Скачать 173.53 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» Дополнительная образовательная программа «Вышивание шелковыми лентами» Продолжительность освоения программы: 1 год Возраст обучающихся: 9 – 11 лет Автор программы: Копнина Оксана Викторовна, учитель технологии г. Губкинский 2014 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность дополнительной образовательной программы Данная образовательная программа имеет художественно- эстетическую направленность и составлена в соответствии с письмом №06-1844 от 11.12.2006г. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Искусство - важнейшее средство приобщения человека к духовным и общечеловеческим ценностям. Художественная деятельность, приобщение детей к миру природы, ее красоте и неповторимости, к изучению и осмыслению народного декоративно-прикладного творчества имеет преобразовательный аспект - творит в каждом человека. В. Сухомлинский утверждал, что без творческой жизни личность не может быть воспитана. В современных социально-экономических условиях художественно-эстетическое образование детей остается одной из актуальных проблем. Ее призвана решить программа дополнительного образования «Вышивка шелковыми лентами», исходя из значимости народного искусства, соединяющая в одном курсе такие дисциплины, как изобразительное искусство и художественный труд. Овладение школьниками содержанием данной программы позволит решать не только образовательные задачи, но и подготовит учащихся к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения прикладных художественных работ является способность поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт. Труд учащихся в рамках данной программы носит творческий характер. Т.е. способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию культуры, как отдельного человека, так и общества в целом. Программа составлена на основе знаний возвратных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Важный аспект в обучении — индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка. На занятиях обучающиеся получают знания, умения и навыки вышивальщицы, знакомятся с историей развития ленточной вышивки, с народными традициями в данной области , красотой и неповторимостью вышитых изделий. В программу курса вошла технология работы с шелковыми лентами, использование которой может варьировать в зависимости от конкретных запросов учащихся. В дальнейшем решение этой задачи поможет формированию разумного досуга. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Актуальность курса заключается в том, что он отражает общую тенденцию к возрождению одного из видов декоративно-прикладного искусства – вышивки шелковыми лентами. Искусство вышивания шелковыми лентами имеет многовековую историю. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивок с характерными национальными чертами. Каждый народ в зависимости от местных условий и окружающей природы, особенностей быта, обычаев создавал свои приемы вышивки, мотивы узоров и композиции. Новизна курса заключается в том, что он позволяет учащимся научиться вышивать шелковыми лентами, простейшим ручным способом, который является основой вышивания. Цель программы: раскрыть перед обучаемыми социальную роль декоративно-прикладного искусства, сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками. Для реализации вышеуказанной цели перед объединением ставятся следующие задачи: Обучающие:
Воспитательные:
Развивающие:
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы Дополнительная образовательная программа «Вышивка шелковыми лентами» направлена на овладение учащимися основными приёмами и техниками вышивки шёлковыми лентами и использование приёмов вышивки гладью в некоторых видах работ. Занятия по данной программе способствуют развитию интеллектуального и духовного потенциала личности ребёнка, его художественных творческих способностей, развивает его познавательную активность в процессе практической деятельности. Программа позволяет учащимся самореализоваться в исполнении индивидуальных творческих композиций в технике вышивки шёлковыми лентами. Особенностью программы является ориентирование воспитанников в выборе профессии дизайнер интерьера, дизайнер одежды, художник-декоратор, культуролог и дальнейшее поступление в соответствующие вузы. Возраст обучающихся и сроки реализации дополнительной образовательной программы Данная программа предусмотрена для детей 5-6 классов (9-11 лет) на базе школы, что позволяет их сориентировать в выборе дальнейшей профессии. На занятиях учащиеся опираются на полученные знания по технологии, по мировой художественной культуре, по изобразительному искусству, изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства в младшей школе, что позволяет быстро и легко овладевать новыми знаниями, правильно и качественно выполнять практические задания. Данная образовательная программа рассчитана на один год обучения. Наполняемость групп от 8-12 человек, так при реализации программы используются как групповые, так и индивидуальные приемы работы. Формы и режим занятий Теоретическое обучение проходит устно, без ведения записи учениками, при помощи наглядных пособий (технологических карт, журналов, старинных и современных образцов), экскурсии в музей (знакомство с историей старинных украшений: платков, салфеток, рушников) и схематических рисунков педагога на доске. Умелое сочетание рассказа педагога с элементами заранее продуманной беседы придает занятиям настрой доверительности и задушевности. На занятиях при объяснении нового материала педагогом чаще всего используются методы фронтальной работы - показ рисунков, таблиц, образцов изделий, видеоматериалов, сопровождающихся пояснением и беседой с учениками. Учебная информация отличается научной достоверностью, простотой и доступностью изложения, носит познавательно-воспитательный характер. Все это вызывает неподдельный интерес учеников к предстоящей работе. Практическое обучение происходит на образце (лоскуте ткани 20x20 см) при непосредственном участии педагога и самостоятельно. Нередко одновременно используются разные формы деятельности: один ученик работает над композицией, другой знакомится с технологией, третий трудится над выполнением изделия. После демонстрации технического приема педагог ведет индивидуальную работу с учащимися по его отработке, добиваясь точности и чистоты исполнения. Овладение техникой ремесла на практических занятиях происходит, как правило, поэтапно, по принципу «от простого - к сложному». Обучение строится по схеме: повтор - накопление – воспроизведение - импровизация. Постепенно дети приучаются осмысленно владеть умениями. В ходе выполнения задания педагог может продемонстрировать ученикам удачно выполненную работу. Занятия обычно сочетают в себе не только различные виды практических работ, но и открывают перед детьми чудесный мир народного искусства, который несет в себе мощный пласт многовековой культуры народа. Применяется дифференцированный подход - ведь каждый ученик работает по своему индивидуальному эскизу, но по теме, заданной педагогом. В процессе обучения ремеслу мастер-педагог использует различные методы: беседу, показ, игровые моменты, выполнение работ в разных техниках. Важное значение, в проведении занятий имеет организация динамических пауз. Введение этих упражнений в процесс занятия обеспечивает своевременное снятие физической усталости и оживление работоспособности детей. Количество таких динамических пауз в течение занятия определяется педагогом в зависимости от возраста учеников, от сложности изучаемого материала, от состояния работоспособности учащихся. С целью эстетического развития, создания комфортных условий во время занятий можно включить негромкую музыку. Режим занятий 3 раза в неделю. Продолжительность занятий 1 часа. Форма обучения – очная и очно – заочная. Ожидаемые результаты В результате обучения учащиеся должны знать:
Должны уметь:
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Содержание изучаемого курса
Теоретические сведения: План работы на учебный год. Цели и задачи обучения вышивке. Общие сведения о вышивке. Правила безопасного труда, санитарии и гигиены.
Теоретические сведения: Краткие сведения из истории вышивки лентами с древних времен до сегодняшних дней. Применение вышивки в народном и современном костюме. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовой круг. Контраст. Цветовая сочетаемость. Цветовое решение составленной композиции. Практическая работа: Выполнение цветового круга, цветовых растяжек. Зарисовка орнамента.
Теоретические сведения: Материалы для вышивки лентами, подготовка их к работе. Инструменты, приспособления для работы. Способы перевода рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка. Виды пялец. Правила заправки изделия в пяльцы. Способы закрепления ленты на ткани в начале и по окончании вышивки. Технология выполнения швов: вперед иголку, назад иголку, шнурок, стебельчатый, петельный, тамбурный, петля с прикрепом, полупетля с приерепом, крестообразный, крест, узелки, длинный стежок, длинный стежок с завитком, петля не затянутая, закрученная лента, лента с перехватами вприкреп. Технология выполнения роз: на 5-ти каркасных нитях, выпуклые, объемные, змейка из закрученной ленты, роза из собранной ленты. Роспись фона. Практическая работа: Перевод рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка. Закрепление ленты на ткани. Выполнение швов: вперед иголку, назад иголку, шнурок, стебельчатый, петельный, тамбурный, петля с прикрепом, полупетля с приерепом, крестообразный, крест, узелки, длинный стежок, длинный стежок с завитком, петля не затянутая, закрученная лента, лента с перехватами вприкреп. Выполнение роз: на 5-ти каркасных нитях, выпуклые, объемные, змейка из закрученной ленты, роза из собранной ленты. Роспись фона.
Теоретические сведения: Условные обозначения и рисунки стежков, строчек, швов, узлов, применяемых в вышивке лентами. Практическая работа :Зарисовка узоров вышивки. Выполнение панно: тюльпаны, подсолнухи, голубые ирисы, земляника.
Теоретические сведения: Обработка вышитого изделия (стирка, утюжка). Практическая работа: Обработка вышитого изделия (стирка, утюжка). Окончательное оформление вышитого изделия под рамку.
Практическая работа: подготовка выполненных работ к выставке. Организация выставки работ учащихся. Учебно-тематический план
Методическое обеспечение программы В процессе обучения у детей формируются три основных группы практических умений и навыков:
Формы организации учебной деятельности:
Основной вид занятий – практический. Методы обучения:
Педагогические приемы:
Методы проведения занятий: словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Дидактическое и техническое оснащение занятий:
Материалы, инструменты, приспособления: Для успешного освоения программы необходимы следующие материалы, инструменты и условия:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.«Вышивка лентами» Минск. 2010г. 2.Журнал по декоративно-прикладному творчеству «Диана-Креатив» 3.Журнал по рукоделию «Лена» 4. Дао цвета. Литрис Айсмен. Изд.Эксмо 2008 Москва 5. Уроки по курсу «Технология»5-9 кл. Е.Н.Перова, Изд.5за знание 2008г. Москва |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знакомство учащихся с вышивкой шёлковыми лентами как видом декоративно-художественного оформления изделий познакомить учащихся с... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Школьники погружаются в мир творчества и фантазии, развивая художественно-эстетическое восприятие. Урок «Вышивка шёлковыми лентами»... | ||
Урок самый первый урок в разделе «Вышивка шелковыми лентами» исодержит... Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Это послужило причиной того, что объектом творческого проекта я выбрала выполнение композиции в технике вышивки шёлковыми лентами,... | ||
Используемая литература В этот раз я решила дополнить интерьер нашего зала с помощью декорированных подушек. Больше всего мне нравится вышивать крестиком... | Вышивка лентами Оборудование: тетради, ручки, карандаши, учебники, тетрадь для таблиц, интерактивная доска (таблица «Обособление определений и приложений»... | ||
Программа по “технологии приготовления пищи” В связи с разделением программы по технологии на ручной труд (шитьё, вязание, вышивание) и кулинарию, возникла необходимость создания... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дети входят в зал под веселую музыку. Девочки с красными лентами, мальчики с цветочками в кармашке рубашки или поясками. Встречают... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Я выбрала эту тему для проекта, так как считаю, что вышивание бисером это модно и креативно. Вышивкой из бисера можно украсить различные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вязание (на спицах и крючком), изделия из солёного теста, изделия из соломки, вышивка лентами, вышивка крестом и гладью, мережка... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучающая: создать условия для ознакомления учащихся с материалами и инструментами для вышивания лентами, видами швов; формирования... | Практическое задание 3 в программе Adobe Photoshop cs2 «Пиксель-арт» Для начала поясню что такое пиксель-арт. Как можно догадаться здесь соединены два слова «пиксель» точка, ячейка изображения, и «арт»... |