Традиционные росписи туесов





Скачать 494.99 Kb.
НазваниеТрадиционные росписи туесов
страница1/4
Дата публикации01.10.2014
Размер494.99 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
  1   2   3   4
СОДЕРЖАНИЕ.

Введение…………………………………………………………………………3



  1. Народные росписи……………………………………………………6

    1. Традиционные росписи туесов…………………………………………..6

    2. Уральский расписной туесок. Исторические

предпосылки возникновения промысла. Городская роспись.

Сельские бураки………………………………………………………………..11

    1. Проблемы возрождения промысла …………………………………..17

II.Возможности реконструкции уральских туесов………………………19

2.1. Заготовка и хранение бересты и корня. Техника безопасной

работы при заготовке материалов в лесу…….…… ………………………..19

2.2. Инструменты, материалы и приспособления для работы с берестой…22

2.3. Приемы изготовления туесов. Технология и приемы нанесения

росписи ……………………………………………………………………….23

2.4. Приемы безопасной работы с материалом……………………………26

2.5. Технологические карты изготовления изделий………………………..27

III. Финансово-экономическое обоснование ………………………………34

Заключение………………………………………………………………………..36

Список литературы……………………………………………………………...37

Приложение………………………………………………………………………39

Введение.

Актуальность. В настоящее время интерес к традиционным народным ремёслам повышается. Всё больше людей стремится заняться художественным ручным трудом в свободное от работы время. Повсеместно открываются кружки, курсы, студии по различным видам традиционных ремёсел. В Новгородской области большое распространение получила художественная обработка бересты. Почти в каждом районе области и в областном центре успешно работают студии и кружки по обучению людей этого древнего и традиционного ремесла. Берестяное творчество изучается во многих аспектах. В настоящее время можно найти достаточно теоретических разработок по плетению из бересты, но мало ещё изучена тема росписи по берестяным изделиям. Украшение берестяных туесков различными видами традиционной росписи – тема всё ещё малодоступная мастерам, желающим глубже постичь художественную обработку бересты. Данная работа посвящена одному из интереснейших видов росписи берестяных изделий – нижнетагильскому расписному туеску.

Берестяной промысел нельзя назвать исконно русским: бересту для изготовления различных изделий использовали все народы, на земле которых росла береза.

В прошлом береста занимала важное место в крестьянском укладе. Без бересты невозможно было представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и заканчивая строительством, везде использовали бересту: «Кабы не лыко, да не береста, так бы мужичок рассыпался», - говорит народная пословица. Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много берестяной утвари, столь необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, кузова, туеса, короба, шкатулки, бутыли-горлатки, солонки, черпаки и многое другое.

Короба служили для хранения овощей, муки и круп. В берестяных емкостях продукт никогда не будет подпорчен жучком или мучным червем. Туеса – для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Разбитые горшки получали вторую жизнь после обвивания их берестяной лентой.

Крестьяне знали, что сделанные из нескольких слоев бересты сосуды сохраняют температуру содержимого. Поэтому туеса и лукошки были постоянными спутниками крестьянина на сенокосе.

С большими берестяными корзинами и кузовами ходили крестьяне в лес по грибы и ягоды. Детские игрушки также делались из бересты. У каждого младенца были берестяные погремушки-шаркунки. Особое место занимает берестяная обувь.

В средней полосе России березы растут практически повсеместно, что явилось главным фактором в развитии берестяных промыслов. «Береста поддается декорированию различными приемами. Ее можно расписывать красками, прорезать ножом. На ней можно теснить что-то штампами, расчерчивать шилом, выскребать рисунок острым инструментом. Этот материал доступен, приятен в работе» [16; 116]. Подтверждением тому служат берестяные промыслы Архангельской, Вологодской, Шемагодской, Прокопьевской, Томской, Кемеровской областей.

Из этого удобного, красивого и обладающего удивительными свойствами материала русские мастера по сей день изготавливают нарядные, изящные изделия – не только практичные предметы быта, но и произведения традиционного народного искусства: шкатулки, солонки, туеса и короба. Сегодняшние мастера по достоинству оценили этот декоративный материал: экологичный, удобный в работе, практически не требующий дополнительной обработки и обладающий удивительно сильной энергетикой. Прикасаясь к ней, нежной на ощупь, мягкой и бархатистой, мастер превращает ее в нарядные, практичные, гармоничные, изящные самобытные изделия.

Никогда не поздно вернуться к культурному наследию. В обществе появился устойчивый интерес к народному искусству. Берестяное творчество все увереннее входит в нашу жизнь. Возникают студии, кружки, проводятся мастер-классы по плетению из бересты. Чтобы овладеть техникой работы с этим материалом, надо познакомиться с методами и способами традиционной обработки бересты. Нужно исследовать исторические изделия в музейных коллекциях, пробовать их реконструировать. Необходимо также изучать работы старых мастеров, ездить в фольклорные экспедиции, заниматься мастеру исследовательской работой.

Объект исследования: роспись традиционных нижнетагильских туесов.

Цель дипломной работы: реконструировать нижнетагильский расписной туесок, разработать методику его изготовления и внешнего оформления.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть исторические предпосылки появления традиционных нижнетагильских росписей на берестяных туесах.

2. Изучить способы изготовления традиционных нижнетагильских туесов и внешнего их украшения.

3. Изготовить берестяные туеса, расписать их в традициях по мотивам нижнетагильских туесов.

Практическая значимость: предоставленная в данном проекте методическая и практическая разработка может применяться в проведении мастер-классов, в учебных программах студий, кружков сельских клубов и домов культуры, а также на уроках в детских школах искусств, училищах, колледжах и институтах. Таким образом, данная работа будет способствовать возрождению традиционной культуры нашей страны, возрождению обычаев русского народа. А также будет способствовать воспитанию в подрастающем поколении чувства патриотизма, гордости за наших предков.

Методы исследования:

- анализ теоретических источников по теме проекта;

- знакомство с музейными образцами;

- изучение опыта мастеров берестяного творчества.


  1. Народные росписи.



    1. Традиционные росписи туесов.

«Особое место среди различных видов украшений занимает роспись. У нее свое, весьма насыщенное пространство, лишь внешне соприкасающееся с трудовым: свободная поверхность становиться окном в другой мир, в котором царит сказка или же вполне переосмысленная, взятая в своей идеальности повседневная жизнь» [7; 8]

Раскопки археологов говорят о том, что изобразительное искусство зародилось в глубокой древности. На протяжении многих веков искусство живописи продолжало развиваться и совершенствоваться, так как каждое новое поколение художников, перенимая его от отцов, оставляло лучшее, отбрасывало неудачное, добавляло что-то новое, свое. И поскольку результаты этого творчества принадлежат не одному человеку, а многим поколениям многих людей данного народа, это искусство мы и называем народным искусством. Это искусство многих поколений безымянных художников из народа. Их мастерство сохраняло характерные черты, которые составляют его основу: особенности колорита, рисунок орнамента, композиционный сюжет. Эта повторяемость основных элементов называется традицией. «Традиция в народном искусстве является результатом сложного процесса художественного осознания и освоения действительности, а также, реальным показателем степени сформированности образного мышления народа» [1;3]

Человека, живущего в неразрывной связи с природой, отличало живое, эмоциональное восприятие мира. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. При возникновении религии появилось огромное количество магических изображений – символов, которые в силу своей специфики должны были влиять на все стороны жизни человека. Символы со временем претерпевали изменения. При постоянном и частом изображении, повторении в них появляется схематизация, условность, изображение части предмета вместо целого. Например, прямая горизонтальная линия означала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображалось крестом или кругом с крестом. От таких замен целых изображений частями их магическое значение не уменьшалось. Из этих элементов и их сочетаний впоследствии выстраивался узор. Элементы выстраиваются в ритмический ряд, сливаются между собой, образуют сложный орнамент.

Орнамент – язык тысячелетий. Наши далекие предки пользовались языком орнамента задолго до появления письменности. Академик Б.А.Рыбаков так сказал о содержательности орнамента: «Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой, редко ищем в орнаменте смысл. Нам часто кажется, что нет более бездумной, легкой и бессодержательной области искусства, чем орнамент. А между тем, в народном орнаменте, как в древних письменах, отложилась тысячелетняя мудрость народа, начатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы средствами искусства». [10; 9]

Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом, человек выражал свои представления о мире в образах. Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Мать – Сыра Земля в народном декоративно-прикладном искусстве символизируется женской фигурой. Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. Птица олицетворяла водную и воздушную стихию. Птица «отпирала» весну и теплое лето. Таким образом, в народном искусстве наглядно и зримо выражались сложные жизненные понятия, разные чувства и переживания. Содержание знака всем было понятно без объяснений.

Солярным знакам и символам часто сопутствовали растительные мотивы, как обязательные условия жизни. Смысл образа со временем забылся, но народное искусство сохранило форму, ставшую такой близкой народу в силу ее декоративности и реалистической правдивости.

Раскрыть первоначальный смысл народного узорочья помогает изучение орнаментированных предметов быта прошлого, трудовой деятельности и мировоззрения ее создателей.

В русском народном творчестве для украшения предметов быта широко применялась роспись по дереву. Дерево являлось самым доступным материалом. Кроме резьбы, предметы оформлялись разнообразными росписями. Во внутреннем убранстве избы роспись занимала господствующее положение. Узорами украшались подпечник, деревянные скамьи, полати, стены и дверь в горницу. Украшались прялки, вальки, сундуки, коробки, многочисленная посуда. Охватывая огромное количество крестьянских бытовых предметов, роспись дает нам представление о своеобразном строе мышления народных художников, особенностях восприятия ими окружающей природы. Разнообразие и характер мотивов росписи, особенность их животных и графических приемов позволяют выделить самостоятельные школы народного мастерства. [9; 13]

В отдельных районах нашей страны, как пишет С.К.Жегалова, образовалось несколько направлений искусства росписи, каждое со своим особым стилем, своим излюбленным орнаментом и колоритом. Общим для всех народных художников было умение сочетать форму предмета с его украшением и при использовании скупых изобразительных средств делать предмет праздничным и нарядным. [7; 7] К сожалению вещей от старинного быта русского человека до нас дошло не так много. «Прялки, донца, бураки и прочая расписная утварь, выставленная на музейных полках, явилась окном в красочный, своеобразный мир; она показывала особый, полузабытый способ бытия человеческого, предельно чуткого к природе, ее тончайшим движениям, бытия, в котором почти не оставалось времени на досуг и забавы, но тем не менее поддерживавшего умелым сочетанием и чередованием занятий, одушевлением повседневных вещей приподнятое, бодрое настроение» [7; 7]

Наряду с крестьянской утварью из дерева – прялками, посудой, колыбелями, мастера расписывали берестяные изделия. Расписная береста – один из интересных и самобытных видов народного творчества.

Первые образцы расписной бересты, дошедшие до нас в виде фрагментов туесов, были найдены при раскопках древнего Новгорода. «В книге Бочарова Г.Н. «Прикладное искусство Новгорода Великого» приводится информация о том, что в раскопках найдены фрагменты обоев, которые якобы изготовлялись из бересты». Скорее всего это мнение ошибочно.[20;104]

В разных районах сложились особые способы росписи берестяных изделий. Чаще всего расписывали берестяные туески, или бураки. Живописное оформление туесов, в основном, связано с центрами народной росписи деревянных изделий на Северной Двине в Архангельской области. Возникновение центров относится к концу XVIII – началу XIX веков. Крестьянские росписи Северной Двины – яркое и самобытное явление русского народного искусства. Они отличаются друг от друга по цветовой гамме, рисунку, композиции. Это пермогорский, борецкий, уфтюжский, пучужский и ракульский стили.

Подробно росписи на туесках Северной Двины были исследованы М.В. Саранчуковой в её дипломном проекте «Роспись туесов на Северо-Западе России», защищённом в Новгородском областном колледже искусств им. С.В.Рахманинова в 2007 году. В своей работе М.В.Саранчукова пишет, что в различных районах сложились оригинальные способы росписи берестяных изделий. «Чаще всего расписывали берестяные туеса или бураки. Обычно поверхность бурака окрашивали каким-либо ярким цветом, чаще это были оранжево-красные, золотисто-охристые; реже тепло-зеленые, голубые, коричневые или синие тона. Форма и конструкция туеска определяли композицию росписи. Пояски и крышку выделяли контрастной к цвету окрашенного фона краской; синей к оранжевому, темно-красной к желто-оранжевому. Замочный шов, который соединял края наружного слоя туеска (рубашки), обрамляли рядами небольших растительных мотивов. На передней стороне туеска размещали изображение птицы, цветок, букет. Но они занимали не только переднюю видимую часть цилиндрической поверхности туеска, но немного заходили за ее пределы, разрастаясь в боковые стороны, как бы предлагая рассмотреть роспись со всех сторон.

Так же, как и в росписи по дереву, здесь применяется небольшое количество красок. Активную роль играет цвет фона, от которого зависит цветистость и яркость росписи. По закону цветового контраста на теплых тонах холодные цвета кажутся ярче и наоборот. Этот простой и мудрый принцип широко использовали народные мастера, применяя, в основном, неяркие красители местного происхождения – цветные глины, дополняя их отдельными готовыми красками.

К тому же в разных регионах страны виды художественной обработки берестяных изделий развивались в каждом по-своему и с сохранением своих территориальных традиций. Но изучение творческого наследия мастеров многих областей страны позволяет выделить различные виды декоративного оформления туесов в отдельные группы». [12; 8]

Свое название пермогорская роспись получила по имени селения Пермогорье на Северной Двине. Характерный колорит пермогорской росписи: белый или чуть кремовый фон; основной цвет – красно-оранжевый; дополнительные цвета – зеленый, желтый, иногда встречается синий; четкий темный контур. Основа пермогорской росписи – растительный узор. На гибких побегах трехлопастные листья и тюльпановидные цветы, напоминающие цветок крина (лилии). Узор дополняют листья-капельки, кружки, ягоды. В растительный узор вписаны петухи, нарядные сказочные птицы, лошади. Очень часто среди этого растительного изобилия вписаны разнообразные жанровые сцены из крестьянской жизни: чаепитие, посиделки, прядение и ткачество, охота. Часто в центре композиции помещается изображение птицы Сирин в круге. Тонкий поясок из треугольников окаймляет центральные композиции. На пермогорскую роспись оказала большое влияние книжная миниатюра. [9; 10]

Борецкая роспись складывалась под впечатлением северной иконописной школы. Свое название эта роспись получила по одному из центров росписи Русского Севера, самый крупный из которых находился в Борке. Это часть бывших владений хорошо известной в истории новгородской Марфы Борецкой. Народные мастера сохранили традиции древнего новгородского письма. Излюбленной была красно-зеленая тональность. «Темно-красный цвет здесь не имеет сверкающей яркости пермогорских росписей, зато он приобрел особую внутреннюю теплоту и напоминает идущий из глубины приглушенный цвет драгоценного камня, хорошо сочетающийся с изумрудной зеленью» [9;13]. Основные элементы орнамента – длинные, изогнутые с одной стороны листья и тюльпановидные цветы крина. Особенное предпочтение отдается роскошному цвету тюльпана с золотыми коронами лепестков. При изображении жанровых сцен применяются приемы, характерные для новгородских иконописцев. « Лица покрывались светло-коричневой краской, затем прорабатывались светлыми мазками, подчеркивающими форму носа, линию губ, глазные впадины. Точно также белильными мазками (белилами) показаны складки и светлые места в одеждах, отчего изображение приобретало объемность» [9;14].

Ракульская роспись имеет очень глубокие самобытные корни и заметно отличается от белофонной росписи Пермогорья и Борка. «Колорит ракульской росписи строг и спокоен, в его сдержанной гамме цветовая гармония. Здесь главную роль играет золотисто-охристый и черный цвета, зеленый и коричневый являются сопутствующими, акценты намечаются синей краской» [9, 17]. «Крупные листья словно имеют грани. Это впечатление достигается окраской каждого листа в два или три цвета. По всему орнаменту рассыпаны белые полукружья, прихотливо бегущие в ритмичном движении завитки и усики, выполненные тонким четким контуром» [9;17]. Часто встречаются изображения птичек, вписанных в листву. Их силуэт выразителен и пластичен. «Побережье реки Верхней Уфтюги является своеобразным художественным центром росписи берестяных туесов. Это исконный местный художественный промысел… Его происхождение… связывают со старообрядческими скитами, появившимися здесь в XVII – XVIII веках». Уфтюжские туески, необычны по пропорциям, вытянутые или приземистые. [9; 22]

Уфтюжская роспись неразрывно связана с формой изделия и его материалом. «Особенность композиции росписи состоит в том, что большая часть поверхности бересты не закрыта орнаментом и сохраняет красоту своего материала. Иногда фон подкрашивается тонким слоем краски, но цвет специально подбирается, чтобы сохранилось впечатление мягкости и теплоты бересты. Как правило, это оранжево-розовый, красноватый, светло-коричневый или темно-красный фон»[9; 23]. Для мотивов росписей мастера используют различные варианты веточек, птиц. « Уфтюжские мастера любили изображать птиц-кукушек. В одном случае она стоит, выпятив грудку, распустив веером хвост, на другом туеске птичка как бы оглядывается» [2; 37]. Растительные мотивы состоят из стебля с цветком, раскинувшимися свободно листьями, ягодками. Они выполняются свободной кистевой росписью, уверенно подчеркнуты тонкой каллиграфической линией.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Традиционные росписи туесов iconУроки 1-2 Тема: искусство городца
Цель: Познакомить учащихся с историей развития Городецкой росписи и произведений промысла. Создание расписного набора деревянной...
Традиционные росписи туесов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: организовать усвоение знания о промысле и основных элементах орнамента хохломской росписи, выработку первичного умения...
Традиционные росписи туесов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: актуализировать знания учащихся о хохломской росписи; научить рисовать элементы хохломской росписи, формировать понятия об...
Традиционные росписи туесов iconРазработка урока по изо в 5 классе. Тема: «Виды композиций городецкой росписи»
Зрительный ряд: презентация «Виды композиций городецкой росписи»; изделия городецких мастеров
Традиционные росписи туесов iconУрок по изучению хохломской росписи мы посвятим истории возникновения...
Искусство Хохломы это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли. Какие чувства вызывают...
Традиционные росписи туесов iconАзы мезенской росписи смысловое значение символов. Мезенская роспись
Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Ее родиной считается...
Традиционные росписи туесов iconПриказ №125 п. Белоярский об утверждении порядка ведения сводной...
Утвердить Порядок ведения сводной бюджетной росписи бюджета Белоярского городского округа (прилагается)
Традиционные росписи туесов iconТема : «Национальные традиции в росписи пасхального яйца.»
Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества
Традиционные росписи туесов iconУроках математики Фамилия Назарбегова
Технологии обучения – традиционные и личностно ориентированные
Традиционные росписи туесов iconТема урока : «Красота в умелых руках»
Исполнение простейших приемов росписи в изображении декоративной травки и ягод (выполнение узора у круге)
Традиционные росписи туесов iconШкольная научно практическая конференция школьников Секция лингвистики
I. Традиционные обычаи немцев
Традиционные росписи туесов icon«Афроамериканский фольклор»
Песенные жанры: обрядовые и необрядовые, приуроченные и неприуроченные, традиционные и поздние
Традиционные росписи туесов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить с техникой росписи “Гжель”, с историей и особенностями этого искусства
Традиционные росписи туесов iconТема урока : «Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда»
Гжель, жостово,городец, дымка, формирование понятий об элементах орнамента, его видах
Традиционные росписи туесов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока. Ознакомление с произведениями и историей развития Хохломской росписи
Традиционные росписи туесов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием её форм, особенностью росписи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск