Курс «История русской культуры» «Культура наше общее прошлое. И даже Господь бог не в силах изменить этого». (Д. С. Лихачёв). Объяснительная записка. Актуальность





Скачать 273.57 Kb.
НазваниеКурс «История русской культуры» «Культура наше общее прошлое. И даже Господь бог не в силах изменить этого». (Д. С. Лихачёв). Объяснительная записка. Актуальность
страница1/3
Дата публикации23.01.2015
Размер273.57 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Культура > Программа курса
  1   2   3
Курс «История русской культуры»

«Культура - наше общее прошлое. И даже Господь бог не в силах изменить этого». (Д.С. Лихачёв). Объяснительная записка.

Актуальность. Гуманизация образования предполагает глубокое знание достижений мировой культуры. Для российского школьника, в условиях современной системы образования, актуальнейшей проблемой является приобщение к русской культуре, а также воспитание чувства любви к Родине. Курс даёт такую возможность. Задачи курса:

  1. Более подробно познакомить обучающихся с важнейшими достижениями русской культуры. Способствовать расширению и углублению их кругозора.

  1. Проследить многовековой путь формирования русского национального характера.

  2. Воспитывать ответственность за будущее культурного наследия России.

  1. Обеспечить междисциплинарные и межпредметные связи, а именно: истории, литературы, культуры.

  2. Работа по данному курсу позволит обучающимся лучше усвоить материал, обеспечит его закрепление и позволит применять знания при изучении гуманитарных дисциплин и на экзаменах.

Курс составлен с учётом рекомендаций проректора Барнаульского высшего педагогического колледжа А.Н. Свиридова и с учётом учебного пособия для учащихся гимназий, лицеев, школ гуманитарного профиля под редакцией кандидата исторических наук доцента Т.Н. Балакиной, а также « Очерков истории культуры» под редакцией В.В. Познанского, С.С. Волка, Ш.М. Левина. Программа нацелена на более глубокое изучение отдельных тем в рамках общего курса истории России.

Рекомендации к изучению курса «История русской культуры»:

  1. Изучение курса предполагает комплексное изучение различных областей культуры: науки, техники и образования, быта, фольклора и общественной мысли, литературы, искусства и других.

  2. Программа курса предполагает использование методик развивающего обучения и требует применения различных форм и методов ведения занятий.

  3. При изучении сложных мировоззренческих тем уместны лекции.

  4. Спорные вопросы эффективнее изучаются в диспутах или мини-конференциях.

  5. Информационно и наглядно насыщенные занятия экономичнее организовывать в форме заслушивания кратких, ёмких сообщений и демонстраций презентаций, рисунков и т. д.

  6. Целый ряд лекций рациональнее проводить в музеях и выставочных залах. ( по возможности).

  7. При работе по курсу уместны заочные искусствоведческие экскурсии, уроки-погружения, уроки- презентации, обзоры музыкального наследия.

  8. Освоение всего комплекса программы немыслимо без постоянного самообразования обучающихся.

  9. По различным темам ребята самостоятельно пишут рефераты, доклады, сообщения, рисуют рисунки, делают поделки.

  10. Итогом изучения курса является написание обучающимися реферата по свободно избранной теме. Работа над рефератом идёт под руководством преподавателя весь учебный год, что даёт возможность привить навыки изучения научной литературы, научного поиска и анализа матершша.

Планируемые результаты:

  1. Усвоение фактического материала обучающимися.

  2. Умение обучающихся выражать собственное мнение.

  3. Выработка навыков самостоятельной работы обучающихся с литературой, справочниками, иллюстративными материалами, материалами интернета, другими медиаресурсами.

  4. Отработка навыков монологической речи.

  5. Отработка умений составления презентаций, проектов, других медиапродуктов.

  6. Более качественная подготовка к экзаменам.

  7. Воспитание уважения к памяти народа, его культурному наследию.

Цели обучения обучающихся по данному курсу:

  1. Обучение учащихся умению излагать свои мысли в устной и письменной форме.

  2. Расширение знаний обучающихся по истории русской культуры.

  3. Воспитание понимания того, какое место занимает русская культура в культуре народов мира.

  4. Воспитание в молодых россиянах чувства любви к Родине.

Контроль и коррекция знаний, умений и навыков:

Устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой). Презентации. Тестирование. Рефераты.

Творческие задания. Зачётная практическая работа. Контрольная самостоятельная работа. Письменный опрос; зачёт; экзамен и др. Виды контроля: текущий, периодический, итоговый.

Текущий контроль - это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, это оценка результатов обучения на уроке.

Периодический контроль осуществляется после крупных разделов программы. В нём учитываются и данные текущего контроля.

Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения.

Методы контроля - это способы диагностической деятельности, позволяющие осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью получения данных в успешности обучения, эффективности учебного процесса. Методы контроля:

-методы устного контроля; -методы письменного контроля; -методы практического контроля; -дидактические тесты; -наблюдения; -пользование книгой; -проблемные ситуации; -Методы графического контроля;

-Методы программированного и лабораторного контроля. Методы устного контроля: - беседа, рассказ ученика;

-чтение текста, технологической картины, схемы; -сообщение и прочее;

-зачёт, устный экзамен. Проводится ежеурочно в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме. Применяются дидактические карточки, игры, технические средства.

Письменный контроль (контрольная работа, творческое сочинение, реферат) обеспечивает глубокую, всестороннюю проверку усвоения знаний. Ученику нужно показать и теоретические знания и умения применять их для решения конкретных проблем, выявляется степень владения письменной речью, умение логично, адекватно проблеме выстраивать, составлять свой текст и излагать его, давать оценку произведению, проблеме.

Наблюдение систематическое изучение учащихся в процессе обучения, обнаружение многих показателей, говорящих о сформированности знаний, умений и других результатов обучения. Результаты наблюдений не фиксируются в официальных документах, но учитываются учителем для корректировки обучения, в общей итоговой оценке учащихся для своевременного выявления неуспеваемости.

Дидактические тесты - это набор стандартизированных заданий по определённому материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Виды тестов:

  • первый вид тестов проверяет знания фактов, понятий, законов, теорий - всех сведений, которые требуется запомнить и воспроизвести;

  • второй тип тестов проверяет умение выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний;

- третий тип заданий предполагает проверку умения давать самостоятельную
критическую оценку изученного;

- четвёртая категория целей выделяет задания, проверяющие умения решать новые
конкретные ситуации на основе полученных сведений.

Итогом работы обучающихся за полугодие может быть презентация рефератов или ярмарка идей, когда каждый ученик сообщает о самом главном и интересном в выбранной теме, демонстрирует наглядный и документальный материал. В конце учебного года обучающиеся защищают свои рефераты, которые они пишут по свободно избранным темам. Одним из видов контроля знаний и умений обучающихся может быть их участие в олимпиадах, конкурсах творческих работ.

Краткое описание методики:

Программа составлена с учётом возраста обучающихся, и имеющихся у них знаний по литературе, истории, культуре, музыке, рисовании Она рассчитана на обучение обучающихся 10-11 классов. Предусматривает занятия продолжительностью 45 минут.

В 10 классе-1 час в неделю.

В 11 классе- 1 час в неделю. Основные методы и формы обучения - лекции, беседы, сообщения, презентации, тематические игры, искусствоведческие экскурсы. Часть времени отводится на творческие задания, презентации и обзоры культурного наследия.

Школа располагает возможностью обеспечить обучающихся печатным раздаточным материалом, литературой, ресурсами Интернета. Это позволяет давать задания учащимся самостоятельно готовить и оформлять сообщения, доклады, рефераты и презентации. И представлять их. богато иллюстрируя репродукциями, видеороликами в классе, на уроке.

Требования к реферату по курсу «История русской культуры»:

Реферат - авторская работа по актуальной научной проблеме или отдельно взятой теме. В реферате оформляется итог изучения научной литературы по изучаемому вопросу, формулируются вопросы дальнейшего исследования. Таким образом, реферат

представляет собой краткое, тезисное изложение основных положений концепций различных авторов, оценку их взглядов.

Этапы работы над рефератом: выбор темы, изучение литературы, анализ позиций различных авторов, сопоставление научных концепций с документальным материалом, составление плана реферата, изложение материала, оформление научного аппарата, приложений.

План реферата зависит от выбора темы. Например, проблемный, дискуссионный реферат необходимо писать по теме: «Двоеверие в русской культуре». «Пётр I и русская культура» и т.д.

Прикладные вопросы («Гжель», «Жостово», «Быт русских царей») можно исследовать в плане исторического развития: возникновение, рост, расцвет, причины упадка.

Некоторые рефераты требуют изготовления поделок и моделей. Например, «Русский костюм», «Русский дом», «Дымковская игрушка» и т.д. Ряд рефератов даёт возможность раскрыть актёрский, певческий, режиссёрский талант («Русские посиделки», «Русский романс», «Царский пир», «Русская балалайка»).

Объём реферата - не менее 10 машинописных страниц текста (без приложений).

Реферат должен иметь титульный лист, план, разбивки на вопросы по ходу изложения, выводы или заключение, список литературы. Список литературы оформляется согласно требованиям к научным изданиям.

Образец титульного листа. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тогурская средняя общеобразовательная школа

Р ЕФ Е Р А Т

Обучающегося 10-а класса Улыбина Александра

«РУССКИЙ РОМАНС»

Руководитель: Н.М. Пушкарёва.

Тогур-2009

Анализ произведения художника:

  1. Имя автора и время создания произведения.

  1. Содержание произведения: его сюжет. Определение того, кто изображён на картине, что на ней изображено. (Передний план, центр, задний план, обстановка, в которой изображены люди, - интерьер помещения, пейзаж).

  1. Средства выражения: объёмность, пропорциональность, перспективность, цвет.

  2. Какие чувства и идеи вложил художник в своё творение?

ПАМЯТКИ:

1. Памятка при составлении характеристики скульптурного произведения:

  1. Вспомните художественный язык скульптуры: роль объёма, с помощью которого творческий замысел скульптора, значение жестов, движения изображаемого человека, роль материала.

  1. Постарайтесь рассмотреть памятник скульптуры со всех сторон.

  2. Установите имя скульптора, название его произведения.

  1. Подумайте о вашем отношении к автору произведения, его творчеству, сюжету произведения.

  2. Определите, какими средствами скульптор раскрывает идею своего произведения.

2. Памятка при составлении характеристики памятника архитектуры:

  1. При составлении характеристики памятников архитектуры вспомните необходимые архитектурные термины.

  2. Вспомните художественный язык архитектуры.

  3. Определите связи с традициями, покажите появление в зодчестве новых черт.

  4. Подумайте, целесообразно ли здание, для чего оно предназначено.

  5. Узнайте о его размерах, определите форму здания, его связь с конструкцией (планом).

  6. Рассмотрите отделку, окраску здания, покажите его связь с окружающей местностью.

  7. Подумайте: какой идеей руководствовался зодчий при строительстве сооружения.

3. Памятка при составлении характеристики произведения живописи:

  1. При знакомстве с новыми для вас произведениями живописи вспомните язык изобразительного искусства.

  2. Установите имя художника, название его произведения.

  3. Подумайте о вашем отношении к автору его творчеству, сюжету картины.

  4. Вспомните, какую роль играет колорит, композиция и авторский рисунок.

  5. Определите, в чём проявляется своеобразие стиля художника, его индивидуальность, какими средствами он раскрывает идею своего произведения.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Т.И. Балакина «История Отечественной культуры».

  1. А.В. Муравьёв, A.M. Сахаров «Очерки истории русской культуры IX-XVII вв.».

  2. А.Н. Свиридов. «История русской культуры» (авторская программа развивающего обучения).

  3. В. М. Васильева « Изучение вопросов культуры XI-XVIII веков на уроках истории».

  4. Б.И. Краснобаев «Очерки истории русской культуры XVIII века».

6. 'К. М, Темирбаев, В.В. Украинцев «Очерки истории советской культуры».

  1. Т.Е. Заводова «В помощь учителю мировой художественной культуры».

  2. Г. И. Суслова «Актуальные проблемы теории и практики современной культуры».

  3. И.А. Лескова «Мировая художественная культура» (конспекты уроков).

  4. Г.И. Суслова «Культурология», учебное пособие.

ОБУЧАЕМЫЕ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

1 .Творения русских писателей, скульпторов, архитекторов и художников. 2.Состояние развития науки, техники, образования. А также: быт, фольклор, общественную мысль, литературу и искусство - на всех этапах исторического развития с древнейших времён по настоящее время.

ОБУЧАЕМЫЕ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

1. Самостоятельно работать с литературой по предлагаемым темам и по
темам, которые школьники выбирают исходя из своих интересов.

2. Работать с репродукциями в художественных альбомах.

  1. Пользоваться аудио, видео, киноматериалами, услугами Интернета.

  2. Участвовать в групповой исследовательской работе, формировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

  3. Представлять результаты индивидуальной и групповой работы в форме конспекта, реферата, сочинения, исследовательского проекта.

Апробация программы.

По данной программе работа идёт седьмой год. Учебные занятия проводятся с учётом уровня подготовленности учащихся. Опыт показывает, что успешнее идёт работа, если гуманитарный профиль выбирают заинтересованные в предмете обучающиеся. Тогда закладывается глубокий интерес к культуре вообще и к истории культуры русского народа в частности.

Оснащение школы техническими средствами обучения позволяет в последние годы широко использовать видеоматериалы для проведения уроков. Оснащение кабинетов компьютерами способствует вовлечению в работу по изучению нового материала школьников. Они готовят презентации, иллюстрируют свои выступления, рефераты. И представляют свои итоговые работы. Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста учащихся, учебного предмета и необходимости их использования в познавательной деятельности учащихся. Использование технических средств обучения на уроках длится подряд не более 20- минут. Иначе школьники устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Минуты напряжённого умственного труда и волевых усилий необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия. По многим темам может быть несколько различных средств обучения: печатные пособия, демонстрационный материал, кинофильмы и т. д. Демонстрационное оборудование и печатные пособия не заменяют друг друга, а дополняют, обеспечивая различные дидактические цели. -

Опыт показал, что наиболее рациональной формой организации системы средств обучения данному предмету является кабинетная система.

Тематическое планирование элективного курса ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.

10-11 класс 68 часов (I час в неделю).

Программа и тематическое планирование курса «Истории русской культуры»

10-11 класс (1 час в неделю). Объяснительная записка.

Курс рассчитан на 34 часа в 10-м классе и на 34 часа в 11 -м классе. Этот курс даёт возможность углубленно изучить историю русской культуры, познакомиться с её выдающимися деятелями и с наиболее значительными историческими памятниками. В процессе работы вырабатывается умение школьников давать характеристику памятников культуры, вовлекает их в эстетическую деятельность.

Задачи элективного курса:

  1. Продолжить совершенствование приёмов и навыков самостоятельной работы с различными источниками.

  2. Формировать у школьников умение самостоятельно анализировать произведения изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры.

  3. Воспитывать ответственность за будущее культурного наследия России.

Программа элективного курса. 10-й класс. .Введение 1 час. Цели и задачи курса (1 час). Тема 1. Понятие «Культура» (1 час).

Тема 2. Культура Киевской Руси. Особенности формирования (1 час). Тема 3. Славянское язычество (4 часа).

Тема 4. У.Н.Т. (1час).

Тема 5. Принятие христианства на Руси и значение в аспекте культуры (6 часов). Тема 6. Культура Руси в период раздробленности (4 часа).

Тема 7. Русская культура второй половины XIII-XV веков (5 часов).

Тема 8. Расцвет культуры Московского царства XV-XVI веков (5 часов).

Тема 9. Русская культура периода Нового времени (4 часа).

Уроки обобщения (2 часа).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, 10 класс.

№ урока

Тема

Количе

ство

часов

Дата

проведения

урока

тсо

1.

Введение. Цели и задачи курса.

1.







2..

Культура как общественно-историческое явление.

1.







Глава I. Культура Киевской Руси» и периода с

Феодальной раздробленности (9-12вв.)

3. Особенности формирования древнерусской культуры.

1.




4.

Славянское язычество. Три этапа славянского язычества.

1.







5.

Первый этап: поклонение упырям и берегиням.

1.







6.

Второй этап: поклонение Роду и Рожаницам- мужскому и женскому началам.

1.







7. Третий этап: поклонение Перуну к

1.






  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс «История русской культуры» «Культура наше общее прошлое. И даже Господь бог не в силах изменить этого». (Д. С. Лихачёв). Объяснительная записка. Актуальность iconСтатья на тему «Информационная система Антиплагиат»
«Все плагиат. Даже Господь Бог сотворил Адама по своему образу и подобию. Новое создать невозможно.»
Курс «История русской культуры» «Культура наше общее прошлое. И даже Господь бог не в силах изменить этого». (Д. С. Лихачёв). Объяснительная записка. Актуальность iconЭлективный курс "История русской культуры"
Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к истории русской культуры
Курс «История русской культуры» «Культура наше общее прошлое. И даже Господь бог не в силах изменить этого». (Д. С. Лихачёв). Объяснительная записка. Актуальность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
История празднования Масленицы на Руси уходит своими корнями в далёкое прошлое нашего народа, в те времена, когда люди не знали единого...
Курс «История русской культуры» «Культура наше общее прошлое. И даже Господь бог не в силах изменить этого». (Д. С. Лихачёв). Объяснительная записка. Актуальность iconИсследовательская работа
Ведь даже если человек не может справиться с явлениями планетарного масштаба, и не в силах изменить естественные природные процессы,...
Курс «История русской культуры» «Культура наше общее прошлое. И даже Господь бог не в силах изменить этого». (Д. С. Лихачёв). Объяснительная записка. Актуальность iconРоссийской федерации
Курс «Современной русской литературы» методически и содержательно связан с такими дисциплинами, как «История русской литературы»,...
Курс «История русской культуры» «Культура наше общее прошлое. И даже Господь бог не в силах изменить этого». (Д. С. Лихачёв). Объяснительная записка. Актуальность iconРабочая программа по икн 2-4 классы Пояснительная записка Курс «История...
Эл» разработана с учетом Базисного учебного плана Республики Марий Эл, на основе изучения типовой программы для общеобразовательных...
Курс «История русской культуры» «Культура наше общее прошлое. И даже Господь бог не в силах изменить этого». (Д. С. Лихачёв). Объяснительная записка. Актуальность iconПояснительная записка Настоящая программа соответствует требованиям...
Зав кафедрой русской и зарубежной литературы, докт филол наук, профессор Джанумов С. А
Курс «История русской культуры» «Культура наше общее прошлое. И даже Господь бог не в силах изменить этого». (Д. С. Лихачёв). Объяснительная записка. Актуальность iconПрограмма дисциплины «История русской культуры» Для направления 033000. 62 «Культурология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Культурология»...
Курс «История русской культуры» «Культура наше общее прошлое. И даже Господь бог не в силах изменить этого». (Д. С. Лихачёв). Объяснительная записка. Актуальность iconПояснительная записка цель данного курса
Название курса: «Основы информационной культуры». Программа рассчитана на 64 часа и предназначается для учащихся 9-11 классов. Данный...
Курс «История русской культуры» «Культура наше общее прошлое. И даже Господь бог не в силах изменить этого». (Д. С. Лихачёв). Объяснительная записка. Актуальность iconДля чего господь Бог создал Адама и Еву?
Организационное. План работы на декабрь, анализ проведённых мероприятий за ноябрь
Курс «История русской культуры» «Культура наше общее прошлое. И даже Господь бог не в силах изменить этого». (Д. С. Лихачёв). Объяснительная записка. Актуальность iconВопросы к экзамену 41 Пояснительная записка Курс «История мировой и отечественной культуры»
Гос впо по специальности 030401. 65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308 гум/сп
Курс «История русской культуры» «Культура наше общее прошлое. И даже Господь бог не в силах изменить этого». (Д. С. Лихачёв). Объяснительная записка. Актуальность iconПрограмма курса "культура речи "
Культура речи общий гуманитарный вузовский курс. Курс годовой 1-й и 2-й семестры. Реализуется в рамках учебного плана кафедры истории...
Курс «История русской культуры» «Культура наше общее прошлое. И даже Господь бог не в силах изменить этого». (Д. С. Лихачёв). Объяснительная записка. Актуальность iconД. С. Лихачев информационно-библиографическая работа
«Библиотеки важнее всего в культуре… Пока жива библиотека жив народ, умрет она умрет прошлое и будущее»
Курс «История русской культуры» «Культура наше общее прошлое. И даже Господь бог не в силах изменить этого». (Д. С. Лихачёв). Объяснительная записка. Актуальность iconЭлективный курс «Культура устной и письменной речи» (11 класс) Всего занятий 34 часов
Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она развивается, воспитывается и...
Курс «История русской культуры» «Культура наше общее прошлое. И даже Господь бог не в силах изменить этого». (Д. С. Лихачёв). Объяснительная записка. Актуальность iconТематическое планирование уроков курса «мировая художественная культура»...
Курс предполагает обучение по 1 часу в неделю в течение двух лет (по 34 (35) часа в год, 68 (69) часов – за два года) по учебнику...
Курс «История русской культуры» «Культура наше общее прошлое. И даже Господь бог не в силах изменить этого». (Д. С. Лихачёв). Объяснительная записка. Актуальность iconПрограмма дисциплины "история культуры. История русской культуры...
Программа отредактирована и утверждена на заседании кафедры культурологии и зарубежной литературы №1 от 19. 09. 2012 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск