Примерная программа спецкурса (по выбору) «синергетика архитектурного творчества»





Скачать 144.44 Kb.
НазваниеПримерная программа спецкурса (по выбору) «синергетика архитектурного творчества»
Дата публикации20.11.2014
Размер144.44 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Культура > Примерная программа


МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ)
«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор

Московского архитектурного института

(государственной академии)



________________ Д.О. Швидковский
“____” _____________________ 2008 г.

Примерная программа спецкурса (по выбору)



«СИНЕРГЕТИКА АРХИТЕКТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА»
федерального компонента

ГОС ВПО второго поколения

Направление: 630100 – АРХИТЕКТУРА

Квалификация специалиста:

– АРХИТЕКТОР

– АРХИТЕКТОР-ДИЗАЙНЕР

– АРХИТЕКТОР-РЕСТАВРАТОР

Москва – 2008


Примерная программа спецкурса (по выбору) «Синергетика архитектурного творчества» федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению 630100 АРХИТЕКТУРА (квалификация специалиста – АРХИТЕКТОР, АРХИТЕКТОР-ДИЗАЙНЕР, АРХИТЕКТОР-РЕСТАВРАТОР).


  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ




    1. Цель спецкурса


Цель спецкурса – дать студентам представление об архитектурном творчестве через призму синергетического миропонимания.



    1. Задачи спецкурса


В соответствии с целью спецкурса предполагается решение следующих задач:

  • дать студентам представление о синергетике как новом миропонимании;

  • ознакомить их с основными ключевыми синергетическими понятиями и их связи с архитектурой;

  • рассмотреть творчество архитектора в контексте синергетического миропонимания.



    1. Место спецкурса в профессиональной подготовке выпускника


Творчество архитектора и дизайнера на основе владения синергетическим мировоззрением может сделать мир, в котором живет человек, более комфортным, здоровым, человечным и одухотворенным. Синергетика способна инициировать творческую деятельность архитектора, дизайнера, как ХУДОЖНИКА.


    1. Требования к уровню освоения содержания спецкурса


В процессе изучения спецкурса (по выбору) «Синергетика архитектурного творчества» весьма желательно ознакомление студентов с учебными пособиями, отдельными первоисточниками, принадлежащими перу выдающихся мыслителей, художников и архитекторов прошлого.

В учебном процессе предусматривается самостоятельная работа студентов в виде контрольных работ, а также подготовка студентами творческого реферата. Тема реферата утверждается в процессе собеседования с каждым студентом индивидуально.

Рекомендуется в учебном процессе использовать для ознакомления новейшие исследования по архитектуре и дизайну.


  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА




    1. Разделы курса


Спецкурс (по выбору) «Синергетика архитектурного творчества» включает в себя 8 тем.


    1. Темы и их краткое содержание



Тема 1. Введение. «Выбор» новой системы ценностей.

Смена культурной парадигмы, смена системы ценностей. Критически-творческое переосмысление традиционных представлений и ценностей. Освоение новых ценностей. Новое миропонимание. Ценностные ориентиры в формирующейся Культурной Среде XXI тысячелетия. Внешние и внутренние причины смены культурной парадигмы. «Вызовы» социуму и поиски адекватных «ответов». Экологическая ситуация, ее кризисные проявления. Новое отношение к природе. Состояние социума и выбор перспектив его развития. Духовная сфера: новые проблемы и неординарные решения. Место и роль личности в период «выбора» новой системы ценностей. Возможные перспективы проявления неповторимости, уникальности личности. Новое в творческой деятельности человека в контексте формирования и освоения новых культурных ценностей. Архитектура, архитектурное творчество, архитектор в процессе становления новой системы ценностей.

Синергетика – особый «формат» и содержание миропонимания. Синергетика и новые акценты, грани, толкования архитектурного творчества.
Тема 2. Синергетика – новое миропонимание

Рождение синергетики в середине XX века – «ответ» на «вызов» культуры. Синергетика как содружество, совместные действия. Отцы-основатели нового миропонимания (Пригожин И.Р., Хакен Г., Арнольд В.И., Тома Р., Волькенштейн М.В., Чернавский Д.С.). Синергетика и новая картина мира. Мир – открытая, неравновесная, саморазвивающаяся система.

Основные задачи синергетики. Базисные понятия, категории, смысло-образы синергетики (аттрактор, бифуркация, флуктуация, диссипация и т.д.). Нетрадиционная интерпретация привычных слов и понятий: закон-случай, событие, порядок-хаос, стабильность-неравновесность, единичное, парадокс, командование-инициирование и так далее. Своеобразие методологии синергетики.

Синергетика как междисциплинарное направление в современной культуре. Синергетика и научные (естественные и гуманитарные) знания. Синергетика и искусство.

Синергетика и архитектура: архитектура - синергетическая система; архитектура – история и перспективы саморазвития системы «архитектура» в контексте смены систем ценностей; синергетика архитектурного творчества; творческая личность архитектора в синергетическом контексте.
Тема 3. Архитектура и ключевые синергетические понятия

Архитектура – система открытая, сложноорганизованная, нелинейная, неравновесная. Открытость системы «архитектура», «градостроительство». Открытость и диалогичность архитектуры. Сложноорганизованность системы «архитектура». Место, материал, конструкции, функции, выразительность и так далее. Нелинейность системы «архитектура». Многовариантность архитектуры. Альтернатива развития архитектурного проекта и возможность оптимального выбора. Неравновестность системы «архитектура». Принципы устойчивости и развития в единой системе «архитектура. «Взаимоконфликтность» архитектуры (Кристофер Дей). Неравновестность и смена стилей в архитектуре. Неравновестность и «авторское» в архитектуре. Синергетичность системы «архитектура», «градостроительство» и новые акценты и черты в архитектурном проектировании.
Тема 4. «Диалог» биосоциокультур и архитектуры

Биосфера, ее саморазвитие и «вызовы» социуму. Архитектура – открытая, неравновесная система и соритмичность ее развития в контексте биосоциокультур. «Малодинамичность» архитектурной среды и масштабность и «глубинность» ее воздействия на человека, общество. Состоявшиеся «ответы» социума: генетический и социальный. Социальные «ответы» биосферы: Древневосточная система ценностей (ДВЦ); Европейская, затем Европо-атлантическая система ценностей (ЕЦ). Новый «вызов» биосферы в XX веке и перспектива «выбора» социумом. Современный антропогенез и цивилизационные разломы (Моисеев Н.Н.). Агротрадиционалистские общества и архитектурная деятельность. Природа – активная, доминирующая сторона «диалога». Урбанисциентские общества и архитектурное творчество. Человек, человечество – активная, господствующая сторона «диалога». Бифуркация и перспективы выбора. Ноосферное общество и возможные принципы творческой (архитектурной) деятельности.

Задание: тест «Мир вокруг меня и я».
Тема 5. Полезный опыт агротрадиционалистской культуры для современной архитектурной деятельности

Особенности закономерности, приемов и свойств архитектурной деятельности древности. Агротрадиционалистская культура и древневосточная система ценностей. Природа как инициатор-аттрактор пространственных решений в архитектуре. Природа – «камертон» Места, материала, масштаба, формы, функциональности, образности архитектуры. Архитектура ДВЦ – ландшафтная архитектура. Учет особенности рельефа, ландшафта, климатических условий и т.д. и информационно-ценностная выразительность архитектуры. Выбор Места архитектурного объекта – особо значимая задача древнего зодчего.

Приоритет гармоничности и соритмичности архитектурных сооружений с Природной Средой. Интуитивное решение вопросов коэволюции природы и человека в архитектурной деятельности. Выбор салюберогенных (благоприятных) Мест для архитектурных объектов. Опыт защиты архитектурной среды и архитектурных объектов при патогенных факторах Места. «Природа» - «подсказчик» в выборе Места. Интуитивно-виртуозное «владение» мерой, ритмами, пропорциями и формами в архитектурной деятельности. Экологическая комфортность, длительность эксплуатации, особая духовная атмосфера архитектуры. Органичная целостность (синкретичность) архитектурной деятельности. ««Места», где живет душа». (Кристофер Дей). Древний зодчий – чуткий режиссер жизни и действий человека.
Тема 6. Личностно-творческий характер архитектурной деятельности в урбанисциентской культуре. Позитив и негатив.

Смена системы ценностей. Постепенное «имплантация» и распространение европейской системы ценностей. Новые условия жизни и деятельности человека. Новые задачи и качественно новый уровень и характер архитектурной деятельности. Урбанисциентская культура и европейская система ценностей. Человек, человечество – аттрактор хозяйственной деятельности, архитектурной деятельности. Тенденция к расширению и углублению антропогенной деятельности человека. Противоборство человека и природы. «Движение» к дисгармонии с природой.

Рост самосознания и ценности творческой личности. Повышение социального статуса и ценности архитектора. Архитектор – главный строитель: от рождения замысла до организации работ в Др. Греции. Профессионализм архитектурной деятельности. Свобода творческого поиска и выбора в деятельности архитектора.

Начало «узкой профессионализации» архитектурной деятельности. От целостного творения архитектурной Среды, архитектурного объекта к торжеству их «механической сборки». Штампы и стереотипы в архитектурной деятельности. Потеря ощущения архитектуры как живого организма.

Потребность в систематизации накопленной информации и установка на открытие нового, неизвестного. Развитие архитектурной теории. Появление школ, академий архитектуры. Становление профессионального архитектурного образования.

Традиция архитектурной деятельности в новых культурных условиях. Неоднозначная трактовка архитектурной традиции.

Задание: тест «Я, мой внутренний мир и мое творчество».
Тема 7. Век бифуркации: личность, творчество, искусство

Век бифуркации – переходный период в жизни и деятельности человечества. Смена ценностной парадигмы. Новое представление о мире. Мир – как сложная, открытая, неравновесная система. Глобализация, интенсификация, «непредсказуемость» процессов в жизни общества. Хозяйствующий субъект – суперэтнос. Повышение требования к деятельности каждого человека. Креативный компонент каждой деятельности. Повышение ответственности каждого человека в профессиональной деятельности.

«Выбор» путей развития. Разные «сценарии» развития. Принципиально новый вариант «ответа» на «вызов» биосферы. Коэволюционное развитие природы и социума. Восстановление гармонии, соритмичности и соразмерности в развитии природы и социума.

Художник, искусство, художественное творчество в век бифуркации и в новой системе ценностей. Личность художника и синергетическое миропонимание. Синергетика и искусство. Художественное творчество как синергетический процесс. Подобие художественного творчества самоорганизации Космоса.

Архитектура - синергетическая система. Архитектура - открытая система. «Диалог» архитектуры с Миром. Аттрактор в архитектуре. Флуктационные воздействия и архитектура. Архитектура – сложноорганизованная система. Бифункциональность архитектуры. Архитектура - неравновесная система. Устойчивость и изменчивость архитектуры. «Нелинейность» архитектуры как многовариантность ее развития: между «космосом» и «хаосом».

Архитектура в век бифуркации: прогнозы и ожидания.

Задание: тест «Мое понимание искусства».
Тема 8. Архитектурное творчество в контексте синергетического миропонимания

Архитектурное проектирование – процесс синергетический. «Социальный заказ» и аттрактор архитектурного творчества. Личность архитектора и варианты «выбора» архитектора в процессе проектирования. «Механизмы» выбора в архитектурном проектировании. «Самоустановка» художника в процессе творчества. Структура и содержание творческой установки архитектора. Природа и варианты ее проявления. Флуктационные воздействия на процесс творчества архитектора. Опыты традиций и новаторские поиски. Эстетические принципы формообразования в архитектурном проектировании. Приемы и средства архитектурного творчества, их вариативность.

Архитектурное творчество – подвижная гармония интеллектуальной, эмоциональной, интуитивной компоненты.

Интуиция как самодостраивание в архитектурном проектировании.

Объективные данные «заказа» и «диалог» с ними архитектора. Рождение замысла проекта. «Вслушивание» в «Место» будущего проекта. «Блуждание» в информационном поле заказа и личностные «открытия» архитектора. «Предданость целого» - образ архитектурного проекта. «Искусство отбора» в процессе архитектурного творчества. «Креативные вспышки». Механизм «распознавания образов в архитектурном проектировании. «Каскад кристаллизации таланта» в архитектурном творчестве.

Задание: тест «Я и моя архитектура».


    1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы1




  • Мое отношение к новой системе ценностей.

  • Новая система ценностей и моя архитектурная практика.

  • Актуальные «вызовы» нашего времени и профессиональные «ответы» архитекторов.

  • Нанотехнологии и наноматериалы и перспективы архитектурного творчества.

  • Мое понимание базовых смысло-образов синергетического миропонимания.

  • Идея саморазвития в архитектуре.

  • «Открытость» архитектурной системы.

  • «Нелинейность» системы «архитектура».

  • «Взаимоконфликтность» архитектуры по Кристоферу Дею.

  • Мое толкование «диалогов» биосоциокультур и архитектурных решений.

  • Современный диалог биосоциокультуры и архитектуры.

  • Что для меня полезного в диалоге «агротрадиционалистской культуры и ее архитектуры.

  • Что я могу «извлечь из опыта «общения» урбанисциентской культуры с архитектурой.

  • Интуиция как самодостраивание в архитектурном проектировании.

  • Как я понимаю флуктационное влияние на творчество архитектора.

  • Мое толкование «самоустановки» художника в процессе творчества.

  • Мой опыт «диалога» с социальным заказом.

  • Мое толкование «нелинейности» архитектуры.


    1. Примерная тематика рефератов, курсовых работ2


Итоговый реферат на тему: «Синергетика архитектурного творчества моего курсового проекта».


  1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ





№№

п/п

Наименование тем и разделов


Всего

(часов)

Аудиторные занятия (час.)

Самостоятельная работа

в том числе:

лекции

семинары

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

Введение. «Выбор» новой системы ценностей.

4

2

-

2

2.

Синергетика – новое миропонимание.

8

4

-

4

3.

Архитектура и ключевые синергетические понятия.

8

4

-

4

4.

«Диалог» биосоциокультур и архитектуры.

8

4

-

4

5.

Полезный опыт агротрадиционалистской культуры для современной архитектурной деятельности.

8

4

-

4

6.

Личностно-творческий характер архитектурной деятельности в урбанисциентской культуре. Позитив и негатив.

8

4

-

4

7.

Век бифуркации: личность, творчество, искусство.

12

6

-

6

8.

Творчество в контексте синергетического миропонимания.

12

6

-

6

ИТОГО:

68

34

0

34



  1. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ


Форма итогового контроля – зачет без оценки в конце 10 семестра.


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА



    1. Рекомендуемая основная литература




  • Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. – М.: Стройиздат, 1985.

  • Евин И. Синергетика искусства. – М., 1991.

  • Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание. – Журнал «Вопросы философии», 1994, № 2.

  • Кристофер Дей. Места, где обитает душа. Архитектура и среда как лечебное средство. – М.: Ладья 1994.

  • Ласло Эрвин. Век бифуркации. Постижение изменяющегося мира. – Журнал «Путь», 1995, № 7.

  • Макарская Т.В., Рабинович В.И. Синергетика в архитектуре и постмодернизм. – Журнал «Жилищное строительство», 1993, № 11-12.

  • Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм. – Журнал «Вопросы философии», 1991, № 2.

  • Пригожин И., Стернгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М.; 1986.



    1. Рекомендуемая дополнительная литература




  • Автономова Н.С. «Возвращение к «азам». Культура постмодерна. – Журнал «Вопросы философии», 1993, № 3.

  • Батищев Г.С. Корни и плоды. Размышления об истоках и условиях человеческой плодотворности. – Журнал «Наше наследие», 1991, № 5.

  • Григорьева Т.П. Синергетика и Восток. – Журнал «Вопросы философии», 1997, № 3.

  • Добрицына И.А. От постмодернизма – к нелинейной архитектуре. – М.: Прогресс-Традиция, 2004.

  • Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика – новое направление. – М.; 1989.

  • Лимонад М.Ю., Цыганов А.И. Живые поля архитектуры, 1997.

  • Синергетике 30 лет. Интервью с профессором Г.Хакеном.- Журнал «Вопросы философии», 2000, № 3.

  • Синергетика: перспективы, проблемы, трудности (материалы «круглого стола»). - Журнал «вопросы философии», 2006, № 9.

  • Теория композиции как поэтика архитектуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2002

  • Хакен Г. Синергетика. – М.; 1985.


Автор (составитель): Макарская Т.В., доцент кафедры Философии Московского архитектурного института (государственной академии), к.филос.н., доцент.


1 Вопросы для самостоятельной работы и самопроверки каждый год перерабатываются, исходя из тех идей, акцентов, проблем которые являются актуальными.

2 Каждый год студенты V курса получают темы курсового проекта. Тема курсового проекта является основой для реферативной работы над проектом в контексте синергетического миропонимания.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа спецкурса (по выбору) «синергетика архитектурного творчества» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Творчество Л. Бернини — вершина итальянского архитектурного барокко. Колоннада перед собором св. Петра в Риме и сформированная с...
Примерная программа спецкурса (по выбору) «синергетика архитектурного творчества» iconПрограмма спецкурса по выбору Название дисциплины Медицинские нанобиотехнологии
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Примерная программа спецкурса (по выбору) «синергетика архитектурного творчества» iconПрограмма спецкурса по выбору для предпрофильной подготовки
Помогает уточнить готовность и способность обучающихся осваивать выбранный предмет на повышенном уровне
Примерная программа спецкурса (по выбору) «синергетика архитектурного творчества» iconПрограмма спецкурса по выбору для предпрофильной подготовке. Буянова Г. В. Моу сош «Наша школа»
Многие отрасли народного хозяйства основаны на использовании особенностей жизнедеятельности микроорганизмов
Примерная программа спецкурса (по выбору) «синергетика архитектурного творчества» iconРабочая программа спецкурса «Химия для восьмиклассников»
Элективный курс должен способствовать развитию устойчивого интереса к химии, выбору профессии, содействовать формированию диалектико...
Примерная программа спецкурса (по выбору) «синергетика архитектурного творчества» iconПримерная программа спецкурса
Целью курса является привитие студентам знаний теоретического и нормативного характера по основным вопросам международно-правового...
Примерная программа спецкурса (по выбору) «синергетика архитектурного творчества» iconКафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики программа спецкурса
Программа спецкурса: «Психологическое обеспечение правоприменительной деятельности» /Сост.: В. М. Поздняков. М., Изд-во рудн, 2015....
Примерная программа спецкурса (по выбору) «синергетика архитектурного творчества» iconМетодические указания для преподавателяпо проведению практическихзанятий...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Примерная программа спецкурса (по выбору) «синергетика архитектурного творчества» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания...
Примерная программа спецкурса (по выбору) «синергетика архитектурного творчества» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания...
Примерная программа спецкурса (по выбору) «синергетика архитектурного творчества» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Гигиена ( опд. Ф. 05.) Аннотация...
Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания...
Примерная программа спецкурса (по выбору) «синергетика архитектурного творчества» iconПрограмма спецкурса «основы избирательного права»
Введение спецкурса «Основы избирательного права» важный шаг для формирования грамотного гражданина своего государства
Примерная программа спецкурса (по выбору) «синергетика архитектурного творчества» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания...
Примерная программа спецкурса (по выбору) «синергетика архитектурного творчества» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания...
Примерная программа спецкурса (по выбору) «синергетика архитектурного творчества» iconПримерная программа мероприятий по реализации программы «Здоровье здоровый образ жизни»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества»
Примерная программа спецкурса (по выбору) «синергетика архитектурного творчества» iconПрограмма спецкурса «Теневая экономика» Приложение Программа спецкурса...
История экономического анализа преступности — от Мандевиля до наших дней Экономические теории преступной деятельности: рациональные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск