Скачать 208.03 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» ИНСТИТУТ АРИТЕКТУРЫ, ДИЗАЙНА И ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ КАФЕДРА СРЕДОВОГО И ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА УТВЕРЖДАЮ Директор института _______________ Г.В. Вершинин «___» __________2011 г. В.А. СУББОТИНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА» 3 КУРС, V – VI семестры ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ 070600 – ДИЗАЙН СТЕПЕНЬ – БАКАЛАВР ДИЗАЙНА КОД ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.01 Всего по курсу: 70 часов из них: 70 часов – аудиторные занятия Тюмень, 2011 ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА» 3 курс, семестры V – VI Программу составила Вера Александровна Субботина Рецензенты: преп. И.В. Яблокова д.ф.н. Т.И. Борко Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры средового и графического дизайна 30 августа 2011 г., протокол № 1, зав. кафедрой ____________ Н.В. Крамская Одобрена учебно-методической комиссией института « ___» __________ 2011 г., протокол № __ , председатель ________________ /И.Е.Чердынцева / © В.А. Субботина, 2011 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка………………………………………………………………4 2. Тематический план курса……………………………………………………………6 3. Содержание курса 3.1. Западноевропейское искусство эпохи романтизма………………… ……7 3.2. Русское искусство первой половины ХIХ в………………………………7 3.3. Реалистическое искусство Франции середины ХIХ в.………………….. 8 3.4. ТПХВ и русское искусство второй половины ХIХ в……………………. 8 3.5. Импрессионизм и постимпрессионизм………………………………….. 9 3.6. Русское искусство конца ХIХ – начала ХХ в…………………………….10 4. Литература к курсу……………………………………………………………………11 5.Информационные визуальные ресурсы Института архитектуры, дизайна и визуальных искусств ……………………………………………………..…13 6. Рекомендуемые информационные ресурсы интернета …………………………...13
Программа составлена в соответствии с ГОС 070600 для направления «Дизайн», степень – «бакалавр дизайна». Цель обучения: формирование у студентов профессиональных, общекультурных, социально-личностных компетенций в соответствии с требованиями ГОС ВПО 2002 по направлению 072600 Дизайн; особенностями традиций подготовки дизайнеров в России и мире. На 3 курсе предметом изучения является искусство ХIХ века. При структурировании материала учитывается его обширность: рассматриваются наиболее существенные блоки, дающие возможность изучения основных проблем, направлений развития, творчества ведущих мастеров, определяющих особенности того или направления или явления культуры ХIХ века: Западноевропейский романтизм. Даются наиболее существенные признаки трех основных школ: немецкой, французской и английской. Русское искусство первой половины ХIХ века. Задачей изучения искусства и культуры этого периода является знакомство студентов с общей ситуацией в России этого времени от “дней Александровых прекрасного начала” до николаевской эпохи, возможность проследить за изменением мировоззрения людей той эпохи и, соответственно, изменением проблематики культуры. Изложение материала строится на сочетании изучения по хронологическому принципу, рассмотрения творчества ведущих мастеров, выявления особенностей тех стилистических направлений, которые имели место в ту эпоху. Это обусловлено тем, что в творчестве ведущих мастеров первой половины 19 века не было жесткого размежевания по принадлежности к тому или иному стилистическому направлению. Реалистическое искусство Франции середины ХIХ в. Изучение данной темы дает возможность выяснить, что реализм – метод, возникновение которого в европейском искусстве 19 века обусловлено объективными причинами. Реализм как метод рассматривается на примере французского искусства середины 19 в., так как основные принципы нового метода отчетливо проявлены в творчестве французских художников этого времени. В данном разделе рассматривается концепция реалистического пейзажа и бытового жанра в рамках метода реализма. ТПХВ и русское искусство второй половины ХIХ века. Изложение строится по принципу рассмотрения разработанных в искусстве передвижников концепций бытового жанра, исторической картины, пейзажа и портрета. Предварительно рассматривается история и общественная и эстетическая база творчества передвижников. Кроме того, обращается внимание на рассмотрение проблемы формы и содержания, акцентируется этичность творчества передвижников, осознаваемая ими необходимость участия в актуальной проблематике общества. Творчество и личность таких выдающихся художников как И.Е. Репин и В.И. Суриков рассматривается персонально. Импрессионизм и постимпрессионизм. Основной задачей является изучение живописной системы импрессионистов, являвшейся отображением усложнения представлений о мире (работа на пленэре, дифференциация света, передача окружающего мира в его динамическом единстве, в его изменчивом состоянии, красочном разнообразии), а также история этого объединения. Акцентируется внимание на отличие творчества Э. Дега и Э. Мане от “классических” импрессионистических произведений К. Моне. Заключительной частью данной темы является изучение творчества неоимпрессионистов и теории пуантилизма.Искусство постимпрессионистов изучается путем рассмотрения творчества ведущих художников и особенностей их видения мира (Сезанн, Ван Гог, Гоген). Русское искусство конца ХIХ – начала ХХ вв. На примере творчества В.Серова и М.Врубеля рассматривается такие явления как русский пленэризм, “большой стиль”, символизм. Творчество М.Врубеля рассматривается на сравнении с европейским символизмом (Редон, Моро, Пюви де Шаванн и др.). Объединение “Мир искусства” рассматривается во всем многообразии его деятельности. Изложение материала сопровождается показом слайдов. Изучение каждого раздела заканчивается визуальным закреплением материала. Во время учебного процесса студенты самостоятельно пишут рефераты и делают устные сообщения на основе самостоятельного изучения литературы. Теоретические занятия подкрепляются самостоятельным знакомством с подлинными произведениями в экспозиции художественного музея с последующим обменом впечатлением на занятии. Студенты третьего курса должны уметь осознанно относиться к искусствоведческой литературе, тем более, что сам рассматриваемый материал дает возможность увидеть, как менялись интерпретации и оценки отдельных явлений культуры ХIХ века.: Самостоятельная дополнительная работа с литературой должна лишь дополнять материал аудиторных занятий. Рекомендуя литературу, преподаватель должен предлагать библиографические обзоры, сравнивать концепции учёных и их способы изложения материала. Важно выработать живое критическое отношение к искусствоведческой литературе не столько как к своду застывших истин, сколько как к постоянному интеллектуально-духовному процессу и активизировать интерес учащихся к систематической работе с исследовательской литературой, осознанному отношению к ней. II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА” 3 курс, 5 семестр
6 семестр
Формы контроля: Текущий контроль – письменные контрольные опросы Промежуточный контроль – экзамены. III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ТЕМА I: ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ РОМАНТИЗМА I.1. “РОМАНТИЧЕСКАЯ БИТВА” во Франции. Живописные принципы. Новое понимание цвета, света, композиции. История и современность в творчестве романтиков. Расширение тематического диапазона. Т.Жерико: от героики к трагедии в батальных портретах. “Плот “Медузы” - новая концепция картины. “Скачки в Эпсоме”. Романтический портрет в творчестве Жерико и Делакруа: образ творческой личности (Портреты Паганини, Шопена, Делакруа). Отражение современности в картинах Делакруа (“Резня на Хиосе”, “Свобода, ведущая народ на баррикады”. I.2. НЕМЕЦКИЙ РОМАНТИЗМ. Философия, поэзия. Теоретические работы. Тема “Человек и мир” в произведениях Д.-Г. Фридриха. “Человек созерцающий” в портретах Рунге. I.3. ИСКУССТВО АНГЛИИ НАЧАЛА ХIХ в.: Дж. Констебль: романтизм и реализм. Картина (“Собор в Солсбери”, “Прыгающая лошадь”) и этюд. Разработка пленера. У.Тернер. Тема “нового века” в картине “Дождь. Пар и скорость”. Цвет и свет – от изображения к отражению. ТЕМА II. РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКАII.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ. Национально–общественный подъем первой четверти ХIХ в. Отечественная война 1812 г. Декабристы. Возникновение понятия личности. Идеал эпохи. II.2. ВЫСОКИЙ КЛАССИЦИЗМ (АМПИР) Архитектура: Грандиозность и масштабность. Градостроительные идеи. Основные принципы позднего классицизма. Синтез архитектуры и скульптуры. Основные ансамбли Петербурга: Адмиралтейство А.Д. Захарова; Горный институт А.Н.Воронихина и “Биржа” Томона и их роль в организации пространства центра города. Казанский собор и его функция мемориального сооружения большого общественного звучания. Ансамбли К.Росси. Московская архитектура, её особенности (Бове, Жилярди) Интерьеры классицизма. Скульптура: Произведения Демут–Малиновского и Пименова для архитектурных памятников. Монументальная скульптура (Мартос, Орловский). Мемориальная скульптура Мартоса. Живопись: поздний классицизм и его принципы в картинах А.И.Иванова и А.А.Иванова. Академизм II.3. РОМАНТИЗМ И РЕАЛИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ЖИВОПИСЦЕВ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ СТОЛЕТИЯ. Русский романтизм в творчестве О.Кипренского. Портреты как наиболее значимое отражение идеала человека начала 19 в. Итальянские пейзажи С.Ф.Щедрина. Соединение романтических, реалистических и сентименталистских тенденций в творчестве В.А.Тропинина. Анализ двух портретов художника в экспозиции ТМИИ. К.П.Брюллов. “Романтическая по содержанию, классицистическая по форме” картина “Последний день Помпеи”. Гуманистическая идея произведения. Парадные и камерные портреты. “Автопортрет” Рисунки и акварели. II.4. ПОЭТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ А.Г. ВЕНЕЦИАНОВА. Художественный метод. Школа Венецианова II.5. А.А.ИВАНОВ: ХУДОЖНИК “ГЕНЕРАЛЬНОЙ” ЛИНИИ РУССКОГО ИСКУССТВА. Ранние произведения. Работа над картиной “Явление Христа народу”. Философский смысл картины. Живописно-пластические поиски. Этюды к картине. Замысел “Библейских этюдов”. Новое понимание пространства, пластики, колорита. II.6. ОБЩЕСТВЕННО–СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ ХIХ в. П.А. Федотов. Новые задачи и сюжеты искусства. Социальная сатира и положительный образ. Глубокий драматизм картины “Анкор, еще анкор”. Образно-пластический анализ: цвет, свет, композиция, ритм. ТЕМА III. РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ФРАНЦИИ СЕРЕДИНЫ ХIХ в. Влияние революции 1848 года на сложение метода реализма. Салон 1848 года и “Павильон реализма” Г.Курбе. Программа реализма, разработанная французскими критиками. Основные произведения Курбе. Барбизонцы Руссо, Добиньи, Коро).. Новое понимание пейзажа. Ф.Милле. Гуманизм . Реальность и обобщение. О.Домье – представитель революционно-демократического реализма. Реализм как метод. ТЕМА IV. ТПХВ И РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ в. IV.1. СОЦИАЛЬНО–ОБЩЕСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ И ЕЁ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ИСКУССТВОМ. Общественная ситуация в России в середине столетия. Новый этап развития России. Идеи русских революционных демократов. Эстетическая теория Н.Г.Чернышевского. Понятие “критического реализма”. Влияние позитивизма на возникновение идеи познавательной роли искусства; стремление к объективному анализу фактов действительности. Повествовательность как результат требования аналитического и критического отношения к действительности. Проблема соотношения формы и содержания. IV.2. БЫТОВАЯ ЖИВОПИСЬ СЕРЕДИНЫ ХIХ в. В.Г.Перов. Ранние антиклерикальные произведения. Тема “маленького человека” в искусстве и литературе. Перов как основоположник концепции портрета второй половины 19 в. (“Портрет Ф.М.Достоевского”). Новый герой. IV.3. СОЗДАНИЕ ТПХВ. “Бунт 14-ти”. Организация первой артели художников и роман Н.Г.Чернышевского “Что делать”. Создание ТПХВ. Программа, цели и задачи. Роль П.М. Третьякова. Деятельность В.В.Стасова. “Христос в пустыне” И.Н.Крамского. IV.4. БЫТОВОЙ ЖАНР КАК ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ в. Темы. Сюжеты. Анализ образно-пластических характеристик бытовой живописи передвижников на примере произведений В.Е. Маковского (“На бульваре”, “Любители соловьев”, а также картины в экспозиции ТМИИ). “Эффект присутствия”, роль деталей, точность социально-психологических характеристик; характер и обстоятельство. Концепция новой личности в портретной живописи передвижников. IV.5. ПЕЙЗАЖ РОССИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПЕРЕДВИЖНИКОВ. И.И.Шишкин и концепция объективистского аналитического пейзажа. Эпическая интонация картин. “Национально – всеобщий” лиризм пейзажей А. Саврасова и Ф.Васильева. Работы Шишкина, Саврасова и Васильева в экспозиции ТМИИ. IV.6. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ: “Петр 1 допрашивает царевича Алексея” Н.Н.Ге – первая русская историческая картина. Народ и история в переломные эпохи – тема картин В.И.Сурикова. Картина как целостная идейно-образная и пластическая система. Ансамбль и заострение и драматизации отдельных образов–типов. Активность декоративной и ритмической организации картины. Пластическая выразительность персонажей. Пространство и время в картинах В.Сурикова. Этюды к картинам. Работа в области пленера. “Взятие снежного городка”. Тема “героического деяния народа”: “Покорение Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через Альпы”. IV.7. И.Е. РЕПИН. “Бурлаки на Волге”. История создания картины; новая концепция образа народа. “Хоровые картины” Репина: “Крестный ход в Курской губернии”, “Запорожцы”. Историко-революционная тема. Перенесение акцента с изобразительного описания на выражение состояния героев, принцип сопоставления: “Не ждали”. Типичность и яркость социально-психологических характеристик в портретах Репина. “Заседание Государственного совета”. ТЕМА V. ИМПРЕССИОНИЗМ И ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ V.1. ИМПРЕССИОНИЗМ: Импрессионизм как базовая ступень поисков новой выразительности в европейском искусстве второй половины 19 в. История импрессионизма. “Салон отверженных” 1863 и его оценка критикой и зрителями. Значение термина. Тематика. Основные принципы концепции картины импрессионистов и образно-пластических средств (отказ от литературно разработанного сюжета и принципа “иллюзии реальности”, обеспечивающих коммуникативность традиционного искусства 19 в.; принцип акцентировки материальной субстанции, “отделение” изобразительного знака от изображаемого предмета; выделение в качестве главных сигналов натуры цветосветовые импульсы; субъективность восприятия и т.д.). Манера и техника живописи. Искусство импрессионистов и научные открытия. Э.Мане. Новаторское значение его искусства и влияние на импрессионистов. “Музыка в Тюильри”, “Завтрак на траве” “Олимпия”: отход от традиционных светотеневых моделировок, от иллюзорности в передаче объема, плоскостное понимание формы, гармонизация обобщенных цветовых пятен. Импрессионистические полотна Мане (“К.Моне в лодке”, “Аржантей” и др.). Клод Моне: развитие импрессионистического пейзажа и творческих принципов импрессионизма. Образ города. Серии “Стога”, “Руанский собор”. А.Сислей. К.Писарро. О. Ренуар: Своеобразие импрессионизма Ренуара. “Мулен де ла Галетт” - утверждение принципов импрессионистской картины. Портреты. Э.Дега: Связь с классической традицией. Тема балета, обнаженные натурщиц. Принципы композиционного решения. Острота образов. V.2. НЕОИМПРЕССИОНИЗМ: Ж.Сёра и П.Синьяк и теория “пуантилизма” как воплощение идеи слияния науки и искусств. Абсолютизация техники раздельного мазка. Преемственность в сюжетной сфере и в особом интересе к проблемам света и цвета. Созвучие орнаметального смысла ряда работ Сёра стилевым тенденциям модерна. V.3. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ: Понятие постимпрессионизма. Поль Сезанн: “универсальный” мастер постимпрессионизма, утвердивший новое видение мира и новые методы его выражения. Пространство мира и пространство картины. Сезанна. Картина как модель мира. Возвращение предмету формы, понимание фактуры как выражению внутреннего сущностного. Слитность формы с цветом и линией. Анализ картин (наиболее желательный вариант – “Гора Сент–Виктуар”).Ван Гог: Биография. Ранние работы. “Едоки картофеля”. Эстетика сострадания ко всему сущему. Повышенная обостренность восприятия как основа метода. Перевод обыденного в ранг высокого. Синтез через общую экспрессию. Мазок как структурная единица. Гоген: поиски идеала (средневековья, Востока и примитива) как протест против буржуазной ограниченности. Черты символизма в творчестве Сезанна. Декоративно-плоскостная трактовка реального мира. Значение чистого цвета, поиски линеарности. Тулуз–Лотрек. Создание нового варианта изобразительного искусства – афиши. Соприкосновение с модерном. Гротескное начало образов. ТЕМА VI. РУССКОЕ ИСКУССТВО КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА ХХ В. VI.1. ОБЩАЯ КАРТИНА РАЗВИТИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА РУБЕЖА ВЕКОВ. Кризис системы классического искусства. Новые проблемы и задачи искусства. Сложность и многогранность общей картины художественной жизни. Место русского искусства в мировом художественном процессе. VI.2. В.А.СЕРОВ И ПРОБЛЕМА “БОЛЬШОГО СТИЛЯ”. Роль художника в сложении “русского пленеризма”. (“Девочка с персиками” и “Девушка, освещенная солнцем” и др.). К.Коровин (творчество рассматривается как дополнение к названным работам Серова, предполагается знакомство с картинами К.Коровина в экспозиции ТМИИ). Камерные портреты: острота характеристик, высокое живописное мастерство. Концепция портретов 1900-х годов и проблема “Большого стиля”: Портреты Ермоловой, Орловой. (предполагается знакомство студентов с портретами Кустодиева и Шемякина в экспозиции ТМИИ как характерными произведениями этой линии искусства). Исторические композиции. Роль Серова в сложении стиля “модерн” (Портрет Иды Рубинштейн). Театральные работы. VI.3. М.А.ВРУБЕЛЬ И СИМВОЛИЗМ. Роль метода преподавания П.П.Чистякова в сложении образно-живописной системы Врубеля. Анализ непосредственных наблюдений и их синтеза на основе творческого воображения. Постижение внутренне противоречивых основ бытия. Основные сюжетные мотивы в творчестве Врубеля. Пантеизм. Информативность пластической формы. Новое понимание картинной плоскости как декоративного целостного. Ассоциативность мышления. Западноевропейский символизм второй половины ХХ в.: П.де Шаванн, О. Редон и др. (общее знакомство) Историческая живопись: новая концепция, основаннная на переакцентировке образной системы. Нарастание декоративности. (В.Васнецов, Рябушкин, Нестеров, Рерих) VI.4. “МИР ИСКУССТВА”. Идейно-художественная программа. История создания объединения. С.Дягилев. Издательская и выставочная деятельность. Книга как целостное произведение. Иллюстрации А.Бенуа и М.Добужинского. Ретроспективная линия в творчестве мирискусников: “Версальский цикл” А.Бенуа, серия “Фейерверки” К.Сомова, Петербург Е.Лансере: ироническая условность, мечтательная греза. Театральная деятельность “Мира искусства”. Декорации и костюмы Л.Бакста. “Русские сезоны” в Париже. Портреты IV. ЛИТЕРАТУРА К ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ I. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ РОМАНТИЗМА ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА История зарубежного искусства / Под ред. Кузьминой Н.Л. – М.: Изобразительное искусство, 2006. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высшая школа, 2003. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: Кожина Е.Ф. Романтическая битва. М., 1969 Певзнер Н. Английское в английском искусстве. СПб., “Азбука-классика”, 2004 Сарабьянов Д. Русская живопись 19 в. среди европейских школ. М.1980 Делакруа Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках. М., 1960 Дьяков Л. Эжен Делакруа. М., 1973 Калитина Н. Эпоха романтизма во французской живописи 19 в.Л., 1972 Лесли Ч.Р. Жизнь Джона Констебля, эсквайра. М., 1964 Некрасова Е.Н. Тёрнер. М., 1976 Прокофьев В.Н. Жерико. М.. 1963 Турчин Т. Жерико. М., 1962 ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ II. РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ В. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2000. История русского и советского искусства/ Под ред. Кузьминой Н.Л. – М.: Изобразительное искусство, 2001. Ракова М. Русское искусство первой половины 19 века. М., 1975 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: Лотман Ю .М. Беседы о русской культуре. СПб, 1994 Алексеева Т.В. Художники школы Венецианова. М., 1958 Алпатов М.В. Александр Андреевич Иванов. Жизнь и творчество. М., 1956 Ацаркина Э. Карл Павлович Брюллов. Жизнь и творчество. М., 1963 Верещагина А.Г. Художник, время, история. Л., 1973 Гримм Г.Г. Архитектор Андриян Захаров. М., 1940 Коваленская Н.Н. Русский классицизм. М., 1964 Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа первой половины 19 в. М., 1963 Сарабьянов Д. Павел Андреевич Федотов. М., 1969 Сарабьянов Д. П.А.Федотов и русская художественная культура 40-х годов 19 в. М., 1973. Турчин В. Эпоха романтизма в России. М., 1981 Турчин В. Орест Кипренский. М., 1975 Федоров–Давыдов А.А. Русский пейзаж 18 – начала 19 века. М., 1953 ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ III. «РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ФРАНЦИИ СЕРЕДИНЫ ХIХ В.» ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Дмитриева Н.Н. Краткая история искусств. М., 2006. История зарубежного искусства / Под ред. Кузьминой Н.Л. – М.: Изобразительное искусство, 2006. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: Алпатов М.В. К.Коро. М., 1984 Герман М.Ю. Домье. М., 1962 Калитина Н.Н. Эпоха реализма во французской живописи 19 века. Л., 1972 Калитина Н.Н. Г.Курбе. М., 1981 Кузнецова И. К. Коро. М., 1976 Яворская Н.В. Пейзаж барбизонской школы. М., 1962 Яворская Н.В., Терновец Б.Н. Художественная жизнь Франции второй половины 19 в. М., 1938 ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ IV. ТПХВ И РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ В. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2000. История русского искусства / под ред. Плотникова - М.: Изобразительное искусство, 2002. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: Болотина И.С. Тенденции развития изобразительной системы в русской живописи второй половины 19 века. М., 1989 Грабарь И.Э. Серов. М., 1965 Кеменов В.С. Историческая живопись Сурикова. М., 1963 Коваленская Н.Н. Русский жанр накануне передвижничества.// Из истории классического искусства. М., 1988 Курочкина Т.И. Крамской. М., 1965 Новоуспенский Н. Шишкин. Л., 1990 ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ V. ИМПРЕССИОНИЗМ И ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Дмитриева Н.Н. Краткая история искусств. М., 2006. Герман М. Ю. Импрессионизм. Основоположники и последователи. СПб., 2008 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: Богемская К.Г. Клод Моне. М., 1984 Герман М.Ю. Камиль Писарро. Альбом. М., 1975 Дмитриева Н.А. Ван Гог. М., 1980 Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран–Рюэля. Документы. Л., 1969 Калитина Н. Французская пейзажная живопись. Л., 1972 Калитина Н. Поль Синьяк. Л., 1976 Калитина Н. Н. Французский портрет 19 века. Л., 1986 Прокофьев В.Н. Постимпрессионизм. Альбом. М., 1973 Прокофьев В.Н. Огюст Ренуар. М., 1966 Ревалд Д. История импрессионизма. Л.- М., 1960 Ревалд Д. Постимпрессонизм. Л.- М., 1962 ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ VI. РУССКОЕ ИСКУССТВО КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА ХХ ВВ. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Дмитриева Н.Н. Краткая история искусств. М., 2006. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2000. История русского искусства / под ред. Плотникова - М.: Изобразительное искусство, 2002. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца 19 – начала 20 вв. М., 2001 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: Александр Бенуа. Мои воспоминания. В пяти книгах М., 1990 Герман М.Ю. Импрессионизм и русская живопись. СПб., 2005 Гусарова А.Р. Мир искусства. Л., 1972 Гусарова А.П. Добужинский. М., 1982 Дмитриева Н.А. Михаил Врубель. М., 1974 Петров В. Мир искусства. М., 1975 Пружан И. Константин Сомов. М., 1972 Пружан И. Лев Самойлович Бакст. Л., 1975 Русакова А.А. Символизм в русской живописи. М., 1995 Сарабьянов Д.В Русская живопись XIX в. среди европейских школ. М., 1980 Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже веков. М., 1976 Тарабукин Н.М. Врубель. М., 1974 Федоров–Давыдов А. Русское и советское искусство. Статьи и очерки. М., 1975 Федоров–Давыдов А. Левитан. М.. 1976 V. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВИЗУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НСТИТУТА АРХИТЕКТУРЫ, ДИЗАЙНА И ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ Дисковый накопитель ИАДВИ: - Библиотека, папки «Искусство мира», «Архитектура мира». VI. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА Сайты: www.artclassic.edu.ru www.painting.artyx.ru www.zagraevsky.com www.bibliotekar.ru www.artyx.ru www.arthist.cla.umn.edy VII.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Классы, оборудованные АРМ, HD-проекторами, компьютерами, затемнением, слайд-проекцией; экранами с электроприводом, доступом в Интернет. Рабочие места в компьютерных классах, читальном зале библиотеки, оборудованные выходом в Интернет, сканерами, принтерами. Книги, альбомы, журналы, учебная литература в читальном зале библиотеки. Каталоги оборудования, мебели, установочных изделий, фирм и предприятий на кафедре средового и графического дизайна. Дисковые накопители в компьютерных классах и читальном зале библиотеки, содержащие примерные работы по проектированию, фрагменты литературы по истории и теории дизайна. Методический фонд лучших работ по дизайн-проектированию и дипломных проектов, а также работ российских дизайнеров. Автор ________________________ В.А. Субботина Согласовано: зав. научной библиотекой __________________________Н.П. Соколова |
Институт аритектуры, дизайна и визуальных искусств Фгбоу впо «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» | Институт аритектуры, дизайна и визуальных искусств Фгбоу впо «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» | ||
Культуры, искусств и социальных технологий институт аритектуры, дизайна и визуальных искусств Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная... | Министерство культуры российской федерации тюменская государственная... Т48 Тесты по грамматике русского языка. Контрольные работы. 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 288 с. — (Домашний репетитор) | ||
Отчет день студенческой науки в тюменской государственной академии... Дня студенческой науки в 2011 году по согласованию с директорами институтов и колледжа искусств. Институт архитектуры, дизайна и... | Отчет по научно-исследовательской и творческой деятельности студентов... Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Камский институт искусств и дизайна» | ||
Программа государственного экзамена по специальности 070601 «Дизайн» Экзаменационные билеты включают наиболее важные вопросы, имеющие междисциплинарный характер, находящиеся на стыке таких дисциплин,... | Российской Федерации Негосударственное образовательное учреждение... Вильде Т. Н., канд пед наук, зав кафедрой дизайна и изобразительных искусств ноу впо «Новый гуманитарный институт» Евстифеева М.... | ||
Рабочая программа «История дизайна» Разработчик преподаватель Федорова... Дополнительного образования «детская школа искусств» нижнекамского муниципального района республики татарстан | Учебное пособие Федеральное агентство по образованию РФ государственное... Российской федерации по образованию в области дизайна и изобразительных искусств в качестве учебного пособия для студентов высших... | ||
Институт сервиса, туризма и дизайна ... | Программа дисциплины дпп. В. 04 Дизайн в интерьере Цели дисциплины: формирование знаний студентов по общим теоретическим вопросам дизайна в интерьере об основных понятиях дизайна в... | ||
Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа по учебной дисциплине «Основы текстильного дизайна» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62 Дизайн... | Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа по учебной дисциплине «Компьютерные технологии в графическом дизайне» составлена в соответствии с требованиями... | ||
Методические указания по выполнению курсовых работ по истории искусств для студентов ииид ижевск Методические указания предназначены для студентов 4-го курса дневного и 5-го курса заочного художественно-педагогического отделения... | Аннотация к рабочей программе дисциплины ... |