Скачать 0.5 Mb.
|
Оренбургская областная универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской Научно-методический отдел БИБЛИОТЕКА-МУЗЕЙ: ОРГАНИЗАЦИЯ, КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ФУНКЦИИ, ОПЫТ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ Оренбург, 2011 Составитель: И. Н. Скробот, главный библиотекарь НМО Ответственный за выпуск: Л. Л. Кучапина, заместитель директора по научной работе Редактор: Т. А. Камскова, заведующая РИО Компьютерный набор: Е. М. Фурсова, библиотекарь НМО Содержание От составителя………………………………………………………………………..3 Создание музея в библиотеке Консультация……………………………………………………………………4 Музеи на базе библиотек (российский опыт)……………………………………..14 Музеи в библиотеках Оренбуржья………………………………………………...18 Приложение «Библиотека – музей» Документы и практические рекомендации по организации учреждения культуры нового типа…………………………………………..31 Список литературы…………………………………………………………………34 От составителя Библиотека-музей – это инновационное направление в развитии библиотечного обслуживания населения, новый подход к краеведческой деятельности, который заключается в проведении самостоятельного краеведческого поиска, сборе рукописных и других нетрадиционных для библиотек материалов. Библиотека и музей взаимно дополняют и продолжают друг друга в своем предназначении, как никакие другие учреждения культуры. Объединение не только возможно, но и особенно необходимо в сельской местности и удаленных от центра городах, где библиотека-музей не роскошь, а способ выживания и создания культурной среды. Основа деятельности библиотеки-музея – постоянная поисково-исследовательская работа. Важно, чтобы у библиотекаря в сборе информации били единомышленники из числа руководителей местной администрации, жителей и читателей, знаменитых земляков. С этой целью на базе каждого музея необходима организация клуба или кружка, которые дают возможности для более углубленной, активной, творческой работы. Базируясь на экспозиции своего музея, библиотекарь получает возможность проведения таких массовых мероприятий, как: экскурсии, выставки местных живописцев и рукодельниц, концерты, чаепития ветеранов, молодежные историко-краеведческие викторины и др. Музей при библиотеке, таким образом, служит не только источником привлечения новых слоев населения, выявляя непохожесть, уникальность библиотеки, но и формирует новую мотивацию в системе ценностей ее традиционных посетителей. Выпуск данного материала обусловлен необходимостью совершенствования процесса по созданию музеев в библиотеках. С этой целью в сборник включены: консультация по созданию музея в библиотеке, опыт работы в этом направлении библиотекарей Оренбургской области и других регионов, документы и практические рекомендации по организации нового комплексного учреждения культуры – библиотеки-музея. Надеемся, что методические службы ЦБС области используют материалы, представленные в сборнике, для проведения семинаров, индивидуальных занятий для библиотекарей по организации музеев, являющихся частью культурного достояния страны. При подготовке материала были использованы публикации в профессиональной печати, сведения из отчетов ЦБС Оренбургской области, сайты российских библиотек. Создание музея в библиотеке Консультация Деятельность большинства публичных библиотек говорит о возрастающем влиянии библиотек в пределах своей территории, о приближении библиотек к нуждам и потребностям своих читателей, в том числе и потенциальных. Вступление в силу Закона РФ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» усилило стремление библиотеки «стать видимой» и ощутимо полезной для местного населения. Современные библиотеки, определяя приоритеты своей деятельности в контексте региональной, культурной политики, удовлетворяя познавательные и досуговые потребности населения, предлагая пользователям новые формы работы, активно воздействуют на культурную среду региона. Нередко именно библиотекари становятся инициаторами и участниками социально-значимых акций, проектов. К числу таких мероприятий относится создание в библиотеках музейных экспозиций. Выбирая музейное направление деятельности, библиотекари реализуют особые функции современной библиотеки, ее роль в социуме, а также учитывают специфику места проживания (город, село, и т. д.). Зачастую коренные жители обращаются в библиотеку за информацией, за помощью, стараются сохранить историю своей малой Родины. Таким образом, реализуется информационная функция библиотеки. Кроме того, для современного человека, независимо от возраста, профессии, среды обитания (будь то мегаполис или маленькое село), важно непосредственное общение, дефицит которого в последние годы особенно ощутим. Отсюда вытекает коммуникативная функция библиотек. Вместе с тем библиотека ещё и хранилище духовного, исторического и литературного наследия народа, то есть налицо её мемориальная функция. Отдельные документы приобретают особую социальную ценность, вплоть до уровня музейных экспонатов, если они непосредственно связаны с тем или иным историческим лицом, тем или иным событием (имеют автографы, пометки на полях, экслибрисы, легенды, относящиеся к ним, и т. д.). Очень важно не только сохранение, но и передача социальной памяти. Благодаря упорядочению и продвижению уникальных документов и предметов, по крупицам разыскиваемых энтузиастами-библиотекарями, сбору свидетельств очевидцев событий, привлечению личных коллекций жителей появляются в библиотеках музейные экспозиции. Если наряду с книгой одним из официально заявленных приоритетов библиотеки является формирование и раскрытие вещно-иллюстративного ряда, меняется статус библиотеки: она принимает на себя исследовательские функции и получает музейную специализацию. В основе любой музейной экспозиции в библиотеке находится, прежде всего, книга. В зависимости от направленности коллекции книга либо сама является бесценным экспонатом, либо раскрывает сущность другого музейного предмета. Попробуем разобраться в причинах создания музейных экспозиций в библиотеках. Первая причина обусловлена миссией библиотеки в современном обществе, поскольку сегодня это гуманитарное учреждение, социальной функцией которого является активное участие в образовании и воспитании человека, формировании его интеллектуальной и практической деятельности, развитии науки и культуры, обеспечении прав личности всемерно пользоваться духовными ценностями. Официальную возможность для претворения этой миссии в жизнь в 1992 г. дал документ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Работа по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей определена в нём как «культурная деятельность», там же (ст. 4) отмечены основные направления этой деятельности. К ним относятся: изучение, сохранение и использование памятников истории и культуры, художественное творчество, народные промыслы, музейное дело и коллекционирование, книгоиздание, библиотечное дело, а также «иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности». «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» не ставили никаких ограничений в области культурной деятельности. Таким образом, на основании этого документа библиотеки получили право заниматься всеми видами культурной деятельности, включая музейную. Можно сказать, что этот документ сыграл роль катализатора свободного развития музейной деятельности в библиотеках. Не препятствуют ей и положения Федерального закона о библиотечном деле (1994 г.). В статье 13 Закона указывается, что библиотеки сами определяют «содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах». В результате музейные экспозиции стали создаваться именно в библиотеках, и это понятно. Библиотека осталась единственным бесплатным социальным институтом, по-настоящему общедоступным, открытым всем и каждому. Кроме того, имеет место психологический фактор: в музеи ходят далеко не все, и выставляется в них далеко не всё. В то время как библиотека всегда рядом, доступна, и посещают её люди с разной мотивацией, всех возрастов и профессий. На одной из конференций, проходившей под эгидой Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), прозвучало такое утверждение: «В этот дом-убежище люди приходят и уходят, а непрекращающийся поток историй и знаний согревает их сердце и просвещает умы. И как найти ещё безопасное место для исследований, размышлений и открытий, где бы потом эти открытия оставались в целости и сохранности». Музейные экспозиции в библиотеках, как правило, создаются по инициативе самих владельцев раритетов, а не на основе научно проработанной концепции, как это происходит в музейных учреждениях. Воссоздаётся в них история повседневности. И самое главное, в этом процессе постоянно можно участвовать самому владельцу переданных раритетов. В этом случае сохраняется связь владельца со своей коллекцией и, кроме того, появляется возможность контакта с другими заинтересованными людьми, расширения сферы своих интересов и т. д. Основными источниками формирования музейных коллекций в библиотеках являются частные дары. Библиотеки, как правило, пользуются авторитетом и доверием, и именно им чаще всего готовы передать свои коллекции или семейные реликвии. К тому же в библиотеки можно передать раритеты не только в дар, то есть навсегда, но и на временное хранение. Другая, не менее важная причина – активизация краеведческой деятельности библиотек. Изучая историю своих районов, своей библиотеки, библиотекарь наряду с письменными документами начинает собирать предметы материальной культуры. В библиотеке появляется вначале небольшая выставка, затем, в результате поисковой работы, она пополняется и в итоге получается экспозиция, тем самым повышается статус общедоступной библиотеки. Разнообразие причин, по которым библиотеки обращаются к музейной деятельности, приводит и к разнообразию ее результатов. Особенности музейной работы библиотекари адаптируют к условиям своих учреждений и получают новое качество библиотечных услуг. В арсенале библиотек-музеев–экскурсии, выставки, вернисажи. Они перенимают опыт создания культурно-образовательных программ, распространённых в современных музеях. В подготовительной работе по организации музея в библиотеке особое место отводится поисковой, исследовательской работе, в частности, по написанию летописей населенных пунктов. Сегодня летописи - неотъемлемая часть работы библиотек, предмет большой ответственности и вместе с тем гордости за то, что такая сложная работа выполняется библиотекарями. Сбор воспоминаний старожилов, изучение материалов семейных архивов, обобщение полученных сведений позволяют восстановить, сохранить историю населенных пунктов и пополнить фонд краеведческой литературы. В целях совершенствования навыков поисково-исследовательской деятельности и ведения типовых книг летописей, НМО ОУНБ им. Н. К. Крупской предлагает использовать методические рекомендации «Летописи поселений Оренбургской области» (материал размещен на сайте ОУНБ им. Н. К. Крупской – WWW.orenlib.ru). Любая работа по созданию музея начинается со сбора материала, т.е. формирования музейных фондов. Они состоят из основного фонда и вспомогательных материалов. В состав основного фонда входят все подлинные памятники материальной и духовной культуры, а также памятники природы, являющиеся первоисточником наших знаний по истории природы и общества. Существуют различные классификации основного фонда. Основной принято считать классификацию по типам музейных предметов или источников. Она выделяет: вещественные, письменные, изобразительные, фоно - и киноисточники. К вещественным источникам относятся: - предметы быта (археологические материалы, одежда, украшения, мебель, домашняя утварь, игрушки, детали жилищ и др.); - орудия труда, производственный инвентарь, образцы сырья, полуфабрикаты, готовая продукция; - особая группа вещественных памятников – оружие и военное снаряжение (остатки и детали оружия, военные каски, полевые бинокли, планшеты, котелки). К группе вещественных материалов относятся флаги, знамена, вымпелы, а также монеты, бумажные денежные знаки, медали, значки. Вторую группу материалов основного фонда составляют письменные источники. Это рукописные и печатные материалы: письма, различные записки, дневники, научные и литературные труды (как опубликованные, так и неопубликованные), разнообразные документы местной власти и частных лиц. В основной фонд включаются экземпляры книг, журналов и газет, если они представляют собой первоисточники информации по тематике музея. Например, в собрании письменных источников музея истории библиотеки могут войти: подлинник (или копия) приказа управы (другого местного органа власти) об учреждении библиотеки, номер газеты, в котором напечатан материал о ее открытии, журналы первых попечительских советов, книги с автографами известных лиц (писателей, поэтов, знаменитых земляков и др.). В основной фонд включаются листовки, объявления, пригласительные билеты, различные документы, выданные официальными учреждениями и общественными организациями. Третью группу памятников основного фонда составляют изобразительные источники. Они обычно делятся на документальные изобразительные материалы и произведения изобразительного искусства. Довольно многочисленную часть таких источников в музеях составляют фотографии. Снятые в разное время и разными людьми, они рассказывают о событиях прошлого, их непосредственных участниках. Иногда музеи получают в дар небольшие собрания фотографий от местных жителей, которые занимались любительским или профессиональным фотографированием. Такие собрания включают в основной фонд, сохраняя их в виде именных коллекций, этим, в частности, будет подчеркнута дань уважения дарителю. Частью изобразительных источников является также воспроизведение фотографий, рисунков, карикатур, схем и таблиц, помещенных в старых и редких книгах, журналах, газетах. Наряду с документальными изобразительными материалами к основному фонду относятся произведения изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Их значение очень велико, так как они, дополняя документальные фотографии и другие источники, помогают зримо представить исторические события, облик и характер их конкретных участников, почувствовать «дыхание эпохи». Особенно ценными являются произведения, выполненные художником с натуры, ибо в них иногда лучше, чем на документальных фотоснимках, выражено типичное, характерное, раскрывающее внутренний мир человека или динамику событий. Копии, репродукции произведений изобразительного искусства входят в состав вспомогательного фонда. Авторские оригиналы, а также копии-репродукции с дарственными надписями включаются в состав основного фонда. К группе изобразительных музейных материалов относятся коллекции марок и открыток. Четвертая группа предметов основного фонда – фоноисточники. Это пластинки для граммофонов, патефонов и электрофонов, магнитные ленты. Вопрос об отнесении их к основному или вспомогательному фонду решается в каждом случае конкретно. К основному фонду следует отнести магнитные записи бесед со старожилами, ветеранами войны и труда, знаменитыми земляками. Пятая группа – киноисточники, зафиксировавшие исторические, культурные события жизни села или города, уникальные природные явления. В состав вспомогательного фонда входят материалы, изготовленные для нужд экспозиции, помогающие глубже понять отражаемые в ней события и демонстрируемые подлинные памятники. Это схемы, диаграммы, муляжи, модели, пояснительные тексты и этикетки, а также репродукции и фотокопии. Большую роль в экспозиции играют тексты. Они помогают ориентироваться в музейном фонде, получать информацию о каждом экспонате. Существуют следующие виды текстов: - ведущие тексты, которые помогают раскрыть содержание экспозиции. Обычно это цитаты. Они помещаются на видном месте с таким расчетом, чтобы каждый посетитель их увидел и прочел; - оглавительные надписи - названия разделов, комплексов, залов. Самая трудоемкая работа – составление подписей под экспонатом, т.е. этикеток. Каждая этикетка состоит из названия экспоната, кратких сведений о нем и дополнительных объяснений. Этикетка должна быть написана так, чтобы каждый посетитель мог легко и быстро узнать, что это за предмет, какую роль играет в экспозиции, а при желании получить более подробные сведения о нем. Очень важно не только составить текст этикетки, но и правильно расположить его. Правильно сделанная этикетка выглядит так:
В этикетке к письменному источнику надо указать название документа и дату, кратко сформулировать идею (в связи с чем он составлен). Если документ трудно прочесть, в этикетке излагается краткое его содержание:
В этикетке к фотографии, картине сообщаются сведения о том, кто изображен и где, а также дается характеристика изображенных событий. Если этикетка относится к портрету какого-то лица, то указываются, прежде всего, даты жизни, а затем дается краткая характеристика.
Если на фотографии запечатлена группа людей, необходимо по возможности указать сведения о каждом из них (фамилия, имя, отчество, должность, род занятий, даты жизни и т.д.). Задачи организации хранения музейных фондов состоят в создании таких условий, которые обеспечили бы сохранность коллекции от хищения и порчи, предотвратили возможные повреждения и разрушения экспонатов, создали наиболее благоприятные условия для их использования. Большое значение для сохранности подлинных материалов имеет хранительное оборудование. Самым простым типом оборудования являются стеллажи, которые применяются для хранения предметов, не боящихся пыли и света: керамики, стекла, крупных металлических экспонатов и т.п. Используются также закрытые шкафы с передвижными полками. Документы, листовки, фотографии, рисунки и другие виды письменных материалов нужно хранить в папках с клапанами. Каждый экспонат в папке должен быть переложен чистой бумагой. При экспонировании запрещается подлинные документы, произведения графики, акварельной и гуашной живописи, а также фотографии прикалывать кнопками или прибивать гвоздями. Также категорически запрещается укрепление гвоздями, булавками, кнопками предметов, сделанных из ткани. Помимо механических повреждений (разрыв тканей), это приводит к появлению ржавчины. Предметы одежды в экспозиции и в хранилище желательно подвешивать на специально подогнанных плечиках, которые обматываются чистой ватой и обшиваются холстом. Музейные экспонаты требуют определенной температуры и влажности воздуха (температурно-влажностного режима). Помещения для экспозиции и хранения должны быть сухие и хорошо вентилируемые. Температура воздуха в них должна быть в пределах от + 10° до 25° С. Основной профилактической мерой является систематическое проветривание материалов (не реже одного раза в полгода) и удаление с экспонатов пыли, способствующей размножению вредителей. Наибольшее распространение в библиотеках получили историко-этнографические музеи. В целом по стране они численно превосходят другие виды. Но как бы разносторонне ни велась деятельность районного краеведческого музея, его сотрудники не в силах собрать материалы о каждом селе. Этим занимались музеи на общественных началах, создаваемые в колхозах, совхозах, школах. К сожалению, в последние годы из-за финансовых трудностей большинство подобных музеев закрылось. И так как большинство библиотек в качестве приоритетного направления выбрало краеведение, они и стали брать на себя ранее несвойственную им музейную функцию. Историко-этнографический музей прививает любовь к прошлому и настоящему своего края, приобщает к истокам народной культуры. В то же время организация этого вида требует сравнительно большой площади, а многие библиотеки не располагают такой возможностью. При этом собрание «вещественных доказательств» прошлого не должно быть самоцелью краеведческого музея в библиотеке. Существенным дополнением должны быть воспоминания старожилов, фотографии данных поколений земляков, альбомы типа «Наши земляки в боях за Родину», «Знаменитые люди нашего района» и т.д. |
Методические рекомендации по разработке методических указаний к семинарским... Методические рекомендации по разработке методических указаний к семинарским занятиям по дисциплине / Составители Васильева И. Л.,... | Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям... Местные финансы: Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям по дисциплине «Местные финансы» для студентов... | ||
Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и... Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям | Методические указания к семинарским занятиям Часть1 И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть I / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: ктасу, 2009. 39 с | ||
Методические рекомендации для магистрантов 27 Методические рекомендации... Программа учебной дисциплины «Публичная служба: проблемы правового регулирования» | Методические указания к семинарским занятиям Часть II И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть II / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: кг асу, 2009. 23 с | ||
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям Методические материалы по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов и самоконтроля | Рекомендации Методические указания к семинарским занятиям, практикум, контрольные работы и задания | ||
Тема: гражданское право Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям | Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную... | ||
История экономических учений методические указания к семинарским занятиям Панасенкова Т. В., Родионова Н. Д., Чернышева Н. И. История экономических учений: методические указания к семинарским занятиям Ростов-на-Дону,... | Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям Рабочая программа курса «конституционное (государственное) право зарубежных стран» | ||
Методические указания для подготовки к семинарским занятиям для студентов... История государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) [Текст]: методические указания для подготовки к семинарским... | Методические рекомендации по подготовке к контрольным работам и семинарским... Методические рекомендации по подготовке к контрольным работам и семинарским занятиям, зачету и экзамену по предметам: «История и... | ||
Рекомендации для построения заданий тестовой формы Методические указания к семинарским занятиям, практикум, контрольные работы и задания | Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации... Парето-эффективность, технология, общественное производство, экономические ресурсы, факторы производства, предпринимательство, разделение... |