Скачать 147.16 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского _______Философский факультет____ УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________2011_ г. Рабочая программа дисциплины (модуля) _____История религии____ Направление подготовки Педагогическое образование (050100) Профиль подготовки Мировая художественная культура Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения __________очная___________ Саратов, 2011 1. Цели освоения дисциплины Основная цель освоения дисциплины определяется тем, чтобы сформировать четкое понимание специфики архаических и древнейших и новых религий, раскрыть особенности исторического развития религий и их влияния на историю и культуру, ознакомить с основными концепциями истории религии и ее последними достижениями. Задачи дисциплины в том, чтобы развивать мировоззрение, соединяющее научность, культурный кругозор и духовно-гуманистический потенциал, соединить теоретические знания о феномене религии с конкретно-историческими аспектами изучения отечественной и мировой культуры, понять национальное своеобразие религиозных мировоззрений и их место в системе мировой культуры и цивилизации; 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата МХК Дисциплина «История религии» является общепрофессиональной и адресована студентам, обучающихся по направлению «Мировая художественная культура». Она призвана способствовать выработке и углублению теоретических установок, которые формируются в процессе освоения ряда дисциплин Основной образовательной программы («Теория художественной культуры», «Культура русского зарубежья», «Методы изучения художественной культуры», «Философия культуры» и др.) и, вместе с тем, содействовать инструментализации теоретических знаний и навыков в конкретно-практические дисциплины. Особенность дисциплины «История религии» состоит в том, что она дает возможность по-новому уметь оценивать достижения культуры на основе исторического контекста и влияния на них религиозных концепций иприобрести опыт освоения духовной традиции и культуры. Появление в круге изучаемых дисциплин «Истории религии» делает стержнем этой новой организации знания идею и понятие религии, выступающие как непосредственный предмет культурфилософского осмысления. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины История религии Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций обучающегося: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК–1); способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4); способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9). В результате освоения дисциплины обучающиеся должны: знать: специфику теоретической экспликации «пространства религии» в рамках культурологического способа его осмысления данные науки относительно происхождения, развития и исторической трансформации архаических и древнейших религий, взаимосвязи между основными теоретическими направлениями, теоретический и исторический контекст их формирования понятийный аппарат, познавательные подходы и методы изучения религиозно-ориентированных форм и явлений в исторической ретроспективе и в современном историко-культурном контексте. уметь: давать теологическую квалификацию тому или иному из изучаемых вероисповеданий анализировать базовые религиозные тексты, знать их проблематику, исторический и теоретический контекст формирования владеть: понятийным аппаратом дисциплины техниками анализа текстов 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа
Тема 1. Функции религии и особенности религиозного сознания. Архаические религиозные верования Религия и ее социокультурные функции, особенности религиозного сознания. Религия в системе культуры. Типология религий. Мировые религии. Современные религиозные движения. Фундаментализм и модернизм. Культура межконфессионального диалога. Виды архаических верований: анимизм, аниматизм, магизм, фетишизм, тотемизм. Археологические данные, описывающие религиозный мир древних людей: культ плодородия, погребальный ритуал (отношение к жизни и смерти). Тема 2. Шаманизм. Религия Древнего Египта Шаманизм как наиболее распространенная форма архаической религии. Мифология шаманизма; символика и практические цели ритуала; представления о жизни и смерти; космология; влияние на религии других ареалов. Фетишизм и тотемизм в Древнем Египте. Обожествление животных. Политеистический пантеон и священные города. Теогония и космогония. Магия и сакральная речь. Храмы, жречество и культ. Религия и власть в Древнем Египте. Представления о загробной жизни: культ и священные книги. Идея воздаяния за гробом. Новые религии Древнего Египта. Тема 3. Верования древнего Междуречья. Комплекс культов Малой Азии и Ближнего Востока Религии Шумера и Аккада: сотворение мира, память о потопе, представления об аде, основные божества пантеона. Вавилон и Ассирия: преемственность и развитие. Отдельные божества: Мардук и Иштар. Эпос о Гильгамеше. Особенности культа и религиозного искусства. Культ, демонология, магия, представления о жизни после смерти. Религиозные верования хеттов и народов, населявших Ближний Восток до прихода туда евреев (хананеев). Культ Ваала. Тема 4. Вера Ветхого Завета. Иудаизм Учение Ветхого Завета о едином Боге, о сотворении мира и человека, о грехопадении. Возникновение избранного народа. Культ: храм и жертвоприношения. Служения судей, царей и пророков. Нравственные и ритуальные предписания. Религиозная жизнь еврейского народа на этапе составления раввинистических комментариев к Священному Писанию. Предпосылки возникновения Каббалы и ее последующее развитие в средние века. Книга «Зохар». Антиталмудические течения: караимы, хасиды (история возникновения, особенности вероучения). Правила еврейского благочестия (Кицур Шулхан Арух). Суббота. Годовой круг религиозных праздников. Еврейский календарь. Тема 5. Древняя Греция: теогония, ритуал и судьба. Религия древнего Рима Доэллинские религии, древнегреческая теогония. Древнегреческий пантеон (персонажи и структура), особенности религиозного культа (публичных церемоний и тайных ритуалов мистериального типа). Римский пантеон, особенности культа, религиозные праздники и календарь, отличительные черты жречества, роль религии в государственной жизни. Основные этапы римской религиозной истории. Тема 6. Христианство Основные события евангельской истории, а также их исторический и культурный контекст. Апостольский век. Гонения против христиан в Римской империи. Развитие христианского богословия: апологеты, отцы Церкви, Вселенские Соборы. Литургическая жизнь христианской церкви. Монашество. Разделение церквей. Восточные церкви. Влияние православия на историю и культуру России с древности и до наших дней. Развитие католицизма в Западной Европе. Реформация и течения в протестантизме. Сектантство. Тема 7. Зороастризм. Индия: ведийская религия на пути к абсолюту Гипотезы о происхождении древнеперсидской религии. Миф о Заратустре. Дуалистическое богословие. Пантеон. Культ Митры и Ахурамазды. Представления зороастризма о происхождении мира и человека, о душе, загробной жизни и воскресении. Памятники религиозной литературы. Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа – как основные религиозные тексты. Особенности социального устройства древнеиндийского общества. Каста брахманов в религии вед. Идеи кармы, сансары и мокши. Основные религиозно-философские школы периода Упанишад. Священные животные. Особенности культов Вишну и Шивы, как преобладающих в индуизме. Формирование тантризма, его основные особенности. Проблема соединения доарийских культов с ведической религией. Культы Кришны и Рамы. Жрец и жертвоприношение в индуизме. Реформаторские движения в индуизме в XIX-XX вв. Тема 8. Буддизм: происхождение и региональная трансформация. Ислам Исторический контекст возникновения буддизма в Индии. Легенда о Будде. Основные принципы учения Будды – восемь принципов достижения нирваны. Понятие нирваны. Образование первых буддийских монашеских общин. Монастырь как основная форма буддийской религиозной организации. Буддизм в Тибете: формирование древнего тибетского государства и автохтонная религия Тибета – бон. Космология, пантеон (семейства божеств), жертвоприношения и жречество. Возникновение теократического государства. Далай-ламы. Ламаизм. Исторический контекст возникновения. Мохаммед как основатель религии ислама. Особенности исламского монотеизма – вероучение Корана. Пять столпов ислама. Факторы иудейского и христианского влияния на ислам. Разделение ислама: сунниты и шииты. Специфика мусульманских сект: хариждиты, ваххабиты. Суфизм – мистическая традиция ислама. Культ и праздники. Мусульманский календарь. Религиозное законодательство – шариат. Ислам в России. Тема 9. Религии Китая: конфуцианство, даосизм, религиозный синкретизм. Синтоизм Традиционные верования. Конфуций и его учение. Религиозный даосизм. Лаоцзы и книга «Даодэцзин». Принцип «недеяния». Соотношение философского и религиозного даосизма. Учение о бессмертии. Астрология, геомантия, медицина и магия. Формирование пантеона. Синкретизм как особенность религиозной ситуации в Китае. Традиционная религия Японии, космология и пантеон. Проникновение буддизма в Японию, взаимоотношения с синтоизмом. Основные буддийские секты в Японии, развитие дзэн-буддизма и его влияние на формирование японской культуры. Роль конфуцианства в религиозной жизни Японии и образовании единого государства. Конфуцианство и синтоизм: культ императора. Новые религиозные движения в Японии и их связь с традиционными верованиями. Темы семинарских занятий Тема 1. Архаические религиозные верования
Тема 2. Шаманизм. Религия Древнего Египта
Тема 3. Верования древнего Междуречья. Комплекс культов Малой Азии и Ближнего Востока
Тема 4. Вера Ветхого Завета. Иудаизм
Тема 5. Древняя Греция: теогония, ритуал и судьба. Религия древнего Рима
Тема 6. Христианство
Тема 7. Зороастризм. Индия: ведийская религия на пути к абсолюту 1. Миф о Заратустре. 2. Жрец и жертвоприношение в индуизме. 3. Особенности социального устройства древнеиндийского общества. Тема 8. Буддизм: происхождение и региональная трансформация. Ислам
Тема 9. Религии Китая: конфуцианство, даосизм, религиозный синкретизм. Синтоизм
3. Дзэн-буддизм и японская культура. 5. Образовательные технологии Предусматривается широкое использование в учебном nроцессе активных и интерактивных форм проведения занятий (разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития nрофессиональных навыков обучающихся. В рамках учебного курса предусмотрены встречи с иностранными студентами, обучающимися в СГУ, представителями государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Вопросы к курсу: 1. Архаические формы религии у народов Юго-Восточной Азии и Океании. 2. Шаманизм народов Сибири (история и современность). 3. Боги и человек в религии древнего Междуречья. 4. Древнеегипетские представления о загробном мире (тексты и ритуал). 5. Религиозный синкретизм древних хеттов. 6. Виды ветхозаветного служения. 7. Мировоззрение хасидизма и талмудическая традиция. 8. Человек и его судьба в религии Древней Греции. 9. Проблемы структуры греческого пантеона. 10. Религия жизнь Древнего Рима как часть государственного механизма. 11. Воздействие зороастризма на религии Ближнего и Среднего Востока. 12. Обожествление сил природы в религии вед. 13. Этапы развития индуистского учения об абсолюте. 14. Синтез буддизма и религии бон в Тибете. 15. История возникновения ламаизма. 16. Особенности чань (дзэн) буддизма. 17. Даосское учение о дао и происхождении мира. 18. Конфуцианство как социально-этическая идеология. 19. Церковно-государственные отношения в Византии. 20. Новый Завет – священная книга христиан. 21. Роль Православной Церкви в становлении и развитии Русского государства 22. Основы исламского вероучения. Темы рефератов для самостоятельной работы: 1. Боги и священные города в Древнем Египте. 2. Библейские темы в Коране. 3. Религиозное реформаторство в Древнем Египте. 4. Особенности каббалистического толкования Священного Писания. 5. Демонология иудаизма. 6. Эзотерические аспекты греческой религии. 7. Древнеримские храмовые действа. 8. Синтез арийских и туземных божеств в индуизме. 9. Сакрализация власти в странах Восточной Азии. 10. Даосское учение о бессмертии и бессмертных. 11. Японские религиозные праздники; 12. Гонения против христиан в Римской империи. 13. Значение Вселенских Соборов для христианского богословия. 14. Хадж – паломничество мусульман 15. Суфийское учение об отношениях человека с Богом. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины История религии Включает в себя учебники, учебно-методические пособия, философскую литературу для проведения семинарских занятия, предусматривает использование электронных ресурсов и библиотек, содержащих тексты а) основная литература: История религии в 2 т. / под общ. ред. И. Н. Яблокова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2007. Горелов А.А. История мировых религий: учеб. пособие. М., 2006. б) дополнительная литература: Древний Египет: энциклопедия. М., 2005. Мень А.В. История религии.: учеб. пособие М., 2005. Васильев Л.С. История религий востока: учеб. пособие. М., 2006. Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви. Спб., 2007. Шмеман А. Исторический путь Православия. Спб., 2007. Духовные ценности ислама и образование: историко-культурная традиция и современность. Томск, 2008. в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: 1. http://www.humanities.edu.ru/ 2. http://www.edu.ru/ 3. http://school-collection.edu.ru/ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины: 1. Интерактивная доска. 2. Мультимедийное оборудование. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению и профилю подготовки бакалавра по направлению 050100 Педагогическое образование. Автор Кузьмин Александр Валерьевич, кандидат философских наук Программа одобрена на заседании кафедры философии культуры и культурологии От «____» ________ 2011 года, протокол № Зав. кафедрой философии культуры и культурологии Белов В.Н. Декан философского факультета Орлов М.О. |
Российской федерации приказ Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации... | Без гражданства в российской федерации Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав... | ||
Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации... «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов... | Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Министерство экономического развития российской федерации Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской... | ||
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной... | Национальный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Утверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития... Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18... | Министерство связи и массовых коммуникаций российской федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской... | ||
Национальный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Об утверждении порядка Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов... |