Рабочая программа учебной дисциплины «культура общения»





Скачать 336.37 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «культура общения»
страница1/3
Дата публикации19.12.2014
Размер336.37 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»





Согласовано

Утверждаю


___________________

Руководитель ООП

по направлению 190600

доц. Егоров А. Б.

«___» _____________2012 г.


_______________________

Зав. кафедрой

Социологии и психологии

доц. В.Н.Завражин

«___» ___________2012 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»

Направление подготовки:

190600 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И КОМПЛЕКСОВ
Профиль подготовки:

АВТОМОБИЛИ И АВТОМОБИЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Квалификация (степень) выпускника:

БАКАЛАВР

Форма обучения:

очная

Составитель: __________ст. преподаватель кафедры СиП

Ковалева Н. Л.
программа является приложением к ООП

в соответствии с ФГОС-2009
Санкт-Петербург

2012 г.

1. Цели и задачи дисциплины:

К выпускникам высших учебных заведений России предъявляются достаточно высокие социально-психологические и социально-этические требования, обеспечивающие современную культуру общения. Для формирования личности современного специалиста необходима углубленная этическая и психологическая подготовка в области культуры общения. Во время разностороннего общения, требующего специальных теоретических знаний и практических навыков, будущему руководителю недостаточно сугубо профессиональных знаний. Он должен уметь создавать и поддерживать оптимальные социально-психологические отношения с окружающими, соблюдать правила современной профессиональной этики, деловой этикет, владеть культурой общения, осваивать новые типы межличностного взаимодействия, связанные с этико-психологическими основами поведения в различных условиях производственной и общественной деятельности человека.

Целью изучения дисциплины «Культура общения» является подготовка выпускников в области универсальной культуры общения и профессиональной этики на основе социально-психологических и морально–этических знаний с учетом конкретных практических задач, стоящих перед будущими руководителями.

Предлагаемый курс «Культура общения» предусматривает формирование нового стереотипа поведения, обучение молодого специалиста культуре общения в современных условиях, умению грамотно оценивать социально-психологические и социально-этические ситуации, уровень и особенности культуры участников среды общения, психологическое состояние партнеров, а также обеспечивать эффективное взаимодействие с учетом нравственно-этических норм.

Культура общения включает в себя не только профессиональные отношения, но и нравственную культуру человека, основы знаний о культуре поведения в конфликте, морально-этические нормы, которыми он руководствуется, навыки и умения, используемые в процессе общения в различных ситуациях. Данная дисциплина теснейшим образом связана с моралью и психологией поведения – регуляторами поведения человека в семье, во всех сферах его общественной жизни и производственной деятельности, в условиях стресса и др.

Курс «Культура общения» нацелен на формирование у студентов мотивации к совершению навыков общей и профессиональной культуры общения для обеспечения личной успешности и достижения положительного результата в различных сферах жизни..

Задачи изучения дисциплины:

  • Формирование систематизированного комплекса знаний по культуре общения, необходимых для понимания их роли в создании благоприятного психологического климата в коллективе и различных ситуациях общения.

  • Демонстрация этико-психологических факторов, улучшающих или ухудшающих эффективность общения.

  • Ознакомление с основными этико-психологическими навыками культуры общения и приобретение практического опыта их применения.

  • Выявление социально-психологических факторов в создании конфликтных ситуаций в процессе общения и овладение навыками конструктивного разрешения этих ситуаций.

  • Приобретение элементарных навыков оценки состояний эмоционального перенапряжения и навыков повышения стрессоустойчивости для профилактики конфликтов и создания благоприятного психологического климата в коллективе.

  • 2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Культура общения» входит в «Гуманитарный, социальный и экономический» цикл: Вариативная часть (Б 1. ДВ1).

Дисциплина «Культура общения» в современном обществе и управлении персоналом в современной организации стала традиционной и обязательной при подготовке специалистов-организаторов различного профиля в высших учебных заведениях России.

Изучение указанной дисциплины возможно только после освоения общих и специальных дисциплин, так как предполагает использование знаний, полученных на кафедрах гуманитарного профиля. Теоретические и практические знания дисциплины «Культура общения» как научно-практического направления строятся на материалах таких дисциплин как психология, культурология, социология, история, философия, логика, юриспруденция, социальная коммуникация, конфликтология, педагогика. Многоплановость и сложность проблем курса требует обращения к различным источникам информации.

Следует иметь в виду, что предлагаемый для изучения материал является описанием основ культуры общения и предполагает дальнейшую подготовку для развития деловых отношений, которые в практике отечественного предпринимательства пока отсутствуют. Важно учитывать принципиальные положения культуры общения, творчески их осмысливать и использовать применительно к условиям современной действительности, что принесет несомненную пользу в работе.

Культура общения является сложной и всеобъемлющей проблемой, поэтому была поставлена конкретная цель: помочь студентам овладеть первоначальными навыками ведения делового разговора, повысить культуру своей деловой речи для установления эффективных деловых отношений.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения учебной дисциплины «Культура общения» направлен на формирование следующих общекультурных компетенций, способствующих выполнению выпускником задач профессиональной деятельности:

  • способностью ясно и логически продуманно строить свою речь (ОК-2);

  • способность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

  • способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-17.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • культуру общения и основные типы социально-психологического поведения, основные понятия профессиональной этики и морали, современные этические нормы поведения, вербальные и невербальные методы общения, основные закономерности взаимодействия субъектов в организации;

  • о групповой и массовой коммуникации, о профессиональном этикете как важнейшей стороне культуры общения и профессионального поведения с учетом особенностей участников совместной деятельности.

Уметь:

  • ориентироваться в теоретических положениях культуры общения и этического знания, использовать теоретический аппарат культуры общения и профессиональной этики для анализа и решения различных практических проблем социально-психологического взаимодействия в организации, находить связи между теоретическим знанием и конкретной социально-психологической ситуацией в той или иной организации, давать этический анализ какой-либо ситуации в сфере механизмов общения в организации, выявлять (в случае ее присутствия) манипуляционную составляющую в профессиональном взаимодействии;

  • применять полученные знания в деловых контактах, организационных мероприятиях индивидуально или с группой.

Владеть:

  • простейшими приемами оценки социально-психологических ситуаций и применять навыки конструктивного психологического воздействия в деловых беседах, деловых переговорах, ведении телефонных разговоров..

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет ____2_____ зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

2










Аудиторные занятия (всего)

34

34










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

17

17










Практические занятия (ПЗ)







-

-




Семинары (С)

17

17










Лабораторные работы (ЛР)







-

-




Самостоятельная работа (всего)

38

38










В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)







-

-




Расчетно-графические работы







-

-




Реферат

12

12










Другие виды самостоятельной работы
















контрольная работа, домашняя работа, подготовка к занятиям

24

24










Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачёт

зачёт










Общая трудоемкость час

зач. ед.

72

72










2

2










5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Понятие о культуре общения.

Вербальные и невербальные компоненты культуры общения. Роль психологических факторов в формировании культуры общения. Педагогические аспекты воспитания нравственного поведения.

2

Психологические составляющие культуры общения и культура деловых отношений.

Индивидуально-психологические особенности людей и их проявление в межличностном взаимодействии в различных сферах жизни и деятельности.

Психологическое понимание труда и профессии с позиции культуры делового общения.

3

Культура общения и профессиональная деятельность.

Деловой этикет. Корпоративная культура и её социальные детерминанты. Понятие социально-психологического климата. Самопрезентация и имидж.

4

Особенности культуры делового общения.

Социальные взаимодействия в организации. Ведение делового совещания, коммерческих переговоров. Особенности ведения телефонных переговоров. Манеры. Этикет, традиции.

5

Культура общения в конфликте.

Профилактика и конструктивное разрешение конфликтов. Стратегии поведения в конфликте.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Маркетинг
















+













2

Производственный менеджмент



















+










5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семинары

СРС

Все-го

час.

1

Понятие о культуре общения.

4







2

2

8

2

Психологические составляющие культуры общения и культуры деловых отношений.

4







4

6

14

3

Культура общения и профессиональная деятельность.

4







2

6

12

4

Особенности культуры делового общения.

2







2

4

8

5

Культура общения в конфликте.

3







7

8

18




Реферат













12

12




Всего:

17







17

38

72


6. Лабораторный практикум – не предусмотрен

7. Практические занятия (семинары)

п/п

раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1

1

Вербальное и невербальное общение

2

2

1

Типы неправильного воспитания

2

3

2

Черты личности и акцентуации характера. «Трудные» люди

3

4

3

Корпоративная этика

2

5

3

Самопрезентация и имидж

2

6

4

Особенности телефонных переговоров

2

7

5

Виды конфликтов

2

8

5

Стратегии поведения в конфликте

2

8. Примерная тематика рефератов по дисциплине «Культура общения».
1 Общение в конфликте и стратегии поведения.

2 Конфликты в организации.

3 Бюрократия как социальный феномен и специфический тип социальной организации.

4 Основные стили руководства.

5 Особенности делового этикета.

6 Культура общения и качество жизни.

7 Социально- психологический климат в коллективе и формирующие его факторы.

8 Формирование субкультуры Интернет-сообщества.

9 Воспитание и социализация.

10 Культура общения в семье.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1 олубева, Г.А. Этика: учебник/ Г.А. Голубева. М.: Экзамен, 2005.

2 Филиппов, В.Л. Основы делового общения: учеб. пособие/ В.Л. Филиппов, Г.С. Скок, Ю.В. Филиппова, В.В. Вавер. – СПБ.: Изд-во СЗТУ, 2006

3 Филиппов, В.Л. Социальная коммуникация: учеб. пособие/ В.Л. Филиппов, И.В. Грандилевская, Ю.В. Филиппова, И.А. Вахрушева. – СПБ.: Изд-во СЗТУ, 2007.

4 Филиппов, В.Л. Основы профессиональной этики: учеб. пособие Т. 1, 2. / В.Л. Филиппов, И.А. Вахрушева, Ю.В. Филиппова, И.В. Грандилевская. – СПб.: Изд-во СЗТУ, 2007.

б) дополнительная литература

1 Баркер, А. Как улучшить навыки общения / А. Баркер.– СПб.: Нева, 2003.

2 Поваляева М. А. Психология и этика делового общения/ Ростов-на Дону: Феникс, 2004.

3 Самыгин С. И. Психология управления/ С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

4 Панасюк, А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? / А.Ю. Панасюк.– М.: Дело, 2001.

5 Панфилова, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учеб. пособие / А. П. Панфилова. – СПб.: Знание, 2004.

  1. Чупрякова М. Правило делового отношения / М. Чупрякова.- Екатеринбург: Литур, 2002

в) программное обеспечение

Microsoft Office Word; Microsoft Office Excel; Adobe Acrobat Reader, web-браузер (SeaMonkey, Mozilla Firefox, Internet Explorer, Opera и др.).

г) базы данных, информационносправочные и поисковые системы

10. Материальнотехническое обеспечение дисциплины:

Учебные аудитории с демонстрационными стендами.

Лекционные аудитории с мультимедийным оборудованием

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Программа учебной дисциплины составлена с учётом того, чтобы способствовать подготовке широко образованных, творчески мыслящих специалистов, обладающих помимо профессиональных также и коммуникативными навыками.

Дисциплина включает в себя элементарные знания из области психологии общения, в основном делая акцент на личностных особенностях и различиях людей, которые в процессе общения могут создавать трудности как на смысловом уровне, так и в области соблюдения этических норм.

В программе дисциплины большое внимание уделяется также речевой коммуникации и невербальным компонентам, присутствующим в любой ситуации общения.

Предусмотрен раздел изучения дисциплины, включающий ознакомление с основными понятиями теории конфликтов, важными для эффективной коммуникации, как- то: особенности межличностных и межгрупповых конфликтов, стратегии поведения и профилактика конфликтов и конструктивное общение в конфликте.

Текущий контроль включает методы, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретаемых компетенций: контрольные работы, небольшие проверочные тесты и оценку выполнения практических заданий.

Самостоятельная работа предусматривает чтение основной и дополнительной литературы к занятиям, выполнение заданий, подготовку докладов и выступлений на семинарских занятиях.

По учебной дисциплине выполняется реферат (трудоёмкость  12 часов самостоятельной работы).

Итоговый контроль: зачёт.
Разработчики:
кафедра социологии и психологии ст. преподаватель Н. Л. Ковалева

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «культура общения» iconРабочая программа дисциплины физическая культура степень выпускника...
...
Рабочая программа учебной дисциплины «культура общения» iconРабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных...
Рабочая программа учебной дисциплины «культура общения» iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» составлена в соответствии с требованиями ооп всех направлений подготовки...
Рабочая программа учебной дисциплины «культура общения» iconРабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи»
Цель дисциплины – повышение общей речевой культуры студентов, совершенствование владения нормами устной и письменной форм литературного...
Рабочая программа учебной дисциплины «культура общения» iconРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Цель дисциплины – повышение общей речевой культуры студентов, совершенствование владения нормами устной и письменной форм литературного...
Рабочая программа учебной дисциплины «культура общения» iconРабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи»
Цель дисциплины – повышение общей речевой культуры студентов, совершенствование владения нормами устной и письменной форм литературного...
Рабочая программа учебной дисциплины «культура общения» iconРабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи»
Цель дисциплины – повышение общей речевой культуры студентов, совершенствование владения нормами устной и письменной форм литературного...
Рабочая программа учебной дисциплины «культура общения» iconРабочая программа учебной дисциплины психология общения Код 52
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям...
Рабочая программа учебной дисциплины «культура общения» iconРабочая программа учебной дисциплины психология общения
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при подготовке специалистов по сервису, контролёров технического состояния...
Рабочая программа учебной дисциплины «культура общения» iconРабочая программа учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение»
Цель дисциплины – повышение общей речевой культуры студентов, совершенствование владения нормами устной и письменной форм русского...
Рабочая программа учебной дисциплины «культура общения» iconРабочая программа дисциплины «Культура делового общения»

Рабочая программа учебной дисциплины «культура общения» iconРабочая программа учебной дисциплины литература для специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос спо по специальности 050141 Физическая культура
Рабочая программа учебной дисциплины «культура общения» iconРабочая программа дисциплины культура речи
Целью освоения дисциплины (модуля) «Культура речи» является изучение теоретических основ норм литературного языка и практической...
Рабочая программа учебной дисциплины «культура общения» iconРабочая программа учебной дисциплины базовые и новые виды физкультурно-спортивной...
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины «культура общения» iconРабочая программа учебной дисциплины «физическая культура»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «культура общения» iconРабочая программа учебной дисциплины «физическая культура»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск