Мацко Н. В. Мифотворчество в пространстве романа габриэля гарсиа маркеса «любовь во время чумы»





Скачать 68.89 Kb.
НазваниеМацко Н. В. Мифотворчество в пространстве романа габриэля гарсиа маркеса «любовь во время чумы»
Дата публикации16.01.2015
Размер68.89 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Мацко Н.В.
МИФОТВОРЧЕСТВО В ПРОСТРАНСТВЕ РОМАНА ГАБРИЭЛЯ ГАРСИА МАРКЕСА «ЛЮБОВЬ ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ»
В XX веке многие писатели стали обращаться к мифологии как к инструменту художественной организации материала и средству выражения неких "вечных" архетипических начал или стойких национальных культурных моделей. В 50 - 60-х годах поэтика мифологизма проникает и в латиноамериканскую литературу. В произведениях латиноамериканцев возникает такая ситуация, при которой архаические фольклорные традиции и фольклорно-мифологическое сознание, хотя бы и в пережиточной форме, может существовать рядом с модернистским интеллектуализмом чисто европейского типа. Это происходит в результате ускоренного развития культуры народов «третьего мира». Отсюда проистекает возможность гармоничного сосуществования элементов историзма и мифологизма, социального реализма и подлинной фольклорности, интерпретация которой колеблется между романтическим воспеванием национальной самобытности и модернистскими поисками повторяющихся архетипов. В западной критике это своеобразное явление получило название «магический реализм» [2].

Одной из ярчайших фигур этого направления является колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес. На примере его романа «Любовь во время чумы» (1985) попытаемся проследить, как текст художественный начинает уподобляться мифу по своей структуре. Будем далее понимать под мифом вечное символическое выражение основ человеческого бытия и человеческой психики, независимо от исторических обстоятельств и конкретных характеров.

Для начала обрисуем кратко сюжет. В основе его лежит широко распространенный в литературе любовный треугольник. Он (Флорентино Ариса), она (Фермина Даса) и «третий лишний» (Хувеналь Урбино). И казалось бы, что нового можно привнести в эту избитую схему? Маркес, на первый взгляд, не совершает революции. Он всего лишь проверяет своих героев временем. Но как блестяще с этим справляется главный герой - Флорентино Ариса! Ему удается сохранить первую и единственную любовь к отнюдь не романтически-настроенной Фермине Дасе, терпеливо ждать смерти ее супруга, Хувеналя Урбино, и на склоне своих лет, когда в зеркале он видит себя уже далеко не тем полным жизни молодым мужчиной, сказать овдовевшей возлюбленной: «Полстолетия я ждал этой возможности: еще раз повторить клятву в вечной моей к тебе любви и верности». Оба они оказываются «по ту сторону любви», и приходят к пониманию, что «любовь остается любовью во всякие времена и повсюду, но особенно сильной и острой она становиться по мере приближения к смерти». У них возникает чувство «будто они проскочили голгофу брака и прямиком вышли к самой сути любви». Известная исследовательница латиноамериканской литературы, В.Н. Кутейщикова, очень точно в этой связи заметила: «Любовь у Гарсиа Маркеса, если и приходит, то либо поздно, либо неразделенная, либо ничего не искупающая».

И что же, собственно, делает этот текст мифом? Попробуем разобраться. Уже сама ситуация, вынесенная в заглавие (любовь на фоне тысяч смертей), являет собой синтез двух мощнейших литературных архетипов. Любовь и смерть в романе не просто соседствуют одна с другой, они очень тесно переплетаются, проявляя тем самым свою сущностную близость. Давайте посмотрим на их взаимодействие в романе. Фермина Даса, столкнувшаяся в церкви с юным Флорентино Арисой, «увидела в двух пядях от своих глаз другие глаза, будто заледеневшие, мертвенно-бледное лицо и губы, окаменевшие от любовного ужаса». Любовные переживания так сильно завладели юношей, что обеспокоенная мать была вынуждена вызвать врача, но «осмотр показал, что температуры у него нет, ничего не болит, и страдает крестник только одним - желанием срочно умереть. Врач умно расспросил сперва больного, потом мать и еще раз убедился: симптомы у любви и у чумы одинаковые». Таким образом, миф в сознании читателя зарождается уже после прочтения заглавия, при дальнейшем развертывании обозначенной ситуации он все более укореняется в его сознании. Финал романа представляет собой названное выше сплетение двух архетипов, только здесь оно выходит уже далеко за рамки конкретной исторической эпохи. Вопреки подбирающейся со всех сторон смерти, герои устремлены в будущее; прочь от мирской суеты их отчаянно несет пароход, над которым реет желтый чумной флаг. Непоколебимая твердость и бесстрашие Флорентино Арисы приводят капитана к мысли, что, «должно быть, жизнь еще больше, чем смерть, не знает границ». Архетипическая структура, которая является неотъемлемым признаком мифа, как мы видим, выдержана в романе в полной мере.

Выбранный Маркесом способ повествования, при котором диалогическая речь сводится к минимуму, как нельзя лучше отвечает духу мифа. Автор берет на себя роль хроникера, который стремится проследить заслуживающую особого внимания историю и, будто боясь упустить важную веху ее развития, фиксирует все подробности жизненных ситуаций героев, не брезгуя и физиологическими. Создается впечатление, что мифологическим сознанием обладают не только персонажи романа, но и сам автор. Отсюда возникает целостность, завершенность восприятия. Реплики героев, которые редко, но все же появляются в романе, лаконичны, часто имеют форму афоризмов, будто герои произносят их не друг другу, а потомкам, для того, чтобы их слова передавались из уст в уста и остались пусть не в вечности, но хотя бы в истории города.: «У столь благородной дамы иной болезни, кроме чахотки, быть не может», «Лучше прийти не вовремя, чем ждать приглашений», «Скоро мне стукнет сто лет, я видел всякие перемены, даже светила перемещались во Вселенной, и только одного не видел - перемен в этой стране», «Единственная серьезная неудача моей жизни: мне, певшему на стольких похоронах, не дано спеть на собственных».

За счет такого способа изображения событий, при котором речь героев практически полностью растворяется в ткани повествования (дается опосредованно и изредка напрямую), возникает парадоксальная ситуация: до крайности романтическая личность, коей является в романе Флорентино Ариса, воспринимается нами отнюдь не в романтическом ключе. Отсюда и восприятие читателем финала его истории не как заслуженного исхода его полувековой страсти, а как вполне закономерного результата медленного, но верного приближения героя к раз и навсегда намеченной цели. Упорство героя, его непреклонность в достижении желаемого делают его отчасти мифическим героем. Однако автор на этом не останавливается. Он гиперболизирует не только черты характера главного героя, но и ситуации, которые непосредственно связаны с ним. Например, ситуацию, когда Флорентино Ариса, переполненный любовью, искал способ, чтобы дать выход этому безответному чувству и стал писать любовные письма тем несчастным влюбленным, которые не были наделены от природы умением пылко выражать свои чувства. К его услугам стали обращаться сотни юношей и девушек, и всем им Флорентино Ариса бескорыстно помогал. Ему пришлось даже отвечать на его же рукой написанные письма. Или, например, бесчисленные любовные связи героя, в которых он искал облегчение от страданий к Фермине Дасе. В эту авантюру были втянуты сотни женщин, но Флорентино Арисе удалось выйти сухим из воды и не запятнать свое имя. Чего нельзя сказать о докторе Урбино, чья единственная за всю жизнь измена любимой жене обернулась общественным скандалом и, что самое ужасное, смертью его любовницы от рук разгневанного мужа. Еще один момент заслуживает внимания: цикличность, как устойчивый признак мифа, проявляется не только во временном отношении, но и на уровне образов. Главный герой является как бы новым воплощением своего отца: «Флорентино хранил тетрадку, в которой его отец писал любовные стихи. Его удивили две вещи: первая - отцовский почерк, в точности похожий на его собственный, хотя свой он выбрал сам по учебнику каллиграфии. А второе - фраза, которую он счел бы своей, если бы отец не записал ее в тетрадке задолго до его рождения: "Горько умереть, если смерть эта будет не от любви"». Уже из этих примеров видно, что главный герой действительно из героя романа превращается в героя мифа.

Излюбленными приемами Маркеса становятся проспекция и ретроспекция. Поступки героев, события, с ними происходящие, сопровождаются авторской отсылкой к их прошлому или будущему: «Три ночи он провел с кандалами на ногах в карцере местной казармы, а когда его выпустили, испытал разочарование, что мученичество длилось так недолго; в старости, когда многочисленные войны перепутались у него в памяти, он по-прежнему считал, что был единственным мужчиной в городе, а быть может, и во всей стране, которого терзали пятифунтовыми кандалами исключительно за любовь». Эти приемы напрямую участвуют в создании мифа. Они формируют у читателя представление о целостности, взаимосвязанности происходящего: «Урок не прервался, девушка лишь подняла глаза посмотреть, кто прошел мимо окна, и этот случайный взгляд породил такую любовную напасть, которая не прошла и полвека спустя»; «Читал он все, что попадало в руки, и в том порядке, в каком попадало, так что даже много лет спустя, когда он уже не был молод и далеко позади остались трудные годы первой любви, он мог перелистать по памяти - от первой до последней страницы - все двадцать томов серии "Сокровища юношества", всех классиков, выпущенных издательством "Гарнье и сыновья"».

На создание цельности работает и детальное описание повседневного ритуала героев. Все недостающие звенья становятся на свои места, и миф, таким образом, оказывается более исчерпывающим, завершенным.

Связующей воедино и окончательно оформляющей весь текст в мифологическую структуру является такая яркая композиционная особенность романа, как неразделенность его на главы. От начала и до конца повествование не делиться на какие-либо графически оформленные отрезки текста. Смена одного ракурса повествования другим может происходить не только в пределах одного абзаца, но и даже в пределах одного предложения. Автор то пристально внимателен к жизни доктора Хувеналя Урбино, то вдруг резко обрывает его линию и с той же пристальностью переходит к описанию далекого прошлого Флорентино Арисы. Потом линии Флорентино и Фермины попеременно рассматриваются автором с непременным описанием деталей и быта. Такая нерасчленимая структура определяет восприятие романа читателем. Текст мыслится как творимый миф.

Итак, обобщим наши наблюдения. Мифотворчество в романе «Любовь во время холеры» реализуется через: 1) обращение Маркеса к архетипам «любовь» и «смерть» и через их последовательное развертывание и наполнение особым мифическим смыслом; 2) подачу романной истории с минимальным использованием диалогической речи и растворение реплик героев в повествовании; 3) наделение героев романа мифическими чертами и изображение их жизненных ситуаций таким образом, что каждая из них может считаться отдельным маленьким мифом; 4) проспекцию и ретроспекцию; 5) неразделенность текста романа на главы.
Литература


  1. Маркес Г.Г. Любовь во время чумы [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/MARKES/loveall.txt_with-big-pictures.html

  2. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.



Мацко Нина Владимировна – студентка 4 курса филологического факультета КубГУ

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мацко Н. В. Мифотворчество в пространстве романа габриэля гарсиа маркеса «любовь во время чумы» iconГабриэля Гарсиа Маркеса Плужникова Камилла Николаевна
В произведениях позднего периода одним из главных становится мотив беатификации. Именно с ним связана интериоризация мировоззрения...
Мацко Н. В. Мифотворчество в пространстве романа габриэля гарсиа маркеса «любовь во время чумы» iconТема Кол-во страниц
Роман Г. Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» как произведение магического реализма
Мацко Н. В. Мифотворчество в пространстве романа габриэля гарсиа маркеса «любовь во время чумы» iconНаучный подход Любовь и не-любовь: найди 10 отличий
Организация зимнего и летнего оздоровления студентов, обучающихся на бюджетной основе, в каникулярное время
Мацко Н. В. Мифотворчество в пространстве романа габриэля гарсиа маркеса «любовь во время чумы» iconУрок по мхк для учащихся 11-ых классов. Тема: Любовь во времени и пространстве
Этот урок еще одна попытка погружения в самую насущную тему. Итогом урока стали слова благодарности друг к другу за искренность и...
Мацко Н. В. Мифотворчество в пространстве романа габриэля гарсиа маркеса «любовь во время чумы» iconМ. А. Межуев «Пир во время чумы»: возможен ли
С. 295-296]. Известнейшим же из переводов Пушкина можно назвать «Песни западных славян». Остальные работы за их огромным количеством...
Мацко Н. В. Мифотворчество в пространстве романа габриэля гарсиа маркеса «любовь во время чумы» iconЛегенда о Великом инквизиторе (из романа «Братья Карамазовы»)
Организация зимнего и летнего оздоровления студентов, обучающихся на бюджетной основе, в каникулярное время
Мацко Н. В. Мифотворчество в пространстве романа габриэля гарсиа маркеса «любовь во время чумы» iconКраткое содержание проекта в данном проекте ориентация учеников направлена...
Каков изначальный замысел романа? Как образ Дон Кихота связан с его автором? Почему именно Санчо Панса сопровождает главного героя...
Мацко Н. В. Мифотворчество в пространстве романа габриэля гарсиа маркеса «любовь во время чумы» iconМифотворчество вместо проповеди (о телегонии)
...
Мацко Н. В. Мифотворчество в пространстве романа габриэля гарсиа маркеса «любовь во время чумы» iconМихаил Шолохов. "Они сражались за Родину" (Главы из романа) Главы из романа
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Мацко Н. В. Мифотворчество в пространстве романа габриэля гарсиа маркеса «любовь во время чумы» iconКак прекрасен Чувашский край! На первый взгляд – это тихая и спокойная...
Еста и особенно остро испытываем это чувство, когда уезжаем далеко и надолго. Истинную любовь к родному краю не могут заглушить ни...
Мацко Н. В. Мифотворчество в пространстве романа габриэля гарсиа маркеса «любовь во время чумы» iconНавигатор по литературе 10 класс 2-е полугодие 2014 – 2015 уч год...
...
Мацко Н. В. Мифотворчество в пространстве романа габриэля гарсиа маркеса «любовь во время чумы» iconБорьба добра и зла в героях романа М. А. Булгакова Мастер и Маргарита
План содержания реферата простой, что несколько затрудняет обзор его идейного своеобразия, но в то же время усиливает чёткость логического...
Мацко Н. В. Мифотворчество в пространстве романа габриэля гарсиа маркеса «любовь во время чумы» iconКонспект внеурочного занятия по теме «Любовь к Родине» Тема: «Любовь-главное...
Расширить представление о Родине большой и малой, познакомить со способами, возможностями заботы о Родине в данной момент
Мацко Н. В. Мифотворчество в пространстве романа габриэля гарсиа маркеса «любовь во время чумы» iconРеферат группы «Литераторы»
Особую роль в стилистике романа играет фразеология. В тексте произведения встречается 454 употребления фе (фразеологических единиц),...
Мацко Н. В. Мифотворчество в пространстве романа габриэля гарсиа маркеса «любовь во время чумы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве. Воспитывать доброе отношение друг к другу и любовь к животным Материал: игрушки...
Мацко Н. В. Мифотворчество в пространстве романа габриэля гарсиа маркеса «любовь во время чумы» iconМодуль 7 Л. Н. Толстой (1828-1910) вопросы и задания
Внимательно и серьезно отнеситесь к заданиям по работе с текстом романа «Война и мир». Идейная и композиционная сложность романа,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск