Скачать 1.37 Mb.
|
Стрежевой, 2011 Пояснительная записка Сегодня в образовательной практике произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося. Наиболее авторитетными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение, учение, ориентированное на решение проблем (задач), проектные формы организации обучения. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. По сути, происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению явлений; к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения. Вследствие этого появилась необходимость создания «Программы развития универсальных учебных действий для начального образования», которая позволит спланировать результаты образовательного процесса, задать критерии и показатели психического развития детей, необходимые для успешного начального обучения. Актуальность разработки программы формирования универсальных учебных действий диктуется необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства школы с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися. Программа развития универсальных учебных действий составлена для учащихся начальной ступени МОУ СОШ №1 г.Стрежевого на основе требований ФГОС (окончательный вариант 06.10.09 г.) к структуре и содержанию программы формирования УУД. Программа содержит:
Цель программы: обеспечить организацию системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в начальной школе. Задачи:
Программа является основой для разработки учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий в начальном образовании. Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
- формирования чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества; - восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа;
- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
- принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им; - ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения; - формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; - формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; - развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; - формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; - формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей. Определение понятия «универсальные учебные действия». Согласно ФГОС универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Таким образом, достижение «умения учиться», как требование ФГОС к результатам образования начальной ступени, предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию. Необходимость реальной преемственности отдельных ступеней системы отечественного образования — проблема давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе совершенствования образования. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с появлением в нашей стране различных моделей обучения, стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности обучения на различных ступенях общего образования. В целом проблема организации преемственности обучения так или иначе затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в начальную школу; из начальной школы — в основную, а затем в среднюю школу и, наконец, в высшее учебное заведение. При этом, несмотря на огромные возрастно-психологические различия между учащимися, переживаемые ими трудности переходных периодов имеют много общего. В рамках общеобразовательной школы наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в основную. Проблема преемственности возникает по нескольким причинам. Во-первых, это недостаточно плавное, даже скачкообразное, изменение методов и содержания обучения, которое при переходе в основную, а затем в среднюю (полную) школу приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся. Во-вторых, обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня. Таким образом, основные проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др. Исследования готовности детей к обучению в школе показали, что она должна рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность. Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости организма ребенка, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (зрительно-моторная координация), физической и умственной работоспособности. Психологическая готовность к школе имеет следующую структуру: личностная готовность, умственная зрелость и произвольность регуляции поведения и деятельности. Личностная готовность включает мотивационную готовность, коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость. Выражением личностной готовности к школе является сформированность внутренней позиции школьника, подразумевающей готовность ребёнка принять новую социальную позицию и роль ученика, иерархию мотивов с высокой учебной мотивацией. Наличие у ребенка мотивов учения является одним из важнейших условий успешности его обучения в начальной школе. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста желание детей поступить в школу, с другой — развитие любознательности и умственной активности. Умственная зрелость состоит из интеллектуальной, речевой готовности и сформированности восприятия, памяти, внимания, воображения. На обеспечение преемственности дошкольной и начальной школьной ступени направлены следующие практические меры:
|
Универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования Цель формирования универсальных учебных действий обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных... | Программа формирования универсальных учебных действий моу «Гимназия №8» Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | ||
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся... Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий | Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся... Программа формирования универсальных учебных действий составлена в соответствии с требованиями федерального государственного общеобразовательного... | ||
Программа развития универсальных учебных действий составлена для обучающихся мбоу унош «Садко» Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся... Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования – 30 | ||
Программа формирования универсальных учебных действий цель программы:... Цель программы: создать условия для формирования и регулирования универсальных учебных действий обучающихся через образовательную... | «Реализация принципов системно деятельностного подхода в формировании... Целью проекта является: методическое обеспечение работы учителя английского языка в соответствии с образовательными стандартами второго... | ||
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся... Программы развития универсальных учебных действий для начального образования позволяет спланировать результаты образовательного процесса,... | Согласовано Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | ||
П/п Предмет Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся.... Великоархангельская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области | ||
Провела учитель Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | V. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся... Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы 77-79 | ||
Протокол № Майская оош Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | Интеграция английского языка и естественных дисциплин как один из... |