Скачать 339.43 Kb.
|
На правах рукописи УДК 746.346 Гребенникова Дина Александровна ЛИЦЕВОЕ ШИТЬЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ XIV-XVI ВВ. Специальность 17.00.04 — изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Санкт-Петербург 2011 год Работа выполнена на кафедре искусствоведения и культурологии Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица. Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор секции теории и истории архитектуры и искусств Корнилова Анна Владимировна Официальные оппоненты: доктор культурологии, профессор ведущий научный сотрудник Российского Этнографического музея Калашникова Наталья Моисеевна кандидат искусствоведения, доцент кафедры художественного текстиля Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии Цветкова Наталия Николаевна Ведущая организация: Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет профсоюзов кафедра искусствоведения Защита состоится «21» февраля 2012 г. в 15.00 ч. на заседании совета Д 212.221.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица по адресу: 191028, Санкт-Петербург, Соляной переулок, д.13. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица по адресу: 191028, Санкт-Петербург, Соляной переулок, д.13. Автореферат разослан «__» _____________ 2011г. Ученый секретарь совета, кандидат искусствоведения, доцент Т.В.Ковалева ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Древнерусское лицевое шитье – значительное явление отечественной художественной культуры. В силу особенностей исторического развития и интенсивности художественной жизни в период средневековья оно имело самое широкое распространение, о чем свидетельствуют сохранившиеся произведения XV-XVII веков, а также упоминания в монастырских и храмовых описях. Характерно и то, что лицевое шитье в Древней Руси было гораздо более известно, чем в других странах восточнохристианского мира. Именно этим отчасти объясняется особое внимание исследователей к данному виду искусства. Произведения шитья – плащаницы, покровцы на литургические сосуды, «воздухи» – были неотъемлемой частью убранства православного храма, без которых не могла совершаться литургия. Ткани для покрытия престола и аналоя, тканые и вышитые украшения икон, части облачений священников и архиереев – все это создавало сложный, красочный, насыщенный христианской символикой ансамбль, корреспондирующий с другими элементами церковного убранства. Актуальность темы во многом определяется возросшим в последнее время вниманием к православной культуре, возрождением интереса к истории церкви и «храмовому действу», а также недостаточной степенью изученности предмета исследования. Несмотря на то, что лицевое шитье, как один из традиционных видов древнерусского искусства, неоднократно привлекало к себе внимание специалистов, лишь отдельные аспекты этого феномена получили отражение в трудах отечественных исследователей. В то время как столь значительное и многообразное явление требует глубокого исследования и комплексного подхода к его изучению. Недостаточное осмысление этого многопланового явления позволяет говорить об актуальности проведения строгой научной систематизации и искусствоведческого анализа произведений лицевого шитья, а также изучения этого явления с общекультурных позиций в целом. Степень научной разработанности темы. История изучения искусства церковного шитья насчитывает около полутора столетий. Хронологически можно выделить четыре основных периода исследований: первый из них – 1850-1920-е годы – характеризуется пристальным вниманием к отдельным предметам лицевого шитья, хранящимся в ризницах монастырей, храмов и частных коллекциях. Характерный для второй половины ХIХ – начала ХХ века интерес к народному творчеству, национальной культуре направил усилия специалистов на сбор материала, изучение и осмысление конкретных уникальных произведений. Это направление связано с именами таких ученых, как А.И. Одобеско, П.И. Савваитов, В.К. Клейн, В.Т. Георгиевский и других. Данный период интересен также большим количеством уникальных фотофиксаций конкретных произведений древнерусского шитья, многие из которых ныне утрачены. В таких случаях работы фотографов И.Ф. Барщевского, С.М. Прокудина-Горского и других, не только привлекают высоким художественным достоинством, но и приобретают статус подлинного документа эпохи. Несмотря на то, что большинство публикаций Х1Х – начала ХХ вв. было во многом переосмыслено современным искусствознанием, это нисколько не умаляет их безусловной объективной ценности. Второй период – 1920 – 1950-е годы – можно обозначить как новый этап в изучении древнерусского искусства и в том числе лицевого шитья. Одним из главных направлений этого периода стало изучение и описание материалов и техник выполнения, что позволило, в свою очередь, выделить отдельные мастерские, рассмотреть их деятельность и подчеркнуть стилистические особенности создаваемых ими произведений лицевого шитья. В данном направлении следует отметить работы Н.П. Шабельской, Т.Н. Александровой-Дольник, Е.В. Калининой, Е.Э. Кнац и других. Третий период – середина 1950 – 1980-е годы – характеризуется значительными изменениями в методологии изучения и популяризации средневекового лицевого шитья. Именно с этого времени ему отводятся специальные разделы в общих монументальных трудах по истории русского искусства, что, прежде всего, было заслугой таких известных ученых, как А.И. Некрасов и Д.В. Айналов, А.Н. Свирин и другие. Несмотря на несомненный общий интерес к предмету исследования, мнения специалистов разделялись. Одни из них, объединяя памятники изобразительного и орнаментального шитья, относили их к декоративно-прикладному искусству, другие рассматривали лицевое шитье во взаимосвязи с иконописью и изобразительным искусством в целом. Основные научные открытия этого времени представлены в трудах Т.В. Николаевой и Т.Н. Манушиной, А.В. Силкина, Л.Д. Лихачевой, Е.В. Игнашиной, Н.А. Хлебниковой и других. Важному аспекту нашей работы – роли лицевого шитья во внутреннем пространстве храма – посвящены статьи В.И. Антоновой, Т.А. Бадяевой, В.А. Меняйло. Несомненным является и вклад Н.А. Маясовой, сотрудницы Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника и Государственных Музеев Московского Кремля, чьи многочисленные труды вошли в золотой фонд исследований древнерусского искусства. Работы таких известных культурологов и литературоведов по эстетике средневековой культуры как С.С. Аверинцев, В.В. Бычков, Д.С. Лихачев, А.М.Панченко и другие дают ценный материал для исследования лицевого шитья как феномена древнерусской культуры. Исследования специалистов по литургике И.Д. Мансветова, прот. К.Никольского, Н.Ф. Красносельцева, архимандрита Киприана (Керна) стали основой для выявления роли и значения лицевого шитья в литургическом пространстве православного храма. Четвёртый период – 1990-2010 годы – характерен несколькими различными направлениями исследований. Обострился интерес к изучению происхождения отдельных видов, иконографии и функции предметов лицевого шитья. Продолжается научная работа по уточнению атрибуции отдельных памятников, что находит отражение в публикациях научных статей, материалах конференций, а также диссертационных работах. Однако по-прежнему остаются не решенными проблемы обоснования расцвета искусства лицевого шитья в контексте исторических, геополитических, а также функционально-прикладных особенностей этого феномена отечественной художественной культуры. Объект исследования – древнерусское лицевое шитье XIV – XVI вв. Предмет исследования – формирование, становление, бытование и роль искусства лицевого шитья в русской культуре XIV – XVI вв. Цель работы – рассмотрение процесса возникновения и эволюции древнерусского лицевого шитья XIV – XVI веков, выявление его функционально-прикладных особенностей, а также попытка обоснования значения и расцвета этого вида искусства в контексте исторических, геополитических задач Московского государства. Задачи исследования – для объективного раскрытия темы были поставлены следующие задачи: -определить место лицевого шитья в общей классификации теории искусства; -обозначить основные методики и аспекты в истории изучения древнерусского лицевого шитья; -рассмотреть византийские истоки происхождения и символики лицевого шитья, а также проследить традицию использования отдельных произведений этого вида искусства в отечественной церковной практике; -выявить своеобразие и специфику ранних памятников русского лицевого шитья XIV века; -определить роль предметов лицевого шитья в литургическом пространстве православного храма, а также выявить его ведущие функции в сакральном и прикладном аспектах; -проследить взаимодействие искусства лицевого шитья и иконописи XIV-XVI вв.; -обосновать причины доминирования декоративности в предметах лицевого шитья в XVI веке; -проанализировать процесс развития творческой практики отдельных мастерских и исторических лиц, занимавшихся лицевым шитьем. Хронологические рамки диссертации – XIV-XVI столетия – определены во многом историей культуры Древней Руси. Церковные ткани домонгольского периода не сохранились, т.к. все они погибли в войнах и пожарах, до нас дошли лишь единичные произведения XIV века. XV – XVI столетия становятся временем расцвета лицевого шитья, эта эпоха чрезвычайно богата разнообразными художественными направлениями и техническими решениями. Рубеж XVI – XVII вв. (перед Смутным временем), который выбран в качестве верхней хронологической границы исследования, как известно, связан с наступлением новой эпохи, новыми художественными предпочтениями. Источники. В основе исследования лежит изучение собраний древнерусского лицевого шитья отечественных музеев: Сергиево-Посадского музея-заповедника, Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», Государственной Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Рязанского музея-заповедника, Новгородского Государственного объединенного музея-заповедник, Музея прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им А.Л. Штиглица, ризницы Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Территориальные границы определяются регионами основных культурных и художественных центров Древней Руси периода становления и развития Московского государства (XIV – XVI вв.). Методы и методика исследования. В основу методологии исследования положен принцип комплексного подхода к изучению феномена древнерусского лицевого шитья. Он включает в себя: герменевтический метод, позволяющий разъяснить и уточнить специальные профессиональные формулировки терминов и понятий; источниковедческий анализ и историко-описательный метод, опирающийся на историческую, искусствоведческую и богословскую литературу, опубликованные церковные документы; метод художественно-стилистического анализа. Методика исследования определялась задачами изучения и систематизации эмпирического материала, сведений о деятельности мастерских, а также материалами из фондов музеев России. Обширность материала заставила выбрать наиболее значительные мастерские и произведения, однако, вместе с тем, при рассмотрении некоторых общих вопросов искусства лицевого шитья возникла необходимость привлечь также памятники других исторических эпох. Научная новизна исследования: -проведено комплексное исследование феномена лицевого шитья как специфического вида художественной деятельности, которому одновременно присущи характерные черты изобразительного и декоративно-прикладного искусства, что позволяет обозначить его место на пересечении этих двух искусств; -определены роль и значение лицевого шитья в системе синтеза искусств, формирующих целостность композиции храмового пространства; -определяются функции произведений лицевого шитья в литургическом и других контекстах церковных таинств и обрядов; -уточнены типологические особенности отдельных предметов лицевого шитья; -рассмотрены декоративные особенности лицевого шитья ХVI в., определена их непосредственная связь с историческими и геополитическими характеристиками эпохи; -в научный оборот впервые вводится круг новых уникальных памятников лицевого шитья, хранящихся в собрании ризницы Псково-Печерского монастыря и до сих пор не попадавший в поле зрения исследователей. Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что она способствует интересу к дальнейшему изучению древнерусского лицевого шитья, более глубокому осмыслению его роли в пространстве православного храма, определению его места в синтезе церковного искусства. Представленные материалы и положения важны для дальнейших исторических и искусствоведческих изысканий, посвященных лицевому шитью и художественной культуре Древней Руси в целом. Практическая значимость. Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в обобщающих трудах, посвященных как народному, так и церковному искусству, а также его отдельным видам. Основные положения могут быть применены при подготовке учебных пособий в различных образовательных программах, в том числе по истории древнерусского и церковного искусства, в светских и духовных учебных заведениях, учебных мастерских лицевого шитья. Материалы по истории шитья будут полезны в учебном процессе при проведении лекционных и семинарских занятий искусствоведческого и историко-культурологического циклов, а также практических занятий на кафедрах, изучающих специфику художественного текстиля. Основные выводы диссертации и иллюстративный материал, несомненно, представляют интерес для современных иконописцев и художников, применимы к практике развития современного церковного шитья, которое приобретает все большее значение в жизни Русской православной церкви. Рекомендации по использованию результатов исследования. Материалы диссертации могут быть применены в научной деятельности искусствоведов, историков, богословов, священнослужителей; для организации учебного процесса, а также при формировании постоянных экспозиций и временных выставок, посвященных древнерусскому лицевому шитью и церковному искусству, при составлении каталогов, буклетов, альбомов. Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены в ряде статей, опубликованных в сборниках научных трудов, а также в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Материалы диссертации нашли отражение в докладах на региональных, городских, международных и научно-практических конференциях: Межвузовская научная конференция «XXIX неделя науки СПбГТУ» (Санкт-Петербург, 27ноября-02 декабря 2000 г.), «Месмахеровские чтения» (Санкт-Петербург, Музей прикладного искусства СПбГХПА, 02-03 июня 2001 г.), Научный симпозиум РАЕН, (секция «Философия культуры», СПб. ,21 апреля 2005 г.), Научно-теоритическая конференция «Аудио-визуальное пространство культуры» (Санкт-Петербург, СПбГПУ, 2005 г.), Научный симпозиум РАЕН, (секция «Философия культуры», СПб., 31 января 2006 г.), VIIМеждународная научная конференция студентов, аспирантов, молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем и настоящее в будущем» (Высшая школа народных искусств (Институт) (05-06 мая 2011г.). Положения диссертации нашли реализацию в процессе педагогической деятельности автора: материалы работы были использованы при подготовке программы спецкурса «Основы иконографии древнерусской живописи», а также в соответствующем разделе лекционного курса «Культурология» для студентов Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица. Материалы были обсуждены и получили одобрение на научном семинаре аспирантов и преподавателей, а также на заседании кафедры «Искусствоведение и культурологи» Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица. |
Библиотека Литературы Древней Руси том 6 (XIV середина XV века) Библиотека литературы Древней Руси / ран. Ирли; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – Спб.:... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Библиотека литературы Древней Руси / ран. Ирли; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – Спб.:... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Библиотека литературы Древней Руси / ран. Ирли; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – Спб.:... | Тема урока: «Руси и Золотой Орды в XIII-XIV вв» Образовательная раскрыть отношения Руси и Золотой Орды в XIII-XIV вв. Определить роль Галицко-Волынского князя Даниила в восстановлении... | ||
«Быт и нравы Древней Руси» Цели урока: Познакомить учащихся с бытом и нравами Древней Руси: с повседневной | Урока "Культура Древней Руси" Инструкция к уроку Прочитать §7 «Культура Древней Руси», ответить устно на вопросы после параграфа | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Библиотека литературы Древней Руси / ран. Ирли; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – Спб.:... | Урока: «Открывая Индию» Найти информацию о художественной культуре Древней Индии, написать реферат или создать презентацию | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лекция по истории, археологии, культуре, быту, военному делу Древней Руси и Скандинавии | Суровые природные условия региона определили невозможность заниматься... Татаро монгольское иго. Проблемы взаимовлияния Руси и Золотой орды 9 Образование Российского централизованного государства (xiv-нач.... | ||
Реферат по культурологии на тему: культура московской руси: от средневековья... На тему: культура московской руси: от средневековья к новому времени XIV – XVII веков | Великое княжество Литовское В течение столетия после Батыева нашествия на десятков земель и княжество Древней Руси выросли два мощных государства, две новые... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Моя работа посвящена методической разработке раздела программы «Московская Русь в XIV-XVI в.» 12 часов по учебной программе А. А.... | Белинцева И. В., Бутырский М. Н Данный курс знакомит студентов с историей искусства Византии и Древней Руси. Особо сложный, составной характер искусства средневековой... | ||
1. От раннефеодальной монархии к феодальной раздробленности На основе Киевской Руси сложилось примерно 15 княжеств и земель к середине XII в., около 50 княжеств к началу XIII в и примерно 250... | Формирование студийской традиции звуковой регламентации в повседневной... Формирование студийской традиции звуковой регламентации в повседневной жизни монастырей руси XI – XIV вв |