Скачать 336.37 Kb.
|
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ» Направление подготовки: 190600 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И КОМПЛЕКСОВ Профиль подготовки: АВТОМОБИЛИ И АВТОМОБИЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР Форма обучения: очная Составитель: __________ст. преподаватель кафедры СиП Ковалева Н. Л. программа является приложением к ООП в соответствии с ФГОС-2009 Санкт-Петербург 2012 г. 1. Цели и задачи дисциплины: К выпускникам высших учебных заведений России предъявляются достаточно высокие социально-психологические и социально-этические требования, обеспечивающие современную культуру общения. Для формирования личности современного специалиста необходима углубленная этическая и психологическая подготовка в области культуры общения. Во время разностороннего общения, требующего специальных теоретических знаний и практических навыков, будущему руководителю недостаточно сугубо профессиональных знаний. Он должен уметь создавать и поддерживать оптимальные социально-психологические отношения с окружающими, соблюдать правила современной профессиональной этики, деловой этикет, владеть культурой общения, осваивать новые типы межличностного взаимодействия, связанные с этико-психологическими основами поведения в различных условиях производственной и общественной деятельности человека. Целью изучения дисциплины «Культура общения» является подготовка выпускников в области универсальной культуры общения и профессиональной этики на основе социально-психологических и морально–этических знаний с учетом конкретных практических задач, стоящих перед будущими руководителями. Предлагаемый курс «Культура общения» предусматривает формирование нового стереотипа поведения, обучение молодого специалиста культуре общения в современных условиях, умению грамотно оценивать социально-психологические и социально-этические ситуации, уровень и особенности культуры участников среды общения, психологическое состояние партнеров, а также обеспечивать эффективное взаимодействие с учетом нравственно-этических норм. Культура общения включает в себя не только профессиональные отношения, но и нравственную культуру человека, основы знаний о культуре поведения в конфликте, морально-этические нормы, которыми он руководствуется, навыки и умения, используемые в процессе общения в различных ситуациях. Данная дисциплина теснейшим образом связана с моралью и психологией поведения – регуляторами поведения человека в семье, во всех сферах его общественной жизни и производственной деятельности, в условиях стресса и др. Курс «Культура общения» нацелен на формирование у студентов мотивации к совершению навыков общей и профессиональной культуры общения для обеспечения личной успешности и достижения положительного результата в различных сферах жизни.. Задачи изучения дисциплины:
Дисциплина «Культура общения» входит в «Гуманитарный, социальный и экономический» цикл: Вариативная часть (Б 1. ДВ1). Дисциплина «Культура общения» в современном обществе и управлении персоналом в современной организации стала традиционной и обязательной при подготовке специалистов-организаторов различного профиля в высших учебных заведениях России. Изучение указанной дисциплины возможно только после освоения общих и специальных дисциплин, так как предполагает использование знаний, полученных на кафедрах гуманитарного профиля. Теоретические и практические знания дисциплины «Культура общения» как научно-практического направления строятся на материалах таких дисциплин как психология, культурология, социология, история, философия, логика, юриспруденция, социальная коммуникация, конфликтология, педагогика. Многоплановость и сложность проблем курса требует обращения к различным источникам информации. Следует иметь в виду, что предлагаемый для изучения материал является описанием основ культуры общения и предполагает дальнейшую подготовку для развития деловых отношений, которые в практике отечественного предпринимательства пока отсутствуют. Важно учитывать принципиальные положения культуры общения, творчески их осмысливать и использовать применительно к условиям современной действительности, что принесет несомненную пользу в работе. Культура общения является сложной и всеобъемлющей проблемой, поэтому была поставлена конкретная цель: помочь студентам овладеть первоначальными навыками ведения делового разговора, повысить культуру своей деловой речи для установления эффективных деловых отношений. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения учебной дисциплины «Культура общения» направлен на формирование следующих общекультурных компетенций, способствующих выполнению выпускником задач профессиональной деятельности:
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет ____2_____ зачетных единиц.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Лабораторный практикум – не предусмотрен 7. Практические занятия (семинары)
8. Примерная тематика рефератов по дисциплине «Культура общения». 1 Общение в конфликте и стратегии поведения. 2 Конфликты в организации. 3 Бюрократия как социальный феномен и специфический тип социальной организации. 4 Основные стили руководства. 5 Особенности делового этикета. 6 Культура общения и качество жизни. 7 Социально- психологический климат в коллективе и формирующие его факторы. 8 Формирование субкультуры Интернет-сообщества. 9 Воспитание и социализация. 10 Культура общения в семье. 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература 1 олубева, Г.А. Этика: учебник/ Г.А. Голубева. М.: Экзамен, 2005. 2 Филиппов, В.Л. Основы делового общения: учеб. пособие/ В.Л. Филиппов, Г.С. Скок, Ю.В. Филиппова, В.В. Вавер. – СПБ.: Изд-во СЗТУ, 2006 3 Филиппов, В.Л. Социальная коммуникация: учеб. пособие/ В.Л. Филиппов, И.В. Грандилевская, Ю.В. Филиппова, И.А. Вахрушева. – СПБ.: Изд-во СЗТУ, 2007. 4 Филиппов, В.Л. Основы профессиональной этики: учеб. пособие Т. 1, 2. / В.Л. Филиппов, И.А. Вахрушева, Ю.В. Филиппова, И.В. Грандилевская. – СПб.: Изд-во СЗТУ, 2007. б) дополнительная литература 1 Баркер, А. Как улучшить навыки общения / А. Баркер.– СПб.: Нева, 2003. 2 Поваляева М. А. Психология и этика делового общения/ Ростов-на Дону: Феникс, 2004. 3 Самыгин С. И. Психология управления/ С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 4 Панасюк, А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? / А.Ю. Панасюк.– М.: Дело, 2001. 5 Панфилова, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учеб. пособие / А. П. Панфилова. – СПб.: Знание, 2004.
в) программное обеспечение Microsoft Office Word; Microsoft Office Excel; Adobe Acrobat Reader, web-браузер (SeaMonkey, Mozilla Firefox, Internet Explorer, Opera и др.). г) базы данных, информационносправочные и поисковые системы 10. Материальнотехническое обеспечение дисциплины: Учебные аудитории с демонстрационными стендами. Лекционные аудитории с мультимедийным оборудованием 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: Программа учебной дисциплины составлена с учётом того, чтобы способствовать подготовке широко образованных, творчески мыслящих специалистов, обладающих помимо профессиональных также и коммуникативными навыками. Дисциплина включает в себя элементарные знания из области психологии общения, в основном делая акцент на личностных особенностях и различиях людей, которые в процессе общения могут создавать трудности как на смысловом уровне, так и в области соблюдения этических норм. В программе дисциплины большое внимание уделяется также речевой коммуникации и невербальным компонентам, присутствующим в любой ситуации общения. Предусмотрен раздел изучения дисциплины, включающий ознакомление с основными понятиями теории конфликтов, важными для эффективной коммуникации, как- то: особенности межличностных и межгрупповых конфликтов, стратегии поведения и профилактика конфликтов и конструктивное общение в конфликте. Текущий контроль включает методы, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретаемых компетенций: контрольные работы, небольшие проверочные тесты и оценку выполнения практических заданий. Самостоятельная работа предусматривает чтение основной и дополнительной литературы к занятиям, выполнение заданий, подготовку докладов и выступлений на семинарских занятиях. По учебной дисциплине выполняется реферат (трудоёмкость 12 часов самостоятельной работы). Итоговый контроль: зачёт. Разработчики: кафедра социологии и психологии ст. преподаватель Н. Л. Ковалева ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа дисциплины физическая культура степень выпускника... ... | Рабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» составлена в соответствии с требованиями ооп всех направлений подготовки... | Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» Цель дисциплины – повышение общей речевой культуры студентов, совершенствование владения нормами устной и письменной форм литературного... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» Цель дисциплины – повышение общей речевой культуры студентов, совершенствование владения нормами устной и письменной форм литературного... | Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» Цель дисциплины – повышение общей речевой культуры студентов, совершенствование владения нормами устной и письменной форм литературного... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» Цель дисциплины – повышение общей речевой культуры студентов, совершенствование владения нормами устной и письменной форм литературного... | Рабочая программа учебной дисциплины психология общения Код 52 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины психология общения Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при подготовке специалистов по сервису, контролёров технического состояния... | Рабочая программа учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение» Цель дисциплины – повышение общей речевой культуры студентов, совершенствование владения нормами устной и письменной форм русского... | ||
Рабочая программа дисциплины «Культура делового общения» | Рабочая программа учебной дисциплины литература для специальности... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос спо по специальности 050141 Физическая культура | ||
Рабочая программа дисциплины культура речи Целью освоения дисциплины (модуля) «Культура речи» является изучение теоретических основ норм литературного языка и практической... | Рабочая программа учебной дисциплины базовые и новые виды физкультурно-спортивной... Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по специальности... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «физическая культура» Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа учебной дисциплины «физическая культура» Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта... |