Пояснительная записка Театр малых форм самобытное художественное явление, которое обладает специфическими театральными признаками, имеет свои неповторимые драматические черты, особые требования к сценическому воплощению





Скачать 156.08 Kb.
НазваниеПояснительная записка Театр малых форм самобытное художественное явление, которое обладает специфическими театральными признаками, имеет свои неповторимые драматические черты, особые требования к сценическому воплощению
Дата публикации24.11.2014
Размер156.08 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменская Государственная академия культуры и искусств»


Специализация «Театр малых форм»


/Учебная программа/

Тюмень

2008


Составители: Жабровец М.В., к. п. н., профессор кафедры РиАМ., Галяветдинова М.М., ст. преподаватель кафедры РиАМ.


Пояснительная записка

Театр малых форм – самобытное художественное явление, которое обладает специфическими театральными признаками, имеет свои неповторимые драматические черты, особые требования к сценическому воплощению.

Сегодня театр малых форм необыкновенно многолик и разнообразен. Это и небольшой одноактный драматический спектакль, и эстрадная миниатюра, скетч, фарс, водевиль, пластическая или литературная композиция и др. Популярность этой формы среди профессионалов и любителей театрального искусства в последние годы значительно выросла. Уже появились фестивали и конкурсы театра малых форм. Особенный интерес к нему проявляют детские, молодежные, студенческие театральные коллективы. Этот интерес в полнее закономерен. Постановки малого формата, как правило, мобильны и экономны, не требуют длительных репетиций, сложного технического оснащения, большого состава исполнителей. Они без существенных потерь могут перемещаться по разным сценическим площадкам, показываться как отдельно, так и в сборных концертах и праздничных представлениях.

Не смотря на свою популярность, эта разновидность театрального искусства мало исследована, не имеет достаточно точного обозначения своих «суверенных границ», четко сформулированного понятийного аппарата.

Кафедра режиссуры и актерского мастерства ТГИИК особое внимание уделяет изучению истории театра малых форм, его специфической природы, законов, особенностей режиссерского и актерского воплощения. Это имеет большую теоретическую и практическую возможность, как для театрального искусства в целом, так и для театральной педагогики. Ведь если будущий режиссер театрального коллектива будет готов освоить и развивать данную форму театрального творчества, он сможет существенно расширить диапазон своих профессиональных возможностей, обогатить культурную жизнь в своем регионе.

С этой целью в программу обучения своих студентов кафедра ввела дополнительную специализацию «Театр малых форм», рассчитанную на два года (6,7,8,9 семестры), объемом в 300 учебных часов. Она включает в себя лекции, семинары, практические групповые и индивидуальные занятия, устные формы контроля, творческие показы, написание курсовой работы, другие учебные и внеучебные формы.
Основные задачи специализации:

- познакомить с историей возникновения и развития театра малых форм, изучить его разновидности;

- сформировать понимание специфики малой драматургии и ее сценического воплощения;

- обучить режиссерским и актерским умениям работать с произведениями малой формы;

- пробудить интерес и готовность к творческому развитию этого направления театрального искусства.

Данная специализация основывается на классических, базовых театральных дисциплинах – режиссура, актерское мастерство, история театра и др., существенно дополняя и развивая их. В помощь студентам, осваивающим эту специализацию, кафедрой разработано учебное пособие «Специфика воплощения малой драматургии».

Поскольку теория, практика, педагогика театра малых форм еще находится на стадии становления, и кафедра РиАМ продолжает свои исследования в этой области, данная программа носит скорее не директивный, а пробный, экспериментальный характер. В ходе учебного процесса она может существенно расширяться, углубляться, корректироваться, вбирать в себя творческий опыт педагогов, ведущих эту специализацию.
Тематический план.




Наименование тем и разделов


Количество часов

Семестр

Лекции

Практ.

занятия

Введение

6 семестр







Раздел I. История развития малых театральных форм.










Тема 1. Жанры и формы средневекового театра.




4

6

Тема 2. Становление и развитие одноактной драматургии в XVIII - XIX.вв.




4

6

Тема3. Эволюция малых драматургических и театральных форм в первой половине XX века.




6

6

Тема 4.Развитие театра малых форм на современном этапе.




6

6

Раздел II. Специфика малой драматургии.

7 семестр







Тема5.Одноактная пьеса как особая драматургическая форма.




6

4

Тема 6. Жанровое разнообразие малой драматургии.




6

6

Раздел III. Режиссура театра малых форм.

8 семестр







Тема 7. Режиссерское освоение малой драматургии.




6

6

Тема 8. Репитиционно – постановочный процесс в театре малых форм.




6

6

Раздел IV. Актер и малая роль.










Тема 9. Герой микроспектакля.




6

6

Тема10.Особенности создания образа в театре малых форм.




6

6

Раздел V. Организация театр малых форм.

9 семестр







Темы курсовой работы.




4

6

Всего




66

70


Театр малых форм как специфическое явление художественного творчества.

Общность и различие короткого и многоактного театрального произведения. Театр малых форм в контексте современной культуры и искусства. Рост популярности новых жанров. Роль режиссера театрального коллектива в их освоении и развитии.

Раздел I

История развития малых театральных форм.

Тема 1

Жанры и формы средневекового театра.

Средневековые западноевропейские гистрионы и мимы, российские скоморохи –родоначальники театр малых форм. Миниатюры японского театра Кабуки. Религиозные литургические действа и фарсовые эпизоды. Их преобразования в самостоятельные небольшие сценические формы – миракль, моралите, фарс. Итальянский театр Дель - арте и его влияние на драматургию, и актерское искусство всех стран Европы. Особенности средневекового театрального представления. Английские интерлюдии и испанские интермедии XV- XVI вв. интермедии Сервантеса. Фарсы и одноактные комедии Мольера. Появление в XVII литературных комедий.
Тема 2

Становление и развитие одноактной драматургии в XVIII - XIX.вв.
Создание в литературе и театре XVIII века нового жанра – одноактной пьесы, а затем водевиля. Французские бульварные театры. Творчество Лессинга, Гете, Скриба, Лабиша, А. Шаховского, В Сологуба, И. Крылова.

Необычайная популярность водевиля в России в XIX.в. Водевильные роли корифеев русской сцены М.С.Щепкина, и А.Е.Каратыгина.

Маленькие трагедии А.С.Пушкина и «Игроки» Н.В.Гоголя – завершающий этап в создании новой формы малой драматургии – одноактной пьесы.

Дальнейшее развитие одноактной драмы в творчестве И.С.Тургенева. Короткие пьесы водевили А.П.Чехова. Чеховское определение сценических условий водевиля.

Участие К.С.Станиславского и В.Э.Мейерхольда в постановке водевилей.

Тема 3

Эволюция малых драматургических и театральных форм в первой половине

XX века.
Агитационные спектакли «Синеблузников». Агитлубок, цирковое антрэ и другие театральные миниатюры В.Маяковского.

Одноактная драматургия 30 годов (Н.Эрдман, И.Ильф и Е.Петров и др.) и ее сценическая реализация. Идеи Ю.Олеши о создании театра «маленькой пьесы».

Использование мобильных малых театральных форм во время Великой Отечественной войны для помощи фронту и тылу. Послевоенное поколение драматургов, продолживших развитие театра одноактной пьесы – В.Розов, Л.Зорин, А.Володин и другие. Эстрадные миниатюры и скетчи (А.Райкин, М.Миронова и А.Минакер и другие знаменитые эстрадные дуэты).


Тема 4

Развитие театра малых форм на современном этапе.
Одноактная драматургия А.Вампилова, его реформаторская роль для современной драматургии и театра.

Театр абсурда и гротеска. Творчество Беккета, Ионеско, Жене, Мрожека и других.

Мимодрамы современного Западноевропейского пластического театра. Обогащение театра малых форм новыми жанрами и направлениями.

Рост популярности сценических произведений малых форм в 70 – 80 годы XX века.

Драматургия «новой волны» (В.Арро, А.Галин, С.Злотников, Л.Петрушевская, В.Славкин и др.), ее проблематика и стилистика.

Появление малых сцен, определяющих новый уровень общения актеров и зрителей.

Молодежное студийное театральное движение и театр малых форм.

Проблемы и тенденции развития театра малых форм в XXI веке.
Вопросы и задания:


  1. Каким был репертуар средневековых артистов? Как они назывались в разных странах?

  2. Назовите причины, вызвавшие в XVIII веке появление нового литературно-театрального жанра – драматической пьесы. Как характеризует драму великий французский просветитель Дени Дидро?

  3. В чем была прогрессивная роль водевиля в конце XVIII века?

  4. Подготовьте доклад об одном из известных российских исполнителей водевильных ролей.

  5. Проследите сценическую историю маленьких трагедий А.С.Пушкина. Почему критики считают, что у маленьких трагедий несчастливая театральная судьба?

  6. Какие известные российские писатели создавали драматургические миниатюры? Какие театральные постановки по этим пьесам вы знаете?

  7. Какова специфика эстрадной миниатюры? Как шла ее эволюция в XX веке?

  8. Сделайте анализ одного из произведений зарубежного театра малых форм.

  9. Чем, на ваш взгляд, вызван рост популярности театра малых форм на современном этапе?

  10. Какие одноактные спектакли были поставлены в тюменских театрах? Сделайте анализ одного из них.

  11. В чем состоит взаимное влияние больших и малых театральных форм?

  12. На основе анализа молодежных творческих фестивалей выделите доминирующие проблемы и тенденции развития театра малых форм. Сделайте обоснованный прогноз о его будущем.


Раздел II

Специфика малой драматургии.

Тема 5

Одноактная пьеса как особая драматургическая форма.
Отличие одноактной пьесы от родственных драматургических форм. Специфика предмета и способа художественного исследования в короткой пьесе. Отсутствие антракта – непрерывность действия и целостность впечатления. Временные и пространственные границы одноактной пьесы. Особенности строения сюжета, конфликта, развития действия, характеров. Концентрация выразительных средств, их точная организация.

Тема 6

Жанровое разнообразие малой драматургии.
Процесс развития и взаимосвязи различных драматургических форм. Народная драма и фольклор. Фарс. Интермедия. Скетч. Водевиль. Одноактная опера.

Малоформатная инсценировка. Виды инсценировок. Композиция. Сценарий театрализованного представления, радио и теле спектакля. Специфика эстрадной миниатюры

Синтетические жанры малой драматургии. Режиссер как автор – драматург микроспектакля.

Обогащение репертуара и возможностей театра с помощью малой драматургии.


Вопросы и задания:


  1. Проследите историю развития фарса от средних веков до наших дней.

  2. Определите общие и специфические черты одноактной и многоактной драматургии. Проведите сравнительный анализ этих видов драмы. (Например, сравните пятиактную комедию «Дон Жуан» Ж.Б.Мольера и «Каменный гость» А.С. Пушкина).

  3. Чем полезна для театра малых форм инсценировка литературы? Какие виды инсценировок вы знаете? Существует ли специфика инсценировки для театра малых форм?

  4. Проанализируйте репертуар театров эстрадных миниатюр и эстрадных исполнителей. Назовите произведения литературы, которые чаще всего использовались на эстраде. Какие признаки их объединяют? Каких эстрадных авторов вы знаете?

  5. В чем особенность драматургии для радио и телевидения? Какие радио и телепостановки малой формы вы знаете?

  6. Каким был бы репертуар вашего театра малых форм? Обоснуйте свой выбор.

  7. В каких случаях режиссеру самому приходиться становиться драматургом? В чем заключается ваш драматургический опыт? Проанализируйте причины удач и неудач.


Раздел III

Режиссура театра малых форм.

Тема 7

Режиссерское освоение малой драматургии.

Особая театральность малой драматургии, ее «рентгеноскопичность» (П.Фоменко).

Необходимость глубокого и скрупулезного режиссерского исследования одноактной пьесы. Чуткость к авторской интонации и жанровому своеобразию драматургии. Соразмерность жанра теме и идеи пьесы. Изучение жизненного материала вокруг пьесы и автора. Восстановление пропущенных звеньев короткой пьесы, создание «романа жизни» (Г.Товстоногов).

Вскрытие конфликта как главного источника высокой концентрации и стремительности сценического действия. Анализ событийной структуры. Искусство режиссерской композиции. Темпо – ритмическая основа пьесы и спектакля. Поиск режиссерского решения и сценической образности. Бескомпромиссное распределение ролей.

Тема 8

Репитиционно – постановочный процесс в театре малых форм.

Сценическая условность в театре малых форм. Обязательная яркость формы. Строгость в использовании изобразительных и постановочных средств. Обостренное внимание к деталям. Художественный вкус и культура создателей микроспектакля.

Актер как главная фигура театра малых форм. Создание актерского ансамбля. Особенности репетиционной и педагогической работы с исполнителями.

Специфика организационно – производственного процесса в театре малых форм.

Время и пространство микроспектакля. Проблемы организации зрительского внимания. Принципы и приемы установления контакта со зрительным залом в театре малых форм.

Вопросы и задания:



  1. Какие особые задачи ставит перед режиссурой малая драматургия?

  2. С какими проблемами и трудностями может столкнуться режиссер в работе над микроспектаклем?

  3. Какие элементы режиссерской техники и личные качества особенно важны в процессе постановки малой театральной формы?

  4. Изучите особенности сценического воплощения короткой пьесы одним из выдающихся режиссеров современного театра. Оформите свои исследования в виде доклада или реферата.

  5. Осуществите постановку на основе малой драматургии. Проанализируйте свой опыт работы над пьесой, процесс создания спектакля, реакцию зрителей.

  6. Чем отличается организационно – производственный процесс малой постановки от большой?

  7. В чем особенность взаимодействия со зрителем в театре малых форм?

  8. Чего ждут актеры от постановщика театральной миниатюры?

  9. Существуют ли специфические требования к актеру театра малых форм?



Раздел IV
Актер и малая роль.

Тема 9

Герой микроспектакля.
Насыщенность и цельность образов в малой драматургии. Повышенная плотность существования персонажей в короткий временной отрезок времени. Особая форма создания характера, его раскрытие в одном событие, эпизоде, в едином действии в момент кульминации. Портретный способ построения короткой пьесы и микроспектакля.

Гипертрофированность главной черты характера персонажа. Столкновение ярких характеров. Лаконизм и выразительность текста. Убедительность мотивировок, поступков, всех нюансов внутренней жизни героя.


Тема 10

Особенности создания образа в театре малых форм.
Трудности малой роли. «Закон эпизода», действующий в микроспектакле.

Создание ярко очерченного характера. Верность общему замыслу спектакля.

Нахождение в коротком спектакле «многоактного существования». Роман

жизни героя.

Необходимость воображения и фантазии в работе над малой ролью. Судьба актера как материал в создании образа. Внимание к тексту и подтексту. Точность в построении диалога. Взаимосвязь с партнером. Определяющая мысль и фраза роли.

Перспектива роли и перспектива актера в роли. Распределение сил. Повышенная мобильность и самоотдача актера театра малых форм. Значение первого появления на сцене в роли. Дисциплина и организация каждого мгновения роли. Выразительные средства в создании образа.

Вопросы и задания:


  1. Нужен ли актеру особый психологический настрой в работу над малой ролью?

  2. Согласны ли вы с утверждением Р.Н.Симонова, что «в маленьких ролях проявляется культура театра»?

  3. Влияют ли особенности малой драматургии на творчество актера (в подходе к роли, в процессе самостоятельной работы над ролью, в процессе репетиции и исполнения).

  4. В чем трудности малой роли?

  5. Какими качествами и элементами техники должен обладать актер театра малых форм?

  6. Зачем нужно определять перспективу роли и перспективу актера в роли? В чем общность и различие этих понятий?

  7. Что является строительным материалом в создании образа? Что помогает вам в работе над ролью?

  8. Подготовьте доклад (реферат) о творчестве известного исполнителя театра малых форм, о его методах работы над малой ролью.

  9. Проанализируйте собственный актерский опыт в постановке малой формы, сравните его с актерской работой полномасштабном спектакле.

  10. Какие требования предъявляет к актеру малая сцена?



Вопросы к экзамену:



  1. Театр малых форм как явление искусства.

  2. Средневековый фарс и его черты в современном театре малых форм.

  3. Первые коротки пьесы и водевили.

  4. Агитттеатр революционной России.

  5. Специфика малой драматургии.

  6. Особенности режиссерской техники в театре малых форм.

  7. Выразительные средства микроспектакля.

  8. Портретный способ построения короткой пьесы.

  9. Характерность малой роли.

  10. Требования к актеру театра малых форм.

  11. Организационно – производственные особенности театра малых форм.

  12. Специфика малой сцены.

  13. Разновидности театра малых форм и его жанры.

  14. Драматический спектакль на основе одноактной пьесы или инсценировки.

  15. авторская композиция (синтез искусств).

  16. Эстрадная миниатюра и скетч.

  17. Театрализованный эстрадный номер.

  18. Театра малых форм и детское, молодежное любительское творчество.

  19. Режиссер как драматург и постановщик в театре малых форм.

  20. Режиссерская и исполнительская культура в театре малых форм.

  21. Трудности и преимущества театра малых форм.

  22. тенденции развития театра малых форм на современном этапе.


Темы для курсовой работы:



  1. Исторические театральные формы, из которых вышел театр малых форм.

  2. Специфика театра малых форм (опыт сравнительного анализа больших и малых театральных форм).

  3. Особенности режиссерской работы над малой драматургией.

  4. Режиссер как автор микроспектакля (драматургия, постановка, специфика проката).

  5. Особая форма создания характера в малой пьесе.

  6. Специфика актерской работы в театре малых форм.

  7. Проблемы и тенденции развития театра малых форм. На современном этапе.

  8. История и отличительные особенности одного из видов театра малых форм (по выбору студента)




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Театр малых форм самобытное художественное явление, которое обладает специфическими театральными признаками, имеет свои неповторимые драматические черты, особые требования к сценическому воплощению icon3. реферат как жанр научной литературы обладает следующими признаками
Одной из форм научно-исследовательской работы учащихся 9-11-х классов является написание и защита реферата
Пояснительная записка Театр малых форм самобытное художественное явление, которое обладает специфическими театральными признаками, имеет свои неповторимые драматические черты, особые требования к сценическому воплощению iconКоординаты: электронная почта
К последним относятся мартышкообразные, гиббоны, орангутан, гориллы, шимпанзе и человек. Приматы обладают многими общими специфическими...
Пояснительная записка Театр малых форм самобытное художественное явление, которое обладает специфическими театральными признаками, имеет свои неповторимые драматические черты, особые требования к сценическому воплощению iconМетодические указания Формы Вводная беседа. Культура, откуда она...
У нашей культуры свой язык, свой «голос», свои неповторимые черты и предметы. На протяжении многих столетий она вобрала в себя самое...
Пояснительная записка Театр малых форм самобытное художественное явление, которое обладает специфическими театральными признаками, имеет свои неповторимые драматические черты, особые требования к сценическому воплощению iconВзаимодействие сознательного и бессознательного в вокальном исполнительстве
Вокалисты-исполнители и вокальные педагоги достаточно хорошо понимают, что произвольный контроль сознания имеет свои особые, скорее...
Пояснительная записка Театр малых форм самобытное художественное явление, которое обладает специфическими театральными признаками, имеет свои неповторимые драматические черты, особые требования к сценическому воплощению iconМетодические рекомендации по разработке и проведению игр на уроках географии
География, возможно, единственный предмет, который обладает широкими возможностями межпредметных связей, имеет такое разнообразие...
Пояснительная записка Театр малых форм самобытное художественное явление, которое обладает специфическими театральными признаками, имеет свои неповторимые драматические черты, особые требования к сценическому воплощению iconФ. Ф. Тягунов Искусство и общество истоки
Искусство – художественное творчество в целом – это литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное...
Пояснительная записка Театр малых форм самобытное художественное явление, которое обладает специфическими театральными признаками, имеет свои неповторимые драматические черты, особые требования к сценическому воплощению iconПояснительная записка настоящий учебно-методический комплекс по дисциплине...
Социальная психология малых групп: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Токмаков Д. Г., Калининград, 2010
Пояснительная записка Театр малых форм самобытное художественное явление, которое обладает специфическими театральными признаками, имеет свои неповторимые драматические черты, особые требования к сценическому воплощению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 6 История...
«Риски инвестиционной деятельности» для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)»...
Пояснительная записка Театр малых форм самобытное художественное явление, которое обладает специфическими театральными признаками, имеет свои неповторимые драматические черты, особые требования к сценическому воплощению iconПояснительная записка История музыки одна из важнейших дисциплин...
«Народно-художественное творчество» и «Социально-культурная деятельность», для формирования их мировоззрения. Основу её содержания...
Пояснительная записка Театр малых форм самобытное художественное явление, которое обладает специфическими театральными признаками, имеет свои неповторимые драматические черты, особые требования к сценическому воплощению iconПояснительная записка История музыки одна из важнейших дисциплин...
«Народно-художественное творчество» и «Социально-культурная деятельность», для формирования их мировоззрения. Основу её содержания...
Пояснительная записка Театр малых форм самобытное художественное явление, которое обладает специфическими театральными признаками, имеет свои неповторимые драматические черты, особые требования к сценическому воплощению iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
Пояснительная записка Театр малых форм самобытное художественное явление, которое обладает специфическими театральными признаками, имеет свои неповторимые драматические черты, особые требования к сценическому воплощению iconПояснительная записка общая характеристика учебного предмета
Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества
Пояснительная записка Театр малых форм самобытное художественное явление, которое обладает специфическими театральными признаками, имеет свои неповторимые драматические черты, особые требования к сценическому воплощению iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Абитуриенты, поступающие в спбгуп на специальность «Народное художественное творчество (хореография)», должны обладать определенными...
Пояснительная записка Театр малых форм самобытное художественное явление, которое обладает специфическими театральными признаками, имеет свои неповторимые драматические черты, особые требования к сценическому воплощению iconПояснительная записка Образовательная программа «Пластика современного...
Среди множества форм художественного воспитания детей и подростков хореография занимает особое место
Пояснительная записка Театр малых форм самобытное художественное явление, которое обладает специфическими театральными признаками, имеет свои неповторимые драматические черты, особые требования к сценическому воплощению iconРабочая программа по литературе. 11 класс (102 часа) Пояснительная записка
Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества
Пояснительная записка Театр малых форм самобытное художественное явление, которое обладает специфическими театральными признаками, имеет свои неповторимые драматические черты, особые требования к сценическому воплощению iconКраткое содержание : Курс «Театр как система: понятия и вещи»
Краткое содержание: Курс «Театр как система: понятия и вещи» имеет трехчастную структуру («История театра», «Теория театра», «Театр...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск