Книга для учителя Москва «Русское слово»





Скачать 234.17 Kb.
НазваниеКнига для учителя Москва «Русское слово»
Дата публикации30.03.2015
Размер234.17 Kb.
ТипКнига
100-bal.ru > Культура > Книга
В. И. Пискарев, И. В. Сафронова

Основы духовно-нравственной

культуры народов России


Основы религиозных культур народов России

4 класс


Книга для учителя

Москва

«Русское слово»

2012

С 2012 г. в общеобразовательных учреждениях всех субъектов Российской Федерации был введен новый предмет — ≪Основы религиозных культур и светской этики≫ (ОРКСЭ). Он представляет собой комплексный учебный курс светского характера, цель которого состоит в формировании у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

В Федеральный перечень учебников курса ОРКСЭ вошел учебник А. Н. Сахарова, К. А. Кочегарова ≪Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России≫1. Настоящее пособие является методическим сопровождением к данному учебнику.

Содержание данного пособия соотнесено с составом дидактических единиц разделов (тем) учебника. Основным структурным элементом пособия выступает тема. В каждой из них представлены цели и задачи изучения материала, типы уроков, религиоведческий тезаурус (понятия и термины), проверочные задания, содержательные связи с предметом ≪Окружающий мир≫, список дополнительной литературы. Кроме того, изложен план изучения нового материала и рекомендации по работе с каждым пунктом данного плана. Соотнесение тем и затрачиваемых на их изучение учебных часов в соответствии с базисными учебными планами Федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 г. и новым ФГОС 2010 г. произведено в программе, которая является составной частью УМК ≪Основы религиозных культур народов России≫ для 4 класса.

Авторы стремились к тому, чтобы учитель располагал необходимым и достаточным материалом для организации продуктивной учебной деятельности на каждом занятии; ясно представлял себе своеобразие и общность духовно-нравственных ценностей традиционных религий России, видел пути духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в процессе изучения комплексного учебного курса.

Как правило, содержание методического пособия формировалось посредством обращения авторов прежде всего к текстам священных книг христианства, ислама, иудаизма и буддизма в целях формирования идентичных представлений об основах того или иного вероучения, его традициях и ценностях, а также к статьям учёных-религиоведов XIX—XX вв., в т.ч. из энциклопедических изданий.

Материалы методического пособия учитель может непосредственно использовать в своем рассказе во время урока; при организации самостоятельной работы учащихся; при подготовке ими индивидуальных сообщений. Обращение к ним поможет учителю пополнить, расширить и обновить свои знания по истории, ценностно-смысловым основам традиционных российских религий, являющихся частью общероссийского историко-культурного наследия.

Вводные уроки
Цель изучения темы: познакомить учащихся с содержанием курса ≪Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России≫, сформировать у них первоначальные представления о происхождении религии и ее роли в истории человечества.

Основные понятия и термины: ад, Бог, душа, духи, монотеизм, религия, язычество.
Изучение нового материала

План изучения темы

Межпредметные связи

1. Почему возникли религиозные верования?


Окружающий мир

Человек — часть природы.

Зависимость жизни человека от природы

2. От многобожия — к вере в единого Бога

Окружающий мир

Внутренний мир человека

3. Чем помогли религии человеку?

Окружающий мир

Человек — носитель и создатель культуры. Вклад в культуру традиций

и религий разных народов


1. Почему возникли религиозные верования?

При ответе на этот вопрос учитель обращается к начальной истории религий, к эпохе зарождения религиозных верований, опираясь на представления, которые должны были быть сформированы у учащихся при изучении учебного предмета ≪Окружающий мир≫ о роли природы в жизни человека, о возможности и методах человеческого познания. Он отмечает, что, согласно данным современной науки, религия возникла несколько десятков тысяч лет назад на относительно высокой ступени развития общества древних людей. Тогда зародились культ — религиозное почитание — животных, охотничье колдовство, свидетельством чего являются памятники искусства того времени. Первобытные охотники верили, что с помощью специальных обрядов можно вернуться с промысла с богатой добычей, защитить себя от страшных клыков и когтей хищников. Нужно только умилостивить высшие, сверхъестественные существа — духов. Тогда же получил распространение обычай хоронить умерших сородичей с орудиями труда и украшениями. Это означало появление представлений о посмертном существовании — о мире мертвых и душе, которая продолжает жить после смерти тела.

Таким образом, произошло удвоение мира на реально существующий мир и мир потусторонний, сверхъестественный. Первый — неживая (солнце и луна, дождь и ветер, гром и молния и др.) и живая природа (животные, растения). Второй — невидимые и всесильные духи (затем — боги), которые являются двойниками вещей и явлений живой и неживой природы и действуют в ней; невидимая и бестелесная душа; таинственный и непостижимый загробный мир (царство мертвых). Удвоение мира, представление о существовании высших сил, управляющих сообразно своей воле окружающим миром, человеком — атрибут религиозных верований, ставших впоследствии главным элементом религии.

Понятие ≪религия≫ трактуется так: ≪Религия — вера в существование сверхъестественных сил — Бога или богов, духов, ангелов и т. д., возникшая в глубокой древности вследствие бессилия первобытного человека перед силами природы, а его разума перед постижением ее процессов≫1.

≪Религия (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа) — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного≫2.

Светская наука считает, что духов (затем — богов) человек создавал сам, наделяя их в своем воображении сознанием, волей и другими человеческими свойствами. Зачем? Человек, зависимый от природы, не могущий противостоять природным стихиям, был вынужден, чтобы выжить, приспосабливаться к ним, пытаясь каким-то образом воздействовать на то, что он не мог постичь. Такова была важнейшая практическая потребность, породившая религиозные верования.

Таким образом, обобщает учитель, религиозные представления, верования — продукт человеческого ума, который пытался мыслью проникнуть в окружающий мир, в свой собственный внутренний мир, найти способы умиротворить грозные природные силы в интересах выживания человеческого рода. Свои желания человек адресовал могущественным духам (затем — богам), повелевающим, как он полагал, миром или частью его.
2. От многобожия — к вере в единого Бога

Учитель отмечает, что религиозные верования не оставались неизменными. Они развивались вместе с совершенствованием их создателя — человека, изменением его занятий, образа жизни, познавательных возможностей, потребностей. Могучие древние духи превращались во все более могущественных богов. Боги, представленные в язычестве, как и духи, наделялись человеческими качествами, не только добродетелями, но и пороками. Их также необходимо было умилостивить, принося им жертвы, в том числе кровавые.

Боги были также ≪воплощенными, осуществленными желаниями человека≫ (Л. Фейербах). Но совершенствующийся, развивающийся человек желал все большего и лучшего. Многочисленные, зачастую враждующие друг с другом, капризные, своенравные боги из языческого пантеона не могли быть для него идеалом. А такой идеал человеку, мечтавшему о правильной, справедливой жизни, был необходим. Ответом на эту потребность стала идея единого Бога.

Единый Бог, согласно представлениям людей, был не просто одним-единственным. Он был воплощением добродетелей — мудрости, справедливости, любви, милосердия, заботы. Он был всевидящим и всезнающим, сострадающим и прощающим, нетерпимым ко злу и способным отпустить грехи покаявшемуся, которому затем лишь оставалось следовать лучшему.

Единый Бог не только демонстрировал образцы достойного поведения, но задавал нравственные требования, сформулированные в заповедях, автором которых был сам человек. Так от лица единого Бога создавался мир новых духовно-нравственных ценностей, которые должны были стать ценностями, качествами самого человека. Человек добровольно становился на путь самосовершенствования, пытаясь заслужить милость Бога и спасти свою душу.

Таким образом, обобщает учитель, религиозные представления, верования прошли длительный путь развития, высшей точкой которого стали монотеистические религии (иудаизм, христианство и ислам). Они отражали нравственное, интеллектуальное развитие человека.

3. Чем помогли религии человеку?

Третий вопрос — это вопрос о роли религии в развитии общества, в развитии человека. Мы стремились показать, говорит учитель, что религиозные верования возникли на определенном этапе развития общества, самого человека и менялись вместе с тем, благодаря кому они стали явлением истории. Но фактом является и обратное влияние религий на общество, на человека.

На протяжении столетий из религиозных источников черпали свой материал (идеи, сюжеты, образы) литература, искусство, философия, право. Религиозные учебные заведения были основными и практически единственными центрами грамотности, просвещения. Религиозные ценности составляли ядро духовно-нравственных ценностей, в некоторой степени сохраняя это свое значение до настоящего времени. Без религии не обходилось формирование мировых держав, она сплачивала и сплачивает до сих пор людей одной веры.

Завершить рассмотрение третьего вопроса можно обобщающим и ярким афоризмом выдающегося русского историка В.О. Ключевского: ≪Религия и история — все нравственное и умственное достояние народа≫.

Основной вывод. Религии — важная часть истории человечества. Облик современного мира людей сложился в том числе и под влиянием религии.

Словарь терминов и определений

Ад (греч. hades — подземное царство; лат. locus infernus — нижнее место) — подземное царство мертвых, преисподняя. В первобытных религиях — место пребывания душ умерших, которые ведут там такое же существование, как и при жизни. В дальнейшем ад изображается как мрачное место, место мучений, наказания грешных душ.

Бог — в религиозных представлениях и учениях сверхъестественное существо (одно из существ), сотворившее мир и управляющее им. Выделяют монотеизм (вера в существование единого всемогущего Бога, которому принадлежит абсолютная власть над всем миром: в иудаизме — Яхве, в исламе — Аллах, в христианстве — Святая Троица) и политеизм (вера в существование множества богов, каждый из которых властвует над определенной частью мира).

Душа — духовно-мифологическое представление о наличии в человеческом организме самостоятельной духовной субстанции, части. В отличие от смертного тела душа, как правило, наделяется свойством бессмертия. Душа — совокупность психических характеристик личности.

Духи — фантастические, сверхъестественные самостоятельные существа, которые, по религиозным представлениям, способны влиять на природу, общество и человека. Духи всегда наделяются сознанием, волей и другими человеческими свойствами. До того как воображение первобытного (древнего) человека населило сверхъестественный мир духами, оно наделяло сверхъестественными свойствами сами вещи и явления, двойниками которых стали эти духи.

Монотеизм (греч. monos — один, единственный и theos — бог) — религиозное представление и учение о едином Боге, единобожие. Монотеистами считают себя иудаисты, христиане и мусульмане.

Рай — согласно иудаистскому, христианскому, исламскому, буддийскому вероучениям, обитель душ праведников, место их вечного блаженства. Истоки представления о рае восходят к первобытным верованиям о загробном существовании души. Как правило, райское блаженство противопоставляется мучениям душ грешников в аду.

Религия — поклонение высшим силам и вера в них; единство мировоззрения, соответствующего поведения и специфического действия (культа). В основе религии лежит вера в реальное существование сверхъестественных, надприродных сил, одного или нескольких богов. Религия — часть духовной культуры.

Язычество — политеистические религии (верования, обряды, культы, составляющие ранние формы религии), многобожие. Язычество послужило «строительным материалом» для всех позднейших религий, в том числе иудаизма, буддизма, христианства, ислама. Элементы язычества встречаются в культуре многих народов, исповедующих монотеистические религии, и тем самым составляют часть их духовного наследия.

Литература

Богомолов А.И. Религии мира: новейший словарь. Ростов н/Д, 2005.

Всеобщая история религий мира. М., 2008.

Мифологический словарь/гл. ред. Е.М. Мелетинский. М., 1991.

Новый энциклопедический словарь. М., 2006.

Примерная программа по окружающему миру//Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. Ч. 1. 4-е изд., перераб. М., 2010.

Словарь общественных наук. Ростов н/Д, 2006.

Энциклопедический словарь юного историка (Всеобщая история). 2-е изд., доп. М., 1999 (≪Мифология≫, ≪Культура≫, ≪Религия≫, ≪Первобытное общество≫).

Тема 1

Древние предания христиан
Цель изучения темы: рассказать учащимся о познавательном значении и нравственном смысле древних преданий христиан.

Основные понятия и термины: Ветхий Завет, завет, грех, свобода выбора, Десять заповедей, Мессия, христианство.
Изучение нового материала

План изучения темы

Межпредметные связи

1. Библейские предания о сотворении мира и человека


Окружающий мир

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Планеты и

звезды. Солнце — звезда. Земля — планета. Смена дня и ночи. Вода. Растения, их разнообразие. Животные,

их разнообразие

2. Библейские предания о Всемирном потопе и Вавилонской башне

Окружающий мир

Вода

3. Десять заповедей

Окружающий мир

Человек — носитель и создатель культуры. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа

жизнеспособности общества.

Вклад в культуру традиций и религий разных народов


1. Библейские предания о сотворении мира и человека

Логически правильно будет начать урок с краткого объяснения смысла слова ≪предание≫. В словарях, религиоведческой литературе оно используется в одном ряду с такими словами, как ≪рассказ≫, ≪сказание≫, ≪повествование≫, ≪миф≫. Учитель останавливается на одном из синонимов, учитывая его доступность для учеников данного класса. Универсальное значение может иметь образное толкование из словаря В.И. Даля: ≪Предание — голос древности≫.

О чем говорит этот голос? Если обратиться к словесному эквиваленту ≪миф≫ (от греч. mythos — предание, сказание, миф), то под этим термином понимается повествование о богах, духах, обожествленных героях и первых предках человека. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические) и человека (антропогонические), о происхождении Солнца (солярные), Луны (лунарные), звезд (астральные), мифы о животных, календарные мифы. В далеком прошлом именно таким был основной способ познания мира.

Ветхий Завет, являющийся для христиан священной книгой, наряду с Новым Заветом, начинается с двух преданий-мифов — о сотворении мира и о сотворении человека. Сегодня мало кто воспринимает эти рассказы буквально, но в свое время мало кто сомневался в их достоверности.

Первые две страницы Ветхого Завета (книга Бытие) содержат описание происходившего в процессе творения, продолжительность, последовательность деяний и сами действия Творца по созданию мира и человека. Мир, по сути, создается из пустоты за шесть дней, человек (Адам) — на шестой день творения ≪из праха земного≫ (глины) и ≪дыхания жизни≫, из ребра Адама создается Ева — ≪помощник, подобный ему≫. Наука опирается на совершенно иные представления о происхождении Земли, возникновении жизни, о появлении на ней человека. Суть этих представлений в том, что окружающий нас мир и жизнь возникли естественным путем на основе общих законов природы.

Может возникнуть вопрос: ≪Если ветхозаветные предания о происхождении мира и человека мифологичны, не имеют ничего общего с тем, что было на самом деле, то зачем же рассказывать о них?≫ Разве не интересно знать, говорит учитель, что предшествовало научной картине мира, как люди, жившие задолго до нас, представляли себе происхождение земли и неба, света и тьмы, самих себя? Ответ на эти вопросы не могли подсказать ни наблюдения, ни опыт. Эксперимент здесь вообще был невозможен. Не было еще развитой науки. Но человек проявлял любознательность, пытливость, воображение, стремление размышлять и делать выводы. Эти качества, необходимые для познания окружающего мира, нужны и сегодня. У нас есть возможность продолжать эстафету познания при помощи уже современной науки. Нужно быть благодарным тем, кто стоял в начале пути.

Что еще могут рассказать ветхозаветные предания о происхождении мира и человека? Они говорят нам, отмечает учитель, о важнейшей особенности монотеистической религии, согласно которой единый Бог — творец и властелин всего сущего, окружающего мира, видимого и невидимого, и человека. Вот как раскрывают религиозный смысл этих преданий современные ученые: ≪Все, что существует, происходит от единого Бога, человек — вершина творения, супружеская пара — первое звено человеческого общества, Бог — источник добра и блага≫1.

Может быть, важнее всего заключенный в этих преданиях нравственный смысл. Единый Бог, как мы говорили на первом уроке, представляется воплощением всех добродетелей. Это значит, что у человека есть возможность стать самому носителем этих добродетелей, значит, ему открыт путь к обретению лучших качеств. Здесь учитель может спросить учеников, какие человеческие качества они считают наиболее важными.

Своего рода продолжением ветхозаветного рассказа о сотворении человека является предание о грехопадении Адама и Евы — прародителей человечества, которое христиане всегда считали действительным историческим фактом. Все те, кто нарушил заповеди Бога — дьявол, принявший облик змея, Адам и Ева, — за преступление получили наказание; прародители были изгнаны из рая2 и стали смертными.

Но это была только внешняя сторона ветхозаветной истории. Утратила многие достоинства природа Адама и Евы. Христиане полагают, что первородный грех по наследству перешел на потомков Адамы и Евы1.

Таким образом, подчеркивает учитель, христианство истолковывает вкушение первыми людьми, поддавшимися искушению змея, запретного плода как грехопадение, первородный грех. Бог по традиции изображен строгим и справедливым судьей. Мир становится пространством борьбы добра и зла. Между ними и должен выбирать человек, пользуясь знанием того, что есть добро и что есть зло, дарованной ему свободой выбора, которая оказывается тяжким бременем. И это, наверное, главный нравственный урок, заключенный в ветхозаветной истории о первородном грехе.

Учитель говорит и о познавательном значении данного сюжета. За историей о грехопадении стоит попытка объяснить смертную природу человека, показать, откуда появилась смерть на земле.

2. Библейские предания о Всемирном потопе и Вавилонской башне

При рассмотрении второго вопроса учителю необходимо выделить главное, особенно имея в виду, что предания о Всемирном потопе и Вавилонской башне довольно пространны. Несмотря на то что предания о сотворении мира и человека, о первородном грехе рассказывают о других ветхозаветных событиях, у них один нравственный подтекст — человеческая греховность, гордыня, свобода выбора и ответственность за него2.

Размножившиеся многочисленные потомки Адама восприняли первородный грех, проявляя склонность и к добру, и ко злу, причем зло стало преобладать. ≪И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время, и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их≫1. Попытки Бога вразумить грешников, предававшихся пороку, через благочестивого Ноя успеха не имели. Не было ни покаяния, ни отступления от зла. Тогда Бог решил уничтожить все им созданное, наслав Всемирный потоп на землю.

В этом сюжете Бог изображен, отмечает учитель, как строгий и справедливый судья, являющий свое милосердие. Это уже измененное представление о нем. Согласно Ветхому Завету, Бог намеревался истребить не саму жизнь, а зло, сопутствующее ей в делах людей. По преданию, он избрал из людей Ноя — человека ≪праведного и непорочного в роде своем≫ для возобновления праведной жизни — и предупредил его о скором потопе. После потопа Бог заключил с Ноем вечный завет, пообещав, что ≪не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли≫2. Знамением этого завета была определена радуга, появляющаяся на небе после дождя в знак того, что это не дождь потопа, а дождь благословения.
Ученикам может быть интересна информация о том, что легенда о Всемирном потопе встречается у очень многих народов. Все мифы поразительно схожи как между собой, так и с ветхозаветным преданием. Все они рассказывают о том, что некогда был потоп на земле, который уничтожил почти весь человеческий род, что средством спасения был ковчег, что от смерти была спасена только одна человеческая семья.

Так, может быть, Всемирный потоп — не миф или легенда, а реальность, запечатленная в мифах и легендах? Исследовав все предания о Всемирном потопе, современные ученые, говорит учитель, пришли к выводу о том, что оно отражает очень важное событие в жизни людей. Вероятнее всего, это была природная катастрофа, которая, не будучи всемирной, тем не менее имела огромные последствия. Возможно, погибла одна развитая цивилизация с богатой культурой, но потопу были приданы вселенские масштабы. В древности люди воспринимали свою страну, свою цивилизацию как центр Земли, и все, что происходило с ними, происходило как будто на всей Земле. Поэтому потоп предстал как всемирное явление, имеющее не только нравственный смысл.

Историю потопа можно рассматривать как предупреждение о возможных природных катастрофах, вызванных неправильным поведением людей и могущих погубить все живое вокруг. То было образное обращение к поколениям: берегите Землю, которая заключает для вас в себе весь мир.

Самое поучительное сказание о человеческой гордыне, продолжает учитель, заключено в предании древних христиан о Вавилонской башне. Судя по ветхозаветному тексту, однажды люди вознамерились построить в Вавилоне (первоначальный смысл этого названия ≪Врата Бога≫) башню высотою до небес. Богу высокомерные планы строителей не понравились, и он нарушил планы людей. Участники невиданного и дерзкого строительства перестали понимать друг друга (результат смешения языков1), воздвигавшие башню были рассеяны по всей земле, а строительство прекратилось.

Сказание о Вавилонском столпотворении, его последствиях (смешение языков и рассеяние людей по всей земле), отмечает учитель, сохранилось и в преданиях других народов. Все они объясняют вмешательством Бога первопричину языковой и территориальной разобщенности людей.

Многие ученые считают, что в предании о Вавилонской башне нашло отражение строительство в Вавилонии гигантских культовых зданий — зиккуратов1. Мы теперь знаем, из каких материалов, согласно ветхозаветному рассказу, строилась башня, — из обожженных кирпичей и земляной смолы.

Наконец учитель отмечает, что предание о Вавилонской башне обогатило многие языки. В их обиход вошли изречения: ≪Вавилонское столпотворение≫, ≪смешение языков≫ и просто ≪Вавилон≫.
3. Десять заповедей

Переходя к третьему вопросу, учитель напоминает учащимся, каким предстает Бог в монотеистических религиях. Это не только воплощение добродетелей, но Творец нравственных требований, сформулированных в заповедях2. Целый ряд таких требований, правил изложен в Ветхом Завете (книга Исход). Согласно ветхозаветному тексту, Бог начертал на двух каменных плитах — ≪скрижалях завета≫ — десять заповедей, передал их Моисею на горе Синай и заключил завет с еврейским народом, который обещал исполнить божественные предначертания3.

В религиоведческой литературе текст из книги Исход с изложением десяти заповедей делят на четыре взаимосвязанные части, что можно успешно использовать на уроке. Эти части следующие: заповеди, относящиеся к Богу; предписание соблюдать субботу (шабат)4; требование уважать отца и мать; заповеди, от соблюдения которых зависит будущее человека.

Почему перечень начинается с Бога? Согласно религиозным представлениям, Бог — источник святости. Потому и предписывается не поклоняться другим богам, не сотворить себе кумира1, не произносить напрасно имя Бога. Отец и мать упоминаются как авторитеты, которые для каждого человека должны следовать сразу за Богом и, в определенном смысле, наделены его святостью. Только требование уважать отца и мать в Ветхом Завете сопровождается обещанием вознаграждения (≪чтобы продлились дни твои на земле≫, ≪чтобы хорошо было тебе на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе≫). Ветхий Завет неразрывно связывает будущее человека с соблюдением следующих заповедей: ≪не убивай≫, ≪не прелюбодействуй≫, ≪не кради≫, ≪не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего≫, ≪не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего≫.

Уместно будет задать учащимся вопрос о том, зависит ли теперь будущее человека от соблюдения этих заповедей. При наличии времени этот вопрос можно обсудить на уроке. В другом случае — ввести в состав домашнего задания. Важно, чтобы в процессе изучения заповедей учащиеся пришли к выводу о том, что добрые помыслы и поступки способствуют благополучию человека, а злые — ведут его к страданиям и страданиям других людей. Мы и сегодня говорим о том, подчеркивает учитель, что Десять заповедей легли в основу нравственного кодекса всего культурного человечества.

Самым значимым вознаграждением за соблюдение заповедей в Ветхом Завете предстает ниспослание людям Мессии. Он призван спасти людей от первородного греха путем его искупления, уничтожить зло путем победы над дьяволом. После этого люди вновь смогут обрести утраченный рай. В новозаветной христианской традиции таким Мессией является Иисус Христос.

Основной вывод. Ветхозаветные предания были небеспочвенны, хотя в них много выдумки, фантастического, нереального, наивного. Без этого человек в те времена не мог объяснить, понять мир. Он стремился извлекать уроки из давнего прошлого. Человеческое познание, которому присуще стремление извлекать уроки из прошедшего, продолжалось.
Словарь терминов и определений

Ветхий Завет — часть Библии, рассматриваемая как Священное Писание иудаизмом и христианством. Содержит 30 книг, признаваемых каноническими. Книги Ветхого Завета условно подразделяются на несколько групп: Пятикнижие Моисеево, книги исторические и пророческие. Ветхий Завет написан на древнееврейском и частично на арамейском языке, завершен в III—II вв. до н. э.

Завет — слово, употребляемое в Ветхом Завете. Обозначает отношения между Богом и человеком, которые заключаются в попечении Бога о человеке и в обязанностях человека по отношению к Богу. Будучи вечным, завет не мог прекратиться после нарушения его человеком и по-прежнему распространялся на всех людей после потопа. И хотя греховное человечество и весь грешный мир вместе с ним погибли, завет Бога с Ноем так же распространялся на все произошедшее от Ноя человечество. Впоследствии подобных вечных и великих заветов не было. Бог отныне заключал завет не со всеми людьми, а только с отдельно избранными им племенами и народами.

Заповеди — в иудейской и христианской религиях предписания социального и нравственного характера, которым Церковь придает божественный авторитет. Первоначально нормы поведения древних евреев, изложенные в Пятикнижии (декалог, десятословие).

Грех — согласно религиозному учению, проступок, совершенный по отношению к Богу и его закону. Грех может проявиться в осознанном противодействии воле Бога или нарушении его законов по неведению. Грех лежит исключительно на том, кто его совершил. Доктрина первородного греха основывается на двух главных тезисах: Адам своим прегрешением сообщил потомству наклонность к совершению грехов; Адам ввел в этот мир смерть (он стал сам смертным, смертными стали и его потомки).

Мессия, Христос (от др.-евр. machiah, буквально — помазанник; в пер. на греч. — Christos) — в ряде религий (прежде всего в иудаизме и христианстве) ниспосланный Богом спаситель, призванный навечно установить свое царство. В древнейших книгах Ветхого Завета слово «мессия» означает царь или, в переносном смысле, идеальный государь, жрец.

Свобода — одно из основных понятий религии, философии и общественной жизни. Имеет негативный («свобода от» — независимость от какого-либо внешнего принуждения, судьбы и т.п.) и позитивный («свобода для» как возможность и способность целеполагания, самоопределения) аспекты. В теистических религиях акт сотворения мира «из ничего» рассматривается как проявление присущей Богу абсолютной свободы. Формальным выражением свободы человека является свобода выбора между добром и злом, ставшим неизбежным после грехопадения. Свобода является неотъемлемой характеристикой «богоподобия» человека и непременным условием осуществления им своего предназначения — «уподобления» Богу.

Христианство (греч. Christos — помазанник) — одна из мировых монотеистических религий, оформляется в I—IV вв. в Римской империи, а затем получает широкое распространение в Европе, мире в целом. В основу христианства положена вера в Христа как в Богочеловека и Спасителя мира. Догматика и богослужение основываются на Библии, или на Священном Писании. Христианская Церковь включила в Библию иудейский Ветхий Завет; исключительно христианская часть Библии — Новый Завет.
Литература

Богомолов А.И. Религии мира: новейший словарь. Ростов н/Д, 2005.

Всеобщая история религий мира. М., 2008.

Мифологический словарь/гл. ред. Е.М. Мелетинский. М., 1991.

Новый энциклопедический словарь. М., 2006.

Примерная программа по окружающему миру//Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. Ч. 1. 4-е изд., перераб. М., 2010.

Религии мира: словарь-справочник/под ред. А.Ю. Григоренко. СПб.: Питер, 2009.

Словарь общественных наук. Ростов н/Д, 2006.

Словарь религий: иудаизм, христианство, ислам/под ред. В. Зюбера, Ж. Потэна; пер. с франц. Е.А. Терюковой; под ред. М.М. Шахнович, Т. В. Чумаковой. СПб., 2008.

Фрезер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете/пер. с анг. 2-е изд., испр. М., 1989.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, статьи ≪Вавилонское столпотворение≫, ≪Моисей≫, ≪Первородный грех≫.

1 Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2011.

1 Богомолов А.И. Религии мира: новейший словарь. Ростов н/Д, 2005. С. 467.

2 Новый энциклопедический словарь. М., 2006. С. 1018.

1 Словарь религий: иудаизм, христианство, ислам/под ред. В. Зюбера, Ж. Потэна; пер. с франц. Е.А. Терюковой; под ред. М.М. Шахнович, Т. В. Чумаковой. СПб., 2008. С. 173.

2 Бог, согласно религиозной традиции, ≪проклял змея и навеки осудил его ползать на чреве своем, глотать прах земной и враждовать со всем родом человеческим; он проклял землю, назначив ей производить тернии и чертополох; он проклял женщину, осудив ее рожать детей в муках и быть у мужа в подчинении; он проклял мужчину и обрек его в поте лица своего добывать хлеб насущный, для того чтобы в конце концов возвратиться в прах, из которого он был создан≫ (Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете / пер. с англ. 2-е изд., испр. М., 1989. С. 31).

1 Первородный грех исказил ≪истинную природу человека, созданного вначале невинным и безгрешным, его ≪богоподобие≫. Спасение от последствий грехопадения человека видят в акте крещения≫ (см.: Мифологический словарь. М., 1991. С. 161—162).

2 В книге Бытие, с одной стороны, утверждается, что человеческое сердце склонно к греху (Быт. 6:5), с другой — что преодоление греховной натуры под силу человеку (Быт. 4:7).

1 Быт. 6:5–7.

2 Быт. 9:11.

1 ≪По библейскому воззрению, сначала все люди говорили одним и тем же языком. Это было великое благо, так как делало беспрепятственными взаимные сношения между ними; но они злоупотребили этим благом, и в наказание Бог смешал их языки, так что они перестали понимать друг друга и из их разных говоров образовались впоследствии разнородные языки. Разноязычие, по библейскому воззрению, есть, следовательно, наказание Божие, наложенное на людей с целью затруднить сношения их между собой, так как, в силу греховной наклонности сердца человеческого, подобными сношениями люди по преимуществу пользуются ко злу≫ // Лопухин А.П. Энц. словарь Брокгауза и Ефрона. Вавилонское столпотворение.

1 Прообразом башни был зиккурат Этеменанка — одно из грандиозных творений вавилонской архитектуры. Зиккурат Этеменанка являл собой святилище бога Мардука и был центром вавилонской цивилизации, олицетворяя собой связь неба с землей, миром людей и духов (см.: Вавилонская башня / сайт Загадки истории — http://zagadki. dljavseh.ru/Zagadki_istorii/Vavilonskaja_bashnja.html).

2 Одно из значений слова ≪заповедь≫, по словарю С.И. Ожегова, — изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание. Заповедь — это и непреложное правило.

3 Моисей (Моше) — в преданиях иудаизма и христианства первый пророк бога Яхве и основатель его религии, законодатель, религиозный наставник и политический вождь еврейских племен в их исходе из Египта в Палестину. Был косноязычен. Моисей почитается также в исламе (пророк Муса) (Мифологический словарь/гл. ред. Е.М. Мелетинский. М., 1991. С. 372, 373; Новый энциклопедический словарь. М., 2006. С. 744).

4 Шабат — седьмой день иудейской недели, считающийся священным. Главная особенность — полный отказ от работы в этот день. Отдых в шабат напоминает о том, как Бог отдыхал на седьмой день после сотворения мира, а также напоминает об исходе из Египта, о свободе человека, его души и разума от внешних обстоятельств (см.: Религии мира: словарь-справочник/под ред. А.Ю. Григоренко. СПб.: Питер, 2009. С. 160).

1 Слово ≪кумир≫, по словарю С.И. Ожегова, имеет два значения: 1) статуя языческого божества; 2) предмет преклонения, восхищения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга для учителя Москва «Русское слово» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Книга для учителя Поурочные методические разработки к учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». Москва,...
Книга для учителя Москва «Русское слово» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Книга для учителя Поурочные методические разработки к учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». Москва,...
Книга для учителя Москва «Русское слово» iconУтверждена
Литература. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Под редакцией Г. С. Меркина. – Москва, Русское слово, 2010),...
Книга для учителя Москва «Русское слово» iconРабочая программа учебного предмета «История»
ХХ! века. М., Русское слово, 2010. Умк н. В. Загладин Всеобщая история конец Х!Х – начала хх! в. История Отечества ХХ – начала хх!...
Книга для учителя Москва «Русское слово» iconРабочая программа по литературе в 11 классе учителя первой квалификационной...
Программы курса. Авторы: В. И. Сахаров, С. А. Зинин. // М.: Ооо «тид «Русское слово – рс 2009; Чалмаев В. А., Зинин С. А. Русская...
Книга для учителя Москва «Русское слово» iconУчебник для 9 класса общеобразоват учреждений / Н. В. Загладин. М....
Козленко С. И., Загладин Н. В., Загладина Х. Т. История России. XX век. М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2008; Загладин Н. В. Новейшая...
Книга для учителя Москва «Русское слово» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
РС», 2011 -328 с. Дополнительная литература: Петрова Н. Г. История средних веков: Европа и остальной мир. Книга для учителя: 2 изд-М....
Книга для учителя Москва «Русское слово» iconПротокол № от 2012г
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010
Книга для учителя Москва «Русское слово» iconУчебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений....
Программа: Загладин Н. В., Козленко С. И., Загладина Х. Т. Изучение предмета на базовом и профильном уровнях. – 2-е изд. – М.: Ооо...
Книга для учителя Москва «Русское слово» iconТема урока Кол-во часов
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010
Книга для учителя Москва «Русское слово» iconВторостепенные члены предложения
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Книга для учителя Москва «Русское слово» iconУчебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. 3-е изд. М.:...
Государственное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка
Книга для учителя Москва «Русское слово» iconКонспект урока химии в 8 классе
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Книга для учителя Москва «Русское слово» iconНазвание урока Русский язык
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Книга для учителя Москва «Русское слово» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Книга для учителя Москва «Русское слово» iconТема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск