Рабочая программа педагога уразовой Елены Александровны высшей квалификационной категории по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»





Скачать 154.67 Kb.
НазваниеРабочая программа педагога уразовой Елены Александровны высшей квалификационной категории по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»
Дата публикации26.03.2015
Размер154.67 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
Рассмотрено Согласовано Утверждаю

руководитель ШМО зам.директора по УВР директор школы

_______Т.А.Крышкова МОУ СОШ №1 _____Л.М.Петранкина

Протокол №______от ______О.Т. Коршунова Приказ№_______от

«____» __________2011г. «____» __________2011г. «____» _______2011г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Уразовой Елены Александровны
высшей квалификационной категории
по предмету
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»
в 4 «а» классе
МОУ «СОШ №1 г. Новоузенска
Саратовской области»


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №_________

от «___»______2011 г.

2011 -2012

СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка…………………………………………………………………..…………………….....стр.
2.Содержание учебного материала…………………………………………………………………………………...........стр.
3.Учебно – тематический план………………………………………………………………………………………..…..стр.
4.Учебно – методическое обеспечение……………………………………………………..………………………….…стр.
5.Материально – техническое и информационное –техническое обеспечение……………………………..……………………………………………………..стр.
6. Требования к уровню подготовки учащихся……………………………………………….………………………………………..стр.

Пояснительная записка
В основу рабочей программы по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» для учащихся 4 «а» класса МОУ «СОШ №1 г. Новоузенска Саратовской области», положена авторская программа, разработанная Д.Д.Даниловым, которая обеспечена учебником (Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И.Кремлева. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»:Учебник для 4 класса», – Москва: Издательство « БАЛАСС», 2011. - 78с).

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» представляет собой завершённую предметную линию для начальной школы, которая реализует модуль «Основы светской этики». Этот модуль выбран для апробации в рамках регионального эксперимента «Преемственность между ступенями обучения общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному образовательному стандарту  (на примере ОС «Школа 2100»)».

В ОС «Школа 2100» цели формулируются в виде линий развития личности ученика средствами данного предмета. Для данного учебного модуля цели сформулированы следующим образом:
1-я линия развития.

Понимать и объяснять значение понятий, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России: духовность и культура, ценности и идеалы, мораль и нравственность, добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, справедливость и милосердие, счастье и смысл жизни, семейные и народные традиции, религиозные и светские правила, этика и этикет.
2-я линия развития.

Определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения и традиции культуры народов России:

оценивать свои и чужие поступки, совершать выбор.
3-я линия развития.

Самостоятельно постоянно пополнять свои познания в области социального поведения и духовно-нравственных ценностей (из художественных, публицистических и иных литературных источников).
В соответствии с требованиями ФГОС учебник реализует деятельностный подход через ряд деятельностно - ориентированных принципов, а именно:

а) Принцип обучения деятельности. Материал всех параграфов изучения нового в учебнике выстроен в соответствии с технологией проблемного диалога. Она предполагает, что ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе сформулированной самими учениками цели урока, выполняют продуктивные задания, предваряющие каждый учебный текст.

б) Принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности. В учебниках предусмотрена система работы учителя и класса по развитию умений в решении проблем. В конце изучения темы каждого параграфа для ребят сформулированы жизненные задачи (они моделируют проблемные ситуации из жизни) и предложены темы разнообразных проектов. При этом решение жизненных задач, а также выбор и осуществление проектов требуют от учеников применения приобретённых или актуализированных при изучении темы знаний и умений. Так осуществляется переход от чисто предметных заданий к заданиям, нацеленным, прежде всего, на формирование универсальных учебных действий.

Этапы технологии: продуктивного чтения, технологии учебных достижений, которые введены на страницы учебника, подсказывают алгоритм работы, позволяющий учителю понимать, что идёт за чем.

Структура параграфа помогает учителю разобраться в системе заданий, которые работают, в том числе, и на универсальные учебные действия, заявленные сегодня в планируемых результатах ФГОС.

Условные обозначения, плашки с описанием видов деятельности (этапов урока) нацеливают учеников на проблемно-диалогическую работу с материалами учебника.

Сквозные персонажи реализуют принцип психологической комфортности ученика на уроке и позволяют ему раскрыться не только в учебной, но и практической деятельности.

Учебный модуль «Основы светской этики» осуществляет преемственность курса естествознания. Реализация интеграции происходит как через учебную деятельность, с такими предметами как: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, технология, русский язык , так и различных форм внеучебной деятельности.

Содержание учебного материала:
Учебник состоит из трех глав, каждая из которых решает свою задачу.
Как работать с учебником. Введение «Россия – наша Родина!» (1 час)
Россия — наша Родина. Россия объединила более ста разных народов: больших и малых. Общее на всех языках. Ценности народов России. Чем богат духовный мир человека.
Глава 1. «КАК ОТЛИЧИТЬ ДОБРО ОТ ЗЛА?» (5 ч.)
В параграфах первой главы раскрывается смысл основных этических категорий – добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни, справедливость и милосердие. Большинством этих слов четвероклассники активно пользуются в своем общении, однако далеко не всегда в состоянии сформулировать их смысл. Именно в этом и заключается основная задача первой главы – раскрытие общечеловеческих нравственных ценностей через осмысление основных этических понятий.
Глава 2. «КАКОВЫ ИСТОКИ ПРАВИЛ МОРАЛИ?» ( 3 ч.)

В параграфах второй главы ставится новая проблема – откуда к нам пришли этические, нравственные правила, что является их источником. Таким образом, задача главы – осмыслить этическую ценность таких общественных институтов как семья, национальность, религия, атеистическое мировоззрение.
Глава 3. «КАКИЕ ПРАВИЛА МОРАЛИ ОСОБЕННО ВАЖНЫ В ШКОЛЕ?» ( 2 ч.)
В параграфах третьей главы осуществляется осмысление этических правил и норм в рамках школьных коллективов. Понятно, что за 17 часов в 4 классе нереально обучить нравственности. На воспитание должна работать вся образовательная среда школы, внеклассная работа, общие дела, общение. Данную цель выполняют проекты, которые решают поставленные задачи. На проекты выделено 6 часов учебного курса. Остальные проекты выполняются в рамках интеграции урочной и внеурочной деятельности.

Рекомендуемые темы для проектов:
Глава 1. «КАК ОТЛИЧИТЬ ДОБРО ОТ ЗЛА?»
«Граница между добром и злом» «Жили – были добрая и злая сказка» (спектакль) «Добрый сюрприз для доброго человека» и «Добрый сюрприз для недоброго человека» (выполнение игрушек) «Происхождение слов «мораль», «нравственность», «этика»» (сообщение – презентация) «Зов долга и совести» «Муки совести в судьбе известных литературных героев» (сообщение – презентация) «Народные пословицы о совести и долге» (пластилиновая композиция) «Долг в жизни людей разных профессий» (игра-викторина) «Честь и достоинство» «Способы защиты чести и достоинства» (книжка – раскладушка) «Вызов на дуэль для защиты чести.19 век.»(инсценировка) «Реконструкция дуэли (известного человека, например, А.С.Пушкина или М.Ю.Лермонтова)» «Поиски счастья» «Поиски смысла жизни» (маленький детективный спектакль) «Счастливые минутки» (журнал для детей) «Карта фантастической страны, на которой нарисован маршрут поиска счастья»«Золотое правило нравственности» « Справедливость и милосердие» «Характер человека, с которым я хотел бы общаться» (книжка-комикс) «Страшная сказка: один день без «золотого правила нравственности»»(инсценировка – миниатюра) «Случаи из моей жизни, когда кто-то проявил справедливость и милосердие» (рассказы)

Глава 2. «КАКОВЫ ИСТОКИ ПРАВИЛ МОРАЛИ?»
«Добрые традиции нашей семьи» «Моя любимая семейная традиция» (рисунок с подписью) «Каким добрым правилам меня научила моя семья» (сочинение-размышление)

«Добрые игры, в которые мы играем всей семьёй» (Фестиваль одноклассников)

«Добрые сказки разных народов» (сообщение-доклад)

«Добрый народный обряд» (аппликация или пластилиновый макет)

«Добрые песни разных народов» (Фестиваль одноклассников)

«Взгляд светский и религиозный»

«Как основатели мировых религий формулировали «золотое правило нравственности»» (сообщение)

«Спор верующего и атеиста о добре и зле, заканчивающийся примирением»

Глава 3. «КАКИЕ ПРАВИЛА МОРАЛИ ОСОБЕННО ВАЖНЫ В ШКОЛЕ?»
«Правила поведения в школе»

«Проект конституции нашего класса» (документ)

«Новые ситуации 5-го класса» (придумать ситуации, разработать правила поведения в группах)

«Этикет-форма для содержания этики»

«Неразлучная пара: правило этики и норма этикета»

«Правила и этикета: вчера, сегодня, завтра» (мини-спектакль)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Тема

часы

Количество часов по разделу

1

Введение. Россия – наша Родина.

1







Глава 1.

Как отличить добро от зла?




5

2

Граница между добром и злом.

1




3

Долг и совесть.

1




4

Честь и достоинство.

1




5

Счастье и смысл жизни.

1




6

Справедливость и милосердие.

1







Глава 2.

Каковы истоки правил морали?




3

7

Ценность рода и семьи.

1




8

Образцы культуры народов.

1




9

Взгляд светский и религиозный.

1







Глава 3.

Правила морали особенно важны в школе?




2

10

Правила поведения в школе.







11

Этикет- форма для содержания этики.

1







Представление проектов по курсу




6

12 -17

Представление проектов по теме главы 1.

1




Представление проектов по теме главы 2.

1




Представление проектов по теме главы 3.

1







Представление проектов по выбранным темам

3







Итого:

17






Учебно – методическое обеспечение:

Литература для учащихся:

1.Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И. И. Кремлева. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика». Учебник для 4 класса –М.: «Баласс», 2011.

Литература для учителя:


  1. Программа духовно-нравственного развития и воспитания в образовательной системе «Школа 2100» Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, З.И. Курцева.


Материально – техническое и

информационно - техническое обеспечение:

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

  • Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

  • К – полный комплект (на каждого ученика класса);

  • Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);

  • П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).




Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

количество

примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно- методический комплект «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика». Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И. И. Кремлева. Учебник для 4 класса –М.: «Баласс», 2011.


К




Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Презентации к уроку

Д

При наличии технических условий

Электронные справочники, пособия

Д

Тематический рубрикатор

Д

Компакт диски

Д

ЦОРы

about:blank

Д

Технические средства обучения

Персональный компьютер

Д/П




Мультимедийный проектор

Д




Экранно - звуковые пособия

Видеозаписи и аудиозаписи в соответствии с изучаемыми темами

http://video.yandex.ru/

Д






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ:

Научатся:
- понимать и объяснять значение понятий, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России: духовность и культура, ценности и идеалы, мораль и нравственность, добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, справедливость и милосердие, счастье и смысл жизни, семейные и народные традиции, религиозные и светские правила, этика и этикет;
- определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения и традиции культуры народов России:

аргументировано оценивать свои и чужие поступки, совершать выбор;
- саморазвиваться в области социального поведения и духовно-нравственных ценностей средствами различных литературных источников, проводить аналогии прочитанного с реальными жизненными ситуациями, стремиться к нравственным идеалам.


Нравственный портрет воспитанного младшего школьника

Добрый, не причиняющий зла живому
Честный и справедливый
Любящий и заботливый
Трудолюбивый и настойчивый
Творящий и оберегающий красоту мира
Стремящийся к знаниям и критично мыслящий
Смелый и решительный
Свободолюбивый и ответственный
Самостоятельный и законопослушный
Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города/села, России)
Толерантный (уважающий других, не похожих на него)


Рассмотрено Согласовано Утверждаю

руководитель ШМО зам.директора по УВР директор школы

_______Т.А.Крышкова МОУ СОШ №1 _____Л.М.Петранкина

Протокол №______от ______О.Т. Коршунова Приказ №_______от

«____» __________2011г. «____» __________2011г. «____» _______2011г.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Уразовой Елены Александровны
высшей квалификационной категории
по предмету
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»
в 4 «а» классе
МОУ «СОШ №1 г. Новоузенска
Саратовской области»

2011-2012





Тема

план

Факт

1

Введение. Россия – наша Родина.

03.09

03.09




Глава 1.

Как отличить добро от зла?







2

Граница между добром и злом.

10.09

10.09

3

Долг и совесть.

17.09

24.09

4

Честь и достоинство.

24.09

01.10

5

Счастье и смысл жизни.

01.10

08.10

6

Справедливость и милосердие.

08.10

15.10




Глава 2.

Каковы истоки правил морали?







7

Ценность рода и семьи.

15.10

22.10

8

Образцы культуры народов.

22.10

29.10

9

Взгляд светский и религиозный.

29.10

12.11




Глава 3.

Правила морали особенно важны в школе?







10

Правила поведения в школе.

12.11

19.11

11

Этикет- форма для содержания этики.

19.11

26.11




Представление проектов по курсу







12 -17

Представление проектов по теме

«Как отличить добро от зла»


26.11

03.12

Представление проектов по теме

«Каковы истоки морали?»


03.12

10.12

Представление проектов по теме

«Какие правила морали важны в школе?»

10.12

17.12

Представление проектов по теме

«Добрый сюрприз для недоброго человека»

17.12

24.12

Представление проектов по теме

«Муки совести в судьбе известных героев»

24.12

14.01

Представление проектной мастерской

«Поиски счастья»

14.01

25.02

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа педагога уразовой Елены Александровны высшей квалификационной категории по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» iconКалендарно-тематическое планирование 4 класс № Дата
Познакомить с новым учебником «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Светская этика
Рабочая программа педагога уразовой Елены Александровны высшей квалификационной категории по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» iconРабочая программа по предмету основы религиозных культур и светской...
М.: Просвещение, 2010. 95 с и Электронным приложением к учебнику Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной...
Рабочая программа педагога уразовой Елены Александровны высшей квалификационной категории по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» iconУчебник: Кураев А. В. «Основы духовно- нравственной культуры народов...

Рабочая программа педагога уразовой Елены Александровны высшей квалификационной категории по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» iconМетодические рекомендации по реализации учебного курса «Основы религиозных...
Реализация курса «Основы религиозных культур и светской этики»1 «Основы духовно-нравственной культуры
Рабочая программа педагога уразовой Елены Александровны высшей квалификационной категории по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» iconКураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры

Рабочая программа педагога уразовой Елены Александровны высшей квалификационной категории по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» iconРабочая программа учебного курса: «орксэ»
Рабочая программа курса Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики, модуль...
Рабочая программа педагога уразовой Елены Александровны высшей квалификационной категории по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» iconКнига для учителя Москва «Русское слово»
В федеральный перечень учебников курса орксэ вошел учебник А. Н. Сахарова, К. А. Кочегарова ≪Основы духовно-нравственной культуры...
Рабочая программа педагога уразовой Елены Александровны высшей квалификационной категории по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе...
А также на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы...
Рабочая программа педагога уразовой Елены Александровны высшей квалификационной категории по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А также на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы...
Рабочая программа педагога уразовой Елены Александровны высшей квалификационной категории по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Электронное приложение к учебнику Беглова А. Л. и др. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных...
Рабочая программа педагога уразовой Елены Александровны высшей квалификационной категории по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» iconПершина Юлия Валерьевн кандидат исторических наук, доцент кафедры...
Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенко, А. В. Поляков. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур...
Рабочая программа педагога уразовой Елены Александровны высшей квалификационной категории по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» iconРабочая программа учителя русского языка и литературы высшей квалификационной...
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, граж
Рабочая программа педагога уразовой Елены Александровны высшей квалификационной категории по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» iconРабочая программа педагога мериновой Нины Егоровны, учителя начальных...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Рабочая программа педагога уразовой Елены Александровны высшей квалификационной категории по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» iconРабочая программа педагога краснослободцевой Елены Григорьевны, учителя...
Сухорукова Л. Н, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. Биология. Разнообразие живых организмов 7 класс. / Издательство «Просвещение»....
Рабочая программа педагога уразовой Елены Александровны высшей квалификационной категории по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» iconУчебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных...
Рабочая программа педагога уразовой Елены Александровны высшей квалификационной категории по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» iconУчебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск