1. Пояснительная записка. Возрастные и индивидуальные особенности детей





Название1. Пояснительная записка. Возрастные и индивидуальные особенности детей
страница1/20
Дата публикации08.10.2014
Размер2.38 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6 города Липецка


ПРИНЯТО на заседании УТВЕРЖДАЮ

педагогического совета Заведующая ДОУ № 6

протокол № 1 от 29.09.2013 г. _______В.М. Белкина

приказ №________

от ­«___»_____2013 г.


Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования

Липецк, 2013

Содержание

основной общеобразовательной программы дошкольного образования

I. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Пояснительная записка.

1.1.Возрастные и индивидуальные особенности детей ……………………………...………….3

1.2. Содержание образовательного процесса …………………………………………...………..7

1.3. Цели и задачи деятельности ДОУ…………………………………………………..………...8

1.4. Особенности осуществления образовательного процесса……………………………...…...8

1.5. Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы………………….…12

2. Организация режима пребывания детей в ДОУ.

2.1. Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей…………………………….….13

2.2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса ………………………………….....24

2.2.1. Модель воспитательно-образовательного процесса………………………………………….…24

2.2.2. Особенности организации образовательного процесса в группе раннего возраста……………………………………………………………………………...………………….33

2.2.3. Особенности организации образовательного процесса в группах для детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………….36

2.2.4. Система закаливающих мероприятий…………………………………………………………..38

2.2.5. Система физкультурно-оздоровительных мероприятий………………………………….…….44

3.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей………………………………………………………………...….…48

3.1.«Физическая культура»…………………………………………………..........................……53

3.2. «Здоровье»…………………………………………………………………………………......57

3.3. «Безопасность»……………………………………………………………………………......60

3.4. «Социализация»…………………………………………………………………………….....64

3.5. «Труд»…………………………………………………………………………………………74

3.6. «Познание»……………………………………………………………………………………78

3.7. «Коммуникация»……………………………………………………………..........................83

3.8. «Чтение художественной литературы»…………………………………………………...93

3.9. «Художественное творчество»……………………………………………………………….98

3.10. «Музыка»……………………………………………………………………………………105

4. Содержание коррекционной работы……………………………………………....108

5. Планируемые результаты…………………………………………………………..110

5.1. Планируемые промежуточные результаты………………………………………………...111

5.2. Планируемые итоговые результаты………………………………………..........................118

5.3. Портрет выпускника…………………………………………………………………………119

5.4. Портрет выпускника логопедической группы……………………………………………..120

6. Система мониторинга ……………………………………………………………….122

7. Система психологической помощи………………………………………………...131

7.1.Формы сотрудничества с семьей……………………………………………………………132

II. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Приоритетные направления ДОУ………………………………………………….134

2. Региональный компонент………………………………………………...................142

3. Работа экспериментальной площадки……………………………………….........144

4. Условия реализации образовательной программы ДОУ……………………….146

4.1. Управление реализации программы………………………………………………………..146

4.2. Создание и обновление предметно-развивающей среды…………………………………148

4.3. Формы сотрудничества с семьей…………………………………………………………...149

4.4. Преемственность в работе ДОУ и школы………………………………………………….152

4.5. Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями………………………………………….154

5. Список нормативных документов…………………………………………………156

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.


  1. Пояснительная записка.


Общеобразовательная программа ДОУ №6 обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное, всестороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей – физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое – во взаимосвязи. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.


    1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

В ДОУ функционирует 16 групп с 12-часовым пребыванием детей и 1 группа с 5-ти часовым пребыванием детей (ГКП).
Комплектование групп



Возрастная категория



Направленность групп


Количество групп

От 2 до 3 лет

Общеразвивающая

1

От 3 до 4 лет

Общеразвивающая

4

От 4 до 5 лет

Общеразвивающая

4

От 5 до 6 лет

Общеразвивающая

4

От 6 до 7 лет

Общеразвивающая

2

От 6 до 7 лет

Коррекционная (ТНР ОНР 2,3 уровня)

1

От 3 до 7 лет

Группа кратковременного пребывания детей

1


Сведения о семьях воспитанников


Статус семьи

Количество

%

Полные семьи

451

90%

Неполные семьи

11

5%

Многодетные семьи

6

3%

Опекуны

0

0

Семьи с детьми с ограниченными возможностями

4

2%



Возрастные и индивидуальные особенности детей 2-х - 3-х лет

На третьем году жизни у детей ведущим видом деятельности является предметно - манипулятивная деятельность. Продолжает развиваться ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого, совершенствуется восприятие окружающего мира. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Дети начинают понимать не только словесную просьбу или инструкцию, но и рассказ взрослого. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам ребенок осваивает основные грамматические структуры родного языка, используют в речи простые предложения. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. На третьем году совершенствуются зрительное и слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость от ситуации. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У детей появляется чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Однако кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Возрастные и индивидуальные особенности детей 3-х - 4-х лет

На четвертом году жизни игра становится ведущим видом деятельности дошкольников. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игр очень простые и неразвернутые. Младшие дошкольники скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших дошкольников имеет лепка. В этом возрасте дети способны овладеть простейшими видами аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

Младшие дошкольники активно осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, ориентироваться в пространстве группы детского сада. Развиваются память и внимание. К концу младшего дошкольного возраста дети могут запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны устанавливать некоторые простые связи между событиями, предметами или явлениями.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре. Поведение ребенка во многом еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Возрастные и индивидуальные особенности детей 4-х – 5 лет

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. В процессе игры роли могут меняться. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становиться предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Усложняется конструирование: постройки могут включать 5 - 6 деталей. Происходят изменения мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего возраста восприятие детей становится более развитым. Они могут назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение. Начинает развиваться образное мышление. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Развивается оригинальность и произвольность воображения. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может сосредоточиться на деятельности на 15-20 минут. Речь становиться предметом активности детей. Развивается ее грамматическая сторона. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становиться познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в ходе общения, может быть сложной и трудной для его понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них чрезвычайно важной оказывается его похвала. Появляется повышенная обидчивость на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу; совершенствованием восприятия; развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, речи; появлением познавательной мотивации.

Возрастные и индивидуальные особенности детей 5 – 6 лет

Действия детей в играх становятся более разнообразными. Дети уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Игровые действия детей становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. В конструировании дети овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе чертежа, схемы, по замыслу и по условиям.

Возрастные и индивидуальные особенности детей 6 - 7 лет

В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству, менять свое поведение в зависимости от места в нем. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, переданные детьми в изобразительной

деятельности, становятся сложнее. Рисунки обретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.д. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно - творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям - он важен для углубления их пространственных представлений. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает

30 минут. У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры и освоением формы позитивного общения с людьми.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Пояснительная записка. Возрастные и индивидуальные особенности детей iconПояснительная записка Общая (предварительная) информация
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
1. Пояснительная записка. Возрастные и индивидуальные особенности детей iconПротокол №2012 г Карпенко Т. Ш
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
1. Пояснительная записка. Возрастные и индивидуальные особенности детей iconОтчет о результатах самообследования
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
1. Пояснительная записка. Возрастные и индивидуальные особенности детей iconРешением педагогического совета приказом мбдоу №47 «Гусельки»
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу
1. Пояснительная записка. Возрастные и индивидуальные особенности детей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. Направления развития детей....
1. Пояснительная записка. Возрастные и индивидуальные особенности детей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей стр
1. Пояснительная записка. Возрастные и индивидуальные особенности детей iconОбразовательная программа мбдоу детский сад общеразвивающего вида...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в мбдоу
1. Пояснительная записка. Возрастные и индивидуальные особенности детей iconКонспект комплексного занятия по аппликации на тему "В гости к дереву" в средней группе
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
1. Пояснительная записка. Возрастные и индивидуальные особенности детей iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования бердск 2013 год
А возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в детском саду «Кристаллик»
1. Пояснительная записка. Возрастные и индивидуальные особенности детей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу
1. Пояснительная записка. Возрастные и индивидуальные особенности детей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу
1. Пояснительная записка. Возрастные и индивидуальные особенности детей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу
1. Пояснительная записка. Возрастные и индивидуальные особенности детей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в учреждении
1. Пояснительная записка. Возрастные и индивидуальные особенности детей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. 5
1. Пояснительная записка. Возрастные и индивидуальные особенности детей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. 5
1. Пояснительная записка. Возрастные и индивидуальные особенности детей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск