Урок №2 Что такое светская этика





НазваниеУрок №2 Что такое светская этика
Дата публикации14.07.2013
Размер65.7 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок

Модуль

Основы светской этики

Урок № 2

Что такое светская этика

Руководитель

Воронина Юлия Владимировна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ

Урок 2 «Что такое светская этика»

Цель: дать представление об этике как о науке, рассматривающей общественные нормы нравственности и морали.

Задачи:

личностные

- формирование учебно-познавательного интереса к вопросам светской этики

метапредметные

- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в парах

предметные

- познакомить учащихся с основными понятиями этики;

- уточнить смысл понятий «мораль» и «нравственность»;

- создать целостное представление о предмете изучения светской этики

Оборудование к уроку:

Проектор (или интерактивная доска), УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа Данилюка А.Я.):

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания

Презентации учащихся по итогам выполнения заданий на с.5 учебника.

2. Введение в тему урока

Учитель использует подводящий к теме диалог – систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

– Что такое «наука»?

– Какие науки вы уже знаете?

– В Древней Греции все науки назывались философией. Кто знает, что означает это слово?

– Давайте попробуем перевести это слово с греческого языка, и узнаем, что оно означает.

На доске (или слайде) делается запись:

«фило» – любовь

«софия» – мудрость

– Так что такое философия?

На доске (или слайде) делается запись:

Философия – любовь к мудрости

– Сегодня мы с вами начнем знакомство с новой для вас наукой – этикой (делается запись на доске), основателем которой был древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) (делается запись на доске). Он считал, что это часть философии. Давайте узнаем, что изучает этика.

Учитель демонстрирует рисунки, на которых изображены добрые (хорошие) и злые (плохие) поступки людей.

Примерный набор иллюстраций:





– Давайте рассмотрим картинки и обсудим изображённые на них ситуации.

– Что заметили общего?

– В чем различие?

– На какие группы можно разделить данные поступки?

(В результате обсуждения дети приходят к выводу, что поступки и отношения между людьми могут быть добрыми (хорошими) и злыми (плохими).

– Так что изучает наука этика?

На доске (или слайде) фиксируется схема:



– Как называется наш предмет? («Основы светской этики»)

–Что нам еще надо узнать, чтобы объяснить, например родителям, что означает название нашего учебного предмета? (Что такое светская этика?)

– Это и будет темой нашего урока (фиксируется на доске).

3. Изучение нового материала

– В ходе урока мы с вами будем заполнять кластер:



– Что мы уже можем заполнить? (Основателем является Аристотель)



– Давайте откроем учебник на с.6 – 7, прочитаем раздел «Это интересно» и рассмотрим иллюстрации. (Вместе с учителем обсуждают фреску Рафаэля)

– Работая в парах, прочтите 2-3-й абзац в учебнике (с.6-7) и заполните в кластере раздел «Основные понятия этики» (После заполнения вместе с учителем обсуждают, что такое «мораль», «привычки», «обычаи», «правила поведения», «нравы», «нравственность»)

– Этика помогает разобраться в том, что такое «нравственность» и как она достигается. Давайте посмотрим высказывания о нравственности известных людей. Что они хотели нам сказать?

На доске (слайде):

Нравственность — это разум сердца. (Г. Гейне)
Нравственность должна лежать в характере. (И. Кант)
Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь. (А.П. Чехов)

Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. (Л.Н.Толстой)

– В каждом человеке есть положительные черты. Давайте их перечислим.

– А какие отрицательные? Прочитайте параграф до конца и заполните незаполненные ячейки в кластере. (Работа в парах, затем совместное обсуждение заполненного кластера)





4. Применение полученных знаний

Учитель предлагает учащимся обсудить рассказ Е.Казаковой «Теперь я понимаю...»1. (Вначале читается первая часть рассказа, после обсуждения - вторая)

Первая часть. Когда я был ребенком, меня учили делать добрые дела, они могли быть маленькими и нетрудными, но обязательно хорошими: увидев на улице бумажку, подобрать ее и выбросить в урну, помыть тарелку после еды, перевести старика через дорогу, оберегать природу. Мне очень нравилось быть добрым.
Как-то раз я гулял по улице и увидел израненную собаку прямо на дороге. Ее сбила машина, она не могла двигаться, обе задние ноги были сломаны. Машины проезжали очень близко от нее, и я боялся, что кто-нибудь снова собьет ее и тогда уже точно убьет. Мне страстно захотелось сделать еще одно доброе дело, и, как хороший мальчик, я остановил движение и подошел к собаке, чтобы перенести ее в безопасное место и спасти ей жизнь. Я уже думал, как наложить шины на ее задние лапы, чтобы обездвижить их, наклонился, с большим трепетом и любовью протянул руки, чтобы взять израненное животное. Как только я поднял собаку, она укусила меня за руку. Тут же меня повезли в клинику, сделали прививку от бешенства.
Я долгое время не мог понять, почему собака укусила меня, Ведь единственное, чего я хотел, это помочь ей, спасти жизнь. Я не собирался причинить ей вред. Что же произошло? Я хотел стать ей другом, вылечить ее, выкупать, оставить у себя и заботиться о ней. Это был первый случай в моей жизни, когда я хотел сделать добро, когда я хотел сделать доброе дело, а меня обидели, и я не понимал почему.
Если кто-то причиняет вред тому, кто плохо к нему относится, это понятно. Но, когда ты хочешь кому-то помочь, а тебе отвечают обидой, это необъяснимо.
Вопросы для обсуждения:

1. Как вы считаете, почему мальчик решил помочь собаке?

2. Почему он расстроился?

3. Почему собака укусила мальчика?

4. Всегда ли человек может получить вознаграждение за добрый поступок?

Вторая часть. Прошло много лет, прежде чем я понял, что собака меня не кусала, меня укусила ее рана, ее страх и боль, теперь я прекрасно понимаю это.
Когда кому-то плохо, он чувствует себя в душе раненным и, получая от кого-то любовь или хорошее отношение, — кусает! Но это не он сжимает зубы при укусе, это его рана. Надо стараться понимать плохое состояние, в котором иногда пребывают люди. Не всегда, когда кто-то на тебя кричит, обвиняет, критикует, оскорбляет, обижает или причиняет вред, он делает это потому, что не любит или ненавидит тебя. Может, он просто ранен, у него рана в душе, или плохо себя чувствует, или что-то нехорошее происходит в его жизни. Не защищайся, не нападай, не критикуй, постарайся понять, принять и помочь. Сейчас я это понимаю.

5. Подведение итогов урока

– Что вы сегодня узнали нового на уроке?

– Как можно коротко ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока «Что такое светская этика?»

– Оцените свою работу на уроке, используя карточки:

Мне было легко, и я быстро справился со всеми заданиями

Мне было трудно, но я справился

Мне было трудно, но мне помогли друзья

6. Домашнее задание

Напишите письмо другу (бабушке, брату …) на тему «Я начал изучать светскую этику. Это … »

Дополнительно:

  1. Подготовьте сообщение об Аристотеле.

  2. Найдите рассказы, сказки, где обсуждаются проблемы нравственности и морали.

1 По материалам сайта http://stihi.ru/diary/velena2/2011-12-30

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №2 Что такое светская этика iconКалендарно-тематическое планирование модуля «Светская этика»
Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют
Урок №2 Что такое светская этика iconУрока 2 Тема Что такое светская этика
Цель урока: Формирование представления с общественными нормами нравственности и морали
Урок №2 Что такое светская этика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Орксэ. Этот урок является уроком изучения нового материала, введения в понятийный ряд содержания модуля. Данный урок дает возможность...
Урок №2 Что такое светская этика iconРабочая программа по «основам религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика»
Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика». М., Просвещение, 2010
Урок №2 Что такое светская этика iconУчебной и научно-исследовательской работы студентов Этика и история...
Темы для рефератов и самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов
Урок №2 Что такое светская этика iconУрок 17. Планета Друзей
«Светская этика», первый – это «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества, второй
Урок №2 Что такое светская этика iconУрок по курсу орксэ. Модуль «Светская этика». Тема : Дружба
Цель: развитие представлений о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни общества
Урок №2 Что такое светская этика iconРабочая программа по орксэ модуль «Светская этика»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №229 Адмиралтейского района
Урок №2 Что такое светская этика iconКалендарно-тематическое планирование 4 класс № Дата
Познакомить с новым учебником «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Светская этика
Урок №2 Что такое светская этика iconЧто такое хорошее образование, что такое качественное образование?
Но преобладающей формой организации обучения в школе остается традиционный урок. Это определило тему статьи
Урок №2 Что такое светская этика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка урока по учебному предмету орксэ, модуль «Светская этика», 4 класс
Урок №2 Что такое светская этика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика». М., Просвещение, 2011г
Урок №2 Что такое светская этика iconУрок по теме, базируется на пройденном материале. Тип урока: комбинированный....
На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм…
Урок №2 Что такое светская этика iconЧто такое профессиональная этика
Автор: Штылева М. В., ассистент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу
Урок №2 Что такое светская этика iconУрок по обществознанию в 6 классе по теме: Что такое человечность?
Этот урок, что более всего вам запомнилось
Урок №2 Что такое светская этика iconРабочая программа педагога уразовой Елены Александровны высшей квалификационной...
Материально – техническое и информационное –техническое обеспечение стр


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск