Скачать 263.25 Kb.
|
«УТВЕРЖДАЮ» Дека факультета: ___________ _________ ______________ (подпись) (И.О., фамилия) _________________________ (дата) Социальная антропология Рабочая программа для специальности 350700 «Реклама» Факультет: Гуманитарный (ГФ) Обеспечивающая кафедра: Культурологии и социальной коммуникации Курс 2 Семестр 4 Учебный план набора 2008 года Распределение учебного времени Лекции 42.5 ч. Практические занятия 17 ч. Всего аудиторных занятий 59.5 ч. Самостоятельная (внеаудиторная) работа 59.5 ч. Общая трудоемкость 119 ч. Зачет в 4 семестре Томск 2009Предисловие
РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры Культурологии и социальной коммуникации «____»______________2009 г. Протокол № ________________
Зав.выпускающей кафедрой КТЛ _______________ А.П. Моисеева Аннотация Рабочая программа, методические указания и контрольные задания по дисциплине «Социальная антропология» предназначены для студентов специальности 350700 «Реклама». Рабочая программа включает цели и задачи изучения дисциплины, перечень основных теоретических тем дисциплины, указаны темы практического раздела дисциплины, приведены вопросы и задания для текущего, рубежного и итогового контроля, варианты заданий для контрольных работ, самостоятельной познавательной деятельности, вопросы к зачету, список литературы.
Целью преподавания дисциплины «Социальная антропология» является подготовка специалистов, владеющих теоретическими и практическими знаниями в области современных социально-гуманитарных наук, которые позволяют значительно расширить рамки их профессиональной компетентности и тем самым усилить возможности научного влияния на выработку гуманистически обоснованных ориентиров управления и рекламы. Нынешнее состояние современного обществознания свидетельствует об усилении интегративных тенденций и междисциплинарного характера исследовательской и учебной деятельности. При всем многообразии подходов именно в социально-антропологической науке формируется единая теоретическая и эмпирическая база для комплексного исследования человека. В процессе междисциплинарной интеграции социальных наук в социальную антропологию входят такие комплексные проблемы, которые изучаются в рамках дисциплины, как изучения человека, как творца культуры и ее собственного творения, социальная и культурная стороны жизнедеятельности людей в их единстве и взаимосвязи, процессы и явления, посредством которых человек проявляет и выражает себя в культуре и взаимодействует с другими людьми, проблемы человека и его социально-антропологические характеристики в рамках традиционного, индустриального и постиндустриального общества. 1.2. Задачи изложения и изучения дисциплины
2. Содержание теоретического раздела дисциплины Тема 1. Социальная (культурная) антропология как область научного исследования динамики культуры (4 часа) Сущность, предмет и объект социокультурной антропологии, определение понятия «культура», отличие социальной и культурной антропологии от других наук о человеке, факторы, обусловливающие развитие социальной антропологии в различные исторические периоды, современные проблемы динамики культуры в социальной и культурной антропологии. Тема 2.Познавательные парадигмы социальной (культурной) антропологии (2 часа) Понятие «парадигма» в науке, парадигмы, применяемые в социальной антропологии на современном этапе развития науки. Тема 3. Отрасли и методы исследования в антропологической науке (2 часа) Основные антропологически ориентированные дисциплины (историческая, инвайроментальная, религиозная антропология, этносоциология, визуальная антропология и пр.). общенаучные и специальные методы исследования в социальной антропологии (метод полевых исследования, биографический метод, метод case study, социография, социодраматургические и этнометодологические эксперименты, социоисторический метод). Тема 4. Антропогенез: происхождение человека (4 часа) Современные представления о морфологической и социально-исторической эволюции человека, исторические вехи антропогенза (австралопитеки, homo habilis, homo erectus, homo sapience), эволюционный базис и появление культуры, человеческий мозг и культурные условности, представления о месте человека в мире. Неандертальцы: среда обитания, внешний вид, общественный строй, зачатки духовной жизни. Кроманьонцы: появление и расселение, внешний вид, общественный строй и образ жизни, искусство. Тема 5. Современные цивилизации. Типология и эволюция обществ (4 часа) Концепции цивилизации, возникшие в истории человеческой мысли (циклические модели времени, организация общества по Э Сервису, М. Маклюэну, Л. Моргану, дописьменные и письменный общества (А.Грин), простые и сложные общества (Г. Чайлд), формационная теория (К. Маркса), эволюционна теория от механистической к органической солидарности Э. Дюркгейма, теория эволюции общества от доиндустриализма к постиндустриализму Д.Белла, типология обществ по способу производства, цивилизационный (культурологический) подход. Евразийская цивилизация. Тема 6. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество (4 часа) Общество охотников и собирателей и историко-социологические взгляды А. Кауфмана, родоплеменной строй, исторические пережитки: трайбализм, линиджи, вождество, сложное вождество Кахокиа, социальная организация, политическая организация, хозяйственный уклад, неолитическая революция: доместикация животных, окультуривание растений, огородничество и фермерство, скотоводство и кочевничество. Теоретическая концептуализация антропологических исследований современного индустриального общества. Пространство и время в антропологической перспективе индустриального общества. Социальная антропология современного российского общества. Основы теории постиндустриального общества и информационной экономической эпохи с антропологических позиций. Концепция информационного общества и человек: новые перспективы и опасности. Постиндустриальное хозяйство и постиндустриальное общество. Тема 7. Социокультурный процесс (4 часа) Социальность и культура, «вплетенность» атрибутов культуры в структуру деятельности человека в ситуации социального взаимодействия, понятия и показатели социокультурного процесса в современном обществе как социокультурной системе. Социальное взаимодействие как порождающее «социальное». Упорядочение социальных действий людей, интегрирование людей посредством самоидентификации в общности различных уровней сложности. Современное общество как сложная социокульурная система. Тема 8. Культура повседневности (4 часа) Повседневность и повседневное как мир опыта, которые характеризуются бодрствующим напряженным внимание к жизни, воздержанием от всякого сомнения в существовании мира, трудовой деятельностью как преобладающей формой активности, историческая эволюция семиотической системы повседневности, язык как знаковая система в культуре повседневности и средство социокультурной жизни. Тема 9. Социализация и инкультурация индивида (4 часа) Сущность, фазы и факторы социализации человека и его инкультурации по Я. Тарду, Парсонсу, И.С. Кону, социальные характеристики личности по З. Фрейду, Э. Фромму, Д. Рисмену, А. Кардинеру, Т. Авдорно, Б. Катль. Тема 10. Жизненная среда и экология человека (2 часа) Понятие и структура жизненной среды (природная, производственная среда, среда ежедневных передвижений, среда отдыха и домашняя среда), экологическая культура и ее воспитание, пространство и время жизненной среды. Тема 11. Социальный тип: крестьянин, джентльмен, буржуа, интеллигент (2 часа) Понятие социального типа в социальной антропологии. Типическое описание социального типа крестьянина, джентльмена, буржуа и интеллигента в социально-антропологической литературе. Представление о социальном типе как познавательной модели. Типология как средство упорядочения социальной реальности без измерения. «Идеальный тип» М.Вебера и «социальный характер» Э.Фромма. Тема 12. Homo Faber – человек умелый. Homo agressius – человек агрессивный. Homo ludens - человек играющий (4 часа) Социально-антропологическое объяснение происхождения и эволюции труда в истории, его место в жизни человек, естественнонаучные, мифологические, религиозные, философско-социологические объяснения возникновения и развития соотношений «человек – труд», профессиональная культура. Насилие, конкуренция, соперничество, борьба за власть, жизненные блага и территорию как средства доминирования и господства и войны как их проявления. Экологическое объяснение агрессивности, социальное объяснение насилия. Политика: идеология и практика. Фанатизм и его формы. Природа и механизм игры как фактора культуры (по Й. Хейзингу). Классификация игр по Р. Каюйу, по С.А. Смирнову. Тема 13. Масса и человек массы (2 часа) Масса как область первичной социальности. Является ли масса действующим лицом только современных и постсовременных обществ? Х.Оргтега-и-Гассет, Х.Арендт, Э Канетти, М.Маффесоли о генезисе и характеристиках массы. Масса: слабое и сильное место социальной реальности. Проблема «бессубъектного» человека. Инверсивность, амбивалентность и протеизм как свойства человека массы. Витальность: выживание как главная ценность. Индивид и масса. Действительно ли масса тотально манипулируема? «Маленький» человек и история с «большой буквы». Тема 14. Проблема жизни и смерти человека в разных культурах (2 часа) Смерть как экзистенциальнвый и культурный феномен, жизнь после смерти и жизнь как сопротивление смерти. Социально-исторические параметры отношения человека к смерти. Восприятие человеком смерти как индикатор отношения природа-общество. Культурно-исторические изменения установок человека по отношению к смерти (Ф.Арвес).
Семинар 1. Социальная антропология и антропологически ориентированные дисциплины (2 часа)
Семинар 2. Просмотр фильма / посещение музея (2 часа) Просмотр научно-популярного фильма производства BBC «Прогулки с пещерными людьми» (Walking with Cavemen) в контексте лекционного материала по теме «Антропогенез: происхождение человека» и обсуждение реконструированных моделей эволюционно развития человекообразных обезьян в кроманьонцев. Просмотр научно-популярного фильма производства BBC «Десять лодок». Посещение экскурсии в музее археологии и этнографии Сибири при Томском государственном университете. Семинар 3. Научные школы и направления в антропологи (2 часа)
Семинар 4. Этнос и культура. Расовые и этнические особенности человечества (2 часа)
Семинар 5. Культура и личность. Проблемы социализации и инкультурации (2 часа)
Семинар 6. Общество как продукт взаимодействия людей (2 часа)
Семинар 7. Антропология города (2 часа)
Семинар 8. Проблема телесности в свете социальной антропологии (2 часа)
4. Программа самостоятельной познавательной деятельностиПрограмма самостоятельной познавательной деятельности включает подготовку рефератов, докладов по тематикам семинарских и лекционных занятий. Студентам предлагается выбрать из нижеприведенного списка тему и выполнить ее письменно согласно требованиям и/или представить устно.
по выполнению реферата в письменной форме и/или представлению доклада в устной форме Подготовка реферата имеет цели: а) закрепление, расширение и углубление теоретических знаний по изучаемому курсу; б) развитие практических навыков самостоятельной работы со специальной литературой; в) выяснение степени подготовленности студента к самостоятельным, ответственным суждениям и оценкам социоантропологичесих теорий, концепций. Реферат представляет собой обзор литературы по какой-либо проблеме (изложение содержания работ, книг, статей, с обозначением позиций их авторов по соответствующим вопросам). Автор реферата анализирует, сопоставляет эти позиции и высказывает свою позицию. Текст реферат обязательно должен включать ссылки на источники, обозначенные в списке литературы с указанием страниц. Структура реферата:
Реферат должен иметь объем не менее 15 страниц формата А 4, кегель 14, интервал 1,5, верхнее и нижнее поле 2 см., правое – 1,5 см., левое – 3 см. Возможны художественные иллюстрации, рисунки, таблицы. Реферат скрепляется. Письменно выполненный реферат представляется в форме устного доклада в рамках лекционного или практического занятия. Докладчику предоставляется 15-20 минут для доклада по заявленной теме. Использование презентации Power Point приветствуется. |
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 Утверждаю | Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 Утверждаю Рабочая программа составлена на основе гос впо по направлению специальности 032301 «Регионоведение», утвержденного 14 марта 2000... | ||
Рабочая программа дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю Целью дисциплины является формирование физической культуры личности и способности направленного использования средств физической... | Рабочая программа для направления 351400 «прикладная информатика (по областям)» Рабочая программа составлена на основе гос по специальности 351400 «прикладная информатика (по областям)», утвержденного 14. 03.... | ||
Томский политехнический университет согласовано утверждаю Руководящие материалы по составлению индивидуальных планов работы преподавателей. – Томск: Изд-во тпу, 2003. 34 с | Рабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса | ||
Рабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... | Рабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области | ||
Рабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный... | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины... Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины | Рабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... |