Методические указания Формы Вводная беседа. Культура, откуда она появилась. Что такое «Зеркало Русской души»





Скачать 239.75 Kb.
НазваниеМетодические указания Формы Вводная беседа. Культура, откуда она появилась. Что такое «Зеркало Русской души»
Дата публикации16.08.2014
Размер239.75 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Культура > Методические указания



Этнография



Содержание программы


Методические указания

Формы




1.

Вводная беседа.

Культура, откуда она появилась.

Что такое « Зеркало Русской души».

Колыбель Руси.

Провести беседу и рассказ. Само слово «культура» в переводе с латыни означает «обработка, возделывание». Можно сказать, что всё созданное человеком, от простейшей лопаты и топора до линий электричества и космодромов, - это культура. У нашей культуры свой язык, свой «голос», свои неповторимые черты и предметы. На протяжении многих столетий она вобрала в себя самое высокое, интересное в человеке и стала как бы зеркалом русской души, вместилищем всего лучшего, что есть в нашем народе.

Русская культура берет своё начало не только с мифа и сказки.

Кратко рассказать о возникновении Киевской Руси.



Рассказ,

Беседа.


2.

Народные « потешки ». Скоморохи.

Кто такие скоморохи, почему их любил народ.

Лучшие музыкальные силы.

Что такое «Балаган».

Какое без скоморохов гуляние,

Какой праздник? Обычно народные потешники насмехались над всеми для того, чтобы людям было весело.. Водили хороводы, пели и плясали, высоко подскакивая, кружась и дергаясь. Одевались в яркие красочные костюмы, в руках и на поясе у каждого плясуна висели погремушки, ложки, бубны, сверистели, и обязательно сопровождались музыкой: игрой на дудках, сопелях, гуслях, волынке или гудке. Скоморохи надевали маски животных, а на

головы – меховые шапки с цветочными венками поверх них, на ноги – кожаные лапти. На этом занятии необходимо сказать и о старинном русском музыкальном инструменте как балалайка.

Трудно поверить, что она появилась в России лишь в начале XV111 века, придя на смену домре, на которой ещё в Древней Руси играли скоморохи.

«Балаган» - имеет два значения. Это и временная легкая деревянная постройка для ярмарочной торговли, и старинное народное зрелище, комические сценки, которые разыгрывались бродячими актёрами или скоморохами перед публикой.

Показ картин,

Рассказ о деятельности.

Если есть фильм -

Посмотреть.

« Садко»,

«Илья Муромец».

« По руси гуляли скоморохи».

Книга - В.П. Даркевича

«Путешествие в Древнюю

Рязань ».

3.

Обряды, песни, игры.

Какие пели песни, в какие играли игры.

Наиболее зрелищный русский обряд, свадьба. Много пели шуточные песни, небылица - перевёртыш « Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота……», или Потешки –

« Ладушки, ладушки, Где были ? у бабушки….» Интересные были игры – считалочки, скороговорки.

Провести импровизацию на какую-нибудь тему, т. е. девочки играют на гуслях, а ребята читают былину или пляска скоморохов.

Предположим «Камаринская», «Барыня».

На уроке провести игру. Считалочки.


4.

Исторические песни, наигрыши.

В старину было очень много песен, свадебные, унылые и веселые, бытовых, походные. Особенно много было песен в ХV1-XV11вв.: об атамане Ермаке и взятие Казани, о гневе Ивана Грозного на сына, о походе Стеньки Разине и множество других. Очень много старинных песен Рязанского « Из-за леса. Из-за рощи». (См. сб. Рязанских песен в обработке А. Козарева, Гилярова.)

Выучить одну из Рязанских старинных песен.

5.

Деревянные изделия.

Колотушки, ложки, резная прялка, кухонные утвари из бересты и т.д.

Показать, что такое колотушка, для чего она нужна. В старину раньше ночью сторожа ходили по деревне и изредка стучали в колотушки, чтобы люди могли спокойно спать, да и «враг» слышал, и думал, что не все в деревне спят.

Показать. Рассказать сходить на

Экскурсию.

6.

Мой край Рязанский.


X1 – XV вв. Муромо - Рязанское княжество. Борьба Рязанского народа против монголо- татарского ига.

Данная тема предполагает изучение событий истории, жизни и деятельности на территории Рязанского края на рубеже Х1-ХVвв.

Княжеские междоусобицы из-за захвата власти. Рязанские князья не раз осаждали Пронск и Муром. Старая Рязань (село Фатьяновка) в 1237 году героически оборонялась от нашествия монголо-татарского ига. Рассказать о битве на реке Воже в 1378.

Посетить Рязанский краеведческий музей.

7.

Навыки игры на инструментах.


Повторение и отработка игры на инструмента. Обратить внимание на движения.

Работа в зале.










Содержание программы
Методические указания
Формы

1.

Введение

Напомнить ребятам – « Повесть временных лет» выяснить, « откуда есть, пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити и

откуда Русская земля стала есть». – Рассказ монаха Киево-Печерского монастыря Нестора.

Рассказ.

2.

Русская культура X11 –X1V вв. «Китеж - град»

Китеж-град, - город, чудесно спасшийся от завоевателей. Русь не только выстояла, но и сохранила свои культурные ценности. Уцелели и духовная самобытность народа,

и его историческая память. Мало того, ещё в годы ордынского владычества русская культура переживает удивительный взлёт. И лучшее подтверждение тому – творчество Андрея Рублёва.

Рассказ. По возможности

найти любые

картины - А. Рублёва и показать.

3.

Доблести и подвиги русского народа.

« Евпатий Коловрат»

Едва ли не лучшие страницы нашей

словесности всегда были - « о доблестях, о подвигах, о славе».

После учиненного Батыем в

Рязани побоища вдруг откуда ни возьмись появляется отряд « уда-

льцов и резвецов рязанских» во главе с Евпатием Коловратом.

(см. книгу В.Горчакова - «Евпатий Коловрат»).

Хорошо бы посмотреть фильм « Александр Невский»

Сходить в

исторический музей.

4.

Святыни и твердыни русского народа.

Большинство, дошедших до нас, архитектурные памятники -

Х 11 века – Новгородского происхождения. На смену деревянному,

пришло каменное зодчество. Георгиевский собор Юрьева монастыря, был построен в 1119 году. См. « Русская культура».

Экскурсия в

Рязанский Кремль.

Рассказать.

5.

Народные промыслы.

Гжель. Дымчатая игрушка.

Матрёшка. Тульский

самовар. Хохлома и т.д.

Палех – мастер работающий с художественным лаком.

Народные промыслы – живая ветвь русской культуры. Какими

только промыслами не богата Россия! Складывались они из

местных ремесел: где – гончарного, где – плотницкого, где – резного или токарного. Так например: красивую посуду в подмосковной деревне Гжель начали изготавливать давным-давно. Т.е. со второй половины XV111века в Гжели стали производить майолику –

посуду из обожжённой глины, покрытую глазурью. Да ещё по

белой поливе пустили многоцветную роспись.

Скопинские изделия, также славились не только в Рязанском крае,

но и за её приделами. Мало кто знает, что, казалось бы, типично русская игрушка – матрёшка - на самом деле родом из Японии и в России появилась лишь в конце Х1Х века. «Отцом» нашей матрёшки стал художник Сергей Малютин который взял за основу фигурку с «сюрпризом»: внутри нее оказалась еще одна. Также надо сказать,

о развитии Хохломских изделий, которые постоянно можно видеть

в наших магазинах.

Показать исполнения игры на

« окарине», петушках.

Сходить к «Обережкам»

на экскурсию

и посмотреть

как делают изделия из керамики.

6.

Каменное кружево.

Рельефы -

Дмитриевского собора,

Всеволод Большое

Гнездо.

Резьба, покрывающая наружные, и внутренние стены некоторых -

Дмитриевского собора, и других удивительно разнообразна. Она похожа на каменное кружево. Здесь также можно сказать, что обрабатывались и украшали в основном церковные стены, так как люди часто ходили в церковь, монастырь в храм. Монастыри сочетали в себе несколько важных функций; религиозную, культурную, военную, хозяйственную.


Сходить в

музей

изобразитель-

ного искус-

ства.

Показать рисунки или картины.




Содержание программы

Методические указания

Формы


1.

Введение

Вспомнить, что было в прошлом году. Какие вопросы ставились на уроках. Посмотреть картины из книг связанные с темами строение, архитектура, культура, искусство.


Беседа.

2.

Древние музыкальные инструменты.


«Звончатые» гусли»

Зарождение русской музыки относится к глубокой древности. Она возникла в недрах первобытнообщинного строя славянских племён, населявших обширную территорию - Нижнего и Среднего Приднепровья до Чудского и Ладожского озера, от Волги до Дона.

С середины Х века в памятниках древнерусской литературы встречаются упоминания о гуслях. Издревле считалось, что гусли сродни душе человека. А звон гуслей отгоняет смерть и болезнь.

Рассказать, и показать инструменты.

3.

Былины, народный эпос;


а) Алеша Попович.

б) Добрыня Никитич.

в) Илья Муромец

г) Садко

Былины не рассказывали подобно сказкам – их пели. Широко известны былины про славных богатырей: Микулу, Святогора, Василия Буслаева, Садко и конечно, про Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Народ видит в богатырях благородных заступников, которые никому не спускают оскорблений и обид, не терпят лжи и несправедливости.


Гусляры воспевали подвиги доблестных и могучих защитников Земли русской – богатырей. Богатыри в одиночку сражаются с несметными полчищами, налетевшими темной, как черное вороньё, тучей, и бьют вражью силу три дня и три ночи напролёт, «хлеба –

Соли не едаючи, ключевой воды не пиваючи, себе отдыха не даваючи ». Садко – русский былинный герой, его историческим прототипом был новгородский купец Садко Сытинец. Согласно легенде, он оказался во дворце морского царя, тот заставил его играть на гуслях, от чего на море разыгралась буря. А «Садко», всё продолжал играть.


Хорошо бы показать картину Виктора Васнецова – Гусляры.

Павел Васнецов. Илья Муромец.

Картина. –

Три богатыря


4.

Берестяные грамоты. В каких городах они появились и с какой целью.



Как писали на бересте.

Новгородцы были большими любителями писать письма. Они вели переписку, посылали друг другу весточку. А писали в Новгороде на бересте – верхнем слое берёзовой коры. Бумаг на Руси ещё не было

(она появилась лишь в X1V веке), выделанная телячья кожа – пергамент – стоила очень дорого, и употреблялась лишь для рукописных книг да княжеских указов. Большинство найденных берестяных свитков относится к Х111 – X1V векам, но есть и такие, которые датируются Х11 столетием, как, например послание Микиты к Ульянице (см литературу « Русская культура»).


Для письма на бересте пользовались костяными, металлическими или деревянными стержнями с резцом на одном конце и «лопаточкой» на другом.

Показать берестяные грамоты и рассказать.

5.

Детский фольклор.


Календарный фольклор.

Дать определение:

Что такое – Крещение,

Рождество, Масленица, Святки. Троица.

Круговорот. Детям объяснить, что это такое. – Ещё в древности наши далекие предки приметили, что жизнь идет как бы по кругу. Возрастные циклы людей примерно совпадают с основными временами года; детство – с весной, молодость – с летом, зрелость – с осенью, старость – с зимой. Самым древним из всех праздников в году были Святки.


Многие календарные обряды сводились к народным гуляниям с песнями и плясками, в которых участвовали все и дети в том числе.

Игры. -

Какие ты знаешь календарные праздники.

Чем они отличаются друг от друга.

6.

Православная культура.


Откуда пошла, и как она развивалась.

Крещение Руси.

С принятием православной веры Русь приобщилась к христианской культуре. Центром православия была тогда могущественная Византия со столицей в Царьграде. Побывав там русских людей поражало великолепие греческой архитектуры. В 988 приняв крещение, Русь стала развиваться по Византийской культуре. Крещённая Русь переняла и освоила это прекрасное искусство, которое сравнивали с ангельским пением. И звучали в соборах и церквах божественные мелодии. Исполнялись они без музыкального сопровождения – только голом.


Рассказ.

Показать картину Владимира Маковского

«Певчие на клиросе ».

1870 г.

7.

Мой край Рязанский XV1- XV111 вв.

Наиболее крупным городом того времени был Переяславль - Рязанский – крепость с 12 башнями, возведенными на высоких земляных валах. Важным оборонительным пунктом был Пронск.


Для обороны восточных границ Московского государства большое значение имел город Касимов, построенный в 1152 году царевичем Касим который служил у великого московского князя

Рассказ.

Выход в

краеведческий исторический музей.


8.

Навыки игры на инструментах.

В этом возрасте интерес к музыкальным инструментам возникает при личном контакте с учениками. Как показала практика, что дети играя в ансамбле, стремятся поиграть на каком-нибудь инструменте. Особенно нравятся ребятам играть на духовых инструментах. Например, у жалейки есть определённые звуки которые надо хорошо слышать. Вначале дети с большим удовольствием дуют, но этот капризный инструмент не строит с музыкальным инструментом – баян. Здесь необходим хороший музыкальный слух. Также необходим слух и при обучении игре на « Саратовских» гармониках», где звуки надо слышать, и вовремя делать движения мехом, т.е. сжим – разжим. Можно попробовать и на других музыкальных инструментах, играть на ксилофоне,


на металлофоне.

Показать.

Групповые занятия в зале или в классе, т.к. здесь всего 15 учеников.






Содержание программы

Методические указания

Формы


1.

Введение


Рассказать, чем мы будем заниматься в течение года. Составить план.

В классе - беседа

2.

Собиратели -

литературного

фольклора.

Литературное дарование


С.Т. Аксакова в полную силу проявилось на склоне лет. Великолепный мемуарист, историк и бытописатель русской жизни, непревзойдённый знаток родной природы автор знаменитого «Аленького цветочка», воспринимается как фольклорное произведение: - похоже на старинную сказку. Русская словесность всегда подпитывалась «живой водой» народного эпоса. Ко второй половине X1X века создаётся наука о фольклоре – русская фольклористика, т. е. собранных и изданных трудами неутомимых энтузиастов произведений устного народного творчества. «Русские народные песни» созданные Д. Кашиным печатались (1833-1834г.) в трёх экземпляров. Сказки писателя П. П. Ершова «Конек горбунок » часто воспринимается как народная сказка.

Беседа.

Рассказ.

3.

Народные промыслы.


Эта тема повторение пройденного материала. Думаю необходимо вернуться к Хохоломе, Палеху, Скопинским изделиям и т.д.

Провести беседу.

4.

Обряды, праздники.

Во что одевались в древности.


Повторение календарных праздников. История русского костюма свидетельствует, что перемены в одежде, самое движение моды почти не затронули простой народ. Из древнерусской одежды хорошо известен зипун. Так называли узкий кафтан длиной до колен без воротника и с застежкой спереди. Зипунами называли также полушубки. Рассказать о праздниках: - Ивана Купала; Крещение; Масленица; Новый год; Пасха; Рождество; Троица и другие. Эта тема тоже повторение прошлого материала, но рассказать надо более подробно.

Провести

Праздник – «проводы Русской зимы» на одном из площадок на улице.

5.

Рязанский край в

XV111 – XX вв.


XV111 век наиболее волнующий. Так как в 1757 году происходили большие волнения под предводительством Емельяна Пугачёва. Отечественная война 1812 года, Декабрьское восстание, отмена крепостного права, все это также надо рассказать детям более подробно. Это есть в учебниках. Однако какова была культура за эти столетия.

Беседа, доклад, посещение музея.

6.

Кремль, крепости и военные укрепления.


Вплоть до Х111 века в летописных источниках любая конструкция ограждения имела название город. Тын (частокол) – простейший тип деревянной крепостной и наиболее древний. В 1152 году, в правление князя Юрия Долгорукого, в Кидекше были выстроены крепость, княжеский терем и храм, но уцелела только белокаменная церковь Бориса и Глеба.

Одним из самых надежных каменных стражей России был красавец кремль города - война Смоленска. Он был возведён из красного кирпича в конце XV1- начале XV11 века каменных дел мастером Ф.С. Конем. Неузнаваемо преобразилась Москва в правление Ивана 111. Она приоделась в камень, приосанилась, вышла за пределы Кремля. Вначале ХV1 века итальянским архитектором, был возведён Архангельский собор.

Посмотреть картину Васнецова Московский Кремль, и рассказать.

7.

Навыки обучения игры на народных инструментах


Занятия проводятся по подгруппам, так как инструментов много, то и подход должен быть индивидуальный. Ознакомившись с основными музыкальными инструментами ансамбля, необходимо познакомить их с другими русскими инструментами, такие, как, домра, балалайка, т.е. с оркестром народных инструментов. Однако занятия проводятся в основном с детьми, у которых есть музыкальный слух. Дать первые уроки, но в начале самому надо хорошо подготовиться. Очень полезно на занятиях, дать попробовать поиграть на инструментах ученику. Правда в начале ничего не получится у него, но если сам будешь играть, объяснять, как правильно держать инструмент, как извлекать звук, на что надо больше уделять внимание и т.д. Было бы неплохо инструменты давать на дом, но только в том случае, когда ученик уже владеет немного инструментом, как правило, дома надо работать над звуком, и когда приходит он к учителю – руководителю, то легче будет работать.

Занятия в зале.




Первый год обучения.



Тема занятий.

Методическое указание.

Музыкальный репертуар.


1.

Введение. История развития шумовых инструментов.

С самого начало, необходимо рассказать детям, о возникновении того или иного инструмента. Очень хорошо показать на картинках, или вспомнить какой-нибудь фильм. Например: «Садко», «Руслан и Людмила», и т.д.

Прослушать музыку, - как звучат старинные, музыкальные инструменты.

Былинные напевы « Боян», «Садко».





2.

Способы и приёмы исполнения игры на ложках.


Показать, и разучить основные положения игры на ложках, т.е. первую позицию.

Термин «способ» в данном случае означает какую-либо определённую позицию инструмента, т.е. вариант расположения ложек в руках исполнителя. В данной работе нумерация способов игры на ложках дана не произвольно, а в соответсвии с определённой взаимосвязью этих способов, их происхождением одного от другого. Всего в работе я применяю семь игровых способов. Сопостовляя различные исторические, литературные сведения об игре на ложках, можно заключить, что некоторые способы игры на них дошли до наших дней в своем неизменном виде, другие же остались забытыми и сегодня. Порой, когда разучиваешь какое-либо произведение, приходится выдумывать своё - новое.


Учить детей:

  • правильно держать ложки.

  • правильно ударять ложками.

  • где должна находиться рука лева, правая.

«Полька» - Дунаевского из кинофильма - « Кубанские казаки».


«Полька» - М. Глинки.

«Пойду ль, выйду ль я » - Русская народная мелодия.

3.

Рассмотреть 1 и 2 - способы игры на ложках.

Разучивание произведения.



В начале надо подобрать репертуар, т.е. какую-нибудь простую, знакомую песню, чтобы детям понравилось. Можно из мультфильмов. Подыгрывая на ложках, показать, как исполнить это произведение. Если детям понравилось, то можно продолжать дальше разучивать движения, применяя пока простые, ритмические, удары на ложках.

Русская «Барыня», «Камаринская»,


« Полянка».

4.

Отработка одиночных ударов.

Под простую мелодию, отработать одиночные удары, при этом внимательно надо слушать музыку. Т.е. слушая музыку, надо ложкой ударять по руке или ноге в такт мелодии, при этом следить за руководителем, и запоминать движения. Мелодия должна быть знакомая.

«Полька» - Дунаевского, «Полянка,


«Камаринская ».

.

Знакомство с музыкальными инструментами (гусли, баян, гармони, жалейки и т.д.)

В процессе работы в ансамбле не надо забывать и о сопровождении ложкарям, желательно это должны русские народные инструменты. Музыкальные инструменты ансамбля быть доступны для детей, чтобы хорошо и быстро осваивали, были

универсальными в применении, легкими, а главное чтобы инструменты нравились детям.

Например: Гусли – звончатые, балалайки, окарина, ксилофоны (деревянные ) гармони.

Познакомить с каждым инструментом в отдельности и показать - как они звучат, т.е. заинтересовать. Как правило дети любят «звончатые» гусли, балалайки, гармони и жалейки.

Русские народные песни «Куманёк, побывай у меня», «Во поле орешина», «У меня младой муж гнедой», «Воталинка».






Тема занятий


Методические указания.

Музыкальный репертуар.

1.

Слушание русских народных песен, и других композиторов.

Способствует развитию музыкальных способностей, формированию музыкально-эстетического воспитания. Как правило, ансамблю для слушания предполагаются произведения, которые предстоит разучивать. Например:Увертюра к опере «Кармен» «Слава Русскому народу» и т.д. Ребята слышат, как играет оркестр (в записи на магнитофоне), а потом приступают к разучиванию отдельных инструментов. Создаются несложные ритмические сопровождения. Музицирование в ансамбле способствует формированию навыков коллективной игры: умения одновременно начинать и заканчивать музыкальное сопровождение, слушать себя и своих товарищей.

« Камаринская» - Из «Детского альбома» - П. Чайковского;

« Лезгинка» из оперы « Руслан и Людмила» отрывок – М. Глинка.

Финал к опере «Иван Сусанин» -

М. Глинка.

Ж. Бизе, Увертюра к опере «Кармен».

2.

Приемы игры 111-го способа.

Хлопушки.

Дроби.

Встречные удары.

Повторить первый и второй приемы.

Удар – совершается одиночной ложкой, находящейся в левой руке, по двум в левой руке, по ложкам за кушаком, в коленях. Хлопушка с применением ударов по ложке по одному удару (играть можно стоя – для второго ряда). Дробь – исполняется скользящим ударом одиночной ложки по головкам ложек. Тремоло – это быстрое чередование двух ложек в правой руке о левое колено и ладони. Встречный удар – одной пары ложек о другую головками.

Русские народные мелодии:

« Камаринская», «Барыня»,

«Полька»- Дунаевского.

Очень хорошо использовать из мультфильмов, - «В траве сидел кузнечик».

3.

Отработка тремоло – что это такое. Какое бывает тремоло - (большое – малое).

Двойное скольжение.

Тремоло – этот приём исполняется быстрыми переменными движениями ложек между двумя точками. Ударяя то об одну точку, то о другую, ложки как бы колеблются с довольно большой частотой в постоянном ритме. Большое тремоло – используется с применением ладони левой руки и какой-либо другой точки корпуса – колена, плеча. В данном случае ложки тремолируют между ладонью и коленом, или ладонью и плечом со стороны груди.

Русские мелодии; «По улице мостовой», « Посею лебеду на берегу», «У нас нынче субботея », «Весёлые ритмы», «Ходила младёшенька».

4.

Теория письменности. Как пишутся ритмические удары.

Поскольку ложки относятся к ударным музыкальным инструментам, без определённой высоты звучания, их партия записывается на одиночной строке – линейке, как, скажем все ударные инструменты (барабан). В методическом пособии есть описание, как правильно записать ту или иную ритмическую картинку в произведении.

На нотной бумаге или на листочке показать, как пишутся ритмические удары. Например:


__________________________________

5.

Отработка отдельных произведений.

Над чем надо работать.

Главное, хорошо надо слышать музыку, уметь выделять сильную долю на слух и в игре на инструментах, чтобы была чистота и четкость звучания. Внимательно смотреть на руководителя, или учителя - (кто работает с ансамблем – коллективом). Известно, что игра на ложках, – это танцы сидя. В репертуаре в основном: народные плясовые наигрыши. Поэтому - отработать каждое движения рук, корпуса. Постоянно - закреплять, повторять движения, и музыкальны ритмы в произведениях.



«Полька – кадриль» - музыка

А. Иванова.

«Барыня » - русская народная мелодия.

«Калинка» – русская народная мелодия.






Тема занятий.

Методические указания.

Музыкальный репертуар.

1.

Игра на ложках трех, четырёх, и более.

Этот прием уже знаком из прошлых занятий.

Однако повторить не мешало. Игра на трёх ложках, часто применяется вовремя исполнения частушек, припевок солистами, или фольклорной группой. Также можно применить и на четырёх ложках принцип тот же. В отличие от предыдущего способов здесь играют на двух парах ложек, правая рука держит пару ложек точно так же, как в третьем способе держит их левая рука.

Русская народная мелодия –

« Барыня», «Камаринская»,

«Я на горку шла», «Перевоз Дуня держала».

2.

Применение других шумовых инструментов.

В ансамбле помимо ложек можно применить и другие шумовые инструменты. Рубель, Курская трещотка - (деревянные пластинки ), круговая трещотка, бубен или тамбурин, барабан, колотушка, можно использовать стиральную доску, косу и т.д. Хорошо бы, если ребята, сами придумали, какой шумовой инструмент можно еще добавить – фантазии у них порой больше чем у руководителя.

Хорошо бы использовать музыку из мультфильмов самим детям.

3.

V – V1 способы игры на ложках

Этим способом можно использовать различные ритмы, как бы имитируя игру на кастаньетах, Звучание ложек здесь не очень громкое, поэтому ложки должны быть достаточно твёрдые; сила их звучания станет более яркой, если играть будут сразу несколько человек. Можно дать отдельную партию во втором ряду. Во время игры обе руки с ложками совершают различные движения.

«Волжская кадриль» - в этом произведении шесть частей, «Полька – кадриль», « По улице мостовой».

4.

Импровизация в ансамбле.

Звучит русская народная мелодия «Камаринская», - ребятам надо придумать произвольный ритм, и подыграть под аккомпанемент предположим баяна. Конструктивные импровизации на трещотках, треугольнике.

«Камаринская».

Матросский танец - «Яблочка»,

«Пойду ль, выйду ль я»,

«Полянка».







Тема занятий.

Методические указания.

Музыкальный репертуар.

1.

Как организовать помощь руководителю.

Любому руководителю нужно помнить, что в коллективе обязательно должен быть помощник руководителю – т.е. староста, которого выбирают сами участники. Выбирать нужно хорошо успевающего ученика или ученицу, обязательно должно быть примерное поведение, пользоваться большим авторитетом в коллективе. Староста должен постоянно быть с руководителем, приходить раньше, назначает дежурство среди ребят т.к. много инструментов, то, обязанность старосты - распределить их среди детей.

Методическое пособие для руководителей.

2.

Подбор репертуара для ансамбля.

Проблема репертуара – главная в работе с ансамблем ложкарей. В отличие от хоровых и оркестровых коллективов, которые имеют готовый, написанный или обработанный композиторами музыкальный материал, составляющий основу репертуара этих коллективов, ансамбли ложкаре пока что нет, есть только для детского сада. Для школьников особенно средних и старших классов - вообще нет. Для того, чтобы наметились определённые перспективы создания репертуара для ложкарей, необходимо проанализировать тот музыкальный материал, которые, постоянно на слуху у детей руководителя. Например:

«Камаринская» или «Барыня», надо внимательно по тактам разобрать каждую ноту. При этом, посмотреть какие можно дать движения для детей, чтобы смотрелось, и в тоже время легкие т.к. произведение исполняется в быстром танцевальном темпе. Если внимательно послушать русские народ –

ные игровые - манерные, сюжетные, оркестровые, плясовые песни, то можно найти, и сделать обработку для ложкарей. Было бы лучше добавить народные инструменты, балалайки, баян, гармонь - «Хромка », «Саратовские гармони», жалейки и т.д.




3.

Разбор концертной деятельности.

После выступления на концерте, желательно разобрать на очередной репетиции, кто как играл. Как правило - всегда на больших ответственных концертах, бывает много ошибок. Поэтому подходить с критической точки зрения сильно нельзя, нужно его или её поблагодарить за выступления, и при следующем концерте не повторять ошибок.

Хорошо бы после концерта премировать детей, почётными грамотами, ценными подарками, а ещё лучше, если весь коллектив отправить куда-нибудь на экскурсию за предела нашего города, просто отдохнуть на природе, или на большой концерт.

Выступление ансамбля.

Дать характеристику - каждого концерта.

4.

Состав ансамбля.

Каждый состав ансамбля предполагает определённый вариант размещения музыкантов относительно друг друга. Последнее время создаются много ансамблей, особенно шумовых, причём в детских садах, в школах создать ансамбли ложкарей – проблематично. Если создаются, то через год-два всё распадётся, (более пяти лет бывает очень редко) т.к. надо менять - новый репертуар, почти каждый год меняется состав, нужны материальные средства. Поэтому если делать шумовой ансамбль - то примерно 15 – 20 участников и обязательно музыкальное сопровождение русских народных инструментов.

См. методическое пособие «Развитие детского фольклорно -инструментального ансамбля в общеобразовательной школе».




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания Формы Вводная беседа. Культура, откуда она появилась. Что такое «Зеркало Русской души» iconУрок №2. Тема: «Информация»
На прошлом уроке мы говорили о появлении термина «информатика». Давайте вспомним, откуда происходит «информатика», что это за наука,...
Методические указания Формы Вводная беседа. Культура, откуда она появилась. Что такое «Зеркало Русской души» iconРазработка урока по информатике на тему «Информация»
На прошлом уроке мы говорили о появлении термина «информатика». Давайте вспомним, откуда происходит «информатика», что это за наука,...
Методические указания Формы Вводная беседа. Культура, откуда она появилась. Что такое «Зеркало Русской души» iconЗачем нужна литература в школе?
Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (З)Какова цель того широкого гуманитарного образования,...
Методические указания Формы Вводная беседа. Культура, откуда она появилась. Что такое «Зеркало Русской души» iconЧто такое «камерная музыка»?
В этом проекте речь пойдёт о том, как появилась камерная музыка (подробная история развития этого стиля), что она собой представляет....
Методические указания Формы Вводная беседа. Культура, откуда она появилась. Что такое «Зеркало Русской души» iconМетодические указания для студентов заочной формы обучения По направлению...
Физическая культура: Методические указания для студентов заочной формы обучения: Программа / Авт сост. Остен В. А. – г. Калининград:...
Методические указания Формы Вводная беседа. Культура, откуда она появилась. Что такое «Зеркало Русской души» iconМетодические указания по изучению дисциплины «русский язык и культура...
Методические указания предназначены для подготовки к семинарским (практическим) занятиям студентов очной и заочной формы обучения...
Методические указания Формы Вводная беседа. Культура, откуда она появилась. Что такое «Зеркало Русской души» iconАвтореферат по литературе загадки русской души
Данная исследовательская работа посвящена роману Виктора Ерофеева "Энциклопедия русской души"
Методические указания Формы Вводная беседа. Культура, откуда она появилась. Что такое «Зеркало Русской души» iconМассовая культура уже давно является неотъемлемой частью нашей жизни....
Массовая культура рассчитана на потребление большими массами населения, что предполагает стандартизированность формы и содержания,...
Методические указания Формы Вводная беседа. Культура, откуда она появилась. Что такое «Зеркало Русской души» iconМетодические указания к курсу История русской литературы XIX века...
Методические указания разработаны на кафедре истории русской литературы заведующим кафедрой доктором филологических наук профессором...
Методические указания Формы Вводная беседа. Культура, откуда она появилась. Что такое «Зеркало Русской души» iconКонспект открытого занятия «Что такое хорошо и что такое плохо»
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения...
Методические указания Формы Вводная беседа. Культура, откуда она появилась. Что такое «Зеркало Русской души» iconЧто такое пыль?
Пыль загадочная штука. Сколько ни убирай ее, она все равно накапливается. Откуда? Уезжаешь в отпуск, предварительно вымыв до блеска...
Методические указания Формы Вводная беседа. Культура, откуда она появилась. Что такое «Зеркало Русской души» iconУрок на тему «Что такое книга? Для чего она и откуда пришла?»
Семь чудес света создали люди в древности: пирамида Хеопса, висячие сады Семирамиды, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе,...
Методические указания Формы Вводная беседа. Культура, откуда она появилась. Что такое «Зеркало Русской души» iconКуртуазная поэзия и лирическая традиция средневековой литературы
Куртуазная поэзия и лирическая традиция средневековой литературы. Что же такое куртуазная поэзия? Откуда она пошла? Что в нее входит?...
Методические указания Формы Вводная беседа. Культура, откуда она появилась. Что такое «Зеркало Русской души» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дача человека в земном пути – спасение души. Докажем, что в случае с поэмой, обретенной в 18 веке, а описывающей события 12 века...
Методические указания Формы Вводная беседа. Культура, откуда она появилась. Что такое «Зеркало Русской души» iconМетодические указания по проведению практических занятий
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности»
Методические указания Формы Вводная беседа. Культура, откуда она появилась. Что такое «Зеркало Русской души» iconМетодические указания Вводная часть
Тема: «Совершенствование техники ранее изученного материала по баскетболу игровым методом»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск