ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» в 9 классе разработана на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089»;
- примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству 5-9 классы и авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 5-9 классы Москва, «Просвещение», 2010 г. Цель программы: формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной и мировой культуры и искусства; развитии и формировании человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности.
Задачи программы:
развитие художественно – творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно – образной памяти, эмоционально – эстетического восприятия действительности;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально – практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, скульптуры; знакомство с образным языком изобразительных искусств на основе творческого опыта;
формирование умений и навыков художественной деятельности, элементарных коммутативных умений в говорении, способностей воспринимать их исторические и национальные особенности.
Изменений, внесенных в примерную и авторскую учебную программу нет.
УМК
Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:
- Н.А.Горяева, О. В. Островская
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Б. М. Неменского. – Москва
« Просвещение», 2006год.
- Л.А.Неменская
Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Б. М. Неменского. – Москва
« Просвещение», 2008год.
- А.С. Питерских, Г.Е. Гуров
Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека: учебник для 7-8 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Б. М. Неменского. – Москва « Просвещение», 2008год. Данная программа рассчитана на 34 часа для обязательного изучения изобразительного искусства на этапе основного общего образования в 9 классе по 1 часу в неделю.
Формы организации учебной деятельности и контроль ЗУНов. Основные формы организации учебной деятельности – урок, экскурсия, практическая работа.
Этап контроля включает в себя систематический сбор информации о качестве и эффективности используемых учебных материалов и обучающих приемов, об их соответствии поставленным задачам обучения в ходе реализации данной программы. Контроль подразумевает постоянную оценку и не исключает последующую корректировку всех компонентов учебного процесса: целей и задач, содержания, материалов и приемов.
Целью контроля при обучении изобразительному искусству является восприятие зрительной памяти, действительности и произведений разных видов искусства направленного на развитие активного эстетического отношения, как части духовной культуры, к природе и действительности человека как источнику жизни и красоты. Рекомендуется проводить контроль сформированности всех видов деятельности внутри изучения темы, выделяя на уроке определенную часть времени на выполнение заданий разного типа.
В ходе изучения каждой темы в зависимости от своих дидактических задач используются различные виды контроля на различных этапах обучения:
предварительный - в форме устного собеседования с целью получения сведении об исходно уровне познавательной деятельности и для более успешного корректирования используемых приемов и стиля руководства учебным процессом;
периодический – в форме различного вида опросов, так как он позволяет определить качество изучения учебного материала по блокам;
текущий – основой вид контроля, так как он позволяет эффективно осуществить регулярное управление и корректировку учебного процесса;
итоговый – проводится как в устной, так и в письменной форме (в виде тестовых или творческих заданий), так как данный подход позволяет установить уровень коммуникативной компетенции.
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
Выбор форм и приемов контроля обусловлен их адекватностью видам деятельностью, которые совершенствуются согласно главной цели данной программы и находятся в логической связи с содержанием учебного материала и соответствуют требованиям к уровню освоения предмета.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Задачи художественного развития учащихся в 9 классе:
5 год обучения (9 класс)
Учащиеся должны:
освоить элементарную азбуку фотографирования;
уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике;
усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино-и видеоработами;
быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
Преподавание данного раздела предъявляет принципиально новые требования к педагогу и школе.
Необходимы:
расширение арсенала знаний и представлений педагога о мире визуальных искусств;
обращение к практике синтетических искусств современности;
освоение теории и практики фотографии и экранных искусств;
включение в арсенал знаний начальных представлений и опыта в режиссуре, сценическом мастерстве.
Проводиться занятия в 9 классе и соответственно выполняться задания могут в трёх направлениях: художественно-образовательном (с акцентом на художественно-искусствоведческую работу на уроке), изобразительно-творческом (с акцентом на изобразительную практику) и технико-творческом (с акцентом на съёмочную практику).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАМЫ Содержание и методы программы «Изобразительное искусство и художественный труд» направлены на развитие личности школьника с учетом психологических особенностей детей данного возрастного периода и осуществляют развитие творческих качеств ребенка. Программа модулируется на основе современных педагогических подходов:
содержательно - деятельностный подход;
системно-комплексный подход;
личностно ориентированный подход;
региональный подход.
В соответствии с целью программы включено изучение информации, способной вызвать познавательной и практический интерес у детей. Специфика содержания программы предполагает использование разнообразных форм и методов художественно-творческой деятельности:
целостно-ориентационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве);
декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства, элемента дизайна и архитектуры);
изобразительная деятельность: графика, живопись, скульптура;
Общая годовая тема программы 9 класса «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)»
Этот тематический блок представляет собой расширение курса визуально-пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.
Экран – это движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе даётся лишь после прохождения «первоискусств».
Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.
Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретает способность противостоять этому потоку, отделяя в нём позитивное от негативного.
Ещё одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики (а в будущем все) используют в своём быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развиваются (а иногда и портятся).
Цель программы 9 класса – помочь учащимся получить представление:
- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных искусств;
- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;
- о принципах художественной образности и специфике изображения фотографии и экранных искусств;
- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, формировании визуальной среды;
- о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.
Наряду с формированием у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни данная программа уделяет особое внимание формированию у них художественно-творческой активности при изучении синтетических искусств. Раздел 1. Изобразительный язык
и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств. (9 часов)
Тема 1. Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах
Содержание. Понятие «синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Рассматриваются книга, драматический, оперный или балетный спектакль, эстрадное шоу, интерьер здания, документальный или игровой фильм, телепередача или репортаж и т. д., т. е. их художественный язык, существующий на стыке форм разных искусств.
Пространственно-временной характер произведений синтетических искусств.
Специфика синтетических искусств — коллективное творчество. Лидерская роль режиссера и многообразие его художнических и организационных функций.
Тема 2. Театр и экран — две грани изобразительной образности
Содержание. Виды театрально-зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента. Игровая природа сценографии (или театрально-декорационного искусства).
Тема 3. Сценография как искусство и производство.
Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска
Содержание. Как и с кем работает художник-постановщик. Театральные
службы и цеха — столярно-сварочный, пошивочно-костюмерный,
бутафорский, световой, гримерный, монтировочный. Театральное
здание и устройство сцены. Элементы декорационного оформления спектакля: жесткие (станки, ставки) и мягкие (кулисы, задник, занавес) декорации. Этапы создания сценического оформления: от эскиза к сценическому воплощению. Макет и специфика
театрального макетирования.
Раздел 2. Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств (7 часов)
Тема 1. Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств
Содержание. Художник и изобразительные средства. Роль художественных инструментов в творческом художественном процессе. Общая природа художественного процесса в изобразительном искусстве, в фотографии и экранном искусстве. Развитие изобразительных средств при изменении технологии и способа создания изображения не затрагивает природы художественного творчества и композиционных законов, по которым строится любое изображение.
Кино как движущееся в условном времени фотоизображение. Телевизионный эфир — прямое изображение, т. е. существующее в реальном времени.
Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино.
Тема 2. Фотография — расширение изобразительных возможностей. Грамота фотографирования и операторского мастерства
Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съемки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора
Содержание. Фотография как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Фотографическое изображение не реальность, а новая художественная условность.
Этапы развития фотографии: от первых даггеротипов до компьютерной фотографии. Становление фотографии как искусства. Специфика фотоизображения и технология процессов его получения.
Тема 3. Фотография — искусство светописи. Натюрморт и пейзаж — жанровые темы фотографии
Содержание. Свет — изобразительный язык фотографии. Роль света в выявлении формы и фактуры вещи. Свет в натюрморте — постановочный, в пейзаже — природный. Передача светоцветового состояния природы — средство образно-эмоциональной выразительности фотопейзажа. Природные и световые эффекты (дождь, туман, фейерверк) как тема фотосъемки. Цвет в фотографии: превращение «природности» цвета в «художественность».
Графическое искусство черно-белой фотографии.
Тема 4. Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета
Содержание. Анализ своеобразия художественной образности фотопортрета. Фотоизображение — образное обобщение или лицо конкретного человека в кадре? Сравнительный анализ изображения в живописи и на фотографии.
Типичное и случайное при передаче характера человека в фотопортрете. Автопортрет — портрет без прикрас. Постановочный
и репортажный портреты: состояние и мгновение. Грамота портретной съемки: определение точки и места съемки, постановка света, выбор эмоционально-психологического состояния, позы и фона для портретируемого.
Тема 5. Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения
Содержание. Событие как объект репортажной съемки, требующий подготовки, оперативности и мастерства. Фотоизображение как документ времени, летопись запечатленных мгновений истории и зримая информация. Правда и ложь в фотографии. Семейный фотоальбом — история в родных лицах и память о своих родных.
Тема 6. «Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся
Содержание. Фотография — остановленное время, запечатленное навсегда в лицах, пейзажах и событиях. Об этом свидетельствуют подборки в «Моем фотоальбоме».
Это заключительное аналитическое занятие проводится как выставка работ учащихся «Мой фотоальбом». Разбор информационно-изобразительного содержания фотографий различных жанров с точки зрения композиционного построения; случайности или правдивости, полноты передачи облика, состояния и сути объекта или события.
Раздел 3. Азбука экранного искусства (10 часов)
|