Рабочая программа дисциплины





Скачать 316.79 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины
страница1/3
Дата публикации28.10.2014
Размер316.79 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный университет».

УТВЕРЖДАЮ

Декан МФУ проф.Тарасенко Ф.П.
"_____"__________________200__ г.

Рабочая программа дисциплины

КУЛЬТУРА МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Направление подготовки

081100 Государственное и муниципальное управление

Профиль подготовки

Информационное обеспечение и делопроизводство в государственном и муниципальном управлении

Управление персоналом государственной и муниципальной службой

Коммуникации в государственном и муниципальном управлении

Региональное финансово-экономическое управление

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

ОЧНАЯ

Томск

2013г.

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения модуля «Культура мировых цивилизаций» являются:

  • Содействовать общей инкультурации студента;

  • Ориентировать будущих специалистов на творческое освоение ценностей мировой культуры, сформировать навыки оценки культурных процессов и явлений;;

  • Развивать у студентов гуманное отношение к окружающему миру и другим людям, уважение к ценностям культур различных региональных, этнических, конфессиональных и иных социальных групп.

  • Сформировать у студентов целостное представление о культуре как универсальном способе человеческого бытия, о способах приобретения, хранения и передачи ценностей культуры.

  • Познакомить с основными формами и типами культуры, с мировыми культурно-историческими центрами, с закономерностями их развития и функционирования.

  • Выявить типологические особенности культуры России, пока­зать основные этапы ее исторического развития, определить ее место в системе мировой цивилизации.

  • Помочь студентам понять, что современный мир и его культура есть результат всемирного общественно-исторического процесса, итог взаимодействия множества цивилизаций, ни одна из которых не может претендовать на исключительность. Такой подход будет способство­вать преодолению любых форм эгоцентризма в культуре.

  • Научить ориентироваться в современном социокультурном
    процессе, понимать и адекватно оценивать явления культуры; развить
    способность к самостоятельному духовному освоению подлинных художественных ценностей.



2.Место модуля в структуре ООП бакалавриата.

Дисциплина «Культура мировых цивилизаций» преподается студентам, обучающимся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 081100 Государственное и муниципальное управление в Томском государственном университете в осеннем семестре на первом году обучения. Дисциплина «Культура мировых цивилизаций» является частью гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин подготовки студентов.

Изучение курса базируется на знании общеобразовательных дисциплин, полученных при обучении в средней школе (курсы «Литература», «История», «История мировой художественной культуры»); изучении вузовских курсов «Отечественная история» и «Психология». Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются.

Курс «Культура мировых цивилизаций» является фактологической и методологической основой для изучения всех дисциплин социально-гуманитарного и блока. Особое значения полученные знания имеют для курсов «Философия», «Религоведение».

Для изучения курса студент должен

Знать:

  • основные закономерности функционирования и развития общества;

Уметь:

- работать с большими объемами печатной информации;

- формулировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам;

- демонстрировать способность и готовность к диалогу и участию в дискуссиях.

Владеть:

- навыками восприятия и анализа научных текстов;

- приемами ведения дискуссии и полемики;

- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения модуля «Культура мировых цивилизаций».

В ходе изучения данного модуля у студентов формируются элементы общих и профессиональных компетенций, обозначенных в ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров:

  • Стремится работать на благо общества (ОК-1);

  • знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии (ОК-3);

  • Знает законы развития природы, общества, мышления и умеет применять эти знания в профессиональной деятельности; умеет анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы (ОК-4);

  • способностью и готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6);

  • способен к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);

  • способностью к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива (ОК-10);

  • Умеет использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии, для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-13);

  • Умеет критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способен к критическому анализу своих возможностей (ОК-14);

  • Владеет навыками самостоятельной, творческой работы; умеет организовывать свой труд; способен порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-16);

  • умением общаться четко, сжато, убедительно; выбирая подходящие для аудитории стиль и содержание (ПК-30).


В результате освоения дисциплины студент должен

Знать:

  • основные этапы развития мировой культуры;

  • основные памятники мировой культуры и нематериального культурного наследия;

  • основные теории развития культуры;

  • основные проблемы развития современной культуры;

  • основные культурологические понятия и категории;

  • содержание современных дискуссий по культурологическим проблемам

  • основные сферы культурной деятельности общества;

  • главные черты традиционных обществ древности и современности;

  • специфику античной культуры и ее всемирно-историческую роль;

  • отличительные черты средневековой культуры, роль христи­анства в ее формировании;

  • значение византийской культуры для России;

  • сущность идей гуманизма и антропоцентризма эпохи Возрождения, специфику ее художественной культуры;

  • социокультурную роль Реформации в становлении западной культуры;

  • художественную специфику и социокультурный контекст стилей классицизма, барокко, романтизма, реализма;

  • роль техники и информационных технологий в культуре ХГХ-ХХ вв.

  • понятия элитарной и массовой культуры;

  • основные этапы формирования русской культуры;

  • закономерности социокультурного развития России;

  • основные черты советской культуры;

  • особенности модернизационных процессов в культуре России 90-х годов XX века.

Уметь:

  • выделять типы связей между культурами;

  • понимать типологию культур;

  • понимать основные культурные коды;

  • анализировать конкретные памятники культуры;

  • определить, к какой эпохе и стилю относится конкретный памятник культуры;

  • применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности.

  • определять характер культуры в соответствии с предложенной типологией;

  • анализировать и сравнивать исторические, социальные и ху­дожественные явления;

  • сопоставлять традиционные ценности и инновации, определять тенденции развития России в области культуры и ее место в мировом цивилизационном процессе;

  • использовать полученное культурологическое образование в своей профессиональной деятельности.


Владеть навыками:

  • элементарного искусствоведческого анализа;

  • ведения дискуссии на темы, связанные с оценкой явлений культуры;

  • использования культурологических знаний при принятии управленческих решений в любой сфере и на любом месте профессиональной жизни

  • навыками восприятия и анализа текстов, имеющих культурологическое содержание

  • аргументированного изложения и отстаивания собственной позиции по вопросам оценки явлений культуры;

  • навыками критического восприятия и оценки культурных явлений.


4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Культура мировых цивилизаций»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.




п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

семинары

СРС

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

1

Теория культуры


2

1

Л: 2

ПР: 0

СР: 2

К: еженедельно




2

Культура древневосточных цивилизаций


2

2-4

Л: 6

ПР: 6

СР: 12

К: еженедельно




3

Культура античной цивилизации


2

5-6

Л: 4

ПР: 4

СР: 8

К: еженедельно

Контрольная работа 1

4

Культура европейского средневековья


2

7-8

Л: 4

ПР: 4

СР: 8

К: еженедельно




5

Культура Возрождения и Реформации

2

9

Л: 2

ПР: 2

СР: 4

К: еженедельно

Контрольная работа 2

6

Культура Нового времени


2

10

Л: 2

ПР: 2

СР: 4

К: еженедельно

мини-конференция

7

Культура славян

2

10

Л: 2

ПР: 2

СР: 4

К: еженедельно




7

Культура допетровской Руси

2

12

Л: 2

ПР: 2

СР: 4

К: еженедельно




8

Русская культура XVIII-XIX вв.

2

13

Л: 2

ПР: 2

СР: 4

К: еженедельно

Тест


9

Основные проблемы современной культуры

2

14

Л: 2

ПР: 2

СР: 4

К: еженедельно
















18

18

36




Зачет



5. Образовательные технологии

В соответствии с рекомендациями ФГОС ВПО введение компетентностного подхода сопровождается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм. В рамках модуля «Культура мировых цивилизаций» предусмотрены кроме традиционных лекций и семинаров следующие формы учебных занятий: семинары-конференции, диспуты, «круглые столы», коллоквиумы, дискуссии, приемы «мозгового штурма» и «брейн-ринг».
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Основной объем самостоятельной работы студентов осуществляется в ходе подготовки к семинарским занятиям, двум контрольным работам (вторая контрольная работа может быть выплнена в форме мини-эссе), тесту и курсовому экзамену, а также в процессе написания самостоятельного эссе или реферата.

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

1) закрепление фактического материала;

2) выработка навыков восприятия и анализа оригинальных культурологических текстов (классических и современных);

3) формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания культурологических аспектов различных социально и личностно значимых проблем;

4) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;

5) развитие и совершенствование творческих способностей.

Для решения первой задачи студентам предлагается продемонстрировать знание фактологического материала при решении тестовых заданий, на занятиях по методике «брейн-ринга».

Для выработки навыков восприятия и анализа оригинальных культурологических текстов и произведений искусства студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу работы классических и современных культурологов (либо их разделы). Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях. Итогом должна стать контрольная работа, на которой студентам будет предложено сопоставить основные стили и специфику развития культуры в различные исторические периоды.

Навыки критического отношения к произведениям искусства вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» какого-либо явления культуры. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и критической литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.

Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме. В качестве возможной формы работы может быть использован метод «мозгового штурма».

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной теме (вторая контрольная работа). Данная творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 5 страниц текста (до 1500 слов), посвященное аргументации собственных предпочтений какого-либо произведения искусства.

Итоговая творческая работа (объем около 10 страниц или 3000 слов) не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей. Тематика ее определяется студентом самостоятельно по согласованию с преподавателем. В качестве более простой формы работы студент может написать реферат объемом около 20 страниц по литературе культурологического содержания. Рефераты и эссе защищаются перед всеми студентами группы.

При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В качестве примера может быть рассмотрена стобалльная система оценивания, которая привязана как к традиционной отечественной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). При этом для каждого вида проверочных работ в течение семестра назначается максимальное количество баллов, в которое может быть оценено их отличное выполнение. В конце семестра реальные баллы, полученные студентами за то или иное задание (вид деятельности), суммируются, и эта сумма считается итоговой оценкой успеваемости студента. Она также может быть переведена в качественную оценку по заранее заданным правилам. (Например: от 81 до 100 баллов — отлично, от 66 до 80 баллов — хорошо, от 51 до 65 баллов — удовлетворительно, до 50 баллов — неудовлетворительно).

В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются:

оценка работы на семинарских занятиях – максимум 3 балла за занятие (1 балл – ответы на второстепенные вопросы; 2 балла – полноценный ответ со стандартной подготовкой; 3 балла – отличный ответ с демонстрацией свободного владения материалом); за активное творческое участие в дискуссиях и т.п. видах работ может быть набавлен 1 балл за занятие. Максимум 48 (60) баллов за курс.

тестирование – максимум 10 баллов;

первая контрольная работа – максимум 10 баллов (5 за содержание, 5 за стиль);

вторая контрольная работа - максимум 10 баллов (5 за содержание, 5 за стиль);

творческая работа (самостоятельное эссе) или реферат - максимум 10 баллов (5 за текст, 5 за защиту);

письменный экзамен – максимум 10 баллов (5 за содержание, 5 за стиль);

Оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу студента в течение семестра.

Тестовые задания могут формулироваться как в форме, используемой в федеральном электронном интернет-тестировании (интернет-экзамене), так и оригинальной авторской форме, с открытыми вариантами ответов.
Темы практических занятий

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины ФИЛОСОФИЯ
Рабочая программа включает в себя определение целей освоения дисциплины; места дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины Международное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины финансовое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Парламентское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины экологическое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологическое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины трудовое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины гражданское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины предпринимательское право (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины жилищное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Жилищное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины избирательная система в РФ (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины уголовное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины муниципальное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Муниципальное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины административное право (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Административное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск