МОУ Магнитная СОШ
Учитель технологии: Авиленко Н.П.
Разработка урока по технологии
Раздел: Декоративно-прикладное творчество
Класс: 11
Урок: 1-2
Тема: «Батик» - художественное оформление ткани. Инструменты и
материалы. Основные способы и приёмы росписи по ткани.
(комбинированный урок с применением ИКТ).
Цели и задачи: 1. Знакомство с новыми техниками декоративно-прикладного
искусства.
2. Приобретение навыков в оформление и отделки ткани и изделий
из неё.
3. Приобщение к различным видам ремёсел.
4.Воспитание эстетического вкуса и творческой личности учащихся.
Оборудование и материалы: презентация «Батик», компьютер, проектор, экран,
методические пособия «Художественная роспись ткани», иллюстрации
(батик в текстиле).
Стеклянная трубочка для нанесения резерва, резерв, кисти, ватные
палочки, зубочистки.
Технологические карты (практ. раб. № 1,2), ткань (ситец белого цвета 15-
15см.(практ. раб. №1), 20-30 см.(практ. раб. №2), рисунки (бабочки,
стрекозы, веточки, листья и т.д.) копирка, карандаш, краски для ткани,
нитки, салфетки.
Словарь: художественный текстиль, батик, набойка, жатый батик, холодный батик,
горячий батик. Ход урока
Урок -1
Этапы
| Деятельность на уроке
| Время (мин.)
Примечание
| учителя
| учащихся
| 1.Организационный
| 1.Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся.
| 1.Подготовка к уроку
| 5 мин.
| 2.Мобилизация знаний (Проверка знаний).
| Фронтальный опрос учащихся по вопросам:
1.Какие виды декоративно- прикладного искусства известны?
2.Какие из них относят к художественной обработке ткани?
3.Классификация волокон. Виды ткани.
4.С какой целью производят оформление текстильных изделий?
| Ответы: 1.Вязание (на спицах и крючком), изделия из солёного теста, изделия из соломки, вышивка лентами, вышивка крестом и гладью, мережка и т.д. 2. Вышивка лентами, вышивка крестом и гладью, мережка
и т.д. 3.Натуральные волокна –растительного происхождения(хлопок, лён), животного происхождения (шерсть, шёлк)
Химические волокна – искусственные (вискозные, ацетатные), синтетические (капрон, лавсан, нитрон). 4.Дизайн. Эстетическая направленность.
| 10 мин.
| 3.Переход и изучение нового материала
| 1.Сообщение новой темы и цели урока.
2.Сообщение теоретических сведений.
|
| 20 мин.
Использование презентации «Батик», иллюстраций, наглядного пособия.
|
«Батик» - художественное оформление ткани. Основные способы и приёмы росписи по ткани.
( слайд №1)
Художественный текстиль – большая ветвь декоративно – прикладного искусства.
Ткани, одежда играют в жизни людей не только утилитарную роль, но и эмоциональную, эстетическую.
Искусство ручной росписи ткани очень старо.
Зародилось это искусство в Индонезии на острове Ява. Откуда оно пришло – неизвестно. Но ещё до производства тканей, в частности на бересте, малайцы наносили узоры с помощью воска диких пчёл. Потом окрашивали красным камнем, охрой и сажей.
Воск, будучи нанесённым на ткань, способен механически не пропускать через себя растворы красителей, т.е. резервировать ткань. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших способов оформления тканей – способ «батик».
Слово «батик» - яванского происхождения, в переводе оно означает «рисование горячим воском».
Краска производилась из тропического кустарника индигоноски, и называлась она «индиго» (синий краситель). Красный цвет добывался из коры деревьев, а также из мельчайших морских моллюсков. Такая пурпурная краска была очень дорогая, поэтому ткани, окрашенные пурпуром, носили царские особы.
В настоящее время производят более прочные синтетические красители.
Батики, которые изображали фигуры божественного происхождения, становились главными украшениями в храмах.
( слайд № 2)
Подобная техника использовалась не только для росписей тканей, но и в украшении пасхальных яиц.
( слайд № 3)
Нельзя обойти стороной малоизвестный древнейший способ украшения ткани в Японии. На гладкую поверхность камня, устланного травами и цветами, накладывали холст, и по нему с силой проводили другим гладким камнем. Ткани с такими узорами называли «синобу», а краской служил сок растений.
В нашей стране ручная роспись зародилась в начале 30 – х годов и получила широкое развитие и признание. До этого существовало лишь гладкое крашение и набойка. Набойка – ручная печать набойными досками.
В основном набойкой печатались платки. Знаменитые Павловские платки до сих пор печатаются по старинной технологии, вручную, деревянными набойками, в городе Павловский Посад.
( слайд № 4)
Набойкой печатались на только штучные изделия, платки, но и метровые ткани. Часто затем они раскрашивались вручную кисточкой.
( слайд № 5)
Многообразие приёмов ручной росписи позволяет создавать декоративные панно и ткани, шарфы. Платки, галстуки, расписывать повседневную одежду, а также создавать картины.
Ещё существует жатый батик.
( слайд № 6)
Широкое применение нашли горячий и холодный батик.
При горячем батике силуэт или контуры рисунка наносят на ткань расплавленным парафином. Затем ткань окрашивают в холодном растворе красителя или расцвечивают растворами красителей от руки, с помощью ватных тампонов и кистей. После ткань просушивают и для удаления парафинового резерва проглаживают горячим утюгом через листы пористой бумаги.
( слайд № 7)
При холодном батике основным резервирующим веществом является резиновый клей. Для того чтобы обводки не разрушали рисунок, задуманный художником, пользуются резиновыми резервами, предварительно подцвеченными масляными красками. В отличие от горячего батика резерв холодного батика не удаляют с ткани.
( слайд № 8)
Также существует узелковая техника росписи ткани, смешанные техники.
( слайд № 9)
Инструменты и
материалы.
Кисти – с помощью их парафином кроют большие плоскости и при желании придают рисунку живописный характер (тонкие и толстые, крупные, плоские разных размеров).
2.Рейсфедеры, леечки – для проведения парафиновых линий, контуров.
( слайд № 10)
3. Твёрдые штампики ( слайд № 11)
4. Штампики – каталки ( слайд № 12)
5.Стеклянные трубочки ( слайд № 13)
6.Резерв.
7.Соль (необходима для свободной росписи). Ею посыпают ещё влажные участки. В результате возникают оригинальные рисунки и узоры.
8.Краски для ткани.
9.Ткань ситец (для учебных работ), шёлк. Ткань должна быть однотонной, желательно белой.
| 4.Закрепление нового материала
| Фронтальный опрос учащихся по вопросам:
1.Виды батика и их отличие. 2.Что не даёт краске растекаться по ткани? Почему?
3.Какие ткани используем для «батика»?
4.Какие инструменты и материалы необходимы для росписи по ткани.
| Ответы: 1.Горячий, холодный, жатый, свободная роспись, смешанная, узелк. техника.
2.Резервирующий состав.
В основу входит воск и т.д. 3.Ситец, шёлк и т.д. 4. Кисти, краски, резерв, стеклянные трубочки и т.д.
| 10 мин.
| Урок - 2
|
|
|
| 5.Практическое выполнение задания
|
1.Инструктаж. Техника безопасности во время ручных работ.
Инструктаж.
2.Практическая работа
№ 1 «Оформление салфетки в узелковой технике, узор – «Солнышко». Инструктаж.
3.Практическая работа
№ 2 «Выбор и перенос рисунка на ткань».
|
1.Повторить и проговорить правила техники безопасности.
2.Выполнение практической работы №1 3.Выполнение практической работы №2
| 5 мин.
1.Журнал по технике безопасности.
2.Правила безопасной работы при выполнении ручных операций.
(см. приложение) 10 мин.
Технологическая карта №1 (см. приложение)
20 мин.
Иллюстрации «Батик в текстиле», рисунки(бабочки, веточки, стрекозы и т.д.), технологическая карта № 2 (см. приложение)
| 6.Итог урока
| 1. Анализ работ и их
оценивание.
| 1.Показ работ. Учащиеся участвуют в анализе работ, выбирают самые интересные.
2.Уборка рабочих мест
| 10 мин.
|
Приложение к уроку «Батик» - художественное оформление ткани: презентация «Батик»
Приложение к уроку «Батик» - художественное оформление ткани.: Правила безопасной работы при выполнении ручных операций.
Опасности в работе:
Травма руки ножницами;
Травма глаз.
Что нужно сделать до начала работы:
Положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.
Что нужно делать во время работы:
Быть внимательной;
Класть ножницы справа, с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
Передавать ножницы кольцами вперёд и только с сомкнутыми лезвиями.
Что нужно сделать при окончании работы:
Приложение к уроку «Батик» - художественное оформление ткани:
Технологическая карта № 1. Практическая работа №1: «Оформление салфетки в узелковой технике,
узор – «Солнышко». Инструменты и материалы: технологические карты, ткань (ситец белого цвета 15-15см.)
краски для ткани 3 цвета, салфетки, нитки.
Последовательность выполнения:
Найдите центр у салфетки.
Скрутите салфетку от центра к краям.
Закрепите «куклу» нитками.
Обмакните центр салфетки в одной краске,
середину в другой, края в третьей.
Уберите нити с салфетки.
Разверните и дайте высохнуть салфетке.
Получился узор «Солнышко»
с центром в окружности.
Технологическая карта № 2 Практическая работа №2: «Выбор и перенос рисунка на ткань». Инструменты и материалы: технологические карты, иллюстрации «Батик в текстиле», ткань (ситец
белого цвета 20-30 см.), рисунки (бабочки, стрекозы, веточки, листья
и т.д.) копирка, карандаш. Последовательность выполнения:
Просмотреть предложенные иллюстрации «Батик в текстиле».
Выбрать нужные рисунки для создания единой картины.
Перенести рисунок на ткань при помощи копирки и простого карандаша.
Приложение к уроку «Батик» - художественное оформление ткани.: иллюстрации
(батик в текстиле).
Приложение к уроку «Батик» - художественное оформление ткани: рисунки (бабочки,
стрекозы, веточки, листья и т.д.)
|