Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 «утверждаю»





Скачать 263.25 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 «утверждаю»
страница1/2
Дата публикации31.12.2014
Размер263.25 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2

Рабочая программа учебной дисциплины


Ф ТПУ 7.1 -21/01






«УТВЕРЖДАЮ»                       

Дека факультета: ___________

_________ ______________

(подпись) (И.О., фамилия)

_________________________

(дата)


Социальная антропология

Рабочая программа для специальности

350700 «Реклама»


Факультет: Гуманитарный (ГФ)

Обеспечивающая кафедра: Культурологии и социальной коммуникации

Курс 2

Семестр 4

Учебный план набора 2008 года


Распределение учебного времени

Лекции 42.5 ч.

Практические занятия 17 ч.

Всего аудиторных занятий 59.5 ч.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа 59.5 ч.

Общая трудоемкость 119 ч.

Зачет в 4 семестре


Томск 2009


Предисловие


  1. Рабочая программа составлена на основе ГОС по специальности 350700 «Реклама», утвержденного _________________, и __________________________________________________________________________________________________________________

РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры Культурологии и социальной коммуникации

«____»______________2009 г. Протокол № ________________


  1. Разработчик доцент КТЛ _____________ Т.В. Конюхова




  1. Зав.обеспечивающей кафедрой КТЛ ____________ А.П. Моиссева




  1. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с факультетом, выпускающими кафедрами специальности; СООТВЕСТВУЕТ действующему плану


Зав.выпускающей кафедрой КТЛ _______________ А.П. Моисеева


Аннотация

Рабочая программа, методические указания и контрольные задания по дисциплине «Социальная антропология» предназначены для студентов специальности 350700 «Реклама». Рабочая программа включает цели и задачи изучения дисциплины, перечень основных теоретических тем дисциплины, указаны темы практического раздела дисциплины, приведены вопросы и задания для текущего, рубежного и итогового контроля, варианты заданий для контрольных работ, самостоятельной познавательной деятельности, вопросы к зачету, список литературы.

  1. Цели и задачи учебной дисциплины «Социальная антропология»





    1. Цель преподавания дисциплины


Целью преподавания дисциплины «Социальная антропология» является подготовка специалистов, владеющих теоретическими и практическими знаниями в области современных социально-гуманитарных наук, которые позволяют значительно расширить рамки их профессиональной компетентности и тем самым усилить возможности научного влияния на выработку гуманистически обоснованных ориентиров управления и рекламы.

Нынешнее состояние современного обществознания свидетельствует об усилении интегративных тенденций и междисциплинарного характера исследовательской и учебной деятельности. При всем многообразии подходов именно в социально-антропологической науке формируется единая теоретическая и эмпирическая база для комплексного исследования человека.

В процессе междисциплинарной интеграции социальных наук в социальную антропологию входят такие комплексные проблемы, которые изучаются в рамках дисциплины, как изучения человека, как творца культуры и ее собственного творения, социальная и культурная стороны жизнедеятельности людей в их единстве и взаимосвязи, процессы и явления, посредством которых человек проявляет и выражает себя в культуре и взаимодействует с другими людьми, проблемы человека и его социально-антропологические характеристики в рамках традиционного, индустриального и постиндустриального общества.
1.2. Задачи изложения и изучения дисциплины


  • понимание предмета, принципов, категорий социальной антропологии;

  • развитие представлений об истории становления социальной антропологии;

  • усвоение основных проблем социальной (культурной) антропологии;

  • изучение социальной сущности, структуры и динамики культуры как в традиционных, так и в современных обществах

  • понимание специфики развития данной научной дисциплины в российском научном сообществе

  • изучение институциональных моделей социального поведения человека, сформированных с учетом национально-культурных особенностей тех или иных регионов мира

  • приобретение навыков социально-антропологического исследования



2. Содержание теоретического раздела дисциплины



Тема 1. Социальная (культурная) антропология как область научного исследования динамики культуры (4 часа)

Сущность, предмет и объект социокультурной антропологии, определение понятия «культура», отличие социальной и культурной антропологии от других наук о человеке, факторы, обусловливающие развитие социальной антропологии в различные исторические периоды, современные проблемы динамики культуры в социальной и культурной антропологии.
Тема 2.Познавательные парадигмы социальной (культурной) антропологии (2 часа)

Понятие «парадигма» в науке, парадигмы, применяемые в социальной антропологии на современном этапе развития науки.
Тема 3. Отрасли и методы исследования в антропологической науке (2 часа)

Основные антропологически ориентированные дисциплины (историческая, инвайроментальная, религиозная антропология, этносоциология, визуальная антропология и пр.). общенаучные и специальные методы исследования в социальной антропологии (метод полевых исследования, биографический метод, метод case study, социография, социодраматургические и этнометодологические эксперименты, социоисторический метод).
Тема 4. Антропогенез: происхождение человека (4 часа)

Современные представления о морфологической и социально-исторической эволюции человека, исторические вехи антропогенза (австралопитеки, homo habilis, homo erectus, homo sapience), эволюционный базис и появление культуры, человеческий мозг и культурные условности, представления о месте человека в мире. Неандертальцы: среда обитания, внешний вид, общественный строй, зачатки духовной жизни. Кроманьонцы: появление и расселение, внешний вид, общественный строй и образ жизни, искусство.
Тема 5. Современные цивилизации. Типология и эволюция обществ (4 часа)

Концепции цивилизации, возникшие в истории человеческой мысли (циклические модели времени, организация общества по Э Сервису, М. Маклюэну, Л. Моргану, дописьменные и письменный общества (А.Грин), простые и сложные общества (Г. Чайлд), формационная теория (К. Маркса), эволюционна теория от механистической к органической солидарности Э. Дюркгейма, теория эволюции общества от доиндустриализма к постиндустриализму Д.Белла, типология обществ по способу производства, цивилизационный (культурологический) подход. Евразийская цивилизация.
Тема 6. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество (4 часа)

Общество охотников и собирателей и историко-социологические взгляды А. Кауфмана, родоплеменной строй, исторические пережитки: трайбализм, линиджи, вождество, сложное вождество Кахокиа, социальная организация, политическая организация, хозяйственный уклад, неолитическая революция: доместикация животных, окультуривание растений, огородничество и фермерство, скотоводство и кочевничество. Теоретическая концептуализация антропологических исследований современного индустриального общества. Пространство и время в антропологической перспективе индустриального общества. Социальная антропология современного российского общества. Основы теории постиндустриального общества и информационной экономической эпохи с антропологических позиций. Концепция информационного общества и человек: новые перспективы и опасности. Постиндустриальное хозяйство и постиндустриальное общество.
Тема 7. Социокультурный процесс (4 часа)

Социальность и культура, «вплетенность» атрибутов культуры в структуру деятельности человека в ситуации социального взаимодействия, понятия и показатели социокультурного процесса в современном обществе как социокультурной системе. Социальное взаимодействие как порождающее «социальное». Упорядочение социальных действий людей, интегрирование людей посредством самоидентификации в общности различных уровней сложности. Современное общество как сложная социокульурная система.
Тема 8. Культура повседневности (4 часа)

Повседневность и повседневное как мир опыта, которые характеризуются бодрствующим напряженным внимание к жизни, воздержанием от всякого сомнения в существовании мира, трудовой деятельностью как преобладающей формой активности, историческая эволюция семиотической системы повседневности, язык как знаковая система в культуре повседневности и средство социокультурной жизни.
Тема 9. Социализация и инкультурация индивида (4 часа)

Сущность, фазы и факторы социализации человека и его инкультурации по Я. Тарду, Парсонсу, И.С. Кону, социальные характеристики личности по З. Фрейду, Э. Фромму, Д. Рисмену, А. Кардинеру, Т. Авдорно, Б. Катль.
Тема 10. Жизненная среда и экология человека (2 часа)

Понятие и структура жизненной среды (природная, производственная среда, среда ежедневных передвижений, среда отдыха и домашняя среда), экологическая культура и ее воспитание, пространство и время жизненной среды.
Тема 11. Социальный тип: крестьянин, джентльмен, буржуа, интеллигент (2 часа)

Понятие социального типа в социальной антропологии. Типическое описание социального типа крестьянина, джентльмена, буржуа и интеллигента в социально-антропологической литературе. Представление о социальном типе как познавательной модели. Типология как средство упорядочения социальной реальности без измерения. «Идеальный тип» М.Вебера и «социальный характер» Э.Фромма.
Тема 12. Homo Faber – человек умелый. Homo agressius – человек агрессивный. Homo ludens - человек играющий (4 часа)

Социально-антропологическое объяснение происхождения и эволюции труда в истории, его место в жизни человек, естественнонаучные, мифологические, религиозные, философско-социологические объяснения возникновения и развития соотношений «человек – труд», профессиональная культура.

Насилие, конкуренция, соперничество, борьба за власть, жизненные блага и территорию как средства доминирования и господства и войны как их проявления. Экологическое объяснение агрессивности, социальное объяснение насилия. Политика: идеология и практика. Фанатизм и его формы.

Природа и механизм игры как фактора культуры (по Й. Хейзингу). Классификация игр по Р. Каюйу, по С.А. Смирнову.
Тема 13. Масса и человек массы (2 часа)

Масса как область первичной социальности. Является ли масса действующим лицом только современных и постсовременных обществ? Х.Оргтега-и-Гассет, Х.Арендт, Э Канетти, М.Маффесоли о генезисе и характеристиках массы. Масса: слабое и сильное место социальной реальности. Проблема «бессубъектного» человека. Инверсивность, амбивалентность и протеизм как свойства человека массы. Витальность: выживание как главная ценность. Индивид и масса. Действительно ли масса тотально манипулируема? «Маленький» человек и история с «большой буквы».
Тема 14. Проблема жизни и смерти человека в разных культурах (2 часа)

Смерть как экзистенциальнвый и культурный феномен, жизнь после смерти и жизнь как сопротивление смерти. Социально-исторические параметры отношения человека к смерти. Восприятие человеком смерти как индикатор отношения природа-общество. Культурно-исторические изменения установок человека по отношению к смерти (Ф.Арвес).


  1. Содержание практического раздела дисциплины




    1. Тематика практических (семинарских) занятий


Семинар 1. Социальная антропология и антропологически ориентированные дисциплины (2 часа)

  1. Современные проблемы динамики культуры в социальной и культурной антропологии

  2. Дайте характеристику следующих направлений и антропологически ориентированных дисциплин: психологическая антропология, юридическая антропология, историческая антропология.

  3. Дайте характеристику следующих направлений и антропологически ориентированных дисциплин: экологическая антропология, антропология действия, религиозная антропология

  4. Дайте характеристику следующих направлений и антропологически ориентированных дисциплин: медицинская антропология, антропологическая лингвистика, педагогическая антропология.

  5. Дайте характеристику следующих направлений и антропологически ориентированных дисциплин: крестьяноведение, этнография детства, бизнес-антропология, киберантропология,


Семинар 2. Просмотр фильма / посещение музея (2 часа)

Просмотр научно-популярного фильма производства BBC «Прогулки с пещерными людьми» (Walking with Cavemen) в контексте лекционного материала по теме «Антропогенез: происхождение человека» и обсуждение реконструированных моделей эволюционно развития человекообразных обезьян в кроманьонцев.

Просмотр научно-популярного фильма производства BBC «Десять лодок».

Посещение экскурсии в музее археологии и этнографии Сибири при Томском государственном университете.
Семинар 3. Научные школы и направления в антропологи (2 часа)

  1. Американская историческая школа Франца Боаса и ее влияние на последующее развитие социальной (культурной) антропологии и этнологии. Ведущие представители данного направления, их научная биография (взгляды, идеи, труды).

  2. Этнопсихологическая школа и культурный релятивизм. Ведущие представители данного направления, их научная биография (взгляды, идеи, труды).

  3. Структурализм в антропологии и этнологии. Работы Клода Леви-Строса (К. Леви-Стросса) и их значение для науки.

  4. Постмодернизм в антропологии. Ведущие представители данного направления, их научная биография (взгляды, идеи, труды).


Семинар 4. Этнос и культура. Расовые и этнические особенности человечества (2 часа)

  1. Современное состояние и направления развития этнологии

  2. Концепции этноса в этнологии и этнической антропологии

  3. Расовые и этнические общности в истории человечества

  4. Этнокультура: специфика и формы ее проявления

  5. Разделение труда в обществе и социальное расслоение

  6. Управление международным конфликтом (меморандум Кона)


Семинар 5. Культура и личность. Проблемы социализации и инкультурации (2 часа)

  1. Личность и культура, как предмет психологической антропологии. Понятие о личности

  2. Самосознание как характеристика личности

  3. Понятие человеческой индивидуальности и ее становление в процессе индивидуализации субъективной реальности

  4. Ментальные структуры культуры и способы их антропологического изучения

  5. Особенности социализации и культурного творчества людей в разных типах обществ


Семинар 6. Общество как продукт взаимодействия людей (2 часа)

  1. Институализация жизненного опыта. Жизненный мир человека: единство и специфика. Смысловой универсум

  2. Проблемы семьи и родства в истории социальной и культурной антропологии

  3. Антропология семейно-родственных отношений, проблемы и методы исследования. Семья и родство, как социокультурные институты

  4. Модели воспитания человека в традиционных и современных обществах


Семинар 7. Антропология города (2 часа)

  1. Сущность антропологи города и судьба идеи Города в России

  2. Город как литературный герой и как онтологическая идея, четыре возраста идеи города


Семинар 8. Проблема телесности в свете социальной антропологии (2 часа)

  1. Социокультурный характер человеческого тела

  2. Проблематизация дискурса телесности в современной научной мысли

  3. Критика философии субъекта в постнеклассической научной ифилософской мысли

  4. Телесность как объект и продукт социальных воздействий



4. Программа самостоятельной познавательной деятельности


Программа самостоятельной познавательной деятельности включает подготовку рефератов, докладов по тематикам семинарских и лекционных занятий. Студентам предлагается выбрать из нижеприведенного списка тему и выполнить ее письменно согласно требованиям и/или представить устно.


    1. Методические указания

по выполнению реферата в письменной форме и/или представлению доклада в устной форме
Подготовка реферата имеет цели:

а) закрепление, расширение и углубление теоретических знаний по изучаемому курсу;

б) развитие практических навыков самостоятельной работы со специальной литературой;

в) выяснение степени подготовленности студента к самостоятельным, ответственным суждениям и оценкам социоантропологичесих теорий, концепций.

Реферат представляет собой обзор литературы по какой-либо проблеме (изложение содержания работ, книг, статей, с обозначением позиций их авторов по соответствующим вопросам). Автор реферата анализирует, сопоставляет эти позиции и высказывает свою позицию. Текст реферат обязательно должен включать ссылки на источники, обозначенные в списке литературы с указанием страниц.

Структура реферата:

  1. Титульный лист (оформление титульного листа дано в Приложении 1)

  2. Развернутый план реферата (включая введение и заключение)

  3. Текст, соответствующий пунктам плана и с краткими выводами по каждому пункту плана

  4. Список использованной литературы

Реферат должен иметь объем не менее 15 страниц формата А 4, кегель 14, интервал 1,5, верхнее и нижнее поле 2 см., правое – 1,5 см., левое – 3 см. Возможны художественные иллюстрации, рисунки, таблицы. Реферат скрепляется.

Письменно выполненный реферат представляется в форме устного доклада в рамках лекционного или практического занятия. Докладчику предоставляется 15-20 минут для доклада по заявленной теме. Использование презентации Power Point приветствуется.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 «утверждаю» iconРабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 Утверждаю

Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 «утверждаю» iconРабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 Утверждаю
Рабочая программа составлена на основе гос впо по направлению специальности 032301 «Регионоведение», утвержденного 14 марта 2000...
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 «утверждаю» iconРабочая программа дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю
Целью дисциплины является формирование физической культуры личности и способности направленного использования средств физической...
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 «утверждаю» iconРабочая программа для направления 351400 «прикладная информатика (по областям)»
Рабочая программа составлена на основе гос по специальности 351400 «прикладная информатика (по областям)», утвержденного 14. 03....
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 «утверждаю» iconТомский политехнический университет согласовано утверждаю
Руководящие материалы по составлению индивидуальных планов работы преподавателей. – Томск: Изд-во тпу, 2003. 34 с
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 «утверждаю» iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 «утверждаю» iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 «утверждаю» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 «утверждаю» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 «утверждаю» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 «утверждаю» iconРабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 «утверждаю» iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 «утверждаю» iconРабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный...
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 «утверждаю» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 «утверждаю» iconРабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 «утверждаю» iconРабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск