Скачать 280.41 Kb.
|
Авторские программы и методические разработки. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «КАТАНГСКИЙ РАЙОН» ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ МКОУ СОШ с. ЕРБОГАЧЕН ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ» (I-IV КЛАСС) УЧИТЕЛЬ: Сафьянникова В.Л. с. ЕРБОГАЧЕН ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Одним из самых глубоких патриотических чувств человека является любовь к своей Малой родине. Воспитание этого чувства на 1 ступени образования предусматривает знакомство школьников с историей района и села, с их прошлым и настоящим, русской и эвенкийской культурой, с окружающей природной средой. Заниматься этим, наряду с другими предметами, призвано краеведение. Однако выдвинутые государством новые образовательные приоритеты призывают нас внести существенные изменения в «традиционное краеведение», имея ввиду необходимость решения проблемы социализации учащихся школы. Мы считаем, чем раньше она будет начата, тем большего эффекта можно добиться. По сути, речь идет об усилении социокультурного аспекта образовательного процесса начальной школы, конечно с учетом возрастной специфики учащихся. В связи с этим, актуальной является разработка спецкурсов, которые на базе школьных компонентов учебного плана, будучи нацеленными на формирование любви детей к своей Малой Родине, одновременно позволяли бы обеспечить накопление у них социокультурного опыта. Особенно важен процесс практического закрепления социокультурных знаний, позволяющий ребенку не только осознать прививаемую культуру, но и личностно принять ее, накопить опыт социально адекватного применения. Следовательно, неотъемлемой частью отмеченного спецкурса должен являться «социокультурный практикум» учащихся. С другой стороны, учитывая разновозрастные особенности детей 1-3 ступеней образования, подобный образовательный процесс явно должен носить циклический, а не линейный характер. Поэтому разработанный автором спецкурс и социокультурный практикум идейно и структурно состыкованы в нашей школе с ранее разработанными и внедренными аналогичными спекурсом и спецпрактикумом для 2 и 3 ступеней образования (Главацкий, 2007) и составляют теперь единую систему, но имеет целый ряд отличительных особенностей. Спецкурс «Мой край родной» на первом этапе обучения предполагает введение дополнительного курса к образовательному компоненту «Окружающий мир» автора А.А. Плешакова (2002), который соответствует образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание» Базисного учебного плана. Цель курса: формирование в сознании учащихся основных представлений об окружающем мире, воспитание бережного отношения к нему, чувства любви к своей малой Родине. Содержание курса предполагает решение следующих задач:
познавательного интереса к последующему курсу: «География». Организация работы при изучении данного курса включает в себя такие элементы работы с детьми, как проведение тематических уроков в классах, экскурсии в природу, посещение музейных экспозиций, организацию праздников, викторин и конкурсов, составление и защита рефератов и докладов. Основными формами работы являются натурные наблюдения, выполнение практических заданий, проведение дискуссий и праздников с игровыми элементами, привлечение родителей учащихся к образовательной работе с детьми. При изучении материалов о родном крае, учащимся представляется уникальная возможность не только совершать свои «маленькие открытия», но и возможность научиться представлять их в устных докладах и школьных конференциях. Ребята учатся работать с материалами школьного музея, энциклопедиями, научной литературой, что, несомненно, послужит основой для дальнейшего обучения их в старших классах хоть и на элементарном уровне. Решается важнейшая составляющая курса – формирование навыка поисково-исследовательской деятельности учащихся. В курсе «Мой край родной» выделено три раздела по изучению своей малой Родины: 1-2 класс - «Я познаю мир», в котором дети узнают о своем ближайшем окружении: родители, родственники, друзья, домашние животные, игрушки, народный фольклор своего края, быт людей, то есть получают элементарные знания о взаимоотношениях в окружающем социуме, которые будут являться первой ступенькой при формировании экологических знаний- одной из задач краеведения. 3 класс - «Что меня окружает?»- программа нацелена на изучение животного и растительного мира Катанги, его защиту и охрану. 4 класс - «Где я живу?»-изучение погодных условий нашего края, природные сообщества, полезные ископаемые, влияние хозяйственной деятельности на экологию нашего района и меры по преодолению экологической катастрофы в рамках Катангского района. К концу 4 класса краеведческие знания не только расширяются, но и приобретают более выраженную экологическую направленность. Благодаря предлагаемому курсу, предложенная система краеведческого образования в школе, приобретает завершенный структурный облик. Программа курса содержит две части: теоретический курс и социокультурный практикум. Социокультурный практикум является важнейшей составляющей частью курса, направленной на начальную социализацию ребенка. Он закладывает основу для дальнейшей работы по социализации ребенка на последующих ступенях образования. Для обеспечения данного курса используются материалы школьного музея, учебное пособие Главацкого Н.С. «География и социокультурные особенности Катангского района (2007)» и учебные пособия по природоведению под редакцией А.А. Плешакова (2002). Дополнительные часы на проведение данного курса взяты из школьного компонента учебного плана. Учебно-тематический план спецкурса 1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Часть 1.(26 часов) 1 класс (15 часов) Раздел 1. Я познаю мир.(15 часов) |
Министерство регионального развития российской федерации свод правил Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Министерство образования Российской Федерации Муниципальное бюджетное... Название методической разработки, подаваемой на конкурс «Многообразие кишечнополостных» | ||
Протокол №5 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование.... | Протокол №5 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование.... | ||
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на... Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания... | Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на... Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания... | ||
Общего образования Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование.... | Министерство здравоохранения российской федерации n 1630н министерство... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Министерство здравоохранения российской федерации министерство транспорта... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование.... | Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы... | ||
Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы... | Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы... |