Скачать 1.83 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ» ____________________________________________________________ Кафедра физвоспитания ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КУРС ЛЕКЦИЙ Под редакцией профессора В.И. Шалупина для студентов всех специальностей дневного обучения Москва 2011 Рецензенты: канд. пед. наук, доцент Нужный А.А. Данное пособие соответствует учебной программе по «Физическая культура» и отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта. Предназначено для изучения теоретических основ физической культуры студентами всех специальностей дневного обучения. Рассмотрено на заседании кафедры физвоспитания 20.09.10 г. В написании учебного пособия принимали участие: Уваров В.С. – тема 1, Малышев М.Н. – тема 2, Аблеев А.Ю. – тема 3, Морщинина Д.В – тема 4, Шалупин В.И. – тема 5, Письменский И.А. – тема 6, Карпинский А.Е. – тема 7, Яковлева Е.Л. – тема 8, Журбина А.Д. – тема 9, Симонов А.П. – тема 10, Антипас В.В. – тема 11, Карпушин В.В. – тема 12. Тема 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ 1. Основные понятия и определения: Физическая культура (ФК) – составная часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности. Духовные ценности – информация, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Материальные ценности – спортивные сооружения, инвентарь, специальное радиоэлектронное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. Физкультурное (физкультурно-спортивное) движение – форма социального движения, целью которого является содействие повышению уровня физической культуры населения, целенаправленной деятельности государственных и общественных организаций, граждан по развитию физической культуры и спорта. Спорт – составная часть физической культуры, сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям. Компоненты физической культуры: Физическое воспитание (ФВ) – педагогический процесс, направленный на формирование физически здорового, духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, в частности, на укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека. Важнейшим элементом ФВ является «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения (основные способы ходьбы, бега, плавания, скольжения на коньках и лыжах и др.), «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, футбол теннис и др.); Физическое развитие (ФР) – биологический процесс становления, изменение естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека. ФР управляемо и подчиняется определенным законам и тесно связано со здоровьем человека. Это вес, рост, объем грудной клетки и т.д. В процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентаций, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений. Основные виды физической культуры: Гигиеническая ФК – утренняя гимнастика, прогулки, физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками; Рекреативная ФК – туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения; Фоновая ФК – компонент здорового образа жизни, оказывающий оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, особенно в сочетании с другими компонентами ФК; Оздоровительно – реабилитационная физическая культура – направленное применение физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановление функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. 2. Физическая культура личности Мотивационно-ценностный компонент (МЦК) МЦК отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность к ней, систему знаний интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование. Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания: Теоретические – охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования. Методические – обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: «Как использовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической культуры?» Практические – дают навыки, как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигательные действие. Знания – необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Знания о себе соотносятся со знаниями о других и с идеалом, выносится суждение о том, что у индивида лучше, а что хуже, чем у других, и как соответствовать идеалу. Убеждения – определят направленность оценок и взглядов личности в сфере физической культуры, побуждают ее активность, становятся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают его поступкам особую значимость и направленность. Потребность физической культуры – главная побудительная и регулирующая сила поведения личности. Это потребность в движениях и физических нагрузках; общении; контактах и проведении свободное времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе и эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего «Я»; в познании, в эстетическом наслаждении, улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, комфорте и др. Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радостью, счастьем); неудовлетворение потребностей – отрицательными эмоциями (отчаянием, разочарованием, печалью). Система мотивов На основе потребностей ФК возникает система мотивов:
Интересы – побуждают студентов заняться физкультурой и спортом. В структуре интереса различают эмоциональный, познавательный и поведенческий компоненты. Эмоциональный – человек по отношению к объекту или деятельности испытывает какие-либо чувства (удовольствие, удовлетворенность, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим «Я» и др.). Познавательный – связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для удовлетворения потребностей. А также связан с поиском и подбором средств, необходимых для удовлетворения возникшей потребности (убежденность в необходимости занятий физической культурой и спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий, определенный уровень знаний, стремление к познанию и др.). Поведенческий – отражает мотивы и цели деятельности, рациональные способы удовлетворения потребности. Интересы – возникают на основе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:
Если человек не имеет определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней. Отношения – задают предметную ориентацию, определяют социальную и личностную значимость физической культуры в жизни.
Волевые усилия – регулируют поведение и деятельность личности в соответствии с поставленными целями, принятыми решениями, направляются разумом, моральным чувством, нравственными убеждениями. Физкультурно-спортивная деятельность развивает волевые качества: упорство в достижении цели, самообладание, сдержанность, собранность (сосредоточенность), решительность, инициативность. Уровни проявления ФК личности На основе критериев определяется ряд уровней проявления физической культуры личности:
3. Основы организации физического воспитания в вузе Физическая культура выполняет следующие социальные функции:
Контрольные вопросы: 1. Физическая культура: определение, результат деятельности в физической культуре, совокупность ценностей, представляющих физическую культуру. 2. Компоненты физической культуры: 3. Структура физической культуры личности. 4. Операциональный компонент физической культуры личности. 5. Мотивационно-ценностный компонент физической культуры личности. 6. Практико-деятельностный компонент физической культуры личности. 7. Система мотивов в области компонент физической культуры личности. 8. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре. 9. Уровни проявления компонент физической культуры личности. 10. Социальные функции компонент физической культуры личности в университете. |
Решение кафедры ТЕма ФизФизическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов физическая культура в общекультурной и | Рефератов по дисциплине «Физическая культура» Тема Физическая культура... Тема Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов | ||
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов Тема Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов | Программа по дисциплине «Физическая культура» Тема Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов | ||
Учебного заведения Проект по дисциплине «Физическая культура» «Физическая культура общекультурной и профессиональной подготовке студентов» предназначен... | Учебно-методический комплекс дисциплины «физическая культура» по... Тема Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготов- ке | ||
«Физическая культура» Формирование у студентов-медиков отношения к физической культуре как к необходимому звену общекультурной ценности и общеоздоровительной... | Лекция физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: В. П. Викторов, А.... | ||
1 Контрольные нормативы по легкой атлетике Тема Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента | ||
Рекомендации по подготовке и оформлению курсовых работ, рефератов и контрольных работ Методические рекомендации предназначены для студентов специализации «Физическая реабилитация» специальности 032102. 65 «Физическая... | Учебной дисциплины физическая культура для специальностей: 060101... Цель дисциплины формирование у студентов-медиков мотиваций и стимулов к занятиям физической культурой и спортом как необходимому... | ||
В. Л. Соколов фаит 1 курс 21-1бак, 6бак, 7бак, 8бак Физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура | Программа дисциплины Физическое воспитание для направления 030300.... Роль физической культуры в профессиональной и общекультурной подготовке студентов | ||
Пояснительная записка цели и задачи дисциплины Целью освоения раздела «Физическая культура» «Физическая культура» является формирование физической культуры студентов и способности направленного использования разнообразных... | Пояснительная записка цели и задачи дисциплины Целью освоения раздела «Физическая культура» «Физическая культура» является формирование физической культуры студентов и способности направленного использования разнообразных... |