Скачать 222.92 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФГБОУ ВПО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»Международный факультет управленияКафедра социальных наукУТВЕРЖДАЮДекан международного факультета управления ______________П.Ф. Тарасенко __________________ 2013 г. Рабочая программа дисциплины КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Направление подготовки 081100.62 Государственное и муниципальное управление Профиль подготовки Информационное обеспечение и делопроизводство в государственном и муниципальном управлении Управление персоналом государственной и муниципальной службы Коммуникации в государственном и муниципальном управлении Региональное управление Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения ОЧНАЯ Томск 2013 г. 1. Цели освоения дисциплины Цель дисциплины «Кросс-культурный менеджмент» – формирование кросскультурного подхода к ведению бизнеса в современных условиях глобализации в целях повышения эффективности управленческой деятельности и применение полученных знаний на практике. Учебная программа направлена на формирование у студентов толерантного отношения к представителям различных культур, развитию навыков делового сотрудничества в условиях кросс-культурной среды. Особое внимание уделено методам преодоления кросс-культурных барьеров в процессе коммуникации с представителями «чужих» культур. Для реализации поставленной цели в процессе преподавания дисциплины решаются следующие задачи:
2.Место модуля в структуре ООП бакалавриата. Дисциплина «Кросс-культурный менеджмент» преподается студентам, обучающимся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 081100.62 Государственное и муниципальное управление в Томском государственном университете в осеннем семестре на втором году обучения. Дисциплина «Кросс-культурный менеджмент» является частью профессионального цикла дисциплин подготовки студентов (базовый цикл Б3). Изучение курса базируется на знании общеобразовательных дисциплин, полученных при обучение в средней школе; изучении курсов «Менеджмент», «История мировых цивилизаций», «Философия», «История России», «Деловые коммуникации», курсов иностранного языка в вузе; имеющимся собственном жизненном опыте студентов. Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются. Философия является мировоззренческой и методологической основой для изучения всех дисциплин социально-гуманитарного и предметно-профессионального блока, от ее знания зависит формирование компетентного специалиста. Особое значения полученные знания имеют для курсов «Этика государственной и муниципальной службы», «Политология», «Теория управления», специализированных курсов по менеджменту. Для изучения курса студент должен Знать:
Уметь: - работать с большими объемами печатной информации; - формулировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам; - демонстрировать способность и готовность к диалогу и участию в дискуссиях. Владеть: - навыками восприятия и анализа научных текстов; - приемами ведения дискуссии и полемики; - навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения модуля ««Кросс-культурный менеджмент»». В ходе изучения данного модуля у студентов формируются элементы общих и профессиональных компетенций, обозначенных в ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров:
В результате освоения дисциплины студент должен Знать:
Уметь:
Владеть:
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
5. Образовательные технологии В соответствии с рекомендациями ФГОС ВПО введение компетентностного подхода сопровождается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм. В рамках модуля предусмотрены кроме традиционных лекций и семинаров следующие формы учебных занятий: семинары-конференции, диспуты, «круглые столы», коллоквиумы, дискуссии, приемы «мозгового штурма» и «брейн-ринг». 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Основной объем самостоятельной работы студентов осуществляется в ходе подготовки к семинарским занятиям, двум контрольным работам (вторая контрольная работа в форме мини-эссе), тесту и курсовому экзамену, а также в процессе написания самостоятельного эссе или реферата. Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач: 1) закрепление фактического материала; 2) формирование навыков выработки самостоятельной стратегии поведения в условиях кросс-культурных контактов; 4) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу 5) развитие практических навыков толерантности. Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуется тестирование для оценки собственной способности к межкультурному взаимодействию, а также определения по параметрам Хофстеде. На основе полученных данных проводятся специальные учебные занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты должны предложить конкретные приемы менеджмента, которые необходимо использовать при работе с сотрудниками различных культур. В качестве возможной формы работы может быть использован метод «мозгового штурма». Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной теме (вторая контрольная работа). Данная творческая работа (эссе) представляет собой вариант деловой игры, объемом до 5 страниц текста (до 1500 слов). По условиям задания студент является сотрудником фирмы, которая заключает контракт с иностранным партнером. «Сотруднику» требуется написать рекомендации для руководителя фирмы, на которые тот должен опираться в своей деятельности. Данная работа не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей. Тематика ее определяется студентом самостоятельно по согласованию с преподавателем. Примерная тематика курсовых работ
Примеры: Национальные особенности управления на предприятиях США. Национальные особенности управления (на примере Китая) и т.п.
Вопросы для подготовки к аттестациям
Примерный вариант тестаПри выполнении письменного тестового задания студентам необходимо выбрать один или несколько правильных вариантов ответа. 1. Выберите страну с высоким индексом "индивидуализма": а) Китай б) Япония в) США г) Индия 2. Кто ввел классификацию культур по отношению ко времени: а) Р. Льюис б) Г. Ховстеде в) Э.Холл г) Д. Мид 3. В моноактивных культурах время - это: а) Линейное время, все действия выполняются последовательно б) Время безгранично, нет суеты и выражения "времени не хватает" в) Цикличное время г) Ситуационное планирование, опоздания на встречи являются нормой 4. Культура, в которой между индивидами постоянно поддерживается определенная психологическая дистанция, а потому информация, которую необходимо донести до ее субъектов, должна носить открытый характер, называется: а) Культура высокого контекста б) Культура низкого контекста в) Культура среднего контекста г) Высокодистанцированная культура 5. Выберите перечень наук, которые лежат в основе кросс-культурного менеджмента: а) Антропология, культурология, этнография, теория межкультурного общения, этнопсихология, менеджмент б) География, история, социология в) Этногеография, психология, культурология г) Экономическая теория, статистика 6. Выберите страны с высоким индексом "коллективизма": а) Китай б ) Япония в) США г) Индия д) Великобритания е) Германия 7. Выберите страны с высоким индексом "мужественности": а) Арабские страны б) Япония в) Швеция г) Дания д) Германия е) Финляндия 8. Какие страны относятся к моноактивным культурам: а) Швеция б) США в) Франция г) Китай д) Бразилия 9. Какие из перечисленных параметров культуры ввел Г.Хофстеде: а) Восприятие пространства б) Отношение к природе в) Дистанция власти г) Отношение ко времени д) Терпимость неопределенности 10. К основным барьерам кросс-культурного восприятия относятся: а) Этноцентризм б) Культурный шок в) Стереотипное восприятие г) Уровень экономического развития д) Воспитание 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Античная культура» а) основная литература
б) дополнительная литература
Периодические издания
Электронные источники
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы Университетская библиотека ONLINE SPRINGER. Книжные коллекции издательства Columbia International Affairs Online (CIAO) East View (Универсальные базы данных) eLibrary.ru (Полнотекстовая коллекция российских научных журналов. Более 550 ведущих научных периодических изданий России, в том числе журналы Академиздатцентра «Наука») SwetsWise (On-line доступ к журналам) Электронная библиотека диссертаций РГБ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Факультет располагает следующим необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы: - доступ к сети Интернет во время самостоятельной подготовки; - наличие специальных аудиторий, оборудованных мультимедийной аппаратурой - библиотечный фонд. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 081100 ГМУ. Автор к.и.н. Максимова И.Е. Рецензент Программа одобрена на заседании методической комиссии МФУ от ___________ года, протокол № ________. |
Фгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет» Информационное обеспечение и делопроизводство в государственном и муниципальном управлении | Фгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет» Ориентировать будущих специалистов на творческое освоение ценностей мировой культуры, сформировать навыки оценки культурных процессов... | ||
Отчет о реализации программы развития Фгбоу впо «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) | Фгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет» Изучение философии базируется на знании общеобразовательных дисциплин, полученных при обучение в средней школе; изучении курсов «История... | ||
Фгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет» Изучение философии базируется на знании общеобразовательных дисциплин, полученных при обучение в средней школе; изучении курсов «История... | Фгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет» Изучение философии базируется на знании общеобразовательных дисциплин, полученных при обучение в средней школе; изучении курсов «История... | ||
Фгаоу впо «Белгородский государственный национальный исследовательский... Фгаоу впо «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» | Российской Федерации Национальный исследовательский Томский государственный университет Специальность 032001 – Документоведение и документационное обеспечение управления | ||
Урок биологии Фгбоу впо «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – каи» | Программа Конференции «АтомТех 2013» Фгбоу впо «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – каи» | ||
Н. Н. Летова «Простое лохматое счастье» Фгбоу впо «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – каи» | Введение Актуальность выбранной темы Фгбоу впо «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – каи» | ||
Правила приема на обучение в Национальный исследовательский Томский государственный университет по образовательным программам высшего образования программам подготовки научно-педагогических... | Программа 9: 45-10: 15 – Регистрация, приветственный кофе 10: 15-10: 20 – Приветственное слово Фгбоу впо «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – каи» | ||
Программа вступительных испытаний и правила их проведения в фгбоу впо «ргэу (ринх)» Российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова | Информационное письмо «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» Новокузнецкий филиал |