Скачать 107.35 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» ИНСТИТУТ АРИТЕКТУРЫ, ДИЗАЙНА И ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ КАФЕДРА СРЕДОВОГО И ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА УТВЕРЖДАЮ Директор ___________ Г.В. Вершинин 30 августа 2011 г. А.В.ЕМЕЛЬЯНЕНКО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ЭРГОНОМИКА И ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» по специальности 070602 «Дизайн» (по отраслям / в области культуры и искусства; базовый уровень среднего профессионального образования) Квалификация – дизайнер 3 КУРС, V семестр код дисциплины по учебному плану – СД.ДС(ДВ) 07 Всего по курсу: 36 часов аудиторных занятий Тюмень, 2011 ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ЭРГОНОМИКА И ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» СПО, 3 курс, V семестр. Код дисциплины по учебному плану – СД.ДС(ДВ) 07 Программу составил Алена Васильевна Емельяненко Рецензенты: доц. кафедры средового и графического дизайна ИАДВИ _________________ Н.С. Макаров зав. кафедрой средового дизайна УралГАХА, к.арх., профессор _________________ Н.Н. Ляпцев Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры средового и графического дизайна 30 августа 2011 г., протокол №1, зав. кафедрой ________________/Н.В. Крамская / Утверждена на заседании учебно-методической комиссии ИАДВИ _________________ 2011 г, протокол № ___ , председатель ______________/ И.Е. Чердынцева / © А.В. Емельяненко, 2011 СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка 3 2. Место дисциплины в структуре ОПОП 3 3. Календарно-тематический план 5 4. Формы контроля 5 5. Содержание учебной дисциплины 5 6. Учебно-методическое обеспечение курса 8 7. Информационные ресурсы 8 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 9 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП Программа по учебной дисциплине «Эргономика и инженерная психология» 3 курс, составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070602 «Дизайн» базового уровня, утверждённого Министерством образования в 2002 году, и учебными планами ИАДВИ, разработанными в соответствии с госстандартом. «Эргономика и инженерная психология» является дисциплиной, связанной со всеми сферами человеческой жизни. Объектами дизайна в современном мире являются сложнейшие технические и социальные системы. «Эргономика» является одной из ведущих научных дисциплин, зависящей от множества факторов, прежде всего – человеческих, дизайнеру необходимы системные научные знания о человеке, его деятельности, психических и физических возможностях и ограничениях. 1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ: Цель: Развить понимание принципа человекоориентированного проектирования. Задачи:
К концу курса учащийся должен знать:
уметь:
владеть:
II. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 курс, V семестр
Формы контроля:
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ V семестр
Проблемы взаимодействия человека и среды. Предмет и объект изучения эргономики. Цель и задачи эргономики. Категория деятельности в эргономике. Эргономическая система. Виды эргономических систем. Система «человек – среда», «человек – информационный комплекс», «человек-предмет-среда». Эффективность системы, эффективность человека. Безопасность, благополучие и удовлетворение человека деятельностью. Основные эргономические свойства. Эргономические стандарты. Комплексный критерий оптимальности в эргономике. Психологические, физиологические, антропометрические и гигиенические факторы в эргономике. Основные эргономические свойства среды. Методы эргономики. Междисциплинарные связи эргономики. Эргономика и инженерная психология. Эргономика и дизайн: единство целей и специфика решения. Взаимодействие дизайнера и специалиста по эргономике.
Основные этапы развития эргономики. Главные направления эргономических исследований и сферы их применения. Расширение возможностей человека, преодоление ограничений и благополучие человека. Эргономика, как методология и способ учета человеческих интересов. Современный кризис человечности и актуальные эргономические проблемы в дизайне. Проектирование среды, отвечающей подлинным ценностям и смыслам человеческой жизни.
Личность и среда. Понятие социально-личностной эффективности в эргономике. Развитие личности, как задача эргономического проектирования среды. Перенос образа среды, предметного мира на Я-образ личности. Самоидентификация личности в среде. Социально-знаковая форма и Я-образ. Форма и индивидуальность человека. Гуманизация среды – обеспечение активности, свободы и общения. Взаимодействие дизайнера и потребителя. «Массовый» и «элитарный» дизайн. Социокультурный смысл деятельности и ответственность дизайнера.
Психологический анализ деятельности. Цели, мотивы, потребности. Иерархия потребностей (А. Маслоу). Организация среды и удовлетворение базовых потребностей и потребности в уважении и самоуважении человека. Фрустрация вследствие воздействия предметной среды. Защитные механизмы личности во взаимодействии со средой. Потребностная значимость среды, ее объектов и эмоции. Зависимость эффективности человека от эмоционального состояния. Эмоциональное напряжение и эмоциональная напряженность. «Эмоциональные» требования к организации среды. Мотивация, как создание условий, побуждающих деятельность. Виды и способы мотивации. Дизайн среды, как средство мотивации.
Организация пространства и эффективность деятельности. Зависимость психологических состояний и поведения от среды и интерьера. Личное пространство, его значение для личности. Интимная, персональная, социальная и публичные зоны пространства. Коммуникативная и социально-ориентирующая функции интерьера. Пространственные факторы организации диалога и конфронтации. Усиление влияния и авторитетности, делового и дружеского общения.
Информационное взаимодействие человека и среды. Оптимальные условия зрительного восприятия: яркость, контрастность, освещенность. Визуальный образ. Смысл и значение формы. Предметность, осмысленность, константность, избирательность и целостность восприятия. Гештальтпсихология об организации зрительных образов. Перцептивные факторы компоновки объектов среды и проектирования средств отображения информации. Эффективность восприятия в зависимости от формы, размеров и цвета объектов. Кодирование зрительной информации. Эргономика чтения и дизайн знаков. Стереотипы восприятия, их роль в жизни человека. Учет стереотипов в проектировании. Разрушение стереотипов (схема К. Левина). Стереотипы и профессиональная деформация дизайнера. Учет закономерностей внимания, памяти и мышления человека в дизайне интерьера и графике. Виды и особенности внимания, способы его поддержания. Виды памяти, объем и закономерности памяти. Основные виды мышления, учет индивидуальных особенностей мышления в дизайне среды и программных средств.
Функциональные состояния человека в труде. Динамика работоспособности. Предупреждение утомления и монотонии средствами дизайна. Оценка оптимальности среды по критерию утомления. Оценка оптимальности среды по степени совершенства двигательных действий. Снятие статической нагрузки человека при эргономической организации среды. Правило экономии движений. Учет стереотипов движений при проектировании интерьера.
Зависимость работоспособности от факторов среды (температурный режим, влажность, шумы, вибрация и т.д.). Компенсация неблагоприятных условий среды в дизайне интерьера. Санитарные нормы и правила, их учет в проектировании.
Размеры человеческого тела и характеристики среды. Вариабельность антропометрических признаков. Надежность и ограничения антропометрических данных. Правила использования данных антропометрии. Примеры использования антропометрических данных при проектировании среды.
Связь оснащения среды с ее пространственными и функциональными характеристиками. Сенсомоторное пространство. Оптимальные зоны досягаемости. Основные требования к светоцветовой среде. Рабочее место с видеотерминалом. Организация компьютеризированных рабочих мест и планировка помещений.
Эргономический анализ. Система эргономических показателей. Разнообразие типов среды и специфика эргономических требований. Определение эргономических требований к среде. Эргономический анализ жилой среды. Эргономический анализ общественных и производственных помещений. Сценарное моделирование в эргономическом проектировании. Эргономические требования к программным средствам, их реализация. Требования к эргономическому описанию, чертежам и схемам в проекте. ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ: 1. История развития эргономики, как науки. 2. Эргономика, как комплексная наука. 3. Цели и задачи эргономики. 4. Зоны досягаемости в моторном поле. 5. Фазы работоспособности. 6. Психологические аспекты в эргономике. 5. Закономерности зрительного восприятия. 8. Общие требования к организации свето- цветовой среды производственных помещений. 9. Организация рабочего места при работе с компьютером. IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА IV.1. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Мунипов, В. М. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды [Текст] : учеб. пособие / В. М. Мунипов, В. П. Зинченко. – Москва : Логос, 2001. – 356 с. : ил. Рунге, В. Ф. Эргономика в дизайне среды [Текст] : учеб. пособие / В. Ф. Рунге, Ю. П. Манусевич. – Москва : Архитектура-С, 2009. – 328 с. : ил. IV.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Антропометрия и соматография в академическом дизайне [Текст] : метод. литература/ Санкт-Петербург: РХПА, 1997. Компьютер и здоровье. Гигиенические требования [Текст] / Москва, 1999. Латышев В. Л., Клыпина И. А. Представление информации в системе «человек – компьютер» [Текст] / Москва : МАИ, 1993. Покатаев, В. П. Конструирование оборудования интерьера [Текст] : учеб. пособие/ В. П. Покатаев - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. Шимко, В. Т. Основы дизайна и средовое проектирование [Текст] учеб. пособие / В. Т. Шимко. – Москва: Архитектура-С, 2007. – 160 с. : ил. Шимко В. Т., Гаврилина А. А. Типологические основы проектирования архитектурной среды [Текст]: учеб. пособие/ В. Т. Шимко. – Москва : Ладья, 2000. V. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ. V.1.ПОИСКОВЫЕ СЛУЖБЫ: GOOGLE (http://www.google.ru), Яндекс (www.yandex.ru) V.2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВИЗУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ИАДВИ Дисковые накопители, папки: ИНТЕРЬЕР, ИНТЕРЬЕРЫ МЕБЕЛЬ, ЭРГОНОМИКА и др. VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Классы, оборудованные АРМ, HD-проекторами, компьютерами, затемнением, слайд-проекцией; доступом в Интернет. Рабочие места в компьютерных классах, читальном зале библиотеки, оборудованные выходом в Интернет, сканерами, принтерами. Книги, альбомы, журналы, учебная литература в читальном зале библиотеки. Автор ___________________________А.В. Емельяненко Согласовано: зав. научной библиотекой __________________________Н.П. Соколова |
Институт аритектуры, дизайна и визуальных искусств Фгбоу впо «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» | Институт аритектуры, дизайна и визуальных искусств Фгбоу впо «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» | ||
Культуры, искусств и социальных технологий институт аритектуры, дизайна и визуальных искусств Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная... | Министерство культуры российской федерации тюменская государственная... Т48 Тесты по грамматике русского языка. Контрольные работы. 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 288 с. — (Домашний репетитор) | ||
Отчет день студенческой науки в тюменской государственной академии... Дня студенческой науки в 2011 году по согласованию с директорами институтов и колледжа искусств. Институт архитектуры, дизайна и... | Отчет по научно-исследовательской и творческой деятельности студентов... Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Камский институт искусств и дизайна» | ||
Программа государственного экзамена по специальности 070601 «Дизайн» Экзаменационные билеты включают наиболее важные вопросы, имеющие междисциплинарный характер, находящиеся на стыке таких дисциплин,... | Российской Федерации Негосударственное образовательное учреждение... Вильде Т. Н., канд пед наук, зав кафедрой дизайна и изобразительных искусств ноу впо «Новый гуманитарный институт» Евстифеева М.... | ||
Рабочая программа «История дизайна» Разработчик преподаватель Федорова... Дополнительного образования «детская школа искусств» нижнекамского муниципального района республики татарстан | Учебное пособие Федеральное агентство по образованию РФ государственное... Российской федерации по образованию в области дизайна и изобразительных искусств в качестве учебного пособия для студентов высших... | ||
Институт сервиса, туризма и дизайна ... | Программа дисциплины дпп. В. 04 Дизайн в интерьере Цели дисциплины: формирование знаний студентов по общим теоретическим вопросам дизайна в интерьере об основных понятиях дизайна в... | ||
Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа по учебной дисциплине «Основы текстильного дизайна» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62 Дизайн... | Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа по учебной дисциплине «Компьютерные технологии в графическом дизайне» составлена в соответствии с требованиями... | ||
Методические указания по выполнению курсовых работ по истории искусств для студентов ииид ижевск Методические указания предназначены для студентов 4-го курса дневного и 5-го курса заочного художественно-педагогического отделения... | Аннотация к рабочей программе дисциплины ... |