Скачать 74.26 Kb.
|
Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья молодого поколения Корнева Т.Г., Жирнова Е.А. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Балаково "Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым". Ж.Ж. Руссо В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, включая знания о сохранении и укреплении собственного здоровья. Очевидным становится вопрос: “Как построить учебный процесс, выстроить образовательную среду так, чтобы сохранить здоровье ребенка?”. За последние годы сложилась устойчивая тенденция к ухудшению физического и психического здоровья детей и подростков. По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека зависит: на 50 – 55% - от собственного образа жизни, на 20 – 25% - от окружающей среды, на 16 – 20% - от наследственности, на 10 – 15% - от уровня развития здравоохранения в стране. Большую озабоченность вызывает здоровье детей дошкольного возраста. Ведущее место по распространенности среди детей 4-7 лет занимают болезни: костно-мышечной системы (35-40%), нервной системы (30-40%), органов дыхания (20-25%), сердечно - сосудистой системы (10-25%), аллергические проявления (10-15%). По данным Госсанэпиднадзора России, лишь 10% выпускников школ, а в крупных городах - 6%, могут считаться абсолютно здоровыми. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. Достаточно очевидно, что состояние здоровья школьника напрямую зависит от процесса обучения. Поэтому в слагаемые психолого-педагогической среды школы входит все то, с чем учащийся соприкасается в течение дня: работа на уроке, общение со сверстниками, организация внеурочной занятости детей. Характер взаимоотношений в семье так же влияет на психологическое состояние здоровья ребёнка. Все это находится в постоянной взаимосвязи и является психолого-педагогическим пространством. Оно воспитывает, обучает, формирует картину мира, которая прочно укладывается в сознании ребенка и остается как основа культуры человека и общества в целом. Заболеваемость же детей автоматически становится лишь показателем грамотности построенной среды, в которой обучаются и воспитываются дети. Работа по здоровьесбережению обучающихся проводится в нашей школе по следующим направлениям: использование здоровьесберегающих технологий на уроке; снижение учебной нагрузки за счет оптимизации расписания первой и второй половины дня; совершенствование системы физкультурно-оздоровительной и профилактической работы; психологическое и логопедическое сопровождение учебно-воспитательного процесса; создание здоровьесберегающей среды во внеурочное время; вовлечение родителей в работу по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья учащихся не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания. Хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для младшего школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой. Использование на уроках современных технологий позволяет: сократить объем времени на выполнение домашних заданий, а, следовательно, освободить время на занятия активно-двигательного характера и развитие личности; рационально организовывать урок с точки зрения гигиенических и психолого-педагогических критериев; повышать мотивацию учения; развивать навыки рациональной организации труда; использовать и чередовать разнообразные видов деятельности. Какие же формы и средства организации здоровьесберегающей деятельности учащихся используются на уроке? Учитывая то обстоятельство, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, учителя не должны требовать от учащихся сохранения неподвижной позы в течение всего урока, и поэтому рекомендуется придерживаться следующей формы организации деятельности учащихся на уроках: работа в группах (как статическая, так и подвижная); работа в парах сменного состава; фронтальный опрос с использованием предмета (например, яма); использование элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников; хлопанье в ладоши; использование сигнальных карточек различного цвета; деятельность с элементами соревнований и т. д. Группы следующих средств: 1-я группа включает средства, снимающие физическое напряжение, усталость, но не связанные по содержанию с процессом обучения. К этой группе относятся физические упражнения, рекомендованные валеологами, медиками, физиологами, гигиенистами. Это различные физминутки, например перемена поз и упражнений для глаз (по В. Ф. Базарному); упражнения, стимулирующие биологические активные точки (по А. А. Уманской); комплекс физических упражнений – наклонов, приседаний, вращательных движений рук. Во 2-ю группу включаются средства, организующие процесс усвоения предметного содержания обучения, но прямо его не затрагивающие. Сюда относятся физические упражнения, совмещенные с выполнением учебных заданий (см. Приложение 1). К 3-й группе относятся средства, которые можно назвать «завлекалочками». Это задания и формы организации, которые своей внешней привлекательностью незаметно втягивают учащихся в деятельность по усвоению предметного содержания. Это яркие картинки, на которых даны, например, числовые выражения, задания по разбору слов и т. д. Задача учителя – переключить внимание и интерес детей с формы на содержание самих заданий. В 4-ю группу можно включить средства, которые затрагивают сущностные, смысловые характеристики изучаемого материала и личностные качества обучаемых. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Ведь если в режиме учебного процесса не учитывается динамика работоспособности в течение дня и недели, то это ведёт к развитию ранней усталости, утомления и переутомления, уменьшает эффективность урока и увеличивает время на приготовление домашних заданий. Для успешного обучения необходим положительный эмоциональный настрой учащихся в начале урока. Для этого можно использовать различные психологические установки в стихотворной форме (см. Приложение 2). Проведение различных физминуток, упражнений, точечного и пальчикового массажей позволит снять мышечное напряжение, укрепить опорно-двигательную систему и мышцы глаз (см. Приложение 3). Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – хороший отдых между уроками. Они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Активный отдых на переменах должен носить произвольный характер. Дети сами, соответственно своим интересам, выбирают игры и упражнения (см. Приложение 4). Организация урока на основе принципов здоровьесбережения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, учетом зоны работоспособности, распределением интенсивности умственной деятельности, а также использование на уроках различных здоровьесберегающих технологий, убедительно доказывает, что утомляемость детей на уроках в начальной школе резко сокращается, что способствует уменьшению заболеваемости и проявлению устойчивого интереса к обучению. Эффективность работы по здоровьесбережению обучающихся невозможна без участия их родителей. Цель просвещения родителей по здоровьесбережению школьников - повышение активности родителей, систематизация имеющихся у них знаний, вооружение практическими приемами работы с детьми. В работе с родителями педагогом используются следующие формы: изучение семей; педагогические беседы и тематические консультации; родительские собрания; изучение, обобщение и распространение опыта семейного воспитания; индивидуальная работа с неблагополучными семьями и детьми из этих семей. Через вовлечение родителей в систему педагогического просвещения происходит усиление их мотивации к воспитанию здорового образа жизни, что приводит к повышению активности семьи в совместной со школой информационно-содержательной деятельности по сохранению и развитию здоровья детей. Таким образом, правильно организованная работа школы по здоровьесбережению школьников позволяет сохранить здоровье детей и сформировать потребность в здоровом образе жизни. Организация внеурочной деятельности в системе работы по здоровьесбережению детей - важнейшее звено формирования духовного и социального здоровья учащихся, профилактики асоциального поведения. Школой проводится работа по вовлечению обучающихся в кружки, студии, клубы, секции, театральные коллективы. Важнейшее значение приобретают внешние связи школы с различными учреждениями дополнительного образования и учреждениями культуры. Особая роль отводится системе тематических классных часов, лекций, бесед, встреч, экскурсий, спортивных мероприятий, туристических походов, пропагандирующих здоровый образ жизни и непосредственно вовлекающих в него, формирующих потребность в знания и умениях, создающих условия организации здорового образа жизни. Стали традиционными Дни здоровья, спортивные праздники «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья, работа многочисленных спортивных секций, соревновании между командами классов по футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису. В школе работает тренажерный зал и бассейн, во время каникул – летний оздоровительный лагерь (см. Приложение 5). Организация внеурочной деятельности в нашей школе проводится по следующим направлениям: естественнонаучное - «Математика», «Окружающий мир»; физкультурно – спортивное - «Здоровье», «Хореография»; художественно-эстетическое «Весёлые нотки», «Музей в твоем классе». Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор. Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов. |
Доклад для снтк по дисциплине «Физическое воспитание» Занятия физической культурой имеет важное значение в формировании здорового образа жизни, в сохранении и укреплении физического и... | Здоровье будущих поколений Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека... | ||
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Примерная программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования cформирована... | Результатов анкетирования студентов по принципам здорового образа жизни Воспитание у молодых людей привычки к соблюдению правил и норм здорового образа жизни является одним из важнейших направлений воспитательной... | ||
Самостоятельная работа 60 (часов) Приложение 1 «Общественное здоровье и здравоохранение» Второй раздел «Общественное здоровье» содержит программу (схему) и методы изучения общественного здоровья, критерии его оценки, роль... | Программа по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни «Школа территория здоровья» Российской Федерации и усиления пропаганды здорового образа жизни (зож). Воз определяет здоровье как состояние полного физического,... | ||
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования спроектирована с учётом... | Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Учусь общаться», с целью формирования положительного восприятия активного жизненного стиля, как составляющей здорового образа жизни... | Гигиена наука о сохранении и укреплении здоровья Происхождение термина гигиена связывают также с именем мифической богини здоровья Гигиеи, дочери бога медицины Эскулапа | ||
«Формирование здорового образа жизни младших школьников» Описание мероприятий по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста | Программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни... Основа здоровья нации – трезвое мировоззрение: обучающая программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни / Е. В.... | ||
«Вуз здорового образа жизни» 2010 Программа деятельности по оздоровлению участников образовательного процесса и пропаганде здорового образа жизни | Питание школьников как компонент здорового образа жизни. Учебный проект Балакирева Полина Философско-антропологические и социально-психологические аспекты здорового образа жизни | ||
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни «здоровье школьников» Формирование у обучающихся в навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей... | Организация работы по гигиеническому воспитанию, формированию здорового... Итанию, формированию здорового образа жизни, включающему воспитание гигиенических навыков с раннего детского возраста, правильного... |