Скачать 241.75 Kb.
|
Пояснительная записка Дисциплина «Народные художественные ремесла и промыслы Тюменского региона» предусматривает изучение процесса формирования у народов Тюменского региона прикладного искусства в целом, декора и орнамента, в частности, отражающих их этногенетические и историко-культурные связи, что является необходимым материалом по художественному образованию и воспитанию (региональный компонент) по всем ступеням. Изучение данной дисциплины необходимо для освоения дисциплин вариативной части профессионального цикла, прохождения педагогической, музейной, художественно-оформительской практик. Цель дисциплины: - научить студентов практическим навыкам художественной обработки конструкционных материалов на основе использования и применения знаний по декоративно-прикладному искусству. Задачи дисциплины: - научить студентов выполнять изделия в разных видах и жанрах народного творчества и промыслов, практическим приемам художественной обработки материалов, последовательности ведения творческой работы. Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства: в области учебно-воспитательной деятельности: - осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой; - планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом; - использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения; - использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; в области научно-методической деятельности: - выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений; - анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации; в области социально-педагогической деятельности: - проведение проориентационной работы; в области культурно-просветительной деятельности: - формирование общей культуры учащихся; в области огранизационно-управленческой деятельности: - организация контроля за результатами обучения и воспитания; - управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ; - организация внеурочной деятельности. Студент должен знать: - основы народного художественного ремесла и промыслов Тюменского региона, - особенности исполнения художественного изделия, - технологии ведения декоративной работы; уметь: - выполнять декоративно-художественную работу, начиная от эскиза и до этапов художественного завершения в избранном материале и соответствующей замыслу технике обработки материалов ручным или механическим способом; владеть: - навыком ведения декоративно-прикладной работы с учетом художественных традиций и современных технологий обработки. Структура и трудоемкость дисциплины. Семестр, 7 Форма промежуточной аттестации: 7 семестр – зачет Общая трудоемкость дисциплины составляет ОДО: 66 часов; ОЗО 66 часов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. Таблица 1.
РАСЧЕТ ЧАСОВ ПО РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ Таблица 2. ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ Таблица 3.
ПЛАНИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ОДО Таблица 4.
ПЛАНИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ОЗО Таблица 5.
Содержание программы курса по темам
Рассмотреть народные промыслы Тюменского региона. Ковроткачество. Сибирские ковры. Тюменский ковер. Тюменская резьба по дереву. Костюм юга тюменский области. Народный костюм хантыйского народа. Народный костюм ЯНАО. Центры обработки кости в Сибири. Тобольский косторезный промысел. Отличительные черты орнамента Тюменской области. Узоры, колорит, символика.
Сибирские ковры. Промысел возник в XIX в. Вначале изготовлялись махровые ковры и паласы (безворсовые ковры). Позже, в 1930-х гг., началось изготовление ворсовых ковров с русским геометрическим и растительным орнаментом. С художественным оформлением ковров и ковровых изделий связана богатая орнаментация. В высоковорсовых и ворсовых коврах преобладает растительный и цветочный орнамент. Выполняются ковры с рисунками «Яблоня», «Чайная роза», «Нежность» и др. Сибирские ковры отличались повышенной декоративностью за счет использования черного фона и живописных цветов на нем. Черный фон ковра символизирует плодородную землю и то изобилие, которое она дарит людям. Яркие букеты напоминают о красках благодатного лета. Также сочетание черного и красного цветов на ковре символизировало могущество и богатство. В сакральном смысле такие ковры считались талисманами на удачу и процветание, а ковры, доставшиеся по наследству от предков, представляли собой мощные обереги дома. Тюменские ковры. Искусство тюменского ручного ковроделия было широко распространено во всех уездах и волостях Тобольской губернии, начиная с 18 столетия. Столичные путешественники, которым случалось бывать в Тюмени, называли ковры «характеристической деталью» местного быта. Их продавали на ярмарках и торжках, ими украшали жилища, застилали сани и укрывали спины лошадей. Были большие ковры – настенные, половые; поменьше – насундучники, налавочники. Ковры оберегали все важные места дома. Тюменский ковёр не имеет аналогов. Он махровый, пушистый, «бархатный» с гирляндой ярких цветов. Как правило, это розы или маки в обрамлении более мелких цветов и листьев. Обязательно крупная кайма, пышный бордюр, наугольники, кисти. Причинами развития коврового промысла были – наличие сырья, стремление крестьян украсить свой дом и повозки, получение прибыли от продажи. Вначале ковры служили для утепления саней и колясок, покрывания сундуков в домах. Изготовлялись ковры, в основном, из коровьей и овечьей шерсти, на горизонтальных деревянных станках. По технике и виду работы тюменские ковры делятся на гладкие – паласы и ворсистые – махровые. По форме и назначению ковры изготовлялись в разнообразии: тропинки, половые, покромы, настольники, полуторные, насундучные, попоны. Наиболее распространенными рисунками на коврах были цветочные – яркокрасные цветы с зелеными листьями на черном фоне. Часто ткали мастерицы узор изображавший две обращенные друг другу конские головы в венках из цветов и зеленых листьев
Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из шерстяных нитей плели пояса и подвязки для обуви, а на иглах вязали носки. На обувь и пояса шла также покупная кожа; на украшения - бисер, металлические подвески. Летом традиционной женской одеждой у хантов и манси были платья на кокетке и халаты из хлопчатобумажной ткани прямого покроя, без воротника; зимой - глухая одежда из оленьих шкур мехом внутрь (малица) и поверх нее такая же одежда мехом наружу (парка). Это могла быть также меховая шуба на подкладке из прочной ткани - сукна или вельвета. Одежда богато украшалась бисером ярких тонов, цветными узкими полосками-аппликациями. Наиболее распространенным головным убором был платок. Зимой носили по два-три платка, вкладывая один в другой. Девушки летом нередко ходили с непокрытой головой. Замужние женщины опускали платок на лицо, закрываясь от старших родственников мужа. Если по одежде женщины судили о ее красоте и умении, то одежда мужчины отражала его достаток. Мужчины носили рубахи (по покрою похожие на женские платья), штаны и пояса, к которым подвешивали мешочки и сумочки с охотничьими принадлежностями. Верхняя одежда была глухого покроя, шилась из сукна или оленьих шкур с капюшоном (малица, гусь). До настоящего времени у манси сохраняется охотничья одежда - "лузан", которую шили из сукна, с капюшоном, незашитыми боками и без рукавов. С внутренней стороны, спереди и сзади, пришивались большие карманы для охотничьих трофеев. Западным, южным, восточным манси и южным хантам было известно ткачество: ткали из покупных льняных ниток или из самодельных крапивных. Ненецкие изделия. Производство художественных изделий из меха и кожи у ненцев связано с кочевым хозяйством. Потребность в удобной и очень теплой одежде диктовалась природой. Меховая одежда, изготовляемая ненцами, в художественном отношении совершенствовалась веками. Материалом для производства художественных изделий из кожи, меха и сегодня служат шкурки бобра, оленя, белки, лисицы. Отличительная особенность меховой одежды ненцев - монументальность, строгость, тонкое чувство цвета, гармоническое сочетание оттенков меха и отделочных материалов - сукна или ровдуги. В ее отделке нет бисера, украшений. Орнамент ненецких изделий имеет четкое построение, состоит из немногих элементов, крупных по отношению к изделию. Ассортимент одежды - малица (глухая мужская меховая одежда), женская зимняя и летняя одежда, головные уборы (в основном капоры), сумки.
Первые косторезные изделия в Тобольске. Ассортимент изделий: шкатулки и коробочки, пудреницы, броши, веера, чернильные приборы, пресс-папье, ножи для бумаги, портсигары и др. Техника резьбы: плоская, рельефная, ажурная. Миниатюрная объемная скульптура. Силуэтные композиции: «гонки» или «поездки». Отличительные черты тобольских мастеров: тщательная шлифовка материала, который остается гладким, без мелких рельефных узоров, без гравировки. Северная тема объявляется традиционной для тобольской резной кости. Обращение к образу шамана и героям северного фольклора. Динамика композиций.
Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, применяемый для украшения каких-либо предметов. Орнаменты хантов и манси встречаются на изделиях из меха, бересты, ровдуги (оленьей кожи), ткани, сукна, дерева. Народные узоры почерпнуты из окружающей жизни, устного народного творчества. Традиционный образ жизни обско-угорских народов ханты и манси основан на охоте и рыболовстве. Образы творчества народа ханты связаны со всем укладом их жизни, с родной природой. Связь с окружающей природой придает орнаменту реалистический характер. Народное искусство, обладающее нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплотившее в себе исторический опыт многих поколений рассматривается как часть материальной культуры.. В традиционной культуре существуют несложные орнаменты. К таким видам орнамента относится линия, полоса, или лента. Прямая линия «туу пант» - прямой след, прямой путь. «След», «путь» (пант) – существует как весьма распространенный элемент украшения одежды. Идея следа характерна для охотничьей культуры, лежит в основе хантыйской орнаментальной системы. Зигзаг считается простейшим и древнейшим орнаментом. У хантов зигзаг называется «щакары». Щакрау пант – на русском языке значит «ломаная». Зигзагообразные орнаменты используются при работе со всеми материалами, кроме меха. Северные группы хантов Ямало-Ненецкого автономного округа имеют узор «сорт пеук» - «щучьи зубы». Узор «шовар пал» - «заячьи ушки» также относятся к несложным орнаментам. Им любят украшать детскую одежду, а именно на детских меховых шубках, малицах, парках. Он является как бы оберегом души детей от всяких дурных влияний, злых духов и тому подобное. Орнамент «олум лук» - «глухарка сна» - обязательное украшение детской люльки, подушки, одежды. До сегодняшнего дня это изображение играет магическую роль: несет в себе силу оберега сна и здоровья ребенка. Орнамент имеет три разновидности: 1. Ленточный орнамент – выполняется в полосе (фризы, бордюры, окаймление, орнаментальные ленты и т.д.). 2. Композиционно-замкнутый орнамент – выполняется в круге, квадрате, ромбе, треугольнике (розетки). 3. Сетчатый орнамент – заполняет поверхность сплошным узором. Композиция его строится при помощи сетки, состоящей из системы разнообразных узлов. Одним из самых распространенных приемов построения орнамента является симметрия. Если же несколько элементов орнамента расположены вокруг одной точки (птицы, животного), то получаем центральную симметрию, при угловой симметрии элементы орнамента повернуты к центральной точке под определенным углом, выполняя орнаментальную композицию, нужно помнить, что покрыть орнаментом поверхность – не всегда означает сделать ее красивой, художественно выразительной; необходимо не терять чувство меры. В общей композиции орнамент наносят на ту поверхность, которую нужно выделить или с помощью которой надо отделить или подчеркнуть другую поверхность. Гамму колористических сочетаний составляют основные цвета: белый, желтый, красный, зеленый, синий, черный. При этом по возможности в любых бисерных изделиях обязательно присутствует белый – цвет божественный, обращенный к силам верхнего мира. Красный цвет символизирует жизнь земную, человеческую, и в то же время огонь, который может быть диким, несущим повреждения и смерть, и домашним, несущим тепло домашнего очага, достаток и комфорт. Черный цвет символизирует подземный мир, где скрывался мир предков с его символикой, сакральностью, которым управлял Куль – бог болезней и смерти. Синий, желтый и зеленый цвета отражают основную цветовую гамму наземного живого мира. Орнамент и цвет предмета декоративной пластики во многом зависит от места его применения в костюме: область головы, нагрудная часть, пояс, рукава, подол платья или сака, обувь. В верхней части костюма преобладают светлые тона, в нижней – темные. Перечень примерных заданий для самостоятельной работы.
Перечень примерных тем для презентаций и сообщений к зачету
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Рекомендуемая литература а) основная:
б) дополнительная:
Материально-техническое обеспечение дисциплины Для обеспечения данной дисциплины необходимы: компьютерный класс, школьная доска, видео проектор, компьютеры (не менее 12 штук), учебная литература, подборка метод литературы, карточки задания. |
Пояснительная записка Цель и задачи освоения дисциплины Цель: изучить... Проанализировать уровень хозяйственного освоение болот, заболоченных территорий и озер Тюменского региона | Пояснительная записка Дисциплина «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира» Основное внимание, базовая опора курса строится на народных промыслах и ремёслах русского народа, а также особенностях промыслов... | ||
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы | Рабочая программа учебной дисциплины «Декоративно-прикладное искусство... Квалификация: художник – мастер с углубленной подготовкой в области традиционного прикладного искусства | ||
Янчилина Елена Владимировна, учитель изо, маоу №сош №1 им. Н. А.... Представленная разработка блока уроков на тему «Народные промыслы. Разделочная доска» | Рабочая программа учебная дисциплины од. 11 Безопасность жизнедеятельности... Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы... | ||
Дорогие ребята! Представленная разработка блока уроков на тему «Народные промыслы. Разделочная доска» | Реферат «Народные промыслы Нижегородской области» Муниципальное образовательное учреждение Роженцовская средняя общеобразовательная школа | ||
Жизненный путь М. Горького Представленная разработка блока уроков на тему «Народные промыслы. Разделочная доска» | Программа проведения III городской детской научно-практической конференции... Югры и России, и в соответствии с планом мероприятий управления по делам молодёжи, культуры и спорта Администрации городского поселения... | ||
С. Ф. Масленникова народные промыслы урала Печатается по рекомендации методической комиссии гуманитарного факультета. Протокол №1 от 21 октября 2009 года | План-конспект урока по литературе 20 века Представленная разработка блока уроков на тему «Народные промыслы. Разделочная доска» | ||
Пояснительная записка к уроку Тема урока : Народные колыбельные песни Тема в программе: «Культура Омского Прииртышья». Р1 «Летописи и устное народное творчество Омского Прииртышья». Народные колыбельные... | Урок фольклор по технологии в 7 классе Тема: «Самобытные ремесла казахского народа. Обобщение» Оборудование, наглядности: казахские народные костюмы, музыкальное сопровождение, поделки уч-ся, реквизит | ||
А б класс русскиий язык п. 45, 46 правила. Стр. 132 контрольные вопросы Представленная разработка блока уроков на тему «Народные промыслы. Разделочная доска» | «Промыслы и ремесла на Кубани» На уроках кубановедения вы уже успели познакомиться с жизнью наших предков. Узнали в каких домах жили, какое хозяйство вели. Я думаю,... |