«СОГЛАСОВАНО»
в отделе образования
Администрации
г. Каменск-Шахтинского
Начальник _________ В. М. Гугуева
| «ПРИНЯТО»
решением педагогического совета
МБОУ гимназии № 12
от __ ____________ 2012 г.
№ __________
Директор МБОУ гимназии № 12
________________ Т. С. Шиндер
| Основная образовательная программа
начального общего образования
муниципального бюджетного
общеобразовательного
учреждения гимназии № 12
г. Каменск-Шахтинский
Оглавление 1.Целевой раздел 3
1.1 Пояснительная записка 3
1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) 6
Русский язык 16
Литературное чтение 27
Риторика 34
Иностранный язык (английский) 37
Математика 46
Окружающий мир 53
Музыка 59
Художественный труд (изобразительное искусство и технология) 63
Физическая культура 69
1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО 81
2.Содержательный раздел: 95
2.1 Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; 95
2.2 Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности 113
Русский язык 113
Литературное чтение 124
Риторика 136
Иностранный язык (английский язык) 138
Математика 140
Окружающий мир. 150
Искусство. Изобразительное искусство и художественный труд 163
Музыка 168
Физическая культура 174
Курсы внеурочной деятельности 181
2.3 Программа духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; 356
2.4 Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. 381
2.5 Программа коррекционной работы 388
3. Организационный раздел. 393
3.1 Учебный план начального общего образования; 393
3.2 План внеурочной деятельности. 395
3.3Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. 400
Целевой раздел Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на:
- формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;
- создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
1.1 Пояснительная записка Данный документ разработан педагогическим коллективом МБОУ гимназии № 12 в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения, особенностей МБОУ гимназии № 12, образовательных потребностей и запросов обучающихся, а также концептуальных положений УМК системы Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова и «Перспективной начальной школы», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД). Цели и задачи реализации Образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта к результатам образования Образовательная программа предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию; сформированность познавательной мотивации; ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся;
- метапредметные результаты: освоение обучающимися УУД (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетентностями, которые составляют основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
- предметные результаты: освоенный опыт специфической для предметной области деятельности, готовность его преобразования и применения; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Целью реализации Образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Гимназия – это образовательное учреждение, дающее гуманитарное образование, отвечающее быстрому развитию науки и позволяющее личности овладеть первоначальными умениями интегрироваться в систему мировых и национальных культур, реализует задачи интеллектуального и нравственного развития личности.
В соответствии с особенностями образования в гимназии и Стандартом на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Основной целью начального этапа развивающего образования в системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова является формирование психологических механизмов учебной деятельности, т. е. механизмов, позволяющих ученикам ставить пред собой очередную учебную задачу и находить средства и способы её решения. Важнейшим условием достижения этой цели является включение в деятельность учащихся понятия, т.е. той особой формы знания, в которой фиксируется общий способ построения определённого класса действий с изучаемым объектом. Данная цель направлена на реализацию следующих задач:
- заложить основы желания и умения учить себя самостоятельно;
- заложить способности к рефлексии как основе теоретического мышления и сознания и в сфере контрольно-оценочных действий, и при решении учебной задачи;
- сформировать умение работать с различными видами моделей (знаковых, графических, словесных) на этапе обсуждения «продукта» решения учебной задачи (фиксация способов, последовательности и результатов проделанной работы);
- освоить способы внутригруппового и межгруппового взаимодействия учащихся при решении учебной задачи. Принципы построения содержания и способов обучения в системе Эльконина-Давыдова.
Принцип поиска.
Принцип постановки учебной задачи.
Принцип содержательного обобщения.
Принцип моделирования.
Принцип движения от общего к частному.
Принцип соответствия содержания и формы.
Таким образом, система Эльконина-Давыдова на первой ступени образования ставит своей задачей не получение ребёнком суммы знаний, умений и навыков, а формирование общих способностей, познавательного интереса, другими словами, «инструмента», с помощью которого он сможет продолжать своё образование на следующей ступени школы.
Одной из основных целей развивающей личностно-ориентированной системы обучения, реализованной в УМК «Перспективная начальная школа» является оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности. Ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Средствами УМК решаются следующие задачи:
- развитие личности школьника, его творческих способностей;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;
- формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.
Основными принципами развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» являются:
Принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка в условиях обучения, идущего впереди развития.
Принцип целостности образа мира.
Принцип практической направленности предусматривает формирование УУД.
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.
Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрение частого к пониманию общего и затем от общего к частному.
Принцип охраны и укрепления психического и физического развития ребёнка.
|