Что такое творчество?





Скачать 172.99 Kb.
НазваниеЧто такое творчество?
Дата публикации08.11.2014
Размер172.99 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Культура > Вопрос
Стимулирование творческой деятельности учащихся.
Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью

Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить свое «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как показала практика, такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и уж, конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности.

Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности (творить, создавать ). Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести возможность для самореализации, для выражения своего «я».

Творчеству, как и любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличают творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность. Поэтому условия максимального проявления творческих способностей учащихся предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, образного мышления.

Важным условием творческой деятельности является чувство удивления, новизны, а также готовность принять нестандартный вопрос, нестандартное решение. Вот почему специальные уроки творчества лучше начинать с чего-то необычного для учащихся, например, с предложения учителя ответить на вопрос: «Что можно сделать необычного с обыкновенным… кирпичом?» Варианты ответов будут разнообразны, но прежде всего ценятся те, которые предполагают использовать кирпич нестандартно ( украшение для газона, противовес в домашних весах, кукольная мебель, инструмент для колки орехов, лечебное средство от радикулита, подставка и т. д. ).

На другом уроке учащимся предлагается проверить тезис том, что любая информация передается не только через содержание, но и через интонацию, жесты и мимику говорящего. Можно выбрать пословицу «От топота копыт пыль по полю летит» и предложить учащимся такую ситуацию: представьте, что вы пришли в школу и узнали, что литературы сегодня не будет. Передайте эту информацию однокласснику с помощью жестов, мимики, но текст будет этой поговорки. Интонация должна показать, радуетесь вы этому случаю или нет. При выполнении этого задания происходит не простое обыгрывание воображаемой ситуации, но формируется умение эмоционально передавать, «переживать» информацию.

Сферы эмоций и воображения тесно связаны, и если поставить подобные ограничительные рамки для воображения, то не найдем ли мы новые пути для решения мыслительных, учебных и других задач.

В качестве творческого тренинга можно предложить школьникам такую задачу. Называются 3 слова «круглый, красный, кислый». За 5 минут нужно придумать не менее 5 предметов, которым были бы свойственны эти 3 определения. Как правило, называются яблоки, ягоды, витамины, конфетка. Здесь важно уловить момент, когда учитель скажет:

- А почему никто не назвал красный мяч?

- Но он же не кислый, - возразят ребята.

- А кто мешает вам облить мяч лимонным соком?

И тогда начинается новый яд: круглый кусок кирпича в уксусе, томатный суп в круглой тарелке, красный зонт под дождем около химзавода.

В ходе работы учитель может сделать вывод о преобладании в классе того или иного уровня творческого воображения. Как правило, выделяется 3 уровня: начальный ( учащиеся называют готовые, существующие в природе материалы и явления ), средний ( предлагают предметы и явления, подвергшиеся воздействию человека ), высокий (основан на образном восприятии и максимально отражает личное, субъективное отношение человека к называемому явлению ).

Умение решить творческую ( учебную ) задачу в условиях формирует и следующее задание: предлагаются 3 любых слова, лучше, если их назовут сами ученики, за 7 минут нужно составить не менее 9 предложений, в каждом из которых обязательно будут употреблены все эти слова. Набор слов непредсказуем: вагон, Австралия, облако; цветы, зачет, ночник… Учащиеся довольно быстро исчерпывают возможности начального и среднего уровней воображения и поневоле начинают использовать третий, образный уровень: и получается, что вагон влюбляется в Австралию и мечтает о облаке, на котором он и долетит до предмета своей мечты. Можно предложить написать целый рассказ, и это тоже создаст определенные ограничения, которые нужно и можно преодолеть в творческом процессе.

Подобные задания учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыденные вещи под новым, непривычным углом зрения. Можно предложить учащимся придумать монологи от имени вещей, которые окружают нас ( старая расческа, шнурок в правом ботинке, перегоревшая лампочка ).

Такое образное восприятие очень важно для мышления. Именно оно помогает нам при чтении и понимании поэзии, прозаических литературных произведений, описаний исторических событий и т. д.

Полезно познакомить учащихся с конкретными и абстрактными образами. Для этого школьникам предлагается, например, последовательно представить кошку, которая умывается; лесную поляну в солнечный день; ощущение весны. Этот прием помогает почувствовать разницу между внешним, событийным описанием и описанием, проникнутым отношением и настроением самого человека. От образа к образу возникает потребность творящего в подборе определенных слов и понятий, которые могли бы наиболее полно передать субъективное восприятие данного образа.

Уже на первых творческих уроках следует объяснить ученикам, что к своему труду нужно относиться уважительно и достойно. Школьники должны сами отказаться от заниженной самооценки на творческих уроках. Для этого можно ввести систему шутливых штрафов: за каждую фразу «Ой, у меня не так»… учитель назначает штрафное очко. На последующих уроках эти штрафы не только останавливают забывчивых, но и служат своего рода предупреждением для остальных: любите то, что вы делаете.

Отношение учителя к результатам детского творчества – тема очень обширная. На начальном этапе должно преобладать бережное отношение к тому, что создается детьми. На первых творческих работах лучше полностью отказаться от критики. В дальнейшем нужно сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей. Следует помнить, что любая крайность в данном вопросе нежелательна, так как может сформировать у учащихся заниженную самооценку.

К приемам, активизирующим интеллектуально-волевую сторону творческой деятельности, относится работа с ассоциациями. Научившись самостоятельно устанавливать ассоциативные связи между предметами и явлениями, человек использует произвольное ассоциирование, что составляет основу его мыслительного и творческого процессов. Пример с хореем и ямбом. ( в обоих словах 2 слога, ударение в этих стихотворных размерах ставится наоборот, а не как в словах – н-р. хорей – ударение на втором слоге, а в стихотворном размере на первом ).

Кроме ассоциации можно предложить прием, который передается 3 словами: «плюс, минус, интересно». Смысл его в том, что учащимся предлагается на рассмотрение любая проблема: «Как ,на ваш взгляд, сложилась бы судьба Дубровского, если бы он все-таки женился на Маше?» В данном решении проблемы учащиеся должны выделить все достоинства ( плюсы ), недостатки ( минусы ), и такие особенности, которые нельзя соотнести с плюсом или минусом ( для этого выделена категория «интересно» ).

Большое значение имеет написание сочинений в жанре эссе. Этот жанр научит рассуждать, сравнивать, анализировать, сопоставлять, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее. Вот почему стоит вводить такие сочинения как можно раньше. Нужно только помнить, что название такого сочинения не должно предполагать готового, однозначного ответа, а давать простор уму, воображению, фантазии. ( н-р. «Я Вам пишу…», «Что могу пожелать я миру, в котором буду жить…» )

В каждом ребенке творец открывается с первого беспомощного рисунка, слабенькой рифмы, неумелого прикосновения к музыкальному инструменту. С чего начинаю работать я, желая добиться желаемых результатов в развитии творческих способностей учащихся.

Каждый учебный год, обычно, начинается с сочинения на тему: «Как ты провел лето?» Многие учителя сейчас отказываются от этой темы, дабы избежать косности, рутины, обвинений в педагогической неизобретательности. А я считаю, что это сочинение выполняет в начале года роль экспресс-диагностики. Но форму эту ( естественно, несколько устаревшую ) нужно изменить. И я предлагаю ребятам писать обычные сочинения, но не за себя, а за … своего соседа по парте. Проверяет сочинение, конечно, его лирический герой, он оценивает содержание, исправляет замеченные ошибки. Затем учитель собирает и перепроверяет сочинения, несколько работ хорошо разобрать вслух, прокомментировать, какие важные детали упущены, переданы ли в целом настроение, чувства. Можно попросить поднять руки тех, кто доволен сочинениями о себе.

Данная форма позволяет отработать внимание, грамотность и, конечно, совершенствовать творческие способности учеников.

Любой вид работы, даже типовое сочинение о лете, можно обогатить дополнительными заданиями. Например, одного ученика ( по желанию ) вызываем к доске читать свое сочинение, а всем остальным даем задание: по мере чтения выписывать все замеченные существительные, определяя их род, число, падеж, склонение. Можно выписывать глаголы, определяя спряжение, служебные части речи и т. д. Естественно, такую форму работы лучше проводить в старших классах.

Еще больше активизируют грамматические познания творческие задания с ограничением. Например, написать сочинение о лете, не используя глаголов 1 спряжения. Можно использовать сразу несколько тем, распределив задания по рядам: первый обходится без существительных в именительном падеже, второй – без двусоставных предложений, а третий обязан использовать все одиннадцать глаголов-исключений. Конечно, такая работа требует больше времени, и ее лучше дать на дом. Зато на повторение пройденной в прошлом году темы уйдет меньше времени.

Для восьмиклассников очень эффективна работа на уроке русского языка по развитию речи. Мы пишем миниатюры «Восход солнца» ( еще из практики учителей дореволюционной России ), развивающие воображение и поэзию в душе человека. В них смесь романтизма с реализмом – каждый характер предстает очень выпукло, кто-то придумывает, кто-то очень образно передает свои ощущения, кто-то просто описывает, но все одинаково дорого, потому что искренне и чисто.

К очень интересным жанрам сочинений можно отнести сочинения-стилизации или, как мы их еще называем, «несерьезные сочинения». К сочинениям-стилизациям можно отнести и некоторые сочинения по данному началу, если исходный текст имеет ярко выраженные стилистические особенности. Например, следующий остроумный и занимательный текст, взятый из книги Андрея Усачева «Мои географические открытия».
Пятьсот лет назад известный мореплаватель Христофор Колумб открыл Америку. Этот факт известен всем, даже учителям истории и географии. А вот всем ли известно, что было бы, если бы пятьсот лет назад Колумб не открыл Америку. Неизвестно, что было бы, но кое-чего не было бы, если что-нибудь было вообще! Если бы Колумб не открыл Америку, не было бы, например, табака, и самих курильщиков, и общества борьбы с курением – с чем бы оно тогда боролось?..

Ученикам предлагается сочинить продолжение этого юмористического рассказа и высказать свои соображения по поводу того, что кое-чего не было бы, если бы Колумб не открыл Америку.

Эту работу я проводила в 5 и 8 классах. И оказалось, что пятиклассники пишут лучше, то есть свободнее, непосредственнее, фантазируют ярче и оригинальнее. Подростки 13 лет уже отягощены грузом обязательных знаний, импровизировать им труднее, они боятся написать что-то не так.

На уроках, посвященных фразеологии, после работы с упражнениями учебника и карикатурными рисунками можно предложить детям представить себя иностранцем, которому очень трудно будет разобраться с фразеологизмами в русской речи. Ребятам дается задание придумать историю, в которой героем был бы гость из «дальнего зарубежья», попадающий в курьезные ситуации из-за прямолинейного толкования русских слов. После выполнения такого задания ученики никогда не спутают свободные словосочетания и устойчивые выражения.

Отдельно хочется сказать о экзаменационных изложениях в 9 классе. Многие учителя детально отрабатывают те 70 текстов, что даны в сборнике. Но что же тогда получится? Эти 70 изложений ребята будут знать детально, а с остальными текстами просто работать не смогут! А ведь вся система работы должна быть направлена на то, что ребенок должен понимать любой текст.

И потому я рискую предложить материал для изложения не из экзаменационного списка. Для примера можно взять текст Фазиля Искандера «Костер». Задания к нему даю следующие:

  • напишите подробное изложение, докажите или опровергните главную мысль текста конкретными примерам из вашей жизненной практики;

  • если ваше мнение отличается от авторского, то постарайтесь аргументировано изложить свою позицию.

Девятиклассники с удовольствием работали с этим материалом, рассказали много историй «про костер» да и просто задумались над многими проблемами, затронутыми в тексте.

Творческие задания можно использовать и на уроках изучения морфологии. Например, на уроке по имени существительному можно попросить учеников сочинить рассказ о том, что было бы, если бы не было имени существительного ( рассказ можно сочинять как каждому ученику в отдельности, так и всем вместе, по принципу снежного кома – все по одному предложению ).

И особо хочется остановиться на уроках по синтаксису. Если на орфографические правила в принципе «можно натаскать», то с пунктуацией такое не пройдет – необходимо понимание. Как помочь своим ученикам освоить и полюбить синтаксис, как не испугать их новыми понятиями, не оттолкнуть сложными классификациями?

Один из передовых методов работы с синтаксисом – использование специальных игр. Часть из них широко распространены как общеразвивающие, некоторые придуманы специально для уроков русского языка. У каждой игры свои возможности. Одни активизируют и формируют синтаксическое чутье , освежают восприятие языка, помогают рефлексии, привлекают внимание к синтаксическим конструкциям. Другие помогают разобраться в конкретной теме, привлечь внимание к определенному синтаксическому элементу. Третьи позволяют лучше освоить правила пунктуации. Есть важное условие: игры будут по-настоящему полезны только при систематическом применении. Можно начинать и заканчивать игрой каждую крупную тему, можно отводить на игры один урок в неделю, можно играть на каждом уроке по десять минут – выбор зависит и от самой игры, и от множества обстоятельств. Главное – чтобы игра на уроке была не исключением, а правилом. Кстати, игры могут стать и прекрасной формой итоговой зачетной работы по всем темам. И хорошо, конечно, если с этими играми ученики познакомятся задолго до 8 класса – тогда многое будет проще и естественнее.

Хочется привести несколько примеров таких игр.

Игра «Снежный ком».

В эту игру с удовольствием играют и большие, и маленькие. Правила очень просты. Первый играющий произносит нераспространенное предложение, например: Мальчик идет. Каждый следующий должен прибавить к предложению одно слово, правильно повторив все предложение целиком: Мальчик идет в кино. Мальчик быстро идет в кино. Прибавлять можно в любом месте, служебные слова не считаются. Игрок, который при повторении пропустил слово или переставил слова местами, выходит из игры. Чтобы игра была более эффективной, нужно попросить ребят составлять схемы вновь сказанных предложений.

В этой игре прекрасно развивается память, внимание, способность сосредоточиться, умение слушать друг друга. Появляется навык критически оценивать чужую речь, развивается речевая изобретательность.
Игра «Чепуха».

Проходит игра так: ведущий последовательно задает вопрос: Кто? Что делает? Зачем? Когда? И т. п. Каждый игрок на своем листке записывает ответ, а потом заворачивает край листка так, чтобы запись была не видна и передает соседу. Т. о. все обмениваются листками. Игра заканчивается тем, что все разворачивают листки и читают ту чепуху, что написана на их листках. Проигравших быть не может. Эта игра словно специально создана для изучения синтаксиса. Можно обсудить с детьми, почему одни листки удачные, а другие нет. В ходе наблюдений выяснится, что непременное условие – правильные синтаксические связи: употребление того падежа, который задан вопросом, верное использование предлогов и т. д.

Игра «Головоломки».

Играющие делятся на небольшие команды. Ведущему нужно заранее подготовить количество копий головоломок по числу команд.

Головоломка представляет собой отрывок стихотворения из 4-12 строк, которые заранее разрезаны на отдельные слова. Задача играющих – как можно быстрее восстановить текст стихотворения, расположив слова в нужном порядке. Побеждает та команда, которая быстрее восстановит стихотворение.

Эта игра развивает способность глубоко и полно анализировать текст, не упускать из виду тончайшие смысловые нюансы.

На уроках изучения прямой речи можно использовать не стихотворение, а диалог.
Игра «Заголовки».

Играющие делятся на несколько команд. Каждой команде понадобятся: большой лист бумаги, ножницы, клей, много старых газет и журналов. Задача команд в том, чтобы за отведенное время ( не менее 30 минут ) на большом листке бумаги сделать газету, используя при этом только вырезки из газет, журналов. Писать и рисовать самим запрещается. Слова могут составляться и из отдельно вырезанных букв, фразы – из слов. По истечении времени команды вывешивают получившиеся газеты на стене.

В этой игре развивается речевая изобретательность, чувство юмора, способность замечать неочевидные связи, обыгрывать разные значения слов и фраз. Важно и т, что игра требует слаженной совместной творческой работы, умения понять и поддержать замысел другого.

Игра «Джокер».

Играющие делятся на две команды. Несколько игроков первой команды подходят к команде соперников, и те тихо сообщают им загаданное слово. Затем они подходят к своей команде и по очереди говорят по какой-либо фразе, заменяя загаданное слово словом «джокер». Например: Мультфильм «НУ, погоди!» очень «джокер». Всем приятно общаться с «джокер» людьми, которые всегда улыбаются. Задача остальной команды – как можно быстрее, т.е.за наименьшее количество фраз отгадать, какое слово скрывается за «джокером».

Игра развивает способность воспринимать контекст, восстанавливать с его помощью недостающие элементы фраз. А также требует умения анализировать языковой материал и тщательно его отбирать.
Игра «Определения».

Играющие делятся на несколько команд. Несколько игроков одной команды подходят к команде соперников, и им тихо сообщают любое существительное. Затем они возвращаются к своей команде и начинают по очереди называть определения, подходящие к загаданному слову.

После каждого загаданного определения делается пауза. Команда пытается угадать слово. Ведущий считает количество определений, которые потребовались команде, чтобы угадать слово.

Такая игра привлекает внимание к законам сочетания слов в речи. Анализируется словарный запас, формируется навык наблюдения за языковыми явлениями., развивается способность верно оценивать информативность сообщения.
Игра «Глокий язык».

Прежде чем начать игру, ведущий разбирает с ребятами фразу Л. В. Щербы

«Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка». Ребята убеждаются, что смысл фразы не понятен, но очень многое станет понятным благодаря синтаксическому и морфологическому анализу слов. Так формируется правило «глокого языка». Когда правило сформулировано, ученики получают задание продолжить историю о куздре. Побеждает тот, кто написал самый интересный рассказ и не нарушил правил.

Эта игра – прекрасный способ буквально «руками пощупать» единицы языка, отношения между ними, языковые законы…
Отдельно хочется остановиться на лингвистических мини-изложениях. Их можно начинать проводить с 6, 7 классов, постепенно повышая их сложность. Почему мини-изложения? Во-первых, этот тип работы позволяет проводить изложения часто и регулярно ( лучше всего – раз в неделю ), т. К. работа над таким изложением занимает всего пол-урока. Во-вторых, маленький сюжет не дает ребятам «спрятаться» за сюжет, заставляет обращать внимание на боле сложные уровни теста: движение мысли, яркую образность, стиль. Наконец, появляется больше возможностей для анализа ошибок. Имеет смысл заранее обсудить с ребятами специфику текстов, их стиль. Если позволяет время, хорошо обсудить не только текст, но и поставленную в нем проблему, привести свои примеры, высказать мнение. Такая форма изложений делает ребят более грамотными, творчески подкованными, в конце- концов, более готовыми к экзаменационному сочинению.

На уроке литературы работа над совершенствованием творческих способностей проходит еще чаще. Например, уже в 6 классе во время изучения повести Толстого «Отрочество» при комментированном чтении 2 главы обращаю внимание на то, как изображается гроза . Явление природы рисуется в единстве чувственных ощущений: что видит герой, что слышит, изменения в природе сопровождаются изменениями в эмоциональном состоянии воспринимающего субъекта. После чтения этой главы провожу письменную работу в классе. Цель ее - попытаться описать какое-либо природное явление ( по воспоминаниям и собственным наблюдениям ) в стиле произведений Толстого. Ребята учатся видеть прекрасное и «дарить» свои ощущения людям.

Не менее интересный пример творческой индивидуальности детей можно привести, вспомнив пьесу Мориса Метерлинка «Синяя птица», которую мы с шестиклассниками проходим на уроке внеклассного чтения. На последнем уроке мы вновь перечитываем финал пьесы, в котором герои произведения прошли через сложные испытания и … вновь потеряли птицу Счастья. Что же будет с ними дальше? Я прошу ребят продолжить пьесу и предложить свои варианты завершения этой чудесной, доброй и мудрой феерии. Финалы получаются самые разнообразные, каждый из них хорош своей неповторимостью, индивидуальностью.

Еще по опыту 5 класса мы помним, как удачно можно проиллюстрировать произведение. Пробовали мы нарисовать героев, их костюмы, ремарки к различным действиямЕще по опыту 5 класса мы помним, как удачно можно проиллюстрировать произведение. брой и мудрой феерии.пытания и .ся изменен. Не оставили в стороне мы и другой, не менее прекрасный вид искусства – музыку. Прослушав несколько музыкальных эпизодов, мы попытались соотнести язык слов и язык звуков. У некоторых ребят получались необыкновенно тонко прочувствованные миниатюры.

Модным веянием нашего времени является реклама. А мы и ее «взяли к себе на службу». Уже в конце 5 класса я прошу ребят самостоятельно дома

( естественно, после предварительной консультации ) придумать рекламу к наиболее запомнившемуся произведению, прочитанному в течение года. Свои рекламы можно сопроводить рисунками. Победит в этом конкурсе юных рекламщиков тот, кто ярче всех представит свою книгу, кто привлечет своей рекламой наибольшее число читателей

После изучения одного из самых древних жанров, басни, я прошу ребят (можно не всех, а по желанию ) написать в стихах или прозе свою басню на вечные темы и нестареющие сюжеты. И результат, как правило, превосходит все ожидания.

Уже с 6 класса перед изучением творчества любого, из хорошо известных, писателя или поэта, например А. С Пушкина, можно дать задание – написать сочинение-миниатюру «Мой Пушкин». В этом сочинении ребята могут отразить личность самого поэта, свое понимание его произведений, каких-то проблем, волнующих учеников. Темы у детей могут быть самыми разнообразными, право выбора тоже остается за ними.

Ну и, конечно, ребята имеют право закончить великолепные, но, к сожалению, незаконченные произведения . Например, роман «Дубровский». Произведение воистину прекрасное, но план третьего тома так и остался у А. С. Пушкина только в черновиках. А мы решили попробовать реализовать намеченное и представить , как могли бы сложиться судьбы героев дальше. И в этих работах каждый из учеников смог , пусть на время, почувствовать себя Пушкиным.. Кто-то из ребят сделал судьбу Маши и Дубровского счастливой, устроил так, чтобы они встретились, кто-то заставил своих героев страдать и дальше. Но самое главное – все были индивидуальны, неповторимы и каждый по-своему хорош.

Очень интересным может получиться урок в 9 классе после изучения романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Это урок о дневнике как очень ярком и самобытном литературном жанре. Цель этого урока – познакомить учащихся с историей возникновения дневников как литературного произведения, объяснить правила ведения дневника, дать прослушать избранные дневниковые записи.

Дневник изначально предполагает полную откровенность, искренность мыслей и чувств пишущего. Эти свойства придают дневнику интимность, лиричность, страстность интонации. А учеников они дисциплинируют, помогают выработать свой неповторимый слог.

А в старших классах учащиеся, получив все необходимые навыки, уже свободно и с удовольствием разнообразят уроки. Это литературные композиции при изучении стихов великих поэтов, и самостоятельно созданные художественные галереи как сопровождение к новому произведению, и компьютерные презентации с использованием разных видов искусства. Конечно, для этого нужно немало потрудиться в средних классах, зато в 10 и 11 классе результат будет налицо.

Т. о. деятельность педагога заключается прежде всего в развитии у учащихся самой потребности в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды творчества.

Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приемы, активизирующие творчество учащихся, и специальные творческие уроки. Для педагогов есть несколько рекомендаций-пожеланий:

-будьте терпеливы, не ждите быстрых результатов;

- не забывайте о доброжелательности, оценивание детских творческих работ – дело деликатное;

- не бойтесь движения и шума на занятиях, это «разогревает» детей;

- помните о равноправии, не нужно делить детей на талантливых и «остальных»;

- творите сами, попробуйте проигрывать все приемы.

Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов!

«Стимулирование творческой

деятельности учащихся».


Из опыта работы Хробостовой Елены Валерьевны, учителя русского языка и литературы МОУ «Илешевская средняя

общеобразовательная школа»

Кологривского района .

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Что такое творчество? iconТема урока Основные понятия
Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют
Что такое творчество? iconКалендарно-тематическое планирование модуля «Светская этика»
Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют
Что такое творчество? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Что такое периодическое колебание? Каковы его характеристики? Что такое основная частота сложного колебания?
Что такое творчество? iconЧто такое мировоззрение?
...
Что такое творчество? iconКонспект урока по теме: «Алгоритмы»
На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм…
Что такое творчество? iconКонспект урока по теме: «Алгоритмы»
На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм…
Что такое творчество? iconЧто такое хорошее образование, что такое качественное образование?
Но преобладающей формой организации обучения в школе остается традиционный урок. Это определило тему статьи
Что такое творчество? iconТы и твоя семья
Оборудование: материалы для интерактивной доски: «Зарядка для глаз», «Иллюстрированные страницы»; мультфильм «Что такое хорошо и...
Что такое творчество? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Что такое философия?: Х. Ортега-и-Гассет Что такое философия? (лек. 1—8) или как альтернатива
Что такое творчество? iconУченик 9 ”Б” класса, Шандалов Дмитрий Научный
В этой главе вы узнаете что такое импульс,удельный импульс, закон сохранения импульса,принцип реактивного движения, а также, что...
Что такое творчество? iconЧто такое болото?
Что такое болото? В зависимости от состава растительного покрова ботаники делят болото на лесные, кустарниковые, кустарничковые,...
Что такое творчество? iconТемы вашего учебного проекта
В данном проекте рассматривается что такое загрязнённые воды, какова роль и влияние загрязнений, какие существуют источники загрязнений,...
Что такое творчество? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На прошлых уроках мы говорили о том, что такое программное обеспечение компьютера. Напомните, пожалуйста, что эта такое, какие виды...
Что такое творчество? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Что такое философия? (на основе проработки текстов; см ниже). Соотношение философии, науки и искусства (Ж. Делез, Ф. Гваттари «Что...
Что такое творчество? iconVii школьная научно-практическая конференция «Молодежь и наука»
Коллективная (2,3 класс) исследовательская работа «Что такое вода?». Руководитель Е. В. Кирдяшева. Цель работы: выяснить, что такое...
Что такое творчество? iconУрок по теме, базируется на пройденном материале. Тип урока: комбинированный....
На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм…


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск