помогает?»

« Что пела коза своим семерым козлятам?»
Для 2 команды:
« Как звали блудного попугая?»

« Какую песенку пел колобок?»

« Не пей, братец, из того копытца, козленочком станешь».
Г)Игра « Угадай героя»

1. С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган,

Попадает вместо школы

В деревянный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка? ( Буратино)

2.В птичник повадится – жди беды,

Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса Патрикеевна)

3.Кто-то за кого-то ухватился крепко:

- Ох, никак не вытянуть,

Ох, засела крепко.

Но еще помощники скоро прибегут.

Победит упрямицу дружный общий труд.

Кто засел так крепко? Может это …(репка)

4.Несет меня лиса за темные леса,

За быстрые реки, за высокие горы…

Кот! Дрозд! Спасите меня! (Петушок- золотой гребешок)

5.На солнечной поляне стоит зеленый дом,

А в доме том зеленом живет веселый …(гном)

6. Появилась девочка в чашечке цветка,

А была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала.

Вот какая девочка, как она мала!

Кто читал такую книжку

Знает девочку малышку? (Дюймовочка)

7.Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик – Луковка знаком.

Очень просто и недлинно он зовется…(Чиполлино)

8. Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник и качает головой! (Мойдодыр)

9.Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Всем известен, знаменит,

Добрый доктор…(Айболит)

10. Он дружок зверям и детям,

Он живое существо.

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,

Не тигренок, не лисица,

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок…

Но заснята для кино и известна всем давно

Эта милая мордашка, что зовется…(Чебурашка)

11. Всех он любит неизменно,

Кто б к нему ни приходил.

Догадались? Это Гена… Это Гена…(Крокодил)

12. Он и весел, и не злобен

Этот милый чудачок.

С ним хозяин – мальчик Робин

И приятель Пятачок.

Для него прогулка – праздник,

И на мед особый нюх.

Этот плюшевый проказник – медвежонок…(Винни-Пух)

7.Игры.

- Ребята, послушайте, в какую сказку мы попали?

« Загорелся Кошкин дом,

Бежит курица с ведром,

Заливает Кошкин дом».

- Беда случилась у Кошки, надо ей помочь. Вы должны затушить Кошкин дом, мне нужны пожарники. И вот из этих чашек ложкой, не разливая воду, надо перенести ее в стакан, у кого больше будет воды, тот больше баллов принесет своей команде.

- В русской народной сказке есть такие слова:

« Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке».

- Верно, это русская народная сказка « Машенька и медведь». А вы помните, почему Машенька попала к медведю? Правильно. Она пошла в лес собирать грибы и заблудилась. Вы, наверное, тоже любите собирать грибы и знаете, что вот тот гриб с красной шляпкой и белыми пятнышками брать нельзя - это мухомор. Сейчас ребята каждой команды отправятся по грибы. Но помните, кто из вас возьмет мухомор, подведет своих товарищей. А вы, друзья, как только кто подойдет к мухомору, должны громко кричать: « Брать нельзя!»

( сбор грибов)

8.Подведение итогов.

( Вручение медалей, подсчет жетонов)

« Лучший знаток сказок», « Лучший сказочник», «Самый веселый сказочник», « Самый артистичный сказочник», « Самый активный пожарник», « Самый умелый грибник»

9.Информация о домашнем задании.

- Отзыв об уроке – утреннике.
10.Просмотр сказки (видео) по выбору учащихся.

(Приложение2)




(Приложение3)



Тема. Сказка В.Губарева «Королевство кривых зеркал».
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С. В. Погорелова моу меняйловская сош iconИтоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов
«сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош...
С. В. Погорелова моу меняйловская сош iconПогорелова Татьяна Александровна учитель физики моу сош №5 Копейского городского округа
Следы Чернобыля обнаруживаются даже в Антарктиде. Этот процесс переноса радиоактивных веществ по Земле происходит в наши дни, будет...
С. В. Погорелова моу меняйловская сош iconОтдел образования администрации г. Гуково распоряжение
На конкурс было представлено 92 творческие работы, из них 25 представлены обучающимися и педагогами моу сош №24, 13 – моу сош №1,...
С. В. Погорелова моу меняйловская сош iconМоу «Средняя общеобразовательная школа №1» за 2010 2011 учебный год моу «сош№1»
Моу «сош№1» городского округа Протвино функционирует с 14 ноября 1962 года. Имеет лицензию на образовательную деятельность со сроком...
С. В. Погорелова моу меняйловская сош iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ифнс россии №5 по Белгородской области приняли участие в проведении общероссийского открытого урока в моу “Пролетарская сош n1 ”,...
С. В. Погорелова моу меняйловская сош icon«Согласовано» «Утверждено» Заместитель директора по увр директор моу «сош №3» моу «сош №3»
Данная программа реализует положения государственного образователь­ного стандарта второго поколения
С. В. Погорелова моу меняйловская сош iconУчитель, библиотекарь моу сош №43) Калинина О. В. (зав библиотекой моу сош №43)
Познакомить учащихся с биографией писателя, вспомнить его произведения и в игровой форме закрепить полученные знания
С. В. Погорелова моу меняйловская сош iconДоклад о состоянии и результатах деятельности моу «Красноярская сош» за 2011 год
Одобрен Управляющим советом моу «Красноярская сош» протокол №9 от 15 марта 2012 года
С. В. Погорелова моу меняйловская сош iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моу сош №5 была открыта 1 сентября 1988 года моу сош №5 функционирует как образовательное учреждение для 19 классов-комплектов
С. В. Погорелова моу меняйловская сош iconОтчет учителя географии и экономики моу «сош №1»
Стаж работы – 30 лет, педагогический 22 лет, из них более 18 лет в моу «сош №1»
С. В. Погорелова моу меняйловская сош iconПубличный доклад моу коменская сош за 2007-2008 уч год Общие сведения...
Юридический адрес: 623502, Свердловская область, Богдановичский район, село Коменки, улица зо лет Победы, 14
С. В. Погорелова моу меняйловская сош iconРабочая программа по биологии в 7 классе муниципального образовательного учреждения
Руководитель мо заместитель директора по увр директор моу «Татарско- моу «Татарско- толкишская сош» Толкишская сош»
С. В. Погорелова моу меняйловская сош iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Руководитель мо заместитель директора по увр директор моу «Татарско- моу «Татарско- толкишская сош» Толкишская сош»
С. В. Погорелова моу меняйловская сош iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Руководитель мо заместитель директора по увр директор моу «Татарско- моу «Татарско- толкишская сош» Толкишская сош»
С. В. Погорелова моу меняйловская сош iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Руководитель мо заместитель директора по увр директор моу «Татарско- моу «Татарско- толкишская сош» Толкишская сош»
С. В. Погорелова моу меняйловская сош iconАнализ педагогической деятельности учителя биологии моу харатская...
Я, Филимоненко Ольга Петровна, работаю в моу харатская сош с 1990 года. Общий стаж педагогической работы – 28 лет. В данной школе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск