Правительство Российской ФедерацииГосударственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования«Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики» Факультет философии Программа дисциплиныИдеология и интеллектуалы для специальности 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра Автор: Куренной В.А., к. филос. н., профессор кафедры наук о культуре факультета философии НИУ ВШЭ Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры _____________________________ ________________________________ Председатель Зав. кафедрой _____________________________ ____В. А. Куренной______________ «_____» __________________ 201 г. «____»_____________________ 2010 г Утверждена УС факультета _________________________________ Ученый секретарь _________________________________ « ____» ___________________201 г. Москва - 2012 АннотацияЦель курса состоит в том, чтобы познакомить студентов с социальным и культурным феноменом интеллигенции и интеллектуалов, а также с базовыми концепциями идеологии. Задача курса заключается в освоении студентами знания о современной истории формирования интеллектуалов как в России, так и в ряде других западных стран. Кроме того, в рамках курсах студенты осваивают основные теории интеллигенции и интеллектуалов, необходимые для анализа этого явления, понимания его роли и функций. Введение в проблематику идеологии позволит слушателям освоить навыки социально-критического отношения к идеологической продукции, а также навыки анализа идеологической продукции с точки зрения их ангажированности и политической направленности. Курс предполагает, что слушатели прослушали курс социологии культуры и истории современной философии. Объем курса: 38 лекций, 20 часов - семинарских занятий. Базовые учебники: История и теория интеллигенции и интеллектуалов. (Мыслящая Россия.) Под ред. В. Куренного. М.: Фонд Наследие Евразии, 2009.
Eagleton, Terry. Ideology: An Introduction. London, New York: VERSO, 1996.
Формы контроля и структура итоговой оценки Элемент оценки
| Накопленная оценка
| Итоговая оценка за экзамен/ зачет
Оитог.контроль
| Результирующая оценка за дисциплину (Выставляется в диплом)
| Текущий контроль
Отекущий
| Аудиторная работа (Лекции, практические занятия, семинарские занятия)
Оауд
| Самостоятельная внеаудиторная работа студентов
| Действия преподавателя
| 1
| Эссе (отзыв по прочитанному материалу) – 10
Реферат (отзыв по семинару) - 10
| Активное и содержательное участие в обсуждении на максимальном количестве семинаров – 10. За каждый семинар студент может получить максимум 1 балл (если работа была активной и содержательной) или 0,5 (за эпизодические и содержательные реплики). Студенты, проявляющие бессодержательную активность, никаких баллов не получают.
| Не оценивается
| Зачет в виде письменного ответа на вопрос в аудитории. Максимальная оценка - 10 баллов.
| 1
| q1 = 0,4
q2 = 0,6
| 2
| n1 = 0,7
n2 = 0,3
| 2
| Орезульт =
q1*Оитог.контроль +
q2*Онакопленная
| 3
| Отекущий = n1*Оэссе + n2*Ореф
| k1=0,5
k2=0,5
| Расчет накопленной оценки
Онакопленная= k1*Отекущий + k2*Оауд
| Что получается в результате
| Онакопленная*
| Оитог.контроль
| Орезультирующая*
| *Оценки округляются до целых единиц в сторону большей Тематический план курса
| Темы лекций и семинаров
| Лек.
| Сем.
|
| Интеллигенция и интеллектуалы: введение в историю понятий. История понятия «интеллигенция» в русской культуре. Интеллигенция и интеллектуалы как аналитические и самоидентификационные понятия. «Идейные сборники» как символические манифесты русской интеллигенции. История интеллигенции в досоветский период. «Интеллигенция и народ». «Вехи» и их роль в истории самоосмысления русской интеллигенции. Введение в типологию теорий интеллигенции и интеллектуалов.
| 3
| 2
|
| Интеллигенция в СССР. «Интеллигенция и власть». Интеллигенция и бюрократическая номенклатура. Основные тексты и дискуссии в истории советской интеллигенции. Является ли российская интеллигенция уникальным явлением?
| 3
| 2
|
| История интеллектуалов во Франции и Германии. Специфика фигуры интеллектуала в США.
| 2
| 1
|
| Марксистская теория интеллектуалов. История понятия «идеология». Французская школа «идеологов». Концепция идеологии К. Маркса и Ф. Энгельса. Теория идеологии Л. Альтюссера. Теория интеллектуалов П. Бурдье.
| 3
| 1
|
| Концепция интеллектуалов М. Вебера и К. Мангейма. «Идеология и утопия» К. Мангейма.
| 2
| 1
|
| Теория и типология интеллектуалов А. Грамши. Концепция гегемонии Грамши. Развитие концепции гегемонии в Cultural Studies.
| 2
| 1
|
| Интеллектуалы как «класс» и как «новый клир». Теории интеллигенции Е. Лозинского и Г. Шельски. Критика интеллектуалов Р. Арона.
| 2
| 1
|
| Некоторые современные западные концепции интеллектуалов. Интеллигенция и интеллектуалы в современной России.
| 2
| 1
| Тема 1.Интеллигенция и интеллектуалы: введение в историю понятий. История понятия «интеллигенция» в русской культуре. Интеллигенция и интеллектуалы как аналитические и самоидентификационные понятия. «Идейные сборники» как символические манифесты русской интеллигенции. История интеллигенции в досоветский период. «Интеллигенция и народ». «Вехи» и их роль в истории самоосмысления русской интеллигенции. Введение в типологию теорий интеллигенции и интеллектуалов. Литература: Вехи (любое издание). Статьи Н. Бердяева, М. Гершензона, Б. Кистяковского, П. Струве, С. Франка.
Куренной В. Интеллектуалы // Мыслящая Россия: картография современных интеллектуальных направлений. Сб. под ред. В. Куренного. М.: Фонд «Наследие Евразии», 2006. С. 5-26.
Сергеев, Сергей. Досоветская Россия (XVIII — начало XX века) // История и теория интеллигенции и интеллектуалов. (Мыслящая Россия.) Под ред. В. Куренного. М.: Фонд Наследие Евразии, 2009. С. 15-53.
Тема 2. Интеллигенция в СССР. «Интеллигенция и власть». Интеллигенция и бюрократическая номенклатура. Основные тексты и дискуссии в истории советской интеллигенции. Является ли российская интеллигенция уникальным явлением? Кустарев, Александр. Советская Россия: cамоопределительные практики советской интеллигенции // С. 54-71.
Нервные люди. Интеллигенция - новый раунд рефлексии (обсуждение сборника статей Александра Кустарева) // Неприкосновенный запас. 2006. № 3 (47)
Селеньи И. Интеллигенция и власть: опыт Восточной Европы. 1960–80-е гг. // Рубеж. 1995. № 6–7.
Александр Солженицын. Образованщина // Новый мир. 1991. № 5. С. 28-46 [http://lib.ru/PROZA/SOLZHENICYN/obrazovan.txt]
Тема 3.История интеллектуалов во Франции и Германии. Специфика фигуры интеллектуала в США. Ястребцева, Анастасия. Франция // История и теория интеллигенции и интеллектуалов. (Мыслящая Россия.) Под ред. В. Куренного. М.: Фонд Наследие Евразии, 2009. С. 96-115.
Михайловский, Александр. Германия // История и теория интеллигенции и интеллектуалов. (Мыслящая Россия.) Под ред. В. Куренного. М.: Фонд Наследие Евразии, 2009. С. 116-162.
Etzioni, Amitai, Alyssa Bowditch, eds. Public Intellectuals. An Endangered Species. Rowman & Littlefield, 2006.
Wolfe, Alan. Marginalized in the Middle. Chicago & London: The University of Chicago Press, 1996.
Тема 4.Марксистская теория интеллектуалов. История понятия «идеология». Французская школа «идеологов». Концепция идеологии К. Маркса и Ф. Энгельса. Теория идеологии Л. Альтюссера. Теория интеллектуалов П. Бурдье. К. Маркс и Ф. Энгельс. Немецкая идеология (выборочно).
Альтюссер, Луи. Идеология и идеологические аппараты государства // Неприкосновенный запас. 2011. № 3 (77). [http://magazines.russ.ru/nz/2011/3/al3.html]
Дмитриев, Александр. Марксизм // История и теория интеллигенции и интеллектуалов. (Мыслящая Россия.) Под ред. В. Куренного. М.: Фонд Наследие Евразии, 2009. С. 163-187.
Кирчик, Олеся. Пьер Бурдье // История и теория интеллигенции и интеллектуалов. (Мыслящая Россия.) Под ред. В. Куренного. М.: Фонд Наследие Евразии, 2009. 314-334.
Тема 5. Концепция интеллектуалов М. Вебера и К. Мангейма. «Идеология и утопия» К. Мангейма. Манхейм, К. Идеология и утопия (любое издание)
Кустарев, Александр. Макс Вебер // История и теория интеллигенции и интеллектуалов. (Мыслящая Россия.) Под ред. В. Куренного. М.: Фонд Наследие Евразии, 2009. С. 188-206.
Куренной, Виталий. Карл Манхейм // История и теория интеллигенции и интеллектуалов. (Мыслящая Россия.) Под ред. В. Куренного. М.: Фонд Наследие Евразии, 2009. С. 229-255.
Тема 6. Теория и типология интеллектуалов А. Грамши. Концепция гегемонии Грамши. Развитие концепции гегемонии в Cultural Studies. Грамши А. Тюремные тетради. Избранные произведения в 3-х томах. Т. 3. М.: Издательство иностранной литературы, 1959 (выборочно)
Дмитриев, Тимофей. Антонио Грамши // История и теория интеллигенции и интеллектуалов. (Мыслящая Россия.) Под ред. В. Куренного. М.: Фонд Наследие Евразии, 2009. С. 207-228.
Тема 7.Интеллектуалы как «класс» и как «новый клир». Теории интеллигенции Е. Лозинского и Г. Шельски. Критика интеллектуалов Р. Арона. Лозинский, Евгений Иустинович. Что же такое, наконец, интеллигенция? (Критико-социологический опыт.) М.: Едиториал УРСС, 2003 (выборочно).
Арон, Раймон. Опиум интеллектуалов // Логос. 2005. № 6 (51). С. 182-205.
Филиппов, Александр. Арнольд Гелен и Хельмут Шельски // История и теория интеллигенции и интеллектуалов. (Мыслящая Россия.) Под ред. В. Куренного. М.: Фонд Наследие Евразии, 2009. 274-313.
Тема 8.Некоторые современные западные концепции интеллектуалов. Интеллигенция и интеллектуалы в современной России. Бауман, Зигмунт. Законодатели и толкователи: Культура как идеология интеллектуалов // Неприкосновенный запас. 2003. № 1 (27). С. 5–20.
Хабермас, Юрген. Первым почуять важное: Что отличает интеллектуала // Неприкосновенный запас. 2006. №3 (47).
Куренной В.А., Никулин А.М., Рогозин Д.М., Турчик А.В. Интеллектуально-активная группа. (Мыслящая Россия.) Под ред. В. Куренного. М.: Фонд Наследие Евразии, 2008.
Куренной В. (ред.) Мыслящая Россия: картография современных интеллектуальных направлений. М.: Фонд «Наследие Евразии», 2006.
Вопросы для экзамена Основные теории интеллигенции и интеллектуалов.
Является ли интеллигенция специфически российским феноменом? - Аргументируйте свой ответ.
Что такое «идейный сборник»? Назовите и охарактеризуйте основные идейные сборники российской интеллигенции.
Охарактеризуйте основные исторические моменты формирования и развития понятия «интеллигенция» в истории русской культуры.
Относятся ли публичные представители церкви к интеллигенции? - Каким образом дают на это ответ различные теории и традиции интеллигенции?
Изложите основные моменты критики в адрес интеллигенции авторов сборника «Вехи».
Что такое идеология?
Как взаимосвязаны идеология и интеллектуалы?
Феномен советской интеллигенции - основные интерпретации.
Интеллигенция в постсоветский период: исчезновение или трансформация?
А. Кустарев о российской интеллигенции и основные позиции критики его позиции.
Интеллигенция в Восточной Европе в 20-м веке в интерпретации И. Селеньи.
А. Солженицын и Д. Лихачев об интеллигенции.
Теория идеологии и интеллектуалов Луи Альтюссера.
Теория интеллигенции и гегемонии Антонио Грамши.
Теория «относительно свободно парящей интеллигенции» К. Мангейма.
Интеллектуалы во Франции и Германии (по текстам А. Ястребцевой, О. Кирчик, А. Михайловского, А. Дмитриева, А. Кустарева, А. Филиппова).
Е. Лозинский об интеллигенции.
З. Бауман об интеллектуалах.
Ю. Хабермас об интеллектуалах.
|