Творческий отчет Воспитание толерантности у обучающихся на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария» (кухни народов мира). Исполнитель: Королева Нина Викторовна





НазваниеТворческий отчет Воспитание толерантности у обучающихся на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария» (кухни народов мира). Исполнитель: Королева Нина Викторовна
страница1/6
Дата публикации02.03.2015
Размер0.76 Mb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Культура > Отчет
  1   2   3   4   5   6



Департамент образования Тверской области

Тверской областной институт усовершенствования учителей

Творческий отчет

Воспитание толерантности у обучающихся на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария» (кухни народов мира).

Исполнитель: Королева Нина Викторовна,

учитель технологии МОУ СОШ №6 г. Торжка

г. Тверь 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….3

Актуальность выбора темы…………………………………………..4

Этимология понятия «толерантность»………………………………6

Глава 1. Понятие и структура толерантности……………………….8

1.1 Основные принципы толерантности………………………….8

1.2 Проблема толерантности в школе…………………………….9

1.3 Воспитание культуры толерантности у школьников………..11

Глава 2. Характеристика подросткового возраста…………………15

2.1 Психология подростка и старшего школьника………………15

2.2 Социальная ситуация развития………………………………..15.

2.3 Особенности личности и межличностных отношений………20

2.4Особенности учебной деятельности…………………………...27

Глава 3. Исследовательская часть…………………………………....32

3.1. Толерантность на уроках кулинарии……………………...…32

3.2. Разработка урока в 9 классе по теме «Особенности русской национальной кухни»……………………………………………...33

3.3. Разработка урока в 9 классе по теме «Испанская кухня».....35

3.4. Разработка урока в 8 классе по теме «Итальянская кухня»..39

3.5. Разработка внеклассного мероприятия в 7 классе «Приготовление обрядовой пищи»…………………………………………………..44

Заключение…………………………………………………………….47

Список литературы…………………………………………………....49

Приложение ………………………………………………………..…50
ВВЕДЕНИЕ

Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч "я"!» - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается неко­гда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «город», «семья», «школа», «класс».

Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБОРА ТЕМЫ

Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу “Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма”

Почему эта проблема особенно актуальна для современной России? Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты. 16 ноября 1995 года ООН утверждена Международная декларация принципов толерантности, в которой дается определение данного понятия: Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богато­го многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов прояв­ления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жиз­ни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает суще­ствовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Толерантность - глобальная проблема всего общества. На слуху проявления национализма (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав); дискриминация по признаку пола, сексуальной ориен­тации и других различий (лишение социальных благ, от­рицание прав человека, изоляция в обществе); расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе  предпосылки, что одни расы превосхо­дят другие); фашизм; осквернение религиозных или культурных символ

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности, необходимые для общего выживания и свободного развития.

Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.

Насколько терпимо современные школьники относятся друг к другу и к представителям других национальностей? Чего можно ожидать в ближайшем будущем от подростков в плане их этносоциального поведения? Кто должен воспитывать толерантную личность?

ЭТИМОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

Толерантность – понятие достаточно новое. Попробуем обратиться к этимологии понятия «толерантность». Оно происходит от латинского глагола tolerate (переносить, выдерживать, терпеть). При этом перевод и трактовка слова "толерантность» в разных культурах неоднозначны. Сравнительный анализ данного понятия позволяет сделать следующие выводы.

В английском языке понятие «толерантность» имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость; допуск, допустимое отклонение.

Во французском языке «толерантность» – уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов».

В китайском языке «быть толерантным» – «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

В арабском языке «толерантность» определяется, как «снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим».

В русском языке «толерантность» означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам». В.И. Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. А нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости. Объяснение тому, что такое терпимость, Даль дает на примерах терпимости личных убеждений, терпимости к иной вере. Как мы видим, толерантность достаточно сложный термин с целым рядом нюансов.

Этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиск взаимоприемлемых компромиссов – основные принципы толерантности.
«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира, ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

Объект исследования: учащиеся 9 класса МОУ СОШ №6

Предмет исследования: толерантность в учебной деятельности обучающихся.

Гипотеза: мы предполагаем, что использование элементов толерантности в учебном процессе, повысит качество обученности и улучшит интерес к преподаваемому предмету, создаст взаимопонимание учитель – ученик.


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ

1.1 ПРИНЦИПЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира, ведет от культуры войны к культуре мира»

  1. «Уважение человеческого достоинства всех без исключения людей»

  2. «Уважение различий»

  3. «Понимание индивидуальной неповторимости»

  4. «Взаимодополняемость как основная черта различий»

  5. «Взаимозависимость как основа совместных действий»

Для воплощения в жизнь данных принципов, необходимо осуществить поиск толерантной позиции.

Согласно Э. Берну, существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим:

Я – о'кей, ты – о'кей. Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс.

Я – о'кей, ты – не о'кей. Я – Принц, а ты – Лягушка. Это позиция превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя.

Я – нео'кей, ты – о'кей. Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством.

Я – не о'кей, ты – не о'кей. Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла.


1.2 ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТОСТИ В ШКОЛЕ

Правительством России разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе. Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

«Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Действительно, образовательная деятельность является главным средством развития толерантности в обществе, как отмечается в «Декларации принципов толерантности UNESCO, 1995». Основой, фундаментом толерантности в самом широком понимании является индивидуальный уровень, так как эта индивидуальная добродетель содержит в себе все прочие аспекты бытия толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы).

На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.
Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
Принятие – это положительное отношение к таким отличиям

Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Существует понятие «толерантный учитель». Какой он?
1. Осознает, что его воспринимают как образец для подражания.
2. Осваивает и использует соответствующие навыки для развития диалога и мирного разрешения конфликтов.
3. Поощряет творческие подходы к решению проблем;
4. Обеспечивает условия для совместной конструктивной активности участников образовательного процесса, условия для личностных достижений, не обостряет агрессивное поведение или обостренное соперничество;
5. Содействует вовлечению учащихся и родителей в принятие решений и разработку программ совместной деятельности;
6. При осуществлении учебных программ использует возможности всего сообщества;
7. Учит мыслить критически и умеет ценить позиции других, при этом четко формулирует собственную позицию в отношении спорных вопросов;
8. Ценит культурное разнообразие и создает условия для признания культурных различий и их проявлений в жизни.

1.3 ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

На мой взгляд, воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам. Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка. Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г.Г. Шпет, сочувственному (эмфатическому) – М.М. Бахтин, к пониманию через со-мышление – В.Ф. Гумбольдт, что ведет к содействию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен, он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

Можно выделить две группы методов понимания:

1.Методы интерпретации. При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости», ндивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл.
2. Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, соучастное отношение, а значит, на основе диалога. людей. Воспитание толерантности – воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям.

Воспитание культуры толерантности у школьников предусматривает следующие направления обучения толерантности:
1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения
2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.
3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.
4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению
труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
5. И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Персептивная сторона общения построена на формировании образа другого человека. Это достигается умением понять через внешние действия человека его внутренний мир, его психологические особенности, которые так причудливо отражаются в поведении. Обучение через общение основано на умении принять чужую точку зрения и поддержке; атмосфере, способствующей честности открытости; на поощрении и руководстве; на полном согласии и доверии учеников. Учитель и ученик - часть одной команды, они работают над достижением общей цели.

Планируемые результаты

- Снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах.
- Уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных, политических и т.п. разногласий.
- Достижение гармонии между «Я» каждого ученика и «МЫ» , под которым подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям.

Предложения, сформулированные по воспитанию толерантности, вполне применимы в воспитательном процессе и соответствуют теоретическим закономерностям воспитания толерантности. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Школа, как место социализации, должна стать центром воспитания толерантности, так как толерантность является важным фактором устойчивости не только школы, но и общества.

Толерантность не должна восприниматься как конформизм, индифферентность, ущемление собственных интересов.

Черты толерантной личности: терпение, снисходительность, расположенность к другим, юмор, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, несклонность обсуждать других, умение слушать, способность к сопереживанию и т.д. посвящены формированию установок толерантного сознания и поведения у детей и подростков.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Творческий отчет Воспитание толерантности у обучающихся на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария» (кухни народов мира). Исполнитель: Королева Нина Викторовна iconПроект в рамках программы Intel "Обучение для будущего"
Проект может быть использован как на уроках по предмету «Технология. Обслуживающий труд» при изучении раздела «Технология ведения...
Творческий отчет Воспитание толерантности у обучающихся на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария» (кухни народов мира). Исполнитель: Королева Нина Викторовна iconКонспект урока технологии №1 (с требованиями фгос) Учитель технологии...
Тема урока: Решение конструкторских задач при изучении раздела «Металлообработка»
Творческий отчет Воспитание толерантности у обучающихся на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария» (кухни народов мира). Исполнитель: Королева Нина Викторовна iconПрезентация по одной из национальной кухни европейской страны 04. 02
График выполнения заданий по дисциплине «Традиции и культура питания народов мира»
Творческий отчет Воспитание толерантности у обучающихся на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария» (кухни народов мира). Исполнитель: Королева Нина Викторовна iconМетодическая разработка урока «Человек в религиозных традициях мира»
Цель урока: Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий,воспитание уважения...
Творческий отчет Воспитание толерантности у обучающихся на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария» (кухни народов мира). Исполнитель: Королева Нина Викторовна iconТворческий отчет
Эвм. При изучении компьютерной графики, наверное, самой сложной задачей является развитие творческих способностей учеников. Творчество...
Творческий отчет Воспитание толерантности у обучающихся на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария» (кухни народов мира). Исполнитель: Королева Нина Викторовна iconУрок по технологии. 6 класс. Тема раздела: «Интерьер жилого дома»
Практическая работа: «Оформление интерьера кухни и столовой изделиями собственного изготовления. Праздничная посуда»
Творческий отчет Воспитание толерантности у обучающихся на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария» (кухни народов мира). Исполнитель: Королева Нина Викторовна iconМифы народов мира в среднем звене
Европы, Америки не вызывает сомнения, поскольку это раздвигает горизонты личности, учит её познавать и воспринимать культурные ценности...
Творческий отчет Воспитание толерантности у обучающихся на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария» (кухни народов мира). Исполнитель: Королева Нина Викторовна iconПамятка для студентов направления 260800 «Технология продукции и...
Дисциплина «Кухни мира» общим объемом 72 часа: лекции – 13 часов, лабораторные работы – 26 часов, самостоятельная работа 33 часа,...
Творческий отчет Воспитание толерантности у обучающихся на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария» (кухни народов мира). Исполнитель: Королева Нина Викторовна iconУрока по технологии, раздел кулинария, 5 класс Тема: «Завтраки мира....
Цели урока: познакомить обучающихся с правилами сервировки стола к завтраку и культурой поведения за столом
Творческий отчет Воспитание толерантности у обучающихся на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария» (кухни народов мира). Исполнитель: Королева Нина Викторовна iconУрока по технологии. Раздел «Кулинария», 5 класс Тема: «Завтраки...
Цели урока: познакомить обучающихся с правилами сервировки стола к завтраку и культурой поведения за столом
Творческий отчет Воспитание толерантности у обучающихся на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария» (кухни народов мира). Исполнитель: Королева Нина Викторовна iconИспользование современных педагогических технологий на уроках английского...
Все перечисленные методы обеспечивают развитие индивидуальности и самостоятельности ученика. Выше названные технологии применяю при...
Творческий отчет Воспитание толерантности у обучающихся на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария» (кухни народов мира). Исполнитель: Королева Нина Викторовна iconМетодические рекомендации классным руководителям для проведения единого...
Международный день толерантности, взаимопонимания и культурного многообразия народов. В 1995 году Генеральная Ассамблея ООН предложила...
Творческий отчет Воспитание толерантности у обучающихся на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария» (кухни народов мира). Исполнитель: Королева Нина Викторовна iconУважаемый студент!
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Творческий отчет Воспитание толерантности у обучающихся на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария» (кухни народов мира). Исполнитель: Королева Нина Викторовна iconРабочая программа дисциплины
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Творческий отчет Воспитание толерантности у обучающихся на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария» (кухни народов мира). Исполнитель: Королева Нина Викторовна iconТематическая физминутка как средство закрепления знаний на уроках окружающего мира
В преподавании курса «Окружающий мир» в начальных классах реализуются разнообразные технологии, от традиционных до интерактивных...
Творческий отчет Воспитание толерантности у обучающихся на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария» (кухни народов мира). Исполнитель: Королева Нина Викторовна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Информационно-коммуникационные технологии на уроках образовательной области «Технология» уместно применять при изучении отдельных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск