Название урока Русский язык





Скачать 192.83 Kb.
НазваниеНазвание урока Русский язык
Дата публикации17.10.2013
Размер192.83 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

КОНСПЕКТ УРОКА

Название урока Русский язык

ТЕМА

Второстепенный член предложения – дополнение.

 

Класс

Учебник, программа

Вариант учебного плана

3

  •  Нечаева Н. В. Русский язык 3 класс – Самара: Корпорация «Федоров», 2006

  • Сборник программ для четырёхлетней начальной школы по системе Л. В. Занкова – «Учебная литература», 2005




 БУП 2004

Урок №

Разработал

107

 Горохова А. Н.

Планирование

Стандартное



Цели изучения темы:

 Научить детей находить второстепенный член предложения - дополнение

Задачи урока:

  1.           Познакомить учащихся с понятием дополнение.

  1.           Дать характеристику этого второстепенного члена предложения

  1.            Составить памятку : «Как найти дополнение?»

  1.            Отработать коммуникативные навыки при работе в группе.

  1. Начать формировать навыки проведения практического исследования.

Применяемые технологии

Учебное исследование «»

Применяемые формы работы

 Работа в группах.


 Самостоятельная индивидуальная работа.

Работа в парах.

Фронтальная работа.



План урока

Время

  1. 1.   

Орг. момент.



мин

  1. 2.   

Актуализация пройденного материала. Работа в группах.



мин

  1. 3.   

Выделение проблемы , выдвижение гипотезы. Постановка цели и планирование учебных действий


4

мин

  1. 4.   

Работа над новым материалом. Сбор данных(накопление фактов, наблюдений, доказательства)

18

мин




4.1 Совместная поисковая деятельность










4.2 Поисковая работа в парах










4.3 Групповая поисковая деятельность







  1. 5.   

Самостоятельная работа Построение обобщения.



мин

  1. 6.   

 Итог урока Проверка гипотезы

3

мин

  1. 7.   

 Рефлексия



мин

 

  •   Оформление доски. Тема урока, предложения для наблюдения. В ходе урока на магнитной доске появляется экран работы группы, на доске схема-опора для характеристики дополнения и памятка «Как найти дополнение?»

  • Использование технических средств. компьютер (для подготовки маршрутного листа, карточек.

  • Использованы индивидуальные маршрутные листы, памятки, карточки для рефлексии деятельности




Ход урока

Пункт плана №1. Орг. момент.

Работа учителя

Работа учащихся

Учитель настраивает учащихся на урок.

Тихо сели.

Сегодня у нас необычный урок. Урок – исследование. Организуется фронтальная беседа.

Вопрос:

-Что такое исследование?

- Для чего нужно исследование?

- Как называют людей, которые проводят исследования?

В ходе фронтальной беседы третьеклассники высказывают своё мнение о лексическом значении слова исследование. Учащиеся используют при ответах примеры из своего жизненного опыта.

Пример ответа:

Это когда что-то исследуют, наблюдают,  углублённо изучают.

Для того, чтобы много знать, хорошо разбираться.

Исследователи.

Учитель сообщает о форме проведения урока и особенностях оценивания занятия.

- Сегодня каждого из вас можно назвать исследователями.

На уроке работают 3 исследовательские группы. ( у каждой группы табличка)( см. Приложение)

- На уроке еще присутствуют эксперты.

Кто такой эксперт?

-Что могут оценить эксперты?

-Посмотрите на маршрутный лист.(см. Приложение) От кого ещё вам нужно получить оценку?

-Что может оценить учитель?

- Кто ещё оценит вашу работу?

- Что такое оценка исследователя?

На данном этапе урока учащиеся под руководством учителя приходят к выводу необходимости самооценки.



 Дети знакомятся с распределением ролей, для организации учебного исследования.

Дети выясняют значение слова эксперт. Анализируют, с какой целью за работой наблюдают эксперты.

Пример ответов:

-Эксперт-это человек, который проводит эксперименты, наблюдает, оценивает.

Он оценивает нашу работу, устные ответы.

Учащиеся знакомятся с оцениванием работы учащихся со стороны учителя, выясняют, что учитель может оценить их устные ответы.

Готовятся объективно оценить знания, полученные на уроке.

Делают выводы, что самооценка помогает учителю видеть проблему у учащегося в усвоении материала.

Учитывая возрастные особенности детей, используется метод поощрения за активную и аккуратную работу.

-Ваша итоговая оценка за урок будет складываться из трёх оценок.

Те дети, которые за урок получат все 3 отличные оценки, смогут получить жетон и носить звание «Настоящий исследователь». (на доске изображение)

 

Пункт плана №2.Актуализация пройденного материала.

Работа учителя

Работа учащихся

Учитель проводит подготовку к групповой работе, старается привлечь учащихся с разного уровня подготовки.

Беседа.

- О какой части речи мы с вами говорили на предыдущих уроках?

Учащиеся высказывают своё мнение , активно отвечают на вопросы.

Ответы учащихся по пройденному материалу. В беседе принимают участие учащихся с разного уровня подготовки, создается ситуация успеха.

Пример ответа:

Мы говорили об имени существительном.




 Учитель организует помощь по подготовке учащихся к групповой работе.

- Подберём существительные, которые нужны в работе любого исследователя.

Дети вспоминают качества, которые необходимы при работе в группе.

Примерные ответы:
 Доброта, внимание, усердие, трудолюбие, кропотливость, аккуратность.




 Учитель сообщает задания:

- Настоящему исследователю ещё нужен хороший багаж знаний. Проверим, с каким багажом знаний вы пришли на урок.

Каждой группе пришли письма. В них много слов. Ваша задача, каждой группе отобрать только слова по своей теме.
Проверим работу каждой группы.

-Какое слово разделило падежи?

- Вспомним правило.

Найдем ниточку, соединяющую все 3 группы.

Учащиеся открывают конверты и проводят отбор слов по своей теме.

1 группа : Отбирают слова по теме: « Имя существительное».

2группа: Отбирает слова на тему: «Главные члены предложения»

3группа: Отбирает слова на тему: «Падежи»
По мере выполнения задания каждая группа заполняет  экран работы группы.

На магнитной доске появляется экран работы группы. Учащиеся свободно общаются, передвигаются от рабочего места группы к доске.

Экран работы выполняет роль памятки – справочника для дальнейшей работы на уроке.




Учитель словесно оценивает деятельность групп.

-Молодцы.

 




Пункт плана №3 Выделение проблемы , выдвижение гипотезы. Постановка цели и планирование учебных действий



 

Работа учителя

Работа учащихся

Учитель активизирует внимание детей

-Исследователи, которые готовы со мной работать, посмотрите на меня.

 Как правило, после групповой работы и небольшого передвижения учащиеся быстро сообщают о готовности.

Учитель организует беседу, с целью выделения объекта исследования

-Исследователю нужен объект исследователя, за чем он будет наблюдать. Объектом нашего исследования будет: Дополнение ( на доске)

- Прочитайте.

Это не только объект, но и тема нашего урока. Запишите её на маршрутных листах.

Дети в ходе обсуждения выделяют объект исследования и выясняют, что объектом исследования будет Дополнение. Знакомятся с темой урока и записывают тему на маршрутных листах.

Организация работы для постановки цели

- Что можем сказать про это слово? Оно новое для нас?

- Поставим цель на урок.


Учащиеся высказывают мнение о новом понятии в курсе русского языка, но сообщают примерное лексическое значение слова.

Примерные ответы:

В русском языке такой темы не было. Слово дополнение мы используем в речи, когда что-то дополняем.

- Мы должны узнать, что такое дополнение в русском языке.

Учитель организует работу по выдвижению гипотезы .

 - Слово не зря называется дополнение. Подумаем над его значением.

 -Что значит дополнять? Делать каким?



Исходя их наблюдений за словом, детьми делается предположение о роли дополнения, т.е. выдвигается гипотеза.

Примерные ответы детей:

Раз тема нашего урока дополнение, то оно будет что-то дополнять.

 Делать понятным, большим, целым…

Организуется работа по составлению алгоритма проведения исследования

 - Подумаем, когда работает исследователь, по какому маршруту он одет?

Что он делает, изучая предмет.

 - Зачем, с какой целью? - Но перед тем, как сделать выводы ему нужно проанализировать.

После составления детьми алгоритма работы, на доске появляется план.

Учитывая, что к 3 классу уроки с элементами исследования проводятся систематически, учащиеся представляют примерные этапы работы исследователя по изучению.

Примерные ответы:

Исследователь, наблюдает за предметом или объектом, чтобы потом сделать выводы.

Учащиеся самостоятельно выделяют алгоритм исследования.

Наблюдаю. Анализирую. Делаю выводы. 


Пункт плана №4 Работа над новым материалом. Сбор данных(накопление фактов, наблюдений, доказательства)

Работа учителя

Работа учащихся




4.1 Совместная поисковая деятельность

Цели данного этапа: начать отбор информации через постановку проблемы.

 -У меня на доске, у вас на маршрутных листах записаны 2 предложения.

Прочитаем их.

- Прочитайте задание.

- Понятно задание? Приступайте к работе.

( по окончании работы 1 уч-ся работает у доски, остальные проверяют)

 -Что общего в предложениях?

-Чем отличаются?

- Какова роль второстепенного члена?

- Какое слово он поясняет?

-Зададим вопрос.

- Соединим их стрелочкой. Над главным словом поставим крестик.

Учитель организует первичное наблюдение за новым второстепенным членом.

Что можем у этого слова определить?

-Определим. ( 1 комментирует)

 В ходе самостоятельного анализа проводится сравнительный анализ двух предложений.

Мальчик пишет.

Мальчик пишет письмо.

Учащиеся в каждом предложении выделяют главные члены.
Приходят выводу, что в предложениях одинаковая основа, второе предложение более понятно, в нем добавили второстепенный член.

Примерные ответы:

Второстепенный член дополняет, поясняет предложение.
Учащиеся определяют связь второстепенного члена с главными. Ученик комментирует работу по выделению словосочетания, работает на маршрутном листе, остальные третьеклассники следуют за ним, работая на маршрутных листах.

Примерные ответы:

Второстепенный член дополняет слово пишет.

Пишет что? письмо

В ходе совместного обсуждения дети делают выводы о принадлежности второстепенного члена к части речи – существительное, выясняют, что оно слоит в косвенном падеже.


 4.2 Исследовательская работа в парах

Учитель организует исследовательскую работу в парах с целью подтверждения первоначальных наблюдений.

- Продолжим наблюдения, как будем работать? Посмотрите на маршрутный лист.

-Прочитайте задание, что вас просят сделать?

- Что значит дополнить?


 

Дети внимательно читают задание маршрутного листа.

В парах дополняют предложения второстепенными членами, выделяют в каждом предложении основу. Работая в паре, учащиеся совещаются, контролируют правильность выполнения задания.


На этапе проверки организуется грамматическая работа с целью предотвращения орфографических ошибок.

 - На какие слова стоит обратить внимание?

- Прочитайте предложения, которые получились, назовите основу.
Учитель организует работу по обобщению первоначальных исследований по теме «Дополнение»

- Зачем вы дополняли предложения? Может было не нужно. Прочитаем без добавленных слов.

-Что скажем про предложения?

- Какова роль вставленных слов?

-Вам не встречалось слово?

-Значит, дополнение это… продолжите.
- Можем ли на этом остановиться, прекратить исследование?

 Дети проводят работу со сложным словом, выделяют «ошибкоопасные» места, уделяют внимание написанию предлогов со словами.

Примеры ответов:
Самолет. Это сложное слово. В нем 2 корня. Соединительная гласная о.

Предлоги со словами пишутся раздельно. С куклами. Нужно не забыть написать предлог, чтобы связать слова в предложении.
Во время проверки работы пар, учащиеся доказывают правильность выполнения заданий, остальные пары контролируют правильность ответов, поясняют, если ответ дан не полный.

Учащиеся пробуют прочитать предложения и выясняют, что без них, предложения были не понятными.

Учащиеся высказывают мнения, приходят к выводу о значении дополнения в предложении.

В ходе обсуждения, опираясь на роль второстепенного члена, связывают его с темой урока и называют второстепенный член дополнением.

Учащиеся принимают решение продолжить исследование.

Примерные ответы:
Мы не прошли весь маршрут исследователя, мы только пронаблюдали .

Нам ещё нужно анализировать.


4.3 Групповая поисковая деятельность

Учитель организует групповую поисковую деятельность детей, предлагая ответить на вопросы и выполнить задания.

 Переходим ко 2 шагу работы – анализирую.

Анализировать будем в группах.

Положите перед собой алгоритм работы.(см. Приложения)


 

Дети переходят ко второму этапу исследовательской работы.
На этапе работы в группах командиры руководят работой. Дети двигаются по алгоритму, предложенному учителем:

1. (?) Какими членами предложения являются дописанные слова?

2. (?) Какова их роль?

3. (*)Определите у дописанных слов часть речи.

4. (*)Свяжите их с главными членами стрелочками с вопросами.

5. (*)Определите у этих слов падежи.


Во время проверки работы в группах, учитель зачитывает вопросы, чтобы ответы послужили материалом для обобщения собранной информации по теме: Дополнение.


В результате ответов детей на доске появляется памятка – опора, для составления характеристики дополнения.

После сбора всей информации, учитель предлагает сделать вывод о дополнении.
- Что обнаружили о дополнении во время анализа? Пользуйтесь опорой.


Учитель организует работу по выделению дополнения в предложениях.

- Что не умеем делать с дополнением?

Дополнение подчеркивается отрывистой линией.

В схеме – опоре появляется образец подчеркивания.

Учитель на доске показывает правильное выделение.
Организуется работа по составлению выводов.

- Проанализировали?

-Что осталось сделать?

- В качестве вывода составим памятку «Как найти дополнение». Вы уже это делали. расскажите с чего вы начинали? Что делали потом?

В результате ответов детей, появляется памятка

-Зачем мы составляли памятку?



На этапе проверки работы групп, каждая группа отвечает на вопрос, или объясняет к какому выводу пришли, понаблюдав за словами.
В ходе ответов на вопросы, выстраивается наглядная картина о дополнении. Дети в ходе обсуждения в группах приходят к выводам, что дополнение- это второстепенный член предложения, его роль дополнять предложение. Выяснили, что во всех предложениях, добавленные слова – существительные, они связаны с главными членами. Дети приводят примеры из предложений, читают словосочетания с вопросами.

В ходе обсуждения, выясняют, что все существительные, добавленные в предложения, стоят в косвенных падежах.
Учащиеся озвучивают памятку- характеристику дополнению.

Примерные ответы:

Дополнение - это, второстепенный член предложения, который дополняет главные члены. Это существительное, в косвенном падеже.
Дети, опираясь на умения выделять главные члены предложения, выясняют, что этого они с дополнением сделать не могут.
Опираясь на схему, выделяют во всех предложениях дополнения.

Учащиеся вспоминают порядок своей работы над предложениями, самостоятельно рассказывают порядок нахождения дополнения.

Примерные ответы:

Выделяли в предложении главные члены.

Смотрели на второстепенные члены, искали существительные.

Связывали с главными.

Определяли падеж.

Если падеж косвенный, подчеркивали.
Командиры, раздают индивидуальные памятки – помощницы : «Как найти дополнение».

Учащиеся выясняют, для чего потребуется эта памятка.

Примерные ответы:

Памятка нам нужна, чтобы правильно находить дополнения.










Пункт плана №5. Самостоятельная работа. Построение обобщения.

Работа учителя

Работа учащихся

Организуется работа по обобщению нового материала.

 - Посмотрим, как вы сможете найти в записанном под диктовку предложении дополнения, пользуясь памяткой.

Диктует предложение:

Пользуясь памяткой, найдите дополнение.

 - Все нашли дополнения?

 

 

В ходе самостоятельной индивидуальной работы, в дети записывают под диктовку предложение:

Учительница гордится своими учениками.

Пользуясь памяткой, продвигаются по всем этапам работы, самостоятельно находят дополнения.

В ходе самостоятельной работы каждый ученик проверил, насколько прочно он усвоил знания, полученные на уроке.

Пункт плана №6 Итог урока Проверка гипотезы

Работа учителя

Работа учащихся

На этапе обобщения организуется работа по проверке гипотезы и анализу результативности проделанной работы.
- Подойдет ли это предложение: Учительница гордится своими учениками.

к нашему уроку?

  -Почему?

 -Нашу работу можно считать успешной?

  - Вспомним, что мы предполагали про дополнение?

- Что выяснили?

 
На этапе озвучивания домашнего задания (см. Приложения) учитель выясняет возможность его выполнения каждым учеником


 

В ходе обобщающей беседы, дети анализируют свою работу, чтобы объективно оценить полученные знания.

Примерные ответы

 Мы хорошо работали, научились находить дополнение.

Дети выяснили, что выдвинутая гипотеза нашла на уроке подтверждение.

Третьеклассники пришли к выводу, что проделанная работа, была очень значима. Учащиеся показали в ответах , что теперь могут давать характеристику дополнению, находить его в предложении.

Примерные ответы: 

Дополнение - это, второстепенный член предложения, который дополняет главные члены. Это существительное, в косвенном падеже.
Дети внимательно читают задания, которое будут делать дома. Анализируют свои возможности. Выстраивают предполагаемую работу.

Пункт плана №7Рефлексия

Работа учителя

Работа учащихся

 Учитель организует оценивание детей, анализ деятельности учащихся на уроке.

-Оцените свою работу

 -Обратимся к экспертам. Кого вы можете похвалить?

 Проанализируем работу. Поработайте с карточкой.(см. Приложение)

 

-Урок окончен.

 

Дети на маршрутных листах выставляют себе оценку в баллах, отражая степень понимания новой темы.

Выслушивают мнения экспертов по активности их работы.

 Далее осуществляется оценка преобладающих видов работы на уроке.

 Дети выбирают основные виды работы на уроке, чтобы помочь учитель проанализировать основные виды деятельности глазами детей.

 

 

Пункт плана №



Работа учителя

Работа учащихся

В качестве домашнего задания детям была предложена карточка

Дополни предложения. Пользуясь памяткой, найди дополнения.

Ольга дружит… .

Саша кидает …. в кольцо.

Миша нарисовал красивый … .


В ходе выполнения домашнего задания, у детей получатся разные предложения.

На следующем уроке, на этапе проверки дети столкнутся с проблемой: них получились разные предложения. Это будет отправной точкой для выяснения ещё одной роли дополнения в предложении.

 

 

Маршрутный лист исследователя_______________________________

Тема:____________________________________

1 шаг. Наблюдение.

Выдели в предложениях главные члены главные члены.

  1. Мальчик пишет.

  2. Мальчик пишет письмо.

Работай в паре. Дополни предложения. Выдели основу в каждом предложении.

Началась перемена.

Люда и Ирина играют (с чем?) ______________________.

Саша управляет (чем?) ______________.

Миша запускает (что?) _______________.

Мальчик читает (что?)_____________.

2 шаг Анализ.

Работай в группе.

Проанализируйте дописанные слова, ответив на вопросы и выполнив задания.

3 шаг Вывод.

Составь памятку «Как найти дополнение?».




Запиши предложение под диктовку учителя. Найди дополнение, действуй по памятке.

______________________________________________________________________________________________________________

Оценка исследователя:

Оценка эксперта:

Оценка учителя:

Памятка: «Как найти дополнение?»

  1. Выдели в предложении главные члены.

  2. Найди среди второстепенных членов существительное.

  3. Укажи его связь с главным членом стрелочкой с вопросом.

  4. Определи у него падеж.

  5. Если падеж косвенный, то это дополнение.

  6. Подчеркни .

______________________________________________________________________




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Название урока Русский язык iconКонспект урока по русскому языку 3Б класс Учебник «Русский язык»
Русский язык. Дидактический материал. 3 класс, Канакина В. П., Горецкий В. Г русский язык. 3 кл. Рабочая тетр для нач шк, слайд –...
Название урока Русский язык iconТип урока
Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык как развивающееся явление
Название урока Русский язык iconНазвание умк «Русский язык 5 9 классы» под редакцией Е. А. Быстровой...
Название умк «Русский язык 5 – 9 классы» под редакцией Е. А. Быстровой Предмет Русский язык Класс 5
Название урока Русский язык iconЗакон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред от 02. 02. 2011) «Об образовании»
Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 кл; 10-11кл. / сост. Е. И. Харитонова. М.: Дрофа, 2010 к учебному...
Название урока Русский язык iconКонспект урока правописание гласных после шипящих в различных частях...
Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика)
Название урока Русский язык iconНазвание: заключительное занятие элективного курса «Деловой русский язык»
Программа «Деловой русский язык» содействовует формированию открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному...
Название урока Русский язык iconТема урока Тип урока
Язык как основное средство общения в определённом национальном коллективе. Русский язык – национальный язык русского народа
Название урока Русский язык iconТема урока Кол-во
Русский язык – государственный язык РФ. Русский язык в кругу языков России. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры...
Название урока Русский язык iconУрока Тема урока Тип урока
Понятие госуд. Языка. Русский язык как государственный язык рф, средство межнационального общения
Название урока Русский язык iconУрок Чтения. Тема: Русский язык – самый красивый и богатый язык в мире! Вид урока
Учитель: Здравствуйте! Начинаем познавательную игру «Русский язык – самый красивый и богатый язык в мире!»
Название урока Русский язык iconУчебник «Русский язык», 2 класс, часть Н. А. Чуракова учебник «Русский язык»
Разработка проекта урока во 2-б классе боу «Тарногская средняя общеобразовательная школа»
Название урока Русский язык iconКонспект урока Дата Класс
Программа по дисциплине «Русский язык» для студентов-иностранцев I курса (программа подготовка бакалавров). М.: Финакадемия, кафедра...
Название урока Русский язык iconТема урока Количество часов
Программа по дисциплине «Русский язык» для студентов-иностранцев I курса (программа подготовка бакалавров). М.: Финакадемия, кафедра...
Название урока Русский язык iconТема урока: «Дружба прежде всего…»
Определение уровня зун на начало учебного года в 4 и 5 классах (математика, русский язык), в 9, 10 классах (алгебра, обществознание,...
Название урока Русский язык iconУчебник «Русский язык» 2 класс (Авторы: Иванов С. В., Евдокимова...
Русский язык 2 класс(наглядное пособие для интерактивных досок с текстовым заанием)
Название урока Русский язык iconТема урока: Уроки Маленького принца Цель и задачи
Определение уровня зун на начало учебного года в 4 и 5 классах (математика, русский язык), в 9, 10 классах (алгебра, обществознание,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск