Урока по технологии. Раздел «Кулинария», 5 класс Тема: «Завтраки мира. Сервировка стола. Культура поведения за столом»





Скачать 114.5 Kb.
НазваниеУрока по технологии. Раздел «Кулинария», 5 класс Тема: «Завтраки мира. Сервировка стола. Культура поведения за столом»
Дата публикации28.02.2015
Размер114.5 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
План-конспект урока по технологии.

Раздел «Кулинария», 5 класс

Тема: «Завтраки мира. Сервировка стола. Культура поведения за столом»

Учитель: Беляева Евгения Владимировна, МБОУ гимназия № 1 г. Апатиты
Цели урока: познакомить обучающихся с правилами сервировки стола к завтраку и культурой поведения за столом.

Задачи:

  1. Образовательная - совершенствовать умения по сервировке стола к приему пищи с учетом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований. Обобщить знания по культуре поведения за столом.

  2. Воспитательная – воспитывать общую культуру.

  3. Развивающая – развить интерес к предмету.

Наглядные пособия: плакаты, фотографии, предметы сервировки стола.

Межпредметные связи – география, история, литература.

Методы – рассказ, беседа, практическая работа.

Тип урока: комбинированный.

Практическая работа: складывание салфетки, сервировка стола к завтраку.

Продолжительность урока: 90 минут.

Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Повторение пройденного материала

Учитель:

– На прошлых уроках вы познакомились, какие нужно употреблять продукты и готовить блюда на завтрак.

Вопросы для повторения:

- Какие горячие блюда употребляют на завтрак?

- Какие горячие напитки вы знаете?

- Какие виды бутербродов вам известны?

- Какие еще продукты можно употреблять на завтрак?

Учитель обобщает высказывания. Обычно завтрак состоит из какого-нибудь горячего напитка (чай, молоко, кофе, какао и т. д.). Горячего блюда (каши, омлета, яичницы и т.д.), а также меда, джема, повидла, варенья, масла, колбасы, сыра, вареного яйца, соков, хлеба, булочек, бутербродов.

Параллельно с повторением демонстрируется  слайд 2- 4.

  1. Изучение нового материала.

Учитель:

- С чего начинается ваш день? Понятно, что каждый ответит по-своему — у кого-то скоростной подъем по будильнику, у кого-то долгие потягивания, у кого-то утренняя пробежка. Но, так или иначе, каждый из нас добирается таки до кухни, чтобы позавтракать!!! Помните поговорку «завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу»? И надо сказать, поговорка — ну очень правильная! Однако, сегодня мы дома, учимся, а завтра начнутся каникулы и возможно кто-то из вас поедет в другие страны! И нужно быть подготовленным и знать — что же предлагается на завтрак в разных странах мира?

Несколько учениц подготовили сообщения о завтраках в разных странах. Давайте послушаем их.

(Мини проекты детей о завтраках в разных странах слайды 5-15) .

Английский завтрак.

Пожалуй, самый распространенный вариант (часто также носящий название «континентальный») для тех, кто не хочет мудрить и экспериментировать с утра пораньше и предпочитает классический проверенный вариант! В состав полной версии завтрака непременно входят яйца, бекон, сосиски, бобы, грибы, картофельные котлетки и тосты. Ну и конечно, никак не обойтись без чашки кофе или черного чая — с неизбежным молоком!
Завтрак по-шведски.


Его практически невозможно представить без особых шведских блинчиков. Это тонкие блинчики, приготовленные из бездрожжевого теста и обжаренные с двух сторон, которые обычно подаются со сладкой фруктовой начинкой. Настоящее объедение для сладкоежек!
Завтрак по-итальянски.

То ли итальянцы слишком ленивы по утрам для приготовления плотного завтрака, то ли просто оставляют в желудке место для большой сырной пиццы на обед или для спагетти с соусом на ужин! Так или иначе, но чаще всего они едят завтрак «на бегу»: капуччино с круассаном. Быстро, просто, вкусно!

Американский завтрак

Вариантов тут множество, но чаще всего это толстые блинчики или вафли со взбитыми сливками и сиропом, которые непременно сопровождаются парой кусочков бекона и яичницей! Сочетание может показаться несколько странным, зато уж точно сможет удовлетворить как сладкоежек, так и любителей солененького!

Французский завтрак

Конечно же, круассаны!!! Ну, а дальше — полный полет фантазии! Посыпка из толченого миндаля, масло, шоколад или сливки — хороший круассан ничем не испортишь

Завтрак в Индии.

Индийская кухня очень отличается от штата к штату и от севера к югу и запада к востоку. Где-то принято начинать день с жареной картошки с карри и бобами, где-то — с лепешки с луковой или сырной начинкой. Это огромных размеров вкуснейший хрустящий «блинчик» из чечевичной и рисовой муки, свернутый в трубочку и начиненный картофелем. В качестве соусов к нему непременно подаются в маленьких мисочках самбар (соус из чечевицы, овощей и специй) и чатни (чаще всего — с легким привкусом кокоса). Съел такой блинчик — и весь день сыт!

Египетский завтрак.

Египтяне на завтрак выбирают блюдо под названием Foul Mudammas. Оно состоит из стручковой фасоли, нута, чеснока и лимона. Часто блюдо заправляется оливковым маслом, кайенским перцем и соусом тахини, а сверху выкладывается нарезанное дольками вареное яйцо и овощи. После такого пикантного начала дня необычное его продолжение просто неизбежно!

Завтрак в Китае.

Завтрак в Китае очень похож на обед в Китае и на ужин в Китае! Скорее всего, это будет лапша, рис и тушеная курица с овощами!

Русский завтрак.

Почему-то во всем мире при упоминании «русского завтрака» сразу вспоминаются оладьи, блины или сырники. Употреблять их лучше всего с медом, вареньем, сметаной!

Вывод:

Завтрак – это прекрасное начало дня. Он пробуждает организм утром, запуская все процессы организма. И дает необходимое количество энергии для продуктивной работы и учебы.

В октябре 2009 года в Сиднее, проходил Международный фуд-фестиваль на котором были представлены шедевры кулинарного искусства разных стран. Визитной карточкой на фестивале были флаги стран-участниц, созданные из традиционных для данной страны блюд и продуктов. слайд16

- А если бы мы с вами стали участниками этого фестиваля и представляли бы наш регион страны, из каких продуктов вы бы изготовили российский флаг?

Задание 1.

В тетради сделайте зарисовку флага и подпишите название продуктов, которые на ваш взгляд подойдут при изготовлении такого блюда. (см. приложение 1)

Учитель спрашивает несколько вариантов ответов детей.

Лекция с элементами беседы:

Учитель: Сегодня мы будем учиться  сервировать стол к завтраку.

- Что такое, с вашей точки зрения, сервировка? (Дети высказывают свои суждения о сервировке)
Учитель обобщает высказывания,  и дает определение Сервировки.

Сервировка - это подготовка и оформление стола для приема пищи. Основная цель сервировки - создать удобство пользования приборами (запись определения в тетрадь) слайд17
Далее учитель объясняет новый материал с демонстрацией сервировки стола к завтраку.
Количество приборов посуды зависит от числа присутствующих и количества подаваемых блюд. Расставлять приборы надо так, чтобы сидящие за одним столом не мешали друг другу, расстояние между стульями не менее 30 см.

Учитель показывает и рассказывает последовательность предварительной сервировки стола к завтраку.

Стол рекомендуется застелить скатертью,  на которую кладут льняные или хлопчатобумажные салфетки. На стол под скатерть, для смягчения звуков посуды и приборов, кладут фланель. На салфетку ставят закусочную тарелку. Справа и слева от тарелки размещают закусочные приборы. Вилку располагают слева от тарелки, зубцами вверх, нож – справа, лезвием к тарелке, чайную ложку можно положить справа от ножа или перед тарелкой. Справа, перед ножом, ставят чашку с блюдцем для горячего напитка, ручка повернута в правую сторону.

Общее блюдо с гастрономическими продуктами ставят в центр стола с прибором для раскладывания, каждый берёт то, что хочет и кладет себе на тарелку.
Если на стол ставится масленка, то кладётся нож, которым каждый отрезает кусочек масла и кладет себе на тарелку. Намазывать масло на булку необходимо своим ножом, лежащим справа от тарелки. Сахарницу и вазочку с медом ставят на середину стола вместе с ложечкой для раскладывания. Чай, кофе подают без сахара, каждый добавляет его по вкусу. слайды18-20

Задание 2.

Исследуя выданные таблицы попробуйте самостоятельно выбрать основные наборы посуды и столовые приборы, которые можно использовать для завтрака. слайд 21

(см. приложение 2)

Учитель:
Салфетки – обязательный предмет сервировки стола. Они должны быть чистыми, накрахмаленными. Сейчас принято пользоваться бумажными салфетками. Это недорого, практично и особенно удобно в утренние часы всей недели, кроме воскресного дня. Семейный завтрак в воскресенье или в праздничный день, когда за столом собирается вся семья, по убранству стола должен отличаться от повседневного. В такие дни необходимо приучаться к пользованию салфетками, приборами, к манерам правильного поведения за столом. А вам можно самим сервировать домашний стол, дабы порадовать своих близких. Если завтрак воскресный или праздничный, то стол можно украсить красиво сложенными салфетками. Демонстрация праздничных салфеток. слайды 22-24

Задание 3.

Научиться правильно складывать салфетки. Учащимся на выбор дается три варианта.

Учитель демонстрирует способы складывания салфетки, показывает, рассказывает и контролирует работу учащихся. (см. приложение 3)

Учитель:

Мы с вами придумали блюдо для завтрака в виде флага, выбрали основную посуду и столовые приборы для сервировки стола к завтраку и сложили красиво салфетки для украшения стола. Осталось только узнать, существуют ли правила поведения во время приема пищи?
Правила поведения за столом во время еды, как и все другие, не выдуманы из головы. Каждое имеет свой смысл. Одни основаны на уважении к гостям, другие к хозяевам. Вопрос:

- Как возникло слово этикет?

- Это слово произошло от слова этикетка.

Вопрос:

-Кто впервые ввел правила поведения за столом?

- (Французский король Людовик XIV).

-Послушайте реферат на эту тему. (Выступление ученицы)

На одном из пышных и изысканных приемов у короля гостям вручили карточки с перечислением нескольких обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикетка» и произошло слово “этикет”. Этикет – это составная часть внешней культуры общества, своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества. (запись в тетрадь) Правила, введенные Людовиком, претерпели изменения, со временем появились новые, и все воспитанные люди соблюдают эти правила. слайд 25.
В России в 1717 году при Петре Первом была издана книга “Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению”. В ней вслед за азбукой и арифметикой излагались правила, как сидеть за столом, управляться с ножом и вилкой, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомым.
Со времен Древнего Рима пришел к нам обычай гостеприимства. Столовые приборы были в почете уже у египтян. А умение есть красиво и бесшумно всегда считалось большим достоинством, важным элементом культуры поведения.
Как правильно и красиво сидеть за столом во время еды, пользоваться столовыми приборами и посудой, как эстетично есть и пить – эти и другие подобные вопросы вовсе не праздные. За последние годы мы все стали коммуникабельнее, мобильнее, много общаемся с разными людьми, а значит, и едим вне дома. И как порой неудобно чувствует себя человек, приглашенный на званый вечер или официальный прием, не зная значения многих из расположенных перед ним приборов. Не зная, какой вилкой есть, если их на каждую персону приходится по две или даже по три, и все разные – и вот уже утрачено чувство комфортности, а возможно испорчен весь вечер. Да и дома, в семейном кругу совсем нелишне умело орудовать вилкой и ножом, правильно пользоваться салфеткой.

Какие вы знаете правила поведения за столом. Назовите их и попробуйте объяснить, почему так надо поступать.

Я приготовила распечатку некоторых правил поведения за столом. Кто хочет объяснить, почему возникли эти правила:

  1. Когда ешь, не откусывай больших кусков - это некрасиво.

  2. Не разговаривай с полным ртом. Сначала проглоти, потом скажи.

  3. Во время еды не прихлебывай и не дуй на горячее.

  4. Из общего блюда бери кусочек, не выбирая.

  5. Когда пьешь чай, не оставляй ложку в стакане.

  6. Окончив еду, нож и вилку на стол не клади. слайд 26.

Домой возьмите список правил для более подробного изучения (см. приложение 4).


  1. Практическая работа.

Учащиеся бригадами сервируют стол к завтраку, используя сложенные салфетки.

Выкладывают флаг нашей страны из предложенных продуктов (блины, оладьи, икра, семга, варенье брусничное, смородиновое и черничное).

Контрольные вопросы:

  1. Что входит в понятие “сервировка стола”?

  2. Какие приборы необходимы для сервировки стола на завтрак?

  3. Как нужно положить чайную ложку?




  1. Подведение итога урока.

Анализ урока, выставление оценок, рефлексия, уборка рабочего места.

Чему научились на уроке?

Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

Бывали ли у вас случаи, когда вы не знали, как надо себя вести за столом?


  1. Домашнее задание.

В ближайшие дни постарайтесь устроить дома праздничный обед. Попробуйте сервировать стол по всем правилам. Сделайте фотографии и принесите их.

Приложение 1



  1. Белый –



  1. Синий -



  1. Красный –

Приложение 2.

Задание 2. Изучить предложенные приборы и наборы посуды, выбрать подходящие для сервировки стола к завтраку. Проверить работу. Сравнить с образцом, представленным на слайде.


Основной набор посуды





Основные столовые приборы



Основные столовые приборы



Столовые приборы



Столовые приборы


Приложение 3

Задание 3.



а) "веер" - дважды сложить по длине, свернуть веером и раскрыть с одной стороны;

б) "лилия" - углы сложить к центру, салфетку пере вер­нуть и снова сложить углы к центру. Уголки с нижней сто­роны вывернуть наружу так, чтобы лилия выпрямилась;

в) "свеча" - дважды свернуть, чтобы получилось четы­ре квадрата, затем сложить по диагонали и верхний угол завернуть вниз, левый и правый углы закрепить сзади;

г) "диагональ" - сложить дважды, чтобы получилось четыре квадрата, верхний угол завернуть по диагонали, затем еще раз, салфетку скрутить и закрепить;

д) "треугольники" - сложить треугольник, затем свер­нуть, чтобы получилось два треугольника, поставить, при­дав форму воронок.

Приложение 4

Как вести себя за столом

1. Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков - это некрасиво.
2. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, а потом ответь.
3. Во время еды не прихлебывай громко, не дуй на слишком горячее блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Старайся есть беззвучно.
4. Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда съешь один кусок, отрежь следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу: от этого твоя тарелка будет выглядеть неряшливо, а еда быстро остынет.
5. Жареную или вареную птицу надо брать с тарелки вилкой, отрезая небольшими кусочками, а когда отрезать будет уже трудно, можно взять пальцами косточку и обглодать.
6. Косточки из рыбы тоже можно вынимать вилкой и пальцами. Но пальцы при этом не облизывают, а вытирают салфеткой.
7. Гарнир - овощи, картошку, макароны – набирай на вилку с помощью корочки хлеба.
8. Не ешь ложкой то, что отлично можно есть вилкой.
9. Не ешь с ножа - это некрасиво, да и легко можно порезать рот.
10. Рыбу, сырники, котлету, заливное, яичницу ножом резать не надо - их легко разломить вилкой.
11. Когда пользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку - в левой. Не перекладывай их из руки в руку, пока не съешь все блюдо.
12. Косточки от компота не выплевывай прямо на блюдце. Поднеси ложку ко рту, выплюнь на нее косточку и положи на блюдце.
13. Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол, а вежливо попроси передать.
14. Из общего блюда бери крайний кусок, не выбирая. Ведь взяв кусок получше, ты оставляешь соседу кусок похуже, а это невежливо.
15. Не подбирай хлебом остатки соуса с тарелки. Не допивай прямо с блюдца сок от компота.
16. Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на стол не клади.
17. Не ставь без разрешения свою грязную тарелку на грязную тарелку соседа без его разрешения и не отодвигай свою грязную посуду. в его сторону.
18. Когда пьешь чай, не оставляй чайную ложку в стакане - он может опрокинуться. Размешав сахар, положи ложку на блюдце.
19. Не сиди боком к столу или положив ногу на ногу - это некрасиво и невежливо.
20. За едой не читай, - это не только невежливо по отношению к окружающим (мол, книжка тебе интереснее, чем они), но и вредно.
21. Не катай шариков из хлеба, не кроши его зря, доедай все корки (они, кстати, полезнее мякиша). Помни всегда, сколько людей трудилось, чтобы вырастить и убрать урожай и испечь хлеб. Не забывай также, что для миллионов ребят на земле крошка хлеба еще драгоценность!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока по технологии. Раздел «Кулинария», 5 класс Тема: «Завтраки мира. Сервировка стола. Культура поведения за столом» iconУрока по технологии, раздел кулинария, 5 класс Тема: «Завтраки мира....
Цели урока: познакомить обучающихся с правилами сервировки стола к завтраку и культурой поведения за столом
Урока по технологии. Раздел «Кулинария», 5 класс Тема: «Завтраки мира. Сервировка стола. Культура поведения за столом» iconУрок технологии (девочки) в 5 классе. Раздел кулинария, тема урока...

Урока по технологии. Раздел «Кулинария», 5 класс Тема: «Завтраки мира. Сервировка стола. Культура поведения за столом» iconКонспект урока по технологии в 5 б классе учителя Шевакиной Е. Д....
Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,...
Урока по технологии. Раздел «Кулинария», 5 класс Тема: «Завтраки мира. Сервировка стола. Культура поведения за столом» iconТема урока: «Сервировка стола. Культура поведения за столом» Класс: 7-8 (Девочки)
Развивать творческие способности при аранжировке стола цветами, при подборе столовых приборов для ужина, при оформлении салфеток
Урока по технологии. Раздел «Кулинария», 5 класс Тема: «Завтраки мира. Сервировка стола. Культура поведения за столом» iconРазработка урока по технологии Раздел: Кулинария
Познакомить с понятием «Сервировка стола», с правилами сервировки, предметами сервировки, историей их появления. Научить приемам...
Урока по технологии. Раздел «Кулинария», 5 класс Тема: «Завтраки мира. Сервировка стола. Культура поведения за столом» iconТема урока: Сервировка стола к завтраку
Образовательная – ознакомить учащихся с правилами сервировки стола к завтраку и рассказать о культуре поведения за столом
Урока по технологии. Раздел «Кулинария», 5 класс Тема: «Завтраки мира. Сервировка стола. Культура поведения за столом» iconТема урока: Сервировка стола к завтраку. Элементы этикета
Ознакомить учащихся с правилами сервировки стола к завтраку и рассказать о культуре поведения за столом
Урока по технологии. Раздел «Кулинария», 5 класс Тема: «Завтраки мира. Сервировка стола. Культура поведения за столом» iconУрок по технологии Тема: «Сервировка праздничного стола»
Познакомить с понятием «Сервировка стола», с правилами сервировки, предметами сервировки, историей их появления. Научить приемам...
Урока по технологии. Раздел «Кулинария», 5 класс Тема: «Завтраки мира. Сервировка стола. Культура поведения за столом» iconУрок технологии в 6 классе Тема: «Хлеб на столе. Сервировка стола ужину. Элементы этикета»
Обучающие: формировать у учащихся знания и умения по составлению меню на ужин из 2 – 3 блюд, правилам поведения за столом, формировать...
Урока по технологии. Раздел «Кулинария», 5 класс Тема: «Завтраки мира. Сервировка стола. Культура поведения за столом» iconТема урока: "Сервировка стола к завтраку. "
Программа предназначена для изучения технологии в 10 классе средней общеобразовательной школы
Урока по технологии. Раздел «Кулинария», 5 класс Тема: «Завтраки мира. Сервировка стола. Культура поведения за столом» iconКонспект урока по сбо для 5 класса Тема «Сервировка стола»
Образовательные: познакомить учащихся с правилами сервировки стола, научить сервировать стол к завтраку
Урока по технологии. Раздел «Кулинария», 5 класс Тема: «Завтраки мира. Сервировка стола. Культура поведения за столом» iconТворческий отчет Воспитание толерантности у обучающихся на уроках...
Воспитание толерантности у обучающихся на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария» (кухни народов мира)
Урока по технологии. Раздел «Кулинария», 5 класс Тема: «Завтраки мира. Сервировка стола. Культура поведения за столом» iconБлюда из яиц. Сервировка стола к завтраку

Урока по технологии. Раздел «Кулинария», 5 класс Тема: «Завтраки мира. Сервировка стола. Культура поведения за столом» iconЛекция педагога об истории возникновения салфеток, истории сервировки...
Оборудование: иллюстрации, фотографии с изображением сервировки стола к завтраку и вариантами сворачивания салфеток, применение икт...
Урока по технологии. Раздел «Кулинария», 5 класс Тема: «Завтраки мира. Сервировка стола. Культура поведения за столом» iconУрока технологии в 1 классе Тема: Проект "Осенний урожай". Изделие "Овощи из пластилина"
Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Что окружает нас дома?"; раздел "Почему и зачем?", тема "Почему нужно...
Урока по технологии. Раздел «Кулинария», 5 класс Тема: «Завтраки мира. Сервировка стола. Культура поведения за столом» iconТематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура»...
Программа “Мировая художественная культура разработана на основе программы “Мировая художественная культура 5-11 класс” Автор Г....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск