Урок на тему: «Страницы жизни и творчества М. Гафури»





Скачать 65.83 Kb.
НазваниеУрок на тему: «Страницы жизни и творчества М. Гафури»
Дата публикации18.01.2015
Размер65.83 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Урок на тему:

«Страницы жизни и творчества М. Гафури»
На доске строки из стихотворений поэта.

Учитель. На небосклоне братских литератур имя Мажита Гафури, народного поэта Башкирии, классика башкирской и татарской литературы, сияет среди таких звезд, как Тарас Шевченко, Янка Купала, Ян Райнис, Габдулла Тукай и другие. Подобно им, он был поэтом, глубоко корнями уходящим в жизнь народа, певцом его печали и радо­сти. "Всегда с народом и все для народа!" — это был девиз жизни и творчества Мажита Гафури.

В его поэзии нашли реальное отражение все важнейшие события того времени. В произведениях М. Гафури слышится голос поэта -гражданина, борца и тонкого лирика.

Цель моего урока — познакомить с жизнью и творчеством М. Гафури; показать неразрывную связь его произведений с жизнью, борьбой народа, их гуманизм и интернационализм и тем самым способствовать воспитанию интереса и уважения к творчеству поэта.

Основное место на уроке занимает лекция учителя по теме. Рассказ его может прерваться выступлениями подготовленного ученика, чтением отдельных стихотворений поэта учащимися.
Ход урока

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Рассказ учителя. Мажит Гафури (Габдельмажит Нурганеевич Гафуров) родился 20 июля 1880 года в деревне Зилим-Караново Стерлитамакского уезда (ныне Гафурийский район) в семье учителя. В раннем детстве он остался без родителей, и ему самому пришлось добывать себе на жизнь. В 16 лет он в поисках заработка покидает родную деревню, начинаются его скитания по стране. В эти годы он работал и рудокопом на золотых приисках известных татарских миллионеров Рамиевых. Эти события он позднее описал в своей автобиографической повести. "На золотых
приисках поэта".

Выступление ученика о повести "На золотых приисках поэта".

Несмотря на все сложности, трудности жизни, М. Гафури всегда стремился к знаниям, учебе. Учился в медресе в селе Утяшеве, в Троицке, в знаменитом Казанском медресе "Мухаммадия".

В 1902 году, когда учился в Троицке, он написал свое первое стихотворение "Шакирдам ишана". В нем Гафури выразил свое возмущение системой обучения, протест против порядков в медресе. Многие восхищают-ся его смелостью, но шакирды, зло высмеянные в стихотворении, жестоко избивают Мажита. Это было началом творческой биографии поэта и первой реакцией его читателей.

Годы первой русской революции стали новым этапом в творчестве Гафури, встре­тившего эти исторические дни шакирдом в Казани. От всей души он приветствует долгожданную революцию, посвящает ей восторжен-ные "Стихи радости":

"Эй, перо, веселей! Нажимай что есть сил!

Эй, перо, потрудись, не жалея чернил!

Я народу письмо-поздравленье пишу:

Горе из дому прочь, светлый час наступил!"

Поэт высоко оценивает принесенную революцией буржуазно-демократическую свободу, восклицая о том, что в этот день "родилось солнце свободы". В своих стихах он рисует революцию как эпоху великих перемен и грядущей свободы, выражает глубокую уверенность в том, что мир должен измениться:

"Мир веками был неизменен,

Но он отныне приходит в движение,

Теперь, даст бог, пойдет он вперед,

Хотя и много сегодня сомнений".

(Перемена).

Следует отметить, что в поэзии Гафури периода первой русской революции имелось и немало внутренних противоречий, взаимоисключающих друг друга мыслей, мучительных поисков истины.

Дальнейшее развитие революции, Декабрьское вооруженное восстание, политические забастовки привели Гафури к быстрому освобождению от иллюзий первых дней. В его поэзию проникает новый, революционно-демократический дух, созвучный настроениям трудящихся. За это царские власти взяли поэта под надзор полиции.

"У нас надежды сломлены пока,

Из ножен меч не вытащен—пока,

Но грянет час, поднимется рука,

Тогда возьмем тиранов за бока...".

(Две птицы).

Осенью 1906 г. М. Гафури вернулся в Уфу, и с тех пор всю свою жизнь он провел в родной Башкирии. Поэт никогда не переставал думать о родном башкирском народе, его судьбе и в стихах старался пробудить любовь к нации. В 1911 году он выпускает сборник стихов "Любвовь к нации".

Он всегда чувствовал неразрывную связь с родиной и с народом. Вера в народ, надежда на его будущее вселяли си­лу в душу поэта. Это — очень важный момент в его творчестве, в его эстетических взглядах:

"Очень легким путем я

Цель хочу отыскать.

...Покинув родную землю,

Хочу я куда-то сбежать!

Но этого мне не позволят

Народ и Родина-мать!"

(Цель).

С большим уважением относился к творчеству Гафури Г. Тукай, нередко оберегал его от заблуждений и ошибок. Вершиной их творческой дружбы явилась встреча двух поэтов весной 1912 г. в Уфе. Безнадежно больной двадцатишестилетний Тукай приезжал в Уфу за год до своей смерти, в первый и в последний раз. Два больших поэта, вспоминая об этой встрече, писали друг о друге с большим уважением. Это исходило из их духовного родства, общности взглядов, творческих устремлений.

Гафури воспринимал войну 1914 года как огромное бедствие для трудящихся, поэт интуитивно понимал, что она принесет серьезные потрясения и изменения в судьбах народов. Плач и стон народа мощной струей входят в поэзию Гафури. Он оплакивает погибших на полях сражений, задумывается о подлинной сути войны. Так в стихотворении "Кто он?" поэт как бы откровенно разговаривает с солдатом, которого заставляют убивать такого же, как он сам, невинного брата. В стихотворении поставлен конкретный вопрос.

Чтение стихотворения "Кто он?" учеником.

В годы потрясений и бурь, вызванных мировой войной, крепла поэзия М. Гафури, расширялась ее тематика. Поэт глубоко проникал в различные стороны жизни народа.

Вдохновенный заревом революции, М. Гафури так определил свою творческую программу в стихотворении "Моей душе".

Чтение стихотворения "Моей душе".

Без всякого сомнения можно сказать: Гафури в этот период был одной из самых видных фигур на революционно-демократическом крыле башкирской литературы и шел уверенными шагами навстречу Октябрю. В голосе поэта звучала не только ра­дость. В апреле 1917 года Гафури выступил со стихотворением "Долой войну!"

Чтение стихотворения "Долой войну!" учеником.

К Октябрю 1917 г. Гафури пришел певцом народа, глашатаем идей свободы, обновления мира. Наступившее "утро свободы" поэт воспринял как свой большой личный праздник.

"Дай тебя я расцелую, воля — ведь не грех,

Столько ждущих тебя было,

я — один из тех".

(В честь свободы).

Нелегкими были для страны и молодой республики первые годы после войны, революции. Гафури ведет большую работу по созданию новой культуры в республике - активно участвовал в составлении учебников для школ, в переводе произведений русских классиков на башкирский язык. Свободный труд, полнота жизни, красота и глубина чувств свободного человека становятся основным содержанием лирики Гафури. Поэт с большой силой выразительности воспевал родную природу, большую любовь, идеал прекрасного. Глубоко волновала его тема преемственности поколений. Единство взглядов, идейное родство поколений символизируется в его стихотворении "Желание старого батыра". Лирический герой — представитель старшего поколения — выражает раздумья самого поэта, обеспокоенного тем, кто под­хватит его дело, кто продолжит осуществление идеалов старого борца:

"Держу я саблю, думаю о том:

"В чьи руки эта сабля попадет?

Уйду я, кто останется потом?

Кто продолжать мою борьбу пойдет?"

Гафури прошел огромный путь от писате­ля-просветителя до народного поэта, путь, полный неустанных творческих поисков. Но он навсегда сохранил преданность своему Башкортостану, его судьбе и своему народу.

Чтение стихотворения "Я и мой народ". В этих строках воплотилась вся про­грамма поэта. Для того, чтобы думать о судьбе, о будущем народных масс, надо было верить в творческие силы народа. Это было ярко выражено в его стихотворении "Я там, где стонут бедняки". (Учитель читает стихотворение). В стихах "Я и мой народ", "Я там, где стонут бедняки", "В цветнике" М. Гафури определил основное направление своей народной эстетики. Подлинную красоту он нашел среди тех, у кого "грязна одежда, но чиста душа", черпал себе вдохновение в жизни трудового народа.

М. Гафури написал и замечательные прозаические произведения. Проза его также многогранна, затрагивает различные стороны и этапы народной жизни. Повести "Черноликие", "На золотых приисках поэта", "Ступени жизни" вошли в золотой фонд башкирской литературы. Доброту и человечность воспевают детские рассказы Гафури. Он является автором драмы "Красная звезда".

В 1923 году в республике широко отметили двадцатилетие творческой деятельности М. Гафури, в дни празднования ему было присвоено почетное звание народно­го поэта Башкирии.

До последнего дыхания М. Гафури оставался на посту как певец своего времени и народа. Но тяжелая болезнь подкосила его силы: в 1934 году поэт умер от туберкулеза.

Гафури был не только поэтом, но и писателем, публицистом... Творческое наследие поэта, его произведения в различных жанрах и в наше время продолжают волновать умы и сердца новых поколений, ибо поэт сумел сказать свое слово о времени и о себе, о родном крае и родном народе.

3. Итог урока.

Учитель: Завершим, ребята, мы сегодня урок стихотворением

М. Гафури (на выбор, можно на русском и башкирском языках) и прочитает его нам (фамилия, имя ученика).

4. Домашнее задание:

1) выучить наизусть одно из стихотворений поэта;

2) начать чтение повести М. Гафури "Черноликие".

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок на тему: «Страницы жизни и творчества М. Гафури» icon«Мне на плечи бросается век-волкодав » (Трагические страницы жизни...

Урок на тему: «Страницы жизни и творчества М. Гафури» iconПлан работы предметной недели по литературе с 4 по 9 апреля 2011 года
Литературно-музыкальная композиция «Живите так, как вас зовёт звезда». (Страницы жизни и творчества С. А. Есенина)
Урок на тему: «Страницы жизни и творчества М. Гафури» iconКлассный час для учащихся 2 класса на тему: «М. В. Ломоносов. Страницы жизни»
Цели: дать представление о М. В. Ломоносове, как о человеке, об ученом­-энциклопедисте
Урок на тему: «Страницы жизни и творчества М. Гафури» iconОт составителя
В этой серии нового электронного издания бул пользователям Библиотеки предлагаются материалы, раскрывающие малоизвестные страницы...
Урок на тему: «Страницы жизни и творчества М. Гафури» iconЛичность в истории культуры Тематический дайджест
В этой серии нового электронного издания бул предлагаются материалы, раскрывающие малоизвестные страницы жизни и творчества писателей,...
Урок на тему: «Страницы жизни и творчества М. Гафури» iconЛичность в истории культуры Тематический дайджест
В этой серии нового электронного издания бул предлагаются материалы, раскрывающие малоизвестные страницы жизни и творчества писателей,...
Урок на тему: «Страницы жизни и творчества М. Гафури» iconЛичность в истории культуры Тематический дайджест
В этой серии нового электронного издания бул пользователям Библиотеки предлагаются материалы, раскрывающие малоизвестные страницы...
Урок на тему: «Страницы жизни и творчества М. Гафури» iconЛичность в истории культуры Тематический дайджест
В этой серии нового электронного издания бул пользователям Библиотеки предлагаются материалы, раскрывающие малоизвестные страницы...
Урок на тему: «Страницы жизни и творчества М. Гафури» iconЛичность в истории культуры Тематический дайджест
В этой серии нового электронного издания бул пользователям Библиотеки предлагаются материалы, раскрывающие малоизвестные страницы...
Урок на тему: «Страницы жизни и творчества М. Гафури» iconУрок Установка параметров страницы. Набор текста. Тире и дефис
Для подготовки документа к работе надо установить параметры страницы, параметры абзаца, а также параметры шрифта
Урок на тему: «Страницы жизни и творчества М. Гафури» iconКонтрольная работа по отечественной истории на тему
Пункты и подпункты не могут быть меньше страницы, иначе их выделение не целесообразно. Между пунктами и абзацами основной части не...
Урок на тему: «Страницы жизни и творчества М. Гафури» iconУрок (математика + естествознание)) на тему: "Источник жизни на земле....
Интегрированный урок (математика + естествознание)) на тему: "Источник жизни на земле. Решение математических задач"
Урок на тему: «Страницы жизни и творчества М. Гафури» iconКурсовая работа по «(указать наименование дисциплины)» на тему «(указать выбранную тему)»
Подведите курсор к букве с (содержание). Далее Абзац. Положение на странице. Поставить «птичку» в окошечко с новой страницы
Урок на тему: «Страницы жизни и творчества М. Гафури» iconМ. М. Пришвина Обзор жизни и творчества русского писателя
И среди множества великих русских писателей, затрагивавших в своих произведениях тему природы, один очень выделяется на общем фоне....
Урок на тему: «Страницы жизни и творчества М. Гафури» iconОплата труда в современной России
Ниже нами предложен пример того, как оформлены все рефераты нашего сайта. Каждый реферат состоит из введения (1 страница), главы...
Урок на тему: «Страницы жизни и творчества М. Гафури» iconПлан урока по теме: «Web-страницы и web-сайты. Структура web-страницы.»...
Обучающая организовать деятельность учащихся по изучению новой темы; ознакомить учащихся с понятием сайта, структурой web- страницы,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск