ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Античность является одним из самых значительных и плодотворных этапов мировой культуры. Античная цивилизация оказала большое воздействие на процесс становления европейской и мировой культуры, стала основой всей культуры новой Европы. В Древней Греции зародилась демократия, Олимпийские игры, первый буквенный алфавит.
Задача курса – рассмотреть историю самобытной культуры Древней Греции и Рима в системе взаимодействия друг с другом и с другими культурными ценностями.
Основными формами обучения античной культуре являются лекционный курс, практические занятия и самостоятельная работа. Лекционный курс посвящен, главным образом, сложным и актуальным проблемам античности и направлен на постижение важнейших типологических примет данной мировой культуры. Содержание практических занятий не дублирует лекционный материал, а строится на принципах дополнительности.
Углубленному изучению античности будет способствовать и продуманная система самостоятельной работы, включающая написание рефератов, учебно-методических разработок по теме, а также составление рабочей картотеки, синхронистических таблиц и т.д.
По окончании курса проводится зачет, форму которого выбирает сам студент: традиционный ответ по билетам, зачетный семинар, зачет-коллоквиум, тестирование.
Объем дисциплины и виды учебной работы Всего часов – 100
Аудиторные занятия – 53
Самостоятельная работа студента – 47 Культура эгейского мира Районы распространения эгейской культуры. Памятники искусства и материальной культуры как источник для изучения эгейской культуры. Расшифровка эгейских надписей. Архив микенской крепости Пилоса. Раскопки Шлимана, Эванса, Дерпефельда.
Периодизация эгейской культуры.
Культурные центры Крита: Кносс, Фест, Агиа-Триада, Гурния.
Критское зодчество и особенности его развития. Строительные материалы, техника, конструкции. Большой Кносский дворец, его композиция, планировка, тип колонн. Дворец в Фесте. Критские дворцы Гурния. Городской дом Крита. Отсутствие симметрии в расположении жилых, парадных и хозяйственных зон.
Живопись Крита. Фресковые росписи дворцов и расписные рельефы. Своеобразие техники. Колористическое богатство и декоративность. Сюжеты: процессии, ритуальные игры, жанровые зарисовки. Растительные, антропоморфные морские мотивы росписей. Изображение двойной секиры. Реалистические черты фрески Кносса: «Собиратель цветов», «Игры с быками», «Парижанка», «Юноши с сосудами», «Шагающий принц». Интерьер и росписи тронного зала. Фрески на Мелосе и Фере. Росписной саркофаг из Агиа-Триады.
Пластика Крита и её реалистический характер. Образы человека и животного. Отсутствие монументальной скульптуры на Крите.
Вазовая роспись и ее стили: «камарес», «морской», «дворцовый». Разнообразие форм и декоративных приемов цветной керамики.
Художественные изделия из бронзы, золота и серебра.
Развитие эгейской культуры на материке. Результаты археологических раскопок. Царские дворцы Тиринфа и Микен. Построение. Строительные приемы. Отличие дворцов-крепостей Микен и Тиринфа от критских. Мегароны, купольные гробницы, крепостные стены.
«Микенский» стиль в монументальной живописи, погребальных масках, малой пластике.
Шахтовые гробницы XVII – XVI вв. до н. э. их стелы, золотые маски, ювелирные изделия, керамика. Живопись Микен. Фрески из дворца Тиринфа. Влияние критской живописи. «Девочка с коробочкой». Специфика сюжетов. Статичность композиции, строгая симметрия и схематичность форм.
Распространение микенского стиля на Кипр. Гибель ахейской цивилизации. Культура Древней Греции Гомеровский период (IX – VIII вв. до н.э.)
Начало формирования культуры эллинов. Характерные черты греческого города. Создание новой архитектуры. Колоннады, украшение металлическими деталями.
Постепенное складывание мифологии, выработка единого языка, общегреческого эпоса. Поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея».
Примитивные изображения человека: мелкая глиняная и бронзовая пластика. Появление реалистической тенденции в изображении человека и животного.
Художественная керамика Аттики, Коринфа, Беотии. Геометрический стиль в керамике гомеровского периода. Период архаики (VII – VI вв. до н. э.)
Образование греческих городов-государств (полисов).
Новое понимание человека, формирование новой морали, особого статуса «мудрости» и знания.
Мифология – основа художественной культуры Древней Греции.
Развитие поэзии. Поэмы Гесиода. Натурфилософы, первые шаги в гносеологии.
Значение восточного искусства в формировании греческого искусства. Проникновение в греческое искусство восточных мотивов (фантастические животные, орнаменты). «Ориентализирующее» направление греческого искусства в конце VIII – VII в. до н. э. Главные художественные центры: Милет, Родос, Эфес, Клазомены, Коринф, Самос, Афины, Мелос. Расписные вазы «ориентализирующего» стиля, формы и приемы декорации.
Архитектура архаического периода. Храм как ведущий тип общественного здания.
Сложение канона в греческой архитектуре VII – VI вв. до н. э. Дорический стиль. Храм Геры в Олимпии (конец VII в. до н. э.). Храм Аполлона в Коринфе (VI в. до н. э.). Коринфский стиль: храм Геры на острове Самос, Артемиды в Эфесе, храм Аполлона близ Милета. Взаимосвязь ионической архитектуры с архитектурой Востока.
Круглая монументальная пластика. Изображение богов и героев, образы свободных граждан-атлетов в искусстве. Воплощение в них мифологического мировоззрения древнего грека. Создание образа физически развитого человека.
Формирование канонов монументальной пластики. Тип обнаженной мужской фигуры – курос (курос из Аттики, с мыса Сунион, Аполлон Тенейский). Курос как отражение гармонии, цельности бытия. Отсутствие принципиальных отличий в изображении бога и человека. Архаическая улыбка, статуарная неподвижность. Динамика изменения типа, придание изображениям экзистенциальной энергии, ювенальных характеристик.
Развитие типа задрапированной женской фигуры – коры: Гера с острова Самос, Богиня с зайцем, Берлинская кора, Кора Херамия, Кора Ионийская, Евдитика Кора. Декоративное применение цвета.
Интерес греков к строению тела человека. Полихромия греческой архаической скульптуры и декоративизм статуарных изображений.
Связь пластики с архитектурой: фронтоны и метопы. Развитие фронтонных композиций. Своеобразие ранних фронтонов. Фронтоны храма в Корфу, Афинского акрополя. Основные техники греческого рельефа эпохи архаики.
Развитие художественного ремесла в VI в. до н. э. Эволюция архаической керамики. От геометрического стиля к антропоцентризму. Формы и функции древнегреческих сосудов. «Ориентализирующее» направление в вазописи VII в. (Родос, Клазомены, Коринф). Сосуды «коврового стиля». Чернофигурная техника вазовой росписи: развитие графики, усложнение тематики. Человек как главный объект изображения. Эпические сюжеты в вазописи (Клитий и Эрготим). Творчество Эксекия («Дионис в ладье», «Ахилл и Аякс, играющие в кости» и т. д.).
Складывание краснофигурного стиля в архаической вазописи. Мастера краснофигурной техники: Евфроний, Ефтимид, Эпиктет. Попытки передачи глубины пространства.
Возвышение Афин в VI в. до н. э. Реформы Солона и Клисфена. Начало рабовладельческой демократии. Тирания Писистрата и его сыновей. Развитие поэзии. Запись поэм Гомера. Утверждение земледельческого культа Диониса. Театрализованные празднества в честь Диониса.
Развитие аттической художественной школы. Особенности ионической и пелопонесской школ. Достижения греческой пластики второй половины VI в. до н. э. в передаче анатомического строения человеческого тела. Создание обобщенного идеала свободного грека. Культура классического периода
Персидские войны и их значение в формировании патриотического самосознания греков. Расцвет греческого полиса. Развитие культурной жизни. Внимание к заслугам и достоинству человека. Идеалы и ценности гражданского самосознания общества.
Создание нового «классического» художественного стиля. Преодоление архаических тенденций, борьба с восточными влияниями.
Своеобразие зодчества классического периода. Отражение в нем модели мира. Эволюция архитектурных форм в храмовом строительстве.
Развитие стилевых ансамблей в архитектуре. Классическая ордерная система (дорический, ионический, коринфский ордер). Классический тип храма дорического стиля – храм Зевса в Олимпии. Своеобразие скульптуры храма. Композиционное решение фронтонов.
Эпоха Перикла (середина и третья четверть V в. до н. э.). Строительство ансамбля Афинского акрополя (V – IV вв. до н. э.). Композиционный и идейный замысел ансамбля Афинского акрополя. Акрополь как образец синтеза архитектуры и изобразительного искусства. Участие Фидия, Иктина, Калликрата, Мнесикла в создании храмого ансамбля.
Парфенон. Участие Фидия в создании храма. Композиционное построение фронтонов. Развитие действия на фризе Парфенона. Идейное содержание и мастерство исполнения скульптур Парфенона.
Связь архитектуры и скульптуры в период классики. Синтез неповторимости и «всеобщности» идеального типа в пластике данного периода.
Разработка мастерами проблемы движения и расположения фигуры в пространстве как средств, создающих реальный, одухотворенный образ человека. Творчество Пифагора Регийского («Бегун», «Мальчик, вынимающий занозу»).
Расцвет греческой драматургии. Возникновение трагедии и комедии (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан). Устройство театральных представлений.
Развитие греческой философии.
Софисты: Протагор из Абдеры, Георгий Леонтинский и др.
Воспитание и образование детей в Древней Греции. Спартанская система воспитания детей. Афинская гимназия.
Творчество Мирона. Реалистический характер творчества скульптора. Процесс одухотворения изображения через передачу движения («Дискобол», «Афина и Марсий»).
Творчество Фидия и его место в мировой культуре («Зевс Олимпийский», «Афина Промахос», «Афина Лемния», «Амазонка»). Идеализация реального образа человека в творчестве Фидия. Роль Фидия в реконструкции Акрополя.
Кресилай как последователь Фидия и его «Амазонка».
Творчество Поликлета, представителя пелопонесской школы. Канон пропорций. Воплощение идеала катокагатии в творчестве Поликлета. Изображение идеально-прекрасного гражданина («Дорифор», «Диадумен», «Амазонка», «Гера Аргосская»). Принцип хиазма. Трактовка человека как идеального, самодостаточного микрокосма. Роль Поликлета в становлении классического стиля греческой пластики.
Пэоний – создатель статуй Ники в Олимпии. Решение проблемы движения. Рельеф «Ника, завязывающая сандалию» с Афинского акрополя.
Расцвет греческой монументальной и станковой живописи. Техника. Творчество Полигнота. Картины Зевкиса («Семья кентавров»), Тиманфа («Жертвоприношение Ифигении»), Апполодора Афинского («Тенеписец»). Живописец Агафарх, его театральные декорации, разработка перспективы.
Памятники греческого искусства в городах-колониях Причерноморья. Фигурные вазы из Фанагории. «Таманский сфинкс». Золотые подвески из кургана Куль-оба.
Пелопонесская война. Нарастание кризисных элементов в культуре после Пелопонесской войны и их отражение в искусстве поздней классики. Развитие и борьба различных философских систем. Эмпедокл. Сократ и его борьба с софистами. Материализм Демокрита. Расцвет аттической комедии. Аристофан. Историки: Геродот, Фукидит.
Архитектура последней четверти V века до н.э. Гипподам Милетский. Первые планировки города. Усложнение архитектурных форм. Создание коринфского ордера. Деятельность архитектора Иктина (Парфенон, Телестерион, храм Аполлона Эпикурия). Увеличение архитектором объема и значимости интерьерного пространства.
Храм в Фигалии, его скульптурные украшения. Храм Ники на Акрополе (Калликрат). Эрехтейон (Филокл).
Развитие в скульптуре живописных элементов. Новый подход к изображению божества. Алкамен и его «Афродита в садах».
Развитие реалистического портрета. Творчество Димитрия из Алопеки.
Развитие идеалистической философии в IV веке до н.э. Гедонистическое учение Аристиппа: основание кинической школы. Рост индивидуализма.
Своеобразие архитектуры IV в. до н.э. Развитие ионического и коринфского ордеров в архитектуре IV века. Деятельность Поликлета-младшего. Постройки города Эпидавра («Святилище Асклепия», театр). Новый тип зданий. Архитектура греческих театров. Мавзолей Галикарнасский как особый тип сооружения.
Взаимодействие восточной и греческой культур. Памятник Лисикрата. Храмы в Малой Азии.
Черты психологической характеристики в скульптурных образах первой половины IV века до н.э. Кефисодот и его «Эйрена и Плутос».
Творчество Скопаса как архитектора и ваятеля. Храм в Тегее и его скульптура. Художественные приемы Скопаса для передачи человеческих эмоций: особая выразительность лица, трактовка глаз, контрастность. Передача глубины пространства. Основные принципы композиционных построений («Вакханка»).
Творчество Праксителя («Афродита Книдская», «Гермес с младенцем Дионисом», «Отдыхающий сатир»). Композиционные приемы Праксителя: введение подпорки, натюрморта. Гедонизм Праксителя.
Творчество скульптора Лисиппа. Индивидуализация скульптурного образа. Развитие психологизма в его творчестве. Статуи Гермеса, Геракла, Апоксиомена. Проблема пространства и движения в статуях Лисиппа. Лисипп – портретист.
Творчество Леохара («Аполлон Бельведерский», «Ганимед», «Софокл»).
Греческая живопись IV века до н.э. Сикионская живописная школа. Тамфил как теоретик школы. Применение в живописи законов линейной перспективы, оптики. Творчество Павсия («Жертвоприношение», «Опъянение»).
Фиванско-аттическая школа. Аристид и его батальные композиции. Евфранор и его картина «Тезей, подводящий демократию к афинскому народу». Развитие живописной техники. Энкаустика.
Мифологические картины Никия.
Живопись времен Александра Македонского и его преемников (последняя треть IV века до н.э.). Творчество Апеллеса. Мастерство его рисунка и живописи. Разнообразие тематики. Портреты Апеллеса.
Прославление в живописи образа Александра Македонского. Батальная композиция Филоксена «Битва Александра с Дарием». Своеобразие композиции. Специфика колорита. Протоген и его картины «Александр и Пан», «Свадьба Александра и Роксаны».
Многогранность творчества Антифила. Культура эпохи эллинизма (IV – I вв. до н.э.)
Эллинизм и его сущность с точки зрения политики и культуры. Образование эллинистических держав. Главный центр эллинистической культуры.
Развитие науки и техники и их влияние на развитие искусства.
Новые философские школы: эпикурейская и стоическая. Религиозный синкретизм.
Александрия и эллинистическая наука. Александрийские ученые.
Развитие эллинистической литературы. Александрийская поэзия (Феокрит, Аполлоний Родосский, Каллимах, Геродот).
Развитие эллинистического романа («Дафнис и Хлоя» Лонга).
Особенности эллинистической архитектуры. Появление новых типов сооружений. Преобладание ионического стиля и внесение его элементов в дорический стиль. Развитие коринфского ордера. Планировка эллинистических городов. Оборонительные стены, улицы, общественные сооружения. Развитие в архитектуре принципов Гипподама Милетского. Планировка Александрии, Милета, Пергама, Приены. Тип греческого жилого дома и его декоративное убранство. Архитектура дворцов монархов (дворец в Пергаме). Памятники Александрии (Фарос), Милета (Булевтерий), Пергама (Алтарь Зевса), Приены (Экклизиастерий).
Художественные ремесла эллинизма. Расцвет торевтики и глиптики.
Скульптура эллинизма. Развитие портрета. Полиевкт, Тимарх, Кефисодот-младший. Ученики Лесиппа: Эвтихид и Харес, его «Колосс Родосский».
Разнообразие стилевых, жанровых и пластических тенденций в произведениях пергамской и александрийской школ («Афродита Мелосская», «Менелай с телом Патрокла», «Казнь Дирки, или Фарнезский бык», «Лаокоон» Александра, Полидора и Афинодора. «Бельведерский торс», «Кулачный боец», «Раненый галл»).
Декоративно-садовая и парковая скульптура: мастер Боэф («Мальчик с гусем»).
Пергамская школа скульптуры. Пергамский акрополь, его планировка. Портретное искусство Пергама. Патетический характер пергамской школы. Прославление побед над галлами. Пергамский алтарь Зевса: скульпторы Дионисиад, Менекрат, Орест. Развитие стиля Скопаса и Лисиппа мастерами пергамской школы.
Родосская школа. Тематика. Развитие подчеркнутой патетики. Натуралистичность приемов. Идея безнадежности, безысходности. Творчество Аполлония и Тавриска («Казнь Дирки»). Введение элементов ландшафта в пластику.
Новоаттическая школа. Творчество Аполлония, сына Нестора из Афин. «Бельведерский торс». «Кулачный боец».
Живопись эллинизма. Развитие ландшафтной живописи. Творчество живописца Переика. Новизна тематики и образов. Творчество Тимомаха. |