№
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки
| Вид контроля
| Дата
| Дата
|
План
| Факт
|
Общие сведения о языке. (2)
|
1.
| Русский язык в современном мире
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Русский язык – государственный язык РФ. Русский язык в кругу языков России. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур
| Понимать социальную роль русского языка в обществе, политико-правовой статус русского языка как государственного языка РФ, связь языка и истории, культуры русского и других народов, место русского языка в системе языков народов мира, уметь объяснять причины интереса к русскому языку в мире, использовать ознакомительно-изучающее чтение, извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, строить монологическое высказывание на основе исходных текстов, уместно использовать цитирование
| Подготовить сообщение о взаимосвязи языка с обществом, культурой, историей народа
|
|
|
2.
| Формы существования русского литературного языка
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Литературный язык. Просторечия. Народные говоры. Профессиональные разновидности. Жарго. Арго. Взаимосвязь языка и культуры. Национальный язык – единство его различных форм (разновидностей)
| Знать основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты, социальные диалекты и просторечия; уметь объяснять письменно и устно смысл лингвистических понятий: диалектизмы, жаргонизмы и др.; понимать, что литературный язык – это высшая, образцовая форма национального языка, объединяющая кодифицированный литературный язык и разговорную речь, причины появления речевых ошибок под влиянием конкурирующих с литературным языком разновидностей национального языка, распознавать речевые ошибки разного типа и исправлять их
| Объяснить, как вы понимаете смысл пословицы: «Горе в чужой земле безъязыкому»
|
|
|
Культура речи. Понятие о системе языка (45 + 4 т/к + 1 к/р )
|
3.
| Система языка, его единицы и уровни
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. Текст – самая крупная единица синтаксической системы
| Знать смысл понятий: языковая система, основные единицы языка и речи, основные уровни языка (фонемный, морфемный. Лексический, синтаксический), уметь аргументировать взаимосвязь и отношения языковых единиц разного уровня. Владеть основными нормами построения текста
| Составить небольшой текст, соблюдая правила построения абзаца
|
|
|
4.
| Текст и его место в системе языка и речи
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Текст – самая крупная единица синтаксической системы, сложный результат мыслительной речевой деятельности. Признаки текста. Абзац
| Владеть основными нормами построения текста, уметь определять тему, основную мысль текста, способы их выражения, выделять микротему, ключевые слова, способы и средства связи между предложениями в тексте; лексические. Грамматические средства выражения отношения и оценки, средства выразительности, создавать письменное высказывание, отбирать языковые средства, обеспечивая правильность, точность и выразительность речи
| Устное сообщение «Текст как речевое произведение»
Анализ текста (выявить признаки текста). Составить план, пересказать по плану
|
|
|
5.
| Культура речи. Языковая норма и её основные особенности
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речи. Языковая норма и её основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические, синтаксические)
| Знать основные качества хорошей речи, использовать ознакомительно-изучающее и ознакомительно-реферативное чтение научного (лингвистического) текста, передавать его содержание в виде развёрнутого плана, уметь создавать устное высказывание, отбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность, выразительность речи с учётом коммуникативной целесообразности и уместности. Понимать, что нормативность – отличительная особенность русского литературного языка, уметь использовать словари грамматических трудностей русского языка для получения информации о языковой норме, оценивать чужую и собственную речь с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка
| Редактирование текста. Как и кем создаётся литературная норма?
|
|
|
6.
| Орфоэпические и акцентологические нормы
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Роль орфоэпии в устном общении. Произносительные нормы: произношение безударных гласных и некоторых согласных, сочетания согласных, некоторых грамматических форм, особенности произношения иноязычных слов, русских имён и отчеств.
| Владеть основными правилами произношения ударных и безударных гласных, некоторых согласных и сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, особенностей произношения иноязычных слов, русских имён и отчеств
| С какими разделами языка связана орфоэпия?
|
|
|
7.
| Орфоэпические и акцентологические нормы
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Акцентологические нормы: нормы ударения, допустимые варианты произношения и ударения
| Владеть нормами ударения, уметь работать с орфоэпическим словарём, оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм
| Анализ речи с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка
|
|
|
8
| Фонетика и орфоэпия. Тематический контроль
| 1
| Урок контроля и коррекции знаний
| Орфоэпические и акцентологические нормы
| Уметь анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности
| Тест в формате ЕГЭ (задания типа А)
|
|
|
9.
| Лексические нормы
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением и стилистическими свойствами. Употребление паронимов. Органичное употребление диалектизмов и жаргонизмов.
| Уметь использовать толковые словари для определения, уточнения лексического значения слова, подбирать синонимы и антонимы к слову, выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово с учётом конкретной речевой ситуации, использовать синонимы как средство связи слов в тексте и как средство устранения неоправданного повтора, оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения
| Провести эксперимент: могут ли все слова одного синонимического ряда сочетаться с одним и тем же словом?
|
|
|
10.
| Лексические нормы
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением и стилистическими свойствами. Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов
| Использовать приобретённые знания и умения для увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
|
|
|
|
11.
| Лексика. Тематический контроль
| 1
| Урок контроля и коррекции знаний
| Лексические нормы
| Уметь анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности
| Тест в форме ЕГЭ (задания типа А)
|
|
|
12.
| Орфографические нормы. Правописание корней
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Орфография как раздел лингвистики. Основные принципы написания морфем. Правописание морфем (гласные и согласные в корнях)
| Знать основные принципы написания корней, уметь производить сопоставительный анализ слов, имеющих корни-омонимы, опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова, опираться на основной принцип написания морфем: сохранение единообразного их облика независимо от звучания, обнаруживать орфограммы в корнях, группировать слова по видам орфограмм, использовать орфографический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов
| Осложнённое списывание с творческим заданием (сгруппировать слова по наиболее важным орфограммам)
|
|
|
13.
| Орфографические нормы. Правописание корней
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Правописание морфем (гласные и согласные в корнях). Совершенствование орфографических умений и навыков
| Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка
| Тест
|
|
|
14.
| Орфографические нормы. Правописание корней с чередованием гласных
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Корни с проверяемыми гласными и корни с чередующимися гласными
| Знать условия написания гласных в корнях с чередованием; уметь различать корни с проверяемыми гласными и корни с чередующимися гласными, опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа
| Тестовые задания
|
|
|
15.
| Орфографические нормы. Правописание гласных после шипящих и Ц
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Правописание гласных после шипящих и Ц в корне, суффиксе и окончании
| Знать опознавательные признаки орфограмм, уметь различать орфограмму корня, суффикса и окончания, группировать слова по видам орфограмм, использовать орфографический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов
| Осложнённое списывание
|
|
|
16.
| Орфографические нормы. Правописание гласных после шипящих и Ц
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Правописание гласных после шипящих и Ц в корне, суффиксе и окончании
| Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка
|
|
|
|
17.
| Орфографические нормы. Правописание приставок
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Основные принципы написания. Правописание морфем (гласные и согласные в приставках)
| Знать основные принципы написания приставок, уметь опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова, опираться на основной принцип написания морфем: сохранение единообразного их облика независимо от звучания, различать приставки ПРЕ – ПРИ на семантической основе, обосновывать выбор букв Ы, И после приставок, обнаруживать орфограммы в приставках, группировать слова по видам орфограмм, использовать орфографический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов
| Тестовые задания
|
|
|