Методические рекомендации к семинарским занятиям





НазваниеМетодические рекомендации к семинарским занятиям
страница1/4
Дата публикации04.11.2014
Размер0.5 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3   4


Оренбургская областная универсальная научная

библиотека им. Н. К. Крупской

Научно-методический отдел

БИБЛИОТЕКА-МУЗЕЙ:

ОРГАНИЗАЦИЯ, КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ФУНКЦИИ, ОПЫТ РАБОТЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Оренбург, 2011

Составитель:

И. Н. Скробот, главный библиотекарь НМО

Ответственный за выпуск:

Л. Л. Кучапина, заместитель директора по научной работе

Редактор:

Т. А. Камскова, заведующая РИО

Компьютерный набор:

Е. М. Фурсова, библиотекарь НМО


Содержание
От составителя………………………………………………………………………..3

Создание музея в библиотеке

Консультация……………………………………………………………………4
Музеи на базе библиотек (российский опыт)……………………………………..14
Музеи в библиотеках Оренбуржья………………………………………………...18
Приложение «Библиотека – музей»

Документы и практические рекомендации по организации

учреждения культуры нового типа…………………………………………..31
Список литературы…………………………………………………………………34

От составителя
Библиотека-музей – это инновационное направление в развитии библиотечного обслуживания населения, новый подход к краеведческой деятельности, который заключается в проведении самостоятельного краеведческого поиска, сборе рукописных и других нетрадиционных для библиотек материалов.

Библиотека и музей взаимно дополняют и продолжают друг друга в своем предназначении, как никакие другие учреждения культуры. Объединение не только возможно, но и особенно необходимо в сельской местности и удаленных от центра городах, где библиотека-музей не роскошь, а способ выживания и создания культурной среды.

Основа деятельности библиотеки-музея – постоянная поисково-исследовательская работа. Важно, чтобы у библиотекаря в сборе информации били единомышленники из числа руководителей местной администрации, жителей и читателей, знаменитых земляков. С этой целью на базе каждого музея необходима организация клуба или кружка, которые дают возможности для более углубленной, активной, творческой работы.

Базируясь на экспозиции своего музея, библиотекарь получает возможность проведения таких массовых мероприятий, как: экскурсии, выставки местных живописцев и рукодельниц, концерты, чаепития ветеранов, молодежные историко-краеведческие викторины и др.

Музей при библиотеке, таким образом, служит не только источником привлечения новых слоев населения, выявляя непохожесть, уникальность библиотеки, но и формирует новую мотивацию в системе ценностей ее традиционных посетителей.

Выпуск данного материала обусловлен необходимостью совершенствования процесса по созданию музеев в библиотеках.

С этой целью в сборник включены: консультация по созданию музея в библиотеке, опыт работы в этом направлении библиотекарей Оренбургской области и других регионов, документы и практические рекомендации по организации нового комплексного учреждения культуры – библиотеки-музея.

Надеемся, что методические службы ЦБС области используют материалы, представленные в сборнике, для проведения семинаров, индивидуальных занятий для библиотекарей по организации музеев, являющихся частью культурного достояния страны.

При подготовке материала были использованы публикации в профессиональной печати, сведения из отчетов ЦБС Оренбургской области, сайты российских библиотек.
Создание музея в библиотеке
Консультация
Деятельность большинства публичных библиотек говорит о возрастающем влиянии библиотек в пределах своей территории, о приближении библиотек к нуждам и потребностям своих читателей, в том числе и потенциальных.

Вступление в силу Закона РФ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» усилило стремление библиотеки «стать видимой» и ощутимо полезной для местного населения.

Современные библиотеки, определяя приоритеты своей деятельности в контексте региональной, культурной политики, удовлетворяя познавательные и досуговые потребности населения, предлагая пользователям новые формы работы, активно воздействуют на культурную среду региона.

Нередко именно библиотекари становятся инициаторами и участниками социально-значимых акций, проектов. К числу таких мероприятий относится создание в библиотеках музейных экспозиций.

Выбирая музейное направление деятельности, библиотекари реализуют особые функции современной библиотеки, ее роль в социуме, а также учитывают специфику места проживания (город, село, и т. д.). Зачастую коренные жители обращаются в библиотеку за информацией, за помощью, стараются сохранить историю своей малой Родины. Таким образом, реализуется информационная функция библиотеки.

Кроме того, для современного человека, неза­висимо от возраста, профессии, среды обитания (будь то мегаполис или маленькое село), важно непосредственное общение, дефицит которого в последние годы особенно ощутим. Отсюда вытекает коммуникативная функция библиотек.

Вместе с тем библиотека ещё и хранилище духовного, исторического и литературного наследия народа, то есть налицо её мемориальная функция. Отдельные документы приобретают особую социальную ценность, вплоть до уровня музейных экспонатов, если они непосредственно связаны с тем или иным историческим лицом, тем или иным событием (имеют автографы, пометки на полях, экслибрисы, легенды, относящиеся к ним, и т. д.). Очень важно не только сохранение, но и передача социальной памяти. Благодаря упоря­дочению и продвижению уникальных документов и предметов, по крупицам разыскиваемых энту­зиастами-библиотекарями, сбору свидетельств очевидцев событий, привлечению личных кол­лекций жителей появляются в библиотеках музейные экспозиции. Если наряду с книгой одним из официально заявленных приоритетов библио­теки является формирование и раскрытие вещно-иллюстративного ряда, меняется статус биб­лиотеки: она принимает на себя исследовательские функции и получает музейную специализацию. В основе любой музейной экспозиции в библиотеке находится, прежде всего, книга. В зависимости от направленности коллекции книга либо сама явля­ется бесценным экспонатом, либо раскрывает сущность другого музейного предмета.

Попробуем разобраться в причинах создания музейных экспозиций в библиотеках.

Первая причина обусловлена миссией библиотеки в современном обществе, поскольку сегодня это гуманитарное учреждение, социаль­ной функцией которого является активное учас­тие в образовании и воспитании человека, фор­мировании его интеллектуальной и практической деятельности, развитии науки и культуры, обеспечении прав личности всемерно пользовать­ся духовными ценностями.

Официальную возможность для претворения этой миссии в жизнь в 1992 г. дал документ «Ос­новы законодательства Российской Федерации о культуре». Работа по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных цен­ностей определена в нём как «культурная дея­тельность», там же (ст. 4) отмечены основные нап­равления этой деятельности. К ним относятся: изучение, сохранение и использование памятни­ков истории и культуры, художественное творче­ство, народные промыслы, музейное дело и кол­лекционирование, книгоиздание, библиотечное дело, а также «иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространя­ются и осваиваются культурные ценности». «Ос­новы законодательства Российской Федерации о культуре» не ставили никаких ограничений в об­ласти культурной деятельности. Таким образом, на основании этого документа библиотеки по­лучили право заниматься всеми видами куль­турной деятельности, включая музейную. Можно сказать, что этот документ сыграл роль катализатора свободного развития музейной деятельности в библиотеках. Не препятствуют ей и положения Федерального закона о библиотечном деле (1994 г.). В статье 13 Закона указывается, что библиотеки сами определяют «содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целя­ми и задачами, указанными в их уставах».

В результате музейные экспозиции стали соз­даваться именно в библиотеках, и это понятно. Библиотека осталась единственным бесплатным социальным институтом, по-настоящему обще­доступным, открытым всем и каждому. Кроме то­го, имеет место психологический фактор: в музеи ходят далеко не все, и выставляется в них далеко не всё. В то время как библиотека всегда рядом, доступна, и посещают её люди с разной мотива­цией, всех возрастов и профессий. На одной из конференций, проходившей под эгидой Между­народной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), прозвучало такое утверж­дение: «В этот дом-убежище люди приходят и уходят, а непрекращающийся поток историй и знаний согревает их сердце и просвещает умы. И как найти ещё безопасное место для исследова­ний, размышлений и открытий, где бы потом эти открытия оставались в целости и сохранности».

Музейные экспозиции в библиотеках, как пра­вило, создаются по инициативе самих владельцев раритетов, а не на основе научно проработанной концепции, как это происходит в музейных уч­реждениях. Воссоздаётся в них история повсед­невности. И самое главное, в этом процессе посто­янно можно участвовать самому владельцу переданных раритетов. В этом случае сохраняет­ся связь владельца со своей коллекцией и, кроме того, появляется возможность контакта с другими заинтересованными людьми, расширения сферы своих интересов и т. д.

Основными источниками формирования музейных коллекций в библиотеках являются част­ные дары. Библиотеки, как правило, пользуются авторитетом и доверием, и именно им чаще всего готовы передать свои коллекции или семейные реликвии. К тому же в библиотеки можно передать рари­теты не только в дар, то есть навсегда, но и на вре­менное хранение.

Другая, не менее важная причина – активизация краеведческой деятельности библиотек. Изу­чая историю своих районов, своей библиотеки, библиотекарь наряду с письменными документа­ми начинает собирать предметы материальной культуры. В библиотеке появляется вначале не­большая выставка, затем, в результате поисковой работы, она пополняется и в итоге получается экспозиция, тем самым повышается статус обще­доступной библиотеки.

Разнообразие причин, по которым библиотеки обращаются к музейной деятельности, приводит и к разнообразию ее результатов. Особенности музейной работы библиотекари адаптируют к условиям своих учреждений и получают новое качество библиотечных услуг. В арсенале библиотек-музеев–экскурсии, выставки, вернисажи. Они перенимают опыт создания культурно-образовательных программ, распространённых в современных музеях.

В подготовительной работе по организации музея в библиотеке особое место отводится поисковой, исследовательской работе, в частности, по написанию летописей населенных пунктов. Сегодня летописи - неотъемлемая часть работы библиотек, предмет большой ответственности и вместе с тем гордости за то, что такая сложная работа выполняется библиотекарями. Сбор воспоминаний старожилов, изучение материалов семейных архивов, обобщение полученных сведений позволяют восстановить, сохранить историю населенных пунктов и пополнить фонд краеведческой литературы.

В целях совершенствования навыков поисково-исследовательской деятельности и ведения типовых книг летописей, НМО ОУНБ им. Н. К. Крупской предлагает использовать методические рекомендации «Летописи поселений Оренбургской области» (материал размещен на сайте ОУНБ им. Н. К. Крупской – WWW.orenlib.ru).

Любая работа по созданию музея начинается со сбора материала, т.е. формирования музейных фондов. Они состоят из основного фонда и вспомогательных материалов. В состав основного фонда входят все подлинные памятники материальной и духовной культуры, а также памятники природы, являющиеся первоисточником наших знаний по истории природы и общества.

Существуют различные классификации основного фонда. Основной принято считать классификацию по типам музейных предметов или источников. Она выделяет: вещественные, письменные, изобразительные, фоно - и киноисточники.

К вещественным источникам относятся:

- предметы быта (археологические материалы, одежда, украшения, мебель, домашняя утварь, игрушки, детали жилищ и др.);

- орудия труда, производственный инвентарь, образцы сырья, полуфабрикаты, готовая продукция;

- особая группа вещественных памятников – оружие и военное снаряжение (остатки и детали оружия, военные каски, полевые бинокли, планшеты, котелки).

К группе вещественных материалов относятся флаги, знамена, вымпелы, а также монеты, бумажные денежные знаки, медали, значки.

Вторую группу материалов основного фонда составляют письменные источники. Это рукописные и печатные материалы: письма, различные записки, дневники, научные и литературные труды (как опубликованные, так и неопубликованные), разнообразные документы местной власти и частных лиц.

В основной фонд включаются экземпляры книг, журналов и газет, если они представляют собой первоисточники информации по тематике музея. Например, в собрании письменных источников музея истории библиотеки могут войти: подлинник (или копия) приказа управы (другого местного органа власти) об учреждении библиотеки, номер газеты, в котором напечатан материал о ее открытии, журналы первых попечительских советов, книги с автографами известных лиц (писателей, поэтов, знаменитых земляков и др.).

В основной фонд включаются листовки, объявления, пригласительные билеты, различные документы, выданные официальными учреждениями и общественными организациями.

Третью группу памятников основного фонда составляют изобразительные источники. Они обычно делятся на документальные изобразительные материалы и произведения изобразительного искусства. Довольно многочисленную часть таких источников в музеях составляют фотографии. Снятые в разное время и разными людьми, они рассказывают о событиях прошлого, их непосредственных участниках.

Иногда музеи получают в дар небольшие собрания фотографий от местных жителей, которые занимались любительским или профессиональным фотографированием. Такие собрания включают в основной фонд, сохраняя их в виде именных коллекций, этим, в частности, будет подчеркнута дань уважения дарителю.

Частью изобразительных источников является также воспроизведение фотографий, рисунков, карикатур, схем и таблиц, помещенных в старых и редких книгах, журналах, газетах.

Наряду с документальными изобразительными материалами к основному фонду относятся произведения изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Их значение очень велико, так как они, дополняя документальные фотографии и другие источники, помогают зримо представить исторические события, облик и характер их конкретных участников, почувствовать «дыхание эпохи». Особенно ценными являются произведения, выполненные художником с натуры, ибо в них иногда лучше, чем на документальных фотоснимках, выражено типичное, характерное, раскрывающее внутренний мир человека или динамику событий.

Копии, репродукции произведений изобразительного искусства входят в состав вспомогательного фонда. Авторские оригиналы, а также копии-репродукции с дарственными надписями включаются в состав основного фонда.

К группе изобразительных музейных материалов относятся коллекции марок и открыток.

Четвертая группа предметов основного фонда – фоноисточники. Это пластинки для граммофонов, патефонов и электрофонов, магнитные ленты. Вопрос об отнесении их к основному или вспомогательному фонду решается в каждом случае конкретно. К основному фонду следует отнести магнитные записи бесед со старожилами, ветеранами войны и труда, знаменитыми земляками.

Пятая группа – киноисточники, зафиксировавшие исторические, культурные события жизни села или города, уникальные природные явления.

В состав вспомогательного фонда входят материалы, изготовленные для нужд экспозиции, помогающие глубже понять отражаемые в ней события и демонстрируемые подлинные памятники. Это схемы, диаграммы, муляжи, модели, пояснительные тексты и этикетки, а также репродукции и фотокопии.

Большую роль в экспозиции играют тексты. Они помогают ориентироваться в музейном фонде, получать информацию о каждом экспонате. Существуют следующие виды текстов:

- ведущие тексты, которые помогают раскрыть содержание экспозиции. Обычно это цитаты. Они помещаются на видном месте с таким расчетом, чтобы каждый посетитель их увидел и прочел;

- оглавительные надписи - названия разделов, комплексов, залов.

Самая трудоемкая работа – составление подписей под экспонатом, т.е. этикеток. Каждая этикетка состоит из названия экспоната, кратких сведений о нем и дополнительных объяснений. Этикетка должна быть написана так, чтобы каждый посетитель мог легко и быстро узнать, что это за предмет, какую роль играет в экспозиции, а при желании получить более подробные сведения о нем. Очень важно не только составить текст этикетки, но и правильно расположить его.

Правильно сделанная этикетка выглядит так:


А. И. ИВАНОВ /1885-1905/

Рабочий N-ского завода, большевик.

В дни московского декабрьского вооруженного

восстания 1905 г. руководил боевой дружиной

рабочих. Погиб на баррикаде.

С фотографии 1901 г.


В этикетке к письменному источнику надо указать название документа и дату, кратко сформулировать идею (в связи с чем он составлен). Если документ трудно прочесть, в этикетке излагается краткое его содержание:



ПИСЬМО И.А.САЗОНОВА С ФРОНТА

16 января 1942 года

И.А. Сазонов сообщает матери и жене об

успешном наступлении советских войск



В этикетке к фотографии, картине сообщаются сведения о том, кто изображен и где, а также дается характеристика изображенных событий. Если этикетка относится к портрету какого-то лица, то указываются, прежде всего, даты жизни, а затем дается краткая характеристика.


Фото. Демонстрация рабочих.

Казань, ул. Воскресенская, 1917 г., ч/б

Размер: 18x24


Если на фотографии запечатлена группа людей, необходимо по возможности указать сведения о каждом из них (фамилия, имя, отчество, должность, род занятий, даты жизни и т.д.).

Задачи организации хранения музейных фондов состоят в создании таких условий, которые обеспечили бы сохранность коллекции от хищения и порчи, предотвратили возможные повреждения и разрушения экспонатов, создали наиболее благоприятные условия для их использования.

Большое значение для сохранности подлинных материалов имеет хранительное оборудование.

Самым простым типом оборудования являются стеллажи, которые применяются для хранения предметов, не боящихся пыли и света: керамики, стекла, крупных металлических экспонатов и т.п. Используются также закрытые шкафы с передвижными полками.

Документы, листовки, фотографии, рисунки и другие виды письменных материалов нужно хранить в папках с клапанами. Каждый экспонат в папке должен быть переложен чистой бумагой.

При экспонировании запрещается подлинные документы, произведения графики, акварельной и гуашной живописи, а также фотографии прикалывать кнопками или прибивать гвоздями.

Также категорически запрещается укрепление гвоздями, булавками, кнопками предметов, сделанных из ткани. Помимо механических повреждений (разрыв тканей), это приводит к появлению ржавчины.

Предметы одежды в экспозиции и в хранилище желательно подвешивать на специально подогнанных плечиках, которые обматываются чистой ватой и обшиваются холстом.

Музейные экспонаты требуют определенной температуры и влажности воздуха (температурно-влажностного режима). Помещения для экспозиции и хранения должны быть сухие и хорошо вентилируемые. Температура воздуха в них должна быть в пределах от + 10° до 25° С.

Основной профилактической мерой является систематическое проветривание материалов (не реже одного раза в полгода) и удаление с экспонатов пыли, способствующей размножению вредителей.

Наибольшее распространение в библиотеках получили историко-этнографические музеи. В целом по стране они численно превосходят другие виды. Но как бы разносторонне ни велась деятельность районного краеведческого музея, его сотрудники не в силах собрать материалы о каждом селе. Этим занимались музеи на общественных началах, создаваемые в колхозах, совхозах, школах. К сожалению, в последние годы из-за финансовых трудностей большинство подобных музеев закрылось. И так как большинство библиотек в качестве приоритетного направления выбрало краеведение, они и стали брать на себя ранее несвойственную им музейную функцию. Историко-этнографический музей прививает любовь к прошлому и настоящему своего края, приобщает к истокам народной культуры. В то же время организация этого вида требует сравнительно большой площади, а многие библиотеки не располагают такой возможностью.

При этом собрание «вещественных доказательств» прошлого не должно быть самоцелью краеведческого музея в библиотеке. Существенным дополнением должны быть воспоминания старожилов, фотографии данных поколений земляков, альбомы типа «Наши земляки в боях за Родину», «Знаменитые люди нашего района» и т.д.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к семинарским занятиям iconМетодические рекомендации по разработке методических указаний к семинарским...
Методические рекомендации по разработке методических указаний к семинарским занятиям по дисциплине / Составители Васильева И. Л.,...
Методические рекомендации к семинарским занятиям iconМетодические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям...
Местные финансы: Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям по дисциплине «Местные финансы» для студентов...
Методические рекомендации к семинарским занятиям iconМетодические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и...
Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям
Методические рекомендации к семинарским занятиям iconМетодические указания к семинарским занятиям Часть1
И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть I / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: ктасу, 2009. 39 с
Методические рекомендации к семинарским занятиям iconМетодические рекомендации для магистрантов 27 Методические рекомендации...
Программа учебной дисциплины «Публичная служба: проблемы правового регулирования»
Методические рекомендации к семинарским занятиям iconМетодические указания к семинарским занятиям Часть II
И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть II / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: кг асу, 2009. 23 с
Методические рекомендации к семинарским занятиям iconМетодические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Методические материалы по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов и самоконтроля
Методические рекомендации к семинарским занятиям iconРекомендации
Методические указания к семинарским занятиям, практикум, контрольные работы и задания
Методические рекомендации к семинарским занятиям iconТема: гражданское право
Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям
Методические рекомендации к семинарским занятиям iconМетодические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную...
Методические рекомендации к семинарским занятиям iconИстория экономических учений методические указания к семинарским занятиям
Панасенкова Т. В., Родионова Н. Д., Чернышева Н. И. История экономических учений: методические указания к семинарским занятиям Ростов-на-Дону,...
Методические рекомендации к семинарским занятиям iconМетодические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Рабочая программа курса «конституционное (государственное) право зарубежных стран»
Методические рекомендации к семинарским занятиям iconМетодические указания для подготовки к семинарским занятиям для студентов...
История государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) [Текст]: методические указания для подготовки к семинарским...
Методические рекомендации к семинарским занятиям iconМетодические рекомендации по подготовке к контрольным работам и семинарским...
Методические рекомендации по подготовке к контрольным работам и семинарским занятиям, зачету и экзамену по предметам: «История и...
Методические рекомендации к семинарским занятиям iconРекомендации для построения заданий тестовой формы
Методические указания к семинарским занятиям, практикум, контрольные работы и задания
Методические рекомендации к семинарским занятиям iconМетодические рекомендации для студентов Методические рекомендации...
Парето-эффективность, технология, общественное производство, экономические ресурсы, факторы производства, предпринимательство, разделение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск