Конспект урока Дата Класс





Скачать 111.24 Kb.
НазваниеКонспект урока Дата Класс
Дата публикации03.10.2013
Размер111.24 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Биология > Конспект

МОУ «Волхонщинская СОШ»

Конспект урока

Дата Класс Номер урока в теме .

Тема: Неклеточные формы жизни – вирусы и бактериофаги. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний (на примере Тульской области)

Тип урока: комбинированный урок

Цель: сформировать представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, размножении, о роли в жизни человека;

Задачи:

- образовательные: расширить и углубить знания учащихся о доклеточных формах жизни - вирусах, раскрыть особенности их строения и жизнедеятельности как внутриклеточных паразитов растений, животных, бактерий, человека; сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина; профилактика и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных, человека (на примере Тульской области);

- воспитательные: формирование компонентов экологической культуры личности посредством изучения практической значимости изученного материала для формирования здорового образа жизни, взаимосвязи организмов и окружающей среды; формирование бережного отношения к окружающей среды, ценностных экологических ориентаций; формирование устойчивого интереса к биологии;

- развивающие: развитие памяти, внимания; следующих умений: умений четко и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение слушать, наблюдать и самостоятельно делать выводы; умение выстраивать причинно-следственные связи и планировать свою деятельность в ходе решения проблемных задач, самостоятельной и лабораторной работы.

План урока:

1. Организационный момент – 2 мин;

2. Проверка и повторение изученного материала – 10 мин;

3. Изучение нового материала – 20 мин;

4. Закрепление изученного материала – 10 мин;

5. Подведение итогов урока и задание на дом – 3 мин.

Итого – 45 мин.


Ход урока.


Этап урока

Метод

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент,

3 мин




«Здравствуйте! Садитесь. Дежурный, кто отсутствует?»

(отмечаю в журнале отсутствующих)

Встают, приветствуют. Дежурный называет отсутствующих.




Проверка и повторение ранее изученного материала, 15 мин

Комбинированный опрос

(слайд 1) Тема нашего сегодняшнего урока «Вирусы – неклеточная форма жизни». Запишите эту тему себе в тетрадь. Целью нашего занятия является изучение вирусов как представителей неклеточной формы жизни, их строении и особенностей жизнедеятельности.

Но прежде чем перейти к изучению данной темы давайте повторим уже пройденный материал:

2 учащихся – отвечают устно у доски на вопросы:

1). Принципиальная схема строения нуклеиновых кислот, принципы их классификации.

2). РНК, строение и типы

1 учащийся – письменно у доски заполняет таблицу:

2 учащихся проходят компьютерное тестирование за ПК;

остальные – решают тестовые задания на местах.

Записывают тему в тетрадь

Выполняют задания

На слайде тема и цель урока
Задания см. приложение

Изучение нового материала,

20 мин

Беседа

Объяснение с демонстрацией

Беседа

Демонстрация фрагмента кинофильма


Фронтальная беседа

Сообщение учащихся


Итак, как я уже вам сказал тема сегодняшнего урока «Вирусы». С этой группой организмов каждый из вас встречался не раз в своей жизни. Особенно это актуально сейчас, когда появляется огромное количество новых модификаций известных вирусов, таких как вирус свиного гриппа, птичьего гриппа и др. (слайд 2) Сегодня мы с вами постараемся изучить эту загадочную группу.

В конце XIX века бактериология достигла больших успехов. В этот период учеными были открыты возбудители чумы, холеры, туберкулеза, дифтерии и других заболеваний, часто встречающихся и широко распространенных. Однако, возбудителей многих других заболеваний, в том числе и очень опасных (например, натуральная оспа, корь, грипп, гепатит и др.), обнаружить не удалось, хотя об этих заболеваниях знали давно (слайд 3). Лишь в 1892 г. Дмитрий Иосифович Ивановский, занимаясь поисками возбудителя болезни табачной мозаики, установил, что он невидим в микроскоп даже при самом сильном увеличении и проходит через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки; не растет на обычных искусственных питательных средах, применяемых в бактериологии. Ученый предположил, что возбудителем болезни табака являются либо мельчайшие бактерии, либо выделенные ими ядовитые вещества – токсины. Шесть лет спустя независимо от Ивановского такие же результаты получил нидерландский микробиолог М. Бейеринк. Правда, он сделал вывод, что мозаику табака вызывают не микробы, а «жидкое заразное начало», или фильтрующий вирус (от лат. «virus» - яд), который размножается только в живых организмах. Оба ученых были отчасти правы, но отчасти и ошибались. Возбудителем мозаики табака являются не бактерии, как утверждал Ивановский, но и не жидкое заразное начало, как утверждал Бейеринк. Хотя далось достичь значительных успехов в получении высокоочищенных проб и было установлено, что по химической природе это нуклеопротеиды (нуклеиновые частицы + белки), сами частицы все еще оставались неуловимыми и загадочными. Увидеть вирусы удалось увидеть лишь в электронный микроскоп спустя 50 лет (слайд 4).

Самые крупные вирусы (например, вирус оспы) достигают величины 400-700 нм; самые мелкие (возбудители полиомиелита, энцефалита, ящура) измеряются всего десятками нанометров, т.е. по величине приближаются к крупным белковым молекулам. Вирусы имеют разнообразную форму (запишите себе в тетрадь эту классификацию):

1. палочковидные (ВТМ),

2. пулевидные (вирус бешенства),

3. сферические (полиомиелит, ВИЧ),

4. нитевидные (филовирусы),

5. в виде многогранников.

(слайд 5) Как я уже сказал, просто организованные вирусы представляют собой нуклеопротеиды, т.е. состоят из нуклеиновой кислоты и нескольких белков, образующих оболочку вокруг нее – капсид. Запишите это определение себе в тетрадь:

капсид – белковая оболочка вируса

Сложноорганизованные вирусы имеют дополнительную белковую или липопротеиновую оболочку, которая иногда может содержать и углеводы, например, у возбудителей гриппа и герпеса.

Геном вируса может быть представлен как однонитчатыми, так и двунитчатыми молекулами ДНК и РНК.

В отличие от всех организмов у вирусов отсутствует собственная система биосинтеза белка, что побуждает их вести паразитический образ жизни (слайд 6). В целом жизненный цикл вируса имеет две фазы – внеклеточную или покоящуюся (вирусные частицы или вирионы) и внутриклеточную (размножающуюся). Процесс размножения вирусов совершенно особенный в органическом мире, он характеризуется огромной скоростью. Так, например, в среднем за один цикл размножения легкого куриного эмбриона воспроизводится до 10 тыс. вирионов вируса чумы птиц. Проникнув в клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя всю ее деятельность на производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков. Давайте посмотрим, как происходит этот процесс на примере цикла развития вируса ВИЧ (иммунодефицита человека). Все внимание на экран (слайд 7).

Итак, вы посмотрели как происходит процесс размножения вируса. Здесь важно отметить, что очень важной особенностью вирусов является тот факт, что стадия взаимодействия вируса и клетки отличается специфичностью: каждый вирус способен прикрепляться лишь к определенным клеткам, имеющим на своей поверхности специальные рецепторы. Примером одного из наиболее специализированных вирусов представляют вирусы бактерий или бактериофаги, имеющие специальное приспособление, напоминающее шприц.

Таким образом, все вирусы являются специализированными паразитами, поражающими лишь определенные клетки. В этом заключается огромная сложность в борьбе с опасными вирусными возбудителями болезней (слайд 8).

Какие вы знаете болезни человека, вызываемые вирусами?

Молодцы! Т.е. вы видите, что последствия жизнедеятельности вирусов являются общеизвестными. Причем, многие успехи вирусологии (или науки о вирусах) достигнуты как раз в борьбе с конкретными болезнями: грипп, оспа, корь, полиомиелит, свинка, бешенство, СПИД и многие другие. Однако, как вам известно очень многие заболевания, вызываемые вирусами до сих пор считаются неизлечимыми. К таким болезням относится и синдром иммунодефицита человека (СПИД), вызываемый ВИЧ (слайд 9). ВИЧ относится к ретровирусам, имеет сферическую форму диаметром от 100 до 150 нм. Наружная оболочка вируса состоит из мембраны, в которую встроены рецепторные образования, по внешнему виду, напоминающие грибы. Основными клетками мишенями ВИЧ являются клетки Т-лимфоцитов, что сегодня мы с вами уже видели в фрагменте фильма (слайд 10). Говоря о вирусных заболевания, необходимо указать, что на территории Тульской области 93% всех зарегистрированных случаев вирусных заболеваниях приходится на грипп и ОРВИ. Кроме того, Тульской области отмечены случае заболевания краснухой, гепатитом А, В, С.

Но, если такие заболевания, как СПИД известны уже давно, то в настоящее время появляется большое количество новых вирусов, поражающих многих живых существ, в том числе и людей. К ним относятся нашумевшие птичий и свиной грипп, о которых Бородина О. и Есипова Е. подготовили сообщения. Пожалуйста девочки! (слайд 11-12)

Молодцы!


Записывают в тетрадь

Записывают в тетрадь

Смотрят фрагмент фильма

Называют вирусные заболевания

Делают сообщения: «Птичий грипп», «Свиной грипп».

На слайде тема урока

Закрепление изученного материала, 10 мин

Проблемный метод

-создание проблемной ситуации;

-формулировка проблемы;

-выдвижение гипотез;

-решение проблемы;


Итак, сегодня мы с вами изучили такую важную тему как «Вирусы». Мы определили, что вирусы – это совершенно особенная группа организмов, не имеющая аналогов ни с кем из ныне живущих. При чем такие особенности организации вирусов привели многих ученых считать вирусы – неживыми организмами! Вам может показаться это удивительным, но если многие известные вирусологи, такие как Бейеринк действительно считали вирусы неким «жидким началом».

Так все же вирусы – это представители живой или неживой природы? Кто или что такое вирус? Как вы думаете?

Для того чтобы ответить на этот вопрос давайте выполним следующее проблемное задание - распределим известные вам свойства живого в пользу той или иной точки зрения! Сначала ответьте мне на вопрос, какие свойства живого вы знаете?

Молодцы! (слайд 13) На слайде представлены эти свойства давайте попытаемся аргументировано их распределить по гипотезам! (далее по слайду)

Оценки за сегодняшний урок:


Делают предположения

Отвечают

Аргументировано отвечают




Подведение итогов урока и задание на дом,

3 мин




(слайд 14) §1.9 (стр.37-39), в рабочих тетрадях №35-38 (стр. 17-18). Повторить §1.1-1.8 к проверочной работе (слайд 15).

записывают домашнее задание







Гарифзянов Андрей Рузильевич

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока Дата Класс iconКонспект урока по волейболу 8-9 класс Дата урока: 20. 12. 12 Тема...
Цель урока: Укрепление здоровья и подготовка учащихся к внутришкольным и районным соревнованиям
Конспект урока Дата Класс iconКонспект урока по физике. Класс: Дата: 12. 2003 Учитель: Соколов В. Н
Цель урока: формирование у обучающихся понятия «реактивное движение» и ознакомление их с примерами реактивного движения в природе...
Конспект урока Дата Класс iconКонспект урока английского языка Тема урока : Arranging Date and...
Ученики выполняют упражнения для язычка, произносят английские звуки и называют слова с данными звуками, повторяя их за учителем
Конспект урока Дата Класс iconКонспект урока по английскому языку по теме: I am looking for present...
Речевая: совершенствование навыков чтения, развитие умения извлекать информацию в определенном объеме
Конспект урока Дата Класс iconКонспект урока информатики в 2 классе Дата: 13. 02. 2007 Класс: 2...
Оборудование: компьютер, проектор, проигрыватель, карта острова сокровищ, наглядный материал
Конспект урока Дата Класс iconПлан-конспект урока технологии Класс Дата Тема раздела: Тема урока: Цели
Сущность, значение и соотношение между собой событий, явлений, процессов, законов и исторических закономерностей
Конспект урока Дата Класс iconКонспект урока «Telling stories and writing letters to your friends»...
Цель урока: Тренировать учащихся в употреблении глагола to have в отрицательных и вопросительных предложениях, в построении общих...
Конспект урока Дата Класс iconКонспект урока по английскому языку в 5 классе 1 Учитель: Кушева...
Образовательная: повторение изученной лексики по теме «Продукты», обучение употреблению слов в речи
Конспект урока Дата Класс iconКонспект урока по легкой атлетике с элементами спортивных игр 7 класс...
Цель урока: освоение учащимися различных разделов программного материала на одном уроке физической культуры
Конспект урока Дата Класс iconКонспект урока технологии Учитель: Борисова Н. В. Класс: 8а дата:...
Обучающая: освоение основных этапов создания предприятия на репродуктивном уровне, формирование понятия «производительность труда»,...
Конспект урока Дата Класс iconКонспект урока Дата 11. 02. 2013 Класс 11 Учитель Закаблук Виталий Борисович
Тема: «Глобальные проблемы человечества. Демографическая проблема. Демографическая политика»
Конспект урока Дата Класс iconКонспект открытого урока по математике (умк «Начальная школа XXI...
Учить применять сочетательное свойство сложения при нахождении значения выражения
Конспект урока Дата Класс iconКонспект урока: Урок №38 Дата: 26. 01. 12 Класс: 4 а тема раздела:...
Базовый умк: Биболетова М. З., Денисенко О. А., Трубанева Н. Н. Английский язык: Английский с удовольствием/ Enjoy English: Учебник...
Конспект урока Дата Класс iconПлан конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе...
План – конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе б по разделу "Волейбол"
Конспект урока Дата Класс iconКонспект урока по экономике. Класс: 11. Дата: Тема: Эластичность спроса
Эластичность спроса – масштаб изменения величины спроса (в %) при изменении цены на один процент
Конспект урока Дата Класс iconКонспект Урока № по Новой истории. Дата проведения урока
Познакомить учащихся с политической, экономической, культурной обстановкой на континенте Африка в 19 веке


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск