Скачать 156.08 Kb.
|
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменская Государственная академия культуры и искусств» Специализация «Театр малых форм» /Учебная программа/ Тюмень 2008 Составители: Жабровец М.В., к. п. н., профессор кафедры РиАМ., Галяветдинова М.М., ст. преподаватель кафедры РиАМ. Пояснительная записка Театр малых форм – самобытное художественное явление, которое обладает специфическими театральными признаками, имеет свои неповторимые драматические черты, особые требования к сценическому воплощению. Сегодня театр малых форм необыкновенно многолик и разнообразен. Это и небольшой одноактный драматический спектакль, и эстрадная миниатюра, скетч, фарс, водевиль, пластическая или литературная композиция и др. Популярность этой формы среди профессионалов и любителей театрального искусства в последние годы значительно выросла. Уже появились фестивали и конкурсы театра малых форм. Особенный интерес к нему проявляют детские, молодежные, студенческие театральные коллективы. Этот интерес в полнее закономерен. Постановки малого формата, как правило, мобильны и экономны, не требуют длительных репетиций, сложного технического оснащения, большого состава исполнителей. Они без существенных потерь могут перемещаться по разным сценическим площадкам, показываться как отдельно, так и в сборных концертах и праздничных представлениях. Не смотря на свою популярность, эта разновидность театрального искусства мало исследована, не имеет достаточно точного обозначения своих «суверенных границ», четко сформулированного понятийного аппарата. Кафедра режиссуры и актерского мастерства ТГИИК особое внимание уделяет изучению истории театра малых форм, его специфической природы, законов, особенностей режиссерского и актерского воплощения. Это имеет большую теоретическую и практическую возможность, как для театрального искусства в целом, так и для театральной педагогики. Ведь если будущий режиссер театрального коллектива будет готов освоить и развивать данную форму театрального творчества, он сможет существенно расширить диапазон своих профессиональных возможностей, обогатить культурную жизнь в своем регионе. С этой целью в программу обучения своих студентов кафедра ввела дополнительную специализацию «Театр малых форм», рассчитанную на два года (6,7,8,9 семестры), объемом в 300 учебных часов. Она включает в себя лекции, семинары, практические групповые и индивидуальные занятия, устные формы контроля, творческие показы, написание курсовой работы, другие учебные и внеучебные формы. Основные задачи специализации: - познакомить с историей возникновения и развития театра малых форм, изучить его разновидности; - сформировать понимание специфики малой драматургии и ее сценического воплощения; - обучить режиссерским и актерским умениям работать с произведениями малой формы; - пробудить интерес и готовность к творческому развитию этого направления театрального искусства. Данная специализация основывается на классических, базовых театральных дисциплинах – режиссура, актерское мастерство, история театра и др., существенно дополняя и развивая их. В помощь студентам, осваивающим эту специализацию, кафедрой разработано учебное пособие «Специфика воплощения малой драматургии». Поскольку теория, практика, педагогика театра малых форм еще находится на стадии становления, и кафедра РиАМ продолжает свои исследования в этой области, данная программа носит скорее не директивный, а пробный, экспериментальный характер. В ходе учебного процесса она может существенно расширяться, углубляться, корректироваться, вбирать в себя творческий опыт педагогов, ведущих эту специализацию. Тематический план.
Театр малых форм как специфическое явление художественного творчества. Общность и различие короткого и многоактного театрального произведения. Театр малых форм в контексте современной культуры и искусства. Рост популярности новых жанров. Роль режиссера театрального коллектива в их освоении и развитии. Раздел I История развития малых театральных форм. Тема 1 Жанры и формы средневекового театра. Средневековые западноевропейские гистрионы и мимы, российские скоморохи –родоначальники театр малых форм. Миниатюры японского театра Кабуки. Религиозные литургические действа и фарсовые эпизоды. Их преобразования в самостоятельные небольшие сценические формы – миракль, моралите, фарс. Итальянский театр Дель - арте и его влияние на драматургию, и актерское искусство всех стран Европы. Особенности средневекового театрального представления. Английские интерлюдии и испанские интермедии XV- XVI вв. интермедии Сервантеса. Фарсы и одноактные комедии Мольера. Появление в XVII литературных комедий. Тема 2 Становление и развитие одноактной драматургии в XVIII - XIX.вв. Создание в литературе и театре XVIII века нового жанра – одноактной пьесы, а затем водевиля. Французские бульварные театры. Творчество Лессинга, Гете, Скриба, Лабиша, А. Шаховского, В Сологуба, И. Крылова. Необычайная популярность водевиля в России в XIX.в. Водевильные роли корифеев русской сцены М.С.Щепкина, и А.Е.Каратыгина. Маленькие трагедии А.С.Пушкина и «Игроки» Н.В.Гоголя – завершающий этап в создании новой формы малой драматургии – одноактной пьесы. Дальнейшее развитие одноактной драмы в творчестве И.С.Тургенева. Короткие пьесы водевили А.П.Чехова. Чеховское определение сценических условий водевиля. Участие К.С.Станиславского и В.Э.Мейерхольда в постановке водевилей. Тема 3 Эволюция малых драматургических и театральных форм в первой половине XX века. Агитационные спектакли «Синеблузников». Агитлубок, цирковое антрэ и другие театральные миниатюры В.Маяковского. Одноактная драматургия 30 годов (Н.Эрдман, И.Ильф и Е.Петров и др.) и ее сценическая реализация. Идеи Ю.Олеши о создании театра «маленькой пьесы». Использование мобильных малых театральных форм во время Великой Отечественной войны для помощи фронту и тылу. Послевоенное поколение драматургов, продолживших развитие театра одноактной пьесы – В.Розов, Л.Зорин, А.Володин и другие. Эстрадные миниатюры и скетчи (А.Райкин, М.Миронова и А.Минакер и другие знаменитые эстрадные дуэты). Тема 4 Развитие театра малых форм на современном этапе. Одноактная драматургия А.Вампилова, его реформаторская роль для современной драматургии и театра. Театр абсурда и гротеска. Творчество Беккета, Ионеско, Жене, Мрожека и других. Мимодрамы современного Западноевропейского пластического театра. Обогащение театра малых форм новыми жанрами и направлениями. Рост популярности сценических произведений малых форм в 70 – 80 годы XX века. Драматургия «новой волны» (В.Арро, А.Галин, С.Злотников, Л.Петрушевская, В.Славкин и др.), ее проблематика и стилистика. Появление малых сцен, определяющих новый уровень общения актеров и зрителей. Молодежное студийное театральное движение и театр малых форм. Проблемы и тенденции развития театра малых форм в XXI веке. Вопросы и задания:
Раздел II Специфика малой драматургии. Тема 5 Одноактная пьеса как особая драматургическая форма. Отличие одноактной пьесы от родственных драматургических форм. Специфика предмета и способа художественного исследования в короткой пьесе. Отсутствие антракта – непрерывность действия и целостность впечатления. Временные и пространственные границы одноактной пьесы. Особенности строения сюжета, конфликта, развития действия, характеров. Концентрация выразительных средств, их точная организация. Тема 6 Жанровое разнообразие малой драматургии. Процесс развития и взаимосвязи различных драматургических форм. Народная драма и фольклор. Фарс. Интермедия. Скетч. Водевиль. Одноактная опера. Малоформатная инсценировка. Виды инсценировок. Композиция. Сценарий театрализованного представления, радио и теле спектакля. Специфика эстрадной миниатюры Синтетические жанры малой драматургии. Режиссер как автор – драматург микроспектакля. Обогащение репертуара и возможностей театра с помощью малой драматургии. Вопросы и задания:
Раздел III Режиссура театра малых форм. Тема 7 Режиссерское освоение малой драматургии. Особая театральность малой драматургии, ее «рентгеноскопичность» (П.Фоменко). Необходимость глубокого и скрупулезного режиссерского исследования одноактной пьесы. Чуткость к авторской интонации и жанровому своеобразию драматургии. Соразмерность жанра теме и идеи пьесы. Изучение жизненного материала вокруг пьесы и автора. Восстановление пропущенных звеньев короткой пьесы, создание «романа жизни» (Г.Товстоногов). Вскрытие конфликта как главного источника высокой концентрации и стремительности сценического действия. Анализ событийной структуры. Искусство режиссерской композиции. Темпо – ритмическая основа пьесы и спектакля. Поиск режиссерского решения и сценической образности. Бескомпромиссное распределение ролей. Тема 8 Репитиционно – постановочный процесс в театре малых форм. Сценическая условность в театре малых форм. Обязательная яркость формы. Строгость в использовании изобразительных и постановочных средств. Обостренное внимание к деталям. Художественный вкус и культура создателей микроспектакля. Актер как главная фигура театра малых форм. Создание актерского ансамбля. Особенности репетиционной и педагогической работы с исполнителями. Специфика организационно – производственного процесса в театре малых форм. Время и пространство микроспектакля. Проблемы организации зрительского внимания. Принципы и приемы установления контакта со зрительным залом в театре малых форм. Вопросы и задания:
Раздел IV Актер и малая роль. Тема 9 Герой микроспектакля. Насыщенность и цельность образов в малой драматургии. Повышенная плотность существования персонажей в короткий временной отрезок времени. Особая форма создания характера, его раскрытие в одном событие, эпизоде, в едином действии в момент кульминации. Портретный способ построения короткой пьесы и микроспектакля. Гипертрофированность главной черты характера персонажа. Столкновение ярких характеров. Лаконизм и выразительность текста. Убедительность мотивировок, поступков, всех нюансов внутренней жизни героя. Тема 10 Особенности создания образа в театре малых форм. Трудности малой роли. «Закон эпизода», действующий в микроспектакле. Создание ярко очерченного характера. Верность общему замыслу спектакля. Нахождение в коротком спектакле «многоактного существования». Роман жизни героя. Необходимость воображения и фантазии в работе над малой ролью. Судьба актера как материал в создании образа. Внимание к тексту и подтексту. Точность в построении диалога. Взаимосвязь с партнером. Определяющая мысль и фраза роли. Перспектива роли и перспектива актера в роли. Распределение сил. Повышенная мобильность и самоотдача актера театра малых форм. Значение первого появления на сцене в роли. Дисциплина и организация каждого мгновения роли. Выразительные средства в создании образа. Вопросы и задания:
Вопросы к экзамену:
Темы для курсовой работы:
|
3. реферат как жанр научной литературы обладает следующими признаками Одной из форм научно-исследовательской работы учащихся 9-11-х классов является написание и защита реферата | Координаты: электронная почта К последним относятся мартышкообразные, гиббоны, орангутан, гориллы, шимпанзе и человек. Приматы обладают многими общими специфическими... | ||
Методические указания Формы Вводная беседа. Культура, откуда она... У нашей культуры свой язык, свой «голос», свои неповторимые черты и предметы. На протяжении многих столетий она вобрала в себя самое... | Взаимодействие сознательного и бессознательного в вокальном исполнительстве Вокалисты-исполнители и вокальные педагоги достаточно хорошо понимают, что произвольный контроль сознания имеет свои особые, скорее... | ||
Методические рекомендации по разработке и проведению игр на уроках географии География, возможно, единственный предмет, который обладает широкими возможностями межпредметных связей, имеет такое разнообразие... | Ф. Ф. Тягунов Искусство и общество истоки Искусство – художественное творчество в целом – это литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное... | ||
Пояснительная записка настоящий учебно-методический комплекс по дисциплине... Социальная психология малых групп: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Токмаков Д. Г., Калининград, 2010 | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 6 История... «Риски инвестиционной деятельности» для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)»... | ||
Пояснительная записка История музыки одна из важнейших дисциплин... «Народно-художественное творчество» и «Социально-культурная деятельность», для формирования их мировоззрения. Основу её содержания... | Пояснительная записка История музыки одна из важнейших дисциплин... «Народно-художественное творчество» и «Социально-культурная деятельность», для формирования их мировоззрения. Основу её содержания... | ||
Пояснительная записка основной Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический... | Пояснительная записка общая характеристика учебного предмета Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Абитуриенты, поступающие в спбгуп на специальность «Народное художественное творчество (хореография)», должны обладать определенными... | Пояснительная записка Образовательная программа «Пластика современного... Среди множества форм художественного воспитания детей и подростков хореография занимает особое место | ||
Рабочая программа по литературе. 11 класс (102 часа) Пояснительная записка Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества | Краткое содержание : Курс «Театр как система: понятия и вещи» Краткое содержание: Курс «Театр как система: понятия и вещи» имеет трехчастную структуру («История театра», «Теория театра», «Театр... |