ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Для специальностей: 060101 Лечебное дело; 060201 Стоматология; 060103 Педиатрия; 060301 Фармация; 060601 Медицинская биохимия;
060105 Медико-профилактическое дело.
Квалификация - специалист
1. Цель дисциплины - формирование у студентов-медиков мотиваций и стимулов к занятиям физической культурой и спортом как необходимому звену общекультурной ценности и общеоздоровительной тактики в профессиональной деятельности. Задачи дисциплины:
Укреплять здоровье студентов, повышать и поддерживать на оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность, психомоторные навыки.
Развивать и совершенствовать физические качества, поддерживая их на протяжении всех лет обучения в вузе.
Вырабатывать у студентов ценностные установки на качественное применение средств и методов физической культуры как неотъемлемого компонента здорового образа жизни, фактора общекультурного развития и овладения медицинской профессией.
Прививать знания и обучать практическим навыкам использования нетрадиционных средств физической культуры для укрепления и восстановления здоровья.
Обучать различным двигательным навыкам, сочетая с профессионально-прикладной физической подготовкой, методам оценки физического, функционального, психоэмоционального и энергетического состояния организма и методам коррекции средствами физической культуры.
Обучить само- и взаимоконтролю на групповых и индивидуальных занятиях средствами физической культуры, ведению дневника самоконтроля, составлению и проведению комплексов утренней гимнастической и производственной гимнастики.
Формировать навыки соблюдения требований личной и общественной гигиены, мотивационно - ценностное отношение к ежедневному выполнению двигательного режима, прививать интерес к занятиям спортом и желание к отказу от вредных привычек.
2. Место дисциплины в структуре ООП: Раздел С-4.
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента по физической культуре:
знать/понимать:
Историю развития физической культуры и спорта в России.
Возрастно-половые особенностей развития основных физических качеств и двигательных навыков занимающихся.
Влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек.
Основы техники безопасности и профилактики травматизма и заболеваний у занимающихся физической культурой и спортом.
Санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта.
Социальное значение физической культуры и спорта.
Роль физической культуры в научной организации труда.
Основы здорового образа жизни.
уметь:
Составить и выполнить комплекс утренней гигиенической гимнастики.
Выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки.
Выполнить простейшие приемы самомассажа и релаксации.
Использовать правильную терминологию основ судейства спортивных соревнований и подвижных игр.
Использовать приобретенные знания двигательные умения и навыки для:
повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья; подготовки к профессиональной деятельности и службе в ВС Российской Федерации; организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха; деятельности по формированию здорового образа жизни. Междисциплинарные связи дисциплины «физическая культура»:
Нормальная физиология: физиологические закономерности спортивной тренировки. Основные физиологические константы спортсменов различных специальностей. Энергозатраты организма при занятиях спортом.
Фармакология: история развития, роль, классификация, последствия применения допингов и стимуляторов в спорте и массовой физической культуре.
Физическая реабилитация и спортивная медицина: профилактика спортивных травм и повреждений. Методы контроля и самоконтроля за состоянием организма при занятиях физическими упражнениями.
Гигиена: гигиенические нормы и требования к инвентарю и помещениям при занятиях физической культурой спортом. Питание при занятиях физическими упражнениями различной направленности .
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
лечебное дело
способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных и медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, владению дискуссии и полемики к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);
способность и готовность проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-12);
способность и готовность давать рекомендации по выбору оптимального режима двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса (ПК-24);
способность и го готовность к обучению взрослого населения основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек (ПК-26).
стоматология
способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных и медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способностью и готовностью к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья (ПК-17);
способностью и готовностью применять методы физической культуры и курортологии для профилактики и лечения больных, улучшения здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия здоровых (ПК-43);
педиатрия
способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных и медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса, определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии, гомеопатии и других средств немедикаментозной терапии, использовать основные курортные факторы при лечении детей и подростков (ПК-24);
способностью и готовностью к обучению детей, подростков и их родителей правилам медицинского поведения; к проведению ими гигиенических процедур, к формированию навыков здорового образа жизни (ПК-26);
фармация
способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных и медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способностью и готовностью к проведению информационно – просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-47);
медицинская биохимия
способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных и медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать основные методики оценки функционального состояния организма человека, понимание процессов старения организма, физиологических особенностей стареющего организма для более успешной лечебно-диагностической деятельности (ПК-4);
способностью и готовностью анализировать состояние здоровья населения, пропагандировать здоровый образ жизни, объяснять действия на здоровье человека вредных привычек и экологических факторов, необходимость профилактики различных заболеваний, применять методы физической культуры для улучшения здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия (ПК-20);
медико-профилактическое дело
готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, способностью к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации (ОК-8);
способностью и готовностью к выявлению причинно-следственных связей в системе «факторы среды обитания человека – здоровье населения» (ПК-15);
способностью и готовностью к проведению обследований и оценке физического и психического развития, функционального состояния организма, работоспособности и заболеваемости детей различных возрастных групп, их распределения по группам здоровья на основе результатов периодических медицинских осмотров (ПК-18). В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: социальную роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности; принципы здорового образа жизни.
Уметь: разбираться в вопросах физической культуры, применяемой в целях профилактики и лечения.
Владеть: методами физического самосовершенствования и самовоспитания.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Объем дисциплины и виды учебной работы для специальностей: лечебное дело, педиатрия, медицинская биохимия.
Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачетные единицы (400 академических часов).
Виды учебной работы
| Всего
часов/
зач. ед.
| С Е М Е С Т Р Ы
|
|
| I
| II
| III
| IV
| V
| VI
| VII
| VIII
| IХ
| Х
| XI
| Аудиторные занятия
(всего)
| 400 (2 зач. ед.)
| 32
| 36
| 36
| 36
| 60
| 32
| 36
| 36
| 36
| 36
| 24
| В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Лекции
| 40
| 4
| 4
| 4
| 4
| 4
| 4
| 4
| 4
| 4
| 4
|
| практические занятия
| 360
| 28
| 32
| 32
| 32
| 56
| 28
| 32
| 32
| 32
| 32
| 24
|
Объем дисциплины и виды учебной работы для специальности - стоматология.
Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачетные единицы (400 академических часов)
Виды учебной работы
| Всего
часов/
зач. ед.
| С Е М Е С Т Р Ы
|
|
| I
| II
| III
| IV
| V
| VI
| VII
| VIII
| IХ
| Х
|
| Аудиторные занятия
(всего)
| 400 (2 зач. ед.)
| 36
| 36
| 36
| 36
| 60
| 36
| 36
| 68
| 36
| 20
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Лекции
| 40
| 4
| 4
| 4
| 4
| 4
| 4
| 4
| 4
| 4
| 4
|
| практические занятия
| 360
| 32
| 32
| 32
| 32
| 28
| 32
| 32
| 64
| 32
| 24
|
|
Объем дисциплины и виды учебной работы для специальности - медико-профилактическое дело.
Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачетные единицы (400 академических часов)
Виды учебной работы
| Всего
часов/
зач. ед.
| С Е М Е С Т Р Ы
|
|
| I
| II
| III
| IV
| V
| VI
| VII
| VIII
| IХ
| Х
| ХI
| Аудиторные занятия
(всего)
| 400 (2 зач. ед.)
| 32
| 36
| 36
| 36
| 60
| 12
| 20
| 36
| 36
| 36
| 60
| В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Лекции
| 40
| 4
| 4
| 4
| 4
| 4
| 4
| 4
| 4
| 4
| 2
| 2
| практические занятия
| 360
| 28
| 32
| 32
| 32
| 56
| 8
| 16
| 32
| 32
| 34
| 58
|
Объем дисциплины и виды учебной работы для специальности - фармация.
Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачетные единицы (400 академических часов)
Виды учебной работы
| Всего
часов/
зач. ед.
| С Е М Е С Т Р Ы
|
|
| I
| II
| III
| IV
| V
| VI
| VII
| VIII
| IХ
| Х
|
| Аудиторные занятия
(всего)
| 400 (2 зач. ед.)
| 36
| 36
| 36
| 36
| 56
| 68
| 36
| 36
| 36
| 24
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Лекции
| 40
| 4
| 4
| 4
| 4
| 4
| 4
| 4
| 4
| 4
| 4
|
| практические занятия
| 360
| 32
| 32
| 32
| 32
| 52
| 64
| 32
| 32
| 32
| 20
|
|
5 . Содержание дисциплины 5.1 Содержание разделов дисциплины 5.1.1 Теоретический раздел I курс
(обязательная тематика – 8 часов)
1. Физическая культура и спорт России. Физическое воспитание в медицинских и фармацевтических вузах РФ - 4 часа. Ключевые слова: история физической культуры, здоровье молодежи, государственная программа для медицинских вузов, формы руководства физической культурой и спортом, учебная и внеучебная работа, спортклуб. Краткая история физической культуры и спорта. Основные понятия системы физического воспитания, физическая культура, физическая подготовка, физическое состояние, спорт. Социальные потребности в возникновении физической культуры. Основы законодательства в области ФК и С. Государственные и общественные формы руководства физической культурой и спортом в России. Решения правительства по вопросам развития физической культуры и спорта в стране. Цели и задачи физического воспитания в медицинском вузе. Организация и руководство физическим воспитанием. Построение курса физического воспитания. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях. Зачетные требования и обязанности студентов. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа. Деятельность спортклуба. Организационные формы работы. Спортивные движения и традиции вуза. Спорт в медицинских вузах страны. Роль выпускников медицинских вузов в развитии массового физкультурного движения в стране. Профессиональная особенность физического воспитания в медицинских вузах.
|