Скачать 144.44 Kb.
|
МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ) «УТВЕРЖДАЮ» РекторМосковского архитектурного института(государственной академии)________________ Д.О. Швидковский “____” _____________________ 2008 г. Примерная программа спецкурса (по выбору)«СИНЕРГЕТИКА АРХИТЕКТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА» федерального компонента ГОС ВПО второго поколения Направление: 630100 – АРХИТЕКТУРА Квалификация специалиста: – АРХИТЕКТОР – АРХИТЕКТОР-ДИЗАЙНЕР – АРХИТЕКТОР-РЕСТАВРАТОР Москва – 2008Примерная программа спецкурса (по выбору) «Синергетика архитектурного творчества» федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению 630100 АРХИТЕКТУРА (квалификация специалиста – АРХИТЕКТОР, АРХИТЕКТОР-ДИЗАЙНЕР, АРХИТЕКТОР-РЕСТАВРАТОР).
Цель спецкурса – дать студентам представление об архитектурном творчестве через призму синергетического миропонимания.
В соответствии с целью спецкурса предполагается решение следующих задач:
Творчество архитектора и дизайнера на основе владения синергетическим мировоззрением может сделать мир, в котором живет человек, более комфортным, здоровым, человечным и одухотворенным. Синергетика способна инициировать творческую деятельность архитектора, дизайнера, как ХУДОЖНИКА.
В процессе изучения спецкурса (по выбору) «Синергетика архитектурного творчества» весьма желательно ознакомление студентов с учебными пособиями, отдельными первоисточниками, принадлежащими перу выдающихся мыслителей, художников и архитекторов прошлого. В учебном процессе предусматривается самостоятельная работа студентов в виде контрольных работ, а также подготовка студентами творческого реферата. Тема реферата утверждается в процессе собеседования с каждым студентом индивидуально. Рекомендуется в учебном процессе использовать для ознакомления новейшие исследования по архитектуре и дизайну.
Спецкурс (по выбору) «Синергетика архитектурного творчества» включает в себя 8 тем.
Тема 1. Введение. «Выбор» новой системы ценностей. Смена культурной парадигмы, смена системы ценностей. Критически-творческое переосмысление традиционных представлений и ценностей. Освоение новых ценностей. Новое миропонимание. Ценностные ориентиры в формирующейся Культурной Среде XXI тысячелетия. Внешние и внутренние причины смены культурной парадигмы. «Вызовы» социуму и поиски адекватных «ответов». Экологическая ситуация, ее кризисные проявления. Новое отношение к природе. Состояние социума и выбор перспектив его развития. Духовная сфера: новые проблемы и неординарные решения. Место и роль личности в период «выбора» новой системы ценностей. Возможные перспективы проявления неповторимости, уникальности личности. Новое в творческой деятельности человека в контексте формирования и освоения новых культурных ценностей. Архитектура, архитектурное творчество, архитектор в процессе становления новой системы ценностей. Синергетика – особый «формат» и содержание миропонимания. Синергетика и новые акценты, грани, толкования архитектурного творчества. Тема 2. Синергетика – новое миропонимание Рождение синергетики в середине XX века – «ответ» на «вызов» культуры. Синергетика как содружество, совместные действия. Отцы-основатели нового миропонимания (Пригожин И.Р., Хакен Г., Арнольд В.И., Тома Р., Волькенштейн М.В., Чернавский Д.С.). Синергетика и новая картина мира. Мир – открытая, неравновесная, саморазвивающаяся система. Основные задачи синергетики. Базисные понятия, категории, смысло-образы синергетики (аттрактор, бифуркация, флуктуация, диссипация и т.д.). Нетрадиционная интерпретация привычных слов и понятий: закон-случай, событие, порядок-хаос, стабильность-неравновесность, единичное, парадокс, командование-инициирование и так далее. Своеобразие методологии синергетики. Синергетика как междисциплинарное направление в современной культуре. Синергетика и научные (естественные и гуманитарные) знания. Синергетика и искусство. Синергетика и архитектура: архитектура - синергетическая система; архитектура – история и перспективы саморазвития системы «архитектура» в контексте смены систем ценностей; синергетика архитектурного творчества; творческая личность архитектора в синергетическом контексте. Тема 3. Архитектура и ключевые синергетические понятия Архитектура – система открытая, сложноорганизованная, нелинейная, неравновесная. Открытость системы «архитектура», «градостроительство». Открытость и диалогичность архитектуры. Сложноорганизованность системы «архитектура». Место, материал, конструкции, функции, выразительность и так далее. Нелинейность системы «архитектура». Многовариантность архитектуры. Альтернатива развития архитектурного проекта и возможность оптимального выбора. Неравновестность системы «архитектура». Принципы устойчивости и развития в единой системе «архитектура. «Взаимоконфликтность» архитектуры (Кристофер Дей). Неравновестность и смена стилей в архитектуре. Неравновестность и «авторское» в архитектуре. Синергетичность системы «архитектура», «градостроительство» и новые акценты и черты в архитектурном проектировании. Тема 4. «Диалог» биосоциокультур и архитектуры Биосфера, ее саморазвитие и «вызовы» социуму. Архитектура – открытая, неравновесная система и соритмичность ее развития в контексте биосоциокультур. «Малодинамичность» архитектурной среды и масштабность и «глубинность» ее воздействия на человека, общество. Состоявшиеся «ответы» социума: генетический и социальный. Социальные «ответы» биосферы: Древневосточная система ценностей (ДВЦ); Европейская, затем Европо-атлантическая система ценностей (ЕЦ). Новый «вызов» биосферы в XX веке и перспектива «выбора» социумом. Современный антропогенез и цивилизационные разломы (Моисеев Н.Н.). Агротрадиционалистские общества и архитектурная деятельность. Природа – активная, доминирующая сторона «диалога». Урбанисциентские общества и архитектурное творчество. Человек, человечество – активная, господствующая сторона «диалога». Бифуркация и перспективы выбора. Ноосферное общество и возможные принципы творческой (архитектурной) деятельности. Задание: тест «Мир вокруг меня и я». Тема 5. Полезный опыт агротрадиционалистской культуры для современной архитектурной деятельности Особенности закономерности, приемов и свойств архитектурной деятельности древности. Агротрадиционалистская культура и древневосточная система ценностей. Природа как инициатор-аттрактор пространственных решений в архитектуре. Природа – «камертон» Места, материала, масштаба, формы, функциональности, образности архитектуры. Архитектура ДВЦ – ландшафтная архитектура. Учет особенности рельефа, ландшафта, климатических условий и т.д. и информационно-ценностная выразительность архитектуры. Выбор Места архитектурного объекта – особо значимая задача древнего зодчего. Приоритет гармоничности и соритмичности архитектурных сооружений с Природной Средой. Интуитивное решение вопросов коэволюции природы и человека в архитектурной деятельности. Выбор салюберогенных (благоприятных) Мест для архитектурных объектов. Опыт защиты архитектурной среды и архитектурных объектов при патогенных факторах Места. «Природа» - «подсказчик» в выборе Места. Интуитивно-виртуозное «владение» мерой, ритмами, пропорциями и формами в архитектурной деятельности. Экологическая комфортность, длительность эксплуатации, особая духовная атмосфера архитектуры. Органичная целостность (синкретичность) архитектурной деятельности. ««Места», где живет душа». (Кристофер Дей). Древний зодчий – чуткий режиссер жизни и действий человека. Тема 6. Личностно-творческий характер архитектурной деятельности в урбанисциентской культуре. Позитив и негатив. Смена системы ценностей. Постепенное «имплантация» и распространение европейской системы ценностей. Новые условия жизни и деятельности человека. Новые задачи и качественно новый уровень и характер архитектурной деятельности. Урбанисциентская культура и европейская система ценностей. Человек, человечество – аттрактор хозяйственной деятельности, архитектурной деятельности. Тенденция к расширению и углублению антропогенной деятельности человека. Противоборство человека и природы. «Движение» к дисгармонии с природой. Рост самосознания и ценности творческой личности. Повышение социального статуса и ценности архитектора. Архитектор – главный строитель: от рождения замысла до организации работ в Др. Греции. Профессионализм архитектурной деятельности. Свобода творческого поиска и выбора в деятельности архитектора. Начало «узкой профессионализации» архитектурной деятельности. От целостного творения архитектурной Среды, архитектурного объекта к торжеству их «механической сборки». Штампы и стереотипы в архитектурной деятельности. Потеря ощущения архитектуры как живого организма. Потребность в систематизации накопленной информации и установка на открытие нового, неизвестного. Развитие архитектурной теории. Появление школ, академий архитектуры. Становление профессионального архитектурного образования. Традиция архитектурной деятельности в новых культурных условиях. Неоднозначная трактовка архитектурной традиции. Задание: тест «Я, мой внутренний мир и мое творчество». Тема 7. Век бифуркации: личность, творчество, искусство Век бифуркации – переходный период в жизни и деятельности человечества. Смена ценностной парадигмы. Новое представление о мире. Мир – как сложная, открытая, неравновесная система. Глобализация, интенсификация, «непредсказуемость» процессов в жизни общества. Хозяйствующий субъект – суперэтнос. Повышение требования к деятельности каждого человека. Креативный компонент каждой деятельности. Повышение ответственности каждого человека в профессиональной деятельности. «Выбор» путей развития. Разные «сценарии» развития. Принципиально новый вариант «ответа» на «вызов» биосферы. Коэволюционное развитие природы и социума. Восстановление гармонии, соритмичности и соразмерности в развитии природы и социума. Художник, искусство, художественное творчество в век бифуркации и в новой системе ценностей. Личность художника и синергетическое миропонимание. Синергетика и искусство. Художественное творчество как синергетический процесс. Подобие художественного творчества самоорганизации Космоса. Архитектура - синергетическая система. Архитектура - открытая система. «Диалог» архитектуры с Миром. Аттрактор в архитектуре. Флуктационные воздействия и архитектура. Архитектура – сложноорганизованная система. Бифункциональность архитектуры. Архитектура - неравновесная система. Устойчивость и изменчивость архитектуры. «Нелинейность» архитектуры как многовариантность ее развития: между «космосом» и «хаосом». Архитектура в век бифуркации: прогнозы и ожидания. Задание: тест «Мое понимание искусства». Тема 8. Архитектурное творчество в контексте синергетического миропонимания Архитектурное проектирование – процесс синергетический. «Социальный заказ» и аттрактор архитектурного творчества. Личность архитектора и варианты «выбора» архитектора в процессе проектирования. «Механизмы» выбора в архитектурном проектировании. «Самоустановка» художника в процессе творчества. Структура и содержание творческой установки архитектора. Природа и варианты ее проявления. Флуктационные воздействия на процесс творчества архитектора. Опыты традиций и новаторские поиски. Эстетические принципы формообразования в архитектурном проектировании. Приемы и средства архитектурного творчества, их вариативность. Архитектурное творчество – подвижная гармония интеллектуальной, эмоциональной, интуитивной компоненты. Интуиция как самодостраивание в архитектурном проектировании. Объективные данные «заказа» и «диалог» с ними архитектора. Рождение замысла проекта. «Вслушивание» в «Место» будущего проекта. «Блуждание» в информационном поле заказа и личностные «открытия» архитектора. «Предданость целого» - образ архитектурного проекта. «Искусство отбора» в процессе архитектурного творчества. «Креативные вспышки». Механизм «распознавания образов в архитектурном проектировании. «Каскад кристаллизации таланта» в архитектурном творчестве. Задание: тест «Я и моя архитектура».
Итоговый реферат на тему: «Синергетика архитектурного творчества моего курсового проекта».
Форма итогового контроля – зачет без оценки в конце 10 семестра.
Автор (составитель): Макарская Т.В., доцент кафедры Философии Московского архитектурного института (государственной академии), к.филос.н., доцент. 1 Вопросы для самостоятельной работы и самопроверки каждый год перерабатываются, исходя из тех идей, акцентов, проблем которые являются актуальными. 2 Каждый год студенты V курса получают темы курсового проекта. Тема курсового проекта является основой для реферативной работы над проектом в контексте синергетического миропонимания. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Творчество Л. Бернини — вершина итальянского архитектурного барокко. Колоннада перед собором св. Петра в Риме и сформированная с... | Программа спецкурса по выбору Название дисциплины Медицинские нанобиотехнологии Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа спецкурса по выбору для предпрофильной подготовки Помогает уточнить готовность и способность обучающихся осваивать выбранный предмет на повышенном уровне | Программа спецкурса по выбору для предпрофильной подготовке. Буянова Г. В. Моу сош «Наша школа» Многие отрасли народного хозяйства основаны на использовании особенностей жизнедеятельности микроорганизмов | ||
Рабочая программа спецкурса «Химия для восьмиклассников» Элективный курс должен способствовать развитию устойчивого интереса к химии, выбору профессии, содействовать формированию диалектико... | Примерная программа спецкурса Целью курса является привитие студентам знаний теоретического и нормативного характера по основным вопросам международно-правового... | ||
Кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики программа спецкурса Программа спецкурса: «Психологическое обеспечение правоприменительной деятельности» /Сост.: В. М. Поздняков. М., Изд-во рудн, 2015.... | Методические указания для преподавателяпо проведению практическихзанятий... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания... | Учебно-методический комплекс дисциплины Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Гигиена ( опд. Ф. 05.) Аннотация... Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания... | Программа спецкурса «основы избирательного права» Введение спецкурса «Основы избирательного права» важный шаг для формирования грамотного гражданина своего государства | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания... | Учебно-методический комплекс дисциплины Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания... | ||
Примерная программа мероприятий по реализации программы «Здоровье здоровый образ жизни» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» | Программа спецкурса «Теневая экономика» Приложение Программа спецкурса... История экономического анализа преступности — от Мандевиля до наших дней Экономические теории преступной деятельности: рациональные... |