Программа по учебному предмету «Ансамблевое музицирование»





Скачать 286.31 Kb.
НазваниеПрограмма по учебному предмету «Ансамблевое музицирование»
страница1/2
Дата публикации26.09.2014
Размер286.31 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2
Управление культуры г. Курска

МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 5»

ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Ансамблевое музицирование»

дополнительной предпрофессиональной

общеобразовательной программы в области искусств

«Струнные инструменты»

г. Курск, 2012 год


«Одобрено»

Педагогическим советом

МБОУ ДОД «ДШИ № 5»
«___» ______________2012 г.


Утверждаю:

Директор МБОУ ДОД «ДШИ № 5»

_____________________

«___» _______________2012 г.


Разработчик:

Т.В. Миловидова преподаватель высшей категории по классу скрипки МБОУ ДОД ДШИ № 5 г. Курска


Рецензенты:

  1. В.В. Ковалева преподаватель высшей категории по классу виолончели, старший преподаватель кафедры инструментального исполнительства Курского государственного университета

  2. Т.И. Сергеева преподаватель высшей категории по классу скрипки

МБОУ ДОД ДШИ №1 им. Г. Свиридова г. Курска


«Одобрено»

Педагогическим советом

МБОУ ДОД «ДШИ № 5»
«___» ______________2012 г.


Утверждаю:

Директор МБОУ ДОД «ДШИ № 5»

_____________________

«___» _______________2012 г.


Разработчики:
Т.В. Миловидова преподаватель высшей категории по классу скрипки МБОУ ДОД ДШИ № 5 г. Курска
Е.В. Шойтова преподаватель первой категории МБОУ ДОД ДШИ №5

г. Курска

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по учебному предмету «Ансамблевое музицирование» для обучающихся детских школ искусств является компонентом дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств «Струнные инструменты» и руководствуется следующими нормативными документами: Законом об образовании РФ от 10 июля 1992 г. (последняя редакция 2011г); Концепцией художественного образования в Российской Федерации от 28 декабря 2001 года; Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года от 11 ноября 2002 года; Национальной доктриной образования в РФ до 2025 года.

Данные документы направлены на сохранение и развитие сложившейся российской системы образования в сфере культуры и искусства, эстетического воспитания, профессионального и общего художественного обучения во всех типах и видах образовательных учреждений.

Модернизация образования предполагает вариативность образовательных программ, направленных на развитие личности, ее познавательных способностей, приобретение опыта самостоятельной деятельности, успешной социализации в обществе. Программа составлена с учетом Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Струнные инструменты».

Программа предназначена для преподавателей ДШИ, ДМШ, занимающихся ансамблевым музицированием как коллективной формой обучения и воспитания юных скрипачей и виолончелистов согласно психологическим особенностям их возраста, степени музыкально-исполнительской наученности и мировосприятия.

Особенность программы заключена в реализации следующих принципов: выстроенности образовательной системы, межпредметной интеграции, дифференцированного подхода к обучению и личностного отношения с учетом социального спроса.

Данная программа написана для четырех ступеней работы в классе ансамбля согласно возрасту и степени обученности юного музыканта: ансамбль первого класса, ансамбль младших классов (2-3 классы), ансамбль средних классов (4-5 классы) и ансамбль старших классов (6-8 классы).

Каждой ступени ансамбля соответствуют определенные цели и задачи, учебный материал и репертуар. Желательно объединить коллектив названием. Например: ансамбль младших классов «Светлячок», ансамбль средних классов «Дебют», ансамбль старших классов «Экспромт». Необходимо выстраивать линию отношений в ансамбле, соответствующую психологическим особенностям данного возраста, ориентировать родителей на активное участие в жизни коллектива, формирование его традиций, что со временем поможет выработать устойчивую мотивацию на получение музыкального образования, воспитание гармонично развитой личности.

Срок реализации учебного предмета – 8 (9) лет.

Форма проведения учебного занятия – групповой урок.

Продолжительность аудиторных занятий по учебному плану – 1 час в неделю на группу от 10 человек. Самостоятельная подготовка составляет 1,5 часа в неделю. Концертмейстерские часы из расчета 100% на группу.
Цель учебного предмета.

Воспитание разностороннего музыканта, широко образованного, сочетающего отличное владение инструментом с высокой музыкальной культурой и вполне подготовленного к самостоятельной творческой деятельности.
Задачи учебного предмета.

Образовательные:

1.Освоение целостной системы музыкально-игровых навыков как базы развития мастерства участников оркестра.

2.Системная работа по совершенствованию навыка чтения с листа.
Развивающие:

1.Развитие критического мышления, способного на законченную

художественную интерпретацию музыкального произведения.

2.Развитие гармонического слуха.

3.Развитие всесторонних качеств личности.
Воспитательные:

1.Формирование эстетического вкуса.

2.Ознакомление с другими видами искусств.

3.Воспитание коллективной творческой и исполнительской дисциплины.
Содержание предмета

Первый год обучения

Ансамбль первого класса
Формирование музыкального коллектива учащихся первого класса происходит задолго до того момента, когда ребята научатся извлекать первые звуки. Постановка игрового аппарата является прерогативой преподавателя по специальности. Процесс этот трудоемкий и занимает первую и вторую учебные четверти. Однако, именно коллективная форма музицирования (для усвоения доигровых первоначальных знаний, умений и навыков) позволяет использовать психологические особенности детей 7-летнего возраста: соревновательность, стремление к лидерству, познавательную активность. Общаясь, дети равняются на лучших, перенимают друг у друга опыт, совершенствуют умения и навыки.

Комплексное обучение в ансамбле предполагает в первом полугодии следующие направления:

а) знакомство с нотной грамотой;

б) развитие ритма, слуха, музыкальной памяти;

в) интонирование;

г) слушание музыки;

д) изучение начальных принципов формирования ансамбля.

На первый взгляд все эти разделы дублируют задачи предметов «сольфеджио» и «слушание музыки». Однако, изучаемый материал по этим направлениям соответствует задачам обучения игре на инструменте (упражнения, попевки, пьески, музыкальные картинки) и будет использован далее в исполнительской практике. Доинструментальный период призван не только развивать ученика, но в основном воспитать мотивацию на дальнейшее обучение, привить любовь к скрипке и виолончели, музыке.

Во втором полугодии, по мере овладения приемами постановки, начинается работа над формированием поведенческой культуры в ансамбле: место исполнителя в ансамблевой линии, подготовка инструмента к началу исполнения, задачи правой и левой руки в момент фортепианного проигрыша, окончания произведения. Перед коллективом ставится задача приобретения навыка игры в унисон приемом пиццикато, а также исполнения одноступенных попевок на открытых струнах. К концу года в работе должны присутствовать пьесы, где первый голос исполняется преподавателем, а второй – всем ансамблем. Партия второго голоса содержит минимум задач правой и левой руки, с которыми могли бы без труда справиться все учащиеся. В репертуаре ансамбля первого класса в основном преобладают пьесы программного характера, жанровые зарисовки, способствующие развитию воображения маленьких скрипачей, которое прямо связано с характером наглядно-образного мышления.
Примерный репертуарный список

ансамбля скрипачей первых классов:
1. Р.н.п. «Зимушка»

2. Р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я»

3. Р.н.п. «Как под горкой, под горой»

4. Р.н.п. «Ходит зайка по саду»

5. Р.н.п. «На зеленом лугу»

6. Р.н.п. «Как пошли наши подружки»

7. Р.н.п. «Сорока»

8. Р.н.п. «Лиса по лесу ходила»

9. Кепитис Я. «Вальс куклы».

10. Магиденко М. «Петушок»

11. Мухамедов А. «Елочка»

12. Потоловский Н. «Охотник»

13. Фрид Г. «Вальс»

14. Якубовская В. «Колыбельная»

Примерный репертуарный список

ансамбля виолончелистов первых классов:
1. Р.н.п. «Дуня тонкопряха» обр. К. Живцова

2. Р.н.п. «Там за речкой, там за перевалом»

3. Александров Ан. «Наша песенка простая»

4. Бакланова Н. «Скерцо»

5. Бакланова Н. «Песенка»

6. Бакланова Н. «Прелюдия»

7. Мельников А. «Гармошка»

8. Римский-Корсаков Н. «Ладушки»

9. Филиппенко А. «Цыплята»
Второй, третий годы обучения
Ансамбль младших классов
Второй ступенью коллективного музицирования является ансамбль младших классов (уч-ся 2-3 кл.). В работе с ним необходимо учитывать принципы последовательности и постепенности, доступности учебного материала с учетом возрастного фактора и степени наученности детей.

В репертуар ансамбля начинают включаться двухголосные произведения простых малых форм. В связи с усложнением содержания исполняемых пьес, расширяется круг задач, стоящих перед коллективом. Педагог обязан уделять внимание чистоте интонации как мелодической, так и гармонической, интонированию, добиваться единства штрихов и аппликатуры, заниматься ритмической дисциплиной ансамбля, динамическим соотношением голосов. Решение технических задач должно быть подчинено конечному результату: выразительной передачи содержания музыкального произведения.

Примерные технические требования, предъявляемые к ансамблю младших классов:

а) беглое ориентирование в первой позиции следующих тональностей:

Соль мажор, Ре мажор, Ля мажор, Фа мажор, ми минор, ля минор.

При изучении выбранных произведений в данных тональностях надо формировать понятия о ладотональных связях, тяготениях. Одним из важнейших условий точного исполнения заданной мелодии является интонация полутона. При наличии недочетов в постановке пальцев левой руки (полутон между 3 и 4 пальцами, полутоны в полупозиции) в коллективном музицировании возникают интонационные проблемы.

б) владение штрихами: деташе, легато, мартле, дубль штрих; акценты.

На подготовительном этапе изучения нового материала необходимо отрабатывать задачи левой и правой руки на однооктавной гамме в соответствующей тональности.

в) знание динамических оттенков: форте, пиано, крещендо, диминуэндо. Желательно отработать на однооктавной гамме технику исполнения данных нюансов следующим образом:

пиано – исполнять небольшим отрезком верхней половины смычка;

форте – исполнять всем смычком;

крещендо – начинать исполнение гаммы маленьким отрезком смычка постепенно расширяя его к верхней ноте;

диминуэндо – постепенно в обратном исполнении гаммы уменьшать отрезок смычка до минимального в заключительной ноте (тонике).

г) «Слушание музыки» является важным направлением в работе с ансамблем младших классов, способствующим раскрытию учащимися процесса слушания, исполнения и сочинения музыки как способов личностного «проживания» в музыкальном искусстве. Здесь происходит знакомство с тремя основными жанрами: песня, танец, марш; изучение их метроритмических особенностей, исполнительских приемов, помогающих раскрыть художественное содержание произведений. Например: Н. Бакланова «Марш октябрят». Характерный размер таких произведений – четыре четверти, темп умеренный, в котором удобно маршировать; тональность светлая, мажорная, штрих деташе с активной подачей начала звука и т.д. Со временем дети должны, прослушав новое произведение и проанализировав его особенности, определить жанр, в котором оно написано.
Примерный репертуарный список

ансамбля скрипачей младших классов:
1. Б.н.танец «Янка»

2. Славацкая народная песня

3. Ч.н.танец «Аннушка»

4. Ч.н.п. «Пастушок»

5. Аренский А. «Итальянская песенка»

6. Введенский Д. «Паровоз»

7. Гарлицкий М. «Гавот»

8. Глюк Х. «Праздничный танец»

9. Гнесина Е. «Марш»

9. Джурджук М. «Марш»

10. Дунаевский И. «Колыбельная»

11. Кабалевский Д. «Наш край»

12. Карш Н. «Кубики»

Карш Н. «Колыбельная мышонку»

13. Луканюк С. «Полька»

14. Металлиди Ж. «Деревенские музыканты»

15. Металлиди Ж. «Колечко»

16. Металлиди Ж. «Мой конь»

17. Прокофьев С. «Поросята»

18. Прокофьев С. «Поезд»

19. Рыбкин Е. «Вальс мышат», «Парад-алле»

20. Сигмейстер Э. «Поезд идет»

21. Соколова Л. «Торжественная песня», «Вальс»

22. Тюрк А. «Бодрость»

23. Шварц Л. «Медленный вальс»

24. Шуберт Ф. «Вальс»

25. Якушенко И. «Квинты, кварты и октавы»
Примерный репертуарный список

ансамбля виолончелистов младших классов:
1. Р.н.п. «Ах, ты, ноченька»

2. У.н.п. «Добрый вечер, девица»

3. Ч.н.п. «Богатый жених»

4. Бетховен Л. «Песня»

5. Волчков И. «Токката»

6. Гречанинов А. «Утренняя прогулка»

7. Гречанинов А. «Весельчак»

8. Кюи Ц. «Весенняя песенка»

9. Нельк А. «Мелодия»

10. Флис Д. «Колыбельная»

11. Шуберт Ф. «Колыбельная»

12. Экзоде Д. «Менуэт»
Четвертый, пятый годы обучения
Ансамбль средних классов
Ансамбль учащихся средних классов (4-5 кл.) представляет собой музыкальный коллектив со сложившимися общими интересами. Учитывая степень наученности каждого участника ансамбля, руководитель выбирает детей для исполнения партии первых и вторых скрипок (виолончелей). Деление условное и может меняться в зависимости от задач произведения. Возможно участие детей, обучающихся по упрощенной программе. Для них пишется партия третьих голосов (гармоническое сопровождение выдержанными длительностями). Ансамблист рождается тогда, когда он начинает слышать общее звучание и свою партию в нем, подчиняя свое исполнение общим задачам интерпретации коллектива. В течение учебного года проводятся классные и школьные концерты, фестивали, конкурсы, где предъявляются требования различного уровня к качеству подготовки коллектива и его количественному составу. В связи с этим руководитель ансамбля всегда может выбрать соответствующий вариант исполнения.

Незначительный рост технических возможностей участников ансамбля ограничивает репертуар коллектива. Для успешного творческого развития желательно иметь в арсенале следующие умения и навыки:

а) достаточно развитую мелкую технику;

б) технику переходов во II-III позиции;

в) владение штриховой палитрой (пунктирный штрих, стаккато, дубль штрих в быстром темпе, приближающийся к сотийе, различные штриховые комбинации);

г) вибрация.

Круг изучаемых тональностей может быть дополнен ре минором и си минором. Тональность изучаемого произведения следует отработать на примере двухоктавной гаммы, желательно включать в работу ритмические и штриховые варианты ансамблевого исполнения. Например:


Такого рода упражнения хорошо звучат с использованием различной нюансировки.

Существует ряд пьес, изучение которых является необходимым условием дальнейшего технического роста. Это пьесы на мелкую технику. Например: Д. Кабалевский «Этюд № 8» (Юный скрипач, в. 1., 1961г.). В произведениях такого плана закладываются навыки, которые в дальнейшем помогут ансамблю справиться с такими произведениями как: «Прялка» А. Рубинштейна, «Прялка» А. Яньшинова, «Пчелка» Ф. Шуберта, «Кукушка» Л.К. Дакена.

Традиционно в репертуар ансамбля включаются пьесы на дубль штрих с последующим исполнением сотийе в старших классах. Можно начинать эту работу с «Игры в лошадки» П. Чайковского, «Непрерывного движения» П. Шольца, затем переходить к пьесам: «Вперегонки» А. Комаровского, «Комариный пир» А. Яньшинова, «Танец» Э. Дженкенсона, «Непрерывное движение» К. Бома.

В работе с ансамблем средних классов руководитель использует знания, умения и навыки, полученные учащимися на занятиях смежных дисциплин. При изучении произведения необходимо проводить слуховой анализ гармонических построений, фактуры аккомпанемента, что позволит скорректировать линию второго, а при необходимости и третьего голоса.

Примерный репертуарный список

ансамбля скрипачей средних классов:
1. Неаполитанская н.п. «Санта Лучия»

2. Бах И.-С.«Марш»

3. Гаджибеков С. «Танец»

4. Градески Э. «Мороженое»

5. Гретри А. «Балетные сцены»

6. Даргомыжский А. «Полька»

7. Дженкенсон Э. «Танец»

8. Дунаевский И. «Летите, голуби»

9. Емельянова Л. «Ох, уж эти гаммы»

10. Комаровский А. «Вперегонки»

11. Комаровский А. «Шутка»

12. Крейслер Ф. «Марш игрушечных солдатиков»

13. Матвеев Н. «Зимушка-зима»

14. Медведовский Е. «Гамма-джаз»

15. Металлиди Ж. «Веселое шествие»

16. Моцарт В.А.«Менуэт»

17. Моцарт Л. «Волынка»

18. Нагдян С. «Народный танец»

19. Рамо Ж. «Ригадон»

20. Рубинштейн Нат. «Прялка»

21. Рыбкин Е. «Веселый ковбой», «Праздничный вальс»,

«Веселый танец»

22. Фролов И. «Вальс»

23. Чайковский П. «Игра в лошадки»

24. Шольц П. «Непрерывное движение»

25. Шостакович Д. «Сентиментальный вальс»

26. Шостакович Д. «Полька»

27. Шостакович Д. «Гавот»

28. Яковенко П. «Полька»

29. Яньшинов А. «Комариный пир»

30. Яньшинов А. «Вариации на тему эстонской песни»
Примерный репертуарный список

ансамбля виолончелистов средних классов:
1. Р.н.п. «Вспомни, вспомни, моя хорошая»

2. Р.н.п. «У ворот, ворот» обр. М. Балакирева

3. Айвазян А. «Грузинский танец»

4. Аракшевили Д. «Грузинская лезгинка»

5. Аренский А. «Колыбельная»

6. Бабаджанян А. «Танец»

7. Варламов А. «Красный сарафан»

8. Векерлен Ж. «Песня»

9. Вебер К. «Хор охотников»

10. Глинка М. «Испанская песня»

11. Евлахов О. «Романс»

12. Косенко В. «Скерцино»

13. Мусоргский М. Песня из оперы «Сорочинская ярмарка»

14. Парцхаладзе В. «Восточные мелодии»

15. Хачатурян К. «Помидор» из балета «Чипполино»

16. Шлемюллер Г. «Скерцино»

17. Шостакович Д. «Контрданс»
Шестой, седьмой, восьмой (девятый) годы обучения
Ансамбль старших классов

Сформировавшийся коллектив, который имеет свое сценическое лицо, сложившиеся традиции. Они закрепляют определенные творческие воззрения, художественное своеобразие, обеспечивают четкость и устойчивость в работе. В результате длительной совместной работы ансамбль выходит на новую стадию – стадию синтеза, когда руководитель и коллектив образуют единое целое, с едиными целями, едиными волевыми устремлениями.

Учащиеся 6-8 классов владеют определенной палитрой исполнительских навыков. При разучивании пьес кантиленного характера ансамбль должен устойчиво интонировать, вибрировать, иметь красивый тон, певучий звук, широкое дыхание смычка, знать все приемы нюансировки и агогики. Роль второго голоса в старшем ансамбле становится более значимой, не ограничивается гармоническими задачами, а помогает создавать заложенные в пьесе музыкальные характеристики и образы.

Современные методики обучения рекомендуют избегать подачи преподавателем готовых знаний, клише. Состояние, когда знания добываются самими учащимися, успешно достигаются методами проблемного обучения. Руководитель, поставив задачу, предлагает воспитанникам самим искать ее решение. Главная цель – активизировать интерес учащегося, развить его способности и потребность в самостоятельном мышлении. Желательно использовать на уроке ансамблевого музицирования в старших классах следующие методы и приемы: ассоциативный, имитационный, утрированного показа, использования ранее полученного информационного ресурса, поиска от неверного к правильному.
В репертуар ансамбля включаются пьесы различных эпох, стилей и жанров. Изучаемые произведения подробно анализируются:

а) форма произведения;

б) стилевые особенности;

в) тональный план (отклонения, модуляции);

г) размер, особенности метроритма, темп;

д) специфика фактурного изложения (включая аккомпанемент);

е) интонационные и технические трудности;

ж) динамика, агогика, нюансы;

з) штриховая палитра;

и) исполнительские приемы;

к) общее сценическое воплощение.
Часто главной проблемой становится выучивание произведения наизусть. Руководитель ансамбля эту работу оставляет для домашнего задания. Это не совсем верно. Ансамблевое музицирование предполагает в своей основе предслышание не только мелодических горизонталей, но всей фактуры, сотканной из нескольких голосов. Опытный преподаватель практически не требует от учащегося изучения ансамблевого произведения дома. Отдельные музыкальные фразы и реплики тщательно разбираются на уроке. При этом руководитель, опираясь на багаж знаний учащихся, выстраивает логическую линию «от изученного к новому», что позволяет быстрее запоминать текст и освоить произведение за несколько уроков в классе.
Примерный репертуарный список

ансамбля скрипачей старших классов:
1. Абрэу Ц. «Тика-тика»

2. Агинский М. «Полонез»

3. Бах И. – Крейслер Ф. «Гавот»

4. Бирюков К. «Романс»

5. Бом М. «Непрерывное движение»

6. Обр. Валтазарова Э. «Вариации на тему Паганини»

7. Гаврилов А. «Хорошее настроение»

8. Гайдн И. «Каприччиетто»

9. Гайдн И. «Рондо в венгерском стиле»

10. Данкля Ш. «Полька»

11. Дога Е. «Вальс»

12. Кабалевский Д. «Рондо-танец»

13. Крейслер Ф. «Маленький венский марш»

14. Кырвер Б. «Веселая полька»

15. Моцарт В.А. «Рондо»

16. Петров А. «Полька галоп»

17. Сапожнин А. «Веселая скрипка»

18. Скорик М. «Эстрадная пьеса»

19. Скулте А. «Ариетта»

20. Таривердиев М. «Ноктюрн»

21. Фегин Л. «Краковяк»

22. Фролов И. «Шутка-сувенир»

23. Хачатурян А.Танец девушек из балета «Гаяне»

24. Хачатурян К. «Погоня», «Марш Чипполино»,

«Вальс цветов» из балета «Чипполино»

25. Холминов А. «Посвящение»

26. Хренников Т. «Вальс»

27. Чайковский П. «Юмореска»

28. Шостакович Д. «Романс»

29. Шостакович Д. «Вальс»

30. Шостакович Д. «Испанский танец»

31. Яньшинов А. «Прялка»

Примерный репертуарный список

ансамбля виолончелистов старших классов:
1. Арутюнян А. «Экспромт»

2. Бах В.Ф. «Аллегро»

3. Боккерини Л. «Аллегро»

4. Букиник М. «Элегия»

5. Букиник М. «Юмореска»

6. Власов А. «Мелодия»

7. Гайдн И. «Престо»

8. Гольтерман Г. «В непогоду»

9. Грубер Ф. Две рождественские песни «Тихая ночь»,

«Звенящие колокольчики»

10. Дворжик А. «Мелодия»

11. Дворжик А. «Юмореска»

12. Джоплин С. «Рэгтайм розового листа»

13. Дога Е. «Вальс» из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

14. Иордан И. «Скерцо»

15. Мано М. «Гимн любви»

16. Мендельсон Ф. «Песня без слов»

17. Раков Н. «Канцона»

18. Раков Н. «Серенада»

19. Раков Н. «Ноктюрн»

20. Рахманинов С. - Карш Н. «Итальянская полька»

21. Римский-Корсаков Н. «Концонетта»

22. Рубинштейн А. «Мелодия»

23. Сибелиус Я. «Грустный вальс»

24. Уэббер Э. «Я только хочу сказать»

25. Шуберт Ф. «Экспромт»

26. Шуберт Ф. «Немецкие танцы»

27. Цинцадзе С. «Танец», «Сачиадо»

28. Яковенко П. «Скерцо»

В каждом репертуарном списке представлены произведения различной степени сложности.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Приобретение навыка грамотного чтение с листа

Умение освоить произведение в соответствии с замыслом композитора и требованиями дирижера.

Владение теоретическими знаниями и практическими умениями, необходимыми для самостоятельной работы по интерпретации музыкальных произведений.

Наличие положительной мотивации на публичную исполнительскую деятельность.

Наличие высокохудожественных, эстетических, этических и культурологических взглядов и убеждений, способствующих профессиональному самоопределению.
Формы и методы контроля, система оценок.
Учет успеваемости обучающегося является важной составляющей процесса всестороннего комплексного воспитания юного музыканта. Форма и содержание контрольных мероприятий должны быть направлены на стимулирование желания обучающихся к дальнейшему совершенствованию профессиональных навыков, развитию самостоятельности и самооценки. Руководитель обязан тщательно и всесторонне разбирать, анализировать исполнение произведений: положительные стороны, недостатки и пути их устранения. При оценке деятельности участника оркестра, учитываются результаты его продвижения, проявление музыкальной инициативы, владение исполнительскими приемами коллективного музицирования, самоорганизация. Ежеурочно в работе с группой педагог осуществляет текущий контроль, оценивая уровень обученности, творческую активность, степень ответственности за коллективный труд каждого музыканта.

Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебно-воспитательной деятельности обучающихся. Она проводится четыре раза в год в виде контрольного урока, индивидуального зачета по сдаче партий изучаемых произведений, публичного выступления.

Итоговая аттестация выпускников осуществляется согласно графику образовательного процесса в конце седьмого класса в виде зачета по сдаче партий. Однако оценка не должна выставляться только по итогам зачета. Опираясь на требования, предъявляемые к коллективному музицированию, педагог должен оценивать весь комплекс теоретической, практической, сценической подготовки обучающегося, полученный им по данному предмету.

За учебный год оркестр должен подготовить к выступлению не менее 5-6 произведений (в том числе с солистами или хоровым коллективом).
График учета успеваемости.

контр.

меропр.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1класс










Публичное выступление

2класс

Контрольный урок

Индивидуальный зачет по партиям

Публичное выступление

Индивидуальный зачет по партиям

3класс

Контрольный урок

Индивидуальный зачет по партиям

Публичное выступление

Индивидуальный зачет по партиям

4класс

Контрольный урок

Индивидуальный зачет по партиям

Публичное выступление

Индивидуальный зачет по партиям

5класс

Контрольный урок

Индивидуальный зачет по партиям

Публичное выступление

Индивидуальный зачет по партиям

6класс

Контрольный урок

Индивидуальный зачет по партиям

Публичное выступление

Индивидуальный зачет по партиям

7класс

Контрольный урок

Индивидуальный зачет по партиям

Публичное выступление

Индивидуальный зачет по партиям

8класс

Контрольный урок

Индивидуальный зачет по партиям

Публичное выступление

Индивидуальный зачет по партиям

9класс

Контрольный урок

Индивидуальный зачет по партиям

Публичное выступление

Индивидуальный зачет по партиям



Критерии оценок.
Оценка «5»(отлично).

У обучающегося сформирован высокий уровень мотивации коллективного музицирования , развит навык беглого и грамотного чтения с листа. Он в полной мере владеет теоретическими знаниями и практическими умениями, необходимыми для профессиональной деятельности. Развиты самостоятельность и самооценка.
Оценка «4»(хорошо):

Обучающийся владеет теоретическими знаниями и практическими умениями, однако есть небольшие погрешности в технике исполнения. Грамотное, но недостаточно подвижное чтение нот с листа. Есть заинтересованность в занятиях коллективным музицированием, но недостаточно самодеятельности.
Оценка «3»(удовлетворительно):

Обучающийся не достаточно хорошо владеет теоретическими знаниями и практическими умениями. Делает ошибки и остановки в чтении нот с листа. Нет достаточного внимания к дирижерскому жесту.
Методические рекомендации
Ансамблевое музицирование является неотъемлемой частью образовательной программы в классе скрипки. Ранее считалось, что игра в ансамбле - прерогатива учащихся старших классов. Однако, в последнее время ряд ведущих специалистов рекомендует воспитание ансамблевым музицированием с самого начала знакомства ученика с инструментом. Коллективное творчество решает вопросы, которые ставит перед нами комплексное развитие юного музыканта. Ансамбль – мастерская, где есть место для реализации креативных способностей ученика, независимо от степени его дарования, и возможность пережить состояние единения с другими в процессе коллективной музыкальной деятельности.

Участие в ансамбле дает возможность ученику ощутить результаты работы – широкий общественно-значимый резонанс выступления, а непосредственные живые контакты со слушателями имеют большую воспитательную ценность. Именно благодаря первым успехам юный ансамблист начинает острее ощущать полезность своего труда, проявляет устремленность, работоспособность в овладении исполнительским мастерством. Обучение для него становится более интересным, интенсивным, целенаправленным.

Коллективное музицирование предполагает: увлекательность, последовательность, систематичность в организации уроков, уподобление характера занятий музыкально-творческому процессу, изучение искусства в опоре на единство народной, академической (классической и современной), духовной музыки.

В процессе работы над произведением на уроке ансамбля руководитель:

а) осуществляет трактовку произведения в соответствии с его художественными особенностями;

б) разбирает произведение в целом, отдельные голоса партий, сопровождение;

в) использует весь технический и исполнительский арсенал данного коллектива для решения художественных задач;

г) воспитывает и развивает умения и навыки, соответствующие задачам ансамблевого музицирования;

д) знакомит учащихся с автором, эпохой, содержанием, формой и стилем изучаемого произведения;

е) готовит коллектив к публичному выступлению, которое является отчетом и проверкой учебной работы и одновременно стимулом для дальнейшей творческой деятельности ансамбля.

Выбор репертуара – залог удачного публичного выступления. Включая в программу музыкальные произведения различных эпох, стилей и жанров, руководитель должен предвидеть результат. Необходимо, чтобы выбранное произведение соответствовало уровню наученности юных музыкантов, имело яркое образное содержание, которое ансамбль раскрывает разнообразными средствами музыкальной выразительности.

Репертуар ансамбля скрипачей и виолончелистов довольно ограничен. Сборники, изданные ранее, не всегда в полном объеме содержат интересный художественный материал. Коллектив значительно расширяет свои репертуарные возможности, если руководитель и концертмейстер владеют приемами переложения, инструментовки и аранжировки. Талантливая обработка произведения позволяет максимально раскрыть его творческие возможности.

Данная программа написана для четырех ступеней работы в классе ансамбля согласно возрасту и степени обученности юного музыканта: ансамбль первого класса, ансамбль младших классов (2-3 классы), ансамбль средних классов (4-5 классы) и ансамбль старших классов (6-8 классы). Каждой ступени ансамбля соответствуют определенные цели и задачи, учебный материал и репертуар.

Желательно объединить коллектив названием. Например: ансамбль младших классов «Светлячок», ансамбль средних классов «Дебют», ансамбль старших классов «Экспромт». Необходимо выстраивать линию отношений в ансамбле, соответствующую психологическим особенностям данного возраста, ориентировать родителей на активное участие в жизни коллектива, формирование его традиций, что со временем поможет выработать устойчивую мотивацию на получение музыкального образования, воспитание гармонично развитой личности.
Урок в классе ансамблевого музицирования
Учитель - личность, выступающая на уроке разносторонним музыкантом и организатором музыкальной деятельности детей.

Учащийся на уроке - исполнитель, слушатель, композитор, способный выразить себя в музыке.
Методические аспекты урока:

а) сочетание методов, приемов и техник обучения, избранных учителем для достижения поставленной цели;

б) оптимальность их выбора;

в) элементы, требующие коррекции на последующих уроках;

г) различные формы работы;

д) реализация индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся;

е) оптимальность выбранного уровня сложности по формам работы;

ж) «обратная связь» учащихся с руководителем ансамбля;

з) формы и методы организации контроля качества обучения;

и) результаты достижений и проблемы учащихся, выявленные в ходе работы с коллективом.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по учебному предмету «Ансамблевое музицирование» iconУрок на тему: «Ансамблевое музицирование в классе баяна, аккордеона»
Проводит лауреат Международных конкурсов, преподаватель рам им. Гнесиных селиванов александр Владимирович
Программа по учебному предмету «Ансамблевое музицирование» iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка»
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» L класса гуо составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых...
Программа по учебному предмету «Ансамблевое музицирование» iconРабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для...
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Программа по учебному предмету «Ансамблевое музицирование» iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень среднего общего образования составлена на основе
Программа по учебному предмету «Ансамблевое музицирование» iconРабочая программа по учебному предмету "литература"
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов...
Программа по учебному предмету «Ансамблевое музицирование» iconРабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»...
Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету «Мировая художественная культура» являются следующие нормативные...
Программа по учебному предмету «Ансамблевое музицирование» iconРабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»...
Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету «Мировая художественная культура» являются следующие нормативные...
Программа по учебному предмету «Ансамблевое музицирование» iconРабочая программа по учебному предмету «Технология»
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» составлена на основе авторской программы «Технология»1-4 классы /. Лутцевой Е....
Программа по учебному предмету «Ансамблевое музицирование» iconПояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе
Программа по учебному предмету «Ансамблевое музицирование» iconПримерная программа по учебному предмету «История Красноярского края»...
Нкретизирует содержание тем по учебному предмету, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность...
Программа по учебному предмету «Ансамблевое музицирование» iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 1-4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» включает в себя следующие разделы
Программа по учебному предмету «Ансамблевое музицирование» iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» включает в себя следующие разделы
Программа по учебному предмету «Ансамблевое музицирование» iconРабочая программа по учебному предмету «Православная культура»
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 4 класса составлена на основе авторской программы Шевченко Л....
Программа по учебному предмету «Ансамблевое музицирование» iconПрограмма по учебному предмету «История Красноярского края» составлена...
На изучение учебного материала по учебному предмету «История Красноярского края» Базисным планом Городокской средней общеобразовательной...
Программа по учебному предмету «Ансамблевое музицирование» iconУчебному предмету " Православная культура " учителя начальных классов...
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для учащихся 4 класса составлена на основе концепции и программы учебного...
Программа по учебному предмету «Ансамблевое музицирование» iconРабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи»
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для 5, 6, 7, 8 класс комплекта разработана на основании


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск