Скачать 2.04 Mb.
|
Пояснительная записка Образовательная программа «Пластика современного танца» имеет художественно эстетическую направленность. Среди множества форм художественного воспитания детей и подростков хореография занимает особое место. Актуальность и педагогическая целесообразность программы Занятия танцем развивают образное мышление и фантазию обучающихся, дают гармоничное пластическое развитие. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений обучающегося, формирует его художественное «Я». Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье обучающихся. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Отличительные особенности и новизна программы Обучение проводится в пять этапов. Первый этап (1-ый и 2-ой года обучения) – это освоение азов ритмики, азбуки классического танца, несложных элементов историко-бытовых и бальных танцев, а так же народного танца. Программа на начальном этапе обучения рассчитана на работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Основные задачи:
В основу обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста положено игровое начало. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога-хореографа – воспитание в обучающихся стремления к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного. Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний. Разнообразие танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей. Второй этап (3-ий и 4-ый года обучения) – совершенствование полученных знаний, продолжение изучения классического экзерсиса (как основы правильного физического развития и ритмического воспитания ребенка), освоение репертуара, знакомство с современными музыкальными направлениями. Продолжение начатой на первом этапе работы по развитию актерского мастерства и воспитанию способности к танцевально-музыкальной импровизации. Этот этап обучения хореографии предполагает работу с детьми среднего школьного возраста. Обучающиеся уже владеют определенным запасом танцевальной техники, первоначальной координации движений, развито их внимание к восприятию нового материала. На основе знаний, полученных на первом этапе знакомства с хореографией, педагог развивает творческую фантазию обучающихся, дает задания по самостоятельной подготовке небольших актерских этюдов, знакомит их с основными элементами актерского мастерства – сценическим вниманием, воображением, понятием «предлагаемые обстоятельства». Третий этап (5-ый и 6-ой года обучения) - совершенствуя свои знания в избранном жанре, дети активно усваивают репертуар. Этот этап обучения хореографии предполагает специализированные занятия в избранном жанре хореографического искусства, изучение нового репертуара и совершенствование исполнительского мастерства. Закрепляются и развиваются полученные навыки, идет интенсивное пополнение знаний. Наиболее сложной задачей на третьем этапе обучения является постановочная работа. Репертуар коллектива соответствует исполнительским возможностям и возрастным особенностям обучающихся. Четвёртый этап (7-ой и 8-ой года обучения) предлагает специализированные занятия для обучающихся, проявивших определенные способности к танцу. Этот этап обучения хореографии – требует постоянного совершенствования техники классического танца и его выразительности при максимальном развитии индивидуальных способностей обучающихся. Изучаются основы современного танца. Пятый этап (9-ый и 10-ый года обучения). Серьёзное внимание уделяется репетиционно-постановочной работе, что должно способствовать созданию оригинального и содержательного репертуара, с включением в него номеров классического, народно-сценического, историко-бытового танцев и современной хореографии. Цель: формирование здорового образа жизни у обучающихся; укрепление здоровья и развитие двигательной сферы, посредством занятий танцами. Задачи: 1.Образовательные;
2. Воспитательные:
3. Развивающие:
Организация учебного процесса Программа рассчитана на 10 лет обучения. Всего 1944 часа. Тематический план в группе: 1 год обучения (дети 5-6 лет)– всего 72 часа, наполняемость группы 12-15 человек, продолжительность занятий - 45 минут, 2 раза в неделю по 1 часу. 2 год обучения (дети 7-8 лет) – всего 144 часа, наполняемость группы 12-15 человек, продолжительность занятий – 45 минут, 2 раза в неделю по 2 часа. 3 год обучения (дети 9-10 лет) – всего 216 часов, наполняемость группы 12-15 человек, продолжительность занятий – 45 минут, 2 раза в неделю по 3 часа. 4 год обучения (дети 10-11 лет) – всего 216 часов, наполняемость группы 12-15 человек, продолжительность занятий – 45 минут, 2 раза в неделю по 3 часа. 5 год обучения (дети 11-12 лет) – всего 216 часов, наполняемость группы 12-15 человек, продолжительность занятий – 45 минут, 2 раза в неделю по 3 часа. 6 год обучения (дети 12-13 лет) – всего 216 часов, наполняемость группы 12-15 человек, продолжительность занятий – 45 минут, 2 раза в неделю по 3 часа. 7 год обучения (дети 13-14 лет) – всего 216 часов, наполняемость группы 12-15 человек, продолжительность занятий – 45 минут, 2 раза в неделю по 3 часа. 8 год обучения (дети 14-15 лет) – всего 216 часов, наполняемость группы 12-15 человек, продолжительность занятий – 45 минут, 2 раза в неделю по 3 часа. 9 год обучения (дети 15-16 лет) – всего 216 часов, наполняемость группы 8-10 человек, продолжительность занятий – 45 минут, 2 раза в неделю по 3 часа. 10 год обучения (дети 16-18 лет) – всего 216 часов, наполняемость группы 8-10 человек, продолжительность занятий – 45 минут, 2 раза в неделю по 3 часа. Формы работы: Основными формами работы являются: групповые и индивидуальные занятия. Занятия строятся с учетом целей и задач данного курса и с учетом возрастных особенностей детей каждой группы. Ожидаемый результат Ожидаемый результат определяется в зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы. Основной показатель работы - выполнение программных требований по уровню подготовленности обучапющихся в каждой группе:
К концу 1 года обучения дети должны знать:
Уметь:
у них получат развитие личностные качества:
К концу 2 года обучения дети должны знать:
Уметь:
К концу 3 года обучения дети должны знать:
Уметь выполнять:
К концу 4 года обучения дети должны знать:
Уметь выполнять:
Упражнения в партере
Упражнения на середине зала
К концу 5 года обучения дети должны знать и уметь:
Упражнения в партере
Упражнения на середине зала
Кросс
Импровизация как раздел занятия в джаз-танце. Задачи: Животные – их образы в природе, изображение средствами хореографии. У них получат развитие личностные качества:
К концу 6 года обучения дети должны знать:
танцевальные композиции для концертов и конкурсов
Уметь выполнять: Упражнения у станка
Упражнение на середине зала
Кросс
Составление танцевальных этюдов обучающимися на основе проученных движений. К концу 7 года обучения дети должны знать:
танцевальные композиции для концертов и конкурсов
Уметь выполнять: Упражнения у станка
Упражнение на середине зала
Все упражнения разложены на четко ритмическом рисунке, использованы синкопы, смещенный ритм, свойственный джазовому танцу. Проучивание танцевальных этюдов на основе изученных движений. К концу 8 года обучения дети должны знать:
танцевальные композиции для концертов и конкурсов
Уметь выполнять: Упражнения у станка
Упражнение на середине зала
Вращения
Кросс
Этюды с использованием всех проученных движений в сочетании классических и джазовых позиций ног и корпуса. К концу 9 года обучения дети должны знать:
танцевальные композиции для концертов и конкурсов
Уметь выполнять: Упражнения для позвоночника
Вращения
Кросс
Комбинации с использованием ранее изученного материала в сочетании с падениями и подъемами, использованием различных ракурсов, изменениями уровня, перемещением по пространству класса. К концу 10 года обучения дети должны знать:
танцевальные композиции для концертов и конкурсов.
Уметь выполнять: Упражнение на середине зала
Способы проверки результатов Для того чтобы строить работу с учётом индивидуальных особенностей и способностей каждого обучающегося, в начале учебного года проводится контроль знаний, умений и навыков по основным видам хореографической деятельности. Проведение контрольных занятий позволяет проверить личностный рост обучающихся, выявить пробелы, которые следует восполнить на последующих занятиях. Диагностику проводим по следующим критериям:
координация рук и ног при выполнении (в ходьбе, обще развивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе, а также и в других обще развивающих видах упражнений;
Выполнение задания детьми оценивается по уровням:
элементов;
Возрастные особенности детей Дети от 5 до 6 лет У детей 5 лет движения тела уже достаточно скоординированы, точны. Они умеют регулировать свои движения, выполнять их намеренно. Возросла работоспособность, могут дольше сохранять нужную позу, охотно повторяют движение многократно, присутствует волевой характер движений. Походка стала правильнее, но руки недостаточно энергичны. Многие сутулятся, но голову опускают меньше. Шаг стал равномернее. Можно уже широко использовать различные методы ходьбы (носки, пятки, внешние стороны стоп и т.д.) Игра остается главным видом деятельности, но наряду с показом упражнения уже способны воспринимать и словесные пояснения. Легче понимают и выполняют исходные положения. Нужно постоянно приучать к воспитанию словесной информации, кратко, четко объясняя по ходу упражнения, что делать правильно и почему (ножки прямые, носочки оттянутые и т.п.) Легче правильно построить, сохранить свое место во время занятий. Обращать особое внимание на положение ног (стремится их сгибать), плечи (очень напрягают). Умеют подчинить свои движения общему ритму, делать упражнение согласованно. Многие хорошо воспринимают музыкальное сопровождение. Хорошо участвуют в играх-импровизациях, охотно фантазируют, вживаются в образ (например, деревья, цветы и т. п.) Получают удовольствие от красоты движения, умеют анализировать движение, охотно включаются в игры-соревнования. Очень отзывчивы на похвалу, высшая награда- демонстрация их умения выполнять упражнение другим ребятам. У многих детей, внимание еще неустойчиво, поведение и действия выходят из-под контроля сознания, возможны эмоциональные срывы. Поощрить самостоятельность, настойчивость, волевые качества. Дети шести лет владеют мелкими движениями рук, каждым пальцем. Руки и ноги более сильные, подвижные. Возросла координация движений, их точность. Хорошо скоординирована походка, отсутствуют лишние движения. Действия уже подсознательные. Могут регулировать силу упражнений, подчинять их своей воле. Дети интересуются, почему надо выполнять так, а не иначе, понимают пользу упражнений, связь между способом выполнения упражнения и конечным результатом. Многократно повторяют упражнение. Любят работать дружно, хорошо выполняют команду, сохраняют исходное положение, выделяют главное в осанке и позах. Хорошо сохраняют пространственную ориентацию, они организованны и дисциплинированны. Умеют анализировать свои успехи и успехи других, даже стремятся помочь друг другу Многие выполняют упражнения и по своей инициативе (дома). Игра важнее, но уже привлекает результат упражнений. Случается, что не любят делать упражнения, которые не получаются. Можно добиваться пластики движений, красоты, четкости. Словесные указания важнее показа упражнения. Встречается и импульсивный характер движений, стремление обратить на себя внимание. Особенно обращать внимание на воспитание потребности ежедневных занятий дома. Младший школьный возраст(6-10 лет) Эти дети более способны к сравнительно сильным и размашистым движениям, но труднее справляются с движениями мелкими, требующими точности. В этом возрасте больше внимания следует уделять ритмической разминке, включать больше движений для кистей рук и на координацию движений. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. По сравнению с дошкольниками у младших школьников больше сознательности, самоконтроля, выдежки. Но они все еще склонны к возбуждению, непоседливы. Игра в жизни детей этого возраста продолжает занимать очень важное место. Но наряду с игрой этим детям можно уже объяснить важность занятий, воздействие танцевальных движений на их организм. Средний школьный возраст (11-12 лет) В эти годы дети обладают уже достаточным уровнем психического развития, но очень возбудимы. Для этого возраста характерны богатство воображения, эмоциональность и непосредственность реакций. Однако из-за относительно слабой устойчивости внимания дети быстро теряют темп и ритм. Дети в этом возрасте обладают в основном наглядно – образным характером запоминания, поэтому личный показ движений педагогом наиболее эффективен. Характер еще только складывается, но дети уже обладают некоторой настойчивостью, способны ставить перед собой определенные цели. Старший школьный возраст Дети старшего возраста легко усваивают материал на первых занятиях. Основная задача: следить за легкостью усваивания движения поначалу в медленном темпе, переходя в более быстрый темп, чтобы при этом в движении сохранялись чистота, четкость и пластика исполнения. Наиболее благоприятный возраст для восприятия движения в хореографии – 10-14 лет, а затем – 15-18 лет. При этом нужно отметить, что у девочек процесс освоения движений более точный, чем у мальчиков в том же возрасте. Основные педагогические принципы В основу содержания деятельности танцевального коллектива «Ассорти» положены следующие принципы:
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вторая половина двадцатого века и настоящее время характеризуется активизацией процесса формирования системы воспитания и развития... | Пояснительная записка Данная образовательная программа имеет Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность с элементами культурологической направленности.... | ||
Пояснительная записка Программа имеет художественно-эстетическую... Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11. 12. 2006 №06-1844, определившим... | Пояснительная записка Настоящая образовательная программа носит Настоящая образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение детей к кружевоплетению... | ||
«Вышивание шелковыми лентами» Данная образовательная программа имеет художественно- эстетическую направленность и составлена в соответствии с письмом №06-1844... | Образовательная программа «Скрапбукинг» Настоящая программа имеет художественно – эстетическую направленность. В процессе обучения дети получат особый творческий заряд любви... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная образовательная программа имеет художественно- эстетическую направленность | Образовательная программа дополнительного образования детей «шесть ступеней мастерства» Программа «Шесть ступеней мастерства», реализуемая в студии спортивного танца, имеет две направленности – художественно-эстетическую... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дополнительная образовательная программа кружка «Русский праздник» имеет художественно-эстетическую направленность | Образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного... Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей... | ||
Пояснительная записка Данная программа по макраме имеет художественно... «Послушные узелки» связана с выполнением социального заказа на формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким... | Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Уровень,... Основной формой учебно-воспитательной работы в классе фортепиано является индивидуальный урок | ||
Пояснительная записка Направленность Направленность программы художественно-патриотическая и информационно-образовательная. Программа представляет из себя интегрированный... | Образовательная программа по хореографии в детском ансамбле народного... Родине, о ее людях, и не разу не произнести ни слова? Да, можно! И это язык русского народного танца, в глубокое прошлое уходит история... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Полевая практика по методике преподавания биологии занимает важное место среди всех форм организации подготовки будущего учителя... | Детского Творчества «Хибины» г. Кировска» Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы хореографии» для детей 5-6 лет направлена на создание условий... |