«Вышивание шелковыми лентами»





Скачать 173.53 Kb.
Название«Вышивание шелковыми лентами»
Дата публикации01.10.2014
Размер173.53 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»


Дополнительная образовательная программа

«Вышивание шелковыми лентами»
Продолжительность освоения программы: 1 год

Возраст обучающихся: 9 – 11 лет
Автор программы:

Копнина Оксана Викторовна,

учитель технологии


г. Губкинский

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы
Данная образовательная программа имеет художественно- эстетическую направленность и составлена в соответствии с письмом №06-1844 от 11.12.2006г. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Искусство - важнейшее средство приобщения человека к духовным и общечеловеческим ценностям. Художественная деятельность, приобщение детей к миру природы, ее красоте и неповторимости, к изучению и осмыслению народного декоративно-прикладного творчества имеет преобразовательный аспект - творит в каждом человека. В. Сухомлинский утверждал, что без творческой жизни личность не может быть воспитана. В современных социально-экономических условиях художественно-эстетическое образование детей остается одной из актуальных проблем. Ее призвана решить программа дополнительного образования «Вышивка шелковыми лентами», исходя из значимости народного искусства, соединяющая в одном курсе такие дисциплины, как изобразительное искусство и художественный труд.

Овладение школьниками содержанием данной программы позволит решать не только образовательные задачи, но и подготовит учащихся к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения прикладных художественных работ является способность поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт.

Труд учащихся в рамках данной программы носит творческий характер. Т.е. способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию культуры, как отдельного человека, так и общества в целом.

Программа составлена на основе знаний возвратных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Важный аспект в обучении — индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.

На занятиях обучающиеся получают знания, умения и навыки вышивальщицы, знакомятся с историей развития ленточной вышивки, с народными традициями в данной области , красотой и неповторимостью вышитых изделий.

В программу курса вошла технология работы с шелковыми лентами, использование которой может варьировать в зависимости от конкретных запросов учащихся. В дальнейшем решение этой задачи поможет формированию разумного досуга.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность курса заключается в том, что он отражает общую тенденцию к возрождению одного из видов декоративно-прикладного искусства – вышивки шелковыми лентами.

Искусство вышивания шелковыми лентами имеет многовековую историю. Из по­коления в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цвето­вые решения, создавались образцы вышивок с характерными нацио­нальными чертами. Каждый народ в зависимости от местных условий и окружающей природы, особенностей быта, обычаев создавал свои приемы вышивки, мотивы узоров и композиции.

Новизна курса заключается в том, что он позволяет учащимся научиться вышивать шелковыми лентами, простейшим ручным способом, который является основой вышивания.

Цель программы: раскрыть перед обучаемыми социальную роль декоративно-прикладного искусства, сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками.

Для реализации вышеуказанной цели перед объединением ставятся следующие задачи:

Обучающие:

  • познакомить с истоками и ролью декоративно-прикладного искусства в жизни общества;

  • привить интерес к ленточной вышивки и побудить желание совершенствования в данном направлении;

  • сформировать знания, умения и навыки по технологии выполнения проектов;

  • научить учащихся работать с литературой, самостоятельно выделять основное и обобщать собранный материал, делать заключения, выводы, соединять воедино историческую информацию, с новыми знаниями в области искусства, новыми технологиями обработки материалов;

  • сформировать навыки в работе с различными материалами, инструментами и приспособлениями, оборудованием;

  • формировать чувство самоконтроля.

Воспитательные:

  • формировать такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, на­стойчивость, трудолюбие, целеустремленность, терпение при выполнении творческих работ;

  • воспитывать желание совершенствовать свои знания, стремление к самообразованию и пополнению новых знаний по профессии искусствовед, художник-декоратор, дизайнер;

  • формировать товарищеские взаимоотношения на основе совместной деятельности;

  • воспитывать умение самостоятельно планировать свою работу, а также
    оказывать взаимопомощь.

Развивающие:

  • развивать композиционные умения по созданию декоративных настенных панно;

  • развить творческую активность обучающихся, привить любовь к ручному труду;

  • развивать способности детей (логическое и образное мышление, внимание, память, глазомер, моторику рук);

  • развивать у воспитанников чувство гармонии окружающего мира, мира красок и линий, художественных образов;

  • развивать у воспитанников творческий подход к делу, сознательное отношение к работе.


Отличительные особенности дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Вышивка шелковыми лентами» направлена на овладение учащимися основными приёмами и техниками вышивки шёлковыми лентами и использование приёмов вышивки гладью в некоторых видах работ. Занятия по данной программе способствуют развитию интеллектуального и духовного потенциала личности ребёнка, его художественных творческих способностей, развивает его познавательную активность в процессе практической деятельности. Программа позволяет учащимся самореализоваться в исполнении индивидуальных творческих композиций в технике вышивки шёлковыми лентами.

Особенностью программы является ориентирование воспитанников в выборе профессии дизайнер интерьера, дизайнер одежды, художник-декоратор, культуролог и дальнейшее поступление в соответствующие вузы.
Возраст обучающихся и сроки реализации дополнительной образовательной программы
Данная программа предусмотрена для детей 5-6 классов (9-11 лет) на базе школы, что позволяет их сориентировать в выборе дальнейшей профессии. На занятиях учащиеся опираются на полученные знания по технологии, по мировой художественной культуре, по изобразительному искусству, изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства в младшей школе, что позволяет быстро и легко овладевать новыми знаниями, правильно и качественно выполнять практические задания.

Данная образовательная программа рассчитана на один год обучения. Наполняемость групп от 8-12 человек, так при реализации программы используются как групповые, так и индивидуальные приемы работы.

Формы и режим занятий
Теоретическое обучение проходит устно, без ведения записи учениками, при помощи наглядных пособий (технологических карт, журналов, старинных и современных образцов), экскурсии в музей (знакомство с историей старинных украшений: платков, салфеток, рушников) и схематических рисунков педагога на доске.

Умелое сочетание рассказа педагога с элементами заранее продуманной беседы придает занятиям настрой доверительности и задушевности. На занятиях при объяснении нового материала педагогом чаще всего используются методы фронтальной работы - показ рисунков, таблиц, образцов изделий, видеоматериалов, сопровождающихся пояснением и беседой с учениками. Учебная информация отличается научной достоверностью, простотой и доступностью изложения, носит познавательно-воспитательный характер. Все это вызывает неподдельный интерес учеников к предстоящей работе.

Практическое обучение происходит на образце (лоскуте ткани 20x20 см) при непосредственном участии педагога и самостоятельно. Нередко одновременно используются разные формы деятельности: один ученик работает над композицией, другой знакомится с технологией, третий трудится над выполнением изделия. После демонстрации технического приема педагог ведет индивидуальную работу с учащимися по его отработке, добиваясь точности и чистоты исполнения. Овладение техникой ремесла на практических занятиях происходит, как правило, поэтапно, по принципу «от простого - к сложному». Обучение строится по схеме: повтор - накопление – воспроизведение - импровизация. Постепенно дети приучаются осмысленно владеть умениями. В ходе выполнения задания педагог может продемонстрировать ученикам удачно выполненную работу.

Занятия обычно сочетают в себе не только различные виды практических работ, но и открывают перед детьми чудесный мир народного искусства, который несет в себе мощный пласт многовековой культуры народа. Применяется дифференцированный подход - ведь каждый ученик работает по своему индивидуальному эскизу, но по теме, заданной педагогом.

В процессе обучения ремеслу мастер-педагог использует различные методы: беседу, показ, игровые моменты, выполнение работ в разных техниках. Важное значение, в проведении занятий имеет организация динамических пауз. Введение этих упражнений в процесс занятия обеспечивает своевременное снятие физической усталости и оживление работоспособности детей. Количество таких динамических пауз в течение занятия определяется педагогом в зависимости от возраста учеников, от сложности изучаемого материала, от состояния работоспособности учащихся.

С целью эстетического развития, создания комфортных условий во время занятий можно включить негромкую музыку.

Режим занятий 3 раза в неделю. Продолжительность занятий 1 часа. Форма обучения – очная и очно – заочная.
Ожидаемые результаты
В результате обучения учащиеся должны знать:

  • организацию рабочего места;

  • правила техники безопасности с иглами, булавками, с ножницами.

  • историю зарождения вышивки лентами, как вида декоративно-прикладного творчества;

  • законы цветовой гармонии в вышивке лентами, цветовой круг, спектральные цвета, ломаные цвета, аналогичные цвета, дополнительные цвета, монохромные цвета, нейтральные цвета;

  • о работе художника по вышивке и вышивальщицы;

  • способы переноса рисунка на ткань;

  • общие положения вышивки;

  • основные швы;

  • классификации вышивок;

  • правила ухода за вышитыми изделиями.

Должны уметь:

  • владеть безопасными приемами работы с ручными инструментами;

  • выполнять основные виды швов, потайные закрепки и переходы;

  • переносить рисунок на основу;

  • вывивать шелковыми лентами цветочные композиции;

  • составление простой композиции;

  • оформлять готовую работу в паспарту, в рамку.


Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы


  • защита творческой работы;

  • участие в выставках;

  • участие в конкурсах: городских, региональных.


Содержание изучаемого курса


  1. Вводное занятие (1 ч.)

Теоретические сведения: План работы на учебный год. Цели и задачи обучения вышивке. Общие сведения о вышивке. Правила безопасного труда, санитарии и гигиены.

  1. Искусство декора (5 ч.)

Теоретические сведения: Краткие сведения из истории вышивки лентами с древних времен до сегодняшних дней. Применение вышивки в народном и современном костюме. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовой круг. Контраст. Цветовая сочетаемость. Цветовое решение составленной композиции.

Практическая работа: Выполнение цветового круга, цветовых растяжек. Зарисовка орнамента.

  1. Технология вышивки лентами (69 ч.)

Теоретические сведения: Материалы для вышивки лентами, подготовка их к работе. Инструменты, приспособления для работы. Способы перевода рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка. Виды пялец. Правила заправки изделия в пяльцы. Способы закрепления ленты на ткани в начале и по окончании вышивки. Технология выполнения швов: вперед иголку, назад иголку, шнурок, стебельчатый, петельный, тамбурный, петля с прикрепом, полупетля с приерепом, крестообразный, крест, узелки, длинный стежок, длинный стежок с завитком, петля не затянутая, закрученная лента, лента с перехватами вприкреп. Технология выполнения роз: на 5-ти каркасных нитях, выпуклые, объемные, змейка из закрученной ленты, роза из собранной ленты. Роспись фона.

Практическая работа: Перевод рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка. Закрепление ленты на ткани. Выполнение швов: вперед иголку, назад иголку, шнурок, стебельчатый, петельный, тамбурный, петля с прикрепом, полупетля с приерепом, крестообразный, крест, узелки, длинный стежок, длинный стежок с завитком, петля не затянутая, закрученная лента, лента с перехватами вприкреп. Выполнение роз: на 5-ти каркасных нитях, выпуклые, объемные, змейка из закрученной ленты, роза из собранной ленты. Роспись фона.

  1. Панно в интерьере дома (24 ч.)

Теоретические сведения: Условные обозначения и рисунки стежков, строчек, швов, узлов, применяемых в вышивке лентами.

Практическая работа :Зарисовка узоров вышивки. Выполнение панно: тюльпаны, подсолнухи, голубые ирисы, земляника.

  1. Уход за вышитыми изделиями. Влажно-тепловая обработка (1 ч.)

Теоретические сведения: Обработка вышитого изделия (стирка, утюжка).

Практическая работа: Обработка вышитого изделия (стирка, утюжка). Окончательное оформление вышитого изделия под рамку.

  1. Выставка творческих работ учащихся (2 ч.)

Практическая работа: подготовка выполненных работ к выставке. Организация выставки работ учащихся.

Учебно-тематический план




п/п

Название темы

Кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

1




2

Искусство декора:

5

3

2

История вышивки лентами




2




Цветовая радуга




0,5

1,5

Орнаменты и символы в вышивке




0,5

0,5

3

Технология вышивки лентами:

69

12,5

56,5

Материалы, необходимые для вышивки лентами




0,5

0,5

Перевод рисунка на ткань




0,5

0,5

Технология начала работы




0,5

0,5

Шов «вперед иголку»




0,5

2,5

Шов «назад иголку»




0,5

2,5

Шов «шнурок»




0,5

2,5

Шов «стебельчатый»




0,5

2,5

Шов «петельный»




0,5

2,5

Шов «тамбурный»




0,5

2,5

Шов «петля с прикрепом»




0,5

2,5

Шов «полупетля с прикрепом»




0,5

2,5

Шов «крестообразный»




0,5

2,5

Шов «крест»




0,5

2,5

Шов «узелки»




0,5

2,5

Шов «длинный стежок», «длинный стежок с полуприкрепом»




0,5

2,5

Шов «длинный стежок с завитком»




0,5

2,5

Шов «петля не затянутая»




0,5

2,5

Шов «закрученная петля»




0,5

2,5

Шов «лента с перехватами вприкреп»




0,5

2,5

Узор «сетка»




0,5

2,5

Роза на 5-ти каркасных нитях




0,5

2,5

Выпуклые розы




0,5

2,5

Объемные розы




0,5

2,5

Розы «Змейка из закрученной ленты»




0,5

2,5

Розы из узелка и собранной ленты




0,5

2,5

4

Панно в интерьере дома:

24

2

22

Панно «Тюльпаны»




0,5

5,5

Панно «Подсолнухи»




0,5

5,5

Панно «Голубые ирисы»




0,5

5,5

Панно «Земляника»




0,5

5,5

5

Уход за вышитыми изделиями. Влажно-тепловая обработка

1

0,5

0,5

6

Выставка творческих работ учащихся

2




2

Итого:

102

19

83

Методическое обеспечение программы
В процессе обучения у детей формируются три основных группы практических умений и навыков:

  1. политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;

  2. общетрудовые: организаторские, конструкторские, диагностические, операторские;

  3. специальные: роспись ткани.


Формы организации учебной деятельности:

    • индивидуальная;

    • индивидуально- групповая;

    • групповая (или в парах);

    • фронтальная.


Основной вид занятий – практический.
Методы обучения:

  • объяснительно – иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • проблемный;

  • частично поисковый или эвристический;

  • исследовательский.


Педагогические приемы:

  • организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

  • стимулирование (поощрение, похвала, соревнование, самооценка);

  • сотрудничество (партнерские отношения);

  • свобода выбора.

Методы проведения занятий: словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Дидактическое и техническое оснащение занятий:

  • выставка поделок обучающихся;

  • уголок с различной информацией, техникой безопасности;

  • таблицы – памятки, схемы, технологические карты и т.д.;

  • журналы, книги, альбомы с фотографиями, наглядные пособия.


Материалы, инструменты, приспособления:

Для успешного освоения программы необходимы следующие материалы, инструменты и условия:

  • помещение – мастерская;

  • ножницы;

  • набор игл для вышивания;

  • набор ниток мулине;

  • ткань-основа (канва);

  • бумага (калька);

  • шелковые ленты (по 2 метра 10 цветов);

  • пяльцы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.«Вышивка лентами» Минск. 2010г.

2.Журнал по декоративно-прикладному творчеству «Диана-Креатив»

3.Журнал по рукоделию «Лена»

4. Дао цвета. Литрис Айсмен. Изд.Эксмо 2008 Москва

5. Уроки по курсу «Технология»5-9 кл. Е.Н.Перова, Изд.5за знание 2008г. Москва


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Вышивание шелковыми лентами» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знакомство учащихся с вышивкой шёлковыми лентами как видом декоративно-художественного оформления изделий познакомить учащихся с...
«Вышивание шелковыми лентами» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школьники погружаются в мир творчества и фантазии, развивая художественно-эстетическое восприятие. Урок «Вышивка шёлковыми лентами»...
«Вышивание шелковыми лентами» iconУрок самый первый урок в разделе «Вышивка шелковыми лентами» исодержит...
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно)
«Вышивание шелковыми лентами» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Это послужило причиной того, что объектом творческого проекта я выбрала выполнение композиции в технике вышивки шёлковыми лентами,...
«Вышивание шелковыми лентами» iconИспользуемая литература
В этот раз я решила дополнить интерьер нашего зала с помощью декорированных подушек. Больше всего мне нравится вышивать крестиком...
«Вышивание шелковыми лентами» iconВышивка лентами
Оборудование: тетради, ручки, карандаши, учебники, тетрадь для таблиц, интерактивная доска (таблица «Обособление определений и приложений»...
«Вышивание шелковыми лентами» iconПрограмма по “технологии приготовления пищи”
В связи с разделением программы по технологии на ручной труд (шитьё, вязание, вышивание) и кулинарию, возникла необходимость создания...
«Вышивание шелковыми лентами» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дети входят в зал под веселую музыку. Девочки с красными лентами, мальчики с цветочками в кармашке рубашки или поясками. Встречают...
«Вышивание шелковыми лентами» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Я выбрала эту тему для проекта, так как считаю, что вышивание бисером это модно и креативно. Вышивкой из бисера можно украсить различные...
«Вышивание шелковыми лентами» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вязание (на спицах и крючком), изделия из солёного теста, изделия из соломки, вышивка лентами, вышивка крестом и гладью, мережка...
«Вышивание шелковыми лентами» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающая: создать условия для ознакомления учащихся с материалами и инструментами для вышивания лентами, видами швов; формирования...
«Вышивание шелковыми лентами» iconПрактическое задание 3 в программе Adobe Photoshop cs2 «Пиксель-арт»
Для начала поясню что такое пиксель-арт. Как можно догадаться здесь соединены два слова «пиксель» точка, ячейка изображения, и «арт»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск