Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации02.03.2014
Размер94.3 Kb.
ТипРазработка урока
100-bal.ru > История > Разработка урока
МОУ Магнитная СОШ

Учитель технологии: Авиленко Н.П.

Разработка урока по технологии

Раздел: Декоративно-прикладное творчество

Класс: 11

Урок: 1-2

Тема: «Батик» - художественное оформление ткани. Инструменты и

материалы. Основные способы и приёмы росписи по ткани.

(комбинированный урок с применением ИКТ).

Цели и задачи: 1. Знакомство с новыми техниками декоративно-прикладного

искусства.

2. Приобретение навыков в оформление и отделки ткани и изделий

из неё.

3. Приобщение к различным видам ремёсел.

4.Воспитание эстетического вкуса и творческой личности учащихся.

Оборудование и материалы: презентация «Батик», компьютер, проектор, экран,

методические пособия «Художественная роспись ткани», иллюстрации

(батик в текстиле).

Стеклянная трубочка для нанесения резерва, резерв, кисти, ватные

палочки, зубочистки.

Технологические карты (практ. раб. № 1,2), ткань (ситец белого цвета 15-

15см.(практ. раб. №1), 20-30 см.(практ. раб. №2), рисунки (бабочки,

стрекозы, веточки, листья и т.д.) копирка, карандаш, краски для ткани,

нитки, салфетки.

Словарь: художественный текстиль, батик, набойка, жатый батик, холодный батик,

горячий батик.
Ход урока

Урок -1


Этапы

Деятельность на уроке

Время (мин.)

Примечание

учителя

учащихся

1.Организационный

1.Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся.


1.Подготовка к уроку

5 мин.

2.Мобилизация знаний (Проверка знаний).

Фронтальный опрос учащихся по вопросам:

1.Какие виды декоративно- прикладного искусства известны?

2.Какие из них относят к художественной обработке ткани?

3.Классификация волокон. Виды ткани.

4.С какой целью производят оформление текстильных изделий?



Ответы:
1.Вязание (на спицах и крючком), изделия из солёного теста, изделия из соломки, вышивка лентами, вышивка крестом и гладью, мережка и т.д.
2. Вышивка лентами, вышивка крестом и гладью, мережка

и т.д.
3.Натуральные волокна –растительного происхождения(хлопок, лён), животного происхождения (шерсть, шёлк)

Химические волокна – искусственные (вискозные, ацетатные), синтетические (капрон, лавсан, нитрон).
4.Дизайн. Эстетическая направленность.

10 мин.

3.Переход и изучение нового материала

1.Сообщение новой темы и цели урока.

2.Сообщение теоретических сведений.




20 мин.

Использование презентации «Батик», иллюстраций, наглядного пособия.


«Батик» - художественное оформление ткани. Основные способы и приёмы росписи по ткани.

( слайд №1)

Художественный текстиль – большая ветвь декоративно – прикладного искусства.

Ткани, одежда играют в жизни людей не только утилитарную роль, но и эмоциональную, эстетическую.

Искусство ручной росписи ткани очень старо.

Зародилось это искусство в Индонезии на острове Ява. Откуда оно пришло – неизвестно. Но ещё до производства тканей, в частности на бересте, малайцы наносили узоры с помощью воска диких пчёл. Потом окрашивали красным камнем, охрой и сажей.

Воск, будучи нанесённым на ткань, способен механически не пропускать через себя растворы красителей, т.е. резервировать ткань. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших способов оформления тканей – способ «батик».

Слово «батик» - яванского происхождения, в переводе оно означает «рисование горячим воском».

Краска производилась из тропического кустарника индигоноски, и называлась она «индиго» (синий краситель). Красный цвет добывался из коры деревьев, а также из мельчайших морских моллюсков. Такая пурпурная краска была очень дорогая, поэтому ткани, окрашенные пурпуром, носили царские особы.

В настоящее время производят более прочные синтетические красители.

Батики, которые изображали фигуры божественного происхождения, становились главными украшениями в храмах.

( слайд № 2)

Подобная техника использовалась не только для росписей тканей, но и в украшении пасхальных яиц.

( слайд № 3)


Нельзя обойти стороной малоизвестный древнейший способ украшения ткани в Японии. На гладкую поверхность камня, устланного травами и цветами, накладывали холст, и по нему с силой проводили другим гладким камнем. Ткани с такими узорами называли «синобу», а краской служил сок растений.

В нашей стране ручная роспись зародилась в начале 30 – х годов и получила широкое развитие и признание. До этого существовало лишь гладкое крашение и набойка. Набойка – ручная печать набойными досками.

В основном набойкой печатались платки. Знаменитые Павловские платки до сих пор печатаются по старинной технологии, вручную, деревянными набойками, в городе Павловский Посад.

( слайд № 4)

Набойкой печатались на только штучные изделия, платки, но и метровые ткани. Часто затем они раскрашивались вручную кисточкой.

( слайд № 5)


Многообразие приёмов ручной росписи позволяет создавать декоративные панно и ткани, шарфы. Платки, галстуки, расписывать повседневную одежду, а также создавать картины.

Ещё существует жатый батик.

( слайд № 6)


Широкое применение нашли горячий и холодный батик.

При горячем батике силуэт или контуры рисунка наносят на ткань расплавленным парафином. Затем ткань окрашивают в холодном растворе красителя или расцвечивают растворами красителей от руки, с помощью ватных тампонов и кистей. После ткань просушивают и для удаления парафинового резерва проглаживают горячим утюгом через листы пористой бумаги.

( слайд № 7)

При холодном батике основным резервирующим веществом является резиновый клей. Для того чтобы обводки не разрушали рисунок, задуманный художником, пользуются резиновыми резервами, предварительно подцвеченными масляными красками. В отличие от горячего батика резерв холодного батика не удаляют с ткани.

( слайд № 8)

Также существует узелковая техника росписи ткани, смешанные техники.

( слайд № 9)

Инструменты и

материалы.


  1. Кисти – с помощью их парафином кроют большие плоскости и при желании придают рисунку живописный характер (тонкие и толстые, крупные, плоские разных размеров).

2.Рейсфедеры, леечки – для проведения парафиновых линий, контуров.

( слайд № 10)

3. Твёрдые штампики ( слайд № 11)

4. Штампики – каталки ( слайд № 12)

5.Стеклянные трубочки ( слайд № 13)

6.Резерв.

7.Соль (необходима для свободной росписи). Ею посыпают ещё влажные участки. В результате возникают оригинальные рисунки и узоры.

8.Краски для ткани.

9.Ткань ситец (для учебных работ), шёлк. Ткань должна быть однотонной, желательно белой.


4.Закрепление нового материала

Фронтальный опрос учащихся по вопросам:

1.Виды батика и их отличие.
2.Что не даёт краске растекаться по ткани? Почему?

3.Какие ткани используем для «батика»?

4.Какие инструменты и материалы необходимы для росписи по ткани.

Ответы:
1.Горячий, холодный, жатый, свободная роспись, смешанная, узелк. техника.

2.Резервирующий состав.

В основу входит воск и т.д.
3.Ситец, шёлк и т.д.
4. Кисти, краски, резерв, стеклянные трубочки и т.д.

10 мин.

Урок - 2










5.Практическое выполнение задания


1.Инструктаж. Техника безопасности во время ручных работ.

Инструктаж.

2.Практическая работа

№ 1 «Оформление салфетки в узелковой технике, узор – «Солнышко».
Инструктаж.

3.Практическая работа

№ 2 «Выбор и перенос рисунка на ткань».




1.Повторить и проговорить правила техники безопасности.


2.Выполнение практической работы №1
3.Выполнение практической работы №2

5 мин.

1.Журнал по технике безопасности.

2.Правила безопасной работы при выполнении ручных операций.

(см. приложение)
10 мин.

Технологическая карта №1 (см. приложение)


20 мин.

Иллюстрации «Батик в текстиле», рисунки(бабочки, веточки, стрекозы и т.д.), технологическая карта № 2 (см. приложение)

6.Итог урока

1. Анализ работ и их

оценивание.


1.Показ работ. Учащиеся участвуют в анализе работ, выбирают самые интересные.

2.Уборка рабочих мест

10 мин.



Приложение к уроку «Батик» - художественное оформление ткани:
презентация «Батик»

Приложение к уроку «Батик» - художественное оформление ткани.:
Правила безопасной работы при выполнении ручных операций.


  1. Опасности в работе:

  • Травма руки ножницами;

  • Травма глаз.

  1. Что нужно сделать до начала работы:

  • Положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.

  1. Что нужно делать во время работы:

  • Быть внимательной;

  • Класть ножницы справа, с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

  • Передавать ножницы кольцами вперёд и только с сомкнутыми лезвиями.

  1. Что нужно сделать при окончании работы:

  • Убрать рабочее место.


Приложение к уроку «Батик» - художественное оформление ткани:

Технологическая карта № 1.
Практическая работа №1: «Оформление салфетки в узелковой технике,

узор – «Солнышко».
Инструменты и материалы: технологические карты, ткань (ситец белого цвета 15-15см.)

краски для ткани 3 цвета, салфетки, нитки.




Последовательность выполнения:

  1. Найдите центр у салфетки.

  2. Скрутите салфетку от центра к краям.

  3. Закрепите «куклу» нитками.

  4. Обмакните центр салфетки в одной краске,

середину в другой, края в третьей.

  1. Уберите нити с салфетки.

  2. Разверните и дайте высохнуть салфетке.

Получился узор «Солнышко»

с центром в окружности.

Технологическая карта № 2
Практическая работа №2: «Выбор и перенос рисунка на ткань».
Инструменты и материалы: технологические карты, иллюстрации «Батик в текстиле», ткань (ситец

белого цвета 20-30 см.), рисунки (бабочки, стрекозы, веточки, листья

и т.д.) копирка, карандаш.
Последовательность выполнения:

  1. Просмотреть предложенные иллюстрации «Батик в текстиле».

  2. Выбрать нужные рисунки для создания единой картины.

  3. Перенести рисунок на ткань при помощи копирки и простого карандаша.

Приложение к уроку «Батик» - художественное оформление ткани.:
иллюстрации

(батик в текстиле).


Приложение к уроку «Батик» - художественное оформление ткани:
рисунки (бабочки,

стрекозы, веточки, листья и т.д.)









Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск