Скачать 216.12 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И.Б.Муравьев КУЛЬТУРОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 100100.62 Сервис Институт математики, естественных наук и информационных технологий Тюменский государственный университет 2012 И.Б.Муравьев. Культурология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 100100.62 «Сервис». Учебно-методический комплекс содержит рабочую учебную программу дисциплины, пояснительную записку, тематический план изучения дисциплины, контрольные вопросы, список рекомендуемой литературы. Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Культурология (электронный ресурс). Режим доступа: http:// www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендована к изданию кафедрой философии. Утверждена проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: М.Н.Щербинин, д.ф.н., профессор, зав. каф. философии Тюменского Государственного Университета © Тюменский государственный университет, 2012 © Муравьев И.Б., 2012 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «Культурология» входит в состав профессиональной подготовки специальности согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования включена в цикл «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» для направления 100100.62 «Сервис», региональный компонент, очная форма обучения. Содержание дисциплины предполагает формирование у обучающихся представлений о культуре, ее основных исторических типах, динамике социокультурного процесса. Предлагаемый учебно-методический комплекс дисциплины «Культурология» разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом для высших учебных заведений.
2.2. ОЦЕНКА РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В РЕЙТИНГОВЫХ БАЛЛАХ Распределение рейтинговых баллов по видам работ и нормам контроля
2.3. Виды контроля деятельности студентов, применяемые на аудиторных занятиях, их оценка в рейтинговых баллах
2.4 Планирование самостоятельной работы студентов
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Модуль 1 1.1.Культура как предмет культурологии Многообразие явлений и сущность культуры. Сущностные характеристики культуры. Культура как система смыслов. Культура и личность. Культура и идентичность. Функции культуры. Морфология культуры: культура духовная и материальная, мировая и национальная (этническая), массовая и элитарная, контркультура и субкультуры. Основные формы культуры: нравственная, политическая, экономическая, научная, художественная, религиозная, обыденная, - их характеристика. Культура повседневности. Основные понятия. Смысл, ценность, норма, массовая культура, этническая культура, субкультура, духовная культура, материальная культура, культура повседневности, контркультура, творчество, формы культуры, нравственная культура, политическая культура, экономическая культура, научная культура, художественная культура, религиозная культура. 1.2. Культурология в системе гуманитарного знания Специфика культурологии как гуманитарной дисциплины. Объект и предмет культурологического знания. Междисциплинарные связи культурологии Структура культурологии. Методология культурологии, ее основная проблематика. Задачи и функции культурологии. Ключевые проблемы культурологии. Основные понятия. Культура, культурология, рефлексия, смысл, ценности, объект, предмет, метод, понимание, теория культуры, история культуры. 1.3. Основные культурологические школы и направления Проблемы культуры в «философии жизни»: Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, А.Бергсон. Общественно-историческая школа: Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби. Социологическая школа: М.Вебер, П.Сорокин. Символическая школа Э.Кассирер, К.Леви-Строс, Ю.Лотман. Психоаналитические концепции культуры: З.Фрейд, К.Г.Юнг. Этологическая концепция культуры: К.Лоренц. Игровая концепция культуры: Х.Ортега-и-Гассет, Й.Хейзинга. Франкфуртская школа: В.Беньямин, Т.Адорно, М.Хоркхаймер, Г.Маркузе. Постмодернистские концепции культуры: Ж.-Ф. Лиотар, М.Фуко, Ж.Делез и Ф.Гваттари. Актуальные проблемы современной культурологии . Основные понятия. Культура, культурно-исторический тип, цивилизация, ценность, структура, сублимация, артефакт, интеракция, текст, понимание, интепретация, диалог, система, самоорганизация, этология, эпистема, дискурс, ризома. . Модуль 2 2.1. Культурогенез. Историческая динамика и типология культур Единство антропо-социо-культурогенеза. Специфика культурной эволюции человека. Типология культур. Восточный и западный типы культуры. Понятие "исторический тип культуры". Историческая типологизация культуры. Первобытная культура и ее особенности. Синкретический характер первобытной культуры. Мифология как исторически первая форма культуры. Основные формы первобытной культуры. Становление религиозных и протонаучных представлений. Космоцентристская картина мира. Основные понятия. Культура, антропо-социо-генез, культурно-исторический тип, типология, традиционный тип культуры, архаика, космоцентризм, тотемизм, фетишизм, анимизм, шаманизм, магия, миф, ритуал, синкретизм, сакрализация, неолитическая революция. 2.2. Культура Востока Географические, климатические, исторические, социальные, культурные предпосылки формирования «речных» цивилизаций Востока. Культура Древнего Египта. Культура Древней Месопотамии. Культура Древней Индии. Протоиндийская культура Хараппа. Ведическая культура. Духовные основания индийской культуры: брахманизм, буддизм, индуизм. Культура научная и художественная. Культура Древнего Китая. Религиозно-этические системы Древнего Китая: даосизм; конфуцианство, моизм. Культура научная и художественная. Генезис арабской культуры. Ислам как духовное основание культуры. Ислам как форма мировоззрения, продукт синтеза иудейских, христианских, староарабских культов. Направления ислама. Арабский халифат как теократия. Научная и художественная культура. Специфика восточного мироотношения. Основные понятия. Иероглиф, клинопись, зиккурат, ведизм, брахманизм, дхарма, карма, индуизм, инь, ян, даосизм, конфуцианство, мусульманство, феодализм, традиционный тип культур, ислам, мусульманство, монотеизм, шариат, адат, умма, фундаментализм, теократия, арабеск, традиционный тип культуры. 2.3. Культура Запада Истоки европейской культуры. Основные этапы становления. Культура античности: истоки и особенности. Культура Древней Греции и Древнего Рима. Основные достижения культуры античности в сфере политики, философии, науки и искусства. Культура Средних веков. Христианство как духовное основание культуры. Теоцентризм. Религиозные представления о человеке, истории, спасении. Политическая, экономическая и художественная культура средневековья. Культура эпохи Возрождения. Ключевые идеи и принципы. Антропоцентристская картина мира. Зарождение ранне-буржуазных отношений. Реформация и контрреформация. Культура Нового времени: особенности формирования и специфические черты культуры нового типа. Наукоцентризм. Просвещение как идеология и философия. Эпоха революций. Культура XIX века. Становление индустриальной цивилизации. Специфика западного мироотношения. Основные понятия. Полис, агон, пантеон, политеизм, демократия, пайдейя, калокогатия, катарсис, рационализм, эллинизм, этрусская культура, республика, империя, Римское право, триумф, базилика, амфитеатр, теоцентризм, креационизм, эсхатология, телеология, инквизиция, теология, университет, Возрождение, Просвещение, антропоцентризм, гуманизм, секулризация, атеизм, реформация, протестантизм, капитализм, классическая наука, эмпиризм, рационализм, геоцентризм, гелиоцентризм, классицизм, реализм, сентиментализм, барокко. Модуль 3. 3.1. Культура России Этапы становления культуры России. Россия как «Востоко-Запад». Дохристианский период культуры России. Влияние Византии на становление христианско-православной русской культуры. Специфика восточной ветви христианства. Принцип симфонии государства и Церкви. Сакрализация власти. Реформы Петра I. Специфика Просвещения в России. Разрыв между этнической и национальной культурами. Динамика политической и экономической культуры. Культура советского периода. Проблемы культуры России на современном этапе. Основные понятия. Язычество, христианство, православие, ортодоксия, иконопочитание, иконоборчество, исихия, фреска, иконопись, традиционный тип культуры, нестяжательство, иосифлянство. Просвещение, раскол, традиционализм, либерализм, модернизация, классицизм, реализм, сентиментализм, барокко, культура традиционного типа. 3.2. Актуальные проблемы современной культуры Роль европейской культурной традиции в процессе становления современной мировой культуры. Вестернизация современной мировой культуры. Универсализм и партикуляризм. Влияние современной цивилизации на природу, социум, личность. Информационное общество и его особенности. Современная культура и высокие технологии. Новые средства создания, сохранения и трансляции культуры. Усиление социальной активности женщин и молодежи. Гендерная проблематика в современной культуре. Трансформация религиозных, нравственных, эстетических ценностей. Проблема человека в современной культуре. Постмодернизм в культуре. Основные понятия: техногенная цивилизация, глобализация, киберкультура, универсализация, партикуляризм, гендер, постмодернизм, экология 3.3. Глобализация культуры Глобализм как феномен современной культуры. Экономическое, политическое, культурное измерения глобализации. Создлание единого глобального коммуникативного пространства. Концепция глобального общества. Деятельность Римского клуба. Социокультурная динамика глобализации в интерпретации Р.Робертсона. Концепция «культурных параметров» глобализации С.Хантингтона. Концепция «культурного империализма» и «транснациональных культур» Э.Д.Смита. Неоднозначность процесса глобализации. Анти-глобализм. Основные понятия: глобализация, анти-глобализм, цивилизация, миграция, транснациональные культуры. 4. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, ЭССЕ
5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература:
Дополнительная литература:
Ресурсы Интернет: http://www.gumer.info (Библиотека Гумер) http://www.libelli.ru/library.htm (библиотека Нестор) http://www.i-u.ru/biblio/defaul.aspx (библиотека Русского гуманитарного интернет-университета) |
Пояснительная записка учебная дисциплина «Культурология» Яркова Е. Н. Культурология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 010300. 62 «Математика. Компьютерные... | Пояснительная записка Учебная дисциплина «Культурология» Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направлений 020400. 62 География | ||
Пояснительная записка учебная дисциплина «Культурология» ... | Пояснительная записка Учебная дисциплина «Культурология» Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения специальности 080107. 65 «Налоги и налогообложение»... | ||
Учебно методический комплекс Для студентов специальности «культурология» содержание Учебная дисциплина «Культурная антропология» является фундаментальной культурологической дисциплиной, изучение которой входит в базовый... | Учебно методический комплекс Для студентов специальности «культурология» содержание Учебная дисциплина «Культурная антропология» является фундаментальной культурологической дисциплиной, изучение которой входит в базовый... | ||
Пояснительная записка учебная дисциплина «Жилищное право» Учебная дисциплина «Жилищное право» входит в Основную образовательную программу по специальности 030501 «Юриспруденция», принятую... | Пояснительная записка Дисциплина «Почвоведение» Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности Садово-парковое и ландшафтное строительство | ||
Пояснительная записка. Цели и задачи дисциплины 1 осмысление современности... Дисциплина «Культурология» относится к б профессиональный цикл. Вариативная часть. Дисциплина по выбору. Дисциплине предшествуют... | Пояснительная записка Дисциплина «Ботаника. Систематика семенных растений» Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов по специальности 020803. 65 – Биоэкология | ||
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры математики... Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» по учебному плану относится к спецкурсу, изучаемому студентами 5-го курса... | Пояснительная записка литература базовая учебная дисциплина, формирующая... Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества | ||
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | Пояснительная записка Учебная дисциплина «Музыкальный инструмент... Учебная дисциплина «Музыкальный инструмент (флейта)» входит в программу предпрофессиональной подготовки «оош «Созвучие» и ведется... | ||
Пояснительная записка Учебная дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» Изучение дисциплины базируется на знании математики, физики, технической механики, материаловедения, черчения, а также специальных... | Пояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология |